Панихида ( греческий : μνημόσυνον, mnemósynon, «Мемориал», славянская : панихида, панихиды, от греческого παννυχίς, pannychis, « бдение », румынский : Парастас и сербский парастос, parastos, от греческого παράστασις, parástasis) является литургической службой торжественной для упокоения усопших в Восточной Православной и Византийской католической церквях.
В Восточной церкви различные молитвы за усопших имеют своей целью молиться об упокоении усопших, утешать живых и напоминать живым об их собственной смертности и краткости этой земной жизни. По этой причине, панихиды есть воздух раскаяния о них. Их обычно обслуживают чаще в течение четырех сезонов поста.
Если служба для отдельного человека, она часто проводится на могиле умершего. Если это общее поминовение всех умерших или если могила человека не находится поблизости, служба проводится в церкви перед специальной небольшой отдельно стоящей «памятной таблицей», к которой прикреплена стойка. распятие и с канделябром для верных поставить зажженные свечи.
Диакон (или, если нет дьякона, священник) качает кадилом почти всю службу, при этом все стоят с зажженными свечами. Ближе к концу службы, во время заключительного тропарей, все либо гаснут свечи, либо кладут их в подсвечник у памятного стола. Каждая свеча символизирует индивидуальную душу, которую каждый человек как бы держит в своей руке. Погашение (или отказ) свечи в конце службы символизирует тот факт, что каждому человеку придется отдать свою душу в конце своей жизни.
Служба состоит из псалмов, ектений (ектений), гимнов и молитв. По своему замыслу он следует общему порядку утрени и, по сути, представляет собой усеченную панихиду. Одними из наиболее примечательных частей службы являются Кондак усопших и заключительное пение « Вечной памяти » (славянский язык: Вечная Память).
Панихида чаще всего совершается в конце Божественной литургии ; однако его также можно отслужить после вечерни, утрени или как отдельную службу. Если богослужение проводится отдельно, проводятся чтения из посланий Павла и Евангелий, которые назначаются по дням недели; однако никакие чтения не назначаются на воскресенье, потому что воскресенье должно подчеркивать воскресение Христа, а не умерших.
Для поминальной службы часто готовят коливу (ритуальную пищу из вареной пшеницы ), которую ставят перед поминальным столом или иконой Христа. После этого священник освящает его и окропляет святой водой. Затем коливу относят в трапезную и подают всем, кто присутствовал на службе.
После смерти православного христианина священник произносит особые «Молитвы об уходе души». Затем семья или друзья усопшего омоют и оденут тело, и оно будет помещено в шкатулку, после чего будет проведена специальная расширенная поминальная служба, называемая Первая панихида, после чего начинается чтение Псалтири, которое продолжается без перерыва до похорон.
Традиционно, помимо богослужения в день смерти, поминальная служба совершается по просьбе родственников умершего в следующих случаях:
Он также подается в многочисленные субботы души в течение года. В эти дни не только совершается панихида, но и совершаются особые проповеди на вечерне, утрене и Божественной литургии. В эти дни общих памятных дат:
Запрещено празднование поминальных служб с Великого четверга до Светлой недели и по воскресеньям в течение года.
Очень сокращенная форма панихиды называется Лить (или Liti или лития), от греческого λιτὴ τελετή, LITE teletē, то есть простая церемонии или λιτὸν μνημόσυνον, Liton mnēmosynon, то есть простой mnemosynon; он состоит только из заключительной части регулярной поминальной службы. Это часто отмечается в притворе церкви в обычные будние дни (то есть, когда нет более высокого праздника ), особенно во время Великого поста.
Румынский фильм 2016 года Sieranevada показывает параста в квартире в Бухаресте с документальной точностью. Пока приезжает священник, семья спорит по нескольким вопросам. Наконец прибывают священник и его помощники, они поют и благословляют дом и еду, которую раздают в виде милостыни. Валашский ритуал с участием костюма также элемент сюжета.