Варлаам Семинарский

редактировать
Варлаам Семинарский
Родился1290. Семинара, Калабрия, Неаполитанское королевство
Умер1 июня 1348 г.. Джерас, Неаполитанское королевство
ОбразованиеКонстантинопольский университет
Богословская работа
Традиция или движениеВарлаамизм
Основные интересыФилология
Известные идеиОтказ от исихазма
Варлаам Семинарский

Варлаам Семинарский (Бернардо Массари, непрофессионал), ок. 1290–1348, или Варлаам Калабрийский (греч. : Βαρλαὰμ Καλαβρός) был южным итальянским ученым (аристотелевским ученым ) и священнослужитель XIV века, а также гуманист, филолог и богослов.

Когда Григорий Палама защищал Исихазм (мистическое учение православной церкви о молитве ), Варлаам обвинил его в ереси. Три православных синода приняли решение против него и в пользу Паламы (два «Собора Софии » в июне и августе 1341 г. и «Собор Влахерн » в 1351 г.).

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
    • 2.1 Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой
  • 3 Противоречие между Исихастом
    • 3.1 Нападение Варлаама на исихазм
    • 3.2 Триады
    • 3.3 Соборы исихастов в Константинополе
  • 4 Более поздняя карьера
  • 5 Наследие
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Варлаам родился в нынешней коммуне Семинара, Калабрия. Несмотря на общее мнение, что Варлаам обратился в православное христианство, Мартин Джуги утверждает, что на самом деле он был греком по происхождению, крещен и воспитан в греческой православной традиции.

Начало карьеры

Мемориальная доска для Варлаама в Герации

Бернардо переехал в Константинополь в 1320-х годах, где вскоре получил доступ к церковным и политическим кругам, особенно в кругах императора Андроника III Палеолога, который дал ему должность преподавателя в университете. Он был сделан василианским монахом в монастыре Сант-Элия-ди-Капассино и принял имя Варлаам.

В конце концов он стал игуменом (настоятелем) монастыря Спасителя, и Ему были доверены две секретные миссии от имени императора.

Колин Уэллс характеризует Варлаама как «блестящего, но остроумного», описывая его как «искушенного в классике, астронома, математика, а также философа и математика. Однако, по словам Уэллса, «эта внушительная ученость сочеталась с высокомерным, саркастическим поведением, временами настолько язвительным, что он отталкивал даже друзей и союзников».

В 1333–1334 годах Варлаам предпринял переговоры об объединении церквей с представители Папы Иоанна XXII. По этому поводу он написал двадцать один трактат против латинян, в котором выступил против папского первенства и доктрины filioque. Император Андроник III послал Варлаама с важными дипломатическими миссиями к Роберту Мудрому в Неаполе и к Филиппу VI в Париже. В 1339 году он был отправлен к изгнанному Папе Бенедикту XII в Авиньон, чтобы предложить крестовый поход против турок и обсудить объединение церквей, но ему это не удалось. по этому случаю он встретил Петрарку.

. Вернувшись в Константинополь, Варлаам работал над комментариями к Псевдо-Дионисию Ареопагиту под покровительством Иоанна VI Кантакузена.

Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой

Около 1336 года Григорий Палама получил копии трактатов, написанных Варлаамом против латинян, осуждающих их включение Filioque в Никейский символ веры. Хотя эта позиция была твердой восточно-православной теологией, Палама не согласился с аргументом Варлаама в ее поддержку, поскольку Варлаам заявил, что попытки продемонстрировать природу Бога (в частности, природу Святого Духа) должны быть оставлены, потому что Бог в конечном счете непознаваем и недоказуемо для людей. Таким образом, Варлаам утверждал, что невозможно определить, от кого исходит Святой Дух. По словам Сары Дж. Деннинг-Болле, Палама считал аргумент Варлаама «опасно агностическим». В своем ответе, озаглавленном «Аподиктические трактаты», Палама настаивал на том, что действительно было доказано, что Святой Дух исходит от Отца, а не от Сына. Между ними последовала серия писем, но они не смогли разрешить свои разногласия мирным путем.

Противоречие исихастов

В отличие от учения Паламы о том, что «слава Божья» раскрывается в различных эпизодах евреев и христиан Священное Писание (например, горящий куст видел Моисей, Свет на горе Фавор в Преображении ) на самом деле были несотворенными Энергиями Бога (то есть благодать Бога), Варлаам считал, что они были сотворенными следствиями, потому что никакая часть Бога не может быть непосредственно воспринимается людьми. Православные истолковали его позицию как отрицание обновляющей силы Святого Духа, который, говоря словами различных православных гимнов, «сделал апостолов из рыбаков» (т. Е. Сделал святых даже из необразованных людей). В своих антиисихастических трудах Варлаам утверждал, что знание мирской мудрости необходимо для совершенствования монахов, и отрицал возможность видения божественной жизни.

Нападение Варлаама на Исихазм

Стивен Рансимен сообщает, что, разгневанный нападками Паламы на него, Варлаам поклялся унизить Паламу, напав на учение Исихаста, главным сторонником которого стал Палама. Варлаам посетил Фессалоники, где познакомился с монахами, которые следовали учению исихаста. Рансимен описывает этих монахов как невежественных и лишенных реального понимания учения исихаста. Варлаам издал ряд трактатов, высмеивающих абсурдность практик, о которых он сообщил, включая «чудесное разделение и воссоединение духа и души, взаимодействие демонов с душой, различие между красными и белыми огнями», вход и выход разума через ноздри с дыханием, щитов, которые собираются вместе вокруг пупка, и, наконец, союз нашего Господа с душой, который происходит в полной и чувственной уверенности сердца внутри пупок." Варлаам сказал, что монахи утверждали, что видели божественную сущность телесными глазами, что он считал чистым мессалианством. Когда его спросили о свете, который они видели, монахи сказали ему, что это не было ни сверхсущественной Сущностью, ни ангельской сущностью, ни самим Духом, но что дух созерцал его как другую ипостась. Варлаам ехидно прокомментировал: «Должен признаться, я не знаю, что это за свет. Я знаю только то, что его не существует».

Согласно Рансимену, атака Варлаама нанесла удар. Он показал, что в руках монахов, неадекватно обученных и не знающих истинного исихастского учения, психофизические заповеди исихазма могут дать «опасные и нелепые результаты». Многим византийским интеллектуалам исихазм казался «шокирующе антиинтеллектуальным» Варлаамом по прозвищу исихастов «омфалоскопами» (пуповидные); это прозвище окрасило тон большинства последующих западных работ о византийских мистиках. Однако триумф Варлаама был недолгим. В конце концов, византийцы глубоко уважали мистицизм, даже если не понимали его. И в Паламе Варлаам нашел оппонента, более чем равного ему в знаниях, интеллекте и объяснительных способностях.

Триады

В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады». В защиту тех, кто практикует священное спокойствие ». Трактаты называются «Триадами», потому что они были организованы как три набора по три трактата.

Триады были написаны в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных дискуссиях между Паламой и Варлаамом, хотя Варлаам никогда не упоминается по имени.

Учение Григория было подтверждено настоятелями и главными монахами горы. Афон, собравшийся на синоде в 1340–1313 гг. В начале 1341 года монастырские общины Афона написали Святой Фолиант под руководством и вдохновением Паламы. Хотя Фолиант не упоминает Варлаама по имени, работа явно направлена ​​на взгляды Варлаама. Фолиант обеспечивает систематическое изложение учения Паламы и стал основным учебником византийского мистицизма.

Варлаам также возражал против доктрины исихастов относительно нетварной природы света, опыт которой был считается целью практики исихаста, считая ее еретической и кощунственной. Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и идентичен свету, явившемуся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения. Варлаам считал эту доктрину «нетварного света» политеистической, потому что она постулировала две вечные субстанции, видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как проявление богомильства.

Вторая триада напрямую цитирует некоторые сочинения Варлаама. В ответ на эту вторую триаду Варлаам составил трактат «Против мессалийцев», связывающий исихастов с мессалианцами и тем самым обвиняющий их в ереси. В «Против мессалийцев» Варлаам впервые напал на Григория по имени. Варлаам насмешливо назвал исихастов omphalopsychoi (людей с душой в пупке) и обвинил их в ереси мессалианизма, также известного на Востоке как богомильство. Согласно Мейендорфу, Варлаам рассматривал «любые притязания на реальное и сознательное переживание Бога как мессалианство».

В третьей триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяют антисакраментализм мессалианцев они также не утверждали, что физически видят сущность Бога своими глазами. По словам Джона Мейендорфа, «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца по вопросу эллинской мудрости, которую он считает основным источником ошибок Варлаама».

Исихастские соборы в Константинополе

Стало ясно, что спор между Варлаамом и Паламой непримирим и потребует решения епископского совета. Серия из шести патриархальных соборов была проведена в Константинополе 10 июня 1341 г., августа 1341 г., 4 ноября 1344 г., 1 февраля 1347 г., 8 февраля 1347 г. и 28 мая 1351 г. для рассмотрения этих вопросов.

Разразился спор по поводу исихазма. перед синодом, состоявшимся в Константинополе в мае 1341 г. под председательством императора Андроника III. Собрание, находившееся под влиянием почитания, с которым писали Псевдо-Дионисий в Восточной церкви, осудило Варлаама, который отрекся. Вселенский патриарх настоял на том, чтобы все писания Варлаама были уничтожены, и, таким образом, не сохранилось полных копий трактата Варлаама «Против мессалианизма».

Главный сторонник Варлаама, император Андроник III, умер всего через пять дней после окончания синода. Хотя Варлаам изначально надеялся на второй шанс представить свой аргумент против Паламы, вскоре он осознал тщетность своего дела и уехал в Калабрию, где обратился в римскую церковь и был назначен епископом Герация.

Более поздняя карьера

После отъезда из Константинополя Варлаам был принят в Латинскую церковь в Авиньоне в 1342 году и был посвящен епископом Герация.

В 1346 году он был назначен папским послом в Константинополе, но Поскольку его миссия закончилась неудачей, он вернулся в Джераче, где и умер в 1348 году, очевидно, жертвой бубонной чумы.

Наследие

Св. Григорий Палама, с которым Варлаам участвовал в своем самом известном богословском споре.

Варлаам своим воспитанием и философией преодолел пропасть между христианским Востоком и Западом. Хотя ему никогда не удавалось удовлетворительно синтезировать обе традиции, в конечном итоге он оказал влияние на обе. Фессалоникийские фанатики находились под влиянием учения Варлаама, и его аргументы повлияли на догматическое определение исихазма в Восточной церкви. Мастер греческого языка, он обучил Петрарку некоторым азам греческого языка.

Критики видят в возвышении философии Варлаама над богословием причину его осуждения со стороны Восточной церкви:

Варлаам переоценил значение философии для теологии, утверждая, что только через философию человечество может достичь совершенства. Таким образом, он отрицал обновляющую силу Святого Духа, который делает святыми даже необразованных людей, как и рыбаков апостолами. Будучи гуманистом, Варлаам делал акцент на созданных средствах спасения (например, философии и знаниях) и уменьшал роль благодати Святого Духа.

По словам о. Джон Мейендорф, «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца по вопросу« эллинской мудрости », которую он считает основным источником ошибок Варлаама». По сей день вопросы, поднятые Варлаамом, рассматриваются православными богословами:

взгляды Варлаама - мы не можем точно знать, Кто такой Святой Дух (следствием чего является агностицизм ), что древние Греческие философы выше Пророков и Апостолов (поскольку разум выше видения Апостолов), что свет Преображения - это то, что создано и может быть отменено, что исихастический образ жизни (т.е. очищение сердце и непрекращающаяся мысленная молитва) несущественны - это взгляды, которые выражают надсхоластическую, а затем секуляризованную точку зрения теологии. Святой Григорий Палама предвидел опасность, которую эти взгляды несли для Православия, и силой и энергией Святого Духа и опытом, который он сам приобрел как преемник Святых Отцов, он противостоял этой великой опасности и сохранил православную веру в чистом виде. и Традиция.

С другой стороны, католический теолог Джеймс Ларсон утверждает, что, стремясь к «обожествлению человека», паламизм приближается к гностическому мышлению. Он утверждает, что восточные церкви, с самого их возникновения, в некоторой степени находились под влиянием неоплатонизма и других восточных философий, поэтому большинство ересей, с которыми боролась ранняя церковь, возникли на Востоке. Он также заявляет, что Плотин мог находиться под влиянием монистических форм индуистской философии во время своих путешествий с армией Гордиана III в Персию.

См. Также

Ссылки

Библиография

Работы Варлаама

  • Джаннелли, Чиро. "Un progetto di Barlaam per l'unione delle chiese". В сборнике «Разное» Джованни Меркати, т. 3, "Studi e Testi", вып. 123. Ватикан, 1946. См. Выдержки из его сочинений на страницах 157–208.
  • Migne, J.-P., ed. Patrologia Graeca, т. 151. Париж, 1857. Включает отрывки из Беседы Папе Бенедикту XII и Консультативной беседы.
  • Скиро, Джузеппе, изд. Барлаам Калабро: Epistole greche. Палермо, 1954
  • Джон Чембер, Barlaam monachi logistice (1600), критический перевод Logistica

Работы о Варлааме

  • Христу, Панайотис К. "Варлаам". В Threskeutikē kai ēthikē enkuklopaideia, vol. 3, кол. 624–627. Афины, 1963.
  • Джуги, Мартин. "Варлаам де Семинара". В Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques, vol. 6, кол. 817–834. Париж, 1932.
  • Мейендорф, Джон. "Un mauvais théologien de l'unité au quatorzième siècle: Barlaam le Calabrais". В L'église et les églises, 1054–1954, vol. 2. С. 47–65. Chevetogne, 1955.
  • «Варлаам Калабриец» из журнала Science and Its Times. Томсон Гейл, 2005-2006 гг.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-11 12:24:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте