Медицина древних египтян - одна из старейших документированных. С момента зарождения цивилизации в конце четвертого тысячелетия до нашей эры до персидского вторжения в 525 г. до н.э. египетская медицинская практика практически не изменилась, но была очень продвинутой для своего времени, включая простую неинвазивную хирургию, установка костей, стоматология и обширный набор фармакопеи. Египетская медицинская мысль повлияла на более поздние традиции, включая греков.
До 19 века основные источники информации о Древнеегипетская медицина была написана позднее в античности. Греческий историк Геродот посетил Египет около 440 г. до н.э. и подробно описал свои наблюдения за их лечебной практикой. Плиний Старший также положительно отзывался о них в историческом обзоре. Гиппократ («отец медицины»), Герофил, Эрасистрат и позже Гален учились в храме Аменхотепа и признал вклад древнеегипетской медицины в греческую медицину.
. В 1822 году перевод Розеттского камня, наконец, позволил перевести древнеегипетские иероглифические надписи. и папирусы, в том числе многие, связанные с медицинскими вопросами (Египетские медицинские папирусы ). Возникший в результате интерес к египтологии в 19 веке привел к открытию нескольких наборов обширных древних медицинских документов, включая папирус Эберса, папирус Эдвина Смита, Папирус Херста, Лондонский медицинский папирус и другие, датируемые 2900 годом до нашей эры.
Папирус Эдвина Смита - это учебник по хирургии, в котором подробно описаны анатомические наблюдения и «обследование, диагностика, лечение и прогноз» многих заболеваний. Вероятно, он был написан около 1600 г. до н.э., но считается копией нескольких более ранних текстов. Медицинская информация в нем датируется 3000 годом до нашей эры. Таким образом, он рассматривается как учебное пособие. Лечебные процедуры состояли из мазей из животных, овощей или фруктов или минералов. Есть свидетельства того, что челюстно-лицевые хирургические операции выполнялись еще во времена 4-й династии (2900–2750 гг. До н.э.).
Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) включает 877 рецептов - по классификации современного редактора - для различных о недугах и недугах, некоторые из которых связаны с магическими средствами, так как египетские верования в магию и медицину часто переплетались. Он также содержит документацию, раскрывающую осведомленность о опухолях, а также инструкции по удалению опухоли.
Гинекологический папирус Кахуна рассматривает жалобы женщин, включая проблемы с зачатием. Тридцать четыре случая с подробным описанием диагноза и лечения сохранились, некоторые из них фрагментарны. Датируемый 1800 годом до нашей эры, это самый старый из сохранившихся медицинских текстов любого рода.
Другие документы, такие как папирус Херста (1450 г. до н.э.) и берлинский папирус (1200 г. до н.э.), также предоставляют ценную информацию о древнеегипетской медицине.
Другая информация получена из изображений, которые часто украшают стены египетских гробниц, и из переводов сопроводительных надписей. Достижения современных медицинских технологий также внесли свой вклад в понимание древнеегипетской медицины. Палеопатологи смогли использовать рентгеновские лучи и более поздние компьютерные томографии для просмотра костей и органов мумий. Электронные микроскопы, масс-спектрометрия и различные методы судебно-медицинской экспертизы позволили ученым уникальным образом взглянуть на состояние здоровья в Египте 4000 лет назад.
Древние египтяне хотя бы частично осознавали важность диеты как в сбалансированности, так и в умеренности. Из-за большого количества плодородных земель в Египте производство продуктов питания никогда не было серьезной проблемой, хотя, несмотря на то, насколько изобильны земли, нищие и голод все еще существуют. Основными культурами на протяжении большей части древнеегипетской истории были пшеница и ячмень. Потребляемые в виде хлебов, которые производились в различных формах путем выпечки и ферментации, с дрожжами, значительно повышающими пищевую ценность продукта, урожай одного фермера мог поддерживать примерно двадцать взрослых особей. Ячмень также использовался в пиве. Широко выращивались овощи и фрукты многих видов. Масло производили из льняного семени, и выбор специй и трав был ограниченным. Мясо (овцы, козы, свиньи, дичь) регулярно было доступно, по крайней мере, для высших слоев общества, а рыба широко потреблялась, хотя есть свидетельства запретов в определенные периоды на определенные виды продуктов животного происхождения; Геродот писал о свинье как о «нечистой». Подношения королю Унасу (ок. 2494–2345 до н.э.) были записаны как «... молоко, три вида пива, пять видов вина, десять хлебов, четыре хлеба, десять пирожных, четыре вида мяса, разные порезы, суставы, жаркое, селезенка, конечности, грудка, перепел, гусь, голубь, инжир, десять других фруктов, три вида кукурузы, ячмень, полба, пять видов масла и свежие растения... "
Очевидно, что в египетской диете не было недостатка для высших классов, и что даже у низших классов был некоторый выбор (Nunn, 2002).
Как и многие цивилизации прошлого, древние египтяне открыли целебные свойства окружающей растительной жизни. В Папирусе Эдвина Смита есть много рецептов, помогающих лечить различные недуги. В небольшом разделе этого папируса есть пять рецептов, один из которых касается проблем, которые могли быть у женщин, три - о методах улучшения цвета лица, а пятый рецепт - при заболеваниях толстой кишки. Известно, что древние египтяне использовали мед в качестве лекарства, а соки граната служили одновременно вяжущим и деликатесным средством ». В папирусе Эберса содержится более 800 лекарств; некоторые из них были актуальными, например мази и обертывания, другие - пероральными. таблетки и ополаскиватели для рта; другие принимали путем ингаляции. Рецепты для лечения запора состояли из ягод касторового масла, мужской пальмы и бобов Gengent, и это лишь некоторые из них. Один рецепт, который должен был помочь при головной боли, требовал "внутренняя часть лука, плоды дерева, натрон, семечки, рыба-кость-меч, приготовленные, морской окунь, приготовленные, череп из раков, приготовленные, мед и abra-ointment. "В некоторых из рекомендуемых процедур использовались каннабис и ладан." В древности египтяне использовали растения в лечебных целях, насчитывая около 160 различных растительных продуктов... "Среди множества экстрактов растений и фруктов, Египтяне также использовали фекалии животных и даже некоторые металлы в качестве лечебных средств. В древности измеряли объем, а не вес, что делает их ремесло по изготовлению рецептов больше похожим на кулинарию, чем то, что делают сегодня фармацевты. Хотя их методы лечения и лечебные травы кажутся почти безграничными, они все же включали заклинания вместе с некоторыми лечебными средствами.
Египетская лекарственная терапия считается неэффективной по сегодняшним стандартам, согласно Майклу Д. Паркинсу, который говорит, что 28% из 260 медицинских в рецептах Папируса Херста были ингредиенты, которые можно было воспринимать как «обладающие активностью в отношении состояния, которое лечат», а еще треть, предназначенная для лечения любого данного заболевания, оказывала слабительное действие на желудочно-кишечную систему.
Медицинские знания в Древнем Египте пользовались превосходной репутацией; в то время как правители других империй просили египетского фараона прислать им своего лучшего врача для лечения своих близких. Египтяне имели некоторые познания в анатомии человека. Например, в классическом процессе мумификации мумификаторы знали, как вставить длинный крюк с крюком в ноздрю, сломать тонкую кость мозговой коробки и удалить мозг. У них также было общее представление о том, что внутренние органы находятся в полости тела. Они удалили органы через небольшой разрез в левом паху. Передалось ли это знание практикующим, неизвестно; тем не менее, похоже, это не оказало никакого влияния на их медицинские теории.
Египетские врачи знали о существовании пульса и его связи с сердцем. Автор Папируса Смита даже имел смутное представление о сердечной системе. Хотя он не знал о кровообращении и считал неважным различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Они разработали свою теорию «каналов», по которым воздух, вода и кровь поступали в тело по аналогии с рекой Нил ; если он блокировался, урожай становился нездоровым. Они применили этот принцип к телу: если человек заболел, он использовал слабительные, чтобы разблокировать «каналы».
Самый старый письменный текст, в котором упоминается клизмы, Папирус Эберса и многие лекарства вводились с помощью клизм. Одним из многих типов медицинских специалистов был Ири, пастырь ануса.
Многие из их медицинских практик были эффективными, например, хирургические процедуры, описанные в папирусе Эдвина Смита. В основном врачи советуют оставаться здоровым, чтобы мыть и брить тело, в том числе под мышками, чтобы предотвратить инфекции. Они также посоветовали пациентам следить за своим питанием и избегать таких продуктов, как сырая рыба или других животных, считающихся нечистыми.
Самые старые металлические (бронзовые или медные) хирургические инструменты в мире мир были обнаружены в гробнице Кар. Хирургия была обычной практикой среди врачей для лечения физических травм. Египетские врачи выделили три категории травм; поддающиеся лечению, оспариваемые и неизлечимые недуги. Излечимые недуги, которые хирурги быстро вылечили. Оспариваемыми недугами были те, при которых жертва могла предположительно выжить без лечения, поэтому пациенты, предположительно относящиеся к этой категории, наблюдались, и если они выжили, то можно было предпринять хирургические попытки решить проблему с ними. Они использовали ножи, крючки, сверла, щипцы, клещи, весы, ложки, пилы и вазу с ладаном.
Обрезание мужчин было нормальной практикой, как утверждает Геродот в своей Истории. Хотя его выполнение как процедура упоминалось редко, часто отмечалась необрезанная природа других культур, часто упоминалась необрезанная природа либерийцев, а военные кампании возвращали необрезанные фаллосы в качестве трофеев., что предполагает новизну. Однако другие записи описывают, что посвященные в религиозные ордена совершали обрезание, что подразумевает, что эта практика была особенной и не широко распространенной. Единственное известное изображение процедуры в Могиле врача, место захоронения в Саккаре, изображает подростков или взрослых, а не младенцев. Женское обрезание могло практиковаться, хотя единственное упоминание об этом в древних текстах может быть неправильным переводом.
Также использовались протезы, такие как искусственные пальцы ног и глазные яблоки; обычно они служили немногим больше, чем декоративным целям. При подготовке к погребению отсутствующие части тела должны были быть заменены; однако они не выглядят так, как если бы они были полезны или даже прикреплены перед смертью.
Широкое использование хирургии, практики мумификации и вскрытия в качестве религиозного упражнения дало египтянам обширные знания о теле морфология и даже значительное понимание функций органов. Правильно предполагалась функция большинства основных органов - например, правильно предполагалось, что кровь является транспирационной средой для жизнеспособности и отходов, что не слишком далеко от ее реальной роли в переносе кислорода и удалении углекислого газа, за исключением сердца и мозг, функции которого были переключены.
Стоматология была важной областью, как независимая профессия, она возникла в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, хотя, возможно, никогда не была заметной. В египетской диете было много абразивов - песка, оставшегося от измельчения зерна, и кусков камней, из которых готовили хлеб, поэтому состояние их зубов было плохим. Археологи отметили неуклонное уменьшение серьезности и частоты стертых зубов на протяжении 4000 г. до н.э. до 1000 г. н.э., вероятно, из-за улучшения техники измельчения зерна. У всех египетских останков есть наборы зубов в довольно плохом состоянии. Заболевание зубов могло быть даже фатальным, как, например, для Джедмаатесанка, музыканта из Фив, который умер примерно в возрасте тридцати пяти лет от обширного стоматологического заболевания и большой инфицированной кисты. Если зубы не стирались, кариес были редкостью из-за редкости подсластителей. Стоматологическое лечение было неэффективным, и лучшее, на что могли надеяться пациенты, - это быстрая потеря инфицированного зуба. Инструкция Анхшешонка содержит изречение «Нет гниющего зуба, который оставался бы на месте». Нет записей, подтверждающих ускорение этого процесса, и никаких инструментов, подходящих для удаления зубов, обнаружено не было, хотя на некоторых останках имеются признаки принудительного удаления зубов. Были обнаружены сменные зубы, хотя неясно, являются ли они косметикой для вскрытия. Сильную боль можно было лечить с помощью опиума.
Магия и религия были неотъемлемой частью повседневной жизни в Древнем Египте. Злые боги и демоны считались ответственными за многие недуги, поэтому часто в лечении использовался сверхъестественный элемент, например, начало лечения с обращения к божеству. Похоже, что не существовало четкого различия между тем, что в наши дни можно было бы считать очень разными призваниями священника и врача. Целители, многие из которых были жрецами Сехмет, часто использовали заклинания и магию как часть лечения.
Широко распространенная вера в магию и религию могла привести к сильному эффекту плацебо ; то есть предполагаемая валидность лекарства могла способствовать его эффективности. Влияние акцента на магию проявляется в выборе лекарств или ингредиентов для них. Иногда ингредиенты выбирались, казалось бы, потому, что они были получены из вещества, растения или животного, характеристики которого каким-то образом соответствовали симптомам пациента. Это известно как принцип simila similibus («подобное с подобным») и встречается на протяжении всей истории медицины до современной практики гомеопатии. Таким образом, страусиное яйцо включено в лечение сломанного черепа, а амулет с изображением ежа можно использовать против облысения.
Амулеты вообще пользовались большой популярностью. Их носили для многих магических целей. Амулеты, связанные со здоровьем, бывают гомеопоэтическими, филактическими и теофорическими. Гомеопоэтические амулеты изображают животное или часть животного, от которых владелец надеется получить такие положительные качества, как сила или скорость. Филактические амулеты защищают от вредоносных богов и демонов. Знаменитый Глаз Гора часто использовался на филактических амулетах. Теофорические амулеты олицетворяли египетских богов; один представлял пояс из Исиды и был предназначен для остановки кровотока при выкидышах. Часто они были сделаны из кости и свешивались на кожаном ремешке.
Древнее египетское слово для обозначения врача - «swnw». Это название имеет долгую историю. Самый ранний врач в мире, Хеси-Ра, практиковал в Древнем Египте. Он был «главой стоматологов и врачей» короля Джосера, правившего в 27 веке до нашей эры. Дама Песешет (2400 г. до н.э.) может быть первой зарегистрированной женщиной-врачом: возможно, она была матерью Ахетотепа, и на стеле, посвященной ей в его гробница она упоминается как imy-r swnwt, что переводится как «Леди-надзиратель леди-врачей» (swnwt - женский род swnw).
В области медицины было много званий и специальностей.. Роялти наняли своих собственных специалистов, даже своих специалистов. Были врачи-инспекторы, контролеры и главврачи. Известные древнеегипетские специалисты: офтальмолог, гастроэнтеролог, проктолог, дантист, «врач, руководящий мясниками » и неуказанный «инспектор жидкостей». Древнеегипетский термин, обозначающий проктолога, неруфуйт, дословно переводится как «пастырь ануса». Последнее название уже засвидетельствовано около 2200 г. до н.э. Иринахет.
. Учреждения, называемые (Пер Анкх) или Дома Жизни, как известно, были основаны в Древнем Египте со времен 1-й династии и могут выполняли медицинские функции, временами ассоциируясь с надписями врачей, таких как Peftauawyneit и Wedjahorresnet, живших в середине 1-го тысячелетия до нашей эры. Ко времени 19-й династии их сотрудники пользовались такими льготами, как медицинская страховка, пенсия и больничный.
Имя врача | Другие имена | Kings service Dating | Титулы | Пол | Сайт медицинской практики | Медицинское наследие | Немедицинское наследие | Место захоронения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имхотеп | Египетское ỉỉ-m-ḥtp * jā-im-ātap, что означает «тот, кто приходит с миром, тот с мир ", Иммутеф, Им-хотеп или Ии-эм-Хотеп; по имени Имутис (Ἰμούθης) | Джосер, около 2650–2600 гг. до н.э. | Канцлер короля Египта, доктор, первый в очереди после короля Верхнего Египта, управляющий Большого дворца, потомственный дворянин, Верховный жрец Гелиополиса, строитель, главный плотник, главный скульптор и главный изготовитель ваз. | M | Мемфис | Через две тысячи лет после его смерти статус Имхотепа был повышен до этого божества медицины и исцеления. Спорный вопрос, был ли он на самом деле врачом. | Имхотеп был одним из главных должностных лиц фараона Джосера, и египтологи приписывают ему построенную пирамиду Джосера (Ступенчатую пирамиду) в Саккаре в Египте в 2630–2611 гг. до н. э. Возможно, он был ответственен за первое известное использование колонн для поддержки здания. Египетский историк Манефон приписал ему изобретение метода облицованного камнем здания во время правления Джосера. | Вероятно, Саккара |
Хеси-Ра | ре-хеси, Хесире, Хесира | Джосер ок. 2670 г. до н.э. | Великий стоматолог | M | Н / Д | возможно первый известный дантист в истории | Набор деревянных панелей Hesy-Ra | похоронен в тщательно продуманной гробнице в Саккаре |
Медунефер | н / д | Древнее царство ок. 2500 | вождь глазных врачей дворца | F | н / д | известен из его мастабы в Гизе | н / д | |
Мерит-Птах | Возлюбленный бог Птах | ок. 2700 г. до н.э. | главный врач | F | н / д | возможно первая известная женщина-врач и ученый в истории | Ее изображение в гробнице в Саккаре | Н / Д |
Пентху | Н / Д | Эхнатон ок. 1350 г. до н. Э., И позже | Носитель печати царя Нижнего Египта, единственный товарищ, помощник Владыки Обеих Земель, любимец доброго бога, писец царя, подчиненный царя, Первый слуга Атона в особняке Атона в Ахетатоне, главврачей и канцлера | M | Атона | Главного врача Эхнатона, но, возможно, пережил потрясения конца периода Амарны и служил при Эйе после был визирем при Тутанхамоне | Визирь царя | Гробница Амарны 5 |
Песешет | Н / Д | Четвертая династия Египта ок. 2500 | женщина-надзиратель женщин-врачей | F | Н / Д | ? Акушерка, вторая из первых известных женщин-врачей в Древнем Египте | Личная стела в Ахететепе могила ее сына | Н / Д |
Кар | Н / Д | Шестая династия Египта ок. 2350–2180 гг. До н.э. | Царственный врач | M | Н / Д | Самый древний хирургический инструмент из бронзы или меди в мире | Его мумия в известняковом саркофаге и 22 бронзы статуи различных божеств и статуэтка врача Имхотепа | Он умер в возрасте пятидесяти лет и был похоронен в своей гробнице в Саккаре, которую повторно использовали несколько раз |
Псамтиксенеб | май Царь Псамтик будьте здоровы | Двадцать шестая династия Египта ок. 664–525 гг. До н.э. | Глава врачей, заклинатель скорпионов, главный врач и главный дантист (wr ἰbḥ) Псамтика Сенеба, адмирала королевского флота | M | нет данных | Н / Д | Ушебти главы врача Псамтик-сенеб, рельефное фото Анх-эф-эн-Сехмет, развлекаемого арфистом | Его могила обнаружена в Гелиополисе в 1931/32 году нашей эры |
Удджахорреснет | Ведджахор-Ресне или Удджахор-Реснет | от Амасиса до Дария I | Глава врачей, руководитель медицинские вузы - «»; принц, королевский канцлер, уникальный компаньон, пророк того, кто живет с ними, главный врач, тот, кого действительно знает и любит король, писец, инспектор писцов дедет-двора, первый среди великих писцов тюрьмы, директор дворца, адмирал королевского флота царя Верхнего и Нижнего Египта Хнемибре [Амасис], адмирал королевского флота царя Верхнего и Нижнего Египта Анхкэнре [Псамметих III], глава провинции Саис Пефтуонейт | M | Н / Д | Ведджахор-Ресне составил Камбиз 'новое королевское имя, Месути-Ра (' рожденный от Ра ') | Его титулы сохранены на красивой статуе (Ватикан, инв. 196) | Его могила была обнаружена в 1995 г. в Абусире |
00 | с Амасиса до Дарий I | Глава врачей, главный врач Верхнего и Нижнего Египта, лидер эгейских чужеземцев (войск) и адмирал королевского флота | M | Н / Д | Н / П | упоминается в Инструкции Анхшешонк (П. BM 10508) как источник заговора, который привел к заключению несчастного Анхшешонка (P. BM. 10508 col. 1-3) | Saqqara | |
Peftuaneith | Payeftjauemawyneith | Twenty- шестая династия во время правления Амасиса | Главный врач | M | Н / Д | Н / Д | Наофористая статуя главного врача Петуанейта (Лувр A 93), он восстановил храм Абидоса | N / A |
N/A | 19 династия ок. 2500 г. до н.э. | Главный врач | M | Скорее всего, работал или обучался в Мемфисе (надписи на статуе указывают на жертвенное отношение к богу города Мемфита) | Н / Д | Его статуя выставлена в музее египтологии в Лейдене | Н / Д | |
Джехутемхеб | Н / Д | Рамсес II | Мудрый писец и врач | M | Храм Хонсу? | Н / Д | Н / Д | Н / Д |
Имя папируса | Другие имена | Датирование | Язык | Медицинские специальности | Содержание | Писец / Автор | Дата и место открытия | место сохранения | размер | изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Папирус Эдвина Смита | Хирургический папирус Эдвина Смита | датируется 16-17 династиями Второго промежуточного периода в Древнем Египте, ок. 1500 г. до н.э., но считается копией из Древнего царства, 3000–2500 гг. До н.э. | Иератический | Самый старый известный хирургический трактат о травмах | Подавляющее большинство папирусов посвящен травмам и хирургии, с короткими разделами по гинекологии и косметике на оборотной стороне. На лицевой стороне 48 случаев травм. Обратная сторона состоит из восьми магических заклинаний и пяти рецептов. Самый старый известный хирургический трактат о травмах | Некоторые приписывают Имхотепу | Луксор, Египет до 1862 года | Нью-Йоркская медицинская академия | свиток 4,68 м в длину. Лицевая сторона (лицевая сторона) имеет 377 строк в 17 столбцах, а оборотная сторона (обратная сторона) имеет 92 строки в пяти столбцах | |
Папирус Эберса | Папирус Эберса | c. 1550 г. до н.э., но считается копией более ранних текстов 3400 г. до н.э. | Иератическая | Медицина, акушерство, гинекология и хирургия | Свиток содержит около 700 магических формул и лекарств, главы по контрацепции, диагностике беременности и другим гинекологическим вопросам, кишечным заболеваниям и паразитам, проблемам с глазами и кожей, стоматологии и хирургическому лечению абсцессов и опухолей, костной фиксации и ожогов | Н / Д | Район Ассассиф фиванского некрополя до 1862 года | Библиотека Лейпцигского университета, Германия | свиток на 110 страниц, длина которого около 20 метров | |
Гинекологический папирус Кахуна | Папирус Кахуна, Папирус Кахуна Медицинский, или UC 32057 | c. 1800 г. до н.э. | Иератическая | Медицина, акушерство и гинекология, педиатрия и ветеринария | Текст разделен на тридцать четыре раздела, посвященных женскому здоровью: гинекологические заболевания, фертильность, беременность, контрацептивы и т. д. Более поздний Берлинский папирус и обложка во многом совпадают, часто давая идентичные рецепты | Н / Д | Эль-Лахун от Флиндерс Петри в 1889 году | Университетский колледж Лондона | 2 гинекологических папируса и 1 ветеринарный пайрус | |
медицинские папирусы Ramesseum | медицинские папирусы Ramesseum, части III, IV и V | 18 век до н.э. | Иероглифические и иератические | Медицина, гинекология, офтальмология, ревматология и педиатрия | Коллекция древнеегипетских медицинских документов в частях III, IV и V, а также написанные в вертикальных столбцах, которые в основном касались недугов, болезней, строения тела и предполагаемых средств, используемых для лечения этих недугов. а именно офтальмологические недуги, гинекология, мышцы, сухожилия и болезни детей | Н / Д | Рамессеум храм | 3 папируса (части III, IV, V) | Н / Д | |
Папирус Херста | Медицинский папирус Херста | XVIII династия Египта, примерно во времена Тутмоса III ок. 0000, но считается, что он был составлен раньше, во времена Среднего царства, около 2000 г. до н.э. | Иератический | Урология, медицина и укусы | 260 абзацев в 18 столбцах на 18 страницах медицинские рецепты при проблемах мочевыделительной системы, крови, волос и укусов | н / д | обнаружены египетским крестьянином из деревни Дер-эль-Баллас до 1901 года | Библиотека Бэнкрофта, Калифорнийский университет | 18 страниц | |
Лондонский медицинский папирус | BM EA 10059 | XIX династия 1300 г. до н.э. или ок. 1629–1628 гг. До н.э. | Иератические | кожные жалобы, жалобы на глаза, кровотечение, выкидыш и ожоги | 61 рецепт, из которых 25 классифицируются как медицинские, остальные - магические | Н / Д | Н / Д | |||
Папирус Берлин 3038 | Папирус Бругша, Большой Берлинский Папирус | 19 династии, датированный ок. 1350–1200 гг. До н.э. | Иератический? | Медицинский | , обсуждающий общие медицинские случаи и очень похожий на папирус Эберса. Некоторые историки считают, что этот папирус был использован Галеном в своих трудах | 24 страницы (21 на лицевой стороне и 3 на обороте) | Н / Д | Обнаружил Египтянин в Саккаре до 1827 г. | Берлинский музей | н / д |
папирус Карлсберга | н / д | между 19 и 20 династиями, Новое царство; его стиль относится к 12 династии. Некоторые фрагменты датируются ок. 2000 г. до н.э., другие - рукописи Тебтуниса - датируются ок. 1 век нашей эры | Иератический, Демотический. Иероглифы и греческий | Акушерство и гинекология, медицина, педиатрия и офтальмология | Структура папируса очень похожа на структуру папирусов Кахуна и Берлина. | Н / П | Н / П | Н / П | Египетский институт Копенгагского университета | Н / П |
Медицинский папирус Честера Битти | Папирус Честера Битти, Папирус VI Папируса Честера Битти 46 (Папирус № 10686, Британский музей), Честер Битти V BM 10685, VI BM 10686, VII BM 10687, VIII BM 10688, XV BM 10695 | около 1200 г. до н.э.] | наследственное? | Головная боль и аноректальные расстройства | Магические заклинания и медицинские рецепты от головной боли и аноректального заболевания | н / д | началось как частная коллекция писца Кен-хер-кхепешеф в 19-й династии и передавалась через его семью, пока они не были помещены в гробницу | Дейр эль-Медина (рабочая деревня) в 1928 г. | Британский музей | Н / Д |
Бруклинский папирус | 47.218.48 och 47.218.85, также известный как Бруклинский медицинский папирус | собрание папирусов, относящихся к концу 30-й династии, датируемое примерно 450 г. до н.э. или началом периода Птолемеев. Тем не менее, он написан в стиле Среднего царства, который может предполагать, что его происхождение могло быть от Тринадцатой династии Египта | Иертик ?? | касается только укусов змей и скорпионов, а формулы для изгонять яд таких животных | Здесь говорится о средствах, чтобы изгнать яд из змей, скорпионов и птицеедов. Стиль этих средств соответствует стилю папируса Эберса | свиток папируса, разделенный на две части с отсутствием некоторых частей, его общая длина оценивается в 175 × 27 см | Н / Д | может происходить из храма в древнем Гелиополисе, обнаруженном до 1885 года | Бруклинский музей в Нью-Йорке | Н / Д |
Эрман Папирус | передано с папирусом Весткара в Берлинский музей | Средние датируются началом Нового царства (16 век до н.э.) | ??? | Медицина, магия и анатомия | Содержит некоторые медицинские формулы и список анатомических названий (тело и внутренние органы) и около 20 магических формул | Н / Д | Н / Д | до 1886 г. | Берлинский музей | Н / Д |
Лейденский папирус | Рейксмузеум, Лейден 1343–1345 | 18–19 династия | ??? | Медицина, Магия | В основном это магические тексты | Н / Д | Н / П | Н / П | , Лейден | Н / Д |
Викискладе есть материалы, связанные с древнеегипетской медициной. |