Мешвеш иероглифами | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||
В мешвеше (часто сокращенный в древней египетском, как Мо) был древние ливийское племенем из берберского происхождения из - за Киренаиками. Согласно надписям египетскими иероглифами, Либу и Техену / Техену населяли эту местность.
Ранние записи о Мешвешах относятся к Восемнадцатой династии Египта, во времена правления Аменхотепа III. Во время 19-й и 20-й династий (ок. 1295 - 1075 до н.э.) Мешвеши находились в постоянном конфликте с египетским государством. Во время конца 21 - й династии все большее число месвешских ливийцев начало селиться в регионе Западной дельты Египта. В конечном итоге они возьмут под свой контроль страну в конце 21-й династии, сначала под руководством Осоркона Старшего. После 38-летнего междуцарствия, в течение которого коренные египетские короли Сиамун и Псусеннес II вступили на престол, Мешвеш правил Египтом на протяжении 22-й и 23-й династий под властью таких могущественных фараонов, как Шошенк I, Осоркон I, Осоркон II, Шошенк III и Осоркон III..
То, что мешвеши были ливийского происхождения, прямо указано в генеалогии, содержащейся на стеле Пасенхора (датируемой правлением Шошенка V ), где, как утверждается, великие вожди мешвешей (включая царей 22-й династии) были потомки «Буювавы Ливиец». Либийско-берберское происхождение Meshwesh также указано в их личных именах (таких как Osorkon, Takelot, Nimlot, Shoshenq и т. Д.) И нескольких неегипетских названиях, используемых этими людьми, которые связаны с берберскими языками. После египтян греки, римляне и византийцы упоминали различные другие племена Ливии. Более поздние племенные названия отличаются от египетских, но, вероятно, некоторые племена упоминаются и в египетских источниках, и в более поздних. Племя Meshwesh представляет это предположение. Некоторые ученые утверждают, что это было бы то же самое племя Mazyes по Гекатея Милетского и Maxyes по Геродоту, в то время как племя называлось Mazices и Mazax в латинских источниках.
Мешвеши известны из древнеегипетских текстов еще в 18-й династии, где они упоминаются как источник крупного рогатого скота, предоставленного дворцу царя Аменхотепа III в Малкате. Это указывает на то, что в то время между мешвешами и египтянами могли быть какие-то торговые отношения. По крайней мере, можно сказать, что египтяне были знакомы с мешвешем. Для оставшейся части 18-й династии информация о Мешвешах или ливийцах в целом отрывочна. Однако есть изображения ливийцев (возможно, Мешвеш) времен правления Эхнатона, в том числе замечательный папирус, изображающий группу ливийцев, убивающих египтянина. Однако папирус фрагментарен, поэтому неизвестно, каков был исторический контекст. Мешвеши или ма были кочевниками-охотниками-скотоводами, питаясь козами, верблюдами и другим домашним скотом, одновременно охотясь и собирая. У их скота собирали молоко, мясо, шкуры и шерсть на еду, палатки и одежду.
Первые древнеегипетские источники описывали мужчин-мешвеш с татуировками и длинными волосами с более длинными боковыми прядями спереди, а столетия спустя они появляются с более короткими волосами египетского влияния, но заплетенными в косы и бисер, аккуратно отделенными с обеих сторон от висков и украшенными одним или два пера, прикрепленных к кожаным ремешкам вокруг макушки головы. Они по-прежнему использовали ту же мантию, что и раньше: тонкая накидка из шкуры антилопы, окрашенная и набивная, пересекающая одно плечо и спускающаяся до середины икры, образуя открытую одежду поверх набедренной повязки с украшенными фаллосными ножнами, что является единственным исключением. нового добавления килта выше колен и животного хвоста в египетской манере короля Нармера и украшения фаллоса над ним. У мужчин волосы на лице были подстрижены, за исключением подбородка, а у мужчин старшего возраста более длинные пучки на подбородке заплетались в косы. Женщины носили ту же мантию, что и мужчины, заплетенные, украшенные волосы, и оба пола носили тяжелые украшения. Более поздние изображения показали, что они приняли и адаптировали некоторые греческие или македонские туники. Оружие включало луки и стрелы, топоры, копья и кинжалы.
Отношения между ливийцами и египтянами в период Рамессайдов, как правило, были постоянными конфликтами. Боевые барельефы в Карнаке времен правления Сети I изображают короля в битве с ливийскими массами; однако в тексте ливийцы описываются только как Tjehenu, один из общих терминов для «ливийцев» в египетском языке, а не как конкретное племенное обозначение. Во время следующего правления Рамсеса II египтяне построили ряд прибрежных крепостей, идущих на запад, в регион Марса-Матрух, в том числе в Аль-Аламайне и Заваяте Умм-эль-Ракхаме. Наличие этих крепостей указывает на серьезную угрозу с запада, и Рамсес действительно утверждает, что сверг ливийцев в различных риторических текстах. Однако, как и в случае с Сети I, он не уточняет, был ли замешан Мешвеш.
Стоящая на коленях статуя Несбанебджедета (V), «Великого вождя Ма» в Мендесе, ок. 755-730 гг. До н. Э. Бруклинский музейВо время правления Мернептаха кажется, что система раннего предупреждения времен его отца пришла в упадок, поскольку в пятый год его правления произошло неожиданное ливийское вторжение в дельту Нила и Западные оазисы. В отличие от своих предшественников, Меренптах в своих боевых рельефах при Карнаке заявляет, что в первую очередь в конфликте руководило племя либу, но в него также были вовлечены союзники Мешвеш и Морские люди. Действительно, Меренптах утверждает, что было захвачено «9100 мечей Мешвеша». (Этот конфликт также описан на стеле Мернептах, также известной как стела Израиля.)
Примерно двадцать пять лет спустя, во время правления Рамсеса III, нарастающий конфликт между египтянами и ливийцами достиг апогея. На этот раз конфликт спровоцировал мешвеш, хотя другие ливийские племена и их союзники из числа морских народов участвовали в двух крупных кампаниях против египетского царя, в 5-м и 11-м годах правления Рамсеса III. Кампания 11-го года касалась почти исключительно однако с Мешвешем. Рамсес заявил о своей победе и поселил мешвешей в военных концентрационных лагерях в Среднем Египте, чтобы заставить их ассимилироваться с египетской культурой и заставить их поступить на военную службу для египетского государства. Согласно Папирусу Харрису I, Рамсес «поселил [их] в твердынях Короля-Победителя, они слышат язык [египетского] народа, служащего королю, он заставляет их язык исчезнуть».
В тексте третьего промежуточного периода упоминается по крайней мере пять «крепостей Мешвеш» в районе Гераклеополиса Магна ; вероятно, они были созданы Рамсесом. На протяжении династии 20, различные тексты на ostraca и папирусы упоминания нападений мешвеш соплеменников, как далеко на юг, как Фивы, где рабочие из Дейр - эль-Медине были вынуждены искать защиты внутри погребального храма в Мединет Хабу.
В конце Третьего промежуточного периода в дельте Нила находились четыре великих вождества Мешвеша, каждое из которых управлялось «Великим вождем Ма», чьи центры власти находились в городах Мендес, Себеннитос, Бусирис и Пер-Сопду соответственно. ; другие меньшие вождества, возглавляемые простым «вождем Ма», располагались в Саисе и Фарбайтосе.