Египет | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 2181 г. до н.э. – ок. 2160 г. до н.э. | |||||||||||||
Столица | Мемфис | ||||||||||||
Общие языки | Египетский язык | ||||||||||||
Религия | древнеегипетская религия | ||||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||||||||
• Дата основания | ок. 2181 г. до н.э. | ||||||||||||
• Исчезновение | ок. 2160 г. до н.э. | ||||||||||||
|
Восьмая династия древнего Египта (VIII династия ) - малоизвестная и недолговечная линия фараонов, правивших в быстрой последовательности в начале 22 века до н.э., вероятно, с их центром власти в Мемфис. Восьмая династия властвовала в то время, которое называется самым концом Старого царства или началом Первого промежуточного периода. Власть фараонов ослабевала, в то время как власть провинциальных наместников, известных как номархи, становилась все более важной, и к тому времени египетское государство фактически превратилось в феодальную систему. Несмотря на тесные отношения между мемфитскими королями и могущественными номархами, особенно в Коптосе, Восьмая династия была в конечном итоге свергнута номархами Гераклеополиса Магна, которые основали Девятую династию. Восьмая династия иногда сочетается с предыдущей Седьмой династией из-за отсутствия археологических свидетельств последней, которые могут быть вымышленными.
По оценкам египтологов, Восьмая династия правила Египтом примерно 20–45 лет, и были предложены различные даты: 2190–2165 гг. До н.э., 2181–2160 гг. До н.э., 2191–2145 гг. До н.э., 2150–2118 гг. До н.э.
Два исторических источника, относящиеся к списку Нового Царства короли, принадлежащие к Восьмой династии. Самый ранний из двух и основных исторических источников о Восьмой династии - это список царей Абидоса, написанный во время правления Сети I. Короли, перечисленные в записях с 40 по 56 списка царей Абидоса, расположены между концом шестой династии периода Древнего царства и началом одиннадцатой династии Поднебесной. Кроме того, имена этих царей отличаются от имен, известных из Девятой и Десятой династий, ни одна из которых не включена в список Абидоса. Как следствие, позиции с 40 по 56 списка относятся к Седьмой и Восьмой династиям.
Другой источник Нового Царства о Восьмой династии - Туринский канон, написанный во время правления Рамзеса II. Туринский папирус был скопирован из более раннего источника, который, как показал египтолог Ким Рихольт, сам был пронизан лакунами и, вероятно, находился в плохом состоянии. Кроме того, сам Туринский папирус сильно поврежден и не может быть прочитан без особого труда. Всего на фрагментах папируса присутствуют три имени, которые можно отнести к царям Восьмой династии. Это Нетжеркаре Сиптах, еще одно трудночитаемое имя и, наконец, имя Какаре Иби, пятьдесят третьего короля в списке царей Абидоса. Похоже, что до конца династии, как записано в списке, есть место для двух или трех королей. Это могло бы указывать на то, что недостающие части Туринского канона, вероятно, содержали королей в пятьдесят первом - пятьдесят пятом регистрах Абидосского списка царей. Поскольку в Туринском папирусе отсутствуют первые девять королей в списке Абидоса, W.C. Хейс считает разумным, что египтяне, возможно, разделили VII и VIII династии на этом этапе.
Египетский жрец Манефон написал историю Египта во время III век до н.э., известный как Aegyptiaca. Работа Манефона не сохранилась до наших дней и известна нам только благодаря трем более поздним авторам, которые цитировали ее. К сожалению, работать с этими тремя источниками чрезвычайно сложно. Например, они часто противоречат друг другу, как в случае с двумя древними историками - Секстом Юлием Африканским и Евсевием Кесарийским, - которые цитируют отрывок из Эгиптиаки относительно Седьмого и Восьмая династия. Африкан утверждает, что 7-я династия состояла из 70 царей, которые правили в течение семидесяти дней в Мемфисе, а 8-я династия состояла из 27 царей, правивших 146 лет. Однако Евсевий пишет, что во время 7-й династии пять царей правили более семидесяти пяти дней, а 8-я династия включает пять царей, правивших в течение 100 лет. Семьдесят царей за семьдесят дней обычно считается правильной версией Манефона о Седьмой династии, но, вероятно, не является фактическим изложением истории. Скорее, это интерпретируется как означающее, что фараоны этого периода были чрезвычайно эфемерными, и использование семидесяти может быть каламбуром на том факте, что это была Седьмая династия Манефона. Поскольку Манефон не предоставляет фактических исторических данных об этом периоде, и никаких археологических свидетельств существования Седьмой династии не обнаружено, многие египтологи утверждали, что эта династия вымышленная. Что касается Восьмой династии, то в настоящее время широко признано, что оценка Манефоном ее продолжительности является очень существенным переоценкой реальности.
Основными археологическими свидетельствами существования царей восьмой династии являются в Коптосе обнаружены королевские указы, в которых упоминаются имена некоторых из последних фараонов династии. Еще одно предварительное свидетельство существования первых царей династии можно найти в гробницах в Саккаре, в частности, в пирамиде Какаре Иби в Саккаре. Кроме того, есть царские надписи, найденные в Вади Хаммамат и в Верхнем Египте, а также некоролевские надписи из Верхнего Египта.
Восьмая династия традиционно считалась первой династией Первого промежуточного периода из-за эфемерный характер правления его царей, а также скудность современных свидетельств, намекающих на закат государства в хаос. Недавняя переоценка археологических свидетельств показала сильную преемственность между Шестой и Восьмой династиями, так что египтолог Грач Папазян предположил, что восьмая династия, а не Шестая, должна рассматриваться как последняя династия периода Старого Царства.
Учитывая, что пять королей Восьмой династии носили тронное имя Пепи II Неферкар как часть своих имен, они могли быть потомками 6-й династии, которые пытались удержать на какую-то власть. Некоторые из деяний последних четырех королей VIII династии описаны в их указах по Шемай, визирь в этот период, хотя только Какаре Иби можно подключить к любому монументальному сооружению. Его пирамида была найдена в Саккаре рядом с пирамидой Пепи II, и, как и у ее предшественников, Тексты пирамид были написаны на стенах.
Но на самом деле там много царей. Было ясно, что в это время происходил распад центральной власти Египта. Правители этих династий базировались в Мемфисе и, похоже, полагались на власть номархов Коптоса, которым они даровали титулы и почести. Это должно было быть безрезультатным, поскольку Восьмая династия в конечном итоге была свергнута конкурирующей группой, базирующейся в Herakleopolis Magna.
Учитывая отсутствие доказательств существования Седьмой династии, все короли, упомянутые в Список царей Абидоса в записях после Меренре Немтьемсафа II и до Монтухотепа II обычно относится к Восьмой династии. Следуя Юргену фон Бекерату, это:
Имя | Комментарии |
---|---|
Нетеркаре Сиптах | Иногда классифицируется как последний король 6-я династия. Возможно идентичен Нитокрису. |
Менкаре | Возможно, это подтверждается рельефом из гробницы королевы Нейт. |
Неферкар II | |
Неферкаре Неби | Планировал или начал пирамиду «Неферкаре Неби выносит жизнь», возможно, в Саккаре. |
Джедкаре Шемай | |
Неферкаре Хенду | |
Меренхор | |
Неферкамин | |
Никаре | Возможно, подтвержден цилиндрической печатью. |
Неферкаре Тереру | |
Неферкахор | Подтвержден цилиндрической печатью. |
Неферкаре Пеписенеб | Туринский канон дает как минимум один год. |
Неферкамин Ану | |
Какаре Иби | Туринский канон дает правило два года, один месяц, один день. Подтверждено его пирамидой в Саккаре. |
Неферкауре | Туринский канон дает правило 4 года и 2 месяцев, подтвержденное указом о храме Мин. |
Хвивихепу Неферкаухор | Туринский канон дает правило 2 лет, 1 месяц и 1 день, что подтверждается восемью указами, касающимися храма Мина, и надписью на гробнице визиря Шемая. |
Нефериркаре | Туринский канон дает правление 1 полтора года. Может быть, идентичен одному или обоим Хорусу Демеджибтави и Ваджкаре. Если да, то он засвидетельствован указом о храме Мин. |
Египтолог Грахт Папазян считает, что такая реконструкция придает слишком большое значение рассказу Манефона, согласно которому Седьмая династия по сути является фикцией и метафорой хаоса. Вместо этого Папазян предлагает, чтобы самые ранние из вышеупомянутых королей являются непосредственными преемниками Пепи II и должны быть отнесены к Шестой династии, в то время как те, кто сразу после них, принадлежат к недолговечной Седьмой династии. Тогда Восьмая династия начнется только с хорошо известного Какаре-Иби:
Имя |
---|
Какаре Иби |
Неферкаур |
Хвивихепу Неферкаухор |
Имя потеряно |
Нефериркаре |
Кроме того, личность, хронологическое положение и степень правления следующих правителей весьма неопределенны: Ваджкаре, Хуикер, Хуи и Итьену.
Предшественники. Шестой династии. (Седьмой ) | династии Египта. ок. 2181 - 2160 гг. До н.э. | Преемник. Девятая династия |