Многонациональная корпорация

редактировать

Многонациональная компания ( МНК) является корпоративной организацией, которая владеет или контролирует производство товаров или услуги, по крайней мере в одной стране, кроме своей страны. В юридическом словаре Блэка предлагается считать компанию или группу транснациональной корпорацией, если они получают 25% или более своих доходов от операций за пределами страны. Транснациональная корпорация также может называться многонациональным предприятием ( MNE), транснациональным предприятием ( TNE), транснациональной корпорацией ( TNC), международной корпорацией или корпорацией без гражданства. Между этими терминами есть тонкие, но реальные различия.

Большинство крупнейших и наиболее влиятельных компаний современности являются публичными транснациональными корпорациями, включая компании Forbes Global 2000. Многонациональные корпорации подвергаются критике за отсутствие этических стандартов. Кроме того, они стали ассоциироваться с транснациональными налоговыми убежищами и базовой эрозией и прибыл сдвигая деятельность уклонения от уплаты налогов.

«Семь сестер» маслом.
СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Колониализм
    • 1.2 Горное дело
    • 1.3 Нефть
    • 1.4 Производство
      • 1.4.1 Unilever
  • 2 Текущий статус
  • 3 Прямые иностранные инвестиции
  • 4 Юридическое место жительства
    • 4.1 Безгражданство или транснациональный
  • 5 Регулирование и налогообложение
  • 6 Альтернативы и меры
  • 7 Разрешение споров и арбитраж
  • 8 Теоретическая основа
  • 9 Многонациональное предприятие
  • 10 Критика
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Дальнейшее чтение
    • 14.1 Корпоративная история
    • 14.2 Историография
  • 15 Внешние ссылки
История

Колониализм

Смотрите также: Чартерная компания и неоколониализм

История транснациональных корпораций началась с истории колониализма. Первые транснациональные корпорации были созданы для создания колониальных «фабрик» или портовых городов. В дополнение к ведению торговли между метрополией и колониями, Британская Ост-Индская компания стала самостоятельным квази-правительством с местными правительственными чиновниками и собственной армией в Индии. Двумя основными примерами были Британская Ост-Индская компания и Голландская Ост-Индская компания. Другие включали Шведскую африканскую компанию и компанию Гудзонова залива. Эти первые корпорации занимались международной торговлей и разведкой, а также открывали торговые посты.

Голландское правительство взяло на себя управление VOC в 1799 году, а в 19 веке другие правительства все чаще брали под свой контроль частные компании, в первую очередь в Британской Индии. В процессе деколонизации европейские колониальные чартерные компании были распущены, а последняя колониальная корпорация, Mozambique Company, распалась в 1972 году.

Добыча полезных ископаемых

Добыча золота, серебра, меди и особенно нефти была основной деятельностью на раннем этапе и остается таковой сегодня. Международные горнодобывающие компании стали заметными в Великобритании в 19 веке, например, компания Rio Tinto, основанная в 1873 году, которая начала с покупки серных и медных рудников у правительства Испании. Rio Tinto, в настоящее время базирующаяся в Лондоне и Мельбурне, Австралия, совершила множество приобретений и расширила свою деятельность по всему миру для добычи алюминия, железной руды, меди, урана и алмазов. Европейские рудники в Южной Африке начали открываться в конце 19 века, производя золото и другие полезные ископаемые для мирового рынка, рабочих мест для местных жителей, бизнеса и прибыли для компаний. Сесил Родс (1853–1902) был одним из немногих бизнесменов того времени, ставших премьер-министром (Южной Африки 1890-1896). Его горнодобывающие предприятия включали British South Africa Company и De Beers. Последняя компания практически контролировала мировой алмазный рынок со своей базы на юге Африки.

Масло

Дополнительная информация: Seven Sisters (нефтяные компании) и Anglo-Persian Oil Company

«Семь сестер» были общим термином для семи транснациональных компаний, которые доминировали в мировой нефтяной промышленности с середины 1940-х до середины 1970-х годов.

До нефтяного кризиса 1973 года «Семь сестер» контролировали около 85 процентов мировых запасов нефти. В 1970-е годы большинство стран с большими запасами национализировали свои запасы, которые принадлежали крупным нефтяным компаниям. С тех пор доминирование в отрасли перешло к картелю ОПЕК и государственным нефтегазовым компаниям, таким как Saudi Aramco, Газпром (Россия), Китайская национальная нефтяная корпорация, Национальная иранская нефтяная компания, PDVSA (Венесуэла), Petrobras (Бразилия), и Petronas (Малайзия). К 2012 году только 7% известных мировых запасов нефти находились в странах, которые позволяли частным международным компаниям полную свободу действий. Полностью 65% находились в руках государственных компаний, которые работали в одной стране и продавали нефть многонациональным компаниям, таким как BP, Shell, ExonMobil и Chevron.

Производство

В течение 1930-х годов около 4/5 международных инвестиций транснациональных корпораций было сосредоточено в первичном секторе, особенно в горнодобывающей промышленности (особенно нефти) и сельском хозяйстве (каучук, табак, сахар, пальмовое масло, кофе, какао, тропические фрукты). Большинство отправилось в колонии стран третьего мира. Ситуация кардинально меняется после 1945 года, когда инвесторы обращаются в промышленно развитые страны и вкладывают средства в производство (особенно в высокотехнологичную электронику, химические вещества, лекарства и транспортные средства), а также в торговлю.

Ведущим производственным концерном Швеции была SKF, ведущий производитель подшипников для оборудования. В 1966 году для расширения своего международного бизнеса было решено использовать английский язык. Высокопоставленные должностные лица, хотя в основном все еще шведы, все изучали английский язык во всех основных внутренних документах на английском языке - лингва-франка транснациональных корпораций.

он приказал всем своим высокопоставленным должностным лицам перейти на английский язык. Он решил расширить свой международный бизнес.

Штаб-квартира Unilever в Лондоне

Unilever

Известный многонациональный производитель - это компания по производству потребительских товаров Unilever со штаб-квартирой в Лондоне. Его продукция включает в себя множество пищевых продуктов, а также витамины, добавки, чай, кофе, чистящие средства, очистители воды и воздуха, корм для домашних животных и косметику. Unilever - крупнейший производитель мыла в мире. Продукция Unilever продается в 190 странах мира.

Unilever владеет более 400 брендами с оборотом в 2020 году 51 миллиард евро. Компания состоит из трех основных подразделений: продуктов питания и прохладительных напитков; Домашний уход; и Красота и личная гигиена. У него есть научно-исследовательские центры в Китае, Индии, Нидерландах, Великобритании и США.

Компания Unilever была основана в 1929 году в результате слияния голландского производителя маргарина Margarine Unie и британского производителя мыла Lever Brothers. После 1950 года она все больше диверсифицировала свою продукцию и расширила свою деятельность по всему миру. Его многочисленные приобретения включали Lipton (1971), Brooke Bond (1984), Chesebrough-Ponds (1987), Best Foods (2000), Ben amp; Jerry's (2000), Alberto-Culver (2010), Dollar Shave Club (2016) и Pukka. Травы (2017).

Текущий статус
Toyota - одна из крупнейших транснациональных корпораций в мире со штаб-квартирой в Тойота-Сити, Япония. Toyota - одна из крупнейших транснациональных корпораций в мире со штаб-квартирой в Тойота-Сити, Япония.

Многонациональная корпорация (MNC) - это обычно крупная корпорация, зарегистрированная в одной стране, которая производит или продает товары или услуги в разных странах. Двумя общими характеристиками, присущими многонациональным корпорациям, являются их большой размер и тот факт, что их деятельность по всему миру централизованно контролируется материнскими компаниями.

  • Импорт и экспорт товаров и услуг
  • Осуществление значительных инвестиций в чужой стране
  • Покупка и продажа лицензий на зарубежных рынках
  • Участие в контрактном производстве - разрешение местному производителю в зарубежной стране производить свою продукцию
  • Открытие производственных мощностей или сборочных операций в зарубежных странах

ТНК могут получить выгоду от своего глобального присутствия разными способами. Прежде всего, многонациональные корпорации могут получить выгоду от экономии на масштабе, распределяя расходы на НИОКР и рекламные расходы по своим глобальным продажам, объединяя глобальную покупательную способность с поставщиками и используя свои технологические и управленческие ноу-хау во всем мире с минимальными дополнительными затратами. Более того, ТНК могут использовать свое глобальное присутствие, чтобы воспользоваться услугами рабочей силы по заниженной цене, доступными в некоторых развивающихся странах, и получить доступ к специальным научно-исследовательским возможностям, которые существуют в развитых зарубежных странах.

Проблема моральных и правовых ограничений на поведение транснациональных корпораций, учитывая, что они фактически являются "лицами без гражданства", является одной из нескольких неотложных глобальных социально-экономических проблем, возникших в конце двадцатого века.

Потенциально, лучшей концепцией для анализа ограничений управления обществом над современными корпорациями является концепция «корпораций без гражданства». Эта концепция, придуманная как минимум еще в 1991 году в журнале Business Week, была теоретически прояснена в 1993 году: эмпирическая стратегия определения корпорации без гражданства основана на аналитических инструментах на пересечении демографического анализа и транспортных исследований. Это пересечение известно как управление логистикой, и оно описывает важность быстрого увеличения глобальной мобильности ресурсов. В долгой истории анализа транснациональных корпораций мы находимся примерно на четверть века в эпоху корпораций без гражданства - корпораций, которые удовлетворяют реальность потребностей в исходных материалах во всем мире и производят и настраивают продукты для отдельных стран.

Одна из первых транснациональных коммерческих организаций, Ост-Индская компания, была основана в 1601 году. После Ост-Индской компании появилась Голландская Ост-Индская компания, основанная 20 марта 1603 года, которая стала крупнейшей компанией в мире почти на 200 лет..

Основные характеристики транснациональных компаний:

  • В целом, сильная сторона страны состоит в том, что крупные компании в качестве основного органа могут осуществлять прямые иностранные инвестиции или приобретать местные предприятия, созданные дочерние компании или филиалы во многих странах;
  • Обычно он имеет полную систему принятия решений и высший центр принятия решений, каждая дочерняя компания или филиал имеет свой собственный орган принятия решений в зависимости от их различных функций и операций для принятия решений, но его решение должно быть подчинено высшему решению. - производственный центр;
  • Многонациональные корпорации ищут рынки во всем мире и с рациональной структурой производства, профессиональным производством с фиксированной точкой, продуктами для продажи с фиксированной точкой, чтобы получить максимальную прибыль ;
  • Благодаря сильной экономической и технической мощи, быстрой передаче информации, а также финансированию быстрых трансграничных переводов, транснациональная корпорация имеет более высокую конкурентоспособность в мире;
  • Многие крупные транснациональные компании обладают разной степенью монополии в той или иной области из-за экономической и технической мощи или производственных преимуществ.
Прямые зарубежные инвестиции
Основная статья: Прямые иностранные инвестиции

Когда корпорация инвестирует в страну, в которой она не зарегистрирована, это называется прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Страны могут устанавливать ограничения на прямые инвестиции; например, в Китае исторически требовались партнерские отношения с местными фирмами или специальное разрешение для определенных типов инвестиций иностранцами, хотя некоторые из этих ограничений были ослаблены в 2019 году. Аналогичным образом Комитет Соединенных Штатов по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах внимательно изучает иностранные инвестиции.

Кроме того, корпорациям могут быть запрещены различные коммерческие операции международными санкциями или национальным законодательством. Например, у китайских национальных корпораций или граждан есть ограничения на их способность делать иностранные инвестиции за пределами Китая, отчасти для уменьшения оттока капитала. Страны могут вводить экстерриториальные санкции против иностранных корпораций даже за ведение бизнеса с другими иностранными корпорациями, что произошло в 2019 году в связи с санкциями США против Ирана ; Европейские компании столкнулись с возможностью потерять доступ на рынок США, торгуя с Ираном.

Международные инвестиционные соглашения также способствуют прямым инвестициям между двумя странами, такие как Североамериканское соглашение о свободной торговле и статус наиболее благоприятствуемой нации.

Юридический домициль

Раймонд Вернон сообщил в 1977 году, что из крупнейших транснациональных корпораций, специализирующихся на производстве, 250 имеют штаб-квартиры в Соединенных Штатах, 115 - в Западной Европе, 70 - в Японии и 20 - в остальном мире. В банковской сфере насчитывалось 20 транснациональных корпораций со штаб-квартирами в США, 13 в Европе, девять в Японии и три в Канаде. Сегодня транснациональные корпорации могут выбирать из множества юрисдикций для различных дочерних компаний, но конечная материнская компания может выбрать единственное юридическое место жительства ; The Economist предполагает, что Нидерланды стали популярным выбором, поскольку в их законах о компаниях меньше требований к собраниям, компенсациям и комитетам по аудиту, а у Великобритании были преимущества из-за законов об удержании дивидендов и соглашения о двойном налогообложении с Соединенными Штатами.

Корпорации могут легально участвовать в уклонении от уплаты налогов путем их выбора юрисдикции, но должны быть осторожны, чтобы избежать незаконного уклонения от уплаты налогов.

Без гражданства или транснациональный

Основная статья: Транснациональная корпорация

Корпорации, которые активно действуют по всему миру, но не концентрируются в одной области, называются «безгражданскими» или «транснациональными» (хотя «транснациональная корпорация» также используется как синоним слова «многонациональная корпорация»), но с 1992 года корпорация должна иметь юридический адрес. в конкретной стране и участвовать в других странах посредством прямых иностранных инвестиций и создания зарубежных дочерних компаний. Географическую диверсификацию можно измерить в различных областях, включая владение и контроль, персонал, продажи, регулирование и налогообложение.

Регулирование и налогообложение
Дополнительная информация: Международное налогообложение и экстерриториальная юрисдикция

Транснациональные корпорации могут подпадать под действие законов и постановлений как своего местонахождения, так и дополнительных юрисдикций, в которых они ведут бизнес. В некоторых случаях юрисдикция может помочь избежать обременительных законов, но нормативные акты часто нацелены на «предприятие» с помощью уставных формулировок вокруг «контроля».

с 1992 г. Соединенные Штаты и большинство стран ОЭСР имеют законные полномочия облагать налогом зарегистрированную материнскую корпорацию ее общемировой доход, включая дочерние компании; с 2019 года США применяют корпоративное налогообложение «экстерриториально», что побудило налоговые инверсии изменить штат проживания. К 2019 году большинство стран ОЭСР, за заметным исключением США, перешли на территориальный налог, при котором налогом облагались только доходы внутри границы; однако эти страны обычно тщательно изучают иностранные доходы в соответствии с правилами контролируемых иностранных корпораций (CFC), чтобы избежать размывания базы и перемещения прибыли.

На практике, даже в рамках экстерриториальной системы налоги могут быть отложены до перевода, с возможными налоговыми каникулами на репатриацию и с учетом иностранных налоговых льгот. Как правило, страны не могут облагать налогом мировую выручку иностранной дочерней компании, а налогообложение осложняется договоренностями о трансфертном ценообразовании с материнскими корпорациями.

Альтернативы и договоренности

Для небольших корпораций регистрация иностранной дочерней компании может быть дорогостоящей и сложной, требующей сборов, подписей и форм; профессиональная организация работодатель (ПЭО) иногда рекламируются как более дешевый и простой вариант, но не во всех юрисдикциях существуют законы, которые принимают эти типы соглашений.

Разрешение споров и арбитраж
Дополнительная информация: Международная правовая система

Споры между корпорациями в разных странах часто разрешаются через международный арбитраж.

Теоретические основы

Действия транснациональных корпораций решительно поддерживаются экономическим либерализмом и системой свободного рынка в глобализированном международном обществе. Согласно точке зрения экономического реализма, люди действуют рационально, чтобы максимизировать свои интересы, и поэтому, когда люди действуют рационально, создаются рынки, и они лучше всего функционируют в системе свободного рынка, где вмешательство государства невелико. В результате международное богатство максимизируется за счет свободного обмена товарами и услугами.

Для многих экономических либералов транснациональные корпорации являются авангардом либерального порядка. Они являются воплощением по преимуществу либерального идеала взаимозависимой мировой экономики. Они вывели интеграцию национальных экономик за рамки торговли и денег к интернационализации производства. Впервые в истории производство, маркетинг и инвестиции организуются в глобальном масштабе, а не в условиях изолированной национальной экономики.

Международный бизнес также является специализированной областью академических исследований. Экономические теории транснациональной корпорации включают теорию интернализации и эклектическую парадигму. Последний также известен как структура OLI.

Другое теоретическое измерение роли транснациональных корпораций касается взаимосвязи между глобализацией экономического взаимодействия и культурой национальных и местных ответных мер. У этого есть история осознанного культурного менеджмента, восходящая, по крайней мере, к 60-м годам. Например:

Эрнест Дихтер, архитектор международной кампании Exxon, писал в Harvard Business Review в 1963 году, полностью осознавал, что средства преодоления культурного сопротивления зависят от «понимания» стран, в которых действует корпорация. Он заметил, что компании с «дальновидностью, позволяющей извлечь выгоду из международных возможностей», должны признать, что « культурная антропология будет важным инструментом конкурентного маркетинга». Однако предполагаемым результатом этого было не ассимиляция международных фирм с национальными культурами, а создание «мирового клиента». Идея глобальной корпоративной деревни повлекла за собой управление и восстановление узких привязанностей к своей нации. Это включало не отрицание естественности национальных привязанностей, а интернационализацию того, как нация определяет себя.

Многонациональное предприятие

«Многонациональное предприятие» (MNE) - это термин, используемый международным экономистом и аналогично определяемый многонациональной корпорацией (MNC) как предприятие, которое контролирует и управляет производственными предприятиями, известными как заводы, расположенные как минимум в двух странах. Многонациональное предприятие (МНП) будет участвовать в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), поскольку фирма делает прямые инвестиции в предприятия принимающей страны в целях владения акциями и управленческого контроля, чтобы избежать некоторых операционных издержек.

Критика
Основные статьи: антиглобалистское движение и антикорпоративный активизм

Санджая Лалл в 1974 году предложил спектр научного анализа транснациональных корпораций, от политических правых до левых. Он поместил авторов бизнес-школы в крайнее правое положение, за ними следовали либеральные экономисты, придерживающиеся принципа невмешательства, и неолибералы (они остаются правыми центрами, но допускают случайные ошибки рынка, такие как внешние эффекты). Слева идут националисты, которые ставят национальные интересы выше корпоративных прибылей, затем школа «dependencia» в Латинской Америке, которая сосредотачивается на пороках империализма, а на крайнем левом - марксисты. Диапазон настолько широк, что трудно различить научный консенсус.

Антикорпоративные защитники критикуют транснациональные корпорации за то, что они не имеют основы в национальном этосе, что в конечном итоге не имеют определенной национальной принадлежности, и что это отсутствие этоса проявляется в их способах работы, когда они заключают контракты со странами, которые имеют низкие права человека или экологические стандарты. В мировой экономике, поддерживаемой многонациональными корпорациями, капитал будет все в большей степени иметь возможность настраивать рабочих, сообщества и нации друг против друга, поскольку они требуют налоговых, нормативных требований и уступок по заработной плате, одновременно угрожая уйти. Другими словами, возросшая мобильность транснациональных корпораций приносит пользу капиталу, в то время как рабочие и сообщества проигрывают. Некоторые негативные результаты, порождаемые транснациональными корпорациями, включают усиление неравенства, безработицу и стагнацию заработной платы. О дебатах с неолиберальной точки зрения см. Raymond Vernon, Storm over the Multinationals (1977). lt;/refgt;

Активное использование схем уклонения от уплаты налогов и транснациональных налоговых убежищ позволяет многонациональным корпорациям получать конкурентные преимущества перед малыми и средними предприятиями. Такие организации, как Сеть налогового правосудия, критикуют правительства за то, что они позволяют многонациональным организациям уклоняться от уплаты налогов, в частности, за счет использования налоговых инструментов размывания базы и переноса прибыли (BEPS), поскольку на государственные услуги можно потратить меньше денег.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Камерон, Рондо, В.И. Бовыкин и др. ред. Международное банковское дело, 1870-1914 (1991)
  • Чендлер, Альфред Д. и Брюс Мазлиш, ред. Левиафаны: транснациональные корпорации и новая глобальная история (2005). онлайн
  • Чандлер, Альфред Д. и др. ред. Большой бизнес и богатство народов (Cambridge University Press, 1999) отрывок
  • Чернов, Рон. Дом Морганов: американская банковская династия и подъем современных финансов (2010) отрывок
  • Давенпорт-Хайнс, RPT, и Джеффри Джонс, ред. Британский бизнес в Азии с 1860 г. (2003 г.) отрывок
  • Даннинг. Джон Х. и Сарианна М. Лундан. Многонациональные предприятия и мировая экономика (2-е изд. 2008 г.), основной учебник 1993 г., онлайн-издание
  • Хабиб-Минц, Назия. «Роль транснациональных корпораций в улучшении стандартов труда в развивающихся странах». Журнал международного бизнеса и экономики 10.2 (2009): 1-20. онлайн
  • Хант, Майкл Х. «Американцы на китайском рынке: экономические возможности и экономический национализм, 1890-1931». Обзор истории бизнеса 51.3 (1977): 277–307. онлайн
  • Джонс, Джеффри. Транснациональные корпорации и глобальный капитализм: от девятнадцатого до двадцать первого века (2005)
  • Джонс, Джеффри. Торговцы транснациональным корпорациям: британские торговые компании в девятнадцатом и двадцатом веках (2000 г.) онлайн
  • Джонс, Джеффри и Джонатан Зейтлин, ред. Оксфордский справочник по истории бизнеса (2008)
  • Джонс, Джеффри и др. История Британского банка Ближнего Востока: Vol. 2, Банковское дело и нефть (1987)
  • Джонс, Джеффри. Эволюция международного бизнеса (1995) онлайн
  • Ламби, Энтони. «Экономическая история и теории транснациональной корпорации». Южноафриканский журнал экономической истории 3.2 (1988): 104–124.
  • Мартин, Лиза, изд. Выдержка из Оксфордского справочника по политической экономии международной торговли (2015 г.)
  • Мунджал, Сурендер, Паван Будхвар и Виджай Перейра. «Взгляд на дилемму национальной идентичности многонационального предприятия». Социальные идентичности 24,5 (2018): 548–563. онлайн
  • Стопфорд, Джон М. «Истоки базирующихся в Великобритании многонациональных производственных предприятий». Обзор истории бизнеса 48.3 (1974): 303–335.
  • Тугендхат, Кристофер. Транснациональные корпорации (Penguin, 1973) онлайн.
  • Вернон, Раймонд. Буря над транснациональными корпорациями: реальные проблемы (Гарвардский университет, 1977). онлайн
  • Уэллс, Луи Т. Транснациональные корпорации третьего мира: рост иностранных инвестиций из развивающихся стран (MIT Press, 1983) в компании, базирующиеся в странах третьего мира
  • Уилкинс, Мира. «История многонационального предприятия». в Оксфордском справочнике по международному бизнесу, том 2 (2009). онлайн
  • Уилкинс, Мира. Появление многонациональных предприятий: американский бизнес за рубежом с колониальной эры до 1914 года (1970)
    • Уилкинс, Мира. Созревание многонационального предприятия: американский бизнес за рубежом с 1914 по 1970 год (1974)
  • Уилкинс, Мира. Американский бизнес за границей: Ford на шести континентах (1964) онлайн

Корпоративные истории

Дополнительная информация: Anglo American plc.
  • Чафоне, Аманда. Counter-Cola: Многонациональная история глобальной корпорации (Калифорнийский университет, 2019) на Coca-Cola.
  • Фриц, Мартин и Карлссон, Биргит. SKF: Глобальная история, 1907–2007 (2006 г.). ISBN 978-91-7736-576-1
  • Шайбер, Гарри Н. «Первая мировая война как предпринимательская возможность: Уиллард Стрейт и Американская международная корпорация». Ежеквартальный вестник политических наук 84.3 (1969): 486–511. онлайн

Историография

  • Хернес, Хельга. Многонациональная корпорация: Путеводитель по источникам информации (Гейл, 1977). онлайн
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-19 09:05:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте