Финляндская Православная Церковь

редактировать
Финляндская Православная Церковь
Финская православная церковь logo.png Герб
ПредстоятельЛев из Хельсинки и все Финляндия
Епископы5
Священникиc. 140
Приходы21
Монастыри2
ЯзыкФинский, шведский, скольт-саамский, русский, греческий
Штаб-квартираХельсинки, Финляндия
ТерриторияФинляндия
Владения
Независимость1921. (Автономия предоставлена ​​от Московский Патриархат ). 1923. (Автономия предоставлена ​​от Вселенского Патриархата )
ПризнаниеАвтономия предоставлена ​​и признана в 1923 году Вселенским Патриархатом Константинополя и в 1957 году Русской Православной Церковью.
Членами58 899 (самопровозглашенных)
Официальный сайтort.fi. (на финском языке)

The Финляндская Православная Церковь (финский : Suomen ortodoksinen kirkko, lit. 'Финляндская Православная Церковь'; Шведский : Ortodoxa kyrkan i Finland, lit. 'Православная церковь в Финляндии'; русский : Финляндская Православная церковь, lit. 'финский Православная Церковь ') является автономной Восточно-православная архиепархия Вселенского Патриархата Константинополя. Церковь имеет юридический статус национальной церкви в стране, наряду с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.

, уходящей корнями в средневековую новгородскую миссионерскую деятельность в Карелия, Финляндская Православная Церковь была частью Русской Православной Церкви до 1923 года. Сегодня церковь состоит из трех епархий и 59 000 членов, что составляет 1,1% коренного населения Финляндия. Больше всего приверженцев имеет приход Хельсинки.

Содержание

  • 1 Структура и организация
  • 2 Епархии и епископы
    • 2.1 Епархия Куопио и Карелия
    • 2.2 Хельсинкская епархия
    • 2.3 Епархия Оулу
  • 3 Монастыри
  • 4 Дополнительные организации
    • 4.1 Православные миссии
  • 5 Праздники
  • 6 Церковная архитектура
    • 6.1 После Второй мировой войны
  • 7 История
    • 7.1 Столкновение католицизма и православия
    • 7.2 Карельские монастыри
    • 7.3 Шведское угнетение
    • 7.4 Воссоединение с Русской Православной Церковью
    • 7.5 Автономное Великое княжество Финляндское
    • 7.6 Независимая Финляндия
  • 8 Русская Православная Церковь в Финляндии
  • 9 Список архиепископов
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Структура и организация

Наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, Православная церковь Финляндии занимает особое положение в финском законодательстве. Церковь считается финским общественным образованием. Внешний вид церкви регулируется Парламентским актом, а духовные и доктринальные вопросы церкви регулируются центральным синодом церкви. Церковь имеет право облагать налогом своих членов и корпорации, принадлежащие ее членам. Ранее при Русской Православной Церкви, с 1923 года это была автономная православная архиепархия Константинопольского Патриархата.

Деревянная церковь св. Петра и Павла в Торнио, построено в 1884 году.

Финляндская Православная Церковь разделена на три епархии (hiippakunta), в каждой из которых приходы (сеуракунта). Всего насчитывается 21 приход, насчитывающий 140 священников и более 58 000 членов. Число членов церкви неуклонно растет в течение нескольких лет. При церкви также действуют женский монастырь и монастырь.

Центральным законодательным органом церкви является центральный синод, состоящий из

  • епископов и епископов-коадъюторов,
  • одиннадцати священников
  • трех канторов
  • восемнадцать мирян и женщин

Священники и канторы избирают своих представителей на епархиальной основе, используя метод множественных выборов. Представители мирян избираются косвенно. Кандидатуры представителей производятся приходскими советами, которые также избирают выборщиков, которые затем избирают представителей мирян в центральный синод. Центральный синод избирает епископов и отвечает за экономику и общее учение церкви.

Два исполнительных органа центрального церковного управления - это синод епископов, ответственный за доктринальные и внешние дела церкви, и церковный административный совет (kirkollishallitus), ответственный за повседневное управление храм.

Приходами управляют настоятель и приходской совет, который избирается тайным голосованием. Все совершеннолетние члены прихода имеют право голосовать и быть избранными в приходский совет. Члены прихода имеют право воздержаться от избрания на доверительную должность прихода только в том случае, если они достигли возраста 60 лет или проработали на доверительной должности не менее восьми лет. Приходской совет избирает приходское правление, которое отвечает за повседневные дела прихода.

В финансовом отношении церковь не зависит от государственного бюджета. Приходы финансируются за счет налогов, уплачиваемых их членами. Центральная администрация финансируется за счет вкладов приходов. Центральный синод ежегодно определяет размер пожертвований, которые приходы должны внести.

Современная церковь Св. Германа Аляскинского в Тапиоле, Эспоо (1998)

Особый статус православной церкви наиболее заметен в административных процессах. Церковь обязана соблюдать общий административный закон, и решения ее органов могут быть обжалованы в региональных административных судах. Однако суд ограничивается проверкой формальной законности решения. Он не может отменить церковное решение на основании его необоснованности. Решения синода епископов и центрального синода не подлежат надзору административных судов. Напротив, аналогичный правовой надзор за частными религиозными общинами осуществляется районными судами.

Закон Финляндии защищает абсолютную привилегию священника – раскаяния. Епископ, священник или диакон церкви не вправе разглашать информацию, которую он услышал во время исповеди или духовной заботы. Личность грешника не может быть раскрыта ни с какой целью. Однако, если священник узнает о преступлении, которое вот-вот должно быть совершено, он обязан проинформировать власти таким образом, чтобы это не подвергалось опасности.

Епархии и епископы

Епархии и приходы Финской Православной Церкви

Епархия Куопио и Карелии

Резиденция епископа Куопио и Карелии находится в Куопио. Действующий епископ - митрополит Арсений (Хейккинен).

Карельская епархия насчитывает 22 тысячи прихожан в 12 приходах. Число священников в епархии составляет около 45, а церкви и часовни - более 80. В епархию также входят единственные православные монастыри в Финляндии.

Музей православной церкви Финляндии также действует в Куопио.

Хельсинкская епархия

Собор Святой Троицы в Оулу, построенный в 1957 году

Епархия Хельсинки имеет наибольшее количество участников, более 28000. Хельсинкская епархия - резиденция архиепископа. Епархия разделена на восемь приходов, в которых насчитывается 50 священников. Главный храм епархии - Успенский собор в Хельсинки. Для епархии характерно большое количество членов, недавно иммигрировавших в Финляндию, особенно в приход в Хельсинки, где несколько церквей также совершают богослужения на иностранных языках, включая русский, английский, греческий и румынский.

Нынешний епископ - архиепископ Лев (Макконен). Он был назначен в 2018 году.

Оулуская епархия

В небольшой епархии Оулу всего пять приходов, крупнейший из которых - Оулу. Традиционно скольты, теперь небольшое меньшинство, насчитывающее всего 400 говорящих, были первыми православными христианами в финской Лапландии. Сегодня они живут преимущественно в волости Инари. Епархия была основана в 1980 году. Она насчитывает менее 10 000 членов. Кафедральный собор епархии - Свято-Троицкий собор Оулу.

. Главой епархии с 2015 года является митрополит Элиа (Валлгрен).

Монастыри

Линтульский Свято-Троицкий монастырь церковь

Единственный православный христианский монастырь в Финляндии, Новый Валамо (Валамон луостари), расположен в Хейнявеси. Единственный православный монастырь Свято-Троицкий монастырь Линтула (Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari) находится примерно в 10 километрах от монастыря. Оба были созданы во время Второй мировой войны, когда жители Карельского и Петсамского монастырей были эвакуированы из территорий, отошедших к Советскому Союзу. При дружеской поддержке Финской Православной Церкви с 2000 года в Киркконумми действует частное Православное Братство Покрова Пресвятой Богородицы (Pokrovan veljestö ry) с двумя постоянными членами.

Дополнительные организации

Следующие организации действуют внутри или от имени Православной церкви в Финляндии:

  • Братство Сергия и Германа (Pyhien Sergein ja Hermanin Veljeskunta)
  • Ассоциация православной молодежи (Ortodoksisten nuorten liitto)
  • Ассоциация православных студентов (Ortodoksinen opiskelijaliitto)
  • Финская ассоциация православных учителей (Suomen ortodoksisten opettajien liitto ry)
  • Ассоциация православных священников (Ortodoksinen liitto ry))
  • Ассоциация православных канторов (Ortodoksisten kanttorien liitto)
  • Финское общество иконописцев (Suomen ikonimaalarit ry)
  • Filantropia ry– Общество помощи православной церкви и иностранной миссии

Православные миссии

Финны h Православная церковь создала свою миссионерскую организацию в 1977 году, известную как Ortodoksinen Lähetys ry (Православные миссии). В основном он был активен в Восточной Африке. Позже она объединилась с OrtAid и образовала Filantropia.

Праздники

Финская православная церковь - единственная православная церковь, которая в соответствии с национальным законодательством отмечает Пасху по григорианскому календарю. (Раньше этому календарю следовала автономная Эстонская церковь.) Пасха - величайший праздник церковного года, как и другие православные церкви. Также соблюдаются Двенадцать великих праздников. Другие широко соблюдаемые праздники:

Церковная архитектура

Многие православные церкви в Финляндии небольшие. Еще несколько впечатляющих святынь были построены в 19 веке, когда Финляндия была автономным Великим княжеством в составе Российской империи, а православный император-христианин был великим князем Финляндии. Известными церквями Хельсинки той эпохи являются Успенский собор (1864 г.) и церковь Святой Троицы (1826 г.). Самая старая православная церковь в Финляндии - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лаппеенранте с 1782 по 1785 год.

Православная церковь Святых Петра и Павла в Хамине была построена в 1837 году. Построенный в архитектурном стиле неоклассицизма с некоторыми элементами византийского стиля, экстерьер выполнен в виде круглого купольного храма, а интерьер - крестообразный. Колокольня построена в 1862 году в неовизантийском стиле. Православный храм Тампере построен в стиле русского романтизма с луковичными куполами и был готов в 1896 году. Архитектор русской армии Т.Ю. Ясиков нарисовал план этажа. Церковь была освящена в 1899 году святому Александру Невскому, новгородцу, который в 1240 году с равным успехом сражался с католиками шведами и двумя годами позже католиками тевтонскими рыцарями. Император Николай II подарил этой церкви колокола. Церковь сильно пострадала во время гражданской войны в Финляндии в 1918 году; на его реконструкцию ушло много лет. После того, как Финляндия провозгласила свою независимость, он был повторно освящен в Св. Николая.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны Финляндия была вынуждена уступить земли Советскому Союзу под Парижские мирные договоры. На советской стороне остались почти все православные церкви и часовни в Карелии и Петсамо. Финское государство приняло специальный закон о реконструкции, в соответствии с которым оно профинансировало строительство 14 церквей и 44 часовен для православной церкви. Церкви и часовни были современными по архитектуре, без куполов и других черт, характерных для православной церковной архитектуры. Это было поручено финским государством, которое строго отбирало архитекторов. Большинство церквей и часовен эпохи реконструкции было спроектировано Илмари Ахоненом и Тойво Паатела.

С 1970-х по 1990-е годы в Финляндии строились бревенчатые церкви и часовни карельского типа, за некоторыми современными исключениями.

С 1990-х годов в крупных городах были построены некоторые современные церкви и города.

История

Христианство начало распространяться в Финляндию с востока в православной форме и с запада в католической. самое позднее в начале 12 века. Некоторые из самых ранних раскопанных крестов в Финляндии, датируемые XII веком и позднее, похожи на кресты, найденные в Новгороде и Киеве. Считается, что православные приходы существовали далеко на западе до Тавастии, области, населенной тавастами в Центральной Финляндии.

Раннехристианское искусство на территории, населенной карелами : фреска, написанная в 1167 году в Св. Церковь Георгия в Старой Ладоге.

Некоторые основные понятия христианской лексики в финском языке предположительно заимствованы из раннерусского языка, который, в свою очередь, заимствовал их из средневекового греческого. К ним относятся слова, обозначающие священник (паппи), крест (ристи) и Библию (раматту). Однако эта гипотеза не бесспорна.

Столкновение между католицизмом и православием

В середине 13 века неизбежное столкновение между двумя расширяющимися странами, Швецией и Новгород и две формы христианства, которые они представляли, имели место. Окончательная граница между западным и восточным владычеством была проведена в Нетеборгском мирном мирном договоре 1323 года. Карелия окончательно отошла к Новгороду и Православию.

Карельские монастыри

Икона XIX в. век с изображением Св. Сергий и св. Герман и старый собор Валаамского монастыря

Основная миссионерская работа приходилась на монастыри, возникшие в пустыне Карелии. Два монастыря были основаны на островах Ладожского озера, ставших известными несколько столетий спустя: монастыри Валаама (фин. : Валамо) и Коневский (финский : Коневица).

Карельские и финские леса также были заселены духовно развитыми отшельниками. Часто вокруг хижины или скита отшельника селились другие борцы доброй веры, и поэтому основывался новый монастырь. Одним из наиболее важных примеров этого процесса был Святой Александр Свирский (финский : Aleksanteri Syväriläinen) 1449–1533 гг. Он был карелом, который 13 лет боролся подвигом веры в Валаамском монастыре, но в конце концов оставил его и в конце концов основал монастырь на реке Свирь.

Шведское угнетение

Маленькая часовня, цасуна, построенная в традиционном карельском стиле на территории Нового Валаамского монастыря.

. XVII век был периодом религиозного фанатизма и множества религиозных войн, поскольку недавно возникшие протестантские страны боролись против стран, которые оставались католическими или православными. В это время Швеция превратилась в великую силу, расширяющуюся как на юг, так и на восток. В Карелии шведские войска разрушили и сожгли дотла монастыри Валаам и Коневский. Монахи, которые не сбежали, были убиты. Многих крестьян постигла та же участь.

Карелы в основном идентифицировали себя с русскими, а не с финнами. Карелы скорее называли финнов «руотсалайсет», что по-фински означает шведов.

лютеранская государственная церковь Швеции пыталась обратить православное население в христианство. Им не разрешалось получать священников из России, а это в конечном итоге означало, что у них вообще не было священников. Поскольку лютеранство было единственной законной религией в Швеции, быть православным было во многих отношениях препятствием. Около двух третей православного населения бежало в Центральную Россию из-под гнета. Они составили население Тверской Карелии. Шведское государство поощряло лютеранских финнов занять заброшенные фермы в Карелии. Это массовое бегство православных финнов из Финляндии означало, что восточное православие больше никогда не было основной религией ни в какой части Финляндии. Однако в более отдаленных районах Восточной Финляндии и Карелии, таких как Иломантси, восточное православие сохранилось.

Воссоединение с Русской Православной Церковью

Период грандиозной экспансии Швеции подошел к своему пределу. в двух войнах: Великая Северная война, завершившаяся Нистадским договором в 1721 году, и война Хэтс (1741–43) с Договором Турку в 1743 году. Швеция потеряла все свои провинции в Прибалтике и часть восточной Финляндии в пользу России.

Валаамский монастырь был восстановлен -основан на Ладожском озере, и новый главный храм был освящен в 1719 году. Монахи вернулись в Коневский монастырь до 1716 года. Российское правительство поддерживало религию, которую они исповедовали на протяжении многих веков. Императоры и императрицы оплатили восстановление сожженных или иным образом разрушенных церквей. Православное население Восточной Финляндии снова имело возможность совершать паломничества в монастыри Соловецка и Александро-Свирского.

старообрядцев, раскольнической группы русских, которые совершили не принявшие религиозные реформы патриарха Никона в 1666–67, были отлучены от православной церкви и бежали на окраины России. Они также перебрались в отдаленные районы Финляндии, построив там три небольших монастыря. Однако деятельность этих монастырей прекратилась в следующем веке.

Автономное Великое княжество Финляндское

Интерьер Успенского собора. Успенский собор иконостас.

Когда вся Финляндия стала автономное Великое княжество в составе Российской империи в 1809 году, в нем уже существовала лютеранская церковь. Восточное православное христианство также получило признанный статус в Финляндии. Старая шведская конституция, которую финны обычно считали конституцией Великого герцогства, конкретно требовала, чтобы суверен был протестантским, но это не было учтено в отношении православных императоров.

В регионах, где православие не было коренным, как в городах Хельсинки, Тампере и Вийпури и Карельский перешеек Православие особенно ассоциировалось с русскими, большинство из которых были русскими войсками, постоянно дислоцированными в Финляндии. Рождение Православной церкви в Хельсинки обычно связано со строительством церкви Святой Троицы в Хельсинки в 1827 году. Как правило, большая часть церковной деятельности за пределами Карелии была сосредоточена на гарнизонных церквях. Также росло число русских эмигрантов, большинство из которых были купцами или ремесленниками. Они начали идентифицировать себя со шведскоязычной буржуазией, и так родилась шведоязычная ветвь Финской православной церкви.

XIX век был также периодом активного строительства новых церквей, наиболее важной из которых был Успенский собор. Гарнизоны нуждались в православных храмах, а также в новых переселенцах в города. Хорошие примеры - православные церкви Тампере и Турку.

Церковь Святой мученицы Императрицы Александры в Турку, освященная 9 сентября 1845 года.

В сельской местности Карелии местная форма православной веры оставалась несколько примитивной, вобрав в себя многие черты более древней религиозной практики. Грамотность среди православного населения была низкой. В 1900 году было подсчитано, что из всех людей старше 15 лет в Восточной Финляндии 32 процента были неграмотными. Православное население очень мало знало о своей вере, кроме внешних форм. Священники, как правило, были русскими, которые редко знали финский язык. Поскольку Карелия и ее пахотные земли были бедными, священников первого класса она не привлекала. Службы проводились на церковнославянском, древнеболгарском языке. Русский мог понимать некоторые части богослужений, финноязычный - ничего.

Отдельный финский епископат с ведущим архиепископом был основан в 1892 году при Русской Православной Церкви. Он находился в Выборге, первым епископом был русский Антоний.

Когда Россия в конце XIX века попыталась отказаться от автономии Финляндии, лютеранские финны начали ассоциировать православную церковь с имперским русским правлением, обозначенным как ryssän kirkko. Культурный разрыв между двумя церквями оставался значительным.

Независимая Финляндия

Вскоре после того, как Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, Православная церковь Финляндии провозгласила свою автономию от Русской церкви. Первая конституция Финляндии (1919 г.) предоставила Православной церкви равный статус с (лютеранской) церковью Финляндии.

Ранее православная церковь Суоменлинна была преобразована в лютеранскую в 1918 году.

В В 1923 году Финляндская Православная Церковь полностью отделилась от Русской Церкви, став автономной церковью, входящей в Константинопольский Патриархат. В то же время был принят григорианский календарь. Другие реформы, проведенные после обретения независимости, включают изменение языка литургии с церковнославянского на финский и перенос архиепископской резиденции с Вийпури на Сортавала.

до Второй мировой войны., большинство православных христиан Финляндии проживало в Карелии. В результате войны жители территорий, отошедших к Советскому Союзу, были эвакуированы в другие части страны. монастырь в Валамо был эвакуирован в 1940 году, а монастырь Новый Валамо был основан в 1941 году в Хейнявеси, на финской стороне новой границы. Позднее к Нововалаамскому монастырю присоединились монахи из Коневского и Петсамского монастырей. Женский монастырь Линтула (ныне Огонки) около Кивеннапы (Карельский перешеек) также был эвакуирован и восстановлен в Хейнявеси в 1946 году.

Нововалаамский монастырь Преображения Господня сегодня.

Была создана новая приходская сеть, и в 1950-х годах было построено много новых церквей. После того, как города Сортавала и Вийпури были потеряны для Советского Союза (Вийпури сейчас является Выборгом, Россия), резиденция архиепископа была перенесена в Куопио, а резиденция епархии Вийпури была перенесена в Хельсинки. Третья епархия была создана в Оулу в 1979 году.

После Второй мировой войны членство в Православной церкви в Финляндии медленно уменьшалось, так как карельские эвакуированные поселились вдали от своих корней среди местных жителей. Лютеранское большинство Финляндии. Смешанные браки стали обычным явлением, и детей часто крестили в религии большинства. Но совершенно неожиданно, начиная с 1970-х годов, в Финляндии возникло «романтическое» движение, прославляющее Православие, его «мистические» и визуально красивые службы и иконы (религиозные картины) и его более глубокий взгляд на христианство, чем у лютеран. Церковь. По этим причинам, как и в случае с католицизмом в Англии, обращение в православную церковь стало почти модным увлечением, и число ее членов начало расти.

Одновременно архиепископ Карельский и всея Финляндии Паавали (1960–1987) внес литургические изменения в богослужения, что повысило активную роль мирян в церковных службах и сделало службы более открытыми (ранее духовенство осталось за занавеской для части службы) и внятно. Архиепископ Паавали также подчеркнул важность как можно более частого причастия к Евхаристии.

В 2010-х гг. членство в церкви начало сокращаться из-за выхода из числа членов и уменьшения числа крещений. По сравнению с тенденциями членства в финской лютеранской церкви, члены, выходящие из православной церкви, в среднем немного старше и чаще составляют женщины, чем выходящие из лютеранской церкви.

Русская православная церковь в Финляндии

Около 3000 православных христиан в Финляндии принадлежат к Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Они организованы в два прихода. Также были планы создать в Финляндии отдельную русскую епархию. Приходы содержат пять церквей и часовен.

Св. Николаевский православный приход (финский: Ortodoksinen Pyhän Nikolauksen Seurakunta; русский: Свято-Никольский приход в Хельсинки, Свято-Никольский приход в Хельсинки) в Хельсинки - самый большой, насчитывающий 2600 членов. Приход был основан в 1927 году, большая часть его членов - граждане Финляндии. В последнее время приход быстро растет из-за новой волны репатриантов и иммигрантов из России.

Уходит корнями в частное православное общество 1920-х годов в Вийпури (фин.: Yksityinen kreikkalais-katolinen yhdyskunta Вийпурисса), Покровский православный приход (финский: Ortodoksinen Pokrovan seurakunta; русский: приход Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки, приход Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки) был официально образован в 2004 году, также в Хельсинки, и сегодня насчитывает около 350 членов. Обе зарегистрировались как отдельные религиозные организации.

В отличие от Финской Православной Церкви, Русская Православная Церковь в Финляндии следует Юлианскому календарю.

Список архиепископов

Под Патриархатом Москва:

  • Антоний (1892–1898)
  • Николай (1899–1905)
  • Сергий (1905–1917)
  • Серафим (1918–1923), епископ Финляндия с 1918 г. и архиепископ с 1921 г.

Под экуменическим Патриархатом Константинополя:

Дополнительная литература

  • Арвола, Пекка; Каллонен, Туомас, ред. (2010). 12 ikkunaa ortodoksisuuteen Suomessa [12 окон православия в Финляндии]. Перевод Хикса, Малькольма. Хельсинки: Maahenki Ortodoksisen kirjallisuuden julkaisuneuvosto. ISBN 978-952-5870-16-9.
  • Пурмонен, Вейкко, изд. (1984). Православие в Финляндии: прошлое и настоящее (2-е изд. И англ. Ред.). Куопио: Ассоциация православного духовенства. ISBN 951-95582-2-5.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 03:16:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте