Эфесский собор

редактировать
Вселенский собор в Эфесе в 431 году, созванный императором Феодосием II
Эфесский собор
Concile-Ephese-Fourviere-detail.jpg
Дата431
Принято
Предыдущий соборПервый Константинопольский собор
Следующий соборХалкидонский собор
Созванимператором Феодосием II
президентомКириллом Александрийским
Присутствие200–250 (представители папы прибыл поздно)
ТемыНесторианство, Богородица, Пелагианство, Премилленаризм
Документы и заявленияПодтверждение оригинал Никейского символа веры, осуждение ересей, объявление Марии «Богородицей», восемь канонов
Хронологический список Вселенских соборов

Эфесский собор был собором христиан епископы собрались в Эфесе (около нынешнего Сельчук в Турции ) в 431 году нашей эры римским императором Феодосием II. Этот третий экуменический собор, попытка достичь консенсуса в церкви через собрание, представляющее все христианство, подтвердил оригинальный Никейский символ веры и осудил учение Нестория, Патриарха Константинополя, который считал, что Дева Мария может называться Христотокос, "Рождение Податель Христа », но не Богородица,« Рожденная от Бога ». Он собирался в июне и июле 431 года в церкви Марии в Эфесе в Анатолии.

Содержание
  • 1 Общие сведения
  • 2 История
    • 2.1 Политические контекст
    • 2.2 Теологический контекст
    • 2.3 Созыв
    • 2.4 Ассамблея
    • 2.5 Первое заседание - 22 июня
    • 2.6 Прибытие антиохийской делегации
    • 2.7 Второе заседание - 10 июля
    • 2.8 Третье заседание - 11 июля
    • 2.9 Четвертая сессия - 16 июля
    • 2.10 Пятая сессия - 17 июля
    • 2.11 Шестая сессия - 22 июля
    • 2.12 Седьмая сессия - 31 июля
  • 3 Каноны и декларации
  • 4 Подтверждение действий Совета
  • 5 Последствия
    • 5.1 Примирение
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

Доктрина Нестория, несторианство, который подчеркивал различие между человеческой и божественной природой Христа и утверждал, что Марию следует называть Христотокос (носительница Христа), но не Богородица (носительница Бога), привел его к конфликту с другими церковными лидерами, в первую очередь Кирилл, Патрия рч Александрии. Сам Несторий просил Императора созвать собор, надеясь, что это подтвердит его ортодоксальность ; Собор фактически осудил его учение как ересь. Совет объявил Марию Богородицей (Богородица ).

Спор между Несторием и Кириллом заставил последнего искать подтверждения у Папы Селестины I, который уполномочил Кирилла просить Нестория отречься от своего положения или лицо отлучение. Несторий умолял императора Восточной Римской империи Феодосия II созвать совет, на котором можно было бы озвучить все претензии, надеясь, что он будет оправдан, и Кирилл

Приблизительно 250 епископов. Судебное разбирательство проходило в атмосфере ожесточенной конфронтации и взаимных обвинений и создало серьезную напряженность между Кириллом и Феодосием II. Кирилл решительно переиграл Нестория и удалил его. из его см., и его учения были официально анафематствованы. Это ускорило несторианский раскол, в результате которого церкви, поддерживающие Нестория, особенно в Персидской империи Сасанидов, были отделены от остального христианского мира и стали я известен как несторианское христианство, или Церковь Востока, нынешними представителями которой являются Ассирийская Церковь Востока, Древняя Церковь Востока, Халдейская Сирийская Церковь и Халдейская Католическая Церковь. Сам Несторий удалился в монастырь, позже отказавшись от своей несторианской позиции.

История

Политический контекст

Макгукин ссылается на «врожденное соперничество» между Александрия и Константинополь как важный фактор в споре между Кириллом Александрийским и Несторием. Однако он подчеркивает, что, поскольку политическая конкуренция способствовала «общей атмосфере инакомыслия», противоречие не может быть сведено только к уровню «столкновений личностей» или «политических антагонизмов». Согласно Макгукину, Кирилл рассматривал «возвышенный интеллектуальный аргумент о христологии» как одно и то же, что и «обоснованность и безопасность простой христианской жизни».

Даже в Константинополе некоторые поддерживали римско-александрийскую и другие поддерживали несторианские фракции. Например, Пульхерия поддерживала римско-александрийских пап, в то время как император и его жена поддерживали Нестория.

Богословский контекст

Спор по поводу учения Нестория, который он развивал во время своего правления. учеба в Антиохийской школе, в значительной степени вращалась вокруг его отказа от давно используемого титула Богородица («Богородица») для Девы Марии. Вскоре после своего прибытия в Константинополь Несторий оказался вовлеченным в споры двух богословских фракций, которые различались по своей христологии.

Макгукин приписывает важность Нестория тому, что он был представителем антиохийской традиции, и характеризует его как «последовательного, если не слишком ясно, представитель давней антиохийской догматической традиции ». Несторий был очень удивлен тем, что то, что он всегда учил в Антиохии без каких-либо споров, оказалось столь нежелательным для христиан Константинополя. Несторий подчеркивал двойственную природу Христа, пытаясь найти золотую середину между теми, кто подчеркивал тот факт, что во Христе Бог родился как человек, настаивал на том, чтобы называть Деву Марию Богородица (греч. : Θεοτόκος, «Богоносец»), и те, кто отверг этот титул, потому что Бог как вечное существо не мог родиться. Несторий предложил титул Христотокос (Χριστοτόκος, «носитель Христа»), но это предложение не было принято ни одной из сторон.

Несторий попытался ответить на вопрос, который считался нерешенным: «Как может Иисус Христос, будучи наполовину человеком, не быть также и отчасти грешником, если человек по определению грешник после грехопадения?» Чтобы решить эту проблему, он учил, что Мария, мать Иисуса родила воплощенного Христа, а не божественного Логоса, который существовал до Марии и даже до самого времени. Логос занимал часть человеческой души (ту часть человека, которая была запятнана Падением). Но разве отсутствие человеческой души не сделало бы Иисуса менее человечным? Несторий отверг это предположение, ответив, что, поскольку человеческая душа была основана на архетипе Логоса, только для того, чтобы быть оскверненной грехопадением, Иисус был «более» человеком из-за наличия Логоса, а не «менее». Следовательно, Несторий утверждал, что Деву Марию следует называть Христотокос, что по-гречески означает «Рожденная Христова», а не Богородица, по-гречески «Рожденная от Бога».

Несторий верил, что союз человеческого и божественного невозможен. Если произойдет такое объединение человеческого и божественного, Несторий верил, что Христос не может действительно быть сообразительным с Богом и с нами, потому что он будет расти, созревать, страдать и умирать (чего Несторий утверждал, что Бог не может сделать), а также будет обладать силой Бога, которая отделит его от равного людям.

Согласно Макгукину, несколько рассказов середины двадцатого века имели тенденцию «романтизировать» Нестория; В противовес этой точке зрения, он утверждает, что Несторий был не менее догматичен и бескомпромиссен, чем Кирилл, и что он был полностью так же готов использовать свои политические и канонические полномочия, как Кирилл или любой из других иерархов того периода.

Противники Нестория обвиняли его в разделении божественности и человечности Христа на две личности, существующие в одном теле, тем самым отрицая реальность воплощения. Евсевий, мирянин, впоследствии ставший епископом соседнего Дорилея, первым обвинил Нестория в ереси, но его самым сильным противником был патриарх Кирилл Александрийский. Кирилл утверждал, что несторианство раскололо Иисуса пополам, и отрицал, что он был одновременно человеком и божеством.

Кирилл обратился к Папе Селестине I, обвиняя Нестория в ереси. Папа согласился и дал Кириллу право вручить Несторию уведомление об отречении от своих взглядов в течение десяти дней, в противном случае он будет отлучен. Прежде чем действовать по поручению Папы, Кирилл созвал синод египетских епископов, который также осудил Нестория. Затем Кирилл послал четырех епископов-суфражистов, чтобы они доставили как поручение Папы, так и синодальное письмо египетских епископов. Кирилл послал Несторию письмо, известное как «Третье послание святого Кирилла Несторию». Это послание в значительной степени основывалось на установленных святоотеческих конституциях и содержало самую известную статью александрийского православия: «Двенадцать анафем святого Кирилла». В этих анафемах Кирилл отлучил от церкви всех, кто следовал учению Нестория. Например, «Всякий, кто осмелится отрицать титул Пресвятой Богородицы Богородица, - Анафема!» Однако Несторий все еще не раскаивался. Макгукин указывает, что другие представители антиохийской традиции, такие как Иоанн Антиохийский, Феодорит и Андрей Самосатский, смогли понять «суть аргумента в пользу Непорочность Христа »и признают« опрометчивый характер неподвижности Нестория ». Обеспокоенные возможностью отрицательного результата на соборе, они призвали Нестория уступить и принять использование титула Богородицы, когда речь идет о Деве Марии.

Например, Иоанн Антиохийский написал Несторию, убеждая его подчиниться приговору Папы и прекратить разжигать споры по поводу слова, которое ему не нравилось (Богородица), но которое могло быть истолковано как имеющее ортодоксальное значение, особенно в свете того факта, что многие святые и доктора церкви санкционировали это слово, употребляя его самих себя. Иоанн написал Несторию: «Не теряй головы. Десять дней! Вам не понадобится двадцать четыре часа, чтобы дать необходимый ответ… Спросите совета у людей, которым вы можете доверять. Попросите их рассказать вам факты, вам понравится не только то, что они думают... Весь Восток настроен против вас, а также Египет ». Несмотря на этот совет своих коллег, Несторий упорствовал в сохранении правильности своей позиции.

Созыв

Эфесского Собора в 431 г. в базилике Фурвьер, Лион

19 ноября Несторий, предвосхищая ультиматум, который должен был быть поставлен, убедил императора Феодосию II созвать общий совет, на котором Несторий надеялся обвинить Кирилла в ереси и тем самым подтвердить свои собственные учения. Феодосий издал Сакру, призывающую митрополичьих епископов собраться в городе Эфесе, который был особым местом для поклонения Марии, где была популярна формула Богородицы. Каждый епископ должен был приносить только своих самых выдающихся суфражисток. Датой открытия Собора, установленной Императором, была Пятидесятница (7 июня) 431.

МакГукин отмечает, что неопределенность Сакры привела к широким вариациям толкования различными епископами. В частности, обширность церковной территории Иоанна Антиохийского требовала длительного периода времени, чтобы уведомить и собрать его делегатов. Поскольку путешествие по суше из Антиохии в Эфес было долгим и трудным, Иоанн составил свою делегацию из своих митрополичьих епископов, которым было запрещено брать с собой не более двух суфражисток каждый. Поступив так, он уменьшил число тех, кому придется ехать в Эфес. Ни один из императоров не присутствовал на соборе. Феодосий назначил графа Кандидиана главой императорской дворцовой гвардии, чтобы он представлял его, контролировал работу Совета и поддерживал порядок в городе Эфес. Несмотря на намерение Нестория преследовать Кирилла в судебном порядке, Феодосий намеревался, чтобы собор сосредоточился исключительно на христологическом споре. Таким образом, он дал Кандидиану строгое указание оставаться нейтральным и не вмешиваться в богословские дела. Принято считать, что Кандидиан изначально сохранял нейтралитет в соответствии с указаниями императора и только постепенно стал более склонным к Несторию. Макгукин, однако, предполагает, что Кандидиан, возможно, с самого начала поддерживал Нестория.

Ассамблея

Селестина послала Аркадия и Проекта, чтобы они представляли себя и свой римский совет; кроме того, он послал римского священника Филиппа в качестве своего личного представителя. Кирилл Патриарх Александрийский был председателем совета. Селестина приказала папским легатам не участвовать в обсуждениях, а вынести решение по ним.

Епископы прибыли в Эфес в течение нескольких недель. Ожидая прибытия других епископов, они участвовали в неформальных обсуждениях, которые характеризовались как стремление «усугубить, а не устранить разногласия». Митрополит Эфесский Мемнон уже присутствовал со своими 52 епископами. Несторий и его 16 епископов были первыми, кто прибыл вскоре после Пасхи. Как архиепископ имперского города Константинополя, он путешествовал с отрядом войск, которым командовал граф Кандидиан. Макгукин отмечает, что войска были здесь не для того, чтобы служить телохранителем Нестория, а для того, чтобы поддержать Кандидиана в его роли представителя императора. Однако Макгукин предполагает, что постепенный отказ Кандидиана от нейтралитета в пользу Нестория, возможно, создал впечатление, что войска Кандидиана на самом деле были там, чтобы поддержать Нестория. Кандидиан приказал всем монахам и чужеземцам покинуть город; он далее проинструктировал епископов не покидать его ни под каким предлогом до завершения Собора. Некоторые источники комментируют, что целью этого запрета было не дать епископам покинуть собор и обратиться напрямую к императору.

Согласно Макгукину, Мемнон, как епископ Эфеса, требовал «пылкой и неоспоримой лояльности» местное население и, таким образом, могло рассчитывать на поддержку местных группировок, чтобы уравновесить военную мощь войск Кандидиана. Ввиду вердикта Рима против Нестория, Мемнон отказался общаться с Несторием, закрывая для него церкви Эфеса.

Кирилл привел с собой 50 епископов, прибывших всего за несколько дней до Пятидесятницы. Было очень мало епископов, представляющих Запад, поскольку представители папы не приедут до июля. Палестинская делегация из 16 епископов и митрополита Филиппинского Флавиана прибыла через 5 дней после назначенной даты открытия собора и присоединилась к Кириллу.

В этот момент Кирилл объявил о своем намерении открыть собор. ; однако Кандидиан запретил ему это делать на том основании, что римская и антиохийская делегации еще не прибыли. Кирилл первоначально согласился на предписание Кандидиана, зная, что он не может по закону созвать собор без официального чтения Священного Писания Императора.

Ряд епископов, которые не определились между Несторием и Кириллом, не хотели давать Кириллу: как одна сторона в споре, право председательствовать на собрании и определять повестку дня; однако они начали принимать сторону Кирилла по разным причинам.

Различные обстоятельства, включая обходной путь, вызванный наводнением, а также болезнь и смерть некоторых делегатов, серьезно задержали Иоанна Антиохийского и его епископов. Ходили слухи, что Иоанн мог откладывать свое прибытие, чтобы избежать участия в совете, который, вероятно, осудил Нестория как еретика.

Первая сессия - 22 июня

Через две недели после даты установленный для совета, Джон и основная часть его сирийской группы (42 члена) еще не появились. В этот момент Кирилл официально открыл собор в понедельник, 22 июня, возведя на престол Евангелие в центре церкви, как символ присутствия Христа среди собравшихся епископов.

Несмотря на три отдельных вызова, Несторий отказался признать Право Кирилла судить его и рассматривал открытие собора до прибытия контингента антиохийцев как «вопиющую несправедливость». 68 епископов, которые выступили против открытия собора, вошли в церковь в знак протеста, прибыв с графом Кандидианом, который заявил, что собрание было незаконным и должно разойтись. Он призвал Кирилла подождать еще четыре дня прибытия сирийской делегации. Однако, поскольку теперь присутствовали даже епископы, выступавшие против открытия собора, Кирилл с помощью уловки маневрировал Кандидиана, чтобы зачитать текст указа Императора о созыве, который собрание затем провозгласило признанием его собственной законности.

Прибытие антиохийской делегации

Когда Иоанн Антиохийский и его сирийские епископы наконец достигли Эфеса через пять дней после собора, они встретились с Кандидианом, который сообщил им, что Кирилл начал собор без них и утвердил осуждение Селестиной Нестория как еретика. Возмущенные тем, что они предприняли такое долгое и трудное путешествие, которое было предотвращено действиями Кирилловского собора, Иоанн и сирийские епископы провели свой Собор под председательством Кандидиана. Этот совет осудил Кирилла за поддержку ересей ариан, аполлинариев и евномиан и осудил Мемнона за подстрекательство к насилию. Епископы на этом соборе низложили Кирилла и Мемнона. Первоначально император согласился с действиями совета Иоанна, но в конце концов отозвал свое согласие.

Вторая сессия - 10 июля

Вторая сессия проходила в епископальной резиденции Мемнона. Филипп, как папский легат, открыл заседание, отметив, что данный вопрос относительно Нестория уже был решен Папой Селестином, о чем свидетельствует его письмо, которое было зачитано собравшимся епископам на первом заседании. Он указал, что у него есть второе письмо от Селестины, которое было зачитано присутствующим епископам. Письмо содержало общий призыв к собору и заканчивалось тем, что легаты получили инструкции выполнить то, что папа решил по этому вопросу, и выражало уверенность Селестины в том, что совет согласится. Епископы выразили свое одобрение, приветствуя Селестину и Кирилла. Projectus указал, что папское письмо предписывало собору привести в исполнение приговор, вынесенный Селестиной. Фирм, экзарх Кесарии в Каппадокии, ответил, что приговор папы уже был приведен в исполнение на первом заседании. Сессия завершилась чтением папского письма императору.

Третья сессия - 11 июля

Прочитав Деяния первой сессии, папские легаты указали, что все, что требовалось, было чтобы совет осудил Нестория официально зачитал в их присутствии. Когда это было сделано, каждый из трех легатов подтвердил действия совета, подписав акты всех трех сессий. Собор направил Феодосию письмо, в котором указывалось, что осуждение Нестория было согласовано не только епископами Востока, собравшимися в Эфесе, но и епископами Запада, которые собрались на синоде в Риме, созванном Целестиной. Епископы попросили Феодосия отпустить их домой, так как многие из них пострадали от их пребывания в Эфесе.

Четвертая сессия - 16 июля

На четвертой сессии Кирилл и Мемнон представили формальную протест против Иоанна Антиохийского за созыв отдельного консилиабулума. Совет приказал ему явиться к ним, но он даже не принял посланников, посланных вручить ему вызов.

Пятая сессия - 17 июля

На следующий день пятая. заседание проходило в той же церкви. Иоанн установил в городе плакат, обвиняющий синод в ереси аполлинариев. Его снова процитировали, и это посчитали третьим каноническим вызовом. Он не обратил внимания. Вследствие этого собор отстранил и отлучил его вместе с тридцатью четырьмя епископами его партии, но воздержался от их смещения. Некоторые из отряда Джона уже покинули его, а он получил только несколько. В письмах к императору и папе, которые затем были отправлены, синод описал себя как теперь состоящий из 210 епископов. В длинном письме к Селестине дается полный отчет о совете и упоминается, что указы папы против пелагиан были прочитаны и подтверждены.

Шестая сессия - 22 июля

На этой сессии епископы одобрили канон 7, в котором осуждались любые отклонения от вероучения, установленного Первым Никейским собором, в частности, экспозиция священника Харисиуса. Согласно донесению Кирилла Селестине, Ювенал Иерусалимский пытался, но не смог создать для себя патриархат на территории антиохийского патриархата, в котором находился его престол. В конечном итоге он преуспел в этой цели двадцать лет спустя на Халкидонском соборе.

седьмой сессии - 31 июля

На этой сессии собор одобрил заявление епископов Кипра о том, что их кафедра была издревле и по праву освобождены от юрисдикции Антиохии. Совет также принял пять канонов, осуждающих Нестория и Целестиуса и их последователей как еретиков, а также шестой канон, объявляющий отстранение от духовной должности или отлучение тех, кто не принимал постановления Совета.

Каноны и декларации
Кирилл Александрийский

Было принято восемь канонов:

  • Канон 1–5 осудил Нестория и Целестиуса и их последователей как еретики
  • Канон 6 постановил смещение с должности духовенства или отлучение от церкви для тех, кто не принимал указы Совета
  • Канон 7 осудил любое отступление от веры, установленной Первый Никейский собор (325 г.), в частности экспозиция священника Харисиуса.
  • Канон 8 осудил вмешательство епископа Антиохийского в дела Церкви на Кипре и постановил в целом, что ни один епископ не должен «брать на себя контроль над какой-либо провинцией, которая до сих пор, с самого начала, не находилась под его собственной рукой или под рукой его предшественников […] во избежание нарушения канонов отцов».

Собор осудил учение Нестория как ошибочное и постановил, что Иисус был одной личностью (ипостась), а не двумя отдельными личностями, но обладал как человеком, так и божеством. природа. Дева Мария должна была называться Богородица - греческое слово, означающее «Богоносец» (та, которая родила Бога).

Совет объявил «незаконным для любого человека выдвигать, или писать, или составлять иную (ἑτέραν) веру как соперницу той, которую установили святые отцы, собравшиеся со Святым Духом в Никее». В нем цитируется Никейский символ веры, принятый Первым Никейским в 325 году, а не дополненный и измененный Первым Константинопольским собором в 381.

Хотя некоторые ученые, такие как Норман Кон и Питер Тун, предположили, что Эфесский собор отверг премилленаризм, это неверное представление, и нет никаких свидетельств того, что Совет делал такое заявление.

Подтверждение действий Совета

Епископов на соборе Кирилла было больше, чем на соборе Иоанна Антиохийского почти в четыре раза. Кроме того, они получили согласие папских легатов и поддержку населения Эфеса, которое поддерживало их епископа Мемнона.

Однако граф Кандидиан и его войска поддержали Нестория, как и граф Ириней. Император всегда был твердым сторонником Нестория, но доклады совета его несколько потрясли. Группа Кирилла не могла связаться с императором из-за вмешательства сторонников Нестория как в Константинополе, так и в Эфесе. В конце концов, посыльный, замаскированный под нищего, смог отнести письмо в Константинополь, спрятав его в полой трости.

Хотя император Феодосий долгое время был стойким сторонником Нестория, его лояльность, похоже, была поколеблена отчетами совета Кирилла и заставила его прийти к экстраординарному решению ратифицировать показания, принятые обоими советами. Таким образом, он заявил, что Кирилл, Мемнон и Иоанн были низложены. Мемнона и Кирилла держали взаперти. Но, несмотря на все усилия антиохийской стороны, представители послов, которых совету в конечном итоге было разрешено послать ко двору вместе с легатом Филиппом, убедили императора принять совет Кирилла как истинный. Увидев надпись на стене и предвкушая свою судьбу, Несторий попросил разрешения удалиться в свой бывший монастырь. Синод был распущен в начале октября, и 30 октября Кирилл с большой радостью прибыл в Александрию. Папа Селестин умер 27 июля, но его преемник, Сикст III, дал папское подтверждение действиям Собора.

Последствия
Христологический спектр в течение V – VII веков, демонстрирующий взгляды Церкви Востока (голубой), Miaphysite (светло-красный) и западных церквей, то есть восточно-православных и католических (светло-фиолетовый)

События вызвали серьезный раскол между последователями различных версий совета, который был устранен только трудными переговорами. Фракции, поддерживающие Иоанна Антиохийского, согласились с осуждением Нестория и после дополнительных разъяснений приняли решения совета Кирилла. Однако раскол снова откроется во время дебатов, приведших к Халкидонскому собору..

Персия долгое время была домом для христианской общины, преследуемой зороастрийским большинством, которое обвиняло это римские наклонности. В 424 году Персидская церковь объявила себя независимой от Византийской и всех других церквей, чтобы отразить обвинения в иностранной принадлежности. После несторианского раскола Персидская церковь все больше присоединялась к несторианам, что поощрялось зороастрийским правящим классом. В течение следующих десятилетий Персидская церковь становилась все более несторианской по своей доктрине, способствуя разобщению между христианством в Персии и Римской империи. В 486 г. митрополит Нисибис, Барсаума публично признал наставника Нестория, Феодора Мопсуестийского, как духовного авторитета. В 489 году, когда школа Эдессы в Месопотамии была закрыта византийским императором Зеноном из-за несторианских учений, школа переехала в свой первоначальный дом Нисибис, став снова школой Нисибис, что привело к волне несторианской иммиграции в Персию. Персидский патриарх Мар Бабай I (497–502) вновь подтвердил и расширил уважение церкви к Теодору, укрепив принятие церковью несторианства.

Примирение

В 1994 г. Общая христологическая декларация между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока знаменовала собой разрешение спора между этими двумя церквями, существовавшего после Эфесского собора. Они выразили свое общее понимание доктрины о божественности и человечности Христа и признали законность и правильность своих соответствующих описаний Марии как, с ассирийской стороны, «Матери Христа, нашего Бога и Спасителя», а с католической стороны. стороны, как «Богородица», а также как «Мать Христа».

Ссылки
Источники
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Советом Эфес.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 14:02:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте