Тахарка | |
---|---|
Статуя Тахарки. Его имя появляется в центре его пояса: 𓇿𓉔𓃭𓈎 (tꜣ-h-rw-k, «Тахарка»). Высота статуи 2,7 метра. Тахарка принимает походную позу, крепко сжав руки, и держит посох меков. Он носит плиссированный килт, называемый шенджит, и на голове двойной урей, обозначающий двойное правление Нубии и Египта. Музей Кермы. | |
Фараон | |
Правление | 690–664 гг. До н.э. (25-я династия ) |
Предшественник | Шабака |
Преемник | Тантамани |
Королевский титул | |
Консорт | Великая Королева Такахатенамун, Атахебаскен, Напарайе, Табекенамун |
Дети | Аменирдис II, Ушанхуру, Несишутефнут |
Отец | Пийе |
Мать | Абар |
Умер | 664 г. до н.э. |
| |||||||||||
тр ḳ (Тахарко). в иероглифах |
---|
Taharqa, также пишется Taharka или Taharqo (египетский : 𓇿𓉔𓃭𓈎 tꜣ-h -rw-k, Нео-ассирийский : Тар-ку-у 2, Иврит : תִּרְהָקָה, Современный : Тирхака, Тибериец : Тирехака, Таракос Манефона, Тирко Страбона ), был фараоном из Двадцати пятая династия Египта и кор (царь) королевства Куш (современный Судан ), с 690 по 664 г. до н.э. один из "Черных Фараонов ", которые правят d над Египтом почти столетие.
Тахарка был сыном Пийе, нубийский царь Напаты, который первым завоевал Египет. Тахарка был также двоюродным братом и преемником Шебитку. Успешные кампании Пийе и Шабака проложили путь к процветающему правлению Тахарки.
Правление Тахарки можно датировать с 690 г. до н.э. по 664 г. до н.э. Доказательства дат его правления получены из стелы Серапеум , каталожный номер 192. Эта стела записывает, что бык Апис родился и установился (четвертый месяц Сезон Возникновения, день 9) в 26 году Тахарки умер в 20 году Псамтика I (4-й месяц Шому, день 20), прожив 21 год. Это дало бы Тахарке правление 26 лет с небольшим, в 690–664 гг. До н.э.
портрет Тахарки, Нубийский музейТахарка прямо заявляет в Kawa Stela V, строка 15, он сменил своего предшественника (обычно предполагается, что это Шебитку, но теперь установлено, что он Шабака ) после смерти последнего со следующим заявлением: «Я получил корону в Мемфисе после того, как Сокол полетел в небеса.. " Ссылка на Шебитку была попыткой Тахарки узаконить его приход к власти. Однако Тахарка никогда не упоминает личность королевского сокола и полностью опускает любое упоминание о временном правлении Шабаки между Шебитку и Тахаркой, возможно, потому, что он отстранил Шабаку от власти.
В Кава IV, строки 7-13, Тахарка утверждает:
Он (Тахарка) отплыл на север, в Фивы, среди прекрасных молодых людей, которых Его Величество, покойный король Шабатако / Шебитку, прислал из Нубии. Он был там (в Фивах) с ним. Он ценил его больше, чем любого из своих братьев. (Здесь следует описание [плохого] состояния храма Кавы, которое наблюдал принц). Сердце его величества было грустно из-за этого, пока его величество не стал королем, коронованным как король Верхнего и Нижнего Египта (...). Это было в первый год своего правления, он вспомнил, что он видел в храме, когда был молод.
Статуя Тахарка в Бостонском музее изящных искусствВ Kawa V: строка 15, Тахарка утверждает,
Я был доставлен из Нубии среди королевских братьев, которых привел его величество. Когда я был с ним, я ему нравился больше, чем все его братья и все его дети, поэтому он меня отличил. Я покорил сердце знати и был всеми любим. Только после того, как ястреб улетел на небеса, я получил корону в Мемфисе.
Поэтому Тахарка говорит, что царь Шебитку, который очень любил его, привел его с собой в Египет и во время Во время этой поездки у него была возможность увидеть плачевное состояние храма Амона в Каве, событие, которое он вспомнил после того, как стал королем. Но на Каве V Тахарка говорит, что когда-то после его прибытия в Египет под началом другого царя, которого на этот раз он решил не называть, произошла смерть этого монарха (Шабака здесь), а затем его собственное присоединение к трон произошел. Уклончивость Тахарки в отношении личности своего предшественника предполагает, что он пришел к власти нерегулярным образом и решил узаконить свое царство, удобно заявив о возможном факте или пропаганде, что Шебитку благоволил ему «больше, чем всем его братьям и всем его детям»
.Более того, в строках 13–14 стелы V Кавы дважды упоминается Его Величество (который может быть никем иным, кроме Шебитку), и на первый взгляд сокол или ястреб, улетевший в небеса, упоминается в следующей строке. 15, похоже, идентичен Его Величеству, упомянутому ранее (т.е. Шебитку). Однако в критической строке 15, которая зафиксировала приход Тахарки к власти, начинается новый этап повествования, отделенный от предыдущего периодом на много лет, и царь или ястреб / сокол, улетевший на небеса, явно остается безымянным. чтобы отличить его от Его Величества Шебитку. Более того, цель Кава V состояла в том, чтобы описать несколько отдельных событий, которые произошли на разных этапах жизни Тахарки, вместо того, чтобы рассказывать об этом непрерывную историю. Таким образом, текст Kawa V начинается с 6-го года Тахарки и относится к разливу Высокого Нила в том году, прежде чем внезапно вернуться к юности Тахарки в конце строки 13. В начале строки 15 упоминается коронация Тахарки (с личность ястреба / сокола - теперь известного как Шабака - осталась безымянной, но если бы это был Шебитку, любимый король Тахарки, Тахарка явно опознал бы его), и дано описание степени земли и зарубежные страны, находящиеся под контролем Египта, но затем (в середине строки 16) повествование внезапно возвращается к юности Тахарки: «Моя мать была в Та-Сети…. Теперь я был далеко от нее, будучи двадцатилетним новобранцем, как я отправился с Его Величеством на Северную Землю ». Однако сразу же после этого (примерно в середине строки 17) текст снова переходит к моменту воцарения Тахарки: «Затем она плыла вниз по течению, чтобы увидеть меня после долгих лет. Она нашла меня после того, как я появился на троне. Гора... ". Следовательно, повествование Kawa V переключается с одного события на другое и практически не имеет хронологической последовательности или ценности.
Хотя правление Тахарки было наполнено конфликтом с ассирийцами, это был также период процветания в Египте и Куше. Империя процветала при Тахарке, отчасти благодаря особенно крупному разливу реки Нил, обильному урожаю и «интеллектуальным и материальным ресурсам, высвобожденным эффективным центральным правительством». Надписи Тахарки указывают на то, что он отдал большое количество золота храму амуна в Каве. Империя в долине Нила была такой же большой, как и со времен Нового царства. Тахарка и 25-я династия возродили египетскую культуру. Религия, искусство и архитектура были восстановлены в их великолепных формах Старого, Среднего и Нового царства. Во время правления Тахарки «основные черты фиванского богословия были слиты с египетской имперской идеологией Среднего и Нового царства». При Тахарке культурная интеграция Египта и Куша достигла такой точки, что ее нельзя было повернуть вспять даже после ассирийского завоевания.
Портрет Тахарки, Музей КермыТахарка восстановил существующие храмы и построил новые.. Особенно впечатляющими были его постройки в храме в Карнаке, новом храме в Каве и храмах в Джебель-Баркале. Тахарка продолжил амбициозную программу 25-й династии по превращению Джебель-Баркала в «монументальный комплекс святилищ... сосредоточенный вокруг великого храма... Амона». Сходство Джебель-Баркала и Карнака «кажется центральным для строителей Джебель-Баркала». Остальные постройки Тахарки служили для создания «Храмовых городов», которые были «местными центрами управления, производства и перераспределения».
Именно во время 25-й династии в долине Нила впервые были построены пирамиды. (многие в современном Судане) со времен Поднебесной. Тахарка построил самую большую пирамиду (52 квадратных метра в основании) в Нубийском регионе в Нури (около Эль-Курру ) с самой сложной кушитской гробницей, высеченной в скале. В Тахарке было погребено «более 1070 шабти разных размеров, сделанных из гранита, зеленого анкерита и алебастра».
Тахарка начал развивать союзы с элементами Финикии и Филистии, которые были готовы к более независимой позиция против Ассирии. Армия Тахарки провела успешные военные кампании, о чем свидетельствует «список завоеванных азиатских княжеств» из храма Мут в Карнаке и «завоеванные народы и страны (ливийцы, кочевники шасу, финикийцы?, Хор в Палестине)» из надписей храма Санам. Торок упоминает, что военный успех был достигнут благодаря усилиям Тахарки по укреплению армии посредством ежедневных тренировок в беге на длинные дистанции, а также озабоченности Ассирии Вавилоном и Эламом. Тахарка также построил военные поселения в фортах Семна и Бухен и на укрепленном участке Каср Ибрим.
Имперские амбиции месопотамской основанной Ассирийской империи вступили в войну с 25-м. династия неизбежна. В 701 г. до н. Э. Тахарка и его армия помогли Иуде и царю Езекии выдержать осаду ассирийского царя Сеннахирима (4 Царств 19: 9; Исаия 37). : 9). Существуют различные теории (армия Тахарки, болезнь, божественное вмешательство, сдача Езекии, теория мышей Геродота) относительно того, почему ассирийцы не смогли взять Иерусалим и ушли в Ассирию. Многие историки утверждают, что Сеннахирим был повелителем Хор после осады в 701 году до нашей эры. Летопись Сеннахирима. Иуда был вынужден платить дань после осады. Однако это противоречит частому использованию Хором египетской системы весов для торговли, 20-летнему прекращению в Ассирии (до 701 г. и после смерти Сеннахирима) неоднократного вторжения в Хор, когда Хор платил дань уважения Амону из Карнака в первой половине г. Правление Тахарки и нарушение Тахарки запрета Ассирии на экспорт ливанского кедра в Египет, в то время как Тахарка строил свой храм амуну в Каве. Сеннахирим был убит своими сыновьями в отместку за разрушение мятежного месопотамского города Вавилон, города, священного для всех месопотамцев, включая ассирийцев.
Статуя фараона Тахарки в Национальной Музей СуданаВ 679 году до нашей эры преемник Сеннахирима, царь Асархаддон, вошел в Хор и захватил город, верный Египту. Разрушив Сидон и заставив Тир отдать дань в 677–676 годах до нашей эры, Асархаддон вторгся в Египет в 674 году до нашей эры. Согласно вавилонским записям, Тахарка и его армия разгромили ассирийцев в 674 году до нашей эры. Это вторжение, о котором говорят лишь несколько ассирийских источников, закончилось тем, что, по мнению некоторых ученых, было, возможно, одним из худших поражений Ассирии. В 672 г. до н.э. Тахарка ввел резервные войска из Куша, как упоминается в наскальных надписях. Египет Тахарки все еще господствовал в Хор в этот период, о чем свидетельствуют анналы Асархаддона 671 г. до н.э., в которых упоминается, что царь Тира Ба'лу «доверился своему другу Тахарке», союз Ашкелона с Египтом и надпись Асархаддона, спрашивающая, «были ли кушитско-египетские силы «планируют и стремятся вести войну любым способом», и если египетские войска победят Асархаддона в Ашкелоне ». Однако Тахарка потерпела поражение в Египте в 671 г. до н.э., когда Асархаддон завоевал Северный Египет, захватил Мемфис, обложил данью и затем отступил. Хотя фараон Тахарка сбежал на юг, Асархаддон захватил семью фараона, включая «принца Нес-Анхурет, королевских жен» и большую часть королевского двора, которые были отправлены в Ассирию в качестве заложников. В клинописных табличках упоминается множество лошадей, а золотые головные уборы были вывезены в Ассирию. В 669 г. до н.э. Тахарка вновь занял Мемфис, а также Дельту, и возобновил интриги с королем Тира. Тахарка был заинтригован делами Нижнего Египта и разжигал многочисленные восстания. Асархаддон снова привел свою армию в Египет, и после его смерти в 668 г. до н.э. командование перешло к Ашшурбанипалу. Ашшурбанипал и ассирийцы снова нанесли поражение Тахарке и продвинулись так далеко на юг, как Фивы, но прямой ассирийский контроль не был установлен ». Восстание было остановлено, и Ашшурбанипал назначен своим вассальным правителем в Египте Нехо I, который был царем из города Саис. Сын Нехо, Псамтик I получил образование в ассирийской столице Ниневии во время правления Асархаддона. Еще в 665 году до нашей эры вассальные правители Саис, Мендес и Пелусиум все еще предпринимали попытки вступить в Тахарку в Куше. Заговор вассала был раскрыт Ашурбанипалом, и все повстанцы, кроме Нечо Саиса, были казнены.
Тахарка умер в город Фивы в 664 г. до н.э. За ним последовал назначенный им преемник Тантамани, сын Шабаки, которому наследовал сын Тахарка, Атланерса. Тахарка был похоронен в Нури в Северном Судане. Египет все еще считался уязвимым, и Тантамани вторгся в Египет в надежде восстановить свою семью на престол. Это привело к возобновлению конфликта с Ашурбанипалом и разграблению города ассирийцами в 663 г. до н. Э.
Тахарка выбрал место Нури для постройки своей пирамиды, вдали от традиционного захоронения Эль-Курру. Это была первая и самая большая пирамида Нури, за которой последовали около двадцати более поздних царей на этом месте.
Пирамиды преемников Тахарки, вид с вершины его пирамиды в Нури, первой пирамиды, которая должна быть построена, и самой большой пирамиды на этом местеОсновные ученые согласны с тем, что Тахарка это библейский «Тирхаках», царь Эфиопии (Куш), который вел войну против Сеннахирима во время правления царя Езекии из Иудеи (2 Царств 19: 9 ; Исайя 37: 9 ).
События в библейском повествовании считаются произошло в 701 г. до н.э., тогда как Тахарка взошел на престол примерно десятью годами позже. Если титул царя в библейском тексте относится к его будущему царскому титулу, он, возможно, был еще слишком молод, чтобы быть военным командиром.
Обен упоминает, что библейское повествование в Бытие 10: 6-7 (Таблица Наций) перечисляет предшественников Тахарки, Шебитку и Шабако. Что касается преемника Тахарки, то разграбление Фив было важным событием, которое отразилось на Древнем Ближнем Востоке. это я Упоминается в Книге Наум, глава 3: 8-10:
Профиль Тахарки в Святилище Тахарка, Музей АшмолаТы лучше, чем многолюдный Нет, это было расположено среди рек, что была ли вода вокруг него, валом которого было море, а стена его была от моря? Эфиопия и Египет были ее силой, и она была безграничной; Фут и Любим были твоими помощниками. Но она была унесена, она ушла в плен: ее маленькие дети также были разбиты на куски на всех улицах; и бросили жребий о ее благородных людях, и все ее великие люди были связаны цепями
Тахарка, под названием «Тирко Эфиопский», была описана древним греческим историком Страбоном. Страбон упомянул Тахарку в списке других известных завоевателей (Кир Великий, Ксеркс, Сесотрис) и упомянул, что эти князья предприняли «экспедиции в страны далекие». Страбон упоминает Тахарку как «продвинутую до Европы» и (цитируя Мегасфена ), даже до Геркулесовых столбов в Испании : в 1534 году мусульманский ученый Ибн-л-Хаттиб аль-Маккари написал отчет об «создании Тахаркой гарнизона на юге Испании примерно в 702 году до нашей эры».
Однако Сесострис, египтянин, он добавляет, и Тирко Эфиопский продвинулся до Европы; и Набокодросор, пользовавшийся большей репутацией среди халдеев, чем Геракл, повел армию даже до Столпов. До сих пор, по его словам, также ушел Тирко
— Страбон, Geographia, XV.1.6.Две змеи в короне фараона Тахарка показывают, что он был царем обеих земель Египта и Нубия.
Тахарка оставила памятники по всему Египту и Нубии. В Мемфисе, Фивах и Напате он перестроил или восстановил Храм Амона..
Тахарка известна различными памятниками. в Карнак.
Колонка Тахарка
Киоск Тахарка в Канарке
Часовня Тахарка и Шепенвепет в Карнаке
киоск Тахарка. Карнакский храм
Небольшой храм Тахака когда-то находился в Каве в Нубии (современный Судан ). Сегодня он находится в Музее Ашмола,.
Святыне Тахарки, Музее Ашмола,
Святыне и Сфинксе Тахарки. Тахарка появляется между ног Рам-Спинкс
Рам-Спинкс и Тахарка
Рельеф Тахарка на святыне
Тахарка картуш на Святыне
Царь Тахарка и боги Фив. Стоя слева, он предлагает «белый хлеб» своему отцу Амон-Ре, которого сопровождают Мут, Хонсу и Монту, святилище Кава.
Тахарка и боги Гематен (Храм Кавы). Он делает подношение богу с головой барана Амон-Ре. Храм Кава.
Тахарка (слева), обнимающий Гора (Ре-Хорахти ) на святилище Кава
Тахарка изображена на различные рельефы в Джебель Баркале, в частности в Храме Мут.
Тахарка в Храме Мут
Тахарка перед богом Амоном в Гебель Баркале (Судан), в Храме из Мута, Джебель Баркал
Тахарка, сопровождаемый его матерью царицей Абар. Гебель Баркал - комната C
Тахарка с царицей Такахатамун в Гебель Баркал
Бог с головой льва Аппадемак с фараоном Тахаркой (справа) в Джебель Баркал Храм Мут
Тахарка, за которой следует систру, сотрясающая царицу Такахатенамун в Джебель Баркал Храм Мут
Тахарка совершает посвящения египетским богам, в Храме Мут, Джебель Баркал, Судан. Его имя фигурирует во втором картуше : 𓇿𓉔𓃭𓈎 (tꜣ-h-rw-k, «Тахарка»).
Тахарка предлагает сосуды с вином богу-соколу Хемену
Тахарка, ок. 690-64 гг. До н.э., Нью-Карлсберг Глиптотек, Копенгаген
Тахарка под сфинксом, Британский музей
Тахарка является самой высокой статуей сзади (2,7 метра), Музей Кермы.
Гранит сфинкс Тахарки из Кавы в Судане
Змеиный вес 10 даров. Написано для Тахарки посреди Саиса. 25-я династия. Из Египта, вероятно, из Несафта. Музей египетской археологии Петри, Лондон
Тахарка в виде сфинкса
Крупный план Тахарки
Фараон Тахарка. 25-я династия Египта
Шабти царя Тахарки
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Тахарке. |