Раскол Москва-Константинополь 2018 - 2018 Moscow–Constantinople schism

редактировать
Продолжающийся раскол между Восточно-православными патриархатами Москвы и Константинополя

Эмблема Патриарха Варфоломея I Монограмма Патриарха Московского Кирилла Гербы обоих предстоятелей соответствующих Церквей (Вселенский Патриархат, Русская Православная Церковь), когда произошел раскол
2018 г. Раскол Москва-Константинополь
Дата15 октября 2018 г. - настоящее время
Также известен какправославный раскол, православный церковный раскол
ТипХристианский раскол
ПричинаРешение Вселенского Патриархату ( 11 октября 2018 г.) по:. 1. предоставить Украине автокефалию в будущем. 2. восстановить ставропигию (церковный орган, подчиненный только Вселенскому Патриарху) в Киеве, Украина. 3. отозвать "грамоту" (разрешение) от 1686 г., уполномочившего Московского Патриарха рукоположить Киевского митрополита. 4. отменить отлучения, которые коснулись духовенства и верующих двух непризнанных украинских восточно-православных церквей (УАПЦ и УПЦ )
УчастникиПервичный . Вселенский Патриархат. Русская Православная Церковь.. Вторичная . УПЦ КП. УАПЦ. ПЦУ. УПЦ МП
РезультатНарушение полного общения с Вселенский Патриархат Русской Православной ЦерковьюРПЦЗ )... Создание автокефальной Православной Церкви Украины Вселенским Патриархатом... Создание PEWE и PESEA Русской Православной Церковью... Признание автокефалии ПЦУ Церковью Греция, Греческий Православный Патриархат Александрии и Кипрская Церковь... Разрыв евхаристического общения с архиепископом Афин Иеронимом II и Патриархом Феодора II Александрийского от Русской Православной Церкви.

e Раскол Москва-Константинополь, также извест ный как православный раскол или православный церковный раскол, представляет собой раскол, начавшийся 15 октября 2018 г. когда Русская Православная Церковь (порядке РПЦ, также известная как Московский Патриархат) в одностороннем разорвала полное общение с Вселенским Патриархатом Константинополя.

Решение было принято в ответ на решение Священного Синода Вселенского Патриархата Константинополя от 11 октября 2018 года, подтверждающее его намерения предоставить автокефалию (независимость) Восточной Православной церкви в Украине в будущем. В решении также указывалось, что Свенный Синод незамедлительно: восстановит ставропигию в Киеве, то есть церковный орган, подчиненный непосредственно Вселенскому Патриарху ; отозвать "Распоряжение" (разрешение) 1686 года, которое разрешало Патриарху Московскому рукоположить Киевского митрополита ; и отменить отлучение, которое коснулось духовенства и верующих двух непризнанных украинских восточно-православных церквей. Эти две непризнанные церкви, Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП), конкурировали с Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) (УПЦ МП) и считались «раскольниками» (незаконно обособленными) Правовыми Патриархатом, а также другими восточными церквами.

Решением от 15 октября 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви запретил всем членам Московского Патриархата (как духовенство, так и мирян ) от участия в причастии, крещении и браке в любой церкви, контролируемой Вселенским Патриархатом. Перед этим, в ответ на назначение двух экзархов Вселенского Патриархата в Украине, Священный Синод Московского Патриархата 14 сентября 2018 г. принять решение прекратить участие в любых епископских собраниях, богословских дискуссиях., многосторонние комиссии и любые другие структуры, используемые или сопредседатели представленных Вселенского Патриархата.

Раскол является частью более широкого политического конфликта, связанного с аннексией Крыма в 2014 году и военное вмешательство в Украину также, желание Украины присоединиться к Европейскому Союзу и НАТО. Этот раскол напоминает раскол между Москвой и Константинополем 1996 года из-за канонической юрисдикции над Эстонией, который, однако, разрешился менее чем через три месяца.

21 октября 2019 года. Архиепископ Афинский Иероним II, примас Церкви Греции, отправил мирное письмо Епифанию, предстоятелю Православной Церкви Украины (ПЦУ, образованное объединение УПЦ КП, УАПЦ и части УПЦ МП 15 декабря 2018 г.). Это решение поддержала вся иерархия (епископы) Греческой Церкви, за вычетом 7 митрополитов. Это решение означало, что Церковь Греции признала ПЦУ. РПЦ ранее объявил, что разорвет общение с любым иерархом иерархом Греческой Церкви, в общение с любым иерархом ПЦУ. В воскресенье, 3 ноября 2019 года, Патриарх Московский Кирилл не представнул предстоятеля Греческой Церкви в литургии, удалив его из диптиха. 26 декабря РПЦ прервала евхаристическое общение с Патриархом Александрийским и перестала поминать его, так как месяцем ранее он признал ПЦУ.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 История восточного православия в Украине
    • 1.2 Постхолодная война, претензии Вселенского Патриархата и Русского мира
      • 1.2.1 Претензии Вселенского Патриархата
      • 1.2.2 Русский мир
    • 1.3 Раскол в Эстонии в 1996 г.
  • 2 сентября 2018 г.: «Ответные меры» Русского православного синода и их последствия
  • 3 Автокефалия Восточной Православной церкви в Украине
  • 4 Разрыв общения с другими Автокефальные Православные Церкви от Русской Православной Церкви
    • 4.1 Разрыв общения с Вселенским Патриархатом
    • 4.2 Разрыв общения с Архиепископом Афинским
    • 4.3 Разрыв общения с Патриархом Александрийским
  • 5 Далее эскалация
    • 5.1 Русские священники в Турции
    • 5.2 Роспуск AROCWE
    • 5.3 Создание PEWE и PESEA
    • 5.4 Дальнейшие протесты со стороны Китайской Республики
    • 5.5 Отсутствие поминовения всех других приматов Патриархом Кирилл
  • 6 Реакции
    • 6.1 Международное сообщество
    • 6.2 Реакции православных церквей
  • 7 Канонические вопросы
    • 7.1 Заявления Вселенского Патриархата
    • 7.2 Аргументы против требований Вселенского Патриархата
    • 7.3 Возможность проведения всеправославного синаксиса по вопросу об Украине
      • 7.3. 1 Предложение Иерусалимского Патриарха
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Библиография
  • 11 литература

Предпосылки

История восточного православия в Украине

Киевская Русь в XI веке

После крещения Руси эти земли находились под властью Киевского митрополита. Из 24 митрополитов, занимавших престол до монгольского нашествия, только двое митрополитов местного происхождения, а другими - греками. Обычно они назначались Константинополем, а не епископами их епархий, как это должно быть сделано по канону. После монгольского нашествия южная часть Руси была сильно опустошена, а распад Киевской Руси ускорился. Митрополит Кирилл III, правивший на престоле 30 лет, почти все время провел на землях Владимиро-Суздальской Руси и только дважды побывал в Киеве, хотя раньше приезжал из Галиции и был назначен на должность митрополита князем Даниилом Галицким. После нового набега монголов в 1299 г. митрополит Максим окончательно перебрался во Владимир на север и даже не оставил после себя епископа. В 1303 г. была создана новая кафедра для юго-западной Руси в Галиции, и новый митрополит был освящен Константинополем, но его существование прекратилось в 1355 г. после Галицко-Волынских войн. В 1325 г. митрополит Петр переехал в Москву, что во многом способствовало возвышению Великого княжества Московского постепенно завоевало другие русские княжества на северо-востоке бывшей Киевской Руси. Другая часть Киевской Руси постепенно перешла под власть Великого княжества Литовского и Королевства Польского, которые вступили в соперничество с Москвой. В частности, великие князья литовские искали в Константинополе отдельного митрополита для православных, проживавших на их землях. Хотя Митрополит в Москве продолжал титул «Митрополит Киевский и всея Руси», он не мог управлять православными за пределами Великого княжества Московского. Константинополь соглашался создать отдельные решения митрополит для Литвы, но эти решения не были постоянными, так как Константинополь был склонен поддерживать единую церковную власть на землях бывшей Киевской Руси.

В 1439 г. Константинополь вступил в союз с Римско-католической церковью. В Москве это решение было категорически отклонено, и митрополит Исидор, хиротонизированный Константинополем, был обвинен в ереси, заключен в тюрьму, а изгнан. В 1448 году собор северо-восточного русского духовенства в Москве по повелению князя Василия II Московского избрал Иону митрополитом Киевским и всея Руси без согласия Константинопольского Патриарха. В 1469 Патриарх Дионисий I заявил, что Константинополь не признает ни одного рукоположенного митрополита без его благословения. Между тем, Киевская митрополия (де-факто в Новогрудке ) оставалась под юрисдикцией Вселенского Патриарха Константинополя. Де-факто независимость Москвы от Константинополя оставалась непризнанной до 1589 года, когда Константинопольский патриарх Иеремия II одобрил создание нового, пятого православного патриархата в Москве. Это решение было окончательно подтверждено четырьмя старшими Патриархами в 1593 году.

Патриарх Московский стал главой «всей Руси и Северных стран», а Чернигов (сейчас в Украине) была одна из его епархий. Однако он не имел власти среди православных епископов Речи Посполитой, остававшихся под властью Константинополя. В то же время православные иерархи этих земель склонны к унии с Римом, несмотря на сопротивление их приходов, которые образовали православные братства (или братства), чтобы сохранить свою идентичность. По пути из Москвы Иеремия II посетил земли современной Украины и совершил беспрецедентный поступок, предоставив Ставропегию (прямое подчинение Патриарху) многим православным братствам. Это вызвало гнев местных епископов, и вскоре была провозглашена Брестская уния, которая поддерживала большинство православных епископов Речи Посполитой, в том числе митрополит Михаил Рогоза. Официально православная (но не восточно-католическая ) митрополия Киев в составе Речи Посполитой ликвидирована и воссоздана только в 1620 году в воссозданной сосуществовании с униатской митрополией. Это привело к острым конфликтам и многочисленным восстаниям, завершившимся восстанием Хмельницкого.

. В 1654 году Россия вступила в войну с Речью Посполитой ; он быстро занял на время земли нынешней Белоруссии и получил некоторую власть над Гетманщиной в соответствии с Переяславским соглашением (1654 г.). Официальный титул Патриарха Московского Никона - «Патриарх Московский и всея Великого, Малый и Белорусский ». Однако митрополит Киевский Сильвестр Косов сумел отстоять свою независимость от Московского Патриархата. Московское правительство, нуждавшееся в поддержке православного духовенства, отложило решение этого вопроса.

В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV утвердил нового митрополита Киевского Гедеона. Четвертинский, который будет рукоположен Московским Патриархатом и таким образом передаст, хотя и с определенными оговорками, часть Киевской церковной губернии в юрисдикции Московского Патриархата (Русской Православной Церкви).

В 1924 году Томос (указ) Вселенского Патриархата о предоставлении независимости Москвы Польской Православной Церкви, предыдущая передача Киевской Церкви под юрисдикцией (в 1685–1686) был объявлен неканоническим органом под юрисдикции. Кроме того, в указе указывалось, что условия синодального «Акта» 1686 г., в котором указывалось, что Русская Православная Церковь должна хиротонизировать только Киевского митрополита, никогда не соблюдались Московским Патриархатом.

Пост-холодная война, претензии Вселенского патриархата и Русского мира

Историческое соперничество между Вселенским патриархатом и Русской православной церковью усилилось после холодной войны. Действительно, после холодной войны Москва и Константинополь превратились в «два центра православной власти».

Претензии Вселенского патриархата

Константинопольский патриархат утверждает, что:

1. [Вселенский] Патриарх имел право повредить суд последней инстанции по любому делу из любой точки православного мира.

2. [Вселенский] Патриарх имеет исключительное право созывать других Патриархов и глав автфальных церквей на совместное собрание всех их.

3. [Вселенский] Патриарх имеет юрисдикцию, церковную власть над православнымиами, которые находятся за пределами территории поместных Православных Церквей, так называемой диаспоры.

4. Никакая новая «Автокефальная » Церковь не может быть без согласия Константинопольского Патриарха; это должно быть выражать консенсус поместных Православных Церквей.

Русский мир

Русский мир - идеология, продвигаемая многими в игре Русской Православной. "Эта идеология, придуманная реакция на потерю России контроля над Украиной и Беларусью после распада Советского Союза, направлена ​​на утверждение духовного и культурного единства народов, происходящих из Киевской Руси, предположительно под руководством России ». Патриарх Московский Кирилл также разделяет эту идеологию; для Русской Православной Церкви мир также является« духовным понятием, напоминанием о том, что через <33 »>крещение Руси Бог освятил этих людей для строительства Святой Руси."

на 31 января 2019 года Патриарх Московский Кирилл заявил относительно религиозных отношений между Русской Православной Церковью и Украиной Мы называем Киев «матерью всех городов русских». Иерусалим для многих. Русское Православие: «Украина не находится на периферии нашей церкви. началось там, поэтому мы ни при каких обстоятельствах не м ожем отказаться от этой исторической и духовной связи. Все единство нашей Поместной Церкви основано на этих духовных связях. "

1996 г. раскол над Эстонией

Раскол между Москвой и Константинополем 1996 г. начался 23 февраля 1996 г. когда Русская Православная Церковь разорвала полное общение с Вселенским Патриархатом Константинополя, и закончилось 16 мая 1996 года, когда Русская Православная Церковь и Вселенский Патриархат достигли Соглашение об установлении параллельных юрисдикций было принято в ответ на решение Вселенского Патриархата от 20 февраля 1996 года. восстановить автономную православную церковь в Эстонии под юрисдикцией Вселенского Патриархата.

Раскол 1996 года имеет сходство с раскол октября 2018 года: оба раскола были вызваны спором между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом относительно канонической юрисдикции над территорией Восточной Европы, перед которой Русская Православная Церковь утверждал, что обладает исключительной канонической юрисдикцией, поскольку такая юрисдикция территория являлась частью бывшего Советского Союза, который после его распада стал независимым государством (Украина в 2018 году, Эстония в 1996 году). Разрыв причастия в 1996 г. был осуществлен Москвой в одностороннем порядке, как и в 2018 г.

Сентябрь 2018 г.: «Ответные меры» Русского православного синода и последствия

14 сентября 2018 г. в ответ на назначение двух экзархов (заместителей Вселенского Патриарха) на Украине, [ru ] и Илариона (Рудника), и в ответ на планы Вселенского Патриархата предоставить автокефальный статус Восточной Православной церкви в Украине, Священный Синод Русской Православной Церкви провел внеочередное заседание для принятия «ответных мер» и постановил:

  1. Приостановить литургическое молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея.
  2. Приостановить сосуществование с иерархами Константинопольского Патриархата.
  3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископальных Собраниях, богословские диалоги, многосторонние комиссии и другие структуры под председательством или сопредседательством от представителей Константинопольского Патриархата.
  4. Принять заявление Священного Синода относительно неканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине.

В тот же день было выпущено заявление с разъяснением ситуации и санкций принято в знак протеста против поведения Вселенского Патриарха.

В тот же день митрополит Иларион разъяснил ситуацию в интервью, заявив, что это решение не является разрывом евхаристического общения и не касается миряне, но тем не менее добавили:

Но мы отказываемся сослужить с иерархами Константинопольского Патриархата, так как они каждый раз упоминают имя своего Патриарха во время литургии, а мы ее приостановили. [...]

Мы, конечно, не думаем, что все это окончательно закроет дверь для диалога, но наше сегодняшнее решение является сигналом Константинопольскому Патриархату, что если действия подобного рода продолжатся, нам придется полностью разорвать евхаристическое общение. [...]

[A] после разрыва евхаристического общения по крайней мере половина этого 300-миллионного населения больше не будет признавать его даже первым среди равных.

23 сентября 2018 года Патриарх Варфоломей во время Божественной литургии, которую он совершал в православном храме Святого Фока, заявил, что он «послал сообщение о том, что Украина получит автокефалию в ближайшее время, поскольку имеет право на it »

30 сентября 2018 г. в интервью газете« Известия Daily », опубликованном на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [ru ], прокомментировал митрополит Иларион : «Русской церкви не нужно бояться изоляции. Если Константинополь продолжит свои антиканонические действия, он выйдет за пределы канонического пространства, вне понимания церковного порядка, который отличает Православную Церковь».

О 2 октября Патриарх РПЦ Кирилл направил письмо всем автокефам. православные церкви просить их провести «всеправославную дискуссию» по вопросу об автокефалии Украины.

5 октября митрополит Павел, глава Белорусская православная церковь (экзархат Русской православной церкви) объявила, что 15 октября в Минске состоится заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Он сообщил, что «ситуация с Православной церковью в Украине будет в повестке дня встречи». Об этой встрече было объявлено ранее, 7 января 2018 г., и в то время она "скорее всего должна была состояться в середине октября".

9 октября митрополит Иларион, председатель Департамента Внешние церковные связи Русской православной церкви предупреждали, что «если проект украинскойавтфалии будет реализован, это будет означать трагический и, возможно, безвозвратный раскол всего Православия ». Он добавил, что

игнорирование священных канонов потрясает всю церковную систему организма. Раскольники в других Поместных Церквях прекрасно понимают, что если украинским раскольникам будет предоставлена ​​автокефалия, то такой сценарий можно повторить где угодно. Поэтому мы заявляем, что автокефалия в Украине будет не «исцелением раскола», его легализацией и поощрением.

Автокефалия Восточной Православной церкви в Украине

11 октября 2018 г. Синод Вселенского Патриархата объявил, что предоставит автокефалию «Церкви Украины» в будущем. В том же решении. церквей (УПЦ КП и УАПЦ ). Эти две церкви, УПЦ КП и УАПЦ, конкурировали с Украинской Православной Церковью (Московский Патриархат) (УПЦ- МП) и считались « раскольниками »(незаконно обособленными группами) Московским Патриархатом, а также другими Православными Церквями. Это решение привело к тому, что Священный Синод Русской Православной Церкви прервал полное общение со Вселенским Патриархатом 15 октября 2018 года, что положило начало расколу между Москвой и Константинополем 2018 года. Поддержку предоставлению автокефалии выразили Президент Украины и Верховная Рада в июне 2018 года, а до этого - Рада в июне 2016 года.

15 декабря 2018 года Православная Церковь Украины (ПЦУ) была образована после объединительного собора между УАПЦ, УПЦ КП, и два епископа УПЦ МП ; Епифаний были избраны предстоятелем ПЦУ на этом объединительном соборе. Большинство иерархов УПЦ МП проигнорировали собор, и более половины из них отправили приглашения Вселенскому Патриарху.

5 января 2019 года Варфоломей I, Вселенский Патриарх Константинополя подписал официальный указ (томос ), который предоставил автокефалию (независимость) Православной церкви Украины и официально учредил православную Церковь Украины. 6 января, после литургии, совершенной митрополитом Епифанием и патриархом Варфоломеем, Партриарх Варфоломей прочитал томос ПЦУ и передал его митрополиту Епифанию. 8 января 2019 года томос был возвращен в Стамбул, чтобы все члены Священного Синода Вселенского Патриархата могли подписать томос. Томос был подписан всеми членами Священного синода Вселенского Патриархата 9 января 2019 года. Томос, подписанный всеми членами Священного синода Вселенского Патриархата, был возвращен в Украину утром 10 января 2019 года.

Сразу после предоставления ПЦУ Томоса об автокефалии (6 января 2019 г.) лидерский конфликт внутри ПЦУ.

Разрыв общения с другими автфоке православными Церкви Русской Православной Церкви

Разрыв общения с Вселенским Патриархатом

15 октября 2018 г. Священный Синод Русской Православной Церкви, собравшийся в Минск решил разорвать все связи с Константинопольским патриархатом. Это решение запрещало любому члену РПЦ (как духовенство, и мирян ) совместное участие во всех таинствах, включая причастие, крещение и брак, любая церковь во всем мире контролируется Константинополем. На момент раскола у Русской православной церкви было более 150 миллионов последователей, более половины всех восточно-православных христиан. В тот же день, после синода, митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви [ru ] провел брифинг для журналистов, в котором заявлено, что «Сегодня было принято решение о полном прекращении. евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом ». 18 октября 2018 г. Русская Православная Церковь Заграницей выразила «полную поддержку позиции, занятой Священным Синодом Московского Патриархата по итогам заседания 15 октября 2018 г.» и разорвала евхаристическое общение с Вселенский Патриархат.

Прерывание причастия было совершено в ответ на решение Священного синода Вселенского Патриархата от 11 октября 2018 года, которое подтвердило намерение двигаться в сторону предоставления автокефалии (независимость) Восточной Православной церкви в Украине и восстановить: восстановить ставропигию (церковный орган, которым руководит непосредственно Вселенский Патриарх) в Киеве, отменить юридическую силу письма 1686 года, и отменить отлучения, которые коснулись духовенства и верующих двух украинских православных церквей. Эти две церкви, Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП), конкурировали с Украинская Православная Церковь ( Московский Патриархат) (УПЦ МП) и считались «раскольниками» (незаконно обособленными) Московским Патриархатом, а также другими православными церквями..

Доктор богословия [ук ] из УПЦ МП утверждал, что разрыв общения между Церквями Москвы и Константинополя не является настоящим расколом (как раскол 1054 г. ), но «щель». Американский протестантский журнал Christianity Today назвал разрыв общения между Вселен Патриархатом и Русской Православной Церковью «величайшим расколом с 1054 года» и «самым большим христианским расколом со времен протестантской Реформации»

17 октября митрополит Иларион, руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, дал интервью Русской службе Би-би-си; Это интервью опубликовано на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви в тот же день. Иларион заявил: «На сегодняшний день мы очень четко заявили: тот факт, что Константинопольский Патриархат признал раскольническую потерю, означает для нас, что сам Константинополь сейчас находится в расколе. Он отождествил себя с расколом. Соответственно, мы не можем иметь полное евхаристическое общение с ним ». Иларион добавил, что, когда члены Русской Православной Московской Патриархии посещают монастыри на горе Афон, они могут не участвовать в таинствах (например, причащаются ) и обещают наказание всем священникам, которые участвуют в богослужении вместе с местным духовенством. Известно, что Россия делает большие пожертвования монастырям на Афоне: сумма в 200 миллионов долларов была озвучена, близким к Московскому патриархату, и подтверждена Иларионом в интервью. Иларион намекнул, что «[история] показывает, что Афон чем-то озабочен, монастыри на Святой Горе действительно находят способы сообщить об этом Константинопольскому Патриарху», и призвал российских бизнесменов переключить пожертвования на Святыни России.

29 декабря в интервью телеканалу Россия-24 митрополит Иларион заявил, что Патриарх Московский сообщил во время последнего заседания Верховного епархиального собрания Москвы о том, что верующие РПЦ могли общаться на территории Афона, но только в Свято-Пантелеймоновом монастыре. Территория горы Афон находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата. Иларион объявил монастырь Святого Пантелеймона «принадлежащим Константинопольской церкви, как и все монастыри на Афоне, но мы знаем, что он был построен на российские деньги русскими монахами и является домом для русского и украинского монашеского братства. все обряды совершаются на славянском языке, и миряне, приходящие туда, могут причащаться на нем... Но не в других афонских монастырях ».

Разрыв общения с архиепископом Афин

17 октября 2019 года Священный синод РПЦ отреагировал на объявление о признании Греческой церковью ПЦУ. Священный Синод заявил: «Если украинский раскол действительно будет признан Греческой Православной формой Церковью и ее Предстоятелем - либо в форме совместной службы, литургического поминовения лидера раскола, либо в форме представления официального писем, - это будет печальное свидетельство распространения в семье поместных Православных Церквей. [...] Мы прекращаем молитву ихаристическое общение с теми же епископами Греческой Церкви, которые вступили или вступили в общение с представителями украинских раскольников [...] Священный Синод Русской Церкви Церкви уполномочил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратил поминание имени Блаженнейшего архиепископа Афинского и всей Греции в диптихах, если Предстоятель Греческая Церковь начинает поминать главу одной из украинских раскольнических групп во время богослужений или предпринимает другие действия, свидетельствующие о признании украинского раскола ». В том же заявлении Священный Синод объявил, что РПЦ не будет благословлять паломничество верующих РПЦ в греческие епархии, иерархи которые находятся в общении с представителем ПЦУ. 229>

21 октября 2019 года архиепископ Афинский и всея Греции Иероним II, примас Церкви Греции, направил мирное письмо Епифанию, примас ПЦУ. Это решение поддержала вся иерархия (епископы) Греческой Церкви за вычетом 7 митрополитов ; Позже митрополит Пирейский заявил, что фактически не поддерживает это решение, пояснив: «Моя фраза« Я не согласен, но поддерживаю архиепископа »была искажена до неузнаваемости». Это решение означало, что Церковь Греции признала ПЦУ. Глава отдела внешних связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что РПЦ сожалеет об этом решении и что «Греческая Церковь не является независимой, нет полной автокефалии, полной независимости, половина ее иерархов являются архиереями Константинопольского Патриархата, у него нет собственной внешней политики, и поэтому он всегда идет по стопам Константинопольского Патриархата ». Иларион заявил, что надеется, что «никакая другая региональная церковь не последует этому печальному примеру». После этого Паломнический центр Московского Патриархата, который является официальным центром паломничества Московского Патриархата, опубликовал список епархий Греческой Церкви, которые считались «нежелательными для паломничества» и в которые паломники Русской Православной Церкви были «не благословлены» отправиться в паломничество. Этот список как раз и содержал Афинскую епархию предстоятеля Греческой Церкви. Этот список составлен на основании решения Священного Синода РПЦ от 17 октября 2019 года не благословлять паломничества в епархии, архиереи которых находятся в общении с представителями ПЦУ.

2 ноября Митрополит Иларион заявил: «Мы сказали, что если архиепископ Афинский официально признает украинский раскол, его имя будет удалено из диптихов Русской Православной Церкви. Что это означает? Это означает, что Патриарх не будет упоминать архиепископа Афинского в своих службах, так же как он не упоминает патриарха Константинопольского. Я думаю, что он не будет упоминаться в ближайшее воскресенье, когда патриарх будет проводить свою службу. Это означает, что мы прекращаем евхаристическое общение с архиепископа Афинского ».

В воскресенье, 3 ноября 2019 г., Патриарх Кирилл не упомянул предстоятеля Греческой Церкви на литургии, удалив его из диптиха.

Разрыв общения с Патриарх Александрийский

На 8 ноября 2019 года Московский Патриархат объявил, что Патриарх Кирилл прекратит поминовение Патриарха Александрийского и всея Африки после того, как последний и его Церковь признали ПЦУ тем же самым день. 25 ноября 2019 года Патриарх Московский Кирилл временно приостановил московскую миссию Александрийского и всея Африканского Патриархата. Было объявлено о будущем закрытии представительства Александрийского Патриархата в Москве.

6 декабря 2019 года Священный Синод УПЦ МП объявил о своем закрытии. прервал евхаристическое общение «с Константинопольским Патриархатом и с Церквами и иерархами, признавшими раскольников»

24 декабря 2019 года митрополит Иларион заявил, что «[i] если Александрийский Патриархат встал на сторону раскола, тогда нам, конечно, придется создавать приходы для наших верующих, потому что они не смогут причащаться в церквях Александрийского Патриархата ». Через два дня Синод РПЦ в Москве объявил о разрыве полного общения с Александрийским Патриархом и прекратил поминать его. Кроме того, Московский Синод принял решение приостановить деятельность подворья (посольства) Александрийского Патриархата Московского Патриархата. Также было решено, что Представительство Московского Патриархата при Александрийском Патриархате в Каире станет приходом РПЦ. Что касается приходов РПЦ в Африке, то они будут выведены из-под юрисдикции Александрийского Патриархата и получат статус ставропигиальный, то есть они будут передано в прямом подчинении главы РПЦ Патриарху Кириллу.

Дальнейшая эскалация

Русские священники в Турции

10 ноября 2018 г. Митрополит Иларион, глава Управления по внешним связям Московского Патриархата заявлено в телепрограмме на Россия-24, что у РПЦ не было другого, кроме как «послать священников Русской» Православной Церкви «в Турцию » [а] и так будет до тех пор, пока Константинопольский Патриарх находится в расколе ». Он сказал, что РПЦ не делала этого раньше, потому что Турция является территорией Вселенского Патриархата, но что РПЦ теперь делает это, потому что Вселенский Патриархат находится в расколе.

12 ноября 2018 г. Сообщалось, что первый священник был отправлен Патриархом Кириллом в Стамбул (Турция) «по просьбе русских верующих, вызывающих в Турции». В тот же день Русская Православная Церковь заявила, что 11 ноября в Стамбуле состоялась божественная литургия, которая будет проводиться регулярно. РПЦ также сообщила слова священника, возглавившего божественную литургию, который сказал, что после решения Вселенского Патриархата от 15 октября 2018 года многие русские православные слова верующие Турции обратились к Московскому Патриархату с просьбой предоставить им "пастырская забота". 14 декабря Вселенский патриархат опубликовал заявление митрополита Писидийского Сотириоса, в котором он осудил планы священника РПЦ совершить Божественную литургию в Белеке (Турция) с помощью российского консульства и без разрешения Вселенского патриархата. который имеет каноническую юрисдикцию на этой территории.

30 декабря 2018 года Интерфакс сообщил, что РПЦ строит храм на территории посольства России в Анкаре.

Роспуск AROCWE

27 ноября 2018 года Вселенский Патриархат принял решение о роспуске Архиепископии Русских Православных Церквей в Европе (AROCWE) », тем самым доверив своих верующих Иерархам Вселенского Престола. В ответ официальные лица РПЦ напомнили о предложении Алексия II в 2003 году переехать в Московский Патриархат. Это было принято без каких-либо официальных запросов иерархов, вызвало недоумение. 15 декабря пастырское собрание AROCWE решило созвать внеочередное общее собрание (EGA), намеченное на 23 февраля 2019 года. 23 февраля 191 из 206 избирателей EGA проголосовали против роспуска.

На внеочередном общем собрании. Генеральная ассамблея 7 сентября 2019 года 104 избирателя из 186 (58, 1%) проголосовали за подчинение AROCWE Московскому Патриархату, но это было менее двух третей голосов, за принятие такого решения, несмотря на это, глава AROCWE [ru ] 14 сентября лично перешел под юрисдикцию Московского Патриархата. AROCWE в Москве получила письмо о воссоединении архиепископии с Московским Патриархатом.>французской метрополии », который остался верным Вселенскому патриархату.

Создание PEWE и PESEA

26 ноября 2018 г. митрополит Иларион заявил, что РПЦ направит священника в Южную Корею и объявил о планах «создать полноценный приход», поскольку до 1950-х годов в Корее была Российской Духовной Миссией, верующие которой в 1950 -е годы были переданы в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Священник должен быть отправлен до конца года.

28 декабря 2018 года в ответ на действие Вселенского Патриархата на Украине, Священный Синод Российской Федерации Православная Церковь решила создать Патриарший Экзархат в Европе (PEWE), Испано-Португальскую епархию, а также Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии. (ПЕСА). В тот же день в интервью телеканалу Россия-24 глава Синодального отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что РПЦ «теперь будет действовать как если они [Константинополь ] вообще не существует, потому что наша цель - миссионерская, наша задача - просвещать, мы создаем эти структуры для министерской заботы о нашей пастве, то здесь не может быть таких сдерживающих факторов », и что РПЦ возьмет на себя ответственность за православных верующих своих диаспоры вместо Вселенского Патриархата.

Дальнейшие протесты со стороны РПЦ

26 февраля, во время первой сессии 2019 года Священный Синод Московского Патриархата, Священный синод принял заявление, в котором говорится, что предоставление Томоса Вселенским Патриархатом "так называемой" Православной Украины, созданной искусственно с влиянием двух раскольнических организаций, углубило раскол между [восточными] православными христианами в Укр. и еще более обострили межконфессиональные отношения ». РПЦ также обвинила действия украинского парламента в отношении УПЦ МП.

7 октября 2019 года РПЦ официально опубликовала комментарий секретариата Библейско-богословской синодальной комиссии Русская Православная Церковь. «В документе обсуждаются проблемы апостольского преемства среди раскольников « иерархов », пределы применения принципа икономии, вопросы отсутствия легитимности ПЦУ, искажение роли первого епископа в Православной церкви и объясняет приостановление евхаристического общения »

Отсутствие поминовения всех других предстоятелей Патриархом Кириллом

7 января 2019 года во время праздничной рождественской литургии в Храме Христа Спасителя Патриарх РПЦ Кирилл не назвал ни одного имени Предстоятелей других поместных Православных Церквей, с которыми РПЦ находится в каноническом общении. Подобное поминовение требуется церковным уставом и является многовековой традицией. Напротив, глава новосозданной Православной церкви Украины митрополит Епифаний торжественно перечислил имена всех предстоятелей, в том числе «Святейшего Патриарха Украины. Россия Кирилл ". Позже Епифаний объяснил, что сделал это после того, как Вселенский Патриарх поручил ему (Епифанию)сделать это, и что Филарет поручил ему не упоминать Кирилла.

20 ноября 2019 года во время патриаршей литургии Патриарх Московский Кирилл не поминал по имени кого-либо из предстоятелей поместных Восточно-Православных Церквей, сказав только «Помни, Господи, Православных Патриархов» <. 229>

21 ноября 2019 года Патриарх Кирилл и Патриарх Иерусалимский Феофил III сослужили вместе литургию. Во время этой литургии они поминали друг друга, но не поминали других православных предстоятелей.

Реакция

Международное сообщество

  • Россия : 12 октября 2018 г. Президент России Владимир Путин «провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности» (Совет Безопасности России ), на котором обсуждался «широкий круг вопросов внутренней и внешней политики. вопросы, в том числе ситуация вокруг Русской православной церкви в Украине », - сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. 31 января 2019 года в отношении Украины Путин заявил, что российские власти «считают любое вмешательство в церковные дела абсолютно недопустимым». Путин добавил: «Мы уважаем и будем уважать независимость церковных дел, особенно в соседней суверенной стране. И все же мы оставляем за собой право ответить и сделать все возможное для защиты прав человека, включая право на свободу религии».
  • Украина : Президент Украины, Петр Порошенко, с энтузиазмом приветствовал октябрьское решение Константинополя и представил независимость Украинской церкви как часть более широкого конфликта Украины с Россией, а также желание Украины интегрироваться с Западом посредством вступление в Европейский Союз и НАТО. 28 ноября 2018 г. президент Украины Порошенко заявил, что инцидент в Керченском проливе был спровоцирован Россией для того, чтобы заставить Украину объявить военное положение и, следовательно, помешать Украине получить свой Томос о автокефалии.
  • Соединенные Штаты : Государственный секретарь Майк Помпео призвал все стороны уважать независимость «православной общины Украины», повторяя Соединенные Штаты '«решительная поддержка свободы вероисповедания и свободы членов религиозных групп».
  • Беларусь : Президент Беларуси, страны, в которой Синод Русской Православной Церкви решил состоялось суровое общение с Вселенским Патриархатом, встреча с членами синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 г. после решения РПЦ о разрыве общения с Вселенским Патриархатом.
  • Черногория : 21 декабря 2018 г. Президент Черногории сказал, что государство Черногория имеет возможность закрепления автокефалии непризнанной Черногорской Православной Церкви. 11 июня 2019 года президент Черногории заявил, что надеется на «украинский сценарий», чтобы черногорская церковь была признана автокефальной.

Реакцией восточных православных церквей

Многие православные церкви заняли позицию по вопросу о канонической юрисдикции над Украиной, до или после этого раскола.

Канонические вопросы

Раскол уходит корнями в спор о том, кто между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом обладает канонической юрисдикцией над Престолом Киева и, следовательно, какой патриархат имеет каноническую юрисдикцию на территории Украины. «[Этот] главный аргумент, предложенный [относительно предоставления церковного статуса автокефалии Украине Вселенским Патриархатом] состоит в том, что Украина« составляет каноническую территорию Московского Патриархата »и что, следовательно, такой акт со стороны Вселенского Патриархата означало бы «вмешательство» в чужую церковную юрисдикцию ». Претензии Московского Патриархата на каноническую юрисдикцию основаны главным образом на двух документах: Патриаршем и Синодальном «Акте» или «Эмиссионном письме» 1686 года и Патриаршем письме 1686 году царям России. Оба этих документа воспроизведены в разделе «Приложение» исследования Вселенского патриарха под названием «Вселенский трон и Украинская церковь - документы говорят». Константинопольская церковь утверждает, что Константинопольская церковь обладает канонической юрисдикцией над Киевской кафедрой, и что документы, на которых Русская православная церковь основывает свои претензии на юрисдикцию над Киевской кафедрой, не поддерживают требование РПЦ.

1 июля 2018 года Патриарх Варфоломей заявил, что Константинополь является Материнской церковью Православной Церкви Украины, и заявил, что

Константинополь никогда никому не уступал территорию Украины. какого-то церковного акта, но предоставил Патриарху Московскому только право рукоположения или передачи Киевского митрополита при условии, что Киевский митрополит будет избран Съездом духовенства и мирян и поминает Вселенского Патриарха. [Написано] в Томосе об автокефалии, предоставленном Церковью-матерью [Константинополем] Церкви Польши: «... изначальное отделение от нашего Престола Киевской митрополии и двух Православных церквей Литвы и Польша, которая зависит от нее, и их присоединение к Святой Московской Церкви никоим образом не произошло в соответствии с обязательными каноническими правилами, и не было соблюдено соглашение о полной церковной независимости Киевского митрополита, носящего титул экзарха. Вселенского Престола... »

РПЦ считает этот аргумент« обоснованным ».

Заявления Вселенского Патриархата

Вселенский Патриархат опубликовал документ, автором которого являются различные клирики и богословы называется Вселенский Престол и Украинская Церковь - Документы говорят. В этом документе анализируются канонические исторические документы (а именно Патриарший и синодальный «Акт» или «Письмо о выдаче» 1686 года и Патриаршее письмо 1686 года царям России), чтобы выяснить, является ли претензия Московского Патриархата на Киевский престол каноническим или нет.

Вселенский Престол и Украинская Церковь заключает, что:

Через самодержавную отмену поминовения Вселенского Патриарха каждым Киевским митрополитом де-юре зависимость Киевской митрополии ( и Церковь Украины) Вселенского Патриархата произвольно признали аннексией и присоединением Украины к Московскому Патриархату.

Все эти события произошли в период, когда Вселенский Престол находился в глубоком смятении и не мог «в силу обстоятельств того времени возвысить свой голос против таких капризных действий» [...] Украина никогда не переставала составлять де-юре каноническую территорию Вселенского Патриархата. [...]

Вселенский Патриархат всегда осознавал это, несмотря на то, что «в силу обстоятельств того времени» он терпел произвол Московского Патриархата. [...]

Вселенский Патриархат имеет право и обязан взять на себя соответствующую материнскую заботу о Церкви Украины в любой ситуации, когда это будет сочтено необходимым.

27 декабря 2016 года написал, что передача Киевской кафедры от власти Вселенского Патриархата до власти Русской Православной Церкви "не состоялось". Позже Ветошников проанализировал аргументы РПЦ. Он указал, что согласно строгому догматическому подходу (akribeia, ἀκρίβεια) вся территория России изначально подчинялась Вселенскому Патриархату. После раскола Московии в 15 веке оно получило автокефалию в соответствии с более гибким подходом (oikonomia, οἰκονομία) для излечения этого раскола. Киевский митрополит в то же время оставался в юрисдикции Константинополя. Затем, также по принципу икономии, право рукоположения Киевских митрополитов перешло к Патриарху Московскому. Это не было изменением границ епархии Московского Патриархата, это было оформлено документом более низкого уровня (экдосис, ἐκδόσεως), который использовался для различных временных решений. По пастырским причинам Вселенский Патриархат впоследствии не отстаивал свои права на эту территорию. Но после распада Советского Союза произошел раскол среди православных Украины, и Русской Церкви за 30 лет не удалось преодолеть этот раскол. И теперь, в том числе по пастырским причинам, Вселенский Патриархат был вынужден действовать по принципу акрибеи, и поэтому он решил отменить право рукоположения Киевских митрополитов, которое ранее было передано Московскому Патриархату в соответствии с икономией.

Аргументы против требований Вселенского Патриархата

20 августа 2018 года промосковский анонимный сайт Союз православных журналистов проанализировал притязания Вселенского Патриархата на юрисдикцию над Украиной и пришел к выводу, что Киевская кафедра была передан Московскому Патриархату. Они добавили, что даже если Вселенский Патриархат решит отменить передачу 1686 года, территория, охваченная в 1686 году территорией Киевского престола, была «очень далека от сегодняшней Украинской православной церкви» и покрывала менее половины нынешней территории Украины.

В официальном заявлении от 15 октября 2018 года Русская Православная Церковь опровергла аргументы Вселенского Патриарха.

Митрополит Иларион, председатель Отдела Московского Патриархата Внешние церковные связи, заявил в интервью, что план Константинополя «предоставить автокефалию части Русской православной церкви [...], которая когда-то была подчинена Константинополю [...], противоречит исторической правде». Его аргумент состоит в том, что вся территория Украины не находилась под юрисдикцией Константинополя в течение 300 лет, потому что Киевская митрополия, которая была включена в состав Московского Патриархата в 1686 году, была намного меньше (в нее не входили Донбасс, Одесса и некоторые другие области) и, следовательно, не совпадают с современной территорией Украинской Православной Церкви. Аналогичный аргумент был дан 13 ноября в телефонном интервью Радио Свобода заведующим Информационно-просветительским отделом УПЦ МП архиепископом Климентом.

Архиепископ Климент Московский. УПЦ МП считает, что «отменить письмо о переходе Киевской митрополии в 1686 году - это то же самое, что отменить решения Вселенских соборов IV или VII веков."

8 ноября 2018 года. Православных журналистов проанализировали те же документы, что и Вселенский престол и Украинская Церковь (Патриарший и Синодальный «Акт» или «Письмо о выдаче» 1686 года и Патриаршее письмо 1686 года царям России) и снова пришли к выводу, что Киевский престол был «полностью передан под юрисдикцию Русской Церкви в 1686 году».

Возможность проведения всеправославного синаксиса по вопросу об Украине

Возможность всеправославного synaxis (консультативное собрание или конференция) поднимался до и после t Официальный разрыв общения.

29 сентября 2018 года [ru ], пресс-секретарь Патриарха Московского, заявил, что Поместные Православные Церкви могут инициировать Всеправославный Собор по вопросу о предоставлении автокефалии Церковь в Украине, однако проблема заключалась в том, что созыв подобного синаксиса является «прерогативой Первого среди Равных, то есть Вселенского Патриарха». Волков отметил, что

существуют и другие [sic ] формы [всеправославного синаксиса] [...] Есть старейшины Церкви, которые могут взять на себя эту задачу. [...] Если вы посмотрите на Диптихи [таблица с указанием порядка поминовения Предстоятелей Православных Церквей - ТАСС], следующим в строке [после Вселенского Патриарха - ТАСС] будет Греческий Православный Патриарх Александрии.. Или же существует так называемый синаксис старейших патриархов - Александрии, Иерусалима и Антиохии

7 ноября, отвечая на вопрос «Кто мог, например, созвать Всеправославный Собор и возглавить его? », митрополит Иларион заявил в интервью, которое было опубликовано на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, что было «очевидно», что Вселенский Патриарх не может председательствовать на Всеправославном Соборе, поскольку «важнейшие проблемы в православном мире связаны именно с его антиканонической деятельностью».

4 декабря На вопрос о том, что созыв Всеправославного Собора является прерогативой Вселенского Патриарха, митрополит Иларион ответил:

какие каноны? [...] Я считаю, что этих канонов не существует, Вселенские соборы созывались не Вселенским Патриархом, а самим императором. Тот факт, что Константинопольский Патриарх получил право проводить соборы в 20 веке, является результатом консенсуса, достигнутого местными Православными церквями. Собор созывается не по личной инициативе, а только с согласия всех поместных церквей. У нас до недавнего времени был первый среди равных, то есть Константинопольский Патриарх, созывавший соборы от имени [...] поместных Православных Церквей. Теперь объединяющим элементом больше не является Константинопольский Патриархат, который, так сказать, самоуничтожился. Это ее решение. [...] Надо думать о будущем: кто будет созывать соборы, Патриарх Александрийский или другой Патриарх, а то у нас вообще совета не будет? Без разницы. Константинопольский Патриарх, пока он пребывает в расколе, даже если он созовет собор, Русская Православная Церковь не будет в нем участвовать.

В интервью, опубликованном 21 февраля 2019 года в сербском журнале Политика Вселенский Патриарх сказал: «Что касается предоставления автокефалии с согласия других Православных Церквей, то этого не произошло, потому что это не традиция в нашей Церкви. Все Томосы автокефалии, предоставленной вновь созданным автокефальным церквям (Россия, Сербия, Румыния, Болгария, Джорджия, Афины, Варшава, Тирана и Прешов ) были предоставлены Вселенский Патриархат, и этому не предшествовало какое-либо соглашение или переговоры на всеправославном уровне ».

До сих пор Патриарх Иоанн X из греческих православных Антиохийский Патриархат, Патриарх Ириней из Сербского Ор православной церкви, архиепископа Хризостома II церкви Кипра, митрополита Саввы (Хрицуняк) Польской православной церкви, Митрополит Тихон Православной Церкви в Америке, архиепископ Анастасий, предстоятель Албанской Православной Церкви, три иерарха Болгарской Православной Церкви (митрополиты Гавриил Ловечский, Иоанн Варненский и Великий Преславский и Даниил Вединский) и Священного Синода Православной Церкви Чешские земли и Словакия в различных заявлениях выражали свое желание создать всеправославный синаксис или всеправославный собор по вопросу об Украине. 12 ноября 2018 г. Ассамблея епископов Сербской Православной Церкви опубликовала коммюнике, в котором просила созвать Всеправославный Синод.

В 2019 г. Вселенский Патриарх в письме к Патриарху Антиохийскому Иоанну X заявил, что не будет созывать Всеправославный Собор по вопросу об Украине.

Предложение Патриарха Иерусалимского

21 ноября 2019 года Патриарх Иерусалимский Феофил III объявил, что хотел бы собраться в Иордании с другими православными предстоятелями «в духе братства - koinonia - так что будут собраны советы для сохранения нашего единства в евхаристическом общении ».

Эту инициативу приветствовала РПЦ; митрополит Иларион, глава ОВЦС, также добавил, что Иерусалимский Патриархат имел «историческое первенство» в Восточной Православной Церкви.

В декабре 2019 года Священные Синоды он OCCLS и Китайская Республика поддержали предложение о встрече.

22 ноября предстоятель Церкви Греции отклонил приглашение. В начале января предстоятель Кипрской Церкви заявил, что не ответил на приглашение, поскольку «считает разумным не отвечать» и не считает эту встречу «серьезным актом», и добавил, что «только Вселенская Патриарх, никто другой "не имел права созывать такой собор. Спустя несколько дней был доложен ответ Вселенского Патриарха на приглашение Патриарха Иерусалимского; Вселенский Патриарх заявил, что отклонил приглашение и попросил Патриарха Иерусалимского прекратить его инициативу проведения собрания. Спустя несколько дней предстоятель Греческой Церкви подтвердил, что не будет присутствовать на встрече Патриарха Феофила III. Позже сообщалось, что Православные церкви Албании, Польши, Александрии, Грузии, Болгарии и Антиохии заявили, что не приедут. Румынская Православная Церковь заявила, что будет присутствовать на собрании, но будет представлена ​​не ее Патриархом, а делегацией.

Встреча состоялась 26 февраля 2020 года. Присутствовали делегации: РПЦ во главе с Патриархом Кириллом, Иерусалимской Церкви во главе с Патриархом Феофилом, Сербской Церкви во главе с Патриархом Иринеем, ОККЗ во главе с предстоятелем Мит. Ратислав как лидер, Польская Церковь с прп. Авель (Поплавский) Люблинский как лидер, и Румынская Церковь с мит. [ro ] как лидер. После собрания участники выступили с общим заявлением.

См. Также

  • значок Портал христианства

Восточное православие

Политика

Примечания

Пояснения

Дополнительная информация

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-07-18 06:41:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте