Птах

редактировать
Древнеегипетское божество
Птах
Птах стоя.svg Птах в виде мумифицированного человека, стоящего на символе Маат, держащий скипетр или посох, на котором изображены комбинированные символы анк-джед-был
Имя в иероглифах
p . t H A40
Главный культовый центрМемфис
Символджед столп, бык
Родителинет (самотворные или несозданные)
КонсортСехмет и Баст
ПотомствоНефертем, Маахес

Птах(Древнеегипетский : ptḥ, реконструированный ; Древнегреческий : Φθά; коптский : ⲡⲧⲁ ϩ) - древнеегипетское божество, бог ремесленников и архитекторы. В триаде из Мемфис он является мужем Сехмет и отцом Нефертема. Он также считался отцом мудреца Имхотеп.

Содержание

  • 1 Происхождение и символика
  • 2 Представления и ипостаси
  • 3 Развитие культа
  • 4 Основные места поклонения
  • 5 Галерея
  • 6 Наследие
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература
  • 10 Внешние ссылки

Происхождение и символика

Статуя Птаха - Египетский музей Турина, Италия

Птах - египетский бог-создатель, который существовал раньше всего и по своей воле придумал существование мира. Впервые это было задумано Мыслью и реализовано Словом: Птах задумал мир мыслью своего сердца и дает жизнь магией своего Слова. То, что повелел Птах, было создано, в чем заключаются элементы природы, фауны и флоры. Он также играет роль в сохранении мира и постоянстве королевской функции.

В двадцать пятой династии нубийский фараон Шабака записывался на стеле, известной как Камень Шабака, старый богословский документ, найденный в архивах библиотеки храма бога в Мемфисе. Этот документ, известный как Мемфитское богословие, показывает бога Птаха, божества, ответственного за создание вселенной посредством мысли и слова.

Птах - покровитель мастерства, обработки металла, плотников, кораблестроителей и скульптуры.

Он носит множество эпитетов, которые описывают его роль в древнеегипетской религии и ее значение в обществе того времени:

  • Птах, красивое лицо
  • Птах, повелитель истины
  • Птах, повелитель правосудия
  • Птах, слушающий молитвы
  • Птах, повелитель церемоний
  • Птах, повелитель вечности
  • «Птах Бог, сотворивший Себя Богом»
  • «Птах, двойное существо»
  • «Птах, зачинатель первого начала»

Представления и ипостаси

Как и многие божества древнего Египта, он принимает множество форм, через один из своих особых аспектов или через синкретизм древних божеств региона Мемфит. Его популярность, которую иногда изображали в виде карлика, обнаженного и уродливого, продолжала расти в Поздний период. Его поклонение часто ассоциировалось с богом Бесом, затем его поклонение перешло за пределы Египта и распространилось по всему востоку. Благодаря распространению финикийцами, мы находим фигуры Птаха в Карфагене.

Птах обычно представлен в облике человека с зеленой кожей, заключенного в наклеивающийся на кожу саван, одетый в божественная борода и скипетр, сочетающий в себе три могущественных символа древнеегипетской религии:

Эти три комбинированных символа указывают на три творческие силы бога: силу (был), жизнь (анкх) и стабильность (джед).

Лепной рельеф Птаха с посохом, на котором изображены комбинированные символы анкх и джед, поздний период или династия Птолемеев, 4–3 века до нашей эры

Старое Королевство, он быстро впитывает облик Сокара и Татенен, древних божеств региона Мемфит. Его форма Сокара содержится в белом саване с короной Атеф, атрибутом Осириса. В этом качестве он представляет божество-покровитель некрополя Саккара и других известных мест, где были построены королевские пирамиды. Постепенно вместе с Осирисом он сформировал новое божество под названием Птах-Сокар-Осирис. Статуэтки, представляющие человеческую форму, форму получеловека, наполовину ястреба или просто чистую форму сокола нового божества, начали систематически помещать в гробницы, чтобы сопровождать и защищать мертвых в их путешествии на Запад.

Его форма Татенен представлена ​​молодым и сильным человеком в короне с двумя высокими перьями, окружающими солнечный диск. Таким образом, он олицетворяет подземный огонь, который грохочет и поднимает землю. Как таковой, он был особенно почитаем мастерами по металлу и кузнецами, но его также боялись, потому что именно он вызывал землетрясения и сотрясения земной коры. В этой форме Птах также является ведущим церемоний Хеб Сед, церемонии, традиционно свидетельствующей о первых тридцати годах правления фараона.

Бог Птах мог соответствовать солнечным божествам Ре или Атон в период Амарны, где он воплощал божественную сущность, с которой Согласно мемфитским мифологическим / теологическим текстам, бог Солнца был накормлен, чтобы появиться, то есть родиться. В святая святых своего храма в Мемфисе, а также в своей великой священной лодке он ехал в процессии, чтобы регулярно посещать этот регион во время больших праздников. Птах также символизировался двумя птицами с человеческими головами, украшенными солнечными дисками, символами душ бога Ре: Ба. Два Ба идентифицированы как боги-близнецы Шу и Тефнут и связаны с мемфисской колонной джед.

Наконец, Птах воплощен в священном быке, Апис. Священное животное, часто называемое вестником Ра, является связующим звеном с богом Ре из Нового царства. Ему даже поклонялись в Мемфисе, вероятно, в самом сердце большого храма Птаха, и после смерти животного он был похоронен со всеми почестями из-за живого божества в Серапеуме Саккары.

Ученые считают также ассоциировал Птаха с мандейским богом Птахилом за пределами Египта из-за их в чем-то схожих черт и близких имен.

Пух, Фох, Ло (Lunus, le dieu-Lune, Селен), N372.2, Бруклинский музей

Развитие культа

Колоссальная статуя бога Птах-Татенена, держащего за руки Рамсеса II, найдена в Мемфисе - Нью-Карлсберг Глиптотек, Копенгаген

Как бог ремесленников, культ бога Птаха быстро распространился по Египту. В главных королевских проектах Старого Королевства первосвященники Птаха пользовались особенным спросом и работали вместе с визирем, выполняя роль главных архитекторов и мастеров-мастеров, ответственных для украшения царских погребальных комплексов.

В Новом Царстве культ бога развивался по-разному, особенно в Мемфисе, его родине, но также и в Фивах, где работники царских гробниц почитали его как покровитель умельцев. По этой причине молельня Птаха, слушающего молитвы, была построена недалеко от места Дейр эль-Медина, деревни, где жили рабочие и ремесленники. В Мемфисе роль заступника в отношениях с людьми была особенно заметна во внешнем виде ограды, защищавшей святилище бога. На стенах были вырезаны большие уши, символизирующие его роль бога, слушающего молитвы.

С Девятнадцатой династией его культ вырос, и он стал одним из четырех великих божеств империи Рамсеса. В Пи-Рамсесе ему поклонялись как ведущему церемоний и коронаций.

В третьем промежуточном периоде Птах вернулся в центр монархии, где в его храме снова проводилась коронация фараона. Птолемеи продолжили эту традицию, и первосвященники Птаха тогда все больше ассоциировались с королевской семьей, а некоторые даже женились на принцессах королевской крови, что ясно указывает на выдающуюся роль, которую они играли при дворе Птолемеев.

Основные места поклонения

Храм, посвященныйМестоположение
ПтахПи-Рамзес
ПтахМемфис
Птах, слушающий молитвыМемфис
Птах, который находится к югу от его стеныМемфис
Птах-СокарАбидос
Птах-СокарКом эль-Хеттан ( Фивы )
Птах, слушающий молитвыДейр-эль-Медина (Фивы)
ПтахКарнак (Фивы)
ПтахГерф Хусейн (Нубия )
Птах, повелитель истиныАбу Симбел (Нубия)

Галерея

Наследие

Английское название Египет происходит от древнеегипетское название Мемфис, Хикуптах, что означает «Дом души Птаха». Это слово вошло в древнегреческий как Αἴγυπτος (Aiguptos), которое вошло в латинское как Эгипт, а в английском языке - как Египет.

Птах - одно из божеств, упомянутых в Джузеппе Верди в опере Аида. припев "Possente Fthà" ("O Mighty Ptah") в акте 1, сцена 2; этот припев повторяется как "Immenso Fthà" ("Всемогущий Птах") в конце оперы, когда главные герои Аида и Радамес умирают.

См. Также

Ссылки

Литература

  • Аллен, Джеймс П.. Бытие в Египте: Филос История Древнеегипетских Счетов Творения. Нью-Хейвен, 1988.
  • Ганн, Баттискомб Дж.. Наставления Птах-Хотепа и Наставления Ке'Гемни: самые старые книги в мире. 1998 Google Книги
  • Ротёлер, Бенедикт. Neue Gedanken zum Denkmal memphitischer Theologie. Гейдельберг, 2006 www.ub.uni-heidelberg.de/archiv/7030
  • Сэндман Холмберг, майор Бог Птах. К. В. К. Глируп, 1946.
  • Томпсон, Дороти Дж.. Мемфис под Птолемеями, второе издание. Princeton, 2012.
  • Зиви, Ален-Пьер. Мемфис и его ряды в Новой Империи. Éditions du CNRS, 1988

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Ptah на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-02 09:49:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте