Ушебти

редактировать
Мемфис, 500 г. до н.э. - Отряд похоронных служителей-ушабти во имя Неферибрехеба, Лувр-Ланс. Четыре ушабти Хабекнет и их ложа; 1279–1213 гг. До н.э.; крашеный известняк; высота ушабти: 16,7 см; Метрополитен-музей

Ушебти (также называемый shabti или shawabti, с числом вариантов написания) была погребальный статуэтка используется в древнеегипетской погребальной практике. Египтологический термин происходят от 𓅱𓈙𓃀𓏏𓏭𓀾 wšbtj, который заменил ранее 𓆷𓍯𓃀𓏏𓏭𓀾 šwbtj, возможно, нисб из 𓈙𓍯𓃀𓆭 šwꜣb « Персея дерева».

Ushabtis были помещены в гробницах среди инвентаря и были призваны выступать в качестве слуг или миньонов для умерших, они должны быть призваны делать ручной труд в загробной жизни. Фигурки часто несли мотыгу на плече и корзину на спине, подразумевая, что они были предназначены для работы на ферме для умерших. Обычно они писались с помощью иероглифов, обычно встречающихся на ногах. На них были надписи, подтверждающие их готовность откликнуться на призыв богов к работе.

Практика использования ушабти зародилась в Древнем царстве Египта (ок. 2600–2100 гг. До н. Э.), Когда использовались запасные головы в натуральную величину, сделанные из известняка, которые хоронили вместе с мумией. Большинство ушабти были небольшого размера, и многие производились в нескольких экземплярах - иногда они покрывали пол вокруг саркофага. Исключительные ушабти бывают большего размера или созданы как единственные в своем роде мастерские работы.

Из-за того, что ушабти широко распространен во все периоды времени Египта, а также из-за стремления мировых музеев представлять предметы древнеегипетского искусства, ушабти является одним из наиболее часто представленных объектов на выставках египтологии. Произведенные в огромных количествах ушабти, наряду со скарабеями, являются самыми многочисленными из всех древнеегипетских древностей, которые уцелели.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология и использование терминов
  • 2 надписи
  • 3 История использования
  • 4 Форма и материал
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

Этимология и использование терминов

Термин шабти применяется к этим фигурам до Двадцать первой династии Египта, но только после окончания Первого промежуточного периода (ок. 2181–2055 гг. До н. Э.), И на самом деле только к тем фигуркам, на которых нанесена шестая глава Книги Священного Писания. Мертвые. В противном случае их лучше было бы определить общим термином «погребальные статуэтки».

Шабти были фигурами слуг, которые выполняли задания, требуемые от умерших в подземном мире. Необходимо было, чтобы имя владельца было начертано на ушабти вместе с фразой, отправляющей их к действию, написанной иератическим письмом.

Shawabti были отдельным классом погребальных статуэток в пределах района Фив во время Нового царства.

Термин ушабти стал распространенным после 21-й династии и оставался в употреблении до царства Птолемеев.

Некоторые думают, что термин ушабти означал «последователь» или «ответчик» в Древнем Египте, потому что фигурка «отвечала» за умершего человека и выполняла все рутинные повседневные дела для своего хозяина в загробной жизни, которые были у богов. запланировано для них, хотя было бы трудно примирить это происхождение с формой shawabti.

Примеры ушабти из разных династий

Надписи

Надписи ушебти часто содержат 6-ю главу Книги Мертвых, переведенную как:

Осветите Осириса [имя умершего], чье слово - правда. Привет, Шабти Фигура! Если Осирису [имя умершего] будет велено выполнять какую-либо работу, которая должна быть сделана в Херт-Нетере, пусть все, что стоит на пути, будет удалено от него - будь то вспахивание полей или заполнение полей. по каналам с водой или для перевозки песка с востока на запад. Фигура Шабти отвечает: «Я сделаю это, поистине, я здесь, когда ты позвонишь».

(Пример: покойный Рамзес был бы описан как «Осирис Рамзес»).

В редких случаях пишутся разные главы Книги Мертвых. Кроме того, ушабти часто упоминают имя и титулы владельца без заклинаний Книги Мертвых.

Перед тем, как быть начертанным на погребальных фигурках, заклинание было написано на некоторых гробах середины Двенадцатой династии из Дейр-эль-Берши (около 1850 г. до н.э.) и известно сегодня как заклинание 472 Текстов для гробов.

Коробка ушабти в Египетском музее розенкрейцеров

История использования

Упомянутые впервые в заклинании 472 Текстов Гробов, они были включены в могилу умерших как маленькие фигурки со времен правления Ментухотепа II из 11-й династии. Некоторые думают, что первоначально они могли символически заменить человеческие жертвенные захоронения, называемые слугами, что является несколько невероятной теорией, поскольку между последними известными жертвенными захоронениями и появлением ушабти прошли столетия. Они обычно отличались от других статуэток тем, что на них было написано имя умершего, его титулы и часто заклинанием 472 Текстов Гроба или речью фигуры ушабти, найденной в Шестой главе Книги Мертвых.

В 18-й династии во время правления Эхнатона на фигурках было начертано подношение, адресованное солнечному диску Атона, а не традиционной речи фигуры ушабти. Считалось, что ушабти магически оживает после того, как мертвые были осуждены, и работают на мертвого человека в качестве подручного на полях Осириса. Начиная с Нового Царства, его часто называли слугой.

Квитанция на 401 ушабти производства Падихонсу

Начиная с 21-й династии ушабти стали обычным явлением и многочисленными могилами. В некоторых гробницах пол был покрыт множеством фигурок ушабти; в других случаях ушабти были аккуратно упакованы в коробки для ушабти. Иногда в могилу умершего древнего египтянина помещали несколько сотен ушабти, но у фараонов было значительно больше этих слуг, чем у простолюдинов, а у царя Тахарка было больше тысячи. В некоторых гробницах содержались надзиратели или « рейсы » ушабти с хлыстом, которые отвечали за группы по десять ушабти в каждой (десять - это обычное административное деление, например, в армиях). Эти надзиратели стали редкостью в поздний период.

В гробнице Тутанхамона было множество ушабти разного размера, и большинство из них были украшены иероглифами. Они были разделены на группы: несколько почитаемых богов Осириформ, покрытых золотой фольгой; некоторые были более простыми из дерева или фаянса.

Ушебти с льняной погребальной одеждой. XIX династия, Гераклеополис Магна.

Форма и материал

Ушабти были в основном мумиформой, но во время правления Тутмоса IV XVIII династии их начали вырабатывать как слуг с корзинами, мешками и другими сельскохозяйственными орудиями. Некоторые ушабти, сделанные из эмали, были очень витиеватыми как по форме, так и по цвету. Они также были сделаны из глины, дерева и камня, а ранние - иногда из воска. Более поздние фигурки часто изготавливались из менее скоропортящихся материалов: камня, терракоты, металла, стекла и, чаще всего, из глазурованной глиняной посуды ( египетского фаянса ). В то время как ушабти, изготовленные для богатых, часто были миниатюрными произведениями искусства, большая часть дешево сделанных ушабти стала стандартизированной - сделанной из отдельных форм с небольшими деталями. Уровень стандартизации варьировался, композиционное и морфологическое исследование фаянса ushabtis позволило предположить, что массовое производство является чрезмерным упрощением сложного процесса, который более точно можно описать как серийную обработку.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Брайер, Боб (1998). Энциклопедия мумий. Галочка Книги. ISBN   9780816039067.
  • Стюарт, Гарри М. (1995). Египетский шабти. Принцы Рисборо. ISBN   9780747803010.
  • Джеймс, TGH (2000). «Список объектов». Тутанхамон. Фотографии Аральдо де Лука. Издательство Friedman / Fairfax. С. 316–319. ISBN   1-58663-032-6.
  • Уилан, Пол (2007). Простые обрывки грубого дерева ?: Палка 17-18 династии Шабтис в музее Петри и в других коллекциях. Лондон: Золотой дом. ISBN   978-1-906137-00-7.
  • Тейлор, Ричард (2000). "ШАБТИ (УШАБТИ, ШАВАБТИ)". Смерть и загробная жизнь: культурная энциклопедия. Калифорния: ABC-CLIO. С. 320–321. ISBN   978-0-87436-939-7.
  • Whitford, Michelle F.; Вятт-Спратт, Саймон; Гор, Дамиан Б.; Johnsson, Mattias T.; Power, Роника К.; Рамп, Майкл; Ричардс, Кэндис; Витфорд, Майкл Дж. (Октябрь 2020 г.). «Оценка стандартизации производства египетских шабти с помощью морфологии и элементного анализа». Журнал археологической науки: отчеты. 33 (102541). DOI : 10.1016 / j.jasrep.2020.102541.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 01:43:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте