Египетская хронология

редактировать

Астрономический потолок из гробницы Сети I с изображением звезд и созвездий, используемых в календарных расчетах

Большинство из египтологов сходятся во мнениях по поводу схемы и многих деталей хронологии Древнего Египта. Этот научный консенсус представляет собой так называемую условную египетскую хронологию, которая помещает начало Древнего царства в 27 век до нашей эры, начало Среднего царства в 21 веке до нашей эры и в начале Нового царства в середине 16 века до нашей эры.

Несмотря на этот консенсус, в научном сообществе остаются разногласия, в результате чего варианты хронологии расходятся примерно на 300 лет для раннединастического периода, вплоть до 30 лет в Новом царстве и несколько лет в позднем периоде.

Кроме того, существует ряд «альтернативных хронологий», не зависящих от научного консенсуса, например «Новая хронология », предложенная в 1990-х годах., которая снижает даты Нового Царства на целых 350 лет, или «Хронология Глазго » (предложенная 1978–1982 гг.), которая снижает даты Нового Царства на целых 500 лет.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Годы правления
  • 3 Синхронизмы
  • 4 Альтернативные хронологии
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Далее чтение

Обзор

Консенсус ученых относительно общей схемы традиционной хронологии, существующей в египтологии, за последние 100 лет не сильно изменился. Для Старого Царства консенсус колеблется на несколько столетий, но для Среднего и Нового царств он остается стабильным с точностью до нескольких десятилетий. Это проиллюстрировано путем сравнения хронологии, представленной двумя египтологами, первая из которых написана в 1906 году, вторая - в 2000 году (все даты в таблице - до нашей эры).

Периоды Династия Брестед (1906))Шоу (2000)
Ранний династический период Египта Первый 3400–2980ок. 3000–2686
Второе
Древнее царство Третье 2980–29002686–2613
Четвертое 2900–27502613–2494
Пятый 2750–26252494–2345
Шестой 2623–24752345–2181
Первый промежуточный период Седьмой 2475–24452181–2160
восьмой
девятый 2445–21602160–2125
десятый
Среднее царство Египта Одиннадцатый 2160–20002125–1985
Двенадцатый 2000–17881985–1773
Второй промежуточный период Тринадцатый ?1780– 15801773–1550
Четырнадцатый ?
Пятнадцатый
Шестнадцатый
Семнадцатый
Новое царство Египта Восемнадцатый 1580–13501550 –1295
Девятнадцатый 1350–12051295–1186
Двадцатый 1200–10901186–1069
Третий промежуточный период Двадцать -первый 1090–9451069–945
Двадцать секунд 945–745945–818
Двадцать третье 745–718818–727
Двадцать четвертое 718–712727–715
Tw Первый пятый 712–663715–664
Поздний период Древнего Египта Двадцать шестой 663–525664–525

Расхождения между двумя наборами дат являются результатом дополнительных открытий и уточненного понимания еще очень неполных свидетельств источника. Например, Брестед добавляет правителя из двадцатой династии, которого, как показали дальнейшие исследования, не существовало. Вслед за Манефоном Брестед также считал, что все династии были последовательными, тогда как теперь известно, что несколько династий существовали одновременно. Эти изменения привели к сокращению традиционной хронологии до 400 лет в начале династии I.

годы правления

'Диагональный звездный стол' из одиннадцатой династии крышка гроба ; Найдено в Асьют, Египет. Музей Ремера и Пелизея в Хильдесхайме

В основе египетской хронологии лежат годы правления, записанные в древнеегипетских списках царей. Списки сохранившихся царей являются исчерпывающими, но содержат значительные пробелы в тексте (например, Список королей Турина ), или являются полными по тексту, но не содержат полного списка правителей (например, Список царей Абидоса ), даже за короткий период истории Египта. Ситуация еще больше осложняется случайной противоречивой информацией об одном и том же периоде правления из разных версий одного и того же текста; таким образом, история Египта египетским историком Манефоном известна только благодаря обширным ссылкам на нее, сделанным последующими авторами, такими как Евсевий и Секст Юлий Африканский, и даты одного и того же фараона часто существенно различаются в зависимости от промежуточного источника.

Периоды царствования должны быть составлены из надписей, которые часто указывают дату в виде года царствования правящего фараона. Тем не менее, это обеспечивает только минимальную продолжительность этого правления и может включать или не включать какие-либо coregencies с предшественником или преемником. Кроме того, некоторые египетские династии, вероятно, накладывались друг на друга, при этом разные фараоны правили в разных регионах одновременно, а не поочередно. Незнание того, были ли монархии одновременными или последовательными, приводит к очень разным хронологическим интерпретациям.

Если общее количество лет правления данного правителя неизвестно, египтологи определили два показателя, чтобы определить это общее количество: для Старого царства - количество переписей скота; и для более поздних периодов празднования праздника Сед. В нескольких надписях Древнего Царства упоминается периодическая перепись скота, которая, как сначала полагали эксперты, проводилась раз в два года; таким образом, записи 24 переписей крупного рогатого скота показывают, что Снеферу правил 48 лет. Однако дальнейшие исследования показали, что эти переписи иногда проводились в последовательные годы или по прошествии двух или более лет. Фестиваль Сед обычно отмечался в тридцатую годовщину вознесения фараона, и, таким образом, можно было предположить, что правители, отмечавшие празднование одного, правили не менее 30 лет. Однако, опять же, это могло быть не стандартной практикой во всех случаях.

В первые дни египтологии составлению периодов царствования также препятствовал глубокий библейский уклон со стороны египтологов. Это было наиболее распространенным явлением до середины XIX века, когда цифры Манефона были признаны противоречащими библейской хронологии, основанной на ветхозаветных ссылках на Египет (см. Фараоны в Библии ). В 20-м веке такое библейское предубеждение в основном ограничивалось альтернативными хронологиями за пределами научного мейнстрима.

Синхронизмы

Полезный способ обойти эти пробелы в знаниях - найти хронологические синхронизмы, которые могут привести к точной дате. За последние десятилетия было обнаружено несколько из них, хотя они имеют разную степень полезности и надежности.

  • Наследие, т.е. археологические раскопки. Это не связывает человека или событие с конкретным годом, но установление последовательности событий может предоставить косвенное свидетельство для предоставления или подтверждения точной даты. Например, некоторые каменные сосуды с надписями правителей первых двух династий были собраны и помещены в галереи хранения внизу и запечатаны, когда была построена Ступенчатая пирамида Джосера, фараона Третьей династии. Другой пример - блоки из Старого Царства с именами нескольких королей, которые были повторно использованы при строительстве Среднего царства храмов-пирамид в Лишт в постройках. из Аменемхат I. Точно так же третий пилон в Карнак, построенный Аменхотепом III, содержал в качестве «наполнителя» материал из киоска Сезостриса I вместе с различными стелами Второй промежуточный период и Восемнадцатая династия Нового царства.
  • Синхронизмы с другими хронологиями, наиболее важные из которых связаны с ассирийскими и вавилонские хронологии, но также используются синхронизмы с хеттами, древней Палестиной, а в последний период - с древней Грецией. Самый ранний такой синхронизм относится к 18 веку до нашей эры, где стела губернатора Библа Янтину указывает на то, что фараон Неферхотеп I был современником царей Зимри-Лима из Мари и Хаммурапи из Вавилона. Другие ранние синхронизмы относятся к 15 веку до нашей эры, во время периода Амарны, когда мы имеем большое количество дипломатической переписки между египетскими королями Аменхотепом III и Эхнатоном, а также различными Ближневосточные монархи. (См. Хронология Древнего Ближнего Востока.) Для Третьего промежуточного периода, Шошенк I был назначен датой относительно Ровоама и система датирования эпонимов Кеннета Китчен, основанная на библейских отрывках о кампании Шишака. Абсолютная дата Шошенка I была рассчитана на основе теории Эдвина Р. Тиле.
  • Синхронизмы с памятниками Аписа погребения быков . Они начинаются еще при правлении Аменхотепа III и продолжаются до времен Птолемея, но есть значительный разрыв в летописи между Рамсесом XI и 23-м годом Осоркона II.. Плохая документация этих находок в Серапеуме также усугубляет трудности в использовании этих записей.
  • Астрономические синхронизмы . Самым известным из них является сотический цикл, и тщательное его изучение привело Ричарда А. Паркера к утверждению, что даты Двенадцатой династии могут быть установлены. с абсолютной точностью. Более поздние исследования подорвали эту уверенность, поставив под сомнение многие допущения, используемые в сотическом цикле, и в результате эксперты отошли от этого цикла. Например, Дональд Б. Редфорд, пытаясь установить дату окончания Восемнадцатой династии, почти полностью игнорирует сотские свидетельства, полагаясь на синхронность между Египтом и Ассирией (через хеттов), и помощь от астрономических наблюдений.
  • Радиоуглеродное датирование. Это особенно полезно для раннединастического периода, когда египтологическое согласие было возможно только в пределах трех или четырех столетий. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что начало Первой династии приходилось на 32 или 31 век, что согласуется с научными мнениями, относящимися к периоду между 34 и 30 веками.
  • Извержение Теры. Это известная загадка не только в египетской, но и в эгейской (минойской ) хронологии, как радиоуглеродная дата извержения между 1627 и 1600 годами до нашей эры (p = 5%), отличается на целый век по сравнению с датой, традиционно принятой в археологии ок. 1500 г. до н.э. С 2012 года высказывались предположения, что решение заключается в корректировке обеих дат в сторону "компромиссной" даты в середине 16 века до нашей эры, но по состоянию на 2014 год проблема не была решена удовлетворительно.
  • Дендрохронология. Были случайные возможности использовать дендрохронологию для поддержки египетской хронологии, в основном для периода Нового царства, например кораблекрушение Улубурун. Совместное использование дендрохронологии и радиоуглеродного датирования позволило идентифицировать годичные кольца деревьев еще в период Среднего царства, как в гробу Ипи-ха-ишутеф (датируется 2073 ± 9 г. до н.э.) или погребальной лодке Сенусрета III (датируется 1887 ± 11 г. до н.э.; условная дата правления 1878 г. до н.э. – 1839 г. до н.э.).

Альтернативные хронологии

В течение 20 века был представлен ряд предложений по альтернативам консенсусу по традиционной хронологии:

См. также

Примечания и ссылки

Внешние ссылки

Дополнительная литература

  • Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид А. Уорбертон (редакторы), Древнеегипетская хронология. Leiden: Brill, 2006. ISBN 978-90-04-11385-5 Скрибд копия
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:15:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте