Онгота | |
---|---|
Бирале | |
/ iːfa ʕoŋɡota / | |
Родной язык | Эфиопия |
регион | Зона Южного Омо, Южный регион |
Носители языка | 12 (2012) |
Языковая семья | несекретная |
Коды языков | |
ISO 639-3 | bxe |
Glottolog | bira1253 |
Ongota (также известный как Birale, Birayle) - умирающий язык юго-запада Эфиопии. В 2012 году ЮНЕСКО сообщила, что из общей численности этнического населения 115 человек осталось только 12 пожилых носителей языка, а остальная часть их небольшой деревни на западном берегу реки Вейто приняла язык цамай вместо этого. Порядок слов по умолчанию: субъект – объект – глагол. Классификация языка неясна (Sava Tosco 2015).
Устная история Онгота говорит о том, что они произошли из ряда различных популяций, в том числе из Дикинте, Маале и Арборе. Во время пребывания на территории Маале, которая сегодня находится на их севере, кланы преследовали на юг из-за охоты на домашний скот Маале. Они следовали по берегам реки Вейто, пока не достигли Арборе, где их повернули обратно на север и поселили там, где они находятся сегодня. Этот рассказ отличается от рассказа маале, которые утверждают, что онгота изначально были частью маале, которые мигрировали и не вернулись.
Онгота имеет черты обоих афроазиатских и нило-сахарские языки, которые затрудняют его классификацию, а лингвисты и антропологи пока не могут четко проследить его лингвистические корни. Сава и Тоско (2007) утверждают, что морфология Онготы - Цамакко и что ~ 50% лексики может быть связано с корнями Цамакко. Они также сообщают, что Аклилу Йилма из Университета Аддис-Абебы считает Онготу креолом на пиджинизме. Они заявляют, что этот «вывод подкрепляется местной легендой о том, что Онгота произошел от многонационального плавильного котла». Они также сообщают, что Лайонел Бендер считает Онготу Кушитиком, Вацлав Блажек (1991, 2001 и далее.) Нило-Сахара, а кушитик Маартен Мус (2003) упоминает его как языковая изоляция. Сава и Тоско (2003, 2007) сами считают, что это восточно-кушитский язык с нило-сахарским субстратом, то есть говорящие на онготе перешли на восточно-кушитский ранее нило-сахарский язык, следы которого сохранились до сих пор. Флеминг (2006) считает его независимой ветвью афроазиатского языка. Бонни Сэндс (2009) считает предложение Савы и Тоско наиболее убедительным. Сава и Тоско (2015) оставляют его неклассифицированным, возможно, изолированным, но, возможно, настолько подверженным влиянию суперстратов, что первоначальная принадлежность языка не видна.
Главный механизм упадка Онготы - брак с другими сообществами. Во время короткой экспедиции в начале 1990-х годов ряд исследователей обнаружили, что многие мужчины Онгота женились на женщинах Цамакко. Ребенок вырастет и будет говорить только на языке матери, но не на языке отца. (Микеш, П. и др., 1992–1993) Эта тенденция продолжалась и в последние годы.