Усеркаре | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Woserkare | ||||||||||||||||||||||||||||
Картуш Усеркаре в списке царей Абидоса. | ||||||||||||||||||||||||||||
фараон | ||||||||||||||||||||||||||||
Царствовать | От 1 до 5 лет в конце 24 - начале 23 века до нашей эры ( Шестая династия ) | |||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Тети | |||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Пепи и Мерир | |||||||||||||||||||||||||||
Королевский титул
| ||||||||||||||||||||||||||||
Отец | неуверенный, возможно Тети | |||||||||||||||||||||||||||
Мать | неуверенный, возможно, Хуит |
Усеркаре (также Woserkare, что означает «Могущественная душа Ра ») был вторым фараоном Шестой династии, правившим недолго, от 1 до 5 лет, в конце 24 - начале 23 века до нашей эры. Отношения Усеркаре со своим предшественником Тети и преемником Пепи I неизвестны, и его правление остается загадочным. Хотя он засвидетельствован в исторических источниках, Усеркаре полностью отсутствует в могиле египетских чиновников, живших во время его правления. Кроме того, египетский священник Манефон сообщает, что предшественник Усеркаре Тети был убит. Усеркаре часто считают узурпатором недолго. С другой стороны, он мог быть регентом, который правил в детстве сына Тети, который позже взошел на трон как Пепи I.
Усеркаре присутствует в Списке царей Абидоса, списке царей, написанном во время правления Сети I (1290–1279 до н.э.) более чем через 1000 лет после начала Шестой династии. Картуш Усеркаре занимает 35-ю позицию в списке, между Тети и Пепи I, что делает его вторым фараоном династии. Возможно, Усеркаре также был внесен в Туринский канон, список царей, составленный во время правления Рамсеса II (1279–1213 гг. До н.э.). К сожалению, большая лакуна затрагивает вторую строку четвертого столбца папируса, на котором был написан список, то есть место, где могло находиться имя Усеркаре.
До наших дней сохранилось несколько артефактов, относящихся к жизни Усеркара, единственными надежными свидетельствами, относящимися к его правлению, были две цилиндрические печати с его именем и титулами, а также медный молоток из коллекции Михаэлидиса. На молотке есть небольшая надпись, означающая имя бригады рабочих «Возлюбленные из Усеркаре», которые происходили из Ваджета, 10-го нома Верхнего Египта, расположенного вокруг Тьебу, к югу от Асьюта.
Французские египтологи Мишель Бод и Василь Добрев также предположили, что голова медного топора, обнаруженная в Сирии, могла принадлежать Усеркаре. Топор носит имя другой бригады рабочих, называемой «Возлюбленные двух золотых соколов», где «Два золотых сокола» - это золотое имя фараона Хоруса. Хотя и Хуфу, и Сахуре носили это имя, и любой из них мог быть владельцем топора, Бауд и Добрев отмечают, что имена золотых гор Тети и Пепи - «Золотой сокол, который объединяет» и «Три золотых сокола» соответственно. Таким образом, возникает соблазн сделать вывод, что Усеркаре был «двумя золотыми соколами» и что топор принадлежит ему.
Английский египтолог Флиндерс Петри предварительно отождествил Усеркаре с королем по имени Ити, о чем свидетельствует единственная каменная надпись, найденная в Вади Хаммамат. В надписи, датируемой первым годом правления Ити, упоминается отряд из 200 моряков и 200 каменщиков под руководством надзирателей Ихемсафа и Иренакхета, посланный в Вади Хаммамат для сбора камней для строительства пирамиды Ити под названием «Бау Ити», что означает «Слава Ити». Отождествление Петри Усеркаре с Ити основывается исключительно на его оценке надписи Шестой династии и на том факте, что Усеркаре - единственный король этого периода, чей полный титул неизвестен. Это отождествление в настоящее время считается предположительным, и для Ity было предложено несколько дат первого промежуточного периода.
В дополнение к историческим и современным источникам, подробности о правлении Усеркаре когда-то были приведены на почти одновременном камне Южного Саккара, королевской летописи Шестой династии, относящейся к правлению Меренре Немтьемсафа I или Пепи II. К сожалению, примерно 92% оригинального текста было утеряно, когда камень был грубо отполирован для повторного использования в качестве крышки саркофага, возможно, в конце Первого промежуточного периода (около 2160–2055 гг. До н.э.) до начала периода Среднего царства (около 2055–2055 гг.) 1650 г. до н.э.). Тем не менее, о присутствии Усеркаре в аннале можно судить по большому промежутку между разделами, касающимся правления Тети и Пепи I, а также по следам королевского титулара в этом месте. Хотя текст, сообщающий о деятельности Усеркаре, утерян, его длина позволяет предположить, что Усеркаре правил Египтом четыре или, что менее вероятно, два года.
Учитывая нехватку документов, касающихся Усеркаре, его отношения с его предшественником и преемником в значительной степени неопределенны, и египтологи выдвинули ряд гипотез относительно его личности и правления. В целом они попадают в два противоречащих друг другу сценария: один рассматривает Усеркаре как законного правителя или регента, а другой воспринимает Усеркаре как узурпатора, возможно, ответственного за убийство своего предшественника Тети.
Египтологи Уильям Стивенсон Смит, Уильям С. Hayes и Николя Грималь считают, что Усеркара кратко правил Египет либо в качестве законного правителя паллиатива или в качестве регента с королевой Ипутью I. Действительно, сын Тети Пепи I правил около 50 лет, что указывает на то, что он, вероятно, был очень молод на момент смерти своего отца, вероятно, слишком молод, чтобы немедленно занять трон. Теория о том, что Усеркаре был просто регентом, отвергается многими египтологами, включая Нагиба Канавати, на основании того, что Усеркаре упоминается в списках царей Турина и Абидоса и имеет полный титул королевского титула, что предназначено исключительно для правящих фараонов.
В поддержку гипотезы о том, что Усеркаре был законным временным правителем, Грималь подчеркивает, что он хорошо подтверждается историческими и современными источниками, в частности, Камнем Саккары. Это кажется противоречащим представлению о том, что, будучи незаконнорожденным, он стал жертвой Damnatio memoriae своего преемника Пепи. Кроме того, в археологических записях нет прямых доказательств трудностей, связанных с восхождением на престол Пепи I, чего можно было бы ожидать, если бы Усеркаре был узурпатором.
Египетский священник Манефон, который написал историю Египта, Эгиптиака, в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246 до н.э.), упоминает, что Отос - эллинизированное имя Тети - был убит своими телохранителями или служителями. На основании этого заявления, египтологи нашли это правдоподобным, что Усеркар участия или, по крайней мере выгоду от убийства Тети, несмотря на отсутствие Усеркара в от Aegyptiaca. Имя Усеркара является theophoric и включает в себя имя бога солнца Ра, в именовании моды распространена во время предыдущей V династии. Поскольку Тети не был сыном последнего короля пятой династии Унаса, некоторые египтологи предположили, что Усеркар мог быть потомком боковой ветви королевской семьи пятой династии, которая ненадолго захватила власть в результате переворота.
Египетско-австралийский египтолог Нагиб Канавати также считает «неубедительной» гипотезу о том, что Усеркаре был недолговечным законным правителем или регентом. Действительно, археологические свидетельства подтверждают идею о том, что Усеркаре был незаконнорожденным в глазах его преемника Пепи I. В частности, в гробницах и биографиях многих египетских чиновников, служивших при Тети и Пепи I. Визири Инумин и Хентика, которые служили и Тети, и Пепи I, полностью хранят молчание об Усеркаре, и ни о каких их действиях во время пребывания Усеркаре на троне не сообщается в их могиле. Кроме того, в могиле Мехи, стражника, который жил при Тети, Усеркаре и Пепи, была обнаружена надпись, показывающая, что имя Тети было сначала стерто, а затем заменено именем другого царя, имя которого было стерто и снова заменено именем Тети. Канавати утверждает, что вместо него использовалось имя Усеркаре, которому Мехи мог передать свою преданность. Попытка Мехи снова переключиться на Тети оказалась безуспешной, поскольку есть свидетельства того, что работы над его могилой внезапно прекратились и что его там никогда не хоронили.
Местоположение могилы Усеркаре пока не установлено. Краткость его правления подразумевает, что гробница, вероятно, была незаконченной на момент его смерти, что затрудняет современную идентификацию. Поскольку Усеркаре был фараоном Шестой династии, его гробница, по-видимому, планировалась как пирамида. Возможное подтверждение этой гипотезы - медный молоток, в котором упоминается бригада наемных рабочих из нома Ваджет. Эти рабочие, вероятно, были задействованы в важном строительном проекте, вероятно, пирамиде Усеркаре.
Были выдвинуты две гипотезы о местонахождении пирамиды Усеркаре. Египтолог Васил Добрев предложил пирамиды Усеркара находится в районе Саккара Южной известный сегодня как Tabbet аль-Guesh, к северо-западу от погребального комплекса Пепи I. Действительно, там находится большой некрополь чиновников администрации Шестой династии, что, по словам Добрева, намекает на близлежащее присутствие королевской пирамиды. Вместо этого астрофизик Джулио Мальи считает, что пирамида Усеркаре должна быть найдена на полпути между пирамидами Пепи I и Меренре Немтьемсаф I, в месте, где три пирамиды образуют линию, параллельную пирамидам Сехемхета, Унас., Джосер, Усеркаф и Тети на север.
Предшественник Тети | Фараон Египта Шестая династия | Преемник Пепи I |