Шошенк II

редактировать

Хекахеперре Шошенк II или Шошенк IIa был фараон из двадцать второй династии Египта. Он был единственным правителем этой династии, чья могила не была разграблена грабителями гробниц. Его последним пристанищем было обнаружен в прихожей гробницы Псусеннеса I в Танисе Пьером Монтэ в 1939 году. 20 марта 1939 года Монтет снял крышку гроба с Шошенка II. в присутствии самого царя египетского Фарука. Оказалось, что он содержал множество инкрустированных драгоценными камнями браслетов и пектораль, а также красивое платье с ястребиной головой. ver гроб и золотая погребальная маска. Маска была надета на голову короля. Позже Монтет обнаружил нетронутые гробницы двух королей двадцать первой династии (Псусенн I и Аменемоп ) годом позже, в феврале и апреле 1940 года соответственно. преномен Шошенка II, Heqakheperre Setepenre, означает «проявление правил Ра, избранного Ра».

Содержание
  • 1 Загадочная личность Шошенка II
  • 2 Независимое правление
  • 3 Смерть и погребение
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Загадочная личность Шошенка II

Существует небольшая вероятность того, что Шошенк II был сыном Шошенка I.. Два браслета из гробницы Шошенка II упоминают царя Шошенка I, а на пекторале было начертано титул «Великий вождь Ма Шошенка», титул, который Шошенк I использовал при Псусенне. II до того, как он стал королем. Эти предметы могут быть истолкованы либо как свидетельство возможной сыновней связи между двумя мужчинами, либо как просто фамильные реликвии.

Существует высокая степень академической неопределенности относительно происхождения этого короля: некоторые современные ученые утверждают, что Шошенк II был на самом деле младшим сыном Шошенка I - который пережил Осоркона I и Такелота I - из-за открытия вышеупомянутых предметов с именами основателя 22-й династии в его нетронутой королевской гробнице Таните. Как отмечает немецкий египтолог в недавней (2005 г.) книге по египетской хронологии: «Общепринятое отождествление этого царя с (более ранним) HP и сыном Осоркона I [К.А. Китчен] представляется маловероятным». Судебно-медицинская экспертиза тела Шошенка II, проведенная доктором Дугласом Дерри, главой анатомического отдела Каирского музея, показала, что на момент смерти ему было около пятидесяти. Следовательно, Шошенк II мог легко пережить 35-летнее правление Осоркона I и править Египтом несколько лет до того, как Такелот I пришел к власти. Более того, в более точной копии Секста Юлия Африканского из «Эпитома» Манефона прямо говорится, что «3 царя » вмешались между Осорконом I и Такелотом I. Предлагаемое Манефоном положение этих трех царей в настоящее время не может быть подтверждено из-за скудности свидетельств этого периода и краткости их правления, другим из этих малоизвестных монархов будет Тутхеперре Шошенк, который был одним из первых правителей 22 династии. так как теперь он официально засвидетельствован как в Нижнем, так и в Верхнем Египте в Бубастисе и Абидосе соответственно. Доказательство того, что Шошенк II был предшественником Осоркона II, подтверждается тем фактом, что его гроб с головой ястреба стилистически похож на «крышку с головой ястреба», которая закрывала гранитный гроб короля Харсизе A, из Мединет Хабу. Харсиезе А был одним из первых современников Осоркона II и, вероятно, Такелота I, поскольку последний не контролировал твердо Верхний Египет во время его правления. Это означает, что Шошенк II и Харсизе А были близкими современниками, поскольку Харсизе А был сыном первосвященника Амона Шошенка C в Фивах и, таким образом, внук Осоркона I.

Погребальные свидетельства Харсизе относят Шошенка II примерно на одно или два поколения после Осоркона I и могут датировать его коротким интервалом между Такелотом I и Осорконом I в Танисе. В этом случае объекты с именем Шошенк I в гробнице этого царя будут просто семейными реликвиями, а не доказательством фактической сыновней связи между Шошенком I и II. Эту последнюю интерпретацию поддерживает Юрген фон Бекерат в своей книге 1997 года Chronologie des Pharaonischen Ägypten, который считает, что Шошенк II на самом деле был старшим братом Такелота I. Мнение, что Шошенк II был старшим братом Такелота I. также одобрен Норбертом Даутценбергом в статье GM 144. Фон Бекерат, однако, помещает Шошенка II между периодами правления Такелота I и Осоркона II в Танисе.

Кеннет Китчен в своем последнем издании 1996 года «Третий промежуточный период в Египте (около 1100–650 гг. До н.э.)».) '', утверждает, что Шошенк II был верховным жрецом Амона Шошенк C, сыном Осоркона I и королевы Мааткаре, которая была назначена младшим соправителем престола, но умерла до его смерти. отец. Кухня предполагает, что такая значимость отражена на повязках Рамессеума мумии из Нахтефмут, которые содержат даты «Год 3 [Пусто]» и «Год 33. Второй Хеб Сед »соответственно. Упомянутая здесь дата «33 года» почти наверняка относится к Осоркону I, поскольку Нахтефмут носил кольцо с преноменом этого царя. На основании этих свидетельств Китчен делает вывод, что 33-й год Осоркона I эквивалентен 3-му году Шошенка II, и что последний был Шошенком C самим.

Однако, к сожалению, это был случай сопутствующей роли Между Осорконом I и Шошенком II нет четких доказательств того, что повязки 3-го и 33-го классов на теле Нактефмута были сделаны в одно и то же время. Эти две даты не были написаны на единственном куске ткани мумии, что означало бы истинное соответствие. Скорее, даты были написаны на двух отдельных и не связанных между собой бинтах мумии, которые, вероятно, были сотканы и использовались в течение нескольких лет, как показывает практика захоронения жрецов Амона. Ярким примером является мумия Хонсмаахеру в Гамбурге, которая содержит отдельные повязки, датируемые 11, 12 и 23 годами Осоркона I - или минимальным периодом в 12 лет между их созданием и конечное использование. (Altenmüller: 2000) Второй пример - мумия Джедптахиуфанха, Третьего или Четвертого Пророка Амона, на которой есть различные повязки 5, 10 и 11 лет Шошенка I, или шестилетний срок их окончательного использования для целей бальзамирования. Как показывают эти два почти современных примера, храмовые жрецы просто повторно использовали любое старое или переработанное белье, к которому они могли получить доступ, для своих ритуалов мумификации. Следовательно, полотно мумии 3-го года принадлежало правлению преемника Осоркона. Во-вторых, ни один из собственных детей первосвященника Шошенка С - священник Осоркон, чьи погребальные папирус, П. Денон С, находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге или второй священник по имени Харсизе (вероятно, король Харсиезе A ), посвятивший Бес статую в память своего отца, которая сейчас находится в Даремском музее - присвоить отцу королевские титулы за свои собственные погребальные предметы. Священник Осоркон называет себя только «сыном первосвященника Шошенка», а не титулом «сын короля» в своих погребальных папирусах, которые предположительно были созданы спустя много времени после смерти его отца.

На Харсизе, Жаке-Гордон отмечает, что «нет убедительных доказательств того, что 1-й пророк Шошенк C когда-либо претендовал или был удостоен королевского звания». Она отмечает, что Харсиезе назначил своего отца первосвященником Амона на статуе Бес без какого-либо сопровождающего королевского имени или преномена, и подчеркивает, что если Шошенк C «имел [даже] малейшие претензии на королевский ранг, его сын не пропустил бы упоминания этого факта. Следовательно, мы должны заключить, что у него не было таких претензий ». Это означает, что Первосвященник Шошенк C не был королем Шошенком II. Хотя имя Шошенка Си действительно написано на картуше на статуе Беса, никакого настоящего королевского имени или преномена не упоминается. Примером сына короля, который поместил свое имя в картуш на памятнике, но никогда не унаследовал престол, был Ваджмос, сын короля Нового Царства Тутмос I.

Независимое правление
Пектораль Шошенка II.

Что еще более важно, неповрежденное захоронение Шошенка II не содержало ни одного предмета или реликвии с именем Осоркон I. Маловероятная ситуация, если Осоркон действительно хоронил своего собственного сына. Китчен отмечает, что погребальный инвентарь этого царя включал пектораль, который первоначально был написан для Великого вождя Ма Шошенка I - до того, как последний стал королем, - и «пару браслетов Шошенка I как короля, но не более поздних предметов». Эта ситуация кажется невероятной, если Шошенк II действительно был Шошенком С, сыном Осоркона I, который умер и был похоронен своим собственным отцом. Другие короли 21 и 22 династий, такие как Аменемоп и Такелот I, например, использовали инвентарь, в котором имена их родителей упоминались в их собственных могилах. Это говорит о том, что Хекахеперре Шошенк II был не сыном Осоркона I, а чьим-то другим сыном, возможно, Шошенком I. Карл Янсен-Винкельн в своей последней книге по египетской хронологии пишет, что: в гробницах часто были предметы, принадлежавшие их родителям, этот царь (Шошенк II), вероятно, является сыном Шошенка I.

Поскольку погребальные предметы этого фараона, такие как его серебряный гроб, драгоценные пекторали и картонная упаковка, дали ему уникальное королевское имя Гекахепер, он, скорее всего, сам по себе был настоящим королем 22-й династии, а не просто второстепенным сопредседателем. Юрген фон Бекерат принимает эту интерпретацию свидетельств и назначает Шошенку II независимое двухлетнее правление в Танисе. В своей академической публикации 2005 года по египетской хронологии египтологи Рольф Краусс и Дэвид Алан Уорбертон также приписали Шошенку II независимое правление в течение 1-2 лет в рамках 22-й династии, хотя они помещают короткое правление Шошенка II между периодом правления Такелота I и Осоркона II. Немецкий египтолог Томас Шнайдер в статье 2010 года признал правомерность ссылки в образце Манефона на «трех [танитских] царей» из версии Африкана и поместил правление как Шошенка II, так и Тутхеперре Шошенка в интервале между Осоркон I и Такелот I. Исключительное использование серебра для создания гроба Шошенка II является мощным символом его власти, потому что серебро «было значительно реже в Египте, чем золото».

Смерть и захоронение
Вид на гробницу NRT III, показывающий, где Шошенк II был похоронен и обнаружен

Др. Медицинское обследование мумии Шошенка II, проведенное Дерри, показывает, что король умер в результате обширной септической инфекции из-за раны на голове.

Место последнего упокоения Шошенка II, безусловно, было перезахоронением, потому что он был найден погребенным в гробнице другого царя, Псусенн I из двадцать первой династии. Ученые обнаружили доказательства роста растений на основании гроба Шошенка II, что позволяет предположить, что первоначальная гробница Шошенка II стала заболоченной, поэтому необходимо перезахоронить его и его погребальное оборудование в другой гробнице. Как пишет Эйдан Додсон:

Совершенно очевидно, что присутствие Шошенка II в NRT III (могиле Псусеннеса I ) было результатом перезахоронения. Помимо присутствия [королевских] гробов в чрезвычайно разнородной группе бывших в употреблении кувшинов, поврежденное состояние поддона серебряного гроба короля свидетельствует о том, что с ним в древности обращались грубо.

Ссылки
Wikimedia Commons имеет СМИ, относящиеся к Shoshenq II.
Дополнительная литература
  • Altenmüller, Hartwig. (2000). «Lederbänder und Lederanhänger von der Mumie des Chonsu-maacheru» и «Die Mumienbinden des Chonsu-maacheru» в Alt-Ägypten 30, стр. 73–76, 88–89, 102–114. [2] ISBN 3-86097-540-4
  • Гай Брантон, Некоторые заметки о захоронении Шашанка Хека-Хепер-Ре, Анналы дю Служба антиквариата, 39 (1939), 541-547
  • Н. Даутценберг, Bemerkungen zu Schoschenq II., Takeloth II. und Pedubastis II ', Göttinger Miszellen 144 (1995), 21-29
  • D. Э. Дерри, Записка об останках Шашанка, Annales du Service des Antiquités de l'Égypte 39 (1939), 549-551
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:47:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте