Tres Zapotes

редактировать
сердце ольмеков.

Трес Запотес - это мезоамериканский археологический памятник, расположенный в южно-центральной части залива низменности Мексика на равнине реки Папалоапан. Трес Сапотес иногда называют третьей крупной ольмекской столицей (после Сан-Лоренцо Теночтитлан и Ла Вента ), но фаза ольмеков является лишь частью история сайта, которая продолжалась в периоды культур Эпи-Ольмеков и Классический Веракрус.

2000-летнее существование Трес Сапотеса как культурного центра необычно, если не уникально, для Мезоамерики.

Содержание
  • 1 Местоположение
  • 2 История
    • 2.1 Ольмеков
    • 2.2 Эпи-Ольмеки
    • 2.3 Классическая эпоха
  • 3 Стела C
  • 4 План территории и общественная организация
  • 5 Музей Трес Сапотес
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Местоположение

Место расположено недалеко от современной деревни Трес Сапотес, к западу от Сантьяго-Тустла, Веракрус на западном краю гор Лос-Тустлас На берегу Рио-Уэяпан (небольшой ручей). Этот район является переходным пунктом между горами Лос-Тустлас и дельтой реки Папалоапан и позволяет жителям пользоваться лесными возвышенностями, а также болотами и реками равнин. Едва ли в 10 км к востоку находится Серро-эль-Вигиа, потухший вулкан и важный источник базальта и других вулканических камней, песчаника и глины. Соседний небольшой участок Ранчо ла Кобата, на северном фланге Серро Эль Вигиа, возможно, функционировал как мастерская памятников - большая часть базальтовой каменной кладки в Трес Сапотес была изготовлена ​​из колоссальных «сфероидных» гладких валунов, обнаруженных даже сегодня на вершине Серро Эль Вигиа. Некоторые из этих валунов имеют диаметр более 3 метров.

Судно из Эпи-Ольмекского периода Трес Сапотес, 300 до н.э. до 250 г. н.э.
История

Ольмеков

Основанный за несколько веков до 1000 до н.э., Трес Сапотес стал региональным центром в начале периода среднего формирования, возможно, 900-800 гг. До н.э., что примерно совпадает с закат Сан-Лоренцо Теночтитлан. Самая ранняя общественная архитектура, которая была обнаружена, была датирована концом Среднего формирования, возможно, 500 г. до н.э.

Считается, что две колоссальные головы датируются этим периодом. Именно недалеко от Трес Сапотес первая колоссальная голова была обнаружена в 1862 году Хосе Мельгаром. На сегодняшний день на местном уровне были обнаружены два, помеченные как «Памятник А» и Памятник Q. Меньше, чем колоссальные головы в Сан-Лоренцо, они имеют высоту чуть менее 1,5 м (4 фута 11 дюймов). Вместе с более грубой и значительно большей головой на Ранчо ла Кобата, эти колоссальные головы свидетельствуют о местном стиле одежды и скульптуры, отличном от стиля Сан-Лоренцо и Ла Вента.

И, в отличие от ольмеков. участок Ла-Вента, Трес Сапотес не был заброшен в конце периода среднего формирования, ок. 400 г. до н.э., и он не был сразу затронут складыванием культуры ольмеков на востоке Сердце ольмеков. Однако в течение следующих нескольких сотен лет культура ольмеков в Трес-Сапотесе и на западном краю центральной части ольмеков будет постепенно преобразована в то, что стало называться эпи-ольмеков ( или постольмекская) культура.

Эпи-Ольмек

Большая часть монументальной скульптуры в Трес Сапотес - эпиольмекская скульптура, датируемая поздним периодом формирования. период. Эти скульптуры, как и керамика Tres Zapotes, демонстрируют преемственность с узорами ольмеков, но при этом постепенный отход от них. Tres Zapotes Stela D изображает сцену, обрамленную пастью монстра, похожую на обрамление гораздо более древнего Алтаря 4 Ла Венты, но в то время как алтарь ольмеков относится к мифическому событию, содержание Стелы D носит исторический характер.

Это обрамление также можно увидеть Изапа Стела 2, которая была вырезана примерно в то же время, что и Стела D. Это и другие сходства заставили некоторых археологов предположить что Исапа сильно повлияла на художественные традиции эпи-ольмеков Трес Сапотес, или даже что стили Трес Сапотес эпи-ольмеков развились из стиля Изапан. Однако недавние исследования вместо этого подчеркивают «их происхождение от общего предка, культуры ольмеков, с некоторыми общими мотивами и техниками в развивающейся совместной традиции».

Однако, несмотря на сходство с более ранними скульптурами ольмеков, Tres Zapotes Скульптуре Эпи-Ольмеков, похоже, не хватает мастерства, утонченности и детализации ее предшественников из Сан-Лоренцо и Ла-Вента. Это лишь частично связано с более грубым местным базальтом Серро Эль Вигиа.

Именно в этот Эпи-Ольмекский период в Трес Сапотес появилась новая мезоамериканская система письма : Истмийский (или Epi-Olmec) сценарий, а также некоторые из самых ранних дат в формате календаря с длинным счетом.

Задняя сторона стелы C . Столбцы и кружки показывают дату мезоамериканского длинного счета 7.16.6.16.18. глифы вокруг даты являются одним из немногих сохранившихся примеров эпи-ольмекского письма.

классической эпохи

Хотя в классическую эпоху, начавшуюся примерно с 300 г. н.э., продолжался курган Строительство и Трес Сапотес оставались региональным центром, тем не менее, эта эпоха принесла ощутимый упадок в благосостоянии Трес Сапотес, поскольку центры новой классической культуры Веракруса росли в известности и размерах.

Трес Сапотес, возможно, был заброшен к 900 году н.э., хотя там было и меньшее по размеру и позднее занятие.

Стела C

В 1939 году археолог Мэтью Стерлинг обнаружил в Трес Сапотес нижнюю половину стелы C. Эта стела была вырезана из базальта, причем на одной стороне изображена гравюра в ольмекском стиле, которая по разным причинам описывалась как абстрактный оборотень-ягуар Или правитель на троне. На другой стороне была дата самого старого мезоамериканского календаря длинного счета, когда-либо обнаруженного. Эта дата, 7.16.6.16.18, соотносится в нашем сегодняшнем календаре с 3 сентября 32 г. до н.э., хотя были некоторые разногласия по поводу пропавшего бактуна, первой цифры, которая Мэрион Стирлинг, жена Мэтью, утверждал, была «7». Ее суждение было подтверждено в 1969 году, когда была найдена верхняя половина стелы.

С 1939 года была обнаружена только одна древняя дата с длинным счетом, Стела 2 из Чьяпа-де-Корсо, Чьяпас, с датой 7.16.3.2.13. (36 г. до н. Э.).

На оборотной стороне Стелы C выгравирован один из немногих сохранившихся примеров эпи-ольмекского письма. Исследование 1965 года пришло к выводу, что Stela C, в отличие от большинства других базальтовых каменных кладок в Tres Zapotes, была похожа на базальт, использованный для La Venta Stela 3 и базальтовых колонн, окружающих La Venta Complex A, которые сами по себе были прослежены до Punta Roca Partida на Побережье Мексиканского залива на северной стороне гор Лос-Тустлас.

План участка Трес Сапотес периода Эпи-Ольмеков с выделением четырех групп курганов
План участка и общественная организация

Более 160 курганов, платформ, и аналогичные конструкции были обнаружены в Tres Zapotes, большинство из которых представляют собой низкие жилые платформы. Основными структурами эпохи эпи-ольмеков являются прозаически названные группы 1, 2 и 3 и группа Нестепе с аналогичной структурой (также известная как группа 4). Группа 2 находится более или менее в центре жилого ядра, а остальные три расположены на расстоянии почти 1 км (1 миля) от Группы 2 и друг от друга.

Это равноудаленное расстояние, вероятно, отражает децентрализованную политическую структуру, каждая группа курганов является созданием отдельной фракции в обществе Tres Zapotes. Это контрастирует, например, с Ла Вента, где сильно централизованная общественная архитектура отражала централизованное правление. В Ла-Венте три из четырех колоссальных голов собрались вместе у входа на церемониальный участок, а четвертая стояла на краю большой центральной площади. Две головы Tres Zapotes не входили в центральную группу 2, скорее, памятник A находился в группе 1, а памятник Q - в группе Nestepe.

Четыре группы курганов Трес Сапотес аналогичны по конструкции группам Серро-де-лас-Месас, с большой площадью, окруженной несколькими курганами, включая пирамидальный или конический холм на западном конце и длинный курган на севере. Более длинные курганы, вероятно, поддерживали административные здания и / или элитные жилые дома. Меньшие курганы представляли собой жилища и храмы меньшей элиты.

Несмотря на схожий состав, группы курганов сильно различались по масштабу и сложности. Относительно простые курганы группы Нестепе были ниже 3 м (10 футов) в высоту, а площадь занимала около 1½ га (3½ акра). С другой стороны, в группах 2 и 3 были холмы высотой до 12 м (39 футов) с площадями площадью 4 га. Ожидается, что это изменение отражает различия в доступе различных фракций к рабочей силе и продолжительности периода их влияния.

Музей Трес Сапотес

В деревне Трес Сапотес есть музей. так что туристы и ученые могут увидеть головы ольмеков, а также половину Стелы С (другая половина находится в Мехико).

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки

Координаты : 18 ° 28'N 95 ° 26'W / 18,467 ° N 95,433 ° W / 18,467; -95.433

Последняя правка сделана 2021-06-11 10:54:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте