Птах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Птах в виде мумифицированного человека, стоящего на символе Маат, держащий скипетр или посох, на котором изображены комбинированные символы анк-джед-был | |||||
Имя в иероглифах |
| ||||
Главный культовый центр | Мемфис | ||||
Символ | джед столп, бык | ||||
Родители | нет (самотворные или несозданные) | ||||
Консорт | Сехмет и Баст | ||||
Потомство | Нефертем, Маахес |
Птах(Древнеегипетский : ptḥ, реконструированный ; Древнегреческий : Φθά; коптский : ⲡⲧⲁ ϩ) - древнеегипетское божество, бог ремесленников и архитекторы. В триаде из Мемфис он является мужем Сехмет и отцом Нефертема. Он также считался отцом мудреца Имхотеп.
Птах - египетский бог-создатель, который существовал раньше всего и по своей воле придумал существование мира. Впервые это было задумано Мыслью и реализовано Словом: Птах задумал мир мыслью своего сердца и дает жизнь магией своего Слова. То, что повелел Птах, было создано, в чем заключаются элементы природы, фауны и флоры. Он также играет роль в сохранении мира и постоянстве королевской функции.
В двадцать пятой династии нубийский фараон Шабака записывался на стеле, известной как Камень Шабака, старый богословский документ, найденный в архивах библиотеки храма бога в Мемфисе. Этот документ, известный как Мемфитское богословие, показывает бога Птаха, божества, ответственного за создание вселенной посредством мысли и слова.
Птах - покровитель мастерства, обработки металла, плотников, кораблестроителей и скульптуры.
Он носит множество эпитетов, которые описывают его роль в древнеегипетской религии и ее значение в обществе того времени:
Как и многие божества древнего Египта, он принимает множество форм, через один из своих особых аспектов или через синкретизм древних божеств региона Мемфит. Его популярность, которую иногда изображали в виде карлика, обнаженного и уродливого, продолжала расти в Поздний период. Его поклонение часто ассоциировалось с богом Бесом, затем его поклонение перешло за пределы Египта и распространилось по всему востоку. Благодаря распространению финикийцами, мы находим фигуры Птаха в Карфагене.
Птах обычно представлен в облике человека с зеленой кожей, заключенного в наклеивающийся на кожу саван, одетый в божественная борода и скипетр, сочетающий в себе три могущественных символа древнеегипетской религии:
Эти три комбинированных символа указывают на три творческие силы бога: силу (был), жизнь (анкх) и стабильность (джед).
Лепной рельеф Птаха с посохом, на котором изображены комбинированные символы анкх и джед, поздний период или династия Птолемеев, 4–3 века до нашей эрыСтарое Королевство, он быстро впитывает облик Сокара и Татенен, древних божеств региона Мемфит. Его форма Сокара содержится в белом саване с короной Атеф, атрибутом Осириса. В этом качестве он представляет божество-покровитель некрополя Саккара и других известных мест, где были построены королевские пирамиды. Постепенно вместе с Осирисом он сформировал новое божество под названием Птах-Сокар-Осирис. Статуэтки, представляющие человеческую форму, форму получеловека, наполовину ястреба или просто чистую форму сокола нового божества, начали систематически помещать в гробницы, чтобы сопровождать и защищать мертвых в их путешествии на Запад.
Его форма Татенен представлена молодым и сильным человеком в короне с двумя высокими перьями, окружающими солнечный диск. Таким образом, он олицетворяет подземный огонь, который грохочет и поднимает землю. Как таковой, он был особенно почитаем мастерами по металлу и кузнецами, но его также боялись, потому что именно он вызывал землетрясения и сотрясения земной коры. В этой форме Птах также является ведущим церемоний Хеб Сед, церемонии, традиционно свидетельствующей о первых тридцати годах правления фараона.
Бог Птах мог соответствовать солнечным божествам Ре или Атон в период Амарны, где он воплощал божественную сущность, с которой Согласно мемфитским мифологическим / теологическим текстам, бог Солнца был накормлен, чтобы появиться, то есть родиться. В святая святых своего храма в Мемфисе, а также в своей великой священной лодке он ехал в процессии, чтобы регулярно посещать этот регион во время больших праздников. Птах также символизировался двумя птицами с человеческими головами, украшенными солнечными дисками, символами душ бога Ре: Ба. Два Ба идентифицированы как боги-близнецы Шу и Тефнут и связаны с мемфисской колонной джед.
Наконец, Птах воплощен в священном быке, Апис. Священное животное, часто называемое вестником Ра, является связующим звеном с богом Ре из Нового царства. Ему даже поклонялись в Мемфисе, вероятно, в самом сердце большого храма Птаха, и после смерти животного он был похоронен со всеми почестями из-за живого божества в Серапеуме Саккары.
Ученые считают также ассоциировал Птаха с мандейским богом Птахилом за пределами Египта из-за их в чем-то схожих черт и близких имен.
Пух, Фох, Ло (Lunus, le dieu-Lune, Селен), N372.2, Бруклинский музейКак бог ремесленников, культ бога Птаха быстро распространился по Египту. В главных королевских проектах Старого Королевства первосвященники Птаха пользовались особенным спросом и работали вместе с визирем, выполняя роль главных архитекторов и мастеров-мастеров, ответственных для украшения царских погребальных комплексов.
В Новом Царстве культ бога развивался по-разному, особенно в Мемфисе, его родине, но также и в Фивах, где работники царских гробниц почитали его как покровитель умельцев. По этой причине молельня Птаха, слушающего молитвы, была построена недалеко от места Дейр эль-Медина, деревни, где жили рабочие и ремесленники. В Мемфисе роль заступника в отношениях с людьми была особенно заметна во внешнем виде ограды, защищавшей святилище бога. На стенах были вырезаны большие уши, символизирующие его роль бога, слушающего молитвы.
С Девятнадцатой династией его культ вырос, и он стал одним из четырех великих божеств империи Рамсеса. В Пи-Рамсесе ему поклонялись как ведущему церемоний и коронаций.
В третьем промежуточном периоде Птах вернулся в центр монархии, где в его храме снова проводилась коронация фараона. Птолемеи продолжили эту традицию, и первосвященники Птаха тогда все больше ассоциировались с королевской семьей, а некоторые даже женились на принцессах королевской крови, что ясно указывает на выдающуюся роль, которую они играли при дворе Птолемеев.
Храм, посвященный | Местоположение |
---|---|
Птах | Пи-Рамзес |
Птах | Мемфис |
Птах, слушающий молитвы | Мемфис |
Птах, который находится к югу от его стены | Мемфис |
Птах-Сокар | Абидос |
Птах-Сокар | Ком эль-Хеттан ( Фивы ) |
Птах, слушающий молитвы | Дейр-эль-Медина (Фивы) |
Птах | Карнак (Фивы) |
Птах | Герф Хусейн (Нубия ) |
Птах, повелитель истины | Абу Симбел (Нубия) |
Фрагмент рельефа, изображающий Именет, Птах и Аменхотеп I ; 1569–1081 До н.э.; известняк; 21 × 17,5 см; Музей искусств округа Лос-Анджелес (США)
Поврежденная статуя Рамзеса II с Птахом; 1292–1189 гг. До н.э.; гранит; Мемфис музей под открытым небом (Египет)
статуя Птаха; 1070–712 гг. До н.э.; бронза, сусальное золото и стекло; высота: 29,5 см; Музей Метрополитен
Древнеегипетское культовое изображение Птах; 945–600 до н. Э.; лазурит; высота фигуры 5,2 см, высота помоста 0,4 см. ; Метрополитен-музей
Голова Птаха; конец VIII – середина VII в. до н. э.; известняк; высота: 1,58 см; Метрополитен-музей
Голова Птаха; 664–525 гг. До н. Э.; фаянс с сине-зеленой и черной глазурью; высота: 3,5 см, ширина: 2,1 см, глубина: 3 см; Художественный музей Уолтерса (Балтимор, США
Стоящая фигура Птаха; 664–332 гг. До н.э.; фаянс; высота: 9,7 см; Метрополитен-музей
Птах-Патек; IV – III века до н. Э.; фаянс; высота: 8,5 см, ширина: 7,3 см, толщина: 3,1 см; Лувр
Английское название Египет происходит от древнеегипетское название Мемфис, Хикуптах, что означает «Дом души Птаха». Это слово вошло в древнегреческий как Αἴγυπτος (Aiguptos), которое вошло в латинское как Эгипт, а в английском языке - как Египет.
Птах - одно из божеств, упомянутых в Джузеппе Верди в опере Аида. припев "Possente Fthà" ("O Mighty Ptah") в акте 1, сцена 2; этот припев повторяется как "Immenso Fthà" ("Всемогущий Птах") в конце оперы, когда главные герои Аида и Радамес умирают.
СМИ, связанные с Ptah на Wikimedia Commons