Борис I Болгарии

редактировать
Князь Болгарии
Борис I
Князь Болгарии
TzarBorisDidacticGospelConstantinePreslavski.jpg Святой царь Борис I, Равноапостольные
Царствование852–889
ПредшественникПресианин
ПреемникВладимир
Умер2 мая 907 г.. Монастырь около Преслава
СупругаМария
ВыпускВладимир. Гавраил. Симеон I. Евпраксия. Анна
Дом Династия Крумов
ОтецПресиан
РелигияХалкидонское христианство

Борис I, также известный как Борис-Михаил ( Михаил) и Богорис (церковнославянский : Борисъ А҃ / Борисъ-Михаилъ Булгарский : Борис I / Борис-Михаил; умер 2 мая 907 г.), был правителем Первое Болгарское царство в 852–889 гг. Во время своего крещения в 864 году Бориса назвали Михаилом в честь своего крестного отца, императора Михаила III. Историк Стивен Рансимен назвал его одной из величайших личностей в истории.

Несмотря на ряд военных неудач, правление Бориса I ознаменовалось значительными событиями, которые сформировали болгарский и европейская история. С христианизацией Болгарии в 864 году язычество было упразднено. Искусный дипломат, Борис I успешно использовал конфликт между Константинопольским Патриархатом и Папством, чтобы обеспечить автокефальную Болгарскую Церковь, тем самым сняв опасения знати по поводу Византийское вмешательство во внутренние дела Болгарии.

Когда в 885 году ученики святых Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии, Борис I дал им убежище и помог разработать кириллицу. и славянская литература. После того, как он отрекся от престола в 889 году, его старший сын и преемник попытался восстановить старую языческую религию, но был свергнут Борисом I. Во время Преславского Собора, который последовал за этим событием, византийское духовенство было заменено Болгар, а греческий язык был заменен на то, что теперь известно как старославянский, который в Болгарии известен как старобулгарский, как официальный язык церкви и штат.

Он считается святым в Православной церкви, князем и крестителем Болгарии, и равноапостольным с его праздником. День, отмечаемый 2 мая.

Содержание

  • 1 Имя и титулы
  • 2 Царствование
    • 2.1 Центральная Европа в IX веке
    • 2.2 Военные кампании
      • 2.2.1 Сербия
    • 2.3 Мотивы крещения и обращения в христианство
    • 2.4 Крещение болгар и учреждение болгарской церкви
    • 2.5 Изменения в болгарской культуре, вызванные Климентом и Наумом
    • 2.6 Реакция на обращение в религию
  • 3 Конец времен правления Бориса
  • 4 Наследие
  • 5 См. также
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Ресурсы

Имя и титулы

Монета Бориса-Михаила. Князь, отчеканен в 852–889 гг.

Наиболее распространена теория, что имя Борис имеет булгарское тюркское происхождение. После официального обращения в христианство Борис принял христианское имя Михаил. В исторических исследованиях его иногда называют Борисом-Михаилом.

Единственными прямыми доказательствами титула Бориса являются его печати и надпись, найденная недалеко от города Балш, современная Албания, и в Варна. Там его называют византийским титулом «архонт Болгарии», что обычно переводится как «правитель», а в 10-11 веках еще и как «князь» (Кнѧзъ, болг.). В булгарских источниках того периода Борис I именуется «Князь» или «Царь» («Царь», булг.), А во время Второго Болгарского царства - «Царь».

В современной историографии Бориса называют разными титулами. Большинство историков считают, что он изменил свой титул после обращения в христианство. По их словам, до крещения он имел титул Хан или Канасубиги, а после этого Князь.

Правление

Центральной Европой в 9 веке.

Начало 9 века ознаменовало начало ожесточенного соперничества между греческим Востоком и латинским Западом, которое в конечном итоге привело к расколу между восточными Православная Церковь в Константинополе и Католическая церковь в Риме.

Еще в 781 году Императрица Ирина начал искать более близкие отношения с династией Каролингов и папством. Она заключила брак между своим сыном, Константином, и Ротрудой, дочерью Карла Великого от его третьей жены Хильдегард. Ирэн дошла до того, что послала чиновника обучать франкскую принцессу греческому языку; однако сама Ирэн разорвала помолвку в 787 году против воли сына. Когда Второй Никейский собор 787 г. вновь ввел почитание икон при императрице Ирине, результат не был признан Карлом Великим, так как ни один франкский эмиссар не был приглашен, хотя Карл Великий к тому времени правил более трех провинций старой Римской империи. Хотя это улучшило отношения с папством, это не предотвратило начало войны с франками, которые захватили Истрию и Беневенто в 788 году.

Когда Карл Великий был провозглашен императором Священной Римской Империи Львом III, Папа фактически аннулировал легитимность Ирины. Он определенно желал усилить влияние папства и почтить своего покровителя Карла Великого. Ирэн, как и многие ее предшественники со времен Юстиниана I, была слишком слаба, чтобы защищать Рим и его сильно сокращенное население, а город не управлялся никаким императором. Таким образом, принятие Карлом Великим имперского титула не было воспринято как узурпация в глазах франков или итальянцев. Однако в Византии это считалось таковым, но протесты Ирины и ее преемника Никифора I не имели большого эффекта.

Моймир I сумел объединить славянских князей и основал Великую Моравию в 833 году. Его преемник, Растислав, также воевал с немцами. Оба государства пытались поддерживать хорошие отношения с Болгарией из-за ее значительной военной мощи.

Военные походы

Болгария под властью Бориса I

Борис I был сыном и преемником Пресиана I Болгарии. В 852 г. он послал посланников в Восточную Францию ​​ для подтверждения мирного договора 845 г. Во время своего вступления он угрожал византийцам вторжением, но его армии не напали, и он получил небольшую территорию в Странджа на юго-восток. Однако мирный договор не был подписан, хотя оба государства обменялись временными делегациями. В 854 году моравский князь Растислав уговорил Бориса I помочь ему против Восточной Франции. Согласно некоторым источникам, некоторые франки подкупили болгарского монарха, чтобы тот напал на Людовика Немецкого. Болгарско-славянский поход был катастрофой, и Людовик одержал великую победу и вторгся в Болгарию. В то же время хорваты вели войну против болгар. Оба народа мирно сосуществовали до того времени, что позволяет предположить, что Людовик обратил внимание хорватов на нападение на Болгарию и отвлечение внимания Бориса от его союза с Великой Моравией. Канасубиги Борис не смог добиться успеха, и обе стороны обменялись подарками и согласились на мир. В результате военных действий 855 года мир между Болгарией и Восточной Францией был восстановлен, и Растислав был вынужден сражаться против Людовика в одиночку. Между тем в 855–856 гг. Начался конфликт между византийцами и болгарами, и Борис, отвлеченный конфликтом с Людовиком, потерял Филиппополь (Пловдив ), область Загора, и порты вокруг Бургасского залива на Черном море для византийской армии во главе с Михаилом III и Цезарь Барда.

Сербия

После смерти князя Властимира Сербского около 850 года его государство было разделено между его сыновьями. Властимир и отец Бориса сражались друг против друга в болгарско-сербской войне 839–842, которая привела к победе сербов, и Борис стремился отомстить за это поражение. В 853 или 854 году болгарское войско под предводительством Владимира-Расате, сына Бориса I, вторглось в Сербию с целью замены византийского господства над сербами. Сербскую армию возглавлял Мутимир и два его брата; они разбили болгар, взяв Владимира и 12 бояр. Борис I и Мутимир договорились о мире (и, возможно, союзе), и Мутимир отправил своих сыновей Прибислава и Стефана на границу для сопровождения пленников, где они обменялись предметами в знак мир. Сам Борис преподнес им «богатые дары», а ему - «двух рабов, двух соколов, двух собак и 80 мехов ". Внутренний конфликт между сербскими братьями привел к тому, что Мутимир изгнал двух младших братьев болгарскому двору. Однако Мутимир держал при дворе племянника Петара по политическим причинам. Причина вражды неизвестна, хотя предполагается, что она была результатом предательства. Позже Петар победит Прибислава, сына Мутимира, и займет сербский трон.

Мотивы крещения и обращения в христианство

Изображение в мадридских скилицах крещения Бориса I.

Существует ряд версий того, почему Борис обратился в христианство. Некоторые историки связывают это с вмешательством его сестры, которая уже обратилась в веру, находясь в Константинополе. Другая история упоминает греческого раба при дворе правителя. Более мифологическая версия - это та, в которой Борис поражен и напуган иконой Судный день и, таким образом, решает принять христианство. Ричард Б. Спенс считает это решение осознанным, практичным и политическим.

По ряду дипломатических причин Борис заинтересовался обращением в христианство. Чтобы расширить свой контроль над славянским миром и получить союзника против одного из самых могущественных врагов булгар, Византийской империи, Борис стремился установить союз с Людовиком Германом против Ратислава Моравского. Посредством этого союза Людовик пообещал снабдить Бориса миссионеров, которые эффективно подчинят булгар Римской церкви. Однако в конце 863 года Византийская империя при императоре Михаиле III объявила войну Борису и булгарам в период голода и стихийных бедствий. Застигнутый врасплох, Борис был вынужден заключить мир с византийцами, пообещав принять христианство по восточным обрядам в обмен на мир и территориальные уступки во Фракии (он вернул себе область Загора, недавно восстановленную Византийцы). В начале 864 года Борис был тайно крещен в Плиске посольством византийского духовенства вместе со своей семьей и избранными членами болгарской знати. С императором Михаилом III в качестве крестного отца Борис также принял христианское имя Михаил.

Помимо дипломатических проблем, Борис был заинтересован в обращении себя и болгар в христианство, чтобы разрешить разобщенность внутри Болгарское общество. Когда он взошел на престол, булгары и славяне были отдельными элементами в пределах царства Бориса, а меньшинство булгар составляло военную аристократию. Ричард Спенс сравнивает это с отношениями между норманнами и саксами в Англии. Религиозное многообразие еще больше способствовало расколу в обществе. У славян была своя собственная политеистическая система верований, в то время как булгарская элита верила в Тангра, Бога Неба или Бога Неба. Прибытие Мефодия и его последователей представило кириллический алфавит, освободив болгар от зависимости от греческого языка как письменного и богослужебного языка. Возникла славянская христианская культура, которая помогла объединить царство.

Крещение болгар и основание Болгарской церкви

Описание крещения Бориса I в манасских хрониках.

После его крещения Первой важной задачей, которую взял на себя Борис, было крещение своих подданных, и для этой задачи он обратился к византийским священникам между 864 и 866 годами. В то же время Борис искал дальнейших инструкций о том, как вести христианский образ жизни и общество и как создать 51>автокефальная церковь от византийского патриарха Фотия. Ответ Фотия оказался менее чем удовлетворительным, и Борис стремился добиться более благоприятного урегулирования со стороны папства. Борис отправил эмиссаров во главе с каваном Петром с длинным списком вопросов к Папе Николаю I в Риме в августе 866 года и получил 106 подробных ответов с подробностями сущность религии, права, политики, обычаев и личной веры. Исходя из своей озабоченности по поводу крещения болгар, Борис также пожаловался Николаю на злоупотребления, совершенные византийскими священниками, ответственными за крещение болгар, и на то, как он может исправить последствия этих злоупотреблений. Папа временно замалчивал спорный вопрос об автокефальном статусе, которого добился Борис для своей церкви, и отправил большую группу миссионеров для продолжения обращения Болгарии в соответствии с западным обрядом. Переход Болгарии к папству привел в ярость Патриарха Фотия, который написал энциклику для восточного духовенства в 867 году, в которой осудил обычаи, связанные с западным обрядом и церковное вмешательство Рима в Болгарии. Это привело к фотийскому расколу, который стал важным шагом в расколе между восточной и западной церквями.

Чтобы дать свой ответ на вопросы Бориса, Папа Николай I послал в Болгарию двух епископов: Павла Популонского и Формоза Порто. Папа ожидал, что эти священники выполнят свои епископские обязанности, чтобы решить проблемы Бориса, но не намеревался, чтобы они поднялись до должностей, которые они заняли в булгарской иерархии. В Болгарии деятельность епископа Формоза (позднее Папа Формоза ) увенчалась успехом, пока папа не отклонил просьбу Бориса назначить Формоза архиепископом Болгарии. Николай оправдал отказ в просьбе, заявив, что «неканонично переводить уже установленного епископа с одной кафедры на другую». Новый Папа Адриан II отклонил просьбу Бориса о подобном назначении Формоза или Дьякона Марина (позже Папа Марин I ), после чего Болгария снова начала сдвигаться в сторону Константинополя. На Четвертом Константинопольском соборе в 870 году положение болгарской церкви было возобновлено болгарскими посланниками, и восточные патриархи вынесли решение в пользу Константинополя. Это определило будущее Болгарской Православной Церкви, которой Константинопольский Патриархат и самим архиепископом предоставили статус автокефального архиепископства. Позже, в 870-х годах, Константинопольский патриарх передал Болгарию папству, но эта уступка была чисто номинальной, так как не повлияла на фактическое положение автокефальной церкви Болгарии.

Христианизация болгар в результате Действия Бориса оказали глубокое влияние не только на систему религиозных убеждений болгар, но и на структуру болгарского правительства. Приняв христианство, Борис принял титул царя и присоединился к сообществу народов, принявших Христа, к великой радости Восточной Римской империи, которая позже была названа историками Византией.

Ближе к концу. В период своего правления Борис начал увеличивать количество местного болгарского духовенства. Следовательно, Борис начал посылать болгар в Константинополь для получения монашеского образования, и некоторые из этих болгар вернулись на свою родину, чтобы служить священнослужителями. В 885 году Борису представилась новая возможность основать местное духовенство, когда славяноязычные ученики святых Кирилла и Мефодия были вынуждены бежать из Моравии после вдохновленной немцами реакции на смерть апостола.

Изменения в болгарской культуре, вызванные Климентом и Наумом

Царь Борис I встретился с учениками святых Кирилла и Мефодия

В 886 году Борисский наместник Белграда приветствовал учеников Святые Кирилл и Мефодий, которые были сосланы из Великой Моравии в Болгарию и отправили их к Борису в Плиске. Борис с радостью приветствовал двух из этих учеников, Климента Охридского и Наума Преславского, которые были знатными болгарскими корнями. Чтобы использовать таланты ученика, Борис поручил Клименту стать «учителем» территории провинции в Македонской области Булгарского царства.

И Климент, и Наум сыграли важную роль в продвижении культурных, языковых и духовных работ Кирилла и Мефодия. Они основали образовательные центры в Плиске и в Охриде для дальнейшего развития славянского письма и литургии. Позже Климент обучил тысячи славяноязычных священников, которые заменили грекоязычное духовенство из Константинополя, все еще присутствующее в Булгарском царстве. Алфавит, который первоначально был разработан Кириллом и Мефодием, известен как глаголический алфавит.

В Болгарии, Климент Охридский и Наум Преславский создал (или, скорее, скомпилировал) новый алфавит, который получил название кириллица и был объявлен официальным алфавитом в Болгарии в 893 году. Славянский язык был объявлен официальным в том же году. В последующие века этот алфавит переняли другие славянские народы и государства. Введение славянской литургии совпало с продолжающимся развитием церквей и монастырей Бориса во всем его владении.

Реакция на религиозное обращение

Обращение в христианство встретило большое сопротивление среди болгарской элиты. Некоторые отказались стать христианами, в то время как другие отступили после крещения и подняли восстание против Бориса, заставляя их креститься. Некоторые люди возражали не обязательно против христианской религии, а против того факта, что ее принесли иностранные священники, что в результате установило внешнюю политику. Разрушив власть старых культов, Борис уменьшил влияние бояр, сопротивлявшихся ханской власти. Летом 865 г. группа булгарских аристократов (бояр) подняла открытое восстание. Борис безжалостно подавил его и казнил вместе со всеми семьями 52 боярина. Таким образом христианизация продолжалась.

Конец правления Бориса

В 889 году Борис отрекся от престола и стал монахом. Его сын и преемник Владимир предпринял попытку языческой реакции, которая вывела Бориса из отставки в 893 году. Владимир потерпел поражение, и Борис ослепил его, а его жену побрили и отправили в монастырь. Борис собрал Преславский собор, поместив на престол своего третьего сына, царя Симеона I Болгарского, и пригрозил ему той же участью, если он тоже отступит. Борис вернулся в свой монастырь, снова появившись в ок. 895, чтобы помочь Симеону бороться с мадьярами, вторгшимися в Болгарию в союзе с византийцами. После прохождения этого кризиса Борис возобновил монашескую жизнь и умер в 907 году. Место его уединения, где, возможно, он был похоронен, не известно; это может быть около Преслава или Плиски, или в монастыре около Варны или Равды.

Наследие

St. Пик Бориса на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах, Антарктида назван в честь Бориса I Болгарии.

Жизнь Бориса I отражена в фильме 1985 года «Борис I» (Борис Първи) с Стефаном Данаиловым в главной роли.

См. Также

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Борисом I Болгарии.

Сноски

Литература

Ресурсы

Царские титулы
Предшественник. Пресиан I как ХанКнязь Болгарии. 852–889Преемник. Владимир
Последняя правка сделана 2021-05-13 06:49:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте