Христианизация Болгарии

редактировать
Процесс, посредством которого средневековая Болгария 9-го века обратилась в христианство

Крещение Болгарии
Крещение Преславского двора. jpg Крещение Плиский двор Николая Павловича (1835-1894) - дата завершения неизвестна
Дата864 г. н.э.
МестоположениеПервое Болгарское царство
РезультатБолгария обращается в христианство

Христианизация Болгарии представляла собой процесс, в ходе которого средневековье 9-го века Болгария обратила в христианство. Это отражало необходимость единства внутри религиозно разделенного болгарского государства, а также необходимость равного принятия на международной арене в христианской Европе. Этот процесс характеризовался сменой политических союзов Бориса I Болгарии (правил 852-889 гг.) С царством восточных франков и Византийской империей, а также его дипломатическая переписка с Папой ().

Из-за стратегического положения Болгарии церкви Рима и Константинополя хотели, чтобы Болгария находилась в сфере своего влияния. Они рассматривали христианизацию как средство интеграции славян в свой регион. После нескольких попыток каждой стороны хан принял христианство из Константинополя в 870 году. В результате он достиг своей цели - получить независимую болгарскую национальную церковь и назначить ее главой архиепископа.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Первоначальные неудачи
  • 2 Согласование с Востоком
  • 3 Причины христианизации
  • 4 Реакция
  • 5 Выбор между Римом и Константинополем
  • 6 Результат
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
История вопроса
Болгария под властью Бориса I

Когда хан Борис начал свое правление в 852 году, международное положение в Юго-Восточная Европа характеризовалась гонкой за влияние в регионе, как культурное, так и политическое. Конфликт с Византийской империей за господство над славянскими племенами в современной Македонии и Фракии был еще далек от разрешения. В среднем Дунайском регионе интересы Болгарии пересекались с интересами формирующегося Восточного франков и княжества Великой Моравии. Примерно в тот период Хорватия вышла на международную арену, неся собственные амбиции и требования территорий в регионе.

В большем масштабе напряженность между Константинополем и Римом нарастала. Оба центра соревновались за то, чтобы возглавить христианизацию, которая объединит славян Южной и Центральной Европы. Болгарское ханство и Королевство Восточных франков установили дипломатические отношения уже в 20-30-х годах IX века. В 852 г., в начале правления хана Бориса, в Майнц было отправлено болгарское посольство, чтобы сообщить Людовику II о смене власти в Плиске, болгарская столица. Скорее всего, посольство также работало над возобновлением болгарско-германского союза.

Первоначальные неудачи

Некоторое время спустя хан Борис заключил союз с Растиславом Моравским (846–870) по инициативе короля западных франков, Карл Лысый (840–877). Германское королевство ответило атакой и поражением Болгарии, вынудив хана Бориса позже восстановить союз с германским королем, направленный против Великой Моравии, византийского союзника. Ситуация представляла большой риск для ослабленного болгарского государства. Война разразилась с Византийской империей между 855 и 856. Византийцы хотели восстановить контроль над некоторыми крепостями на Диагональной дороге (Via Diagonalis или Via Militaris ), которая шла из Константинополя через Филиппополис (Пловдив ), Найссус (Ниш ) и Сингидунум (Белград ). Византийская империя одержала победу и отвоевала ряд городов, в том числе Филиппополис.

В 861 году хан Борис заключил союз с восточно-франкским королем Людовиком Немецким, сообщая ему, что он хотел бы принять христианство по западному обряду. Этот новый союз угрожал Великой Моравии, которая обратилась за помощью к Византии (862–863). Это было одновременно с византийской миссией в Великую Моравию. Кирилл и его брат Мефодий намеревались приблизить Великую Моравию к Константинополю и усилить там византийское влияние.

Хан Борис больше интересовался первым славянским алфавитом, созданным Кириллом и Мефодием. Болгария хотела ввести славянский алфавит, а также средство остановить культурное влияние Византийской империи.

В последние месяцы 863 года византийцы снова напали на Болгарию, вероятно, после того, как их моравские союзники сообщили, что Борис сказал германскому королю, что он готов принять христианство, и Византии пришлось помешать ему принять христианство с Рим. Зависимая от Рима Болгария во внутренних районах Константинополя представляла угрозу непосредственным интересам Византийской империи.

Объединение с Востоком
Крещение святого Бориса I.

До того, как произошли какие-либо военные действия, хан Борис был вынужден просить мира из-за своей неподготовленности к войне из-за того, что Болгария была сильно пострадал от неурожая и землетрясений в том году, что Борис, возможно, принял за знак обращения в соответствии с восточным обрядом. Начались переговоры, и Борис пообещал принять восточно-православное христианство вместе со своим народом, попросив миссионеров приехать в Болгарию и начать процесс.

Обе стороны заключили «глубокий мир» сроком на 30 лет. В обмен на обращение Болгарии византийцы вернули ранее завоеванные земли. Поздней осенью 864 г. миссия Константинопольского патриарха Фотия прибыла в болгарскую столицу Плиска и обратила в христианство хана, его семью и высокопоставленных лиц. сановники. Борису было дано христианское имя Михаил (после византийского императора Михаил III ) и, по мнению большинства ученых, он изменил свой титул на славянский эквивалент короля (Князь ). После этого болгарское население начало переходить в христианство.

Причины христианизации

После завоеваний хана Крума Болгарии в начале IX века Болгария стала важной региональной державой в Юго-Восточной Европе. Его дальнейшее развитие было связано с Византийской и Восточно-франкской империями. Поскольку оба эти государства были христианскими, языческая Болгария оставалась более или менее изолированной, неспособной взаимодействовать на равных основаниях, ни культурно, ни религиозно.

После обращения саксов большая часть Европы стала христианской. Сохранение язычества среди булгар и славян, этнических групп, которые образовали, наряду с местным, романизированным (позже называемым валахами) или эллинизированным христианским фракийским населением, Болгарский народ и нация принесли еще один недостаток - объединению языческих и христианских этносов препятствовали их различные религиозные верования. Христианство уходит корнями в болгарские земли до образования болгарского государства через коренное население, упомянутое выше.

Реакция
Болгары молят Бога, чтобы голод ушел.

Людовик Немец не был удовлетворен планом Бориса, но он не довел свои опасения до открытого конфликта.

По мере того как византийские миссии обращали болгар в веру, их силы побуждали людей разрушать языческие святые места. Консервативные болгарские аристократические круги выступали против такого разрушения, поскольку они проводили духовные ритуалы. В 865 году недовольные со всех десяти административных округов (комитатов) восстали против князя Бориса, обвиняя его в том, что он дал им «плохой закон». Повстанцы двинулись к столице, намереваясь схватить и убить князя и восстановить старую религию.

Известно лишь, что князь Борис собрал верных ему людей и подавил восстание. Отмечается, что Божье чудо помогло Борису выиграть битву, а доспехи, которые он носил во время битвы, попросили у Папы в подарок. Он приказал казнить руководителей восстания - бояр и всех их сыновей - 52 мятежника. Простому народу, который «хотел совершить покаяние », было позволено уйти без вреда.

До конца жизни князя Бориса преследовало чувство вины за жестокость убийства сыновей руководителей восстания и моральную цену его решения в 865 году. В его более поздней переписке с Папой Николаем I, князь спросил, не выходили ли его действия за пределы христианского смирения. Папа ответил:

... Ты согрешил скорее из-за рвения и незнания, чем из-за других пороков. Вы получаете прощение, благодать и милосердие Христа, поскольку за вас последовало покаяние.

Различные интерпретации исторических записей привели некоторых историков к мнению, что князь казнил почти половину болгарской аристократии, чтобы положить конец религиозному и политическому конфликту. Его аристократические противники опасались, что Византийская империя распространит свое влияние через христианство и разрушит Болгарию. В то время, в средние века, болгары считали «христиан» эквивалентными своим традиционным конкурентам «византийцам» или «грекам», как их чаще всего называли. Многие болгары думали, что вместе с христианством они будут вынуждены принять византийский образ жизни и нравы.

Выбор между Римом и Константинополем
Надпись Балши

Князь Борис понимал, что христианизация его подданных приведет к большему византийскому влиянию. Литургия совершалась на греческом языке, а новообразованная Болгарская церковь подчинялась Константинопольской церкви. Восстание против новой религии побудило князя попросить Константинополь разрешить болгарской церкви независимый статус.

Когда Константинополь отказался предоставить болгарской церкви независимость, князь Борис обратился к Папе. В конце августа 866 г. болгарская миссия во главе с каваном Петром прибыла в Рим со списком 115 вопросов князя Бориса. Они имели отношение к христианскому образу жизни новообращенных болгар и потенциальной организации будущей болгарской церкви под юрисдикцией Рима. 13 ноября 866 ​​г. болгарский князь получил от Папы 106 ответов. Формоза из Портуа и Павел Популонский возглавляли миссию Папы. В то же время Папа отправил в Константинополь других эмиссаров.

Когда прибыла римская клерикальная миссия, Борис был достаточно доволен ответом Рима и приказал византийской миссии покинуть Болгарию. Это рассматривалось как официальное изменение ориентации Болгарии с Константинополя на Рим. Увидев там эмиссаров Рима, немецкая миссия также покинула Болгарию, убедившись, что Болгария будет в римской епархии.

Император Михаил III был недоволен изгнанием Болгарией византийского духовенства. В письме князю Борису византийский император выразил свое неодобрение религиозной переориентации Болгарии, используя оскорбительные выражения против Римской церкви. Это вызвало давнее соперничество между двумя ветвями христианства. Менее чем за два года имя Болгарии стало широко известно в Западной Европе.

В Константинополе люди нервно наблюдали за событиями, происходящими в Болгарии. Они считали, что проримская Болгария угрожает непосредственным интересам Константинополя. Летом 867 г. в византийской столице состоялся религиозный собор, на котором священнослужители раскритиковали действия Римской церкви по вербовке Болгарии. Папа Николай I был предан анафеме.

Не теряя времени, князь Борис попросил Папу назначить Формоза Портуса, который спустя годы стал Папой Формозом, как болгарский архиепископ. Папа отказался, официально ответив, что на Формозе уже была епархия.

. Папа приказал новым лидерам, Доминику Тривенскому и Гримвальду из Полимартии, отправить миссию в Болгарию. Вскоре после этого Николас умер. Его преемник Папа Адриан II (867-872) также не ответил на просьбу князя Бориса о назначении болгарского архиепископа.

Князь Борис предложил другого кандидата в болгарского архиепископа, Маринуса. Диакон Марин в это время был папским легатом в Константинополе и не имел епархии, но Папа отказался. Вместо этого он получил клерика по имени Сильвестр, человека настолько низкого в иерархии, что он не был уполномочен проводить литургию в одиночку. После трехдневного пребывания в Плиске болгары отправили его обратно в Рим в сопровождении эмиссаров с жалобой князя Бориса. Борис воспринял отказ Рима в его просьбе и промедления как оскорбление и признак нежелания Папы согласовать с ним выбор болгарского архиепископа. Маринус стал Папой всего несколько лет спустя с именем Папа Марин I.

В результате Борис снова начал переговоры с Константинополем, с которым он ожидал большего сотрудничества, чем было показано в прошлом. Но 23 сентября 867 года император Михаил III был убит своим близким знакомым Василием, основавшим македонскую династию, правившую империей до 1057 года. Патриарх Фотий сменил его идейный соперник Игнатий (847-858; 867-877). Новые правители Византийской империи быстро снизили напряженность между Константинополем и Римом. Папе Адриану II потребовалась помощь Василия I против нападений арабов в Южной Италии. С другой стороны, Византия ожидала поддержки Папой Патриарха Игнатия.

Результат

В результате договоренности лидеров в Константинополе был проведен церковный собор. После окончания официальных конференций 28 февраля в Константинополь прибыли 870 болгарских эмиссаров, посланных князем и возглавляемых Ичиргубойлом (первым советником князя) Стасисом, кан-Богатуром (высокопоставленным аристократом) Сондоке. Кан-Таркан (высокопоставленный военачальник) и другие.

Мало кто подозревал настоящую цель этих эмиссаров. 4 марта император Василий I закрыл собор торжеством в императорском дворце. Присутствовал болгарский Кавкан (примерно вицехан или викняз) Петр. Поприветствовав представителей Римской и Византийской церквей (Римская была первой), Кавкан Петр спросил, под чью юрисдикцию должна подпадать Болгарская Церковь. Римские представители не были готовы обсуждать этот вопрос.

Судя по всему, между Византийским Патриархом, Императором и болгарскими посланниками было заключено секретное соглашение. Православные отцы немедленно спросили у болгар, чье духовенство они нашли, когда пришли на земли, которыми они теперь управляли. Они ответили «по-гречески». Православные отцы заявляли, что право надзора за Болгарской церковью принадлежит только Константинопольской Матери-Церкви, которая в прошлом владела этими землями юрисдикцией.

Протесты эмиссаров Папы не были приняты во внимание. С одобрения князя и отцов Собора Болгарская Церковь была объявлена ​​архиепископством. Архиепископ должен был быть избран среди епископов с одобрения князя. Создание независимого болгарского архиепископства было беспрецедентным. Обычно независимые церкви основывались апостолами или учениками апостолов. В течение длительного периода Рим оспаривал притязания Константинополя на равенство с Римом на том основании, что Константинопольская Церковь не была основана апостолом Христа. До середины IX века в практике формально объединенной Церкви не было прецедентов создания национальных церквей среди новообращенных народов. Такая национализация церкви и литургии была исключительным явлением и вовсе не была частью практики других европейских христиан. Болгария создала этот прецедент и подала пример другим.

Всего через шесть лет после его обращения Православная Церковь даровала князю Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного верховного представителя (архиепископа). В течение следующих 10 лет Папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки восстановить свое влияние в Болгарии и убедить князя Бориса покинуть сферу Константинополя.

Обращение болгар в христианство и создание Болгарской национальной церкви заложили основу для беспрецедентного культурного процветания в Болгарии, которое началось после прибытия учеников святых Кирилла и Мефодия, которые под покровительством Князь Борис внедрил славянский алфавит своих учителей и основал литературные школы в Плиске и Охриде. Позднее это привело к тому, что славянский старославянский стал официальным языком Болгарской церкви и государства в 893 году нашей эры во время Преславского собора, а также в начале Золотого века. средневековой болгарской культуры, во время которой был создан кириллица алфавит.

См. Также
  • flag Портал о Болгарии
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с христианизацией Болгарии.
Примечания
Литература
  • Гюзелев В., (1988) Средневековая Болгария, Византийская империя, Черное море, Венеция, Генуя (Centre culturel du monde byzantin). Верлаг Байер.
Библиография
  • Салливан, Р.Э., (1994) Христианская миссионерская деятельность в раннем средневековье (серия сборников Variorum). Ashgate Publishing Limited, ISBN 0-86078-402-9.
  • Власто, А.П., (1970) Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян. Cambridge University Press.
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:58:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте