Кушитские | |
---|---|
Географическое. распространение | Египет, Судан, Африканский Рог, Восточная Африка |
Лингвистическая классификация | Афро-азиатский
|
Протоязычный | Прото-кушиты |
Подразделения |
|
ISO 639-2 / 5 | cus |
Glottolog | cush1243 |
Распространение кушитских языков в Африке | |
. Карта кушитских языков |
кушитских языков языки являются ветвью афроазиатской языковой семьи. На них говорят в основном в Африканском Роге (Джибути, Эритрея, Эфиопия и Сомали ), поскольку а также долина Нила (Судан и Египет ) и части региона Великих африканских озер (Танзания и Кения ). Носители кушитских языков и потомки носителей кушитских языков именуются кушитскими народами. Этот тип был впервые обозначен как кушитский в 1858 году. Основные кушитские языки включают оромо, сомали, бежа, агав, афар, Сахо и Сидамо.
На основании ономастических свидетельств, Меджай и Блемми из Северная Нубия, как полагают, говорила на кушитских языках, родственных современному языку беджа. Менее достоверны гипотезы, согласно которым на кушитских языках говорили люди культуры C-группы в северной Нубии или люди культуры Керма в южной Нубии. Исторический лингвистический анализ показывает, что языки, на которых говорили в саваннской пасторальной неолитической культуре Рифт-Валли и прилегающих территорий, могли быть языками южно-кушитской ветви.
Кушитские языки с наибольшее количество носителей: оромо (25 миллионов), сомалийский (16,2 миллиона), беджа (3,2 миллиона), сидамо ( 3 миллиона) и Афар (2 миллиона). Оромо - рабочий язык региона Оромия в Эфиопии. Сомали - один из двух официальных языков Сомали и, как таковой, единственный кушитский язык, которому присвоен статус официального языка на уровне страны. Он также служит языком обучения в Джибути и рабочим языком региона Сомали в Эфиопии. Бежа, Афар, Блин и Сахо, языки кушитской ветви афроазиатского языка, на которых говорят в Эритрее, являются языками обучения в программе начальной школы Эритреи. Конституция Эритреи также признает равенство всех языков, на которых говорят местные жители. Кроме того, афар является языком обучения в Джибути, а также рабочим языком региона Афар в Эфиопии. -Кушитский язык еще в раннем голоцене.
Большинство кушитских языков имеют простую пятигласную систему с фонематической длиной (/ aa: ee : ii: oo: uu: /); Заметным исключением являются языки агау, в которых не противопоставляется длина гласных, но есть один или два дополнительных центральных гласных. Список согласных многих кушитских языков включает глоттальные согласные, например в Оромо, который имеет выбрасывание / pʼ tʼ tʃʼ kʼ / и имплозивное / ᶑ /. Реже встречаются глоточные согласные / ħ ʕ /, например, в сомали или сахо-афарских языках.
тональный акцент встречается в большинстве кушитских языков и играет важную роль в морфологии и синтаксисе.
Существительные склоняются для падежа и числа. Все существительные разделены на две категории род, мужской род и женский род. Во многих языках род явно указывается непосредственно на существительном (например, в авнги, где все женские существительные имеют суффикс -a).
Падежная система многих кушитских языков характеризуется следующим образом: отмечено номинативным выравниванием, что типологически довольно редко и преимущественно встречается в языках Африки. В отмеченных именительных языках существительное появляется в немаркированном «абсолютивном» падеже, когда оно цитируется изолированно или когда используется как предикативное существительное и как объект переходного глагола; с другой стороны, он явно отмечен для именительного падежа, когда он функционирует как подлежащее в переходном или непереходном предложении.
Владение обычно выражается родительным падежом, обозначающим обладателя. Южный кушитский - в котором нет падежей для субъекта и объекта - следует противоположной стратегии: здесь одержимое существительное помечается для строить падеж, например Iraw afé-r mar'i "двери" (букв. "Устья домов"), где afee "рот" помечен как конструктивный падеж.
Большинство существительных по умолчанию не помечены для числа, но могут быть явно помечены для единственного числа ("единственное число ") и множественного числа. Например. в Билин dəmmu "кошка (и)" не имеет числового значения, из чего можно образовать единственное dəmmura "один кот" и множественное dmmura "несколько кошек". Множественное образование очень разнообразно и включает аблаут (т. Е. Изменения корневых гласных или согласных), суффиксы и удвоение.
Глаголы склоняются для лица / числа и времени / аспекта. Во многих языках также есть особая форма глагола в отрицательных придаточных предложениях.
Большинство языков различают семь категорий лиц / чисел: первое, второе, третье лицо, единственное и множественное число, с мужским / женским родом в третьем человек в единственном числе. Самый распространенный тип спряжения использует суффиксы. Некоторые языки также имеют префиксное спряжение: в бежа и сахо-афарских языках префиксное спряжение по-прежнему является продуктивной частью парадигмы глагола, тогда как в большинстве других языков, например Сомали, он ограничен всего несколькими глаголами. Принято считать, что исторически суффиксное спряжение развилось из более старого приставочного спряжения, путем объединения основы глагола с суффиксированным вспомогательным глаголом. В следующей таблице приведен пример спряжения суффикса и префикса в утвердительном настоящем времени в сомали.
суффикс. спряжение | префикс. спряжение | |
---|---|---|
"bring" | "приходи" | |
1.sg. | keen-aa | i-maadd-aa |
2.sg. | keen-taa | ti-maadd-aa |
3.sg.masc. | keen-aa | yi-maadd-aa |
3.sg.fem. | keen-taa | ти-маадд-аа |
1.pl. | keen-naa | ни-маад-наа |
2.pl. | кин-таан | ти-маадд-ан |
3.pl. | keen-aan | yi-maadd-aan |
Базовый порядок слов - финальный глагол, наиболее распространенный порядок субъект – объект – глагол (SOV). Субъект или объект могут также следовать за глаголом, чтобы обозначить focus.
Кушитские языки обычно включают следующие ветви:
Эти классификации не были бесспорными, и многие другие классификации были предложены на протяжении многих лет.
Greenberg (1963) | Hetzron (1980)) | Флеминг (после 1981 г.) | Орел и Стобова (1995) |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Дьяконов (1996) | Милитарев (2000) | Тоско (2000) | Эрет (2011) |
(не включает омотик) |
|
|
|
бежа является единственным членом подгруппа северных кушитов. Таким образом, беджа содержит ряд лингвистических нововведений, которые уникальны для него, как и ситуация с другими подгруппами кушитского языка (например, идиосинкратические особенности в агау или центральном кушитском языке). Хецрон (1980) утверждает, что беджа может составлять независимую ветвь афроазиатской семьи. Однако это предложение было отвергнуто большинством других ученых. Характеристики бежа, которые отличаются от характеристик других кушитских языков, вместо этого обычно считаются нормальным вариантом ветвления. Эти уникальные особенности также объясняются тем фактом, что язык беджа вместе с группой диалектов сахо-афар являются наиболее консервативными формами кушитской речи.
идентифицировал Джозеф Галеви (1873). лингвистическое сходство было общим между беджа и другими соседними кушитскими языками (а именно: афар, агав, оромо и сомали ). впоследствии сгруппировал беджа с сахо-афарским, сомалийским и оромо в низменный кушитский подтип, представляющий половину двукратного раздела кушитского. Морено (1940) предложил двудольную классификацию беджи, аналогичную классификации Рейниша, но смешал беду с низменным кушитским и центральным кушитским. Примерно в то же время Энрико Черулли (ок. 1950) утверждал, что беджа составляет независимую подгруппу кушитов. В течение 1960-х годов Арчибальд Н. Такер (1960) постулировал ортодоксальную ветвь кушитского, которая включала беджа, восточный кушитский и агау, и периферийную ветвь кушитского, которая включала другие языки в филум. Дихотомия Такера, хотя и похожа на парадигму Райниша, основывалась на другом типологическом подходе. Анджей Заборски (1976) на основании генетических особенностей предположил, что Бежа является единственным представителем северного подтипа кушитов. Благодаря своим лингвистическим нововведениям Роберт Хетцрон (1980) утверждал, что беджа может составлять независимую ветвь афроазиатской семьи. Предложение Хетцрона было сделано независимо и в значительной степени проигнорировано или отвергнуто почти всеми лингвистами (Zaborski 1984 1997; Tosco 2000; Morin 2001). Appleyard (2004) позже также продемонстрировал, что нововведения в Beja, которые идентифицировал Хетцрон, были сосредоточены на типологическом аргументе, включающем предполагаемое изменение синтаксиса, а также состояли только из пяти различных морфологических особенностей Cushitic. Марчелло Ламберти (1991) разъяснил традиционную классификацию Бежи Серулли, сопоставив этот язык как северную кушитскую ветвь с тремя другими независимыми кушитскими подтипами: низменный кушитский, центральный кушитский и сидама. Дидье Морен (2001) отнес бежу к низменному кушитскому языку на том основании, что этот язык имеет общие лексические и фонологические особенности с идиомами афар и сахо, а также потому, что на этих языках исторически говорили в смежных речевых областях. Однако среди лингвистов, специализирующихся на кушитских языках, традиционная парадигма Серулли принята в качестве стандартной классификации беджа.
Есть также несколько плохо классифицированных языков, в том числе Яаку, Дахало, Аасакс, Кв'адза, Бун, кушитский элемент Мбугу (Ма'а) и Онгота. Существует множество мнений относительно того, как языки взаимосвязаны.
Позиции языков дуллай и яаку неясны. Их традиционно относили к одной из ветвей восточного кушита наряду с высокогорными (сидамийскими) и низинными восточными кушитами. Тем не менее, Хейворд считает, что Восточный Кушитик не может быть допустимым узлом и что его составляющие следует рассматривать отдельно при попытке определить внутренние отношения Кушитика.
Афроазиатская идентичность Онгота имеет также широко подвергался сомнению, как и его позиция в афроазиатском языке среди тех, кто его принимает, из-за «смешанного» внешнего вида языка и скудности исследований и данных. Гарольд К. Флеминг (2006) предполагает, что Онгота является отдельной ветвью афроазиатского языка. Бонни Сэндс (2009) считает, что наиболее убедительным является предложение Савы и Тоско (2003), а именно, что онгота - это восточно-кушитский язык с нило-сахарским субстратом. Другими словами, может показаться, что народ онгота когда-то говорил на нило-сахарском языке, но затем перешел на кушитский язык, сохранив при этом некоторые характеристики своего более раннего нило-сахарского языка.
Hetzron (1980) и Эрет (1995) предположили, что южно-кушитские языки (рифтовые языки) являются частью низменного восточно-кушитского языка, единственной из шести групп с большим внутренним разнообразием.
Ранее считалось, что кушитский также включает омотические языки, которые затем назывались западными кушитскими. Однако от этой точки зрения отказались. Omotic обычно считается независимым ответвлением Afroasiatic, в первую очередь благодаря работам Гарольда К. Флеминга (1974) и Лайонела Бендера (1975); некоторые лингвисты, такие как Пол Ньюман (1980), оспаривают классификацию Омотика внутри самой афроазиатской семьи.
Было высказано предположение, что ряд вымерших популяций говорили на афроазиатских языках кушитской ветви. Марианна Беххаус-Герст (2000) предположила, что народы культуры Керма, которые населяли долину Нила в современном Судане непосредственно перед прибытием первых носителей нубийского языка, говорили на кушитском языке. языков. Она утверждает, что нило-сахарский нобийский язык сегодня содержит ряд ключевых слов, связанных со скотоводством заимствований, которые имеют протогорье восточно-кушитское происхождение, включая термины для овец / козьей шкуры, курицы / петух, вольер для скота, масло и молоко. Однако более поздние лингвистические исследования показывают, что люди культуры Керма (которые проживали в южной Нубии ) вместо этого говорили нило-сахарскими языками Восточного Судана ветви, и что народы культуры С-группы к северу (в северной Нубии ) и другие группы в северной Нубии (такие как Меджай и Бельммиес) говорили на кушитских языках с последнее относится к современному языку беджа. Лингвистическая близость древней культуры северной Нубии - предшественницы культуры C-группы - неизвестна, но Рилли (2019) предполагает, что вряд ли она говорила на языке Северной Нубии. Восточно-суданская ветвь Нило-Сахары и, возможно, говорила на кушитском языке, другом афро-азиатском языке или языке, принадлежащем другой (не северно-восточной) ветви нило-сахарской семьи. Рилли также критикует предложения (сделанные Беренсом и Бехаус-Герстом) о значительном раннем афро-азиатском влиянии на Nobiin и считает более сильными доказательства субстратного влияния на Nobiin ранее исчезнувшего восточно-суданского языка.
Лингвистические свидетельства указывает на то, что на кушитских языках говорили в Нижней Нубии, древнем регионе, который охватывает нынешний Южный Египет и Северный Судан, до прихода северо-восточных суданских языков из Верхняя Нубия
Жюльен Купер (2017) утверждает, что в древности на кушитских языках говорили в Нижней Нубии (самая северная часть современного дня Судан ). Он также заявляет, что восточно-суданское говорящее население из южной и западной Нубии постепенно вытеснило ранее говорящее на кушитском языке население этого региона.
В Handbook of Ancient Nubia Клод Рилли (2019) утверждает, что кушитское население когда-то языки доминировали Нижняя Нубия вместе с древнеегипетским языком. Он упоминает исторические записи Blemmyes, кушитоязычного племени, которое контролировало Нижнюю Нубию и некоторые города в Верхнем Египте. Он упоминает лингвистическую связь между современным языком беджа и древним языком блеммиев, и что блемми можно рассматривать как особое племя меджайцев.
Кроме того, историолингвистика указывает на то, что создатели саванны пасторального неолита (культура каменной чаши) в районе Великих озер, вероятно, говорили на южно-кушитских языках.
Кристофер Эрет (1998) предложил на основе заимствованных слов, которые южно-кушитские языки (называемые «Сказка» и «Биша» Эрета) говорили в районе, расположенном ближе к озеру Виктория, чем сегодня.
Кроме того, исторически южно-нилотские языки постоянно контактировали с «пропавшая» ветвь восточного кушита, которую Гейне (1979) называет базой.
Кристофер Эрет предложил реконструкцию протокушитского периода в 1987 году, но сделал не основывать это на реконструкциях отдельных ветвей. Гровер Хадсон (1989) проделал некоторую предварительную работу по Хайленд-Ист-Кушитик, Дэвид Апплярд (2006) предложил реконструкцию Прото-Агау, а Роланд Кислинг и Маартен Мус (2003) совместно предложили реконструкцию Западного Рифта Южного Кушитика. Реконструкция низменности Восточного Кушитика не была опубликована, хотя Пол Д. Блэк написал свою (неопубликованную) диссертацию на эту тему в 1974 году. Никакая сравнительная работа еще не объединила эти реконструкции ветвей.
Пример базовой лексики кушитских языков из Фоссена и Диммендаала (2020: 318) (с PSC, обозначающим прото-южные кушитские языки):
Филиал | Северный | Южный | Восточный | Центральный | |
---|---|---|---|---|---|
Глянцевый | Бежа | Иракв | Оромо | Авди | Кемантни |
'фут' | рагад / лагад | яаее | миила / лука | лɨкʷ | лɨкʷ |
«зуб» | kwire | sihhinoo | ilkee | ɨrkʷí | rkʷ |
«волосы» | hami / d.ifi | se'eeengw | dabbasaa | iʧifí | ibka |
'heart' | джин a | muuná | onnee | ɨʃew | lɨbäka |
'house | gau / 'anda | do ' | мана | ŋɨn | nɨŋ |
'wood' | hindi | slupi | mukha | kani | kana |
'meat' | ʃa/dof | fu'naay | foon | ɨʃʃi | sɨya |
'вода' | yam | ma'ay | biʃan | aɣu | axʷ |
'door' | ɖefa/yaf | piindo | balbala | lɨmʧi / sank | bäla |
'grass' | siyam/ʃuʃ | gitsoo | ʧ'itaa | sigʷi | anka |
'black' | hadal/hadod | boo | gurraʧʧa | árkí | ämäna |
'red' | adal/adar | daa/aat | diimaa | dɨmmí | säraɣ |
'road' | darab | loohi | karaa/godaana | dad | gorwa |
'гора ' | реба | tlooma | tuullu | кан | dɨba |
'spear' | fena / gwiʃ'a | * laabala (PSC) | waraana | werém | ʃämärgina |
«палка» (сущ.) | 'amis /' adi | * hhada | ulee / dullaa | gɨmb | kɨnbɨ |
'fire' | n ' e | 'asla | ibidda | leg | wɨzɨŋ |
'donkey' | mek | daqwaay | haare | darí | dɨɣora |
'cat' | bissa / kaffa | nyauw | adure | anguʧʧa | damiya |
'dog' | yas / mani | seeaay | seere | gɨséŋ | gɨzɨŋ |
'cow' | ʃ'a / yiwe | slee | sa'a | ɨllwa | käma |
'lion' | hada | дирангв | ленш'а | вуи | гамана |
'хйена' | галаба/карай | * бахаа (PSC) | waraabo | ɨɣʷí | wäya |
'sister | kwa | hat'ay | obboleeytii | séná | ʃän |
'brother' | san | nana | obboleessa | sén | zän |
«мать » | de | aayi | haaɗa | ʧwá | gäna |
« отец » | баба | бааба | аабба | табли | аба |
'sit' | s'a / aʈam | iwiit | taa'uu | ɨnʤikʷ- | täkosɨm- |
'sleep' | diw/nari | guu ' | rafuu | ɣur\y- | gänʤ- |
'eat' | там / 'am | aag | aaʧʧu | ɣʷ- | xʷ- |
'drink' | gw'a / ʃifi | wah | ɗugaaiti | zɨq- | ʤax- |
'kill' | dir | gaas | aʤʤeesuu | kʷ- | kʷ- |
'speak | hadid/kwinh | 'oo' | dubbattu | dibs- | gämär- |
'thin' | 'iyai/bilil | * 'iiraw (PSC) | hap'ii | nʧu | k'ät'än- |
'fat' | dah/l'a | * du / * iya (PSC) | furdaa | morí | wäfär- |
'small' | dis/dabali | * niinaw (PSC) | t'innoo | lí | igʷey |
'big' | win/ragaga | * dir (PSC) | guddaa / dagaaga | dɨngulí | fɨraq |
Сравнение числительных в отдельных кушитских языках:
Классификация | Язык | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Север | Бежа (бедави) | aːl | ˈmale | mheːj | ˈfaɖiɡ | эːдж (букв: 'рука') | асасир (5 + 1) | asaːˈrama (5 + 2) | asiˈmheːj (5 + 3) | aʃˈʃaɖiɡ (5 + 4) | ˈtamin |
Юг | Алагва (Васи) | wák | ndʒad | tam | tsʼiɡaħ | kooʔan | laħooʔ | faanqʼw | dakat | welen | mibⁱ |
South | Burunge | leyiŋ / leẽ | t͡ʃʼada | tami | t͡ʃʼiɡaħa | koːʔani | laħaʔu | faɴqʼu | daɡati | weleli | mili |
Юг | Дахало | vattúkʷe (mascu) / vattékʷe (fem) | líima | kʼaba | saʕála | dáwàtte < possible from 'hand' | sita < Swahili | saba < Swahili | nane | kenda / tis (i) a | kumi |
South | Gorowa (Gorwaa) | wak | tsʼar | tám | tsʼiyáħ | kooʔán | laħóoʔ | fâanqʼw | dakáat | waléel / ɡweléel | mibaanɡw |
Юг | Иракв | wák | tsár | tám | tsíyáħ | kooán | laħoóʔ | faaɴw | dakaát | ɡ waleél | mibaaɴw |
Central | Bilin (Bilen) | laxʷ / la | ləŋa | səxʷa | sədʒa | ankʷa | wəlta | ləŋəta | səxʷəta | səssa | ka |
Центральный, Восточный | Xamtanga | lə́w | líŋa | áqʷa | síza | ákʷa | wálta | láŋta / lánta | sə́wta | sʼájta | sʼɨ́kʼa |
Центральный, Южный | Авнги | ɨmpɨ́l / láɢú | láŋa | úɢa | sedza | áŋkʷa | wɨ́lta | láŋéta | sóɢéta | sésta | tsɨ́kka |
Центральный, Western | Kimant (Qimant) | la>a / la | liŋa | siɣʷa | sədʒa | ankʷa | wəlta | ləŋəta | səɣʷəta | səssa | ka |
East, Dullay | Gawwada | tóʔon | lákke | ízzaħ | sálaħ | xúpin | tappi | táʔan | sétten | kóllan | Туган |
Восток, Дуллай | Цамай (Цамакко) | doːkːo | laːkːi | zeːħ | salaħ | χobin | tabːen | taħːan | sezːen | olːan | kuŋko |
East, Highland | Alaaba | matú | lamú | sasú | lú | ʔɔntú | lehú | lamalá | hizzeːtú | hɔnsú | tɔnnsú |
Восток, Хайленд | Бурджи | мишча | лама | фадия | фула | умутта | лия | ламала | хидитта | вонфа | танна |
Восток, Хайленд | Гедео | митте | хромой | сасе | шул | онд | ǰаане | торбаане | саддита | саллан | томм |
Восток, Хайленд | Хадийя | мато | ламо | сасо | сооро | на | лохо | ламара | садинто | хонсо | томмо |
Восток, Хайленд | Камбаата | мато | ламо | sáso | óolo | ónto | lého | lamála | hezzée to | hónso | tordúma |
East, Highland | Libido | mato | lamo | saso | sooro | ʔonto | leho | lamara | sadeento | honso | tommo |
East, Highland | Сидамо (Сидаама) | клещ | хромой | сасе | ʃoole | онте | ли | ламала | сетте | хонсе | тонна |
восток, Консо-Гидоле | Бусса (Харсо-Бобасе) | тоʔо | лакки, lam (m) e, lamay | ezza, siséħ | salaħ | xúpin | cappi | caan | sásse / sésse | kollan | húddʼan |
East, Konso-Gidole | Dirasha (Gidole) | akka (ha) fem., okko (ha) мужской | lakki | halpatta | afur | hen | lehi | tappa | lakkuʃeti | цинкута | хунда |
Восток, Консо-Гидоле | Консо | такка | лакки | сэсса | афур | кен | лехи | таппа | сетте | saɡal | kuan |
Восток, Oromo | Orma | tokkō | lamā | сади | afurī | anī | ja | tolbā | saddeetī | saɡalī | kuɗenī |
Восток, Оромо | Запад Центральный Оромо | токко | лама | садии | афур | ani | джаха | толба | саддет | саɡал | kuan |
East, Rendille-Boni | Boni | kóów, hál-ó (mascu) / hás-só (fem) | lába | síddéh | áfar | an | líh | toddóu | siyyéèd | saaɡal | tammán |
Восток, Рендиль-Бони | Рендиль | kôːw / ko: kalɖay (изолированная форма) | lámːa | sɛ́jːaħ | áfːar | t͡ʃán | líħ | tɛːbá | sijːɛ̂ːt | saːɡáːl | tomón |
восток, Сахо-Афар | Афар | enèki / inìki | nammàya | sidòħu / sidòħoòyu | ferèyi / fereèyi | konòyu / konoòyu | leħèyi / <148èèy>malħiini | baħaàra | saɡaàl а | табана | |
Восток, Сахо-Афар | Сахо | иник | лам: а | адо | вдалеке | ko:n | liħ | malħin | baar | saɡal | таман |
Восток, Сомали | Гарре (Карре) | ков | лама | сиддех | вдалеке | ʃan | liʔ | toddobe | siyeed | saɡaal | tommon |
Восток, Сомали | Сомали | ków | labá | sáddeħ | áfar | án | liħ | toddobá | siddèed | saɡaal | toban |
Восток, Сомали | Тунни (Аф-Тунни) | ków | lámma | síddiʔ | áfar | án | líʔ | toddóbo | siyéed | saɡáal | tómon |
Восток, Западная Омо-Тана | Arbore | tokkó (masc) / takká (фем), ˈtaˈka | laamá, laːma | sezzé, sɛːze | afúr, aˈfur | tʃénn, t͡ʃɛn | dʒi, ˈD͡ʒi | tuzba, ˈtuːzba | suyé, suˈjɛ | saaɡalɗ, saɡal | tommoɲɗ, ˈ tɔmːɔn |
Восток, Западный Omo-Tana | Bayso (Baiso) | koo (мужской) / too (женский) | lɑ́ɑm | sédi | ɑ́fɑr | ken | le | todobɑ́ | siddéd | sɑ́ɑɡɑɑl | tómon |
Восток, Западный Омо-Тана | Даасанах | tɪ̀ɡɪ̀ɗɪ̀ ( прил.) / tàqàt͡ʃ ̚ (crd.) / ʔɛ̀ɾ (ord.) | nàːmə̀ | sɛ̀d̪ɛ̀ | àfʊ̀ɾ | t͡ʃɛ̀n | lɪ̀ʰ | t̪ɪ̀ːj | síɪ̀t̚ | sàːl | t̪òmòn |
Восток, западный Омо-Тана | Эль-Моло | t'óko / t'áka | l'ááma | séépe | áfur | kên, cên | yíi | tíípa, s'ápa | fúe | s'áákal | t'ómon |