Фес (шляпа)

редактировать
Феска

В СЭЗ ( Турецкий : FES, Старотурецкий : فس, латинизируется: Fes), называемый также феска ( арабский : طربوش, латинизируется : ṭarbūš, полученные из персидского : سرپوش, латинизируется : sarpuš, лит   'шапка'), является войлочный головной убор в виде короткой цилиндрической бескозырки, обычно красного цвета, а иногда с прикрепленной к верху кисточкой. Название «Фес» относится к марокканскому городу Фес, где краситель для окраски шляпы добывался из малиновых ягод. Современная феска во многом обязана своей популярностью времен Османской империи.

Фес стал символом Османской империи в начале 19 века. В 1827 году Махмуд II назначил Фес современным головным убором для своей новой армии Асакир-и Мансуре-и Мухаммедайе. Решение было вдохновлено османским военно-морским командованием, которое ранее вернулось из Магриба, приняв этот стиль. В 1829 году Махмуд издал новые правила, предписывающие использование Феса всеми гражданскими и религиозными должностными лицами. Намерение состояло в том, чтобы заменить тюрбан, который служил маркером идентичности и, таким образом, разделял, а не объединял население. Впоследствии феска была объявлена ​​вне закона в Турции в 1925 году в рамках реформ Ататюрка.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Символизм
  • 2 Военное использование
  • 3 Международное использование
    • 3.1 На Ближнем Востоке и в Северной Африке
    • 3.2 В Южной Азии
    • 3.3 Использование по братским заказам
    • 3,4 Соединенное Королевство
  • 4 См. Также
  • 5 Библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История
Портрет османского султана Махмуда II после реформы одежды Османские солдаты в феззах во время греко-турецкой войны (1897 г.)

Турецкая феска получила свое название от марокканского города Фес, источника малиновой ягоды, когда-то использовавшейся для окрашивания войлока. Сама шляпа имеет древнегреческое, марокканское или турецкое происхождение. Он был популярен, особенно в более поздний период Османской империи, и его использование распространилось по всей империи.

По словам историка Джереми Силла, Фес имеет турецкое происхождение и был заказан султаном Махмудом II в качестве современной альтернативы тюрбану, который позволял мужчинам- мусульманам падать ниц во время молитвы.

Средневековый турецкий историк 17 века Эвлия Челеби описывает алжирских мужчин, носящих Фес.

Первоначально Фез был без полей красный, белый, черный или капот, над которым был обернут тюрбан ( по аналогии с обернутой куфией ). Позже тюрбан был отменен, капот укорочен, а цвет был изменен на красный. Молиться в то время как носить Fez-вместо головного убора с доверху-было легче, потому что мусульмане свои головы на землю во время Сала (ежедневные молитвы).

В 1826 году султан Махмуд II в Османской империи подавил янычар и начал радикальные реформы армии. Модернизированный военно принял западные мундиры стиля и, как головные уборы, феска с тканью, обернутые вокруг него. В 1827 году из Туниса было заказано 50 000 фезов для войск султана. В 1829 году султан приказал своим гражданским чиновникам носить простой Фес и запретил ношение тюрбанов. Намерение состояло в том, чтобы заставить население в целом обновиться до Феса, и план был успешным. Это была радикально эгалитарная мера, которая заменила тщательно продуманные законы о роскоши, которые указывали на звание, религию и род занятий, предвещая реформы Танзимат. Хотя торговцы и ремесленники обычно отвергали Фес, он стал символом современности на всем Ближнем Востоке, вдохновив аналогичные указы в других странах (например, в Иране в 1873 году).

Чтобы удовлетворить растущий спрос, опытные изготовители фески были вынуждены иммигрировать из Туниса в Стамбул, где в окрестностях Эйюпа были открыты фабрики. Вскоре стилей стало больше, и на рынке появились нюансы формы, высоты, материала и оттенка. Яркие алые и мерло цвета Феса изначально были достигнуты благодаря экстракту кизила. Однако изобретение дешевых синтетических красителей вскоре перенесло производство шляп на фабрики в Страконице, Чешская Республика (тогда еще в Австрийской империи).

Австро-венгерская аннексия Боснии и Герцеговины в 1908 году привела к бойкоту австрийских товаров, который стал известен как «бойкот Феса» из-за почти монополии, которую австрийцы тогда держали на производство шляп. Хотя головной убор сохранился, продолжавшийся год бойкот положил конец его универсальности в Османской империи, поскольку другие стили стали социально приемлемыми.

Символизм

Феска была символом не только османской принадлежности, но и религиозной приверженности исламу. Он также был основным головным убором христиан и евреев во времена Османской империи. Еврейские мужчины носили фески и называли его по арабскому названию «Tarboush», особенно арабо-евреям ( в основном сирийские и палестинский ). В южной Азии Фес был принят из-за его связей с Османской империей.

На протяжении 19 и начала 20 веков фески были излюбленным головным убором христиан и мусульман на Балканах, которые в то время все еще находились под османским сюзеренитетом. Существовали вариации фески в балканских государствах, в основном связанные с добавлением религиозных символов на лицевой стороне. В полунезависимой Черногории, государстве-клиентуре Османской империи, которое пользовалось полной автономией, ее православные граждане носили свои фески с греческим крестом на лицевой стороне. Сторонники иллирийского движения среди южных славян, особенно в Хорватии, носили свои фески со звездой и полумесяцем на передней стороне независимо от религии, полагая, что этот символ появился до появления ислама на Балканах. В 1850 году правила нового автономного Княжества Сербия, касающиеся униформы министерских чиновников, предписывали носить красные фески с изображением сербского герба.

Со временем фески стали рассматриваться как часть восточной культурной самобытности. На Западе он казался экзотическим и романтичным, но на рубеже 20-го века он был модным как часть роскошной мужской одежды для курения в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве. Фески стали настолько символичными традициями, что Мустафа Кемаль Ататюрк запретил их в Турции в 1925 году в рамках своих модернизационных реформ.

Сегодня фески носят многие, особенно в Марокко. В Марокко он стал более явным культурным символом в 20-м веке против французского господства. Он по-прежнему пользуется популярностью среди королевского двора.

Военное использование

Вариант фески использовался в качестве вооружения для версии 1400–1700-х годов протектора головы кольчужной брони (круглая металлическая пластина или тюбетейка, вокруг которой висела кольчужная завеса для защиты шеи и верхней части плеча). Красный феска с синей кисточкой был стандартный головной убор турецкой армии с 1840 - х годов до введения защитного цвета службы платье и безвершинный шлем солнца в 1910 году Единственные существенные исключения были кавалерия и некоторые артиллерийские части, которые носили в овчины шапку с цветной тканью вершины. Албанские сборщики носили белую версию фески, напоминающую их традиционную келеше. Во время Первой мировой войны фески все еще носили некоторые военно-морские резервные подразделения, а иногда и солдаты, когда они не при исполнении служебных обязанностей. В Evzones (легкая пехота) полки греческой армии носили особую версию фески с 1837 до Второй мировой войны. Теперь он сохранился в парадной форме президентской гвардии в Афинах.

С середины XIX века фески стали широко использоваться в качестве головного убора местных «местных» солдат в различных колониальных войсках мира. Французы североафриканские полки ( зуавы, Tirailleurs и спаги ) носили широкие, красные фески с съемными кистями различных цветов. Зуавы носили фески под разными углами, в зависимости от полка, не при исполнении. Французские офицеры североафриканских подразделений в 1930-е годы часто носили те же фески, что и их солдаты, с прикрепленными знаками различия. (Многие полки добровольцев зуавов носили французскую североафриканскую версию фески во время Гражданской войны в США. ) Ливийские батальоны и эскадроны итальянских колониальных сил носили более низкие красные фески поверх белых тюбетей. Сомалийские и эритрейские полки на итальянской службе носили высокие красные фески с цветными кистями, которые менялись в зависимости от подразделения. Немецкие аскари в Восточной Африке почти всегда носили свои фески с покрывалом цвета хаки.

Бельгийская Force Publique в Конго носила большие и гибкие красные фески, похожие на таковые у французских Tirailleurs Senegalais и португальских Companhias Indigenas. Африканские винтовки британского короля (завербованные в Восточной Африке) носили высокие прямые фески красного или черного цвета, в то время как Западноафриканские пограничные войска носили низкую красную версию. Египетская армия носила классическую турецкую модель до 1950 года Вест - Индская полка британской армии не носила фески как часть его Зуав стиле парадного, пока этот блок не был распущен в 1928 году традиция продолжается в парадных зонах из Барбадосского полка, с белой чалмой, обернутыми вокруг основания.

Хотя феска была красочным и живописным предметом униформы, она была в нескольких отношениях непрактичным головным убором. Если его носить без тусклого укрытия, оно делало голову мишенью для вражеского огня и мало защищало от солнца. В результате во время Второй мировой войны его все чаще относили к парадной и неофициальной одежде. Тем не менее, французские западноафриканские тиралеры продолжали носить одежду цвета хаки в полевых условиях примерно до 1943 года. В последний период колониального господства в Африке (примерно с 1945 по 1962 год) феска на французском языке рассматривалась только как парадная одежда., Британские, бельгийские, испанские и португальские африканские подразделения, которые в других случаях заменяются широкополыми шляпами или фуражками. Колониальная полиция, однако, обычно сохраняла фески как обычную одежду для местного персонала.

Войска в Африке после обретения независимости быстро отказались от фески как от колониальной реликвии. Тем не менее, его до сих пор носят церемониальные « красные сады» в Сенегале как часть своей униформы в стиле спахи, а итальянские берсальери - в некоторых нарядах. Берсальери приняли фески в качестве неформального головного убора под влиянием французских зуавов, с которыми они участвовали в Крымской войне. Итальянский Ардити во время Первой мировой войны носил черную феску, которая позже стала предметом униформы фашистского режима Муссолини. Испанский Regulares (бывший мавританский) таборы, дислоцированные в испанских анклавах в Сеута и Мелилья, в Северной Африке, сохраняют парадную форму, которая включает фески и белые плащи. Филиппинские подразделения, организованные в первые дни правления США, ненадолго носили черные фески, и офицеры, служащие с мусульманским персоналом полиции Филиппин, имели право носить этот головной убор с 1909 года. Либерийские пограничные войска, хотя и не были колониальными силами, носили фески до 1940-х годов..

Боснийские пехотные полки в бывшей Австро-Венгерской империи отличались ношением фески до конца Первой мировой войны. Они носили характерную светло-синюю или серую форму с пряжкой, изображающей руку с ятаганом внутри щита как символ боснийской национальности. В основном боснийско- мусульманская 13-я горная дивизия Ваффен СС Хандшар, которая была набрана из Боснии, во второй половине Второй мировой войны использовала красную или серую полевую феску с эмблемой Ваффен СС.

Два полка индийской армии, набранные из мусульманских областей, носили фески под британским правлением (хотя тюрбан был почти универсальным головным убором среди индуистских и мусульманских сипаев и совар). Зеленые фески носили бахавалпурские уланы в Пакистане еще в 1960-х годах.

Международное использование

На Ближнем Востоке и в Северной Африке

Король Марокко Мухаммед VI встречает Джона Керри и Дуайта Буша в шляпе фески Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви, студенты- юристы в Стамбуле, Османская империя, носят фески, ок. 1914 г. Хасан аль-Банна, основатель « Братьев-мусульман» в феске.

Считается, что чечия возникла в Узбекистане. В отличие от фески, чечия короче и изготовлена ​​из менее жесткого материала, поэтому она более мягкая и податливая. К 17 веку, когда шауаши, или производители чечии, распространились в столице Туниса, столице Туниса. К 21 веку порядок их изготовления остался прежним, но количество мастеров, которые их изготавливают, уменьшилось. В то время как рынок в Souk Ech-Chaouachine на пике своего развития принимал около 30 000 шауаши, это число упало к 2010 -м годам примерно до 20, которые изо всех сил пытаются сохранить бизнес. По оценкам, современный бизнес чечии создает рабочие места для более чем 2000 ремесленников, а оставшиеся чечии продаются за границу, в основном в Ливию, Нигерию и Нигер. Цвета чечии различаются в зависимости от страны. В Тунисе он красный, без кисточки. В Ливии чечия обычно черная, за исключением бенгазской версии или «ченна», которая также красного цвета и включает кисточку. В Марокко и некоторых частях Туниса его также можно увидеть в белом или сером цвете.

В южной азии

Фески появились в правление Низама, когда он посетил Рим. Целью принятия этого стиля был VII Низам, Низам Осман Али Хан имел рост всего 5 футов. Он использовал это, чтобы выглядеть выше, особенно при встрече с иностранцами или в особых случаях.

Фески известен как Руми Топи, что означает «римский Cap» (в силу Османской империи рассматривается в качестве правопреемницы в Восточной Римской империи ). Его носят некоторые слои мусульманской аристократии Южной Азии. Это также был символ поддержки Османского халифата против Британской Индийской империи во время движения Халифат. Позже он стал ассоциироваться с некоторыми лидерами Мусульманской лиги, политической партии, которая в конечном итоге создала страну Пакистан. Ветеран пакистанского политика Навабзада Насрулла Хан был одним из немногих в Пакистане, кто носил феску до своей смерти в 2003 году.

В Шри-Ланке фески часто носили местные жители шри-ланкийских мавров- мусульман. Несмотря на снижение популярности фески, она по-прежнему используется в традиционных свадебных церемониях. Его по-прежнему носят последователи суфийского пути « Кадирийатун Набавийя ». Сонгкок, с другой стороны, носят местные шриланкийских малайцев.

Разновидность фески обычно носили в Приморье Юго-Восточной Азии с 19 века, когда она была представлена ​​мусульманами из Южной Азии. Этот вариант, известный как печи на индонезийском языке и сонгкок на малазийском, имеет черный цвет с более эллиптической формой и иногда украшен вышивкой. Филиппинские сорта, как правило, красочные и богато украшенные.

Использование по братским заказам

Многие братские ордена носят фески. Святых часто изображают в красной феске; головной убор стал официальным для Святых в 1872 году. Члены Международного Ордена Альгамбры носят белую феску. Члены Мистического Ордена Скрытых Пророков Зачарованного Царства носят черную феску. В Рыцари Питер Клавера носить голубую феску. Члены Древнего Мистического Ордена Самаритян носят фески разных цветов в зависимости от ранга. В Рыцарях Хорасана носить темно - синие фески. Члены Улучшенного Доброжелательного и Защитного Ордена Мировых Лосей носят фески разных цветов в зависимости от ранга. Лояльный Орден лоси второй степени тела «s, то Мус Легион, носить фиолетовые фески. В фильме Лорел и Харди « Сыны пустыни» члены вымышленного ордена с таким же названием носят фески, и, следовательно, также и те из Международного общества признательности Лорел и Харди, которое само названо в честь и смоделировано по образцу одного из них. фильм.

Объединенное Королевство

Британский комик Томми Купер использовал феску как часть своего комического акта, когда служил в Египте во время Второй мировой войны. Шляпа стала визитной карточкой Купера и иконой комедии 20-го века. Актер Доктора Кто Мэтт Смит носил феску, играя Одиннадцатого Доктора, что повторили другие Доктора в более поздних эпизодах.

Смотрите также
Библиография
  • Патрисия Бейкер, «Фес в Турции: символ модернизации?» Костюм 20 (1986): 72–85.
  • Дональд Кватерт, «Законы об одежде, государство и общество в Османской империи, 1720–1829 гг.» Международный журнал исследований Ближнего Востока 29, вып. 3 (1997): 403–425.
  • Уилсон Чако Джейкоб, «Разработка Египта: мужественность и формирование субъекта между колониальной современностью и национализмом», 1870–1940 »(докторская диссертация, Нью-Йоркский университет, 2005 г.), глава 6 (326–84).

использованная литература
внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Fezzes, на Викискладе?
Последняя правка сделана 2023-03-31 11:28:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте