Евхологион (Греческий : εὐχολόγιον; славянский : Молитвословъ, Молитвословъ; румынский : Euhologiu / Molitfelnic) - одна из главных литургических книг восточно-православных и византийских католических церкви, содержащие части богослужений, которые произносятся епископом, священником или диаконом (примерно соответствует римскому обряду Миссал, Ритуал и Папский, вместе взятые). Используется несколько разных томов книги.
Полная версия называется Великим Евхологионом (греч. Εὐχολόγιον τό μέγα, Euchológion to méga; славянский: Болшой Іерейскій Молитвословъ, Большой Иерейский Молитвословъ, румынский язык; румынский язык: :
Другие книги содержат только части Великого Евхологиона:
Евхологион содержит, прежде всего, указания для диакона в Вечерня, Утреня и Божественная литургия. Далее следуют молитвы священника и диакона ектении на вечерни и утрени. Затем идут Литургии (Евхаристия ): сначала рубрики для Божественной литургии в целом, и длинная заметка об устройстве просфоры (хлеб) на Проскомиде (Подготовительная литургия). Литургия св. Иоанна Златоуста - это рамка, в которую вписываются другие литургии. Евхологион содержит только части священника и диакона во всю длину, сначала для Литургии св. Иоанна Златоуста, затем для тех частей Литургии св. Василия, которые от нее отличаются; затем Литургия Преждеосвященных