Табор Лайт

редактировать
Русское Православие значок Преображения (Феофан Греческий, ок. 1408).

В восточно-православном христианском богословии Фавор Свет (Древнегреческий : Φῶς του Θαβώρ «Свет Табор », или Ἄκτιστον Φῶς« Нетварный свет », Θεῖον Φῶς« Божественный свет »; русский : Фаворский свет« Таборический свет ») - свет, явившийся на горе Фавор в Преображение Иисуса, отождествляемое со светом, увиденным Павлом при его обращении.

В качестве теологической доктрины нетварная природа света Фавора была сформулирована в XIV веке Григорием Паламой, афонский монах, защищающий мистические практики исихазма от обвинений в ереси Варлаама Калабрийского. Когда рассматриваются как богословская доктрина, эта точка зрения известна как паламизм после Палама.

Вид был очень спорным, когда она была впервые предложена, зажигая в исихастских споры, и фракция паламистов преобладала только после военной победы Иоанна VI Кантакузена в Византийской гражданской войне 1341–1347 гг.. С 1347 г. это была официальная доктрина Восточного Православия, но она остается без явного подтверждения или отрицания Римско-католической церковью. Римско-католические богословы отвергали его в прошлом, но с конца 20 века римско-католическая точка зрения была более благоприятной. Несколько западных ученых представили паламизм как совместимый с римско-католической доктриной. В частности, Папа Иоанн Павел II в 1996 году положительно отзывался об исихастской духовности, а в 2002 году он назвал Преображение четвертым Светлой Тайной Святого Розария.

Содержание

  • 1 На Востоке Православие
    • 1.1 Исихастские споры
    • 1.2 Отождествление с адским огнем
  • 2 Римский католицизм
  • 3 Популярная культура
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Внешняя links

В восточном православии

Согласно исихастской мистической традиции восточно-православной духовности, полностью очищенный святой, достигший божественного союза, испытывает то же видение божественного сияния » свет », явившийся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения Господня. Этот опыт называется теорией. Варлаам (и интерпретация западным христианством апофатизма как отсутствия Бога, а не непознаваемости Бога) считал этот взгляд на исихастов политеистическим, поскольку он, казалось, постулировал две вечные субстанции., видимое (божественные энергии) и невидимое (божественное ousia или сущность). Секо и Масперо утверждают, что паламитская доктрина нетварного света уходит корнями в прочтение Паламой Григория Нисского.

Примеры Нетварного света зачитываются православными христианами в Ветхом Завете, например, Неопалимая Купина, предполагаемый потомок которого содержится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай на Синайском полуострове.

Исихастский спор

Григорий Палама защищал исихазм в 1340-х годах на трех различных соборах в Константинополе, а также написал ряд работ в его защиту. В этих работах Григорий Палама использует различие, уже обнаруженное в IV веке в трудах каппадокийских отцов, между энергиями или действиями (греч. energeiai ) Бога и сущность (ousia ) Бога. Григорий учил, что энергии или действия Бога не были сотворены. Он учил, что сущность Бога никогда не может быть познана его созданиями даже в следующей жизни, но что его несотворенные энергии или действия могут быть познаны как в этой жизни, так и в следующей, и могут быть переданы Исихасту в этой жизни и праведникам в следующей жизни как истинное духовное познание Бога (theoria ). В теологии паламитов несотворенные энергии Бога освещают исихаста, удостоенного опыта Несотворенного Света.

В 1341 г. спор был передан на рассмотрение синода в Константинополе под председательством императора Андроника III Палеолога ; синод, принимая во внимание отношение к трудам псевдо-Дионисия, осудил Варлаама, который отрекся и вернулся в Калабрию, впоследствии став епископом в Римско-католической церкви.

Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндинос, который изначально был другом Григория, поднял спор, и были проведены три других синода на эту тему, на втором из которых последователи Варлаама получили краткую информацию. победа. Однако в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина учение об исихасте было утверждено как учение Восточной Православной церкви.

Отождествление с адским огнем

Многие православные богословы отождествляют свет Фавора с адским огнем. Согласно этим теологам, ад - это состояние тех, кто остается непримиримым с нетварным светом и любовью Бога и к Богу и сжигается им. Согласно Иганнесу Полемесу, Феофан Никейский считал, что для грешников «божественный свет будет восприниматься как карающий огонь ада».

Согласно Иганнесу Полемесу, сам Палама не сделал этого. отождествляют адский огонь со светом Фавора: «В отличие от Феофана, Палама не верил, что грешники могут испытать божественный свет [...] Нигде в своих произведениях Палама, кажется, не принимает точку зрения Феофана, что свет Фавора есть тождественен адскому огню. "

Римский католицизм

Верхняя часть Преображения (1520) Рафаэля, изображающая Христа, чудесным образом беседующего с Моисеем и Илия.

Паламизм, богословие божественных «операций» Григория Паламы, никогда не принималось схоластическими теологами Латинской католической церкви, твердо придерживавшийся взглядов на простоту Бога, задуман как Actus purus. Это доктринальное разделение усилило раскол между Востоком и Западом в Великом расколе на протяжении 15-19 веков, и только Папа Иоанн Павел II открыл возможность для примирения, выразив личное уважение к учение.

Римский католицизм традиционно рассматривает проявленную в Фаворе славу как символ эсхатологической славы небес; в латинском гимне 15 века Coelestis formam gloriae (Sarum Breviary, Venice, 1495; пер. преподобный Джон М. Нил 1851):

О чудесный прообраз, о прекрасное видение / славы, которую разделит Церковь / Который Христос на горе показывает / там, где ярче солнца Он светится / С сияющим лицом и ярким одеянием / Христос соблаговолит явиться сегодня / Какая слава будет им выше / которые радуются в Боге совершенной любовью.

Папа Святой Григорий Великий писали о людях, с помощью которых, «живя в этой тленной плоти, но возрастая в неисчислимой силе благодаря некоторой проницательности созерцания, можно увидеть Вечную Яркость». В своей поэме «Книга двенадцати бегинов» Иоанн из Рейсбрука, фламандский мистик 14-го века, блаженный Папой Пий X в 1908 году писал о «несотворенном Свете, который не является Богом, но является посредником между Ним и« видящей мыслью »» как о освещении созерцательного не в высшем способе созерцания, а во втором из них. четыре восходящих модуса.

Римско-католический проэкуменизм при Иоанне Павле II с 1980-х годов искал точки соприкосновения в вопросах доктринального разделения между Восточной и Западной Церковью. Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал свое уважение к восточному богословию как к обогащению для всей Церкви и благосклонно отзывался об исихазме. В 2002 году он также назвал Преображение четвертым Светлой Тайной в Святом Розарии. Восточная доктрина «нетварного света» не была официально принята в Римско-католической церкви, которая также официально не осудила его. Все больше членов Западной церкви считают Григория Паламу святым, даже если он неканонизирован. «Некоторые западные ученые утверждают, что учение самого Св. Григория Паламы совместимо с римско-католической мыслью по этому вопросу». В то же время антиэкуменические течения в восточном православии представили доктрину «Свет Табора» как серьезное догматическое разделение между Восточной и Западной Церковью, а движение исихастов даже описали как «прямое осуждение папизма»

<65.>Популярная культура

"Tabor Light" также использовалось в популярной прессе 1938 года в связи с таинственным светом, увиденным вокруг кладбища под названием "Tabor" около Эстерхази, Саскачеван, Канада.

См. Также

Ссылки

Литература

  • Лоуэлл Клукас, «Триумф мистицизма в Византии в XIV веке», в: Византийские исследования в честь Милтона В. Анастоса, Византина кай Метабизантина, изд. Сперос Врионис-младший, Малибу (1985). [1]
  • Владимир Лосский, Мистическое богословие Восточной церкви, SVS Press, 1997. (ISBN 0-913836-31-1 ) James Clarke Co Ltd, 1991. (ISBN 0-227-67919-9 )
  • Джордж С. Мэлони, Теология несотворенных энергий Бога (1978), ISBN 978-0-87462-516-5.
  • Джордж К. Пападеметриу, Введение в святого Григория Паламы (2005), ISBN 978-1-885652-83-6.
  • Дж. Мейендорф, Этюд св. Григория Паламы (1959).
  • Андреас Андреопулос, Метаморфоза: Преображение в византийском богословии и Иконография СВС Пресс, 2005 (ISBN 0-88141-295-3 ).

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:07:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте