Преимущество означает право пользоваться прерогативой чести перед другими людьми; например, занимать самое выдающееся место в процессии, церемонии или собрании, иметь право выражать свое мнение, голосовать или ставить подпись перед другими для выполнения самых почетных должностей.
Порядок приоритета в Католической церкви организован по рангу внутри иерархии в соответствии с первым порядком , затем юрисдикция и, наконец, титульные или личные награды, предоставленные физическим лицам, несмотря на отсутствие юрисдикции. К последним причисляют почетные священнослужители.
Приоритет может также применяться к праздникам или действиям, например, в порядке приоритета литургических дней.
В настоящее время текущая таблица приоритетов в полном объеме не публикуется Святым Престолом. Тем не менее, принципы старшинства, присутствующие в Кодексах канонического права, и давние обычаи старшинства определяют любую формулировку порядка старшинства. Некоторые современные авторы составили справочные тексты вместе с таблицей приоритетов, основанной на таких принципах, и они, хотя и полезны, остаются неофициальными по своей природе.
Хотя в Католической энциклопедии 1911 года был предложен краткий порядок приоритета, основанный на этих принципах, он был обновлен и заменен Новой католической энциклопедией в 1967 году, которая была позже обновлено пересмотренным изданием в 2002 году. Текущая Католическая энциклопедия не включает запись о «старшинстве». С момента публикации первого издания в 1911 году ряд изменений существенно устарел, включая публикацию трех кодексов канонического права (1917, 1983, 1990), Вселенского Собора (1962-65), и множественные апостольские конституции, которые затрагивают эту тему.
Как отмечалось выше, первоочередное внимание уделяется иерархии порядка: сначала епископы, затем пресвитеры, затем диаконы. В более ранние периоды истории Церкви дьяконы ставились выше пресвитеров, или два чина считались равными, но епископ всегда был первым. Миряне (включая мирских церковных служителей, религиозные, семинаристы и др.) не являются частью иерархии порядка.
Следующий принцип - это иерархия юрисдикции : тот, кто имеет власть над другими людьми, имеет право приоритета над ними. Это учитывает должность человека и, следовательно, может включать мирян, в частности мирских церковных служителей и религиозных.
. Соответственно, лица, обладающие юрисдикцией, имеют приоритет над лицами с титульным, ad personam, или почетные титулы, поэтому кто-то, служащий в определенной должности (например, епархиальный епископ), имеет приоритет перед кем-либо с титульным заявлением о том же чине (например, титульный епископ) или кем-то, кто раньше служил в аналогичной должности (например, отставной епископ).
Вообще говоря, функция или исполнение служебных обязанностей имеют приоритет над чисто почетными званиями. Де-факто приоритет должен применяться в тех случаях, когда нерукоположенный религиозный или мирский священник служит в должности, эквивалентной указанной ниже (например, диоцезный директор католического образования имеет такую же должность, что и епископский викарий, руководитель пастырской жизни, наравне с пастором, хотя и в отношении принципа иерархии порядка, отмеченного выше).
Среди почетных титулов учитывается географическая протяженность (например, национальный примас имеет приоритет перед титулярным патриархом, поскольку первый имеет почетный титул, распространяющийся на всю страну, а второй - только на одну епархию).
Если два человека занимают одну и ту же должность, приоритет отдается одному более высокого уровня (например, из двух епископских викариев, один из которых является пресвитером, а другой - вспомогательным епископом, епископ имеет преимущество). 166>
Если два человека принадлежат к одному и тому же ордену и должности, то преимущество имеет тот, кто был назначен ранее (например, из двух митрополичьих архиепископов преимущество имеет тот, кто был назначен на митрополичий престол первым).
Если два человека одного и того же ордена и должности были продвинуты в одно и то же время, преимущество отдается тому, кто был рукоположен первым (к этому чину) (например, из двух священников, назначенных пасторами одновременно, тот, кто был рукоположен в пресвитеры первым, имеет
В случае кардиналов одного ранга, созданных на одной и той же консистории, приоритет дается в соответствии с порядком, в котором их имена были опубликованы.
В своих епархиях епископы имеют приоритет перед другими епископами и архиепископами, но не перед своим митрополитом. Митрополит архиепископ имеет приоритет перед всеми другими епископами и архиепископами (кроме Папы, его патриарха или его примаса) в пределах своей собственной провинции, а патриарх имеет приоритет перед другими патриархами в пределах своей юрисдикции.
Точно так же в своих приходах пастыри имеют приоритет перед другими пресвитерами и дьяконами, даже монсеньорами, но не перед своим собственным деканом или архидиаконом.
Дипломатическое первенство в Святом Дипломатический корпус See включает Венский конгресс (1815 г.) и обновленную Венскую конвенцию о дипломатических сношениях (1961 г.). Должность нунция (папского посла) в первую очередь имеет дипломатический ранг, а не церковный характер. Большинство нунций рукоположены в титульные архиепископы и будут иметь соответствующий ранг. Однако, если нунций присутствует в епархии или на мероприятии, действуя в качестве личного представителя Папы, как, например, при рукоположении епископа, ему соответственно дается преимущество перед даже присутствующими кардиналами.
Патриархи автономных (sui iuris) церквей имеют приоритет над всеми другими епископами любого ранга, включая кардиналов. Это было определено законом с 1990 года. С 1965–1990 они были приравнены к кардиналам-епископам. Остается так, что если патриарх также становится кардиналом в Латинской церкви, он создается в ранге кардинала-епископа, без именованного престола, но сохраняет свое старшинство. С Кодекса канонического права 1917 года до motu proprio Павла VI в 1965 году кардиналы всех рангов имели приоритет над патриархами. Современная практика отражает более католическую и менее латинизированную экклезиологию.
Внутри каждой категории приоритет определяется по дате основания института, общества или ассоциации. Освященные формы жизни