Святой Григорий Палама | |
---|---|
Картина Святого Григория в монастыре Ватопайди на горе Афон, Греция | |
Архиепископ Фессалоникийский, Отец Церкви, Столп Православия | |
Родился | ок. 1296. Константинополь |
Умер | 1357 или 1359. Салоники |
Почитаются | Восточная Православная Церковь. Католическая Церковь Мелкитов. Украинская Католическая Церковь Восточная католическая церковь |
Канонизация | 1368 г., Константинополь Патриархом Константинопольским Филофеем |
Майор святыня | Салоники |
Праздник | Второе воскресенье Великий пост. 14 ноября |
Атрибуты | Длинная, заостренная темная борода, одетый как епископ, держащий Евангелие или свиток, правая рука поднята в благословении |
Под влиянием | Нил Кабасилас, Никодим Святитель, Иоанн Мейендорф |
Григорий Палама (греч. : Γρηγόριος Παλαμᾶς; ок. 1296 - 1357 или 1359) был византийским греком выдающимся богословом и церковным деятелем позднего византийского периода. монах с горы Афон (современная Греция ), а позже архиепископ с Салоник, он известен своими защита исихаста духовности, нетварного характера света Преображения и различия между сущностью Бога и энергиями (т.е. божественной волей, божественной благодатью и т. д.). Его учение развернулось в течение трех основных споров: (1) с итало-греческим Варлаамом между 1336 и 1341 годами, (2) с монахом Григорием Акиндиносом между 1341 и 1347 годами, и (3) с философом Грегора, с 1348 по 1355. Его теологические вклады иногда упоминаются как паламизм, а его последователи - как паламиты.
Григорий почитается с 1368 года как святой в Восточной Православной Церкви ; некоторые византийские католические церкви, входящие в состав католической церкви, также почитают его. (Он также был назван святым и неоднократно цитировался как великий богословский писатель Папой Иоанном Павлом II.) Некоторые из его сочинений собраны в Филокалии, а с тех пор Османский период, второе воскресенье Великого поста, в Православной церкви посвящено памяти Григория Паламы. Византийский Синодикон Православия также прославляет его память и богословие, осуждая его противников, в том числе некоторых антипаламитов, которые процветали после смерти Григория.
Григорий родился в Константинополе около 1296 года. Его отец, Константин, был придворным Византийский император Андроник II Палеолог (1282–1328), но умер, когда Григорий был еще молод. Сам император принимал участие в воспитании и образовании мальчика, оставшегося без отца, и надеялся, что одаренный Григорий посвятит себя государственной службе, но Палама выбрал монашескую жизнь на горе. Афон. Мать Григория (Каллони) и братья и сестры (Феодосий, Макариос, Эпихарис и Феодоти) также приняли монашество, и вся семья была канонизирована Вселенским Патриархатом Константинополя в 2009 году.
Раньше выезжая на Mt. Атос, Григорий получил широкое образование, в том числе изучение Аристотеля, которое он покажет перед Теодором Метохитом и императором.
Несмотря на амбиции императора в отношении его, Григорий, которому тогда едва исполнилось двадцать лет, удалился на гору Афон в 1316 году и стал послушником там, в Ватопедском монастыре под руководством монашеский старец преподобный Никодим Ватопедский. В конце концов, он был пострижен в монах и продолжил свою жизнь аскетизма. После кончины старца Никодима Григорий провел восемь лет духовной борьбы под руководством нового старца Никифора. После кончины последнего старца Григорий перешел в Великую Лавру св. Афанасия Афонского на горе Афон, где он служил братии в трапезе (трапезная) и в церкви как кантор. Желая более полно посвятить себя молитве и аскетизму, он поступил в скит под названием Глоссия, где он обучал древней практике умственной молитвы, известной как «молитва сердца» или исихазм.
в 1326 г. из-за угрозы турецких вторжений он и его братья отступили в защищенный город Салоники, где он был затем рукоположен в священник. Разделив свое время между служением людям и стремлением к духовному совершенству, он основал небольшую общину отшельников недалеко от Салоников в месте под названием Верия.
. Некоторое время он служил аббатом. из монастыря Эсфигмену, но был вынужден уйти в отставку в 1335 году из-за недовольства строгостью его монашеской администрации.
Исихазм привлек внимание Варлаама, человек, который либо обратился в Православие, либо был крещен православным, который столкнулся с исихастами и услышал описания их практик во время посещения Горы Афон ; он также читал писания Паламы, самого афонского монаха. Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих трудах. Как частный преподаватель богословия в западном схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.
Что касается исихастов, спор был поднят Паламой, которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападений Варлаама. Палама был хорошо образован в греческой философии. Григорий написал ряд работ в ее защиту и отстаивал исихазм на шести различных синодах в Константинополе, в конечном итоге одерживая победу над нападающими на синоде 1351 года.
Хотя Варлаам происходил из южной Италии, его предки были греками, и он провозгласил восточное православие своей христианской верой. Прибыв в Константинополь около 1330 года, Варлаам работал над комментариями к Псевдо-Дионисию Ареопагиту под покровительством Иоанна VI Кантакузена. Около 1336 года Григорий получил копии трактатов, написанных Варлаамом против латинян, осуждающих их включение Filioque в Никейский символ веры. Хотя это осуждение было твердым православным богословием, Палама не согласился с аргументом Варлаама в его поддержку, а именно с тем, что следует отказаться от попыток продемонстрировать природу Бога (в частности, природу Святого Духа), потому что Бог в конечном итоге непознаваем и недоказуем. люди. Таким образом, Варлаам утверждал, что невозможно определить, от кого исходит Святой Дух. По словам Сары Дж. Деннинг-Болле, Палама считал аргумент Варлаама «опасно агностическим». В своем ответе, озаглавленном «Аподиктические трактаты», Палама настаивал на том, что действительно было доказано, что Святой Дух исходит от Отца, а не от Сына. Между ними последовала серия писем, но они не смогли разрешить свои разногласия мирным путем.
В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады» В защиту тех, кто практикует священное спокойствие ». Трактаты называются «триадами», потому что они были организованы как три набора по три трактата.
Триады были написаны в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных дискуссиях между Паламой и Варлаамом, хотя Варлаам никогда не упоминается по имени.
Учение Григория было подтверждено настоятелями и главными монахами горы. Афон, собравшийся на синоде в 1340–1313 гг. В начале 1341 года монастырские общины Афона написали Святой Фолиант под руководством и вдохновением Паламы. Хотя в фолианте не упоминается имя Варлаама, работа явно направлена на взгляды Варлаама. Фолиант систематически представляет учение Паламы и стал основным учебником византийского мистицизма.
В ответ Варлаам написал проект «Против мессалийцев», в котором впервые атаковал Григория по имени. Варлаам насмешливо назвал исихастов omphalopsychoi (людей с душой в пупке) и обвинил их в ереси мессалианизма, также известного на Востоке как богомильство. Согласно Мейендорфу, Варлаам рассматривал «любые притязания на реальное и сознательное переживание Бога как мессалианство».
Варлаам также возражал против доктрины исихастов относительно нетварной природы света, переживание которой считалось целью практики исихаста, считая ее еретической и кощунственной. Исихисты утверждали, что он имеет божественное происхождение и идентичен свету, явившемуся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения. Варлаам считал эту доктрину «нетварного света» политеистической, потому что она постулировала две вечные субстанции, видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как проявление богомильства.
Вторая триада напрямую цитирует некоторые из писаний Варлаама. В ответ на эту вторую триаду Варлаам составил трактат «Против мессалийцев», связывающий исихастов с мессалианцами и тем самым обвиняющий их в ереси.
В третьей Триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяли антисакраментализм мессалианцев и не утверждали, что физически видели сущность Бога своими глазами. По словам о. Иоанн Мейендорф «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца по вопросу эллинской мудрости, которую он считает основным источником ошибок Варлаама».
Хотя гражданская война между сторонниками Иоанна VI Кантакузена и регентами Иоанна V Палеолога не была в первую очередь религиозным конфликтом, богословский спор между сторонниками и противники Паламы действительно сыграли свою роль в конфликте. Стивен Рансимен указывает, что «хотя теологический спор усугубил конфликт, религиозные и политические партии не совпадали». Аристократы поддерживали Паламу в основном из-за своих консервативных и антизападных тенденций, а также из-за их непоколебимых православных монастырей. Хотя несколько существенных исключений оставляют этот вопрос под вопросом, в массовом сознании (и традиционной историографии) сторонники «паламизма» и «кантакозенизма» обычно приравниваются. Таким образом, окончательный триумф Кантакузеноса в 1347 году также принес с собой окончательный триумф паламистов над антипаламистами.
Григорий Палама | |
---|---|
Национальность | Византийский грек |
Род занятий | Епископ и Монах |
Известный труд | Филокалия. |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Паламизм |
Основные интересы | Аскетизм, Мистицизм |
Известные идеи | Различие сущности и энергий, Исихазм, Теозис, Табор Лайт |
Стало ясно, что спор между Варлаамом и Паламой был непримиримым и потребовал решения епископского совета. Серия из шести патриархальных соборов была проведена в Константинополе 10 июня 1341 г., августа 1341 г., 4 ноября 1344 г., 1 февраля 1347 г., 8 февраля 1347 г. и 28 мая 1351 г. для рассмотрения этих вопросов. В совокупности эти соборы признаны имеющими экуменический статус православными, некоторые из которых называют их Пятым Константинопольским собором и Девятым Вселенским собором.
Спор по поводу исихазма произошел перед синодом, состоявшимся в Константинополе в мае 1341 года под председательством императора Андроника III. Собрание, находящееся под влиянием почитания, в котором писания Псевдо-Дионисия проводились в Восточной церкви, осудило Варлаама, который отрекся от. Вселенский патриарх настоял на том, чтобы все писания Варлаама были уничтожены, и, таким образом, не сохранились полные копии трактата Варлаама «Против мессалианизма».
Главный сторонник Варлаама, император Андроник III, умер всего через пять дней после окончания синода. Хотя Варлаам первоначально надеялся на второй шанс представить свой аргумент против Паламы, вскоре он осознал тщетность преследования своего дела и уехал в Калабрию, где обратился в Римскую церковь и был назначен епископом Герация.
после того, как Варлаам сделал это. отъезд, Григорий Акиндинос стал главным критиком Паламы. Второй собор, состоявшийся в Константинополе в августе 1341 года, осудил Акиндинос и подтвердил выводы предыдущего собора. Акиндинос и его сторонники одержали короткую победу на соборе 1344 года, отлучившем Паламу от церкви. Однако последний из этих соборов, состоявшийся в мае 1351 г., окончательно реабилитировал Паламу и осудил его противников. Этот синод приказал лишить эфесских и ганосских митрополитов сана и заключить в тюрьму. Все, кто не желал подчиняться ортодоксальной точке зрения, подлежали отлучению от церкви и содержанию под надзором по месту жительства. Против Варлаама, Акиндино и их последователей был объявлен ряд анафем; в то же время был объявлен ряд одобрений в пользу Григория Паламы и приверженцев его доктрины. Одним из ярких противников паламизма был Никифор Грегора, который отказался подчиниться диктату синода и был фактически заключен в монастырь на два года.
Каллист I и последовавшие за ним вселенские патриархи развернули энергичную кампанию за принятие паламистских доктрин другими восточными патриархатами, а также всеми митрополитами, находящимися под их юрисдикцией. Однако потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть первоначальное сопротивление его учению. Например, Киевский митрополит, получив фолианты от Каллиста, излагающие паламистское учение, категорически отверг его и составил ответ с опровержением. Точно так же антиохийский патриархат оставался стойким противником того, что они считали нововведением; однако к концу четырнадцатого века здесь стал приниматься паламизм. Подобные акты сопротивления были замечены в митрополичьих престолах, которыми управляли латиняне, а также в некоторых автономных церковных регионах, таких как Кипрская церковь.
. Один из ярких примеров кампании по обеспечению соблюдения ортодоксальности паламистов. Доктрина была действием, предпринятым патриархом Филофеем I, чтобы расправиться с Прохором Кидонесом, монахом и священником на горе Афон, который был противником паламитов. Кидонес написал ряд антипаламистских трактатов и продолжал решительно выступать против паламизма, даже когда предстал перед патриархом и призвал придерживаться ортодоксальной доктрины. В конце концов, в раздражении Филофей созвал синод против Кидона в апреле 1368 года. Однако даже эта крайняя мера не повлияла на подчинение Кидонса, и в конце концов он был отлучен от церкви и навсегда отстранен от духовенства. Длинный фолиант, подготовленный для синода, завершается указом о канонизации Паламы, умершего в 1357/59 году.
Несмотря на первоначальное противодействие некоторых патриархатов и престолов, со временем сопротивление ослабло, и в конечном итоге паламистская доктрина стала принято во всей Восточной Православной Церкви. В этот период для экуменических патриархов стало нормой исповедовать паламитскую доктрину после вступления во владение своим престолом.
Мартин Джуги заявляет, что противостояние латинян и латинофронов, которые обязательно были враждебны этой доктрине, фактически способствовал его принятию, и вскоре латинизм и антипаламизм стали эквивалентными в умах многих православных христиан.
Согласно Аристеидесу Пападакису, «все православные ученые, писавшие о Паламе - Лосский, Кривошеин, Папамихаил, Мейендорф, Христу - считайте его голос законным выражением православной традиции. "
Противники Паламы в споре исихаста распространяли против него клеветнические обвинения, и в 1344 году Патриарх Иоанн XIV заключил его в тюрьму на четыре года. Однако в 1347 году, когда Патриарх Исидор взошел на Вселенский Престол, Григорий был освобожден из тюрьмы и посвящен в качестве митрополита Фессалоникийского. Однако, поскольку конфликт с Варлаамом на тот момент не был урегулирован, жители Фессалоники не приняли его, и он был вынужден жить в нескольких местах. Лишь в 1350 году он смог занять епископское кресло. В 1354 году во время плавания в Константинополь корабль, на котором он находился, попал в руки турецких пиратов; его посадили в тюрьму и избили. Он был вынужден провести год в заключении в Османском суде, где с ним хорошо обращались. В конце концов, его выкуп был уплачен, и он вернулся в Салоники, где служил архиепископом последние три года своей жизни.
Палама умер в 1357/59 году. Его предсмертные слова были: «В высоту! В высоту!» Он был канонизирован святым Восточной Православной Церкви в 1368 году Патриархом Константинопольским Филофеем, который также написал свою Житие и составил служба, которая воспевается в его честь. Его праздник отмечается дважды в год 14 ноября, в годовщину его смерти, и во второе воскресенье Великого поста. Причина его поминовения во Вторую Неделю Великого Поста состоит в том, что победа Григория над Варлаамом рассматривается как продолжение Триумфа Православия (то есть победы Церкви над ересью ), который отмечался в предыдущее воскресенье.
Мощи Григория хранятся в Метрополитенском соборе, названном его именем. Собор находится в Салониках, Греция.
Тропарь (Глас 8)
Кондак (Тон 8)
Святой Фолиант Паламы.
| title =
() CS1 maint: ref = harv (link )— «Оксфордский словарь Византии: Аарон-Эски ". Оксфордский словарь Византии. 2 . Нью-Йорк: Oxford University Press. 1991. — Оксфордский словарь Византии. 3 . Нью-Йорк: Oxford University Press. 1991. ISBN 9780195046526 https://books.google.com/books?id=OTxhtAEACAAJ. Отсутствует. или пусто | title =
().
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Григорием Паламой. |