Нармер

редактировать
Древний египетский фараон раннединастического периода

Нармер (Древнеегипетский : nꜥr-mr, что означает «болезненный, жалящий», «резкий» или «свирепый сом»; r . ок. 3273 - 2987 гг. до н.э.) был древнеегипетским фараоном раннединастического периода. Он был преемником протодинастического царя Ка. Некоторые считают его объединителем Египта и основателем Первой династии и, в свою очередь, первым царем объединенного Египта. Большинство египтологов считают, что Нармер был тем же человеком as Менес.

Содержание

  • 1 Историческая идентичность
  • 2 Имя
  • 3 Царствование
    • 3.1 Возможная идентификация с Менесом
    • 3.2 Нармер и объединение Египта
    • 3.3 Нармер в Ханаане
    • 3,4 Ней thhotep
  • 4 Гробница и артефакты
    • 4.1 Гробница
    • 4.2 Артефакты
    • 4.3 Наг эль-Хамдулаб
  • 5 Популярная культура
  • 6 Галерея
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Историческая принадлежность

Известняковая голова короля. По мнению музея египетской археологии Петри, Лондон, это Нармер на основании сходства (согласно Петри) с головой Нармера на палитре Нармера. Это не было общепринятым. Согласно Trope, Quirke Lacovara, предположение, что это Нармер, «маловероятно». В качестве альтернативы они предлагают царя Четвертой династии Хуфу. Стивенсон также идентифицирует его как Хуфу. Чаррон идентифицирует его как короля Thinite Period (первых двух династий), но не верит, что он может быть назначен какому-либо конкретному королю. Уилкинсон описывает это как «вероятно, Вторая династия».

Личность Нармера является предметом продолжающихся споров, хотя преобладающее мнение среди египтологов отождествляет Нармера с фараоном Менесом, который известен в древнеегипетских письменных источниках как первый царь и объединитель Древнего Египта. Отождествление Нармера с Менесом основано на палитре Нармера (которая показывает Нармера как объединителя Египта) и двух печатей некрополей с кладбища Умм-эль-Кааб Абидос, которые показывают его как первого царя Первой династии.

Датой начала правления Нармера обычно считается ок. 3100 г. до н.э. Другие основные оценки, полученные с использованием как исторического метода, так и радиоуглеродного датирования, находятся в диапазоне c. 3273–2987 гг. До н.э.

Имя

Серех с символами rebus внутри (сом) и mr (долото), что является фонетическим представлением имени Нармера.

Полное написание имени Нармера состоит из иероглифов сома (nꜥr ) и долота (mr ), отсюда и чтение «Нармер» (с использованием принципа ребуса ). Это слово иногда переводят как «бушующий сом». Однако по этому поводу нет единого мнения. Другие переводы включают ″ сердитый, дерущийся, свирепый, болезненный, неистовый, плохой, злой, кусающий, угрожающий ″ или «жалящий сом». Некоторые ученые использовали совершенно разные подходы к прочтению названия, в которых вообще не было слова «сом», но эти подходы не были общепринятыми.

Вместо того, чтобы включать оба иероглифа, имя Нармера часто отображается в сокращенной форме только с символом сома, иногда стилизованным, а в некоторых случаях даже представленным просто горизонтальной линией. Такое упрощенное написание, похоже, связано с формальностью контекста. В каждом случае, когда серех изображен на каменном изделии или официальном оттиске печати, он имеет оба символа. Но в большинстве случаев, когда имя указано на глиняной посуде или на каменной надписи, появляется просто сом или его упрощенная версия.

Также были найдены два альтернативных варианта написания имени Нармера. На грязевой печати из Тархана символ птицы ṯꜣj (знак Гардинера G47 «утенок») был добавлен к двум символам «Нармер» внутри сереха. Это было истолковано как означающее «Нармер мужское»; однако, по словам Илоны Регульски, «Третий знак ([ṯꜣj] -птица) не является неотъемлемой частью королевского имени, поскольку встречается очень редко». Годрон предположил, что дополнительный знак не является частью имени, а помещен внутри сереха для удобства композиции.

Кроме того, две печати некрополя из Абидоса отображают имя уникальным образом: хотя долото показано условно там, где можно было бы ожидать сома, есть символ, который интерпретируется несколько ученых как шкура животных. Согласно Дрейеру, это, вероятно, сом с бычьим хвостом, похожий на изображение Нармера на палитре Нармера, на котором он изображен с бычьим хвостом как символ власти.

Царство

Возможное отождествление с Менесом

Сравнение серехов
Имя Нармера в полном формате.
Имя Хор-Аха в полном формате.
Реконструкция оттиска печати Нармер-Менеса из Абидоса Реконструкция этикетки Накада Гарстанг 1905, стр. 62, fig3 harvnb error: no target: CITEREFGarstang1905 (help )

Несмотря на тесную взаимосвязь, вопросы «кем был Менес ?» И «кто объединил Египет?» На самом деле являются двумя отдельными проблемами. Нармеру часто приписывают объединение Египта посредством завоевания Нижнего Египта Верхним Египтом. В то время как Менес традиционно считается первым царем Древнего Египта, большинство египтологов считает Нармера его первым царем. тот же человек, что и Менес. Несмотря на жаркие споры (Хор-Ага, преемник Нармера, является основной альтернативой, которую многие авторитеты идентифицировали как Менеса), преобладающее мнение состоит в том, что Нармер был Менесом.

проблема сбивает с толку, потому что «Нармер» - это имя Хоруса, а «Менес» - это имя Осока и Пчелы (личное имя или имя при рождении). Все списки королей, которые начали появляться в эра Нового Царства перечисляет личные имена королей, и почти все начинаются с Менеса или начинаются с божественного и / или полубожественного правителя s, где Менес был первым «человеческим королем». Сложность состоит в том, чтобы согласовать современные археологические свидетельства, в которых перечислены имена Гора, со списками царей, в которых перечислены личные имена.

Два документа были выдвинуты в качестве доказательства того, что Нармер был Менесом или, альтернативно, Хор-Аха был Менесом. Первая - это «Накадная этикетка», на которой изображен серех Хор-Аха рядом с ограждением, внутри которого есть символы, которые некоторые ученые интерпретировали как имя «Менес». Второй - оттиск печати из Абидоса, который чередуется между серехом Нармера и символом шахматной доски «мн», который интерпретируется как сокращение от «Менес». В отношении каждого из этих документов выдвигались аргументы в пользу того, что Нармер или Хор-Аха были Менесом, но ни в одном из этих случаев этот аргумент не является окончательным.

Второй документ, оттиск печати из Абидоса, показывает сереха Нармера, чередующегося со знаком игровой доски (mn ), вместе с его фонетическим дополнением, знаком n, который всегда отображается при написании полного имени Менеса, снова представляя имя «Менес». На первый взгляд это могло показаться убедительным доказательством того, что Нармер был Менесом. Однако, основываясь на анализе других оттисков печати ранней Первой династии, которые содержат имя одного или нескольких князей, другие ученые интерпретировали оттиск печати как показывающий имя принца Нармера по имени Менес., следовательно, Менес был преемником Нармера, Хор-Аха, и поэтому Хор-Аха был Менесом. Это было опровергнуто Cervelló-Autuori 2005, стр. 42–45; но мнения по-прежнему расходятся, и нельзя сказать, что оттиск печати окончательно подтверждает любую теорию.

Оттиск печати Некрополя Ка'а Дрейер 1987, стр. 36, рис.3

Две печати некрополя, найденные в 1985 и 1991 годах в Абидосе, в гробницах Ден и Ка'а или рядом с ними, показывают Нармера как первого царя в каждом списке, а затем Хор-Ага. Печать Ка'а перечисляет всех восьми царей того, что ученые теперь называют Первой династией, в правильном порядке, начиная с Нармера. Эти печати некрополей являются убедительным доказательством того, что Нармер был первым королем Первой династии - следовательно, это тот же человек, что и Менес.

Нармер и объединение Египта

Знаменитая Палитра Нармера, обнаруженный Джеймсом Э. Кибеллом в сезоне 1897–1898 гг. В Иераконполис, изображает Нармера с короной Верхнего Египта на одной стороне палитры и короной Нижний Египет с другой стороны, что дает начало теории, что Нармер объединил две земли. Однако с момента открытия ведутся споры о том, представляет ли палитра Нармер реальное историческое событие или является чисто символическим. Конечно, палитра Нармера может представлять реальное историческое событие и в то же время иметь символическое значение.

В 1993 году Гюнтер Дрейер обнаружил в Абидосе «годовой ярлык» Нармера, изображающий то же событие, что изображено на палитре Нармера. В Первой династии годы определялись именем царя и важным событием, которое произошло в этом году. «Ярлык года» обычно прикреплялся к контейнеру с товарами и включал имя короля, описание или изображение события, которое определяло год, и описание прикрепленных товаров. Этикетка этого года показывает, что палитра Narmer изображает реальное историческое событие. В поддержку этого вывода (помимо Дрейера) входят Уилкинсон и Дэвис и Фридман. Хотя такая интерпретация обозначения года является преобладающим среди египтологов, есть исключения, в том числе Бейнс и Венгроу.

Палитра Нармера
Палитра Нармера
Рисунок (спереди).
Рисунок (на оборотной стороне).
Голова с булавой Нармера
Голова с булавой Нармера.
Голова с булавой Нармера (рисунок). На рисунке изображены пленники, представленные фараону Нармеру на троне наос. Музей Эшмола, Оксфорд.
Сцена изображает церемонию, во время которой пленники и добыча представляются королю Нармеру, который восседает на троне под балдахином на ступенчатой ​​платформе. Он носит красную корону Нижнего Египта, держит цеп и закутан в длинный плащ. Слева имя Нармера написано внутри изображения фасада дворца (сереха), увенчанного соколом. Внизу - записи о грабежах животных и людей; 400 000 голов крупного рогатого скота, 1 422 000 коз и 120 000 пленных

Археологические данные свидетельствуют о том, что Египет был, по крайней мере, частично объединен во время правления Ка и Ири-Хора (непосредственных предшественников Нармера), и возможно, еще в Скорпион I (за несколько поколений до Ири-Хора). Сбор налогов, вероятно, задокументирован для Ка и Иры-Хор. Свидетельство о роли Скорпиона I в Нижнем Египте происходит из его гробницы Удж в Абидосе (Верхний Египет), где были найдены этикетки, идентифицирующие товары из Нижнего Египта. Однако это не налоговые документы, поэтому они, вероятно, указывают на торговлю, а не на подчинение. Существует существенная разница в количестве и распределении надписей с именами тех более ранних царей Нижнего Египта и Ханаана (который был достигнут через Нижний Египет) по сравнению с надписями Нармера. Надписи Ка были найдены в трех местах в Нижнем Египте и в одном в Ханаане. Ири-хорские надписи также были найдены в двух местах в Нижнем Египте и одном в Ханаане. Это можно сравнить с Нармером, серехи которого были найдены в десяти местах в Нижнем Египте и в девяти местах в Ханаане (см. Обсуждение в разделе «Гробницы и артефакты»). Это демонстрирует качественную разницу между ролью Нармера в Нижнем Египте по сравнению с двумя его непосредственными предшественниками. В Нижнем Египте нет доказательств присутствия какого-либо царя Верхнего Египта до Ири-Хора. Археологические данные предполагают, что объединение началось еще до Нармера, но было завершено им через завоевание государства в Северо-Западной дельте, как изображено на палитре Нармера.

Важность, которую Нармер придавал своему "объединению" "Египта свидетельствует тот факт, что он отмечен не только на палитре Нармера, но и на цилиндрической печати, Этикетке года Нармера и ящиках Нармера; и последствия события отмечены на Narmer Macehead. Важность объединения для древних египтян подтверждается тем фактом, что Нармер показан как первый царь на двух печатях некрополя и под именем Менес, первый царь в более поздних списках царей. Хотя есть археологические свидетельства нескольких королей до Нармера, ни один из них не упоминается ни в одном из этих источников. Можно точно сказать, что с точки зрения древних египтян история началась с Нармера и объединения Египта, и что все до него было отнесено к сфере мифов.

