Анубис | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Бог смерти, мумификации, бальзамирования, загробной жизни, кладбищ, гробниц, подземный мир | ||||||
египетский бог Анубис (современная интерпретация, вдохновленная картинами гробниц Нового царства) | ||||||
Имя в иероглифах |
| |||||
Главный культовый центр | Ликополис, Цинополис | |||||
Символ | марлевые мумии, фетиш, шакал, цеп | |||||
Личная информация | ||||||
Родители | Нептис и Сет, Осирис (Среднее и Новое царство) или Ра (Старое царство). | |||||
Братья и сестры | Вепуавет | |||||
Консорт | Анпут | |||||
Потомство | Кебечет | |||||
греческий эквивалент | Аид или Гермес |
Анубис или Инпу, Анпу в Древнем Египте (; Древнегреческий : Ἄνουβις, египетский : inpw, коптский : ⲁⲛⲟⲩⲡ Anoup) - греческое имя бога смерть, мумификация, бальзамирование, загробная жизнь, кладбища, гробницы, и Подземный мир в древнеегипетской религии, обычно изображаемый как псовый или человек с собачьей головой. Археологи идентифицировали священное животное Анубиса как египетского псового, африканского золотого волка. Африканского волка раньше называли «африканским золотым шакалом », пока генетический анализ 2015 года не обновил таксономию и общее название вида. В результате Анубиса часто называют имеющим голову «шакала», но теперь этот «шакал» более правильно называть «волком».
Подобно многим древнеегипетским божествам, Анубис играл разные роли в разных контекстах. Изображенный в качестве защитника могил еще в Первой династии (ок. 3100 - ок. 2890 до н.э.), Анубис также был бальзамировщиком. В Среднем царстве (ок. 2055 - 1650 гг. До н.э.) его заменил Осирис в своей роли повелителя подземного мира. Одна из его выдающихся ролей была в роли бога , который проводил души в загробную жизнь. Он присутствовал на весах во время «Взвешивания сердца», в котором определялось, будет ли душе позволено войти в царство мертвых. Несмотря на то, что Анубис был одним из самых древних и «одним из наиболее часто изображаемых и упоминаемых богов» в египетском пантеоне, он почти не играл никакой роли в египетских мифах.
Анубис был изображен в черном цвете, цвет, который символизировал возрождение, жизнь, почву реки Нил и изменение цвета трупа после бальзамирования. Анубис связан со своим братом Wepwawet, другим египетским богом, изображенным с головой собаки или в форме собаки, но с серым или белым мехом. Историки предполагают, что в конечном итоге эти две фигуры были объединены. Женский аналог Анубиса - Анпут. Его дочь - богиня змей Кебечет.
|
|
Имя Анубиса, возможно, произносилось [ a.ˈna.pʰa (w)], основанный на коптском Anoup и аккадском транскрипции 𒀀𒈾𒉺
В раннединастический период Египта (ок. 3100 - ок. 2686 г. до н.э.) Анубис изображался в полной животной форме с "шакал" голова и тело. Бог-шакал, вероятно, Анубис, изображен на каменных надписях времен правления Хор-Аха, Джер и других фараонов Первой династии. Начиная с додинастического Египта, когда мертвых хоронили в неглубоких могилах, шакалы были прочно связаны с кладбищами, потому что они были падальщиками, которые обнажали человеческие тела и ели их плоть. В духе «борьбы подобного с подобным» шакал был выбран для защиты мертвых, потому что «общей проблемой (и причиной беспокойства), должно быть, было выкапывание тел вскоре после захоронения шакалами и другими дикими собаками.
В Старом Королевстве Анубис был самым важным богом мертвых. Его заменил в этой роли Осирис во время Среднего царства (2000–1700 гг. До н.э.). В римскую эпоху, начавшуюся в 30 г. до н.э., на гробницах изображено, как он держит за руку умерших, чтобы вести их к Осирису.
Происхождение Анубиса варьировалось в зависимости от мифов, времен и источников.. В ранней мифологии он изображался как сын Ра. В Текстах гробов, которые были написаны в Первый промежуточный период (ок. 2181–2055 гг. До н.э.), Анубис является сыном коровьей богини Хесат или кошка с головой Бастет. Другая традиция изображает его как сына Ра и Нефтиды. В греческом слове Плутарх (ок. 40–120 н.э.) утверждалось, что Анубис был незаконнорожденным сыном Нефтиса и Осириса, но он был удочерен женой Осириса Исидой :
Статуя Анубиса, около 100-138 гг. Нашей эры, мрамор, высота: 1,5 м, ширина: 50 см, из Тиволи (Рим, Италия ), Музеи Ватикана (Ватикан )Ибо, когда Исида узнала, что Осирис любит ее сестру и имел отношения с ней, принимая ее сестру за себя, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянду из клевера, которую он оставил Нефтиде - она искала ребенка, потому что Нефтида бросила его сразу же после того, как он родился, из страха перед Сифом; и когда Исида нашла ребенка, которому помогли собаки, которые с большими трудностями привели ее туда, она вырастила его, и он стал ее стражем и союзником по имени Анубис.
Джордж Харт рассматривает эту историю как «попытку включить независимое божество Анубис в Осирианский пантеон ». Египетский папирус из R оманский период (30–380 гг. нашей эры) просто называл Анубиса «сыном Исиды."
. В период Птолемея (350–30 до н.э.), когда Египет стал эллинистическим царство, управляемое греческими фараонами, Анубис слилось с греческим богом Гермесом, став Германубисом. Эти два бога считались похожими, потому что они оба вели души в загробную жизнь. Центром этого культа был Утен-ха / Са-ка / Цинополис, место, греческое название которого означает «город собак». В книге XI «Золотой осел» Апулея есть свидетельства того, что поклонение этому богу продолжалось в Риме, по крайней мере, во II веке. Действительно, Германубис также появляется в алхимической и герметической литературе Средневековья и Ренессанса.
, хотя греки и римляне обычно презирал египетских богов с головами животных как причудливых и примитивных (греки насмешливо называли Анубиса "Баркером"), Анубис иногда ассоциировался с Сириусом на небесах и Цербером и Аид в преисподней. В своих диалогах Платон часто Сократ произносит клятвы "собакой" (kai me ton kuna), "собакой Египта" и " собакой, богом египтян ", чтобы подчеркнуть и обратиться к Анубису как к арбитру истины в подземном мире.
В отличие от настоящих волков, Анубис был защитником могил и кладбищ. Несколько эпитетов, прикрепленных к его имени в египетских текстах и надписях, относились к этой роли. Хенти-imentiu, что означает «передовой из жителей Запада», а также имя другого собачьего погребального бога, намекал на его защитную функцию, поскольку мертвых обычно хоронили на западном берегу Нила. В связи со своей погребальной ролью он взял другие имена, такие как tpy-ḏw.f «Тот, кто на горе своей» (т.е. охраняет могилы сверху) и nb-t3-sr «Повелитель священной земли», что обозначает его как бога пустыни некрополь.
В нем рассказывается еще одна история, где Анубис защищал тело Осириса от Сета. Сет попытался напасть на тело Осириса, превратившись в леопарда. Анубис остановил и подчинил Сета, однако заклеймил кожу Сета раскаленным железным прутом. Затем Анубис содрал кожу Сета и надел его кожу в качестве предупреждения против злодеев, которые осквернят гробницы мертвых. Жрецы, ухаживающие за мертвыми, носили шкуры леопарда, чтобы ознаменовать победу Анубиса над Сетом. Легенда об Анубисе, заклеймившем шкуру Сета в виде леопарда, использовалась для объяснения того, как леопард получил свои пятна.
На большинстве древних гробниц были вырезаны молитвы Анубису.
Как jmy-wt «Тот, кто находится на месте бальзамирования », Анубис был связан с мумификацией. Его также называли ḫnty zḥ-nṯr «Тот, кто руководит шалашом бога», в котором «шалаш» может относиться либо к месту, где проводилось бальзамирование, либо к погребальной камере фараона.
В Миф Осириса, Анубис помог Исиде забальзамировать Осириса. Действительно, когда появился миф об Осирисе, было сказано, что после того, как Осирис был убит Сетом, органы Осириса были подарены Анубису. В связи с этим Анубис стал богом-покровителем бальзамировщиков; Во время обрядов мумификации на иллюстрациях из Книги Мертвых часто изображен священник в волчьей маске, поддерживающий стоящую мумию.
В эпоху поздних фараонов (664–332 гг. До н.э.) Анубис часто изображался как проводник людей через порог из мира живых в загробная жизнь. Хотя похожую роль иногда выполнял коровоголовый Хатор, Анубиса чаще выбирали для выполнения этой функции. Греческие писатели римского периода египетской истории обозначили эту роль как «психопомп », греческий термин, означающий «проводник душ», который они использовали для обозначения своего собственного бога Гермес, который также играл эту роль в греческой религии. Погребальное искусство того периода изображает Анубиса, ведущего мужчин или женщин, одетых в греческую одежду, в присутствие Осирис, который к тому времени уже давно сменил Анубиса на посту правителя подземного мира.
Одна из ролей Анубиса заключалась в том, чтобы быть «Хранителем весов». Критическая сцена, изображающая взвешивание сердца, в Книге Мертвых, показывает Анубис, выполняющий измерение, которое определяет, был ли человек достоин войти в царство мертвых (подземный мир, известный как Дуат ). Взвешивая сердце умершего человека против Маат (или «истина»), которую часто изображали в виде страусового пера, Анубис диктовал судьбу душ. Аммит поглотит души тяжелее пера, а души легче пера вознесутся к небесному существованию.
Анубис был одним из наиболее часто изображаемые божества в древнеегипетском искусстве. Он изображен на царских гробницах Первой династии ; однако у него уже был развитый культ до него, поскольку считается, что он был добавлен к стенам для защиты мертвых. Бог обычно лечит труп короля, обеспечивает монарха для ритуалов мумификации и похорон или стоит с другими богами на взвешивании сердца души в Зале двух истин. Одно из самых популярных его изображений - это тело человека и голова шакала с заостренными ушами, стоящего или стоящего на коленях, держащего золотые весы, в то время как сердце души сравнивается с Маат - белое перо истины.
В ранний династический период он изображался в животном образе, как черный клык. Отличительный черный цвет Анубиса не представлял животное, скорее, он имел несколько символических значений. Он представляет собой «изменение цвета трупа после его обработки натроном и смазывание обертки смолистым веществом во время мумификации». Будучи цветом плодородного ила реки Нил, для египтян черный также символизировал плодородие и возможность возрождения в загробной жизни. В Поднебесной Анубис часто изображался в виде человека с головой шакала. Чрезвычайно редкое изображение его в полностью человеческой форме было найдено в гробнице Рамсеса II в Абидосе.
Анубис часто изображается с лентой и держащим n3ḫ3 " цеп "в сгибе руки. Другим атрибутом Анубиса был jmy-wt или imiut fetish, названный в честь его роли в бальзамировании.
В погребальном контексте Анубис показан либо ухаживающим за мумией умершего человека, либо сидящим на ней. гробница, защищающая его. Новое царство надгробные печати также изображают Анубиса сидящим на девяти луках, которые символизируют его господство над врагами Египта.
Перемычка из Аменемхат I и божества; 1981–1952 гг. До н.э.; крашеный известняк; 36,8 × 172 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Храм Анубиса ; 1336–1327 гг. До н.э.; крашеное дерево и золото; 1,1 × 2,7 × 0,52 м; из Долины царей ; Египетский музей (Каир)
Стела с Анубисом и королем; 14 век до нашей эры; крашеный известняк; из Саккара (Египет); Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Царь с Анубисом из гробницы Гаремхаба ; 1323–1295 гг. До н.э.; бумага, темпера; Метрополитен-музей
Амулет Анубиса; 664–30 гг. До н. Э.; фаянс; высота: 4,7 см; Метрополитен-музей
Лежащий Анубис; 664–30 гг. До н. Э.; известняк, первоначально окрашенный в черный цвет; высота: 38,1 см, длина: 64 см, ширина: 16,5 см; Метрополитен-музей
Статуэтка Анубиса; 332–30 гг. До н. Э.; оштукатуренное и окрашенное дерево; 42,3 см; Метрополитен-музей
Хотя он не фигурирует во многих мифах, он был чрезвычайно популярен среди египтян и представителей других культур. Греки связали его со своим богом Гермесом, богом, который проводил мертвых в загробную жизнь. Эта пара была позже известна как Херманубис. Анубису очень поклонялись, потому что, вопреки современным верованиям, он давал людям надежду. Люди восхищались гарантией, что их тело будут уважать после смерти, их душа будет защищена и справедливо осуждена.
У Анубиса были священники-мужчины, которые носили деревянные маски с подобием бога при выполнении ритуалов. Его культовый центр находился в Синополисе в Верхнем Египте, но мемориалы строились повсюду, и его повсеместно почитали во всех частях страны.
В массовой и медиа-культуре Анубис часто ошибочно изображается как зловещий бог мертвых. Он приобрел популярность в 20-м и 21-м веках благодаря книгам, видеоиграм и фильмам, в которых художники давали ему злые силы и опасную армию. Несмотря на его гнусную репутацию, его изображение по-прежнему является самым узнаваемым из египетских богов, а копии его статуй и картин остаются популярными.