В христианстве, архиепископ (, через латинское архиепископ, от греческого αρχιεπίσκοπος, от αρχι- «вождь» и επί «над» + σκοπος «провидец») - епископ более высокого ранга или должности. В некоторых случаях, таких как лютеранская церковь Швеции и церковь Англии, титул носит лидер деноминации. Например, папы, патриархи, митрополиты, кардинальные епископы, епархиальные епископы и епископы-суфраганы архиепископы входят в высший из трех традиционных орденов епископов, священников (также называемых пресвитеров ) и диаконов. Архиепископу может быть предоставлен титул или рукоположен в качестве главного пастора митрополита или другого епископского монарха, к которому прилагается титул архиепископа.
Самое раннее появление ни названия, ни роли невозможно проследить. Титул «митрополит», по-видимому, был хорошо известен к IV веку, когда есть ссылки в канонах Первого Никейского 325 года и Антиохийского собора 341, хотя этот термин, кажется, используется в основном для всех высших епископов, включая патриархов. Термин «архиепископ» не появлялся в современном понимании до VI века, хотя роль митрополитов выше обычных епископов, но ниже патриархов, по-видимому, была установлена к V веку.
Епископальные епископы обычно объединяются в группы, в которых епископ одной кафедры имеет определенные полномочия и обязанности по надзору над другими. Он известен как митрополит архиепископ этой престола. В Католической церкви, канон 436 Кодекса канонического права указывает, каковы эти полномочия и обязанности для Латинской церкви архиепископа митрополита, в то время как полномочия главы автономных (sui iuris ) восточно-католических церквей указаны в каноне 157 Кодекса канонов восточных церквей. Все католические митрополиты являются архиепископами, но не все архиепископы являются митрополитами, хотя большинство из них таковыми.
Помимо гораздо более многочисленных митрополичьих кафедр, 77 римско-католических кафедр имеют архиепископский ранг. В некоторых случаях такая кафедра является единственной в стране, например Люксембург или Монако, которая слишком мала, чтобы ее можно было разделить на несколько епархий и образовать церковную провинцию. В других случаях титул архиепископа по историческим причинам приписывается престолу, который когда-то имел большее значение.
Некоторые из этих архиепископов являются суфраганами митрополичьей архиепископии; примерами являются архиепископия Авиньона, которая является суфражистом архиепископа Марселя, и архиепископия Трнава, Словакия. Другие непосредственно подчиняются Святому Престолу, а не какой-либо митрополии архиепископа. Обычно они «объединяются» в церковную провинцию. Примером может служить архиепископия Хобарта в Австралии, связанная с митрополитской церковной провинцией Мельбурн, но не являющаяся ее частью. Обычным членом такой архиепископии является архиепископ.
В англиканской общине архиепископские кафедры за пределами столицы встречаются гораздо реже. Иерусалимская англиканская епархия, основанная в 1841 году, была повышена до статуса архиепископского престола за пределами митрополита в 1957 году, но снова понижена до статуса обычного епископства в 1976 году. В 2014 году она была снова повышена. до статуса неметрополичьего архиепископства с его обычным титулом «Архиепископ Иерусалимский», несмотря на то, что он не имел ex officio права быть митрополитом провинции.
До В 1970 году архиепископ-коадъютор, обладающий особыми способностями и правом наследовать руководство кафедрой после смерти или отставки действующего президента, был назначен также на титульный престол, который он занимал до момент преемственности. С тех пор титул коадъютора архиепископа престола считается достаточным и более подходящим.
Ранг архиепископа дается некоторым епископам, не являющимся ординарными архиепископами. Они занимают это звание не из-за того, что они возглавляют, а потому, что оно было предоставлено им лично (ad personam). Такой дар может быть предоставлен, когда кто-то, уже имеющий сан архиепископа, переводится на кафедру, которая, хотя ее нынешнее значение может быть больше, чем прежняя кафедра, не является архиепископской. Затем переведенный епископ известен как архиепископ-епископ своей новой кафедры. Примером может служить Джанфранко Гардин, назначенный архиепископом-епископом Тревизо 21 декабря 2009 года. Преемник такого архиепископа-епископа носит просто титул епископа престола, если ему также не дарован личный титул архиепископа.
Различие между столичными и неметропольными архиепископскими кафедрами существует как для титульных кафедр, так и для жилых. Annuario Pontificio отмечает титульные престолы первого класса аббревиатурой Metr. и другие с Арчивом.
Многие титулярные палаты, к которым нунций и главы департаментов Римской курии, не являющиеся кардиналами, не имеют архиепископского ранга. В этом случае лицу, назначенному на такую должность, присваивается личный титул архиепископа (ad personam). Их обычно называют архиепископом престола, а не архиепископом-епископом.
Если архиепископ уходит со своей престола без перехода к другому, как в случае выхода на пенсию или назначения главой отдела Римской курии, слово почетный добавлено к его прежнему титулу, и он назван почетным архиепископом своего прежнего престола. До 1970 года таких архиепископов переводили на титульную кафедру.
Может быть несколько почетных архиепископов одного и того же престола: В Annuario Pontificio 2008 г. перечислено три ныне живущих почетных архиепископа Тайбэя.
. см. хранит его до смерти или до перехода на другое место.
В англиканской общине архиепископы в отставке официально возвращаются к тому, чтобы их называли «епископами» и называли «Достопочтенный», хотя при выходе на пенсию они могут быть назначены «почетными архиепископами» своей провинцией., и в этом случае они сохраняют титул «архиепископ» и стиль «Преосвященный» как право. Архиепископ Десмонд Туту является ярким примером, как почетный архиепископ Кейптауна. К бывшим архиепископам, не получившим статуса почетного архиепископа, по-прежнему можно неофициально обращаться как к «архиепископам» в знак любезности, если они впоследствии не будут назначены в епископство (не архиепископство), и в этом случае любезность прекращается.
Пока нет Разница между официальной одеждой архиепископов как таковой и других епископов, римско-католические митрополиты отличаются использованием в литургических церемониях паллиума, но только в пределах той провинции, за которой они осуществляют надзор.
Римско-католические епископы и архиепископы в большинстве случаев именуются «Преосвященнейшими» и обращаются к ним как «ваше превосходительство». В англоязычных странах (кроме США) к католическому архиепископу обращаются как «ваша светлость», а к католическому епископу обращаются как «ваша светлость». До 12 декабря 1930 года титул «Преосвященный» был только для архиепископов, в то время как епископы носили титул «Преосвященный». Этой практике до сих пор придерживаются католические епископы в Соединенном Королевстве, чтобы отразить практику англиканской церкви.
. В римско-католической геральдике архиепископ носит церковную шляпу, называемую галеро с десятью кистями на каждой стороне его герба, а у епископа только шесть. Архиепископский крест за щитом имеет две перемычки вместо одной. Такой крест можно нести перед ним в литургических процессиях.
В процессиях и других случаях, когда соблюдается строгий протокол, архиепископы имеют более высокий ранг, чем епархиальные епископы в порядке старшинства.
В англиканской общине архиепископы имеют титул «Преосвященный» и обращаются к ним «Ваша светлость», а епископы именуются «Преосвященным преподобным» и обращаются к ним как «милорд» или «ваша светлость». (В некоторых странах этому обычаю следует также Римско-католическая церковь, но в других не делается различий, и слова «Преосвященный» и «Ваше Превосходительство» используются как для архиепископов, так и для епископов.) Англиканские архиепископы имеют право на то, чтобы им предшествовали. служителем, несущим архиепископский процессуальный крест (с двумя перемычками вместо одной) в литургических процессиях. Процессионный крест архиепископа Кентерберийского всегда несет перед ним священник-капеллан и (как и другие архиепископы) представляет собой процессионный крест с двумя перемычками. Однако архиепископ Кентерберийский также имеет право на то, чтобы ему предшествовал древний первосвященный Кентерберийский крест (все еще используемый в церемониях), который имеет богато украшенный исторический дизайн, сделан из драгоценного металла и с вставленными драгоценными камнями, но в отличие от его метрополитического креста ( или других архиепископов).
Архиепископы существуют во всех традиционных деноминации восточного христианства, включая восточную православную церковь, восточные православные церкви, восточно-католические церкви и другие.
В Восточных Православных Церквях должность и титул архиепископа прослеживаются с 4-го и 5-го веков. Исторически титул использовался по-разному, с точки зрения ранга и юрисдикции. В некоторых Восточных Православных Церквях архиепископы имеют рейтинг выше митрополитов в приоритете, в то время как в других этот порядок обратный. Предстоятели автокефальных восточных православных церквей ниже патриархального ранга обычно называются архиепископами. В Греческой Православной Церкви архиепископы ставятся выше митрополитов в приоритете. Обратное верно для некоторых славянских православных церквей (Русская Православная, Болгарская Православная ), а также для Румынской Православной Церкви, где митрополиты стоят выше архиепископов.
С точки зрения юрисдикции, в Восточной Православной Церкви есть два основных типа архиепископов: настоящие архиепископы и почетные архиепископы. Настоящие архиепископы - это предстоятели автокефальных или автономных (региональных) церквей, и они обладают фактической юрисдикцией над другими епископами, в то время как почетные архиепископы фактически являются всего лишь епархиальными епископами с почетными титулами архиепископов и не имеют юрисдикции за пределами своей епархии. Почетный титул обычно присваивается епископам исторически важных кафедр. Например, в Сербской Православной Церкви представлены оба типа: глава автономного Ортодоксального Охридского архиепископства носит титул архиепископа Охридского и наделен региональной юрисдикцией над всеми епархиальными епископами в Северная Македония, в то время как епархиальный епископ Епархии Черногории и Приморья, с резиденцией в Цетинье, получает только почетный титул архиепископа Цетинского, но без какой-либо юрисдикции по сравнению с другими епархиальными епископами в Черногории.
Восточные православные обычаи в целом согласуются со славянскими, а не греческими в отношении различия архиепископа и митрополита.
Вместо термина «архиепископ» восточно-католические церкви иногда используют слово архепарх по аналогии с «епарх», термин, используемый для епархиального (или епархиального) епископ. Однако слово архепарх не встречается в Кодексе канонов восточных церквей.