Нармер в Ханаане

Согласно Манефону (цитируется в Евсевий (Фр. 7 (а))), «Менес совершил заграничный поход и завоевал известность ». Если это верно (и если предположить, что это относится к Нармеру), то, несомненно, это была земля Ханаана, где серех Нармера был обнаружен в девяти различных местах. Присутствие египтян в Ханаане предшествовало Нармеру, но после примерно 200 лет активного присутствия в Ханаане египетское присутствие достигло пика во время правления Нармера и затем быстро уменьшилось. Отношения между Египтом и Ханааном «начались примерно в конце пятого тысячелетия и, по-видимому, закончились где-то во время Второй династии, когда они полностью прекратились». Его пик пришелся на период 0-й династии и во времена правления Нармера. К этому периоду относятся 33 египетских сереха, найденных в Ханаане, 20 из которых приписываются Нармеру. До Нармера в Ханаане были найдены только один серех Ка и одна надпись с именем Ири-Хора. Серехи, предшествующие Ири-Хору, являются либо общими серехами, которые не относятся к конкретному царю, либо предназначены для царей, не засвидетельствованных в Абидосе. Об уменьшении египетского присутствия в регионе после Нармера свидетельствует то, что в Ханаане был найден только один серех, приписываемый его преемнику, Хор-Аха. Даже этот единственный пример сомнительный, Уилкинсон не верит, что есть какие-либо серехи Хор-Ахи за пределами Египта, и очень мало серехов царей для остальных первых двух династий было найдено в Ханаане.

Египетское присутствие в Ханаане лучше всего демонстрируется наличием керамики, сделанной из египетской нильской глины и найденной в Ханаане, а также керамики, сделанной из местной глины, но в египетском стиле. Последнее предполагает наличие египетских колоний, а не просто торговлю.

Природа роли Египта в Ханаане активно обсуждалась между учеными, которые предполагают военное вторжение, и другими, предполагающими, что речь идет только о торговле и колонизации. Хотя последние получили преобладание, наличие укреплений в Телль-эс-Сакане, датируемых периодом от 0 до начала династии 1 и построенных почти полностью с использованием египетского стиля строительства, демонстрирует, что здесь также должны были быть было своего рода египетским военным присутствием.

Независимо от характера присутствия Египта в Ханаане, контроль торговли с Ханааном (и через него) был важен для Древнего Египта. Нармер, вероятно, установил первоначальное влияние Египта в Ханаане не путем военного вторжения, но военная кампания Нармера с целью восстановления власти Египта или увеличения его сферы влияния в регионе, безусловно, правдоподобна. В дополнение к цитате Манефона и большому количеству серехов Нармера, найденных в Ханаане, недавняя реконструкция ящика Нармера Дрейером, возможно, ознаменовала военную кампанию в Ханаане. Это также может представлять собой просто представление хананеями дани Нармеру.

Нейтхотеп

Имена Нармера и Хор-Ахи были найдены в месте, которое, как полагают, было Нейтхотепом ' гробница, что привело египтологов к заключению, что она была царицей Нармера и матерью Хор-Ахи. Имя Нейтхотепа означает «Нейт довольна». Это говорит о том, что она была принцессой Нижнего Египта (на основании того факта, что Нейт является богиней-покровительницей Саиса в Западной Дельте, именно в той области, которую Нармер завоевал, чтобы завершить объединение Египта), и что это был брак, объединяющий две области Египта. Тот факт, что ее могила находится в Накаде, в Верхнем Египте, привел некоторых к выводу, что она была потомком додинастических правителей Накады, которые правили до его включения в объединенный Верхний Египет. Также было высказано предположение, что Нармер Мэйсхед отмечает эту свадьбу. Однако открытие в 2012 году наскальных надписей на Синае Пьером Талле вызывает вопросы о том, действительно ли она была женой Нармера.

Могила и артефакты

Могила

Палаты B17 и B18 в Умм эль-Каабе, которые составляют гробницу Нармера.

Могила Нармера в Умм эль-Каабе около Абидоса В Верхнем Египте состоит из двух объединенных камер (B17 и B18), облицованных сырцовым кирпичом. Хотя оба Эмиль Амелино и Петри раскопали гробницы B17 и B18, только в 1964 году они опознали их как гробницы Нармера. Гробница Нармера расположена рядом с гробницами Ка, который, вероятно, правил Верхним Египтом незадолго до Нармера, и Хор-Аха, который был его непосредственным преемником <. 179>

Поскольку гробница насчитывает более 5000 лет и неоднократно подвергалась разграблению, от древности до наших дней, удивительно, что в ней можно было обнаружить что-нибудь полезное. Из-за неоднократных беспорядков в Умм-эль-Каабе многие предметы Нармера были найдены в других могилах, а предметы других королей были найдены в могиле Нармера. Однако Флиндерс Петри в период 1899–1903 гг. И, начиная с 1970-х годов, Немецкий археологический институт (DAI) сделали открытия, имеющие важнейшее значение для истории Древнего Египта. путем повторных раскопок гробниц Умм эль-Кааб.

Несмотря на беспорядочное состояние кладбища, надписи на дереве и кости, оттиски печати, а также десятки кремневых наконечников стрел (Петри с тревогой говорит, что были обнаружены «сотни» наконечников стрел от «французов», предположительно Амелино. Что с ними произошло, неясно, но ни один из них не попал в Каирский музей.) Кремневые ножи и фрагмент ножки стула из черного дерева были также обнаружены в гробнице Нармера, и все они могут быть частью оригинального погребального комплекса. Кремневые ножи и фрагмент ножки стула не были включены ни в одну из публикаций Петри, но сейчас они находятся в Музее египетской археологии Петри (Университетский колледж Лондона) под регистрационными номерами UC35679, UC52786 и UC35682. По словам Дрейера, эти наконечники стрел, вероятно, из гробницы Джера, где были найдены похожие наконечники стрел.

Вероятно, что все цари Древнего Египта, похороненные в Умм-эль-Каабе, имели погребальные ограды в Абидосе. 'северное кладбище, недалеко от линии выращивания. Они характеризовались большими стенами из сырцового кирпича, которые окружали пространство, в котором, как считается, проходили погребальные церемонии. Было раскопано восемь оград, два из которых точно не идентифицированы. Хотя это еще не подтверждено, одно из этих неопознанных погребальных ограждений могло принадлежать Нармеру.

Артефакты

Нармер Серех на глиняном черепке из Нахаль Тилла (Ханаан), изображающий стилизованного сома и отсутствие долота, любезно предоставлено Томас Э. Леви, лаборатория левантии и кибер-археологии, Калифорнийский университет в Сан-Диего

Нармер хорошо известен по всему Египту, южному Ханаану и Синаю: всего 98 надписей на 26 участках. В Абидосе и Иераконполисе имя Нармера встречается как внутри сереха, так и без ссылки на серех. На всех остальных сайтах, кроме Коптоса, имя Нармера встречается в серехе. В Египте его имя было найдено в 17 местах: 4 в Верхнем Египте (Иераконполис, Накада, Абидос и Коптос ) ; десять в Нижнем Египте (Тархан, Хелван, Завйет эль'Ариан, Телль Ибрагим Авад, Эзбет эль-Телль Миншат Абу Омар, Саккара, Буто, Телль эль-Фарха и Кафр Хасан Давуд); один в Восточной пустыне (Вади-эль-Кааш); и два в Западной пустыне (Оазис Харга и Гебель Тьяути).

Во время правления Нармера у Египта было активное экономическое присутствие на юге Ханаана. Керамические изделия черепки были обнаружены в нескольких местах, как из горшков, сделанных в Египте и импортированных в Ханаан, так и других, изготовленных в египетском стиле из местных материалов. В Ханаане было найдено двадцать серехов, которые могут принадлежать Нармеру, но семь из них сомнительны или спорны. Эти серехи происходили из восьми разных мест: Тель-Арад, Эн-Бесор (Эйн-ха-Бесор ), Тель-эс-Сакан, Нахаль Тиллах (Терраса), Тель Эрани (Тель-Гат), Малый Тель Малхата, Тель Маахаз и Тел Лод,

Серех Нармера, наряду с царями других додинастических и раннединастических царей, был найден в Вади Амейра на юге Синая, где надписи посвящены египетским горным экспедициям в этот район.

Наг эль-Хамдулаб

Впервые записано в конце 19 века, это важная серия Наскальных рисунков в Наг эль-Хамдулаб около Асуана было открыто заново в 2009 году, и его важность осознали только тогда. Среди множества надписей на таблице 7а изображен мужчина в головном уборе, подобном Белой Короне из Верхнего Египта, и со скипетром. За ним идет мужчина с веером. Затем ему идут двое мужчин со знаменами и собака. За исключением мотива собаки, эта сцена похожа на сцены на Scorpion Macehead и лицевую сторону палитры Нармера. Человека, вооруженного регалиями фараонов (короной и скипетром), можно четко идентифицировать как короля. Хотя имя не фигурирует в таблице, Дарнелл приписывает его Нармеру, основываясь на иконографии, и предполагает, что это могло представлять фактическое посещение региона Нармером для ритуала «Следование за Гором». В интервью 2012 года Гатто также описывает короля в надписи как Нармера. Однако Хендрикс (2016) помещает эту сцену немного раньше Нармера, отчасти основываясь на нехарактерном отсутствии королевского имени Нармера в надписи.

Популярная культура

  • Первый фараон (Книга 1 первой династии) Лестера Пикера - это беллетризованная биография Нармера. Автор проконсультировался с египтологом Гюнтером Дрейером, чтобы добиться достоверности.
  • Убийство богов: Древняя египетская тайна Уильяма Дж. Коллинза - триллер о принце Аха (впоследствии король Хор -Ага ), Нармер играет второстепенную роль.
  • Третьи врата от Линкольна Чайлда - это приключенческий рассказ с долей оккультизма об археологической экспедиции в поисках сокровищ. настоящая гробница Нармера и ее загадочное содержимое.
  • Фараон: Мальчик, покоривший Нил Джеки Френч - детская книга (возраст 10–14 лет) о приключениях принца Нармера.

Галерея

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Дэвис, Уитни. 1992. Маскировка удара: сцена изображения в позднем доисторическом египетском искусстве. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Goldwasser, Orly. 1992. «Палитра Нармера и« Триумф метафоры »». Lingua Aegyptia 2: 67–85.
  • Muhlestein, Kerry. 2011. Насилие на службе порядка: религиозные рамки санкционированного убийства в Древнем Египте. Оксфорд: Археопресс.
  • Рэй, Джон Д. 2003. «Имя короля Нармера». Lingua Aegyptia 11: 131–38.
  • Шоу, Ян. 2004. Древний Египет: очень краткое введение. Oxford: Oxford University Press.
  • Такач, Габор. 1997. «Записка об имени короля Нармера». Linguistica 37, вып. 1: 53–58.
  • Венгроу, Дэвид. 2001. «Переосмысление культов крупного рогатого скота в раннем Египте: к доисторической перспективе на палитре Нармер». Кембриджский археологический журнал 11, вып. 1: 91–104.
  • Уилкинсон, Тоби А. Х. 2000. «Что это за король: Нармер и концепция правителя». Journal of Egypt Archeology 86: 24–32.
  • Уильямс, Брюс, Томас Дж. Логан и Уильям Дж. Мурнейн. 1987. "Рукоять ножа в Метрополитен-музее и аспекты изображений фараонов до Нармера". Журнал ближневосточных исследований 46, вып. 4: 245–85.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 09:45:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте