Люди Харари

редактировать
Харари. ሐረሪ
Общая численность населения
около 200 000
Регионы со значительным населением
Языки
Харари
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
АфарАмхараАргоббаГурагеСахоСомалиСилтеТиграянеЗайКушиты народы

народ Харари (Харари : ጌይኡሱእ Геюсу, «Люди города») - этническая группа, населяющая Африканский Рог. Члены традиционно проживают в обнесенном стеной городе Харар, который в Харари называется просто Гей «Город», расположенный в регионе Харари восточной Эфиопии. Они говорят на языке харари, входящем в южноэфиопскую группу в рамках семитского подсемейства из афроазиатских языков.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Язык
  • 3 Религия
  • 4 Диаспора
  • 5 Известные харари
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
История
Женщина-харари в традиционной одежде.

Народ харла, вымерший афроазиатский народ, уроженец Харарге, считается предшественником народа Харари. Предки харари переселили Баб-эль-Мандеб, войдя в берега северного Сомали, создав семитоязычное население среди кушитских и неафразиатоязычных народов в некоторых странах. станет Хараром.

По прибытии араба Фагих Абадира, предполагаемого патриарха Харари в 10 веке, его встретил Харла, Гатури и племена аргобба. К тринадцатому веку Харарис входил в число администраторов султаната Ифат. Во время набегов императора Абиссинии Амды Сейона I на город Харари Гет (Гей), Харарис упоминается как Харлас. Во время войны между абиссинцами и адалем на территории Гураге обосновались некоторые ополченцы харари, сформировав народ Силте. Харарис когда-то представлял самую большую концентрацию земледельцев в Восточной Африке.

В шестнадцатом веке стены, построенные вокруг города Харара во время правления эмира Нур ибн Муджахид, помогли сохранить самобытность Харари. ассимилирован оромо. Колонии Харари в центре побережья и Харар также были ассимилированы сомалийцами, поставив Султанат Харар под принуждением. Харарис, заключенный в обнесенном стеной городе, стал последним остатком некогда большой этнической группы, населявшей этот регион. По словам Ульриха Браукемпера, харла-харари, скорее всего, действовали в регионе до исламского вторжения султаната Адаля в Эфиопию.

В шестнадцатом веке Оромос вторгся в регионы Сомали от северных областей Харгейсы до его южных частей, таких как Нижняя Джуба, включая Люди Харари. Харарис пришел в ярость, когда Мухаммад Джаса решил перенести столицу султаната Адаля из Харара в Ауссу в 1577 году в ответ на угрозы оромо. Менее чем через год после переезда Адал рухнет. Имамы Харари продолжали присутствовать в южном регионе Афар в имамате Ауссы, пока они не были свергнуты в восемнадцатом веке династией Мудаито, которая позже основал Султанат Аусса.

Среди ассимилированных народов были арабские мусульмане, прибывшие в начале исламского периода, а также Аргобба и другие мигранты, которые были привлечены к хорошо развитой культуре Харара. Статистика доказывает, что семитоязычный народ, родственный харари, мог населять участок земли между Каркааром горами, средним Авашем и Джиджигой. Миграции оромо фактически разделили этот предполагаемый этнолингвистический блок на острова озера Звей, территорию Гураге и Харар. После упадка господства султаната Адаля в этом районе, большое количество харари, в свою очередь, по сообщениям, было поглощено сообществом оромо. В период эмирата Харар Харарис послал миссионеров, чтобы обратить оромо в ислам. Поражение решающей битвы при Челенко ознаменовало конец независимости Харара в 1887 году. Харарис поддерживал назначенного, но некоронованного императора Эфиопии Иясу V и его предполагаемые усилия по превращению Харара в столицу африканской исламской империи. Однако Иясу был свергнут в 1916 году, и многие из его последователей Харари были заключены в тюрьму.

Дети Харари

Из-за серьезного нарушения прав Харари во время правления Абиссинии, Харарис предпринял несколько попыток разорвать связи с Эфиопией и объединить Харарге с Сомали, среди которых начало националистического движения Кулуб, которое было связано с Сомалийской лигой молодежи. Эти события привели к попыткам правительства Хайле Селассие насильственного перемещения на Харарис, чтобы сломать свой контроль над Хараром. Пословица Харар Оромо ссылается на этот случай: «В тот день Харари были изгнаны с земли». Бывший мэр Харара Берекет Селассие сообщил, что и амхара, и оромо относились к Харари с презрением. Свержение Хайле Селассие коммунистическим режимом Дерга мало что изменило для харари; они описывают это как «нечто большее, чем переход от сковороды к огню». Закон 1975 года о сельских районах лишил Харари прав на их сельскохозяйственные угодья, вынудив многих эмигрировать. Выжившие родственники харари членов движения Кулуб присоединятся к Сомалийским вооруженным силам ; а некоторые, получив звание высокопоставленных офицеров, участвовали в Огаденской войне, чтобы освободить территорию Харари / Сомали от эфиопского владычества. Харарис также участвовал в WSLF. После того, как эфиопы выиграли войну в Огадене, солдаты Дерга начали резню мирных жителей в районах Харари Аддис-Абебы за сотрудничество с сомалийцами. Сегодня в своем штате харари уступают по численности амхара и оромо. При администрации Мелеса Зенауи Харарис пользовался огромным уважением. Они снова получили контроль над своим регионом Харари и получили особые права, которые не предлагались другим группам в регионе. По словам академика Сары Воган, Национальное региональное государство народа Харари было создано, чтобы изменить исторически плохие отношения между Хараром и правительством Эфиопии.

Харарис, а также сомали Шихал и Хадия клан Халаба заявляют о своем происхождении от Абадира Умара ар-Рида, также известного как Фики Умар, который ведет свою родословную от первого халифа, Абу Бакр. Согласно исследователю Ричарду Фрэнсису Бертону, «Фики Умар» перешел с Аравийского полуострова на Африканский Рог за десять поколений до 1854 года, с его шестью сыновья: Умар Большой, Умар Меньший, два Абдиллаха, Ахмад и Сиддик. Согласно Харарису, они также состоят из семи подкланов Харла: Абогн, Адиш, Авари, Гидайя, Гатури, Харгая и Варгар. Харари ранее были известны как «Адере», хотя теперь этот термин считается унизительным.

Арси Оромо заявляют, что между их предками и предыдущими жителями Адере (Харари), которых они называют Хадия, имел место смешанный брак.. Кланы Хадия утверждают, что их предки были Харари, однако позже они попали под влияние Сидамы. Более того, Хабар Хабушид, подклан сомалийского племени Исаак в северной части Сомали, придерживается традиции, которая происходит от брака между харари и их предками.

Язык
подвеска Харари, хранящаяся в Музей естественной истории и этнографии в Кольмаре.

Люди харари говорят на языке харари, эфиосемитском языке, называемом Гей Ритма или Гей Синан («Язык город"). Он тесно связан с восточными языками гураге и похож на зай и сильте, все из которых связаны с семитизированными харла язык. В древнем Харари уже было много арабских заимствований, подтвержденных древними текстами. Считается, что в Заила песнях происхождения XIII века, популярных в Сомали, используется старый харари. В северных сомалийских диалектах используются заимствования харари. На современный язык харари больше влияет оромо, чем сомалийский, и присутствие арабского все еще присутствует. После завоевания Харара Египтом в девятнадцатом веке многочисленные заимствованные были дополнительно заимствованы из египетского арабского.

Гафат языка, ныне исчезнувшего, на Голубом Ниле. на диалект харари. Язык харари имеет некоторую форму корреляции с суахили и магрибским арабским.

. Язык харари исторически был написан с использованием арабского письма и символов, известных как «секретный шрифт харари». неизвестного происхождения. Совсем недавно, в 1990-х годах, он был переписан с помощью сценария геэз. Харари также обычно пишется на латыни за пределами Эфиопии.

Эфиопская перепись 1994 года показывает, что на харари было 21 757 человек. Около 20 000 из этих людей были сосредоточены за пределами Харара, в столице Эфиопии Аддис-Абеба.

Большинство харари говорят на амхарском и оромо, оба из которых также являются афро- Азиатские языки. Согласно переписи населения Эфиопии 1994 года, около 2351 человек являются моноязычными, говорящими только на харари.

Религия

Практически все харари - мусульмане. Самым ранним кабиром или учителем ислама в общине был Ав Софи Яхья, ученый-харари, который был современником арабского святого-покровителя Харара по имени шейх Абадир, и именно от него был основан первый коранический гей кораническая школа примерно в 10 км к югу от центра города. Преобладающее направление или самоидентификация, принятая народом харари, - это суннитский или неконфессиональный ислам.

диаспора

харари составляют менее 10% в их собственном городе из-за этнические чистки режимом Хайле Селассие. Тысячи харари были вынуждены покинуть Харар в 1940-х годах. Люди харари перемещались по всей Эфиопии, в основном в Аддис-Абебу и Дыре-Дава, создавая семьи и предприятия. Значительное население харари проживает в Джибути, Саудовской Аравии, Сомали и Йемене. Люди харари также распространились по всей Северной Америке, в основном в Вашингтон, округ Колумбия, Атланта, Торонто, Даллас, Лос-Анджелес. и Мемфис. Кроме того, меньшинство людей харари проживает в Европе в таких странах, как Германия, Швейцария, Австралия, Швеция и Великобритания.

Известный Харарис
См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:23:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте