Египетский | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Регион | Первоначально, на всей территории Древнего Египта и в некоторых частях Нубии ; (особенно во времена нубийской царств ); теперь только в нескольких частях Каира и нескольких деревнях в Верхнем Египте | ||||||
Этнос | Древние египтяне, копты | ||||||
Эра | Конец четвертого тысячелетия до нашей эры - XIX век нашей эры (с исчезновением коптов ); до сих пор используется в качестве литургического языка в коптских православных и коптско-католических церквей, на которых говорят, в разговорной речи, две семьи коптов | ||||||
Возрождение | Усилия по возрождению предпринимаются с 19 века; 300 заявленных говорящих | ||||||
Семья языков | афро-азиатских
| ||||||
диалектов |
| ||||||
письменных в системе | иероглифы, скорописные иероглифы, иератические, демотические и коптские (позже, иногда, Арабское письмо в государственных переводах и латинское письмо в транслитерации ученых и нескольких иероглифических словарях) | ||||||
Коды языков | |||||||
ISO 639-2 | egy (также cop для Coptic ) | ||||||
ISO 639-3 | egy (также cop для Coptic ) | ||||||
Glottolog | egyp1246 | ||||||
Лингвасфера | 11-AAA-a | ||||||
Папирус Эберса с подробным описанием лечения астмы |
Египетский язык (египетский: rn km.t, Среднеегипетское произношение:, коптский : ϯ ⲙⲉⲧⲣⲉⲙⲛ̀ⲭⲏⲙⲓ) - это афро-азиатский язык, на котором говорили на Древний Египет. Его аттестация длится необычайно долго, начиная с древнеегипетского этапа (середина 4-го тысячелетия до нашей эры, Древнее царство Египта ). Его самое раннее известное полное письменное предложение датируется примерно 2690 г. до н.э., что делает его одним из старейших записанных языков, наряду с шумерским.
его классической формой. известный как Среднеегипетский, народный Среднего царства Египта, который оставался литературным языком Египта до римского периода. Разговорный язык превратился в демотический ко времени классической античности и, наконец, в коптский ко времени христианизации. К XVII веку разговорный коптский язык почти вымер, но он по-прежнему используется в качестве литургического языка коптской православной церкви в Александрии.
Египетский язык принадлежит к афроазиатской языковой семье. Среди типологических черт египетского языка, которые обычно являются афроазиатскими, - его фузионная морфология, неконкатенативная морфология, серия эмфатических согласных, три -гласная система / aiu /, именной женский суффикс * -at, именной m-, прилагательное * -ī и характерные личные глагольные аффиксы. Что касается других афроазиатских ветвей, лингвисты по-разному предполагали, что египетский язык имеет наибольшее сходство с берберским и семитским.
в египетском прото-афроазиатском звонком согласном. * / dz ð / развился в глоточный ⟨ꜥ⟩ / ʕ /: r.t r.t 'портал', семитское dalt 'дверь'. Афроазиатский * / l / слился с n⟩, ⟨r⟩, ⟨ꜣ⟩ и ⟨j⟩ на диалекте, на котором была основана письменность, но сохранился и в других египетских вариантах. Оригинал * / kg ḳ / palatalise до ⟨ṯ j ḏ⟩ в некоторых средах и сохраняется как ⟨kgq⟩ в других.
Египетский язык имеет много бирадикальных и, возможно, монорадикальных корней, в отличие от семитских предпочтений трехрадикальные корни. Египетский, вероятно, более консервативен, а семитский язык, вероятно, претерпел более позднюю регуляризацию, преобразовав корни в трехрадикальный образец.
Хотя египетский язык является самым древним афроазиатским языком, задокументированным в письменной форме, его морфологический репертуар сильно отличается от что касается остальных афроазиатских в целом и семитских языков в частности. Есть несколько возможностей: египетский язык уже претерпел радикальные изменения по сравнению с протоафроазиатским до того, как был записан; афроазиатская семья до сих пор изучалась с чрезмерно семитоцентричным подходом; или, как предполагает Г. В. Церетели, афроазиатский - это аллогенетическая, а не генетическая группа языков.
египетский язык условно сгруппирован на шесть основных хронологических делений:
Древний, Среднеегипетский и позднеегипетский языки были написаны с использованием как иероглифического, так и иератического сценария. Демотический - это название письменности, происходящее от иератического начала 7 века до нашей эры.
Коптский алфавит произошел от греческого алфавита с адаптацией для египетской фонологии. Впервые он был разработан в период Птолемея и постепенно вытеснил демотическое письмо примерно в IV – V веках христианской эры.
Схема, показывающая использование различных лекций египетского языка по периоду времени и лингвистическому регистру.Термин «архаический египтянин» иногда используется для обозначения самого раннего использования иероглифов, с конца четвертого до начала третьего тысячелетия до нашей эры. На самом раннем этапе, около 3300 г. до н.э., иероглифы не были полностью развитой системой письма, находясь на переходной стадии прото-написания ; за время, предшествующее 27 веку до н.э., можно увидеть такие грамматические особенности, как образование нисба.
Древнеегипетский язык датируется самым старым известным полным предложением, включая конечный глагол, который был найден. Обнаруженный в гробнице Сет-Перибсена (датированный 2690 г. до н.э.), отпечаток печати гласит:
|
|
|
|
| ||||||||||||
d (m) ḏ.n .f | tꜣwj n | zꜣ .f | nsw.t-bj. t (j) | pr-jb.sn (j) | ||||||||||||
unite. PRF.3SG | land. DUAL.PREP | son. 3SG | осока | дом - сердце. 3PL | ||||||||||||
«Он объединил Две Земли для своего сына, Двойного Короля Перибсен." |
Обширные тексты появляются примерно с 2600 г. до н.э. Тексты пирамид являются крупнейшим литературным материалом, написанным на этом этапе развития языка. Одной из его отличительных характеристик является утроение идеограммы, фонограммы и детерминативы для обозначения множественного числа. В целом, он не сильно отличается от среднеегипетского, классической стадии языка, хотя и основан на другом диалекте.
В период 3-й династии (ок. 2650 - ок. 2575 г. до н. Э.) Многие принципы иероглифического письма были упорядочены. С того времени, пока письменность не была заменена ранней версией В период коптского периода (примерно III-IV вв.) система практически не изменилась. Даже количество используемых знаков оставалось постоянным - около 700 на протяжении более 2000 лет.
На среднем египетском языке говорили около 700 лет, начиная примерно с 2000 г. до н.э. Среднеегипетский, как классический вариант египетского, является наиболее документированной разновидностью языка и далеко не всегда привлекает внимание египтологии. Хотя большая часть среднеегипетского языка написана на памятниках иероглифами, оно также было написано с использованием скорописного варианта, а соответствующий иератический.
среднеегипетский язык впервые стал доступен современной науке с расшифровка иероглифов в начале 19 века. Первая грамматика среднеегипетского языка была опубликована Адольфом Эрманом в 1894 году, а в 1927 году его превзошла работа Алана Гардинера. С тех пор среднеегипетский язык стал хорошо понятен, хотя некоторые моменты вербального перегиба оставались открытыми для пересмотра до середины 20-го века, особенно благодаря вкладу Ганса Якоба Полоцкого.
Считается, что среднеегипетский этап закончился примерно в 14 веке до нашей эры, дав начало позднеегипетскому. Этот переход имел место в более поздний период Восемнадцатой династии Египта (известный как период Амарны ). Среднеегипетский язык сохранился в качестве литературного литературного языка, и в этом использовании он сохранился до христианизации Римского Египта в 4 веке.
Поздний Египетский, появившийся около 1350 г. до н.э., представлен огромным количеством религиозной и светской литературы, включающей такие примеры, как История Венамуна, любовные стихи Честера - Папирус Битти I и Инструкция по любому. Инструкции стали популярным литературным жанром Нового Царства, который принял форму советов по правильному поведению. Поздний египетский язык был также языком правления Нового Царства.
Еврейская Библия содержит некоторые слова, термины и имена, которые, по мнению ученых, имеют египетское происхождение. Примером этого является Zaphnath-Paaneah, египетское имя, данное Иосифу.
Демотическая - это название египетского письма, которое использовалось для записи египетского жаргона позднего периода восьмого века до нашей эры, а также текстов в архаических формах языка. Он был написан письмом, заимствованным из северной разновидности иератического письма. Последнее свидетельство архаичного египетского языка в Демотическом - это граффито, написанное в 452 г. до н.э., но Демотическое письмо использовалось для письма на местном языке до и параллельно с коптским письмом на протяжении всего периода раннего Птолемеевского царства, пока оно не было вытеснено Коптский алфавит целиком.
Коптский - это название, данное позднеегипетскому языку, когда оно было написано греческим алфавитом, коптским алфавитом; он процветал со времен раннего христианства (ок. 31 / 33–324), но впервые появился в эллинистический период c.3-го века до нашей эры. Он сохранился до средневековья.
К 16 веку количество коптов быстро сократилось из-за преследований коптских христиан со стороны мамлюков. Вероятно, он сохранился в египетской сельской местности как разговорный язык в течение нескольких столетий после этого. Коптский язык сохранился как литургический язык Коптской Православной Церкви Александрии и Коптской Католической Церкви и, тем не менее, как родной язык нескольких семей в Каире.
Большинство иероглифических египетских текстов написаны в литературном регистре престижа, а не в оккультной разновидности речи их автора. В результате диалектические различия не проявляются в письменном египетском языке до принятия коптского алфавита. Тем не менее ясно, что эти различия существовали до коптского периода. В одном позднеегипетском письме (датированном примерно 1200 г. до н.э.) писец шутит, что письмо его коллеги бессвязно, как «речь человека из Дельты с человеком Элефантина..”
Недавно были обнаружены некоторые свидетельства наличия внутренних диалектов в парах похожих слов в египетском языке, которые, основываясь на сходстве с более поздними диалектами коптского языка, могут быть получены из северных и южных диалектов египетского языка. Письменный коптский диалект имеет пять основных диалектов, которые различаются в основном графическими обозначениями, в первую очередь южный саидский диалект, основной классический диалект, и северный богайрский диалект, который в настоящее время используется в коптских церковных службах.
Большинство сохранившихся текстов на египетском языке написано на камне иероглифами. Местное название египетского иероглифического письма - zẖꜣ n mdw-nṯr («написание слов богов»). В древности большинство текстов было написано на скоропортящемся папирусе иератическим и (позднее) демотическим языком, которые сейчас утеряны. Существовала также форма курсивных иероглифов, используемых для религиозных документов на папирусе, таких как Книга Мертвых Двадцатой династии ; его было проще писать, чем иероглифы на каменных надписях, но он был не таким курсивом, как иератический, и не имел широкого использования лигатур. Кроме того, существовала разновидность каменной иератики, известной как «лапидарная иератика». На заключительной стадии развития языка коптский алфавит заменил старую систему письма.
Иероглифы используются в египетских текстах двумя способами: как идеограммы для представления идеи, изображенной в изображениях, и, чаще, как фонограммы для представления их фонетическое значение.
Поскольку фонетическая реализация египетского языка не может быть определена с уверенностью, египтологи используют систему транслитерации для обозначения каждого звука, который может быть представлен одинарным иероглифом.
Хотя согласную фонологию египетского языка можно реконструировать, точная фонетика неизвестна, и существуют разные мнения о том, как классифицировать отдельные фонемы. Кроме того, поскольку египетский язык записан в течение полных 2000 лет, а архаическая и поздняя стадии разделены промежутком времени, отделяющим древне-латинский от современный итальянский, должны произойти значительные фонетические изменения. произошли в течение этого длительного периода времени.
Фонологически египетский язык противопоставил губные, альвеолярные, небные, велярные, увулярные, глоточные и голосовые согласные. Египетский язык также противопоставлял глухие и выразительные согласные, как и другие афроазиатские языки, но точно, как были реализованы выразительные согласные, неизвестно. Ранние исследования предполагали, что противопоставление остановок было одним из озвучивания, но теперь считается, что это либо один из tenuis и эмфатических согласных, как во многих семитских языках, либо один из придыхательные и выделительные согласные, как и во многих кушитских языках.
Поскольку гласные не были написаны до коптского языка, реконструкции египетской системы гласных гораздо более неопределенны и основываются в основном на свидетельства из коптского языка и записи египетских слов, особенно имен собственных, на других языках / системах письма. Кроме того, ошибки переписчика свидетельствуют об изменениях произношения с течением времени.
Фактическое произношение, восстановленное с помощью таких средств, используется только несколькими специалистами по языку. Для всех остальных целей используется египетское произношение, но оно часто мало похоже на то, что известно о том, как произносится египетский язык.
Следующие согласные реконструируются для архаического (до 2600 г. до н.э.) и древнеегипетского (2686–2181 гг. До н.э.), с эквивалентами IPA в квадратных скобках, если они отличаются от обычной схемы транскрипции:
Губные | Альвеолярные | Постальвеолярные | Небные | Веларовые | Увулярные | Фарингеальные | Глоттальные | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Носовые | m | n | |||||||
Стоп | безмолвные | p | t | ṯ [c ] | k | q * | ʔ | ||
озвученный | b | d * | ḏ * [ɟ ] | ɡ * | |||||
Fricative | безмолвный | f | s | š [ʃ ] | ẖ [ç ] | ḫ [χ ] | ḥ [ħ ] | h | |
озвученный | z * | ] ꜣ (ȝ) [ʁ ] | ꜥ (ʿ) [ʕ ] | ||||||
Приближенный | w | l | j | ||||||
Trill | r |
* Возможно глухое выбрасывание.
/l / не имеет независимого представления в иероглифической орфографии, и часто записывается как если бы это было / n / или / r /. Вероятно, это связано с тем, что стандарт письменного египетского языка основан на диалекте, в котором / l / слилось с другими сонорантами. Также не представлены редкие случаи возникновения / ʔ /. Фонема / j / записывается как ⟨j⟩ в начальной позиции (⟨jt⟩ = * / ˈjaːtVj / 'отец') и сразу после ударной гласной (⟨bjn⟩ = * / ˈbaːjin / 'плохо ') и как ⟨jj⟩ word-medially непосредственно перед ударной гласной (⟨ḫꜥjjk⟩ = * / χaʕˈjak /' вы появитесь ') и немаркированы словом-finally (⟨jt⟩ = / ˈjaːtVj /' отец ') <. 190>
В среднеегипетском языке (2055–1650 гг. До н.э.) происходит ряд сдвигов согласных. К началу периода Среднего Царства / z / и / s / объединились, и графемы ⟨s⟩ и ⟨z⟩ использовались взаимозаменяемо. Кроме того, / j / превратилось в / ʔ / word - первоначально в безударном слоге (⟨jwn⟩ / jaˈwin />* / ʔaˈwin / «цвет») и после ударного гласный (⟨ḥjpw⟩ * / ˈħujpVw />/ ˈħeʔp (Vw) / '[бог] Апис').
В позднем египетском (1069–700 до н.э.) фонемы d ḏ g постепенно сливаются со своими аналоги t ṯ k (⟨dbn⟩ * / ˈdiːban />аккадская транскрипция ti-ba-an 'dbn-weight'). Кроме того, ṯ ḏ часто превращается в / t d /, но они сохраняются во многих лексемах ; ꜣ становится / ʔ /; и / trjw / стать / ʔ / в конце ударного слога и, в конечном итоге, пустого слова - наконец: ⟨pḏ.t⟩ * / ˈpiːɟat />Аккадская транскрипция -pi-ta 'лук'.
Больше изменений происходит в I тысячелетии до нашей эры и в первых веках нашей эры, что приводит к коптским (I – XVII векам нашей эры). В сахидском ḫ ḥ слился с ϣ š (чаще всего от ḫ) и ϩ / h / (чаще всего ẖ ḥ). Богерский и Ахмимический языки более консервативны и имеют велярный фрикативный звук / x / (ϧ в богайрском, ⳉ в ахмимическом). Глотка * ꜥ слилась с голосовой щелью / ʔ / после того, как повлияла на качество окружающих гласных. / ʔ / не указывается орфографически, если он не следует за ударной гласной; затем он помечается удвоением гласной буквы (кроме богерского): Ахмимический ⳉⲟⲟⲡ / xoʔp /, Сахидский и Ликополитанский ϣ ⲟⲟⲡ šoʔp, Богайский ϣ ⲟⲡ šoʔp ', чтобы быть' <ḫpr.w * / ˈΧapraw / 'стало'.Фонема ⲃ / b /, вероятно, произилась как фрикативный [β ], становясь ⲡ / p / после ударной гласной в слоги, которые были закрыты в более раннем египетском (сравните ⲛⲟⲩⲃ <* / ˈnaːbaw / 'gold' и ⲧⲁⲡ < */dib/ 'horn'). The phonemes /d g z/ occur only in греческий заимствованные слова, за редкими исключениями, вызванными ближайшим / n /: ⲁⲛⲍⲏⲃⲉ / ⲁⲛⲥⲏⲃⲉ < ꜥ.t n.t sbꜣ.w 'school'.
Раньше * d ḏ gq сохранялись как отрывное t 'c' k 'k' перед гласными на коптском языке. Хотя те же самые графемы используются для легочных остановок (⟨ⲧ ϫ ⲕ⟩), существование первого может быть предположено, потому что остановка ⟨ⲡ ⲧ ϫ ⲕ⟩ / ptck / аллофонически придыхаются [pʰ tʰ cʰ kʰ] перед ударными гласными и сонорными согласными. На богарском языке аллофонами являются написано специальными графемами ⟨ⲫ ⲑ ϭ ⲭ⟩, но другие диалекты не означали стремление: сахидский ⲡⲣⲏ, богейрский ⲫⲣⲏ 'солнце'.
Таким образом, богейский не делает отметьте стремление к рефлексам более старых * d ḏ грамм q: сахидский и бохайрский ⲧⲁⲡ * / dib / 'рог'. Также дефи конечный артикль ⲡ без придыхания, когда следующее слово начинается с гортанной остановки: Bohairic ⲡ + ⲱⲡ>ⲡⲱⲡ 'счет'.
Системаных коптского языка выглядит согласным образом:
Лабиальные | Стоматологические | Веларские | Глоттальные | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Назальные | ⲙ. m | ⲛ. n | ||||
Стоп | глухие | ⲡ (ⲫ). p (pʰ ) | ⲧ (ⲑ). t (tʰ ) | ϫ (ϭ). c (cʰ ) | ⲕ (ⲭ). k (kʰ ) | *. ʔ |
ejective | ⲧ. tʼ | ϫ. cʼ | ⲕ. kʼ | |||
озвученный | ⲇ. d | ⲅ. ɡ | ||||
Fricative | безмолвный | ϥ. f | ⲥ. s | ϣ. ʃ | (ϧ, ⳉ). (x ) | ϩ. ħ |
озвученный | ⲃ. β | ⲍ. z | ||||
приближенный | (ⲟ) ⲩ. w | ⲗ. l | (ⲉ) ⲓ. j | |||
Трель | ⲣ. r |
* Различные орфографические представления; см. выше.
Вот система гласных, реконструированная для более раннего египетского языка:
Передняя | Задняя | |
---|---|---|
Закрыть | iː | u uː |
Open | a aː |
Гласные всегда короткие в безударных слогах (⟨tpj⟩ = * / taˈpij / 'first') и длинные в открытых ударных слогах (⟨rmṯ⟩ = * / ˈRaːmac / "человек"), но они могут быть короткими или "последними в закрытых ударных слогах" (⟨jnn⟩ = * / jaˈnan / 'мы', ⟨mn⟩ = * / maːn / 'оставаться').
В конце Нового царства, после Рамзеса II, около 1200 г. до н.э., * / ˈaː / меняется на * / ˈoː / (как ханаанский сдвиг ), rw⟩ '(бог) Horus' * / aːra />* / oːrə / (аккадская транскрипция: -ḫuru). * / uː /, следовательно, изменяется на * / eː /: ⟨šnj⟩ 'дерево' * / ʃuːn (?) j />* / ʃeːnə / (аккадская транскрипция: -sini).
В раннем царстве, краткое ударение * / ˈi / заменяется на * / ˈe /: ⟨mnj⟩ "Menes " * / maˈnij />* / maˈneʔ / (аккадская транскрипция: ma -не-е). Позже, вероятно, в 1000–800 гг. До н.э., краткое ударение * / ˈu / изменилось на * / ˈe /: ⟨ḏꜥn.t⟩ "Tanis " * / ˈɟuʕnat / было заимствовано на иврите как * ṣuʕn, но теперь стало транскрибируется как ⟨Ṣe-e'-nu / a-a'-nu⟩ во время Нео-Ассирийской Империи.
Безударные гласные, особенно после ударения, становятся * / ə /: ⟨nfr⟩ 'хорошо' * / ˈNaːfir />* / ˈNaːfə / (аккадская транскрипция -на-а-па). * / iː / меняется на * / eː / рядом с / ʕ / и / j /: ⟨wꜥw⟩ 'солдат' * / wiːʕiw />* / weːʕə / (ранее аккадская транскрипция: ú-i-ú, позже: ú- е-еḫ).
Передняя | Центральная | Задняя | |
---|---|---|---|
Закрытая | iː | ||
Средняя | e eː | ə | oː |
Открытая | a |
Сахидский и Богерский Коптский, Позднеегипетский подчеркнутое * / ˈa / * / ˈo /, а * / ˈe / становится / ˈa /, но не изменяется в других диалектах: ⟨sn⟩ * / san / 'брат'>сахаидский и богайрский son⟩, ахминий, ликополитанский и Файюмич Осан; ⟨Rn⟩ 'имя' * / rin />* / ren />сахайдский и богайрский ran⟩, ахминий, ликополитанский и файюмский ⟨ren⟩. Однако сахайдский и богайрский заповедники * / ˈa /, а Файюмик переводит его как e⟩ в условиях гортанных фрикативов: ⟨ḏbꜥ⟩ 'десять тысяч' * / ˈbaʕ />сахайдский, ахмимский и ликополитанский ⟨tba⟩, богайский ⟨tʰba⟩, Файюмич ⟨ tbe⟩. В ахмимском и ликополитском языках * / ˈa / становится / ˈo / передологическим / ʕ, ʔ /: ⟨jtrw⟩ 'река' * / ˈjatraw />* / jaʔr (ə) />Sahaidic ⟨eioor (e)⟩, Bohairic ⟨ ior, Ахминик ioore, iôôre⟩, Файюмик iaal, iaar⟩. Точно так же дифтонги * / ˈaj /, * / ˈaw /, которые обычно рефлексы / ˈoj /, / ˈow / в сахидском языке и сохраняются в других диалектах, находятся в бохайрском ôi⟩ (в незавершенном положении) и ⟨ôou. ⟩ Соответственно: «мне, им сахидский eroi, eroou⟩, ахминийский и ликополитанский arai, arau⟩, Fayyumic elai, elau⟩, Bohairic eroi, erôou⟩. Сахидский и богерский заповедник * / ˈe / до / ʔ / (этимологический или от ленитированного / trj / или тонико-слогового кода / w /),: сахидский и богайрский ⟨ne⟩ / neʔ / 'вам (жен.)' < */ˈnet/ < */ˈnic/. */e/ may also have different reflexes before соноранты, рядом с шипящими и в дифтонгах.
Старое * / aː / появляется как / uː / после носовых, а иногда и других: ⟨nṯr⟩ 'бог' * / ˈnaːcar />/ ˈNuːte / ⟨noute⟩ / uː / приобрело фонематический статус, о чем свидетельствуют минимальные пары, такие как «приблизиться» ⟨hôn⟩ / hoːn / < */ˈçaːnan/ ẖnn vs. 'inside' ⟨houn⟩ /huːn/ < */ˈçaːnaw/ ẖnw. An etymological */uː/>* / eː /, часто появляется как / iː / рядом с / r / и после этогоологического глотки: hir⟩ < */χuːr/ 'street' (Semitic loan).
В большинстве коптских диалектов есть две фонематические гласные в безударном положении. Безударные гласные обычно становились / ə /, записывались как ⟨e⟩ или null (⟨i⟩ в богайских и фаюмских словах - наконец), но претонический безударный / a / как рефлекс ранее безударным * / e / рядом с этимологическим фарингеальным, velar или 400 г. эры:
Ударная | Безударная | ||
---|---|---|---|
Передняя | Задняя | Центральная | |
Закрыть | iː | uː | |
Mid | e eː | o oː | ə |
Открыть | a |
В более раннем египетском языке есть слоговая структура CV (:) (C), в которой V длинное в открытых ударных слогах и короткое в других местах. Кроме того, CV: C или CVCC могут встречаться в конце Однако CV: C встречается только в инфинитиве биконсонантных глагольных корней, CVCC - только в некоторых множественных числах.
В более позднем египетском п. одчеркнутом CV: C, CVCC и CV становятся гораздо более распространенными из-за потери окончательных зубных кости и скольжения.
Ранее египтянин подчеркивал один из двух последних слогов. По мнению некоторых ученых, это развитие от стадии протоегипетского языка, на которой мог быть подчеркнут третий слог, который был утерян, поскольку открытые посттонические слоги потеряли свои гласные: * / ˈχupiraw />* / ˈχupraw / 'преобразование'.
По традиции египтологи используют «египтологическое произношение» на английском языке: согласным даются фиксированные значения, а гласные вставленные в соответствии с существующим языком произвольными правилами. Две согласные, алеф и айин, обычно произносятся / ɑː /. Йодх произносится как / iː /, w / uː /. Затем между другими согласными вставляется / ɛ /. Так, например, имя египетского царя наиболее точно транслитерируется как Rꜥ-ms-sw и транскрибируется как «Rmɛssu»; это означает: «Ра создал (буквально« родил ») Его».
В транскрипции a⟩, ⟨i⟩ и ⟨u⟩ все представить согласные; например, имя Тутанхамон (1341–1323 до н.э.) было записано на египетском языке как twt-ꜥnḫ-ı͗mn. Эксперты присвоили этим значениям общие звуки для удобства, что не следует путать с тем, как египетский язык когда-либо произносился. Например, имя twt-ꜥnḫ-ı͗mn обычно обычно произносится как на английском языке, но при его жизни оно, вероятно, произносилось как * ., Транслитерируемый как таватидж-анах-аман.
Египетский язык довольно типичный для афроазиатского языка тем, что на основе его словаря чаще всего лежит корень из трех согласных, но иногда в корне бывает только два согласных: rꜥ (w) «солнце» ([ʕ], как полагают, было чем-то вроде звонкого глоточного фрикативного звука). Часто встречаются и более крупные корни, в которых может быть до пяти согласных: sḫdḫd «быть перевернутым».
Гласные и другие согласные звуки добавляются к корню для получения различных значений, как в арабском, иврите и других афроазиатских языках. Однако, поскольку гласные и иногда скользящие не написаны никаким египетским шрифтом, кроме коптского, может быть трудно восстановить фактические формы слов. Таким образом, орфографическое ⟨stp⟩ «выбирать», например, может представлять статив (которого можно оставить невыраженным), несовершенные формы или глагольное существительное (« избранный »).
Египетские существующие могут быть мужского или женского рода (последнее указывается, как и в других афроазиатских языках, добавлением -t), а также единственного или множественного числа ( - w / -wt) или двойное (-wy / -ty).
Артикли, как источники, так и неопределенные, не встречаются до позднего египетского языка, но широко используются.
В египетском языке есть три различных типа личных местаимений : суффикс, энклитик (называемый египтологами «зависимым») и независимые местаимения. Также к инфинитиву добавлен ряд глагольных окончаний для образования статива, и некоторые лингвисты рассматривают их как «четвертый» набор личных местоимений. Они очень похожи на своих семитских собратьев. Три основных набора личных местоимений следующих:
Суффикс | Зависимый | Независимый | |
---|---|---|---|
1st sg. | -ı | wı͗ | ı͗nk |
2nd sg. м. | -k | tw | ntk |
2-й сг. f. | -t | tn | ntt |
3-й сг. м. | -f | sw | ntf |
3rd sg. f. | -s | sy | nts |
1-й пл. | -n | n | ı͗nn |
2-й пл. | -tn | tn | nttn |
3-й пл. | -sn | sn | ntsn |
Демонстративные местаимения имеют отдельные формы единственного числа мужского и женского рода и общего множественного числа для обоих полов:
Мас. | Фем. | Плю. | Значение |
---|---|---|---|
pn | tn | nn | это, то, эти, те |
pf | tf | nf | что, те |
pw | tw | nw | это, то, эти, те (архаично) |
pꜣ | tꜣ | nꜣ | это, то, эти, те (разговорный [ранее] и позднеегипетский) |
Наконец, вопросительные местоимения. Они очень похожи на свои семитские и берберские аналоги:
Местоимение | Значение | Зависимость |
---|---|---|
mı͗ | кто / что | Зависимый |
ptr | кто / что | Независимый |
iḫ | что | Зависимый |
ı͗šst | what | Independent |
zı͗ | which | Independent Dependent |
египетские глаголы имеют конечные и не конечные формы.
Конечные глаголы передают личность, время / аспект, настроение и голос. Каждый обозначается набором аффиксальных морфем, прикрепленных к глаголу: основное спряжение - sḏm.f «он слышит».
Неограниченные грамматики имеют без диких и являются инфинитивом, причастиями и отрицательными г инфинитивом, которые Египетская грамматика: введение в изучение иероглифов называет «отрицательным дополнением». В египетском языке есть два основных времени / аспекта: прошедшее и не отмеченные во времени несовершенные и аористические формы. Последние значения из их синтаксического контекста.
Прилагательные совпадают в роде и числе с существительными, которые они модифицируют: s nfr "хороший человек" и st nfrt "хорошая женщина".
Атрибутивные прилагательные во фразах ставятся после изменяемых существительных: «великий бог» (nṯr ꜥꜣ).
Однако, когда они используются независимо в качестве предиката в прилагательной фразе, как «(бог) велик» (ꜥꜣ nṯr) (буквально, «великий (есть) бог»), прилагательные предшествуют существительным, которые они модифицируют.
В то время как афроазиатский, египетский использует предлоги, более распространенные в английском и других индоевропейских языках.
m | "в, как, с, от" |
n | "до, для" |
r | ", в" |
ı͗n | ", на" |
ḥnꜥ | "с" |
mı͗ | "вроде" |
ḥr | "на, на" |
ḥꜣ | "сзади, вокруг" |
ẖr | "под" |
tp | "поверх" |
ḏr | ", так как" |
Наречия на египетском языке, находятся в конце предложения: в zı͗.n nṯr ı͗m «бог пошел туда», «там» (ı͗m) - наречие. Вот еще несколько распространенных египетских наречий:
ꜥꜣ | "здесь" |
ṯnı͗ | "где" |
zy-nw | "когда" ( букв. «какой момент») |
mı͗-ı͗ḫ | «как» (букв. «как-что») |
r-mı͗ | «почему» (букв. " для чего ") |
ḫnt | " перед " |
Древнеегипетский, классический египетский и среднеегипетский имеют глагол-субъект-объект в качестве основной порядок слов. Однако это изменилось на более поздних стадиях развития языка, включая позднеегипетский, демотический и коптский.
Эквивалент «мужчина открывает дверь» - это предложение, которое на ранних стадиях языка соответствовало бы «открывает человеку дверь» (wn s ꜥꜣ). Так называемое состояние конструкции объединяет два или более существительных для выражения родительного падежа, как в семитском и берберском языках.
На ранних этапах египетского языка артиклей не было, но более поздние формы используют pꜣ, tꜣ и nꜣ. Как и в других афроазиатских языках, в египетском используются два грамматических рода: мужской и женский. В нем также используются три грамматических числа: единственное, двойное и множественное число. Однако более поздний египтянин имеет тенденцию терять двойственное как производительную форму.
Египетский язык сохранился до раннего Нового времени в форме коптского языка. Коптский язык выжил после XVI века только как обособленный язык.
Однако в древности египетский язык оказал некоторое влияние на классический греческий, так что ряд египетских заимствований на греческом языке сохранились в современном употреблении. Примеры включают черное дерево (египетское 𓍁𓈖𓏭𓆱 hbny, через греческое, а затем латинское), слоновая кость (египетское ꜣbw, буквально «слоновая кость, слон»), natron (через греч.), лилия (коптский hlēri, с греческого), ibis (египетский hbj, с греческого), оазис (демотический wḥj, с греческого), возможно баржа (греч. βᾶρις baris «египетская лодка» от коптского ⲃⲁⲁⲣⲉ baʔrə «маленькая лодка» от египетского bꜣjr ) и, возможно, кошка ; и, конечно же, ряд терминов и имен собственных, непосредственно связанных с Древним Египтом, например, фараон (пр-, пр-, буквально «великий дом», передается через иврит и греческий язык). Само название Египет этимологически идентично названию коптов, в конечном итоге от позднеегипетского названия Мемфис, Хикуптах, продолжение Среднеегипетского ḥwt-kꜣ-ptḥ "храм ка (души) из Птах ".
Ряд слов в библейском иврите являются также восходит к египетскому языку; кроме "фараона", большинство из них не вошли в употребление в греческом, латинском или английском языках.
Important Note:The old grammars and dictionaries of E. A. Wallis Budge have long been considered obsolete by Egyptologists, even though these books are still available for purchase.
More book information is available at Glyphs and Grammars.
Look up Category:English terms derived from Egyptian in Wiktionary, the free dictionary. |
Egyptian language repository of Wikisource, the free library |