Аменхотеп I

редактировать

Аменхотеп I () (Древнеегипетский : jmn-ḥtp (w) / jaˌmanuwˈħatpaw / «Амон доволен»; клинопись Амарны а-ма-ан-ха-ат-пе или -ат-па), Аменот I или Аменофис I, (,) из древнегреческого Ἀμένωφις, а также царь Зесеркере (транслитерация : Ḏsr-k3-R`), был вторым Фараон из 18-й династии Египта. Его правление обычно датируется 1526-1506 гг. До н.э.. Он был сыном Яхмоса I и Яхмоса-Нефертари, но имел по крайней мере двух старших братьев, Яхмоса и Яхмоса Сапаира, и не ожидалось, что унаследует трон. Однако где-то за восемь лет между 17-м годом царствования Яхмоса I и его смертью, его наследник умер, и Аменхотеп стал наследным принцем. Затем он вступил на престол и правил около 21 года. Хотя его правление плохо документировано, можно составить основную историю из имеющихся свидетельств. Он унаследовал королевство, сформированное военными завоеваниями своего отца, и сохранял господство над Нубией и дельтой Нила, но, вероятно, не пытался сохранить власть Египта в Леванте. Он продолжил реконструкцию храмов в Верхнем Египте и произвел революцию в дизайне морга, отделив свою гробницу от заупокойного храма, установив тенденцию в царских погребальных памятниках, которые сохранятся на протяжении Нового царства. После его смерти он был обожествлен как бог-покровитель Дейр эль-Медины.

Содержание
  • 1 Семья
  • 2 Даты и продолжительность правления
  • 3 Внешняя политика
  • 4 Культурное и интеллектуальное развитие
  • 5 Строительные проекты
    • 5.1 Погребальный комплекс
  • 6 Захоронение, наследование и наследие
    • 6.1 Погребение
    • 6.2 Наследование
    • 6.3 Наследие: погребальный культ
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Печатные источники
  • 10 Внешние ссылки
Семья

Аменхотеп I был сыном Яхмоса I и Яхмос-Нефертари. Его старшие братья, наследный принц Яхмос Сапаир и Яхмос-анх, умерли раньше него, тем самым расчистив путь для его восхождения на престол. Аменхотеп, вероятно, пришел к власти, когда сам был еще молод, и его мать, Яхмос-Нефертари, по-видимому, была его регентом, по крайней мере, короткое время. Доказательством этого регентства является то, что и ему, и его матери приписывают основание поселения для рабочих в Фиванском некрополе в Дейр-эль-Медине. Аменхотеп взял свою старшую сестру Яхмос-Меритамон в качестве своей Великой королевской жены. Имя другой жены, Ситкамосе, засвидетельствовано на стеле девятнадцатой династии .

Кроме того, отношения между Аменхотепом I и другими возможными членами семьи неясны. Аххотеп II обычно называют его женой и сестрой, несмотря на альтернативную версию, согласно которой она была его бабушкой. Считается, что у него был один сын от Аххотепа II, Аменемхат, который умер еще очень молодым. Это остается консенсусом, хотя есть и аргументы против этой связи. Не имея живых наследников, Аменхотепу наследовал Тутмос I, на котором он женился на своей «сестре» Ахмесе. Поскольку ни в одной надписи Ахмес никогда не упоминается как «дочь царя», некоторые ученые сомневаются в том, что она была родной сестрой Аменхотепа I.

Даты и продолжительность правления
Статуя Осирида Аменхотепа I, которая в настоящее время находится в Британский музей.

В девятый год правления Аменхотепа I, гелиакальный подъем Сотиса наблюдался на девятый день третьего месяца лета. Современные астрономы подсчитали, что если наблюдение было сделано из Мемфиса или Гелиополиса, такое наблюдение могло быть сделано только в тот день в 1537 году до нашей эры. Однако если наблюдение было сделано в Фивах, оно могло произойти только в 1517 г. до н.э. Последний выбор обычно считается правильным, поскольку Фивы были столицей в начале 18-й династии: следовательно, Аменхотеп I обычно датируется 1526 г. до н.э., хотя возможность 1546 г. до н.э. не исключается полностью.

Образец Манефона утверждает, что Аменхотеп I правил Египтом двадцать лет и семь месяцев или двадцать один год, в зависимости от источника. Хотя наивысшим засвидетельствованным годом царствования Аменхотепа I является только его 10-й год, заявление Манефона подтверждается отрывком из автобиографии гробницы мага по имени Аменемхет. Здесь прямо говорится, что он служил под началом Аменхотепа I 21 год. Таким образом, в высокой хронологии Аменхотепу I дается период правления примерно с 1546 по 1526 год до нашей эры, а в нижней хронологии - примерно с 1526 по 1506 год до нашей эры или с 1525 по 1504 год до нашей эры, хотя отдельные ученые могут приписывать даты его правления, которые варьируются от это на несколько лет.

Внешняя политика
Облегчение Аменхотепа I из Карнака.

Имена Аменхотепа I Гор и две дамы, «Бык, покоряющий земли» и «Тот, кто вдохновляет великих. террор »обычно интерпретируются как означающие, что Аменхотеп I намеревался господствовать над окружающими народами. Два текста из гробниц указывают на то, что он возглавлял походы на Нубию. Согласно текстам гробницы Яхмоса, сына Эбаны, Аменхотеп позже стремился расширить границу Египта на юг, в Нубию, и возглавил войска вторжения, которые разбили нубийскую армию. В биографии гробницы Яхмоса Пен-Нехебета говорится, что он также участвовал в кампании в Куш, однако вполне возможно, что это относится к той же кампании, что и Яхмос, сын Эбаны. Аменхотеп построил храм в Саи, показывая, что он основал египетские поселения почти до Третьего порога.

Единственное упоминание в гробнице Яхмоса Пен-Нехебет указывает на другую кампанию в Яму в земля Кехек. К сожалению, местонахождение Кехека неизвестно. Долгое время считалось, что Кехек был ссылкой на ливийское племя, Кехек, и поэтому предполагалось, что захватчики из Ливии воспользовались смертью Яхмоса, чтобы двинуться в западный Нил. Дельта. К сожалению для этой теории, люди Кехек появились только в более поздние времена, и личность Кехека остается неизвестной. Нубия возможна, поскольку Аменхотеп проводил там поход, а также предлагались западные пустыни и оазисы, поскольку они, кажется, снова попали под контроль Египта.

Египет потерял западную пустыню и оазисы во второй промежуточный период и во время восстания против гиксосов Камос счел необходимым поставить их гарнизон. Неизвестно, когда они были полностью захвачены, но на одной стеле использовался титул «принц-губернатор оазисов», что означает, что правление Аменхотепа образует terminus ante quem для возвращение египетского правления.

Нет зарегистрированных кампаний в Сиро-Палестине во время правления Аменхотепа I. Однако, согласно Tombos Stela его преемника, Тутмоса I, когда Тутмос вел кампанию в Азии вплоть до Евфрата, он не нашел никого, кто бы сражался против него. Если бы Тутмос не возглавил кампанию, которая не была записана в Азии до этой записанной, это означало бы, что предыдущий фараон должен был бы вместо этого умиротворить Сирию, что указывало бы на возможную азиатскую кампанию Аменхотепа I. Две ссылки на Левант потенциально написанные во время его правления могут быть современными свидетелями такой кампании. Один из кандидатов на могилу Аменхотепа содержит ссылку на Кедми, который находится где-то в Ханаане или Трансиордании, а гробница Аменемхета содержит враждебную ссылку на Митанни. Однако ни одно из этих упоминаний не обязательно относится к кампании, и даже не обязательно относится к правлению Аменхотепа. Местоположение гробницы Аменхотепа не известно, и Аменемхет жил, чтобы служить при нескольких королях, которые, как известно, напали на Митанни. Записи о правлении Аменхотепа просто слишком скудны и слишком расплывчаты, чтобы сделать вывод о какой-либо сирийской кампании.

Культурное и интеллектуальное развитие
Стела, изображающая Аменхотепа I с его матерью, Яхмос-Нефертари

Было найдено большое количество статуй Аменхотепа, но в основном они из Рамессида период и связаны с его продолжающимся погребальным культом, созданным для его посмертного погребального культа. Это затрудняет изучение искусства его правления. Судя по его немногочисленным подлинным статуям, кажется, что Аменхотеп продолжал копировать стили Среднего царства. Искусство начала 18-й династии было особенно похоже на искусство раннего Среднего царства, и статуи, созданные Аменхотепом I, явно копировали статуи Ментухотепа II и Сенусрета I. Эти два типа настолько похожи, что современные египтологи не могут отличить их друг от друга.

Вероятно, именно Аменхотеп I основал деревню ремесленников в Дейр-эль-Медине, жители которого были ответственны за большую часть искусства, которым были заполнены гробницы в Фиванском некрополе для следующих поколений правителей и знати Нового Царства. Самым ранним найденным здесь именем является Тутмос I, однако Аменхотеп явно был важной фигурой для рабочих города, поскольку он и его мать были его божествами-покровителями.

В период правления Аменхотепа наблюдались литературные разработки.. Книга того, что находится в подземном мире («Египетская книга мертвых»), важный погребальный текст, использовавшийся в Новом царстве, как полагают, достигла своей окончательной формы во время правления Аменхотепа, с тех пор фигурирует в убранстве гробницы его преемника Тутмоса I. Папирус Эберса, который является основным источником информации по древнеегипетской медицине, также, кажется, датируется этим временем ( упоминание о гелиакальном подъеме Сотиса, по которому обычно рассчитывается ранняя хронология Нового царства, было найдено на обратной стороне этого документа).

Похоже, что во время правления Аменхотепа I появились первые водяные часы было изобретено. Придворный астроном Аменхотепа Аменемхеб назвал заслугу создания этого устройства в своей биографии гробницы, хотя самый старый из сохранившихся механизмов датируется периодом правления Аменхотепа III. Это изобретение было очень полезным для хронометража, потому что египетский час не был фиксированным временем, а измерялся как 1/12 ночи. Когда летом ночи были короче, эти водяные часы можно было настроить для точного измерения более коротких часов.

Строительные проекты
Реконструированная алебастровая часовня Аменхотепа I в Карнаке

Аменхотеп начал или продолжил строительство проекты на храмовых площадках в Верхнем Египте, но большинство построенных им построек были позже разобраны или уничтожены его преемниками. Из письменных источников известно, что он поручил архитектору Инени расширить Карнакский храм. Биография гробницы Инени указывает, что он создал 20- локальные ворота из известняка на южной стороне Карнака. Он построил священную часовню Амона из алебастра и копию Белой часовни из Сенусрета III. Скульптурный материал этих построек был извлечен из заполнения третьего пилона Аменхотепа III, что позволило восстановить некоторые из этих построек в Карнаке. Аменхотеп также построил сооружения в Карнаке для своего фестиваля Сед, праздника, благодаря которому сила и энергия фараона были обновлены после 30 лет правления, но вполне вероятно, что он умер прежде, чем смог их использовать. Храм был построен в Нубии в Саи, и он построил храмовые сооружения в Верхнем Египте в Элефантине, Ком Омбо, Абидосе и Храм Нехбет. Насколько известно, Аменхотеп, в отличие от своего отца, не построил ничего значительного в Нижнем Египте.

Погребальный комплекс

Аменхотеп I был первым царем Египта, который отделил свой заупокойный храм от своей гробницы, вероятно, в попытке уберечь его могилу от грабителей. Этот храм был расположен в северной части Дейр-эль-Бахри. Дейр эль-Бахри, по-видимому, имел какое-то погребальное значение для Аменхотепа, поскольку неподалеку была найдена Фиванская гробница 358, могила его царицы Яхмоса-Меритамона. Заупокойный храм Аменхотепа был в значительной степени снесен, чтобы освободить место для нижней террасы заупокойного храма, построенного приблизительно 50 лет спустя царицей Хатшепсут, и осталось только несколько кирпичей, на которых было написано имя Аменхотепа. Царские статуи внутри храма были перенесены в близлежащий погребальный храм Ментухотепа II.

. Первоначальное местонахождение гробницы Аменхотепа надежно не идентифицировано. В отчете о безопасности царских гробниц в Фиванском некрополе, заказанном во время беспокойного правления Рамсеса IX, отмечалось, что тогда они не были повреждены, но его местонахождение не было указано. Было предложено два участка для гробницы Аменхотепа I: одно высоко в Долине царей, KV39, а другое в Дра 'Абу эль-Нага', Могила АНБ. Раскопки на KV 39 позволяют предположить, что он использовался или повторно использовался для хранения Тайника Дейр-эль-Бахри, в котором находилась хорошо сохранившаяся мумия короля, до его окончательного перезахоронения. Тем не менее, гробница ANB считается более вероятной, поскольку она содержит предметы, носящие его имя и имена некоторых членов семьи.

Погребение, наследование и наследие
Мумия Аменхотепа I

Погребение

Когда-то во время 20-й или 21-й династии оригинальная гробница Аменхотепа была либо ограблена, либо признана небезопасной и опустошенной, а его тело было перемещено в целях безопасности, вероятно, более одного раза. Он был найден в Тайнике Дейр-эль-Бахри, спрятанном с мумиями многочисленных королей и знати Нового Царства в конце 22-й династии или после нее над Заупокойным храмом Хатшепсут и сейчас в Египетском музее в Каире. Его мумия, очевидно, не была разграблена представителями 21-й династии, и священники, которые перенесли мумию, позаботились о сохранении картонной коробки. Из-за этой изысканной лицевой маски Аменхотепа - единственная королевская мумия, которая не была развернута и исследована современными египтологами.

Наследование

Считается, что у Аменхотепа I был только один ребенок, сын который умер в младенчестве, хотя некоторые источники указывают, что у него не было детей. Аменхотепа I сменил Тутмос I, видимо, высокопоставленный военный деятель. Неясно, были ли между ними какие-либо кровные отношения, хотя было высказано предположение, что Тутмос I был сыном старшего брата Аменхотепа Яхмоса Сипайри. Аменхотеп, возможно, назначил Тутмоса I своим сопредседателем перед своей смертью, поскольку имя Тутмоса I появляется рядом с именем Аменхотепа на божественной лодке, найденной археологами в заполнении третьего пилона в Карнаке. Однако большинство ученых считают, что это только свидетельство того, что Тутмос ассоциировал себя со своим царским предшественником. Один текст также был истолкован как означающий, что Аменхотеп назначил своего младенца-сына соправителем, который затем умер до него. Тем не менее, ученые согласны с тем, что существует слишком мало доказательств того, что одно из этих двух направлений деятельности.

Наследие: Погребальный культ

Образ Аменхотепа I из его погребального культа

Аменхотеп был обожествлен после его смерти и стал божеством-покровителем деревни, которую он открыл в Дейр эль-Медине. Его мать, которая прожила как минимум на год дольше, чем он, также была обожествлена ​​после своей смерти и стала частью его ектении. Как упоминалось ранее, подавляющее большинство скульптур Аменхотепа имеет форму погребального идола из этого культа более поздних периодов. Когда ему поклонялись, он имел три божественных проявления: «Аменхотеп из Города», «Аменхотеп, возлюбленный Амона» и «Аменхотеп из Переднего двора», и был известен как бог, создавший оракулы. Некоторые из заданных ему вопросов были сохранены на ostraca из Дейр-эль-Медины и, по-видимому, сформулированы таким образом, что идол короля мог кивнуть (или заставить кивнуть) ответ. В его честь также было несколько праздников, которые проводились в течение года. В течение первого месяца проводился праздник в честь появления Аменхотепа рабочим некрополя, что, вероятно, означает, что его кумир был доставлен в Дейр эль-Медину. Еще один праздник проводился тридцатого числа четвертого месяца, а затем еще два праздника проводились в седьмом месяце. Первым было «расстилание надгробия царя Аменхотепа», которое, вероятно, ознаменовало день его смерти. Второй, отмечаемый в течение четырех дней в самом конце месяца, был «великим праздником царя Аменхотепа, правителя города». Позже в истории Египта седьмой месяц, «Фаменот », был назван в честь этого праздника. Другой праздник проводился 27-го числа девятого месяца, а последний известный праздник проводился в течение нескольких дней, по крайней мере, между одиннадцатым и тринадцатым днями одиннадцатого месяца, что, по всей вероятности, ознаменовало дату восшествия на престол Аменхотепа. 124>

Дополнительный свет на погребальный культ Аменхотепа проливают многочисленные документы, в которых, по-видимому, подробно описываются ритуалы, посвященные Аменхотепу. Три папируса времен Рамсеса II записывают литургию священников, а рельефы в Карнаке и Мединет Хабу иллюстрируют избранные обряды и заклинания. Основная часть ритуалов связана с подготовкой и проведением ежедневных подношений возлияния идолу, включая чтение формулы ḥtp-dỉ-nsw, а также очищение и запечатывание святыни в конец дня. Остальные обряды касаются того, как проводить различные праздники в течение года. В этих случаях идол Аменхотепа или представляющий его священник фактически совершает поклонение Амону вместо того, чтобы ему поклоняться самому, что не было типичной культовой практикой в ​​Древнем Египте.

См. Также
Примечания
Ссылки

Печатные источники

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Аменхотепом I.
Последняя правка сделана 2021-06-10 17:13:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте