Раскол Москва-Константинополь 1996 г. - 1996 Moscow–Constantinople schism

редактировать
Раскол между Восточными Православными Церквами Московского Патриархата и Вселенского Патриархата, начавшийся 23 февраля 1996 г. и завершившийся 16 Май 1996 г.

Вензель Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Эмблема Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея I
1996 г. Раскол Москва-Константинополь
Дата23 февраля 1996 г. - 16 мая 1996 г.
ТипХристианский раскол
ПричинаРешение Вселенского Патриархата о восстановлении Эстонской Апостольской Православной Церкви как их автономная церковь
УчастникиОсновная:. Вселенский Патриархат,. Русская Православная Церковь.. Малая:. Эстонская Апостольская Православная Церковь,. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата
Результат1. Русская Православная Церковь разорвала полное общение с Вселенским Патриархатом г менее трех месяцев. 2. Сохранение напряженности между EAOC и EOCMP после окончания раскола

В 1996 г. произошел раскол между Москвой и Константинополем ; этот раскол начался 23 февраля 1996 г., когда Русская Православная Церковь разорвала полное общение с Вселенским Патриархатом Константинополя, и закончился 16 мая 1996 г., когда русская Православная Церковь и Вселенский Патриархат достигли соглашения.

Это отлучение Русской Православной Церковью было осуществлено в ответ на решение синода Вселенского Патриархата о восстановить православную церковь в Эстонии под канонической юрисдикцией Вселенского Патриархата в качестве автономной церкви 20 февраля 1996 г. Этот раскол имеет сходство с расколом Москвы и Константинополя в октябре 2018 г..

8 ноября 2000 г. в официальном заявлении Русская Православная Церковь охарактеризовала этот раскол как "трагическую ситуацию февраля-мая 1996 г., когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Церквей Константинополя и России, которые Мы во всем мире находились в тесном духовном контакте, были лишены общего евхаристического общения за единой Чашей Христа ».

Содержание
  • 1 Краткая справка
    • 1.1 Автономия Эстонской Апостольской Православной Церковь
    • 1.2 Томос Вселенского Патриархата 1923 года
    • 1.3 Изгнание Православной митрополии Эстонии и прекращение действия томоса 1978 года
    • 1.4 Постсоветский период
  • 2 История раскола
    • 2.1 20 февраля 1996 года решение Вселенского Патриархата
    • 2.2 Отлучение Вселенского Патриархата Русской Православной Церковью
    • 2.3 Переговоры между Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью
    • 2.4 Соглашение и постановления
    • 2.5 Назначение Таллиннского митрополита и Всей Эстонии Вселенским Патриархатом
  • 3 Последствия
    • 3.1 Постоянная напряженность
    • 3.2 2018 Москва-Константинопольский раскол
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Краткая справка
Па триарх Тихон Московский

Автономия Эстонской Апостольской Православной Церкви

Патриарх Русской Православной Церкви св. Тихон, признанный в 1920 году Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ) автономный (Постановление № 1780) под юрисдикцией Московского Патриархата, отложив обсуждение автокефалии ЕАПЦ. "После ареста Патриарха Тихона советским правительством контакты между ним и автономной Эстонской Православной Церковью были прерваны. Вследствие этого автономная Эстонская Православная Церковь, которая хотела утвердить свою церковную независимость, решила добиваться более полного и окончательного канонического признания патриарха. Константинополя ».

Патриарх Константинопольский Мелетий IV (1923)

Томос Вселенского Патриархата 1923 года

С независимостью Эстонии и гонениями на Русскую Православную Церковь, митрополит [и ] просил Вселенский Патриархат передать его церковь (Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)) в юрисдикцию Вселенского Патриархат. 7 июля 1923 года Константинопольский Патриарх Мелетий IV издал томос, признающий Эстонскую Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата с автономным статусом (Томос 3348). Этот томос «учредил при Вселенском патриархате Автономную православную апостольскую церковь Эстонии, известную как« Православная митрополия Эстонии »». «Некоторые православные русские в Эстонии решили остаться под юрисдикцией Московского патриархата. Русская Православная Церковь считает, что «Константинопольский Патриарх Мелетий IV воспользовался тяжелым положением Православной Церкви в России и незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии и преобразовал Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонская Митрополия Константинопольского Патриархата."

Изгнание Православной Митрополии Эстонии и прекращение действия томоса в 1978 году

Флаг Эстонской Советской Социалистической Республики

В 1940 Советский Союз аннексирован Эстония. После 1944 года [и ] из EAOC отправились в ссылку в Стокгольм, Швеция, с 23 членами своего духовенства и 7000 (или 8000) верующих. Стокгольмская церковь осталась при Вселенском Патриархате и обслуживала около 10 000 эстонских православных, сосланных в разные страны. После смерти митрополита Александра в 1953 году Вселенский Патриархат освятил d новый эстонский православный епископ, епископ [ru ], для надзора за Эстонской церковью, базирующейся в Стокгольме. После смерти Вялбе в 1961 году его эстонские приходы были переданы местным епископам Вселенского патриархата.

Православная церковь, оставшаяся в Эстонии, была включена в Русскую Православную Церковь после Советская аннексия Эстонии. 10 декабря 1944 г. синод Московского Патриархата издал Указ, который положил конец деятельности Эстонской Православной Церкви и учредил на его месте Таллиннскую и Эстонскую епархию. Этот роспуск фактически произошел 9 марта 1945 года. Эстонская Апостольская Православная Церковь позже заявила, что считает, что «автономия Эстонской Православной Церкви, предоставленная в 1923 году Вселенским Патриархом Мелетием, была упразднена. 9 марта 1945 г. силой, в одностороннем порядке без соблюдения канонического порядка и без уведомления об этом Вселенского Патриарха и без его согласия ».

В письме, направленном тогдашнему Патриарху Московскому Алексию II 24 февраля 1996 г. Вселенский Патриарх Варфоломей писал, что «Патриархат России в те годы вторгался в страны, находящиеся под духовной юрисдикцией Вселенского Патриархата, а именно Эстонию, Венгрию и другие страны, всегда через мощь Советской армии. Русская Церковь в то время не испрашивала мнения Вселенского Патриархата и не проявляла к нему никакого уважения. Присоединение Эстонской Православной Церкви к Святейшей Церкви Ру ssia произошло произвольно и неканонично. И несомненно, что события, которые неканоничны в определенное время, никогда не благословляются, никогда не рассматриваются как эффективные и никогда не устанавливают приоритета ».

13 апреля 1978 г. по просьбе Русской Православной Церкви. Вселенский Патриархат деактивировал Томос 1923 года, в соответствии с которым была учреждена автономная Эстонская Апостольская Православная Церковь в составе Вселенского Патриархата. Вселенский Патриарх Варфоломей объяснил в 1996 году, что это было "[d] ue существующим тогда политическим условиям и по настойчивой просьбе Патриарха Москвы »и« в силу обстоятельств того времени », а также« ради налаженных отношений с Московским Патриархатом, в то время Эстония все еще составляла часть тогдашнего Советского Союза » Вселенский Патриарх объявил томос «недействующим, но не недействительным»: «Из-за демографических сдвигов русские составляли большинство православного населения Эстонии к концу советской власти».

Постсоветский период

Эстонский флаг после падения коммунистического режима в Эстонии

После падения Советского Союза и восстановление независимости Эстонии в 1991 году, спор развился между православным сообществом между теми, кто хотел оставаться связанными с Московским патриархатом, и теми, кто хотел воссоздать автономную православную церковь под экуменическим патриархатом. Длительные переговоры между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом не привели к соглашению.

«В 1991 году, после отделения Эстонии от Советского Союза, суверенитет Эстонской Республики был восстановлен. В то время Правящим епископом в Эстонии был Корнелиус (Якобс). Он вел переговоры с правительством по ряду неотложных внутрицерковных вопросов, которые не могли быть решены без государственной поддержки. 11 августа 1993 года вместо регистрации представители Русского Православного Синода, Государственного департамента по делам религий Эстонии зарегистрировали представителей «Синода Эстонской Православной Церкви в изгнании» как единственного правопреемника Автономной Эстонской Апостольской Церкви. Эта регистрация имела политическое и социальное значение, поскольку сделал «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании» единственным владельцем всей церковной недвижимой собственности в Эстонии. d) судебное разбирательство в защиту своей правовой и канонической позиции в стране [аргументируя (?)], что «Синод в изгнании» не имел ни епископальной структуры, ни административного офиса в Эстонии, как того требует эстонское законодательство. В 1994 году к этому добавилось еще одно неожиданное событие. В петиции, подписанной представителями 54 из 83 православных приходов в Эстонии, содержится формальная просьба присоединиться к юрисдикции Вселенского патриархата. 54 прихода представляли большинство православных в стране и включали как эстоноязычные, так и русскоязычные общины. Год спустя серия переговоров между Вселенским Патриархатом и Русским Православным Патриархатом не привела к решению ».« 25 мая 1995 года Патриарх Константинопольский Варфоломей, находясь в Финляндии, обратился к православным верующим в Эстонии с радиовещанием. который он призвал их «как можно скорее возродить Эстонскую Автономную Православную Церковь в прямом общении со Вселенским Патриархатом».

«3 января 1996 года делегация Русской Православной Церкви посетила Вселенский Патриархат в Стамбул для двусторонних переговоров о разделении между православными в Эстонии. Никакого соглашения достигнуто не было, но стороны договорились о продолжении переговоров в Москве 2 февраля того же года "

" 4 января 1996 года Вселенский Патриарх направил пастырское письмо «Православным. общины в Эстонии », в котором он выразил желание« возродить »Автономную Эстонскую Апостольскую Церковь на основании Фолианта (или решения) Вселенского Патриарха от 1923 года. В письме выражалась надежда объединить всех в одну церковь с отдельная епархия для русскоязычных приходов. 16 января 1996 года делегация Вселенского Патриархата, в которую входили один финский православный епископ и один священник, посетила Эстонию в попытке найти жизнеспособное решение. Они встретились с представителями Московского Патриархата и государственной власти Эстонии, в том числе с премьер-министром Тийтом Вяхи и президентом Леннартом Мери. После встречи были сделаны заявления о том, что Вселенский Патриархат примет эстонских православных верующих под свою юрисдикцию, но также согласится с разделением православной общины в Эстонии на две части и их принадлежностью к двум юрисдикциям ».

История раскола

Решение Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 г.

Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей I

от 20 февраля 1996 г., заявив, что это было "по настойчивой просьбе Эстонское правительство и подавляющее большинство эстонских православных приходов, которые просили их снова поставить под эгиду Вселенского патриархата, «Вселенский патриархат принял решение восстановить православную церковь в Эстонии под канонической юрисдикцией Вселенского патриархата. как автономная церковь путем повторной активации томоса 1923 года, который был издан Вселенским патриархом Мелетием IV.

22 февраля 1996 года Вселенский Патриархат официально объявил о своем решении возобновить действие Томоса 1923 года и воссоздать Автономную Эстонскую Апостольскую Церковь. Это было сделано на основании продолжающегося существования ЕАПЦ в изгнании в Швеции.

24 февраля 1996 года делегация Вселенского Патриархата во главе с митрополитом Халкидонским Иоакимом сослужила Божественная литургия с эстонским духовенством и в присутствии архиепископа Финляндского Иоанна в церкви Преображения Господня в Таллинне. Этот акт ознаменовал возрождение Автономной Эстонской Апостольской церкви. В тот же день Главный секретариат Синода Вселенского Патриархата выпустил официальное коммюнике. В этом коммюнике было объявлено, что архиепископ Карельский Иоанн, предстоятель Финской Православной Церкви, был назначен locum tenens Автономной Эстонской Апостольской Церкви..

Патриарх Московский Алексий II (1929–2008)

Отлучение Вселенского Патриархата Русской Православной Церковью

23 февраля 1996 года Русская Православная Церковь приняла решение провозгласить Вселенского Патриарха и Эстонская Апостольская Православная Церковь «раскольническая», «приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом... и опустить имя Константинопольского Патриарха в диптихе Предстоятели Поместных Православных Церквей ".

На следующий день, 24 февраля, в оправдание решения Вселенского Патриархата, принятого 20 февраля 1996 года, Вселенский Патриархат выпустил коммюнике, а Вселенский Патриарх Варфоломей направил письмо Патриарху Московскому Алексию II.

Переговоры между Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью

3 и 22 апреля 1996 г. Совместная комиссия Константинопольского и Московского Патриархатов собралась в Цюрихе для обсуждения ситуация. 4 марта глава ОВЦС митрополит Кирилл заявил, что передача ЕАПЦ под юрисдикцию Вселенского патриархата «канонически незаконна» и что РПЦ готова вести переговоры с Вселенским патриархатом по вопросу выпуск.

Соглашение и резолюции

16 мая 1996 г. было достигнуто соглашение и установилось общение между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом был восстановлен.

Обе стороны согласились:

1. "позволить православным христианам в Эстонии свободно решать, ккакой церковной юрисдикции они хотят принадлежать" 2. [Что] Константинопольский Патриархат [соглашается] [д] приостановить на 4 месяца свое решение от 20 февраля 1996 г. об учреждении Автономная церковь в юрисдикции Константинополя на территории Эстонии и обязалась вместе с Московским Патриархатом «сотрудничать в деле представления своих позиций правительству Эстонии с целью, чтобы все православные христиане имели равные права, включая право на property '. "

Это соглашение де-факто привело к существованию двух православных церквей на территории Эстонии: Эстонская православная церковь Московского патриархата и Эстонская апостольская православная церковь. Этим соглашением и EAOC, и ROC согласились терпеть друг друга «по крайней мере временно». После этого решения в Эстонии 54 прихода входили в состав ЕАПЦ, 29 - в состав РПЦ.

В сентябре 1996 г. было решено продлить еще на три месяца мораторий на решение Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 г. активировать его томос. Другие последующие встречи между Константинопольской Церковью и Русской Православной Церковью проводились с целью достижения окончательного соглашения, но без особых результатов. 1 сентября 2000 года Вселенский Патриарх Варфоломей заявил, что он рассматривает решение от 16 мая 1996 года как «решение, допускающее существование двух параллельных юрисдикций в Эстонии», в то время как Русская Православная Церковь официально заявила об этом полностью. не согласился с такой интерпретацией решения Вселенского Патриарха и посчитал, что Эстония находится под канонической юрисдикцией Московского Патриархата и что «православные общины на территории Эстонии были частью Русской Православной Церкви на протяжении семи веков».

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан

Назначение митрополита Таллинского и всея Эстонии Вселенским Патриархатом

9 марта 1999 г. в Таллинне состоялся съезд Эстонской Апостольской Православной Церкви принять во внимание тот факт, что в церкви еще не было предстоятеля. На съезде присутствовали также представители Константинопольского Патриархата. Конгресс решил просить Патриархат назначить предстоятелем епископа Стефана (вспомогательного епископа [fr ]). 13 марта 1999 г. Синод Константинопольского Патриархата принял просьбу и избрал Стефана [и ]. Объявляя об этом решении, Патриарх Варфоломей просил Русскую Православную Церковь признать митрополита Стефана «каноническим и юридическим первоиерархом Эстонской Православной Церкви». Русская Православная Церковь, «безусловно считая Эстонский регион автономной частью исторической канонической территории Московского Патриархата», отказалась признать статус митрополита Стефана, предоставленный ему Вселенским Патриархатом.

21 марта 1999 г. Епископ Стефан был возведен на престол Митрополита Таллинского и всея Эстонии в церкви Преображения Господня в Таллинне. После этого Стефанос начал подготовку к Общему собранию Церкви. Общее собрание состоялось 21 июня 1999 г., и на нем были избраны церковные органы Синод и Ревизионная комиссия. Кроме того, митрополит Стефан объявил имена генеральных викариев и его секретариата. В январе 2009 года Эстонская Православная Церковь учредила синодальную структуру с рукоположениями двух епископов: епископа Тарту, [и ] и епископа Пярну - Сааремаа, [et ].

Последствия

Непрерывная напряженность

После заключения Цюрихского соглашения напряженность между Эстонской Апостольской Православной Церковью продолжалась и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата.

Митрополит Стефанос заявлял в 1999 и 2002 годах, что в Эстонии может быть только одна поместная православная церковь, но он не возражает против того, чтобы Московский Патриархат превратил Эстонскую Православную Церковь в Москву. Патриархат в епархию Русской Православной Церкви в Эстонии. По мнению Эстонской Апостольской Православной Церкви, соглашения, подписанные в Цюрихе, могли стать основой, которая «могла бы начать конструктивное общее будущее» между двумя поместными церквями Эстонии (Эстонской Апостольской Православной Церковью и

Последняя правка сделана 2021-07-16 04:36:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте