Древнеегипетское представление о душе

редактировать
Мифическое представление Фрагмент из Египетской Книги Мертвых

Древние египтяне Считалось, что это душа (kꜣ /bꜣ ; Египта. прон. ка / ба) состоял из многих частей. В дополнение к этим компонентам души было человеческое тело (называемое ḥꜥ, иногда множественное число ḥꜥw, что примерно означает «сумма частей тела»).

Согласно древнеегипетским мифам о сотворении мира, бог Атум создал мир из хаоса, используя свою собственную магию (ḥk ). Поскольку земля была создана с помощью магии, египтяне считали, что мир наполнен магией, как и все живое на нем. Когда были созданы люди, эта магия приняла форму души, вечной силы, которая пребывала в каждом человеческом существе. Представления о душе и составляющих ее частях менялись от Старого Царства до Нового Царства, временами меняясь от одной династии к другой, от пяти частей к более. В большинстве древнеегипетских погребальных текстов упоминаются многочисленные части души: ẖt (среднеегипетский / ˈçuːwaʔ /, коптский ϩ ⲏ) «физическое тело», sꜥḥ » духовное тело ", rn (/ ɾin /, копт. ⲣⲁⲛ или ⲗⲉⲛ )" имя, личность ", bꜣ " личность ", kꜣ (/ kuʔ /, древнеегипетский / kuʁ /)« двойной », jb (/ jib /, коптский ⲉⲡ )« сердце », šwt «тень», sḫm (/ saːχam /) «сила, форма» и ꜣḫ (/ ʁi: χu /, копт. ⲓ ϧ ), объединенные духи умершего человека, успешно завершившего переход в загробную жизнь. Розали Дэвид, египтолог из Университета Манчестера, объясняет многогранность души следующим образом:

Египтяне считали, что человеческая личность многогранна - концепция, которая, вероятно, была разработана в начале Древнего Царства. В жизни человек был целостным существом, но если бы он вел добродетельную жизнь, он также мог бы иметь доступ к множеству форм, которые можно было бы использовать в следующем мире. В некоторых случаях эти формы могли использоваться, чтобы помочь тем, кого покойный хотел поддержать, или, альтернативно, чтобы отомстить своим врагам.

Содержание
  • 1 Кхет (физическое)
  • 2 Сах (духовное тело)
  • 3 Иб (сердце)
  • 4 Ка (жизненная сущность)
  • 5 Ба (личность)
  • 6 Шут (тень)
  • 7 Секхем (форма)
  • 8 Рен (имя)
  • 9 Ах (интеллект)
  • 10 Взаимоотношения
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
Кхет (физический)
Коробка ушебти, период Птолемея. Экспонируется в Египетском музее розенкрейцеров в Сан-Хосе, Калифорния. RC 623

ẖt (египтологическое написание: khet), или физическая форма, должна была существовать для души (kꜣ / bꜣ), чтобы иметь разум или шанс быть осужденным хранителями подземного мира.. Следовательно, было необходимо, чтобы тело было сохранено как можно более эффективно и полно, а погребальная камера была максимально индивидуализирована, с картинами и скульптурами, показывающими сцены и триумфы из жизни умершего. В Древнем Королевстве только фараону была дарована мумификация и, таким образом, шанс на вечную и полноценную загробную жизнь. Однако в Среднем царстве всем умершим была предоставлена ​​такая возможность. Геродот, древнегреческий ученый, заметил, что скорбящим семьям был предоставлен выбор относительно типа и / или качества мумификации они предпочли: «Говорят, что лучший и самый дорогой вид представляет [Осириса], следующий лучший вид несколько хуже и дешевле, а третий самый дешевый из всех».

Потому что состояние тела было так тесно связанных с качеством загробной жизни, ко времени Среднего царства погребальные камеры были расписаны не только изображениями любимых игр и великих достижений умерших, но и были также небольшие фигурки (ушабти s) слуг, рабов и охранников (и, в некоторых случаях, любимых домашних животных), помещенных в гробницы, чтобы служить умершим в загробной жизни. Однако вечное существование в загробной жизни отнюдь не было гарантировано.

Прежде чем человека могли судить боги, его нужно было «разбудить» с помощью серии погребальных обрядов, предназначенных для реанимации их мумифицированных останков в загробной жизни. Главная церемония, церемония открытия рта, лучше всего изображена в гробнице фараона Сети I I. Вдоль стен и скульптур внутри гробницы расположены рельефы и рисунки священников, совершающих священные ритуалы, а под нарисованными изображениями можно найти текст литургии для открытия рта. Этот ритуал, который, предположительно, должен был быть выполнен во время погребения, был предназначен для реанимации каждой части тела: мозга, головы, конечностей и т.д., чтобы духовное тело могло двигаться в загробной жизни.

Сах (духовное тело)
Остракон с началом истории о призраках. Терракота из Дейр-эль-Медины, 19–20 династии, Новое царство Египта. Обнаружено Эрнесто Скиапарелли в 1905 году. Museo Egizio, S.6619.

Если все обряды, церемонии и ритуалы сохранения Эт соблюдались правильно, и умерший был признанные Осирисом и богами подземного мира достойными перехода в загробную жизнь, формы sꜥḥ (сах; духовное воплощение физического тела). Затем это духовное тело могло взаимодействовать со многими сущностями, существовавшими в загробной жизни. Как часть более крупной конструкции, ꜣḫ, s иногда рассматривался как мстительный дух, который возвращался из подземного мира, чтобы отомстить тем, кто причинил вред духу в жизни. Хорошо известный пример был найден в гробнице из Среднего царства, в которой мужчина оставляет письмо своей покойной жене, которая, как можно предположить, преследует его:

Какое злодейство я сделал с тобой, что я должен дошли до этого зла? Что я тебе сделал? Но то, что ты сделал со мной, - это то, что наложил на меня руки, хотя я не имел к тебе ничего злого. С тех пор, как я жил с тобой как с твоим мужем, до сегодняшнего дня, что я сделал тебе, что мне нужно спрятать? Когда ты заболел своей болезнью, я приказал вызвать главного врача... Я восемь месяцев не ел и не пил, как мужчина. Я очень плакал вместе со своими домочадцами перед моим уличным кварталом. Я дал льняную одежду, чтобы обернуть тебя, и не оставил невыполненной пользы, которая должна была быть принесена тебе. И вот, вот, я провел три года в одиночестве, не входя в дом, хотя неправильно, что такой, как я, должен это делать. Это я сделал ради тебя. Но вот, ты не отличишь добро от зла.

Иб (сердце)
F34
jb (F34) «сердце». в иероглифах
Этот изысканный скарабей-сердце из золота и зеленого камня принадлежал Хатнофер, мать выдающегося государственного чиновника 18-й династии Сененмута, которая служила при короле-женщине и фараоне Хатшепсут. Могила Рамоза и Хатнофера была найдена нетронутой археологами в Шейх Абд эль-Курне в Фивах. Сегодня скарабей выставлен в Музее искусств Метрополитен

Считалось, что важной частью египетской души было jb (ib), или сердце. Считалось, что сердце образовано из одной капли крови из сердца матери ребенка, взятой при зачатии. Для древних египтян сердце было вместилищем эмоций, мыслей, воли и намерений, о чем свидетельствуют многие выражения в египетском языке, включающие слово jb. В отличие от английского, когда древние египтяне ссылались на jb, они обычно имели в виду физическое сердце, а не метафорическое сердце. Однако древние египтяне обычно не делали различия между разумом и сердцем в отношении эмоций или мыслей. Эти два слова были синонимами.

В египетской религии сердце было ключом к загробной жизни. Это было необходимо для выживания после смерти в преисподней, где она давала показания за или против своего обладателя. Подобно физическому телу (ẖt), сердце было необходимой частью суда в загробной жизни, и его нужно было бережно хранить и хранить в мумифицированном теле, а к телу над ним тщательно прикрепляли сердечного скарабея, чтобы он не мог рассказывать сказки. Согласно тексту Книг дыхания :

[Они затаскивают Осириса] в Пруд Хонсу,... и аналогично [Осиризм Хор, оправданный], рожденный Тайхебитом, оправдывается... после того, как он схватил его сердце. Они хоронят... Книгу Дыханий, которую создала [Исида], которая... написана как внутри, так и снаружи, (завернута) в царскую льняную ткань, и ее помещают [под] левой рукой рядом с его

Считалось, что сердце исследовали Анубис и божества во время церемонии Взвешивания сердца. Если сердце весило больше, чем перо Маат, оно немедленно поглощалось монстром Аммитом, и душа становилась вечно беспокойной.

Ка (жизненная сущность)
D28
kꜣ (D28). в иероглифах

kꜣ (ka): 𓂓 - египетская концепция жизненной сущности, которая различает разницу между живым и живым. мертвого человека, смерть наступает, когда ко покинул тело. Египтяне считали, что Хнум сотворил тела детей на гончарном круге и вставил их в тела их матерей. В зависимости от региона египтяне считали, что Хекет или Месхенет был создателем kꜣ каждого человека, вдыхая его в них в момент их рождения как часть их души, которая сделала их живыми. Это похоже на концепцию духа в других религиях.

Египтяне также верили, что kꜣ поддерживается пищей и питьем. По этой причине мертвым предлагались жертвы еды и питья, хотя потреблялся kꜣw из подношений, а не физический аспект. В Среднем царстве для облегчения этого была разработана форма подноса для подношений, известная как дом души. Ко часто представляли в египетской иконографии как второе изображение царя, что привело к тому, что более ранние работы пытались перевести ко как двойное.

В частных гробницах Древнего Королевства художественные работы изображали «двойной мир» с важными людьми и предметами для владельца ка. Как поясняет куратор Древнего Востока Андрей Большаков: «Представление о ка было доминирующей концепцией следующей жизни в Старом царстве. В менее чистой форме оно существовало в Среднем царстве и потеряло большую часть своего значения в Новом царстве., хотя ка всегда оставался получателем подношений. "

Ба (личность)
Бо принимает форму птицы с человеческой головой. Этот золотой амулет из Птолемеев Королевство можно было бы носить как апотропное устройство. Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
G29
bꜣ (G29). в иероглифах
G53
bꜣ (G53). в иероглифах

The bꜣ (Египетское произношение : ba) было всем, что делает человека уникальным, подобно понятию «личность». В этом смысле неодушевленные предметы также могли иметь bꜣ, уникальный характер, и действительно пирамиды Древнего Царства часто назывались bꜣ их владельца. Бо - это аспект человека, который, по мнению египтян, будет жить после смерти тела, и иногда его изображают в виде птицы с человеческой головой, вылетающей из гробницы, чтобы присоединиться к ко в загробной жизни.

В Текстах о гробах одна из форм b, возникающая после смерти, является телесной: еда, питье и совокупление. Египтолог Луи Вико Табкар утверждает, что bꜣ - это не просто часть человека, но и сам человек, в отличие от души в греческом, позднем иудейском, христианском или мусульманском мышлении. Идея чисто нематериального существования была настолько чуждой египетской мысли, что, когда христианство распространилось в Египте, они заимствовали греческое слово ψυχή Psychē, чтобы описать понятие души, вместо термина bꜣ. Лабкар заключает, что концепция b concept была настолько специфичной для древнеегипетской мысли, что ее не следует переводить, а вместо этого следует указать сноску или в скобках объяснить это понятие как один из способов существования человека.

В другом. способ существования Бо умершего изображен в Книге Мертвых, возвращающихся к мумии и участвующих в жизни вне гробницы в бестелесной форме, что перекликается с солнечной теологией Ра объединяться с Осирисом каждую ночь.

Слово bꜣw (бау), множественное число от слова bꜣ, означало что-то похожее на «впечатляющую мощь» и «репутацию», в частности божества. Когда божество вмешивалось в человеческие дела, было сказано, что здесь действуют чары этого божества.

Шут (тень)

тень человека или силуэт, šwt (закрыто), всегда присутствует. Из-за этого египтяне предположили, что тень содержит что-то от человека, которого она представляет. Благодаря этой ассоциации статуи людей и божеств иногда назывались тенями.

Тень также представляла для египтян фигуру смерти или слугу Анубиса и графически изображалась в виде маленькой человеческой фигуры, выкрашенной полностью в черный цвет. В некоторых случаях šwt представлял влияние человека на землю. Иногда у людей (обычно фараонов) был теневой ящик, в котором хранилась часть их šwt.

В комментарии к «Египетской книге мертвых» (BD) египтолог Огден Голет-младший обсуждает формы тела. тень: "Во многих папирусах и гробницах BD изображен покойный, выходящий из гробницы днем ​​в теневой форме, тонкий, черный, безликий силуэт человека. Человек в этой форме, как мы бы сказали, просто тень о его прежнем существовании, но тем не менее все еще существует. Другая форма, которую принимает тень в BD, особенно в связи с богами, - это солнцезащитный козырек из страусовых перьев, объект, который создавал бы тень ».

Sekhem (форма)

Мало что известно о египетской интерпретации этой части души. Многие ученые определяют сом (сэкхем) как жизненную силу или жизненную силу души, которая существует в загробной жизни после вынесения приговора. Однако в «Книге мертвых» сэм также определяется как «сила» и как место, в котором обитают Гор и Осирис в подземном мире.

Рен (имя)

Как часть души, человека rn (𓂋 𓈖 'имя') было дано ему при рождении, и египтяне верили, что он будет жить до тех пор, пока произносится это имя, что объясняет, почему были предприняты усилия, чтобы защитить его и практику размещения его в многочисленных сочинениях. Это личность человека, его опыт и воспоминания всей его жизни. Например, часть Книги Дыхания, производной от Книги Мертвых, была средством обеспечения выживания имени. картуш часто использовался, чтобы окружить имя и защитить его. Напротив, имена умерших врагов государства, такие как Эхнатон, были вырезаны из памятников в форме damnatio memoriae. Иногда, однако, их убирали, чтобы освободить место для экономичной вставки имени преемника без необходимости строить еще один памятник. Чем в большем количестве мест было использовано имя, тем больше шансов, что оно сохранится, чтобы его можно было прочитать и произнести.

Ах (интеллект)
ꜣḫ глиф

ꜣḫ «(магически) эффективный» - это концепция мертвых, которая менялась на протяжении долгой истории древнеегипетских верований. В отношении загробной жизни акх представлял умершего, который был преображен и часто отождествлялся со светом.

Это было связано с мыслью, но не как действие разума; скорее, это был интеллект как живое существо. Ꜣḫ также сыграл роль в загробной жизни. После смерти t (физического тела) бо и ко воссоединились, чтобы реанимировать ꜣḫ. Реанимация была возможна только в том случае, если были выполнены надлежащие погребальные обряды с постоянными приношениями. Ритуал назывался s-ꜣḫ «превратить (мертвого человека) в (живого) ꜣḫ». В этом смысле он даже превратился в своего рода призрак или блуждающее мертвое существо (когда гробница была уже не в порядке) во время Двадцатой династии. Ꜣḫ может причинить вред или пользу людям, которые еще живы, в зависимости от обстоятельств, вызывая, например, кошмары, чувство вины, болезни и т.д. помогать живым членам семьи, например, вмешиваясь в споры, обращаясь к другим мертвым людям или божествам с любой властью влиять на вещи на земле к лучшему, но также и налагать наказания.

Разделение ꜣḫ и объединение kꜣ и bꜣ были вызваны после смерти правильным подношением и знанием правильного эффективного заклинания, но был сопутствующий риск снова умереть. Египетская погребальная литература (например, Тексты о гробах и Книга мертвых ) была предназначена для того, чтобы помочь умершим «не умереть во второй раз» и стать ꜣḫ.

Взаимоотношения

Древние египтяне считали, что смерть наступает, когда kꜣ человека покидает тело. Церемонии, проводимые жрецами после смерти, включая «открывание рта (wp r) », были направлены не только на восстановление физических способностей человека после смерти, но и на освобождение Ба от привязанности к телу. Это позволило bꜣ объединиться с k в загробной жизни, создав сущность, известную как ꜣḫ.

Египтяне представляли загробную жизнь очень похожей на обычное физическое существование, но с некоторыми отличиями. Модель этого нового существования - путешествие Солнца. Ночью Солнце спустилось в Дуат или «подземный мир». В конце концов Солнце встречается с телом мумифицированного Осириса. Осирис и Солнце, заряженные энергией друг друга, возрождаются к новой жизни еще на один день. Для умерших их тело и их могила были их личным Осирисом и личным Дуатом. По этой причине их часто называют «Осирис». Для того, чтобы этот процесс работал, требовалось какое-то телесное предохранение, позволяющее бо возвращаться ночью и восстать к новой жизни утром. Однако также считалось, что полные выглядят как звезды. До позднего периода некоролевские египтяне не ожидали объединения с божеством Солнца, это было зарезервировано для королевской семьи.

Книга мертвых, собрание заклинаний, которые помогали человеку в загробной жизни, носило египетское название «Книга выходных дней». Они помогали людям избежать опасностей загробной жизни, а также способствовали их существованию, используя заклинания, чтобы «не умереть во второй раз в подземном мире» и «дарить человеку память навсегда». В египетской религии можно было умереть в загробной жизни, и эта смерть была постоянной.

Гробница Пахери, восемнадцатой династии номарх из Нехен, имеет красноречивое описание этого существования и переведено Джеймсом Питером Алленом as:

Твоя жизнь повторяется снова, без того, чтобы твое ба находилось вдали от твоего божественного трупа, когда твое ба было вместе с ахом... Ты будешь появляться каждый день и возвращаться каждый вечер. Ночью для вас будет гореть лампа, пока солнечный свет не осветит вашу грудь. Вам скажут: «Добро пожаловать, добро пожаловать в этот ваш дом живых!»

Заметки
Ссылки
Дополнительная литература
  • Аллен, Джеймс Пол. 2001. «Ба». В Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под редакцией Дональда Брюса Редфорда. Vol. 1 из 3-х т. Оксфорд, Нью-Йорк и Каир: Издательство Оксфордского университета и Американский университет в Каире Пресс. 161–162.
  • Аллен, Джеймс П. 2000. «Среднеегипетский язык: введение в язык и культуру иероглифов», Cambridge University Press.
  • Боргаутс, Джорис Франс. 1982. "Божественное вмешательство в Древний Египет и его проявление (b3w)". В сборниках Дейр-эль-Медины под редакцией Роберта Йоханнеса Демаре и Якоба Йоханнеса Янссена. Egyptologische Uitgaven 1. Лейден: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten. 1–70.
  • Borioni, Giacomo C. 2005. "Der Ka aus Religionswissenschaftlicher Sicht", Veröffentlichungen der Institute für Afrikanistik und Ägyptologie der Universität Wien.
  • Burroughs, William S. 1987. " Западные земли », Viking Press. (художественная литература).
  • Фридман, Флоренс Маргарет Данн. 1981. О значении слова Akh (3) в египетских текстах из погребений. Докторская диссертация; Уолтем: Университет Брандейс, факультет классических и востоковедных исследований.
  • ———. 2001. «Ах». В Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под редакцией Дональда Брюса Редфорда. Vol. 1 из 3-х т. Оксфорд, Нью-Йорк и Каир: Издательство Оксфордского университета и Американский университет в Каире Пресс. 47–48.
  • Табкар, Луи Вико. 1968. Исследование концепции Ба в древнеегипетских текстах. Исследования древней восточной цивилизации 34. Чикаго: University of Chicago Press
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:53:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте