Ушебти (также называемый shabti или shawabti, с числом вариантов написания) была погребальный статуэтка используется в древнеегипетской погребальной практике. Египтологический термин происходят от 𓅱𓈙𓃀𓏏𓏭𓀾 wšbtj, который заменил ранее 𓆷𓍯𓃀𓏏𓏭𓀾 šwbtj, возможно, нисб из 𓈙𓍯𓃀𓆭 šwꜣb « Персея дерева».
Ushabtis были помещены в гробницах среди инвентаря и были призваны выступать в качестве слуг или миньонов для умерших, они должны быть призваны делать ручной труд в загробной жизни. Фигурки часто несли мотыгу на плече и корзину на спине, подразумевая, что они были предназначены для работы на ферме для умерших. Обычно они писались с помощью иероглифов, обычно встречающихся на ногах. На них были надписи, подтверждающие их готовность откликнуться на призыв богов к работе.
Практика использования ушабти зародилась в Древнем царстве Египта (ок. 2600–2100 гг. До н. Э.), Когда использовались запасные головы в натуральную величину, сделанные из известняка, которые хоронили вместе с мумией. Большинство ушабти были небольшого размера, и многие производились в нескольких экземплярах - иногда они покрывали пол вокруг саркофага. Исключительные ушабти бывают большего размера или созданы как единственные в своем роде мастерские работы.
Из-за того, что ушабти широко распространен во все периоды времени Египта, а также из-за стремления мировых музеев представлять предметы древнеегипетского искусства, ушабти является одним из наиболее часто представленных объектов на выставках египтологии. Произведенные в огромных количествах ушабти, наряду со скарабеями, являются самыми многочисленными из всех древнеегипетских древностей, которые уцелели.
Термин шабти применяется к этим фигурам до Двадцать первой династии Египта, но только после окончания Первого промежуточного периода (ок. 2181–2055 гг. До н. Э.), И на самом деле только к тем фигуркам, на которых нанесена шестая глава Книги Священного Писания. Мертвые. В противном случае их лучше было бы определить общим термином «погребальные статуэтки».
Шабти были фигурами слуг, которые выполняли задания, требуемые от умерших в подземном мире. Необходимо было, чтобы имя владельца было начертано на ушабти вместе с фразой, отправляющей их к действию, написанной иератическим письмом.
Shawabti были отдельным классом погребальных статуэток в пределах района Фив во время Нового царства.
Термин ушабти стал распространенным после 21-й династии и оставался в употреблении до царства Птолемеев.
Некоторые думают, что термин ушабти означал «последователь» или «ответчик» в Древнем Египте, потому что фигурка «отвечала» за умершего человека и выполняла все рутинные повседневные дела для своего хозяина в загробной жизни, которые были у богов. запланировано для них, хотя было бы трудно примирить это происхождение с формой shawabti.
Примеры ушабти из разных династийРанние ушабти из воска ( 11 династия )
Ушебти из Аменемхата ( 18-я династия )
Ушебти фараона Рамсеса IV ( 20-я династия )
Ушебти Неситанебеташру, дочери Пинеджема II (конец 21-й династии)
Ушебти фараона Тахарка ( 25-я династия )
Ушебти священника 30-й династии )
Надписи ушебти часто содержат 6-ю главу Книги Мертвых, переведенную как:
Осветите Осириса [имя умершего], чье слово - правда. Привет, Шабти Фигура! Если Осирису [имя умершего] будет велено выполнять какую-либо работу, которая должна быть сделана в Херт-Нетере, пусть все, что стоит на пути, будет удалено от него - будь то вспахивание полей или заполнение полей. по каналам с водой или для перевозки песка с востока на запад. Фигура Шабти отвечает: «Я сделаю это, поистине, я здесь, когда ты позвонишь».
(Пример: покойный Рамзес был бы описан как «Осирис Рамзес»).
В редких случаях пишутся разные главы Книги Мертвых. Кроме того, ушабти часто упоминают имя и титулы владельца без заклинаний Книги Мертвых.
Перед тем, как быть начертанным на погребальных фигурках, заклинание было написано на некоторых гробах середины Двенадцатой династии из Дейр-эль-Берши (около 1850 г. до н.э.) и известно сегодня как заклинание 472 Текстов для гробов.
Коробка ушабти в Египетском музее розенкрейцеровУпомянутые впервые в заклинании 472 Текстов Гробов, они были включены в могилу умерших как маленькие фигурки со времен правления Ментухотепа II из 11-й династии. Некоторые думают, что первоначально они могли символически заменить человеческие жертвенные захоронения, называемые слугами, что является несколько невероятной теорией, поскольку между последними известными жертвенными захоронениями и появлением ушабти прошли столетия. Они обычно отличались от других статуэток тем, что на них было написано имя умершего, его титулы и часто заклинанием 472 Текстов Гроба или речью фигуры ушабти, найденной в Шестой главе Книги Мертвых.
В 18-й династии во время правления Эхнатона на фигурках было начертано подношение, адресованное солнечному диску Атона, а не традиционной речи фигуры ушабти. Считалось, что ушабти магически оживает после того, как мертвые были осуждены, и работают на мертвого человека в качестве подручного на полях Осириса. Начиная с Нового Царства, его часто называли слугой.
Квитанция на 401 ушабти производства ПадихонсуНачиная с 21-й династии ушабти стали обычным явлением и многочисленными могилами. В некоторых гробницах пол был покрыт множеством фигурок ушабти; в других случаях ушабти были аккуратно упакованы в коробки для ушабти. Иногда в могилу умершего древнего египтянина помещали несколько сотен ушабти, но у фараонов было значительно больше этих слуг, чем у простолюдинов, а у царя Тахарка было больше тысячи. В некоторых гробницах содержались надзиратели или « рейсы » ушабти с хлыстом, которые отвечали за группы по десять ушабти в каждой (десять - это обычное административное деление, например, в армиях). Эти надзиратели стали редкостью в поздний период.
В гробнице Тутанхамона было множество ушабти разного размера, и большинство из них были украшены иероглифами. Они были разделены на группы: несколько почитаемых богов Осириформ, покрытых золотой фольгой; некоторые были более простыми из дерева или фаянса.
Ушебти с льняной погребальной одеждой. XIX династия, Гераклеополис Магна.Ушабти были в основном мумиформой, но во время правления Тутмоса IV XVIII династии их начали вырабатывать как слуг с корзинами, мешками и другими сельскохозяйственными орудиями. Некоторые ушабти, сделанные из эмали, были очень витиеватыми как по форме, так и по цвету. Они также были сделаны из глины, дерева и камня, а ранние - иногда из воска. Более поздние фигурки часто изготавливались из менее скоропортящихся материалов: камня, терракоты, металла, стекла и, чаще всего, из глазурованной глиняной посуды ( египетского фаянса ). В то время как ушабти, изготовленные для богатых, часто были миниатюрными произведениями искусства, большая часть дешево сделанных ушабти стала стандартизированной - сделанной из отдельных форм с небольшими деталями. Уровень стандартизации варьировался, композиционное и морфологическое исследование фаянса ushabtis позволило предположить, что массовое производство является чрезмерным упрощением сложного процесса, который более точно можно описать как серийную обработку.