Григорий Палама

редактировать
Греческий монах и архиепископ
Святой Григорий Палама
Palamas Vatopaidi.jpg Картина Святого Григория в монастыре Ватопайди на горе Афон, Греция
Архиепископ Фессалоникийский, Отец Церкви, Столп Православия
Родилсяок. 1296. Константинополь
Умер1357 или 1359. Салоники
ПочитаютсяВосточная Православная Церковь. Католическая Церковь Мелкитов. Украинская Католическая Церковь Восточная католическая церковь
Канонизация 1368 г., Константинополь Патриархом Константинопольским Филофеем
Майор святыня Салоники
Праздник Второе воскресенье Великий пост. 14 ноября
Атрибуты Длинная, заостренная темная борода, одетый как епископ, держащий Евангелие или свиток, правая рука поднята в благословении
Под влияниемНил Кабасилас, Никодим Святитель, Иоанн Мейендорф

Григорий Палама (греч. : Γρηγόριος Παλαμᾶς; ок. 1296 - 1357 или 1359) был византийским греком выдающимся богословом и церковным деятелем позднего византийского периода. монах с горы Афон (современная Греция ), а позже архиепископ с Салоник, он известен своими защита исихаста духовности, нетварного характера света Преображения и различия между сущностью Бога и энергиями (т.е. божественной волей, божественной благодатью и т. д.). Его учение развернулось в течение трех основных споров: (1) с итало-греческим Варлаамом между 1336 и 1341 годами, (2) с монахом Григорием Акиндиносом между 1341 и 1347 годами, и (3) с философом Грегора, с 1348 по 1355. Его теологические вклады иногда упоминаются как паламизм, а его последователи - как паламиты.

Григорий почитается с 1368 года как святой в Восточной Православной Церкви ; некоторые византийские католические церкви, входящие в состав католической церкви, также почитают его. (Он также был назван святым и неоднократно цитировался как великий богословский писатель Папой Иоанном Павлом II.) Некоторые из его сочинений собраны в Филокалии, а с тех пор Османский период, второе воскресенье Великого поста, в Православной церкви посвящено памяти Григория Паламы. Византийский Синодикон Православия также прославляет его память и богословие, осуждая его противников, в том числе некоторых антипаламитов, которые процветали после смерти Григория.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Монашеский путь
  • 3 Противоречие исихастов
    • 3.1 Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой
    • 3.2 Триады
    • 3.3 Роль в Византийской гражданской войне
    • 3.4 Пятый Константинопольский собор
    • 3.5 Постепенное принятие паламистской доктрины
  • 4 Поздние годы
  • 5 Смерть и канонизация
  • 6 Гимны
  • 7 Работы
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы

Григорий родился в Константинополе около 1296 года. Его отец, Константин, был придворным Византийский император Андроник II Палеолог (1282–1328), но умер, когда Григорий был еще молод. Сам император принимал участие в воспитании и образовании мальчика, оставшегося без отца, и надеялся, что одаренный Григорий посвятит себя государственной службе, но Палама выбрал монашескую жизнь на горе. Афон. Мать Григория (Каллони) и братья и сестры (Феодосий, Макариос, Эпихарис и Феодоти) также приняли монашество, и вся семья была канонизирована Вселенским Патриархатом Константинополя в 2009 году.

Раньше выезжая на Mt. Атос, Григорий получил широкое образование, в том числе изучение Аристотеля, которое он покажет перед Теодором Метохитом и императором.

Монашеская карьера

Несмотря на амбиции императора в отношении его, Григорий, которому тогда едва исполнилось двадцать лет, удалился на гору Афон в 1316 году и стал послушником там, в Ватопедском монастыре под руководством монашеский старец преподобный Никодим Ватопедский. В конце концов, он был пострижен в монах и продолжил свою жизнь аскетизма. После кончины старца Никодима Григорий провел восемь лет духовной борьбы под руководством нового старца Никифора. После кончины последнего старца Григорий перешел в Великую Лавру св. Афанасия Афонского на горе Афон, где он служил братии в трапезе (трапезная) и в церкви как кантор. Желая более полно посвятить себя молитве и аскетизму, он поступил в скит под названием Глоссия, где он обучал древней практике умственной молитвы, известной как «молитва сердца» или исихазм.

в 1326 г. из-за угрозы турецких вторжений он и его братья отступили в защищенный город Салоники, где он был затем рукоположен в священник. Разделив свое время между служением людям и стремлением к духовному совершенству, он основал небольшую общину отшельников недалеко от Салоников в месте под названием Верия.

. Некоторое время он служил аббатом. из монастыря Эсфигмену, но был вынужден уйти в отставку в 1335 году из-за недовольства строгостью его монашеской администрации.

Противоречие исихастов

Исихазм привлек внимание Варлаама, человек, который либо обратился в Православие, либо был крещен православным, который столкнулся с исихастами и услышал описания их практик во время посещения Горы Афон ; он также читал писания Паламы, самого афонского монаха. Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих трудах. Как частный преподаватель богословия в западном схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.

Что касается исихастов, спор был поднят Паламой, которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападений Варлаама. Палама был хорошо образован в греческой философии. Григорий написал ряд работ в ее защиту и отстаивал исихазм на шести различных синодах в Константинополе, в конечном итоге одерживая победу над нападающими на синоде 1351 года.

Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой

Хотя Варлаам происходил из южной Италии, его предки были греками, и он провозгласил восточное православие своей христианской верой. Прибыв в Константинополь около 1330 года, Варлаам работал над комментариями к Псевдо-Дионисию Ареопагиту под покровительством Иоанна VI Кантакузена. Около 1336 года Григорий получил копии трактатов, написанных Варлаамом против латинян, осуждающих их включение Filioque в Никейский символ веры. Хотя это осуждение было твердым православным богословием, Палама не согласился с аргументом Варлаама в его поддержку, а именно с тем, что следует отказаться от попыток продемонстрировать природу Бога (в частности, природу Святого Духа), потому что Бог в конечном итоге непознаваем и недоказуем. люди. Таким образом, Варлаам утверждал, что невозможно определить, от кого исходит Святой Дух. По словам Сары Дж. Деннинг-Болле, Палама считал аргумент Варлаама «опасно агностическим». В своем ответе, озаглавленном «Аподиктические трактаты», Палама настаивал на том, что действительно было доказано, что Святой Дух исходит от Отца, а не от Сына. Между ними последовала серия писем, но они не смогли разрешить свои разногласия мирным путем.

Триады

Икона св. Григория Паламы в митрополитском соборе, названном его именем и где хранятся его мощи (слева)

В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады» В защиту тех, кто практикует священное спокойствие ». Трактаты называются «триадами», потому что они были организованы как три набора по три трактата.

Триады были написаны в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных дискуссиях между Паламой и Варлаамом, хотя Варлаам никогда не упоминается по имени.

Учение Григория было подтверждено настоятелями и главными монахами горы. Афон, собравшийся на синоде в 1340–1313 гг. В начале 1341 года монастырские общины Афона написали Святой Фолиант под руководством и вдохновением Паламы. Хотя в фолианте не упоминается имя Варлаама, работа явно направлена ​​на взгляды Варлаама. Фолиант систематически представляет учение Паламы и стал основным учебником византийского мистицизма.

В ответ Варлаам написал проект «Против мессалийцев», в котором впервые атаковал Григория по имени. Варлаам насмешливо назвал исихастов omphalopsychoi (людей с душой в пупке) и обвинил их в ереси мессалианизма, также известного на Востоке как богомильство. Согласно Мейендорфу, Варлаам рассматривал «любые притязания на реальное и сознательное переживание Бога как мессалианство».

Варлаам также возражал против доктрины исихастов относительно нетварной природы света, переживание которой считалось целью практики исихаста, считая ее еретической и кощунственной. Исихисты утверждали, что он имеет божественное происхождение и идентичен свету, явившемуся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения. Варлаам считал эту доктрину «нетварного света» политеистической, потому что она постулировала две вечные субстанции, видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как проявление богомильства.

Вторая триада напрямую цитирует некоторые из писаний Варлаама. В ответ на эту вторую триаду Варлаам составил трактат «Против мессалийцев», связывающий исихастов с мессалианцами и тем самым обвиняющий их в ереси.

В третьей Триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяли антисакраментализм мессалианцев и не утверждали, что физически видели сущность Бога своими глазами. По словам о. Иоанн Мейендорф «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца по вопросу эллинской мудрости, которую он считает основным источником ошибок Варлаама».

Роль в Византийской гражданской войне

Хотя гражданская война между сторонниками Иоанна VI Кантакузена и регентами Иоанна V Палеолога не была в первую очередь религиозным конфликтом, богословский спор между сторонниками и противники Паламы действительно сыграли свою роль в конфликте. Стивен Рансимен указывает, что «хотя теологический спор усугубил конфликт, религиозные и политические партии не совпадали». Аристократы поддерживали Паламу в основном из-за своих консервативных и антизападных тенденций, а также из-за их непоколебимых православных монастырей. Хотя несколько существенных исключений оставляют этот вопрос под вопросом, в массовом сознании (и традиционной историографии) сторонники «паламизма» и «кантакозенизма» обычно приравниваются. Таким образом, окончательный триумф Кантакузеноса в 1347 году также принес с собой окончательный триумф паламистов над антипаламистами.

Пятый Константинопольский собор

Григорий Палама
Грегор Паламас.jpg
НациональностьВизантийский грек
Род занятийЕпископ и Монах
Известный трудФилокалия.
Богословская работа
Традиция или движениеПаламизм
Основные интересыАскетизм, Мистицизм
Известные идеиРазличие сущности и энергий, Исихазм, Теозис, Табор Лайт

Стало ясно, что спор между Варлаамом и Паламой был непримиримым и потребовал решения епископского совета. Серия из шести патриархальных соборов была проведена в Константинополе 10 июня 1341 г., августа 1341 г., 4 ноября 1344 г., 1 февраля 1347 г., 8 февраля 1347 г. и 28 мая 1351 г. для рассмотрения этих вопросов. В совокупности эти соборы признаны имеющими экуменический статус православными, некоторые из которых называют их Пятым Константинопольским собором и Девятым Вселенским собором.

Спор по поводу исихазма произошел перед синодом, состоявшимся в Константинополе в мае 1341 года под председательством императора Андроника III. Собрание, находящееся под влиянием почитания, в котором писания Псевдо-Дионисия проводились в Восточной церкви, осудило Варлаама, который отрекся от. Вселенский патриарх настоял на том, чтобы все писания Варлаама были уничтожены, и, таким образом, не сохранились полные копии трактата Варлаама «Против мессалианизма».

Главный сторонник Варлаама, император Андроник III, умер всего через пять дней после окончания синода. Хотя Варлаам первоначально надеялся на второй шанс представить свой аргумент против Паламы, вскоре он осознал тщетность преследования своего дела и уехал в Калабрию, где обратился в Римскую церковь и был назначен епископом Герация.

после того, как Варлаам сделал это. отъезд, Григорий Акиндинос стал главным критиком Паламы. Второй собор, состоявшийся в Константинополе в августе 1341 года, осудил Акиндинос и подтвердил выводы предыдущего собора. Акиндинос и его сторонники одержали короткую победу на соборе 1344 года, отлучившем Паламу от церкви. Однако последний из этих соборов, состоявшийся в мае 1351 г., окончательно реабилитировал Паламу и осудил его противников. Этот синод приказал лишить эфесских и ганосских митрополитов сана и заключить в тюрьму. Все, кто не желал подчиняться ортодоксальной точке зрения, подлежали отлучению от церкви и содержанию под надзором по месту жительства. Против Варлаама, Акиндино и их последователей был объявлен ряд анафем; в то же время был объявлен ряд одобрений в пользу Григория Паламы и приверженцев его доктрины. Одним из ярких противников паламизма был Никифор Грегора, который отказался подчиниться диктату синода и был фактически заключен в монастырь на два года.

Постепенное принятие паламистской доктрины

митрополит церкви Святого Григория Паламы в Салониках (арх. Эрнст Циллер ), где его мощи сохранены.

Каллист I и последовавшие за ним вселенские патриархи развернули энергичную кампанию за принятие паламистских доктрин другими восточными патриархатами, а также всеми митрополитами, находящимися под их юрисдикцией. Однако потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть первоначальное сопротивление его учению. Например, Киевский митрополит, получив фолианты от Каллиста, излагающие паламистское учение, категорически отверг его и составил ответ с опровержением. Точно так же антиохийский патриархат оставался стойким противником того, что они считали нововведением; однако к концу четырнадцатого века здесь стал приниматься паламизм. Подобные акты сопротивления были замечены в митрополичьих престолах, которыми управляли латиняне, а также в некоторых автономных церковных регионах, таких как Кипрская церковь.

. Один из ярких примеров кампании по обеспечению соблюдения ортодоксальности паламистов. Доктрина была действием, предпринятым патриархом Филофеем I, чтобы расправиться с Прохором Кидонесом, монахом и священником на горе Афон, который был противником паламитов. Кидонес написал ряд антипаламистских трактатов и продолжал решительно выступать против паламизма, даже когда предстал перед патриархом и призвал придерживаться ортодоксальной доктрины. В конце концов, в раздражении Филофей созвал синод против Кидона в апреле 1368 года. Однако даже эта крайняя мера не повлияла на подчинение Кидонса, и в конце концов он был отлучен от церкви и навсегда отстранен от духовенства. Длинный фолиант, подготовленный для синода, завершается указом о канонизации Паламы, умершего в 1357/59 году.

Несмотря на первоначальное противодействие некоторых патриархатов и престолов, со временем сопротивление ослабло, и в конечном итоге паламистская доктрина стала принято во всей Восточной Православной Церкви. В этот период для экуменических патриархов стало нормой исповедовать паламитскую доктрину после вступления во владение своим престолом.

Мартин Джуги заявляет, что противостояние латинян и латинофронов, которые обязательно были враждебны этой доктрине, фактически способствовал его принятию, и вскоре латинизм и антипаламизм стали эквивалентными в умах многих православных христиан.

Согласно Аристеидесу Пападакису, «все православные ученые, писавшие о Паламе - Лосский, Кривошеин, Папамихаил, Мейендорф, Христу - считайте его голос законным выражением православной традиции. "

Поздние годы
Интерьер собора, Салоники. Реликварий Святого Григория Паламы внутри собора.

Противники Паламы в споре исихаста распространяли против него клеветнические обвинения, и в 1344 году Патриарх Иоанн XIV заключил его в тюрьму на четыре года. Однако в 1347 году, когда Патриарх Исидор взошел на Вселенский Престол, Григорий был освобожден из тюрьмы и посвящен в качестве митрополита Фессалоникийского. Однако, поскольку конфликт с Варлаамом на тот момент не был урегулирован, жители Фессалоники не приняли его, и он был вынужден жить в нескольких местах. Лишь в 1350 году он смог занять епископское кресло. В 1354 году во время плавания в Константинополь корабль, на котором он находился, попал в руки турецких пиратов; его посадили в тюрьму и избили. Он был вынужден провести год в заключении в Османском суде, где с ним хорошо обращались. В конце концов, его выкуп был уплачен, и он вернулся в Салоники, где служил архиепископом последние три года своей жизни.

Смерть и канонизация

Палама умер в 1357/59 году. Его предсмертные слова были: «В высоту! В высоту!» Он был канонизирован святым Восточной Православной Церкви в 1368 году Патриархом Константинопольским Филофеем, который также написал свою Житие и составил служба, которая воспевается в его честь. Его праздник отмечается дважды в год 14 ноября, в годовщину его смерти, и во второе воскресенье Великого поста. Причина его поминовения во Вторую Неделю Великого Поста состоит в том, что победа Григория над Варлаамом рассматривается как продолжение Триумфа Православия (то есть победы Церкви над ересью ), который отмечался в предыдущее воскресенье.

Мощи Григория хранятся в Метрополитенском соборе, названном его именем. Собор находится в Салониках, Греция.

Гимны

Тропарь (Глас 8)

О свет Православия, учитель Церкви, его подтверждение,
О идеал монахов и непобедимый поборник богословов,
О чудотворец Григорий, слава Салоников и проповедник благодати,
всегда ходатайствуй перед Господом, чтобы наши души могли быть спасены.

Кондак (Тон 8)

Святой и божественный инструмент мудрости,
радостная труба теологии,
вместе мы воспеваем твои хвалы, о вдохновленный Богом Григорий.
Поскольку ты теперь стоишь перед Первородным Разумом, направь наш разум к Нему, Отец,
, чтобы мы могли петь тебе: «Радуйся, проповедник благодати».
Сочинения
Первичные труды переведены на английский
  • Триады (Классика западной духовной серии) (ISBN 0-8091-2447-5 )
  • Филокалия, том 4 (ISBN 0-571-19382-X )
  • Святой Григорий Палама: Проповеди, (Полное собрание проповедей в переводе на английский язык - опубликовано в 2009 г.) ( ISBN 0977498344 )
  • Проповеди святого Григория Паламы, том 1 (ISBN 1-878997-67-X )
  • Проповеди Святого Григория Паламы, том 2 (ISBN 978-1-878997-68-5 )
  • Трактат о духовной жизни (ISBN 1-880971-05-4 )
  • Сто пятьдесят глав (ISBN 0-88844-083-9 )
  • Диалог между православным и Варлаамит (ISBN 978-1-883058-21-0 )
См. Также
Ссылки
  1. ^В поисках священного покоя (melkite.org)
  2. ^Второе воскресенье Великого поста Григорий Палама (sspp.ca)
  3. ^Риго, А. (1989), "Жизнь и опера Грегорио Синаита". Cristianesimo nella storia 10 : 579–608.
  4. ^Папа Иоанн Павел II, Проповедь в Эфесе, 30 ноября 1979 г., Общая аудиенция, 14 ноября 1990 г., Общая аудиенция, 12 ноября 1997 г., Общая аудиенция, 19 ноября 1997 г., Юбилей ученых
  5. ^Джон Мейендорф, Исследование Грегори Паламы, пер. Джордж Лоуренс (Лондон: The Faith Press, 1964), стр. 28-41.
  6. ^Архиепископ Хризостом, Православные и римско-католические отношения от Четвертого крестового похода до исихастических противоречий (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских ортодоксальных исследований, 2001), стр. 199–232.
  7. ^Девятый Вселенский Собор 1341 г. мистицизм Варлаама Калабрийца, пришедшего с Запада как обращенный в Православие. Конечно, отказ от мистицизма платоновского типа был традиционной практикой для отцов. Но что отцы этого Собора были полностью шокированы, так это заявление Варлаама о том, что Бог открывает Свою волю, создавая существ, чтобы их видели и слышали, и которые Он возвращает в небытие после того, как Его откровение было получено. Одним из этих предполагаемых созданий был Ангел Самого Господа, явившийся Моисею в горящем кусте. Для Отцов Вселенских Соборов этот Ангел - Сам нетварный Логос. (См. Джон С. Романидес, Основные положения этого веб-сайта.)
  8. ^Джуги, Мартин (1940) "Barlaam, est-il ne catholique ?." Échos d'Orient, 39 (197): 100-125. Доступно в Интернете по адресу: Persee.fr
  9. ^ Святой Григорий Палама (1999). Диалог между православным и варлаамитом. Global Academic Publishing. п. 3. ISBN 9781883058210.
  10. ^Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстер. Merriam-Webster, Inc. 1999. стр. 836. Святой Фолиант Паламы.
  11. ^ «Григорий Палама: Исторический обзор». Архивировано с оригинального 27.09.2011. Проверено 27 декабря 2010 г.
  12. ^1. Его учение о свете на горе. Табор, который, как он утверждал, был создан. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинил в том, что это практика богомилов; также обвинял его в том, что он не провозглашал Христа Богом. Григорий Палама: Историческая хронология, Приложение I: Хронология: Варлаам и Соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Архивная копия». Архивировано с оригинального 07.06.2012. Проверено 20 июня 2012 г. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка )
  13. ^ Палама, Святой Григорий; Мейендорф, Джон (1983). Грегори Палама. Paulist Press. Стр.. 4. ISBN 9780809124473.
  14. ^«обвинение Григория Паламы в мессалианстве» (Антонио Кариле, εσσαλονίκη ως κέντρο Ορθοδόξου θεολπροτι 140), английский перевод предоставлен Апостоликами Диаконии Греческой Церкви ).
  15. ^ЗАМЕТКИ ПО СПОРУ ПО ПАЛАМИТУ и СМЕЖНЫМ ТЕМАТИКАМ Джона С. Романидеса Греческое православное богословское обозрение, том VI, номер 2, Winter, 1960-61. Издано издательством «Holy Cross Greek Ordox Theological School Press», Бруклин, Массачусетс. [1]
  16. ^Parry (1999), стр. 231
  17. ^1. Его учение о свете на горе Табор, который, как он утверждал, был создан. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинил в том, что она является практикой богомилов, а также обвинил ее в том, что не провозгласил Христа Богом. Хронология Приложение I: Хронология: Варлаам и Соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Архивная копия». Архивировано с оригинального 07.06.2012. Проверено 20 июня 2012 г. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка )
  18. ^Джон Мейендорф. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (Fordham University Press ; 2-е издание, 1983, ISBN 978-0-8232-0967-5 ).
  19. ^ Рансимен, Стивен (1986). Великая Церковь в плену : исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость. Cambridge University Press. стр. 146. ISBN 9780521313100.
  20. ^Treadgold 1997, стр. 815
  21. ^Каждан 1991, стр. 923
  22. ^Jeffreys, Haldon Cormack 2009, стр. 289–290 harvnb error: no target: CITEREFJeffreysHaldonCormack2009 (help )
  23. ^Григорий Палама: Историческая хронология Архивировано 7 июня 2012 г. на Wayback Machine
  24. ^«Традиция в Православной церкви». Проверено 28 декабря 2010 г.
  25. ^Джуги, Мартин. «The Palamite Controversy». Проверено 28 декабря 2010 г.
  26. ^ Джуги, Мартин. «The Palamite Controversy». Проверено 28 декабря 2010.
  27. ^Джуги, Мартин. «Споры о паламитах». Проверено 28 декабря 2010 г.
  28. ^Кризис в Византии: полемика о Филиокве в Патриархате Кипра Григория II (1283-1289). Издательство Свято-Владимирской духовной семинарии. 1997. стр. 205. ISBN 9780881411768.
Дополнительная литература
  • Исследование Григория Паламы (ISBN 0-913836-14-1 ) Автор Джон Мейендорф Перевод Джорджа Лоуренса (1964)
  • Св. Григорий Палама и православная духовность (ISBN 0-913836-11-7 ) о. Иоанн Мейендорф
  • Святой Григорий Палама как святитель (ISBN 960-7070-37-2 ) митрополитом Иерофеем (Влахосом) из Нафпактос
  • Введение в Святого Григория Паламы (ISBN 1-885652-83-6 ) Джорджа К. Пападеметриу
  • Триединый Бог: непостижимый, но познаваемый - Философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и теологии К. Афанасопулоса, 2015 г. (ISBN 978-1-4438-8055- 8 )
  • «Влияние Пс. Дионисия Ареопагита на Иоанна Скота Эриугена и святого Григория Паламы: добро как превосходство метафизики», К. Афанасопулос, в Агниеской Киевской, изд., Бытие или добро? Метаморфозы неоплатонизма, Люблин: Католический университет Люблинского университета (KUL), 2004, стр. 319–341.
  • «Схоластический и византийский реализм: абсолютизм в метафизике и этике Аквинского, Дунса Скота, Оккама и критика Св. Григорий Палама »К. Афанасопулоса, in Verbum (официальный журнал Института средневековой философии, факультет философии, Санкт-Петербургский университет, Россия), Vol. 6, Тема тома: Аристотель в средневековой метафизике, январь 2002 г., стр. 154–165.
  • ‘St. Григорий Палама, (нео) платонизм и аристотелевская метафизика: ответ православной мистической теологии на западный тупик интеллектуализма и эссенциализма '' К. Афанасопулоса в книге «Божественная сущность и божественная энергия: экуменические размышления о присутствии Бога в восточном православии», под редакцией К. Афанасопулос и К. Шнайдер, James Clarke Co, апрель 2013 г. (ISBN 9780227173862 ), стр. 50–67.
  • Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества. Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press. ISBN 0-8047-2630-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Каждан, Александр, изд. (1991). Оксфордский словарь Византии. 1 . Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 9780195046526 https://books.google.com/books ? id = F9qwtAEACAAJ. Отсутствует или пусто | title =() CS1 maint: ref = harv (link )— «Оксфордский словарь Византии: Аарон-Эски ". Оксфордский словарь Византии. 2 . Нью-Йорк: Oxford University Press. 1991. — Оксфордский словарь Византии. 3 . Нью-Йорк: Oxford University Press. 1991. ISBN 9780195046526 https://books.google.com/books?id=OTxhtAEACAAJ. Отсутствует. или пусто | title =()

.

Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Григорием Паламой.
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:25:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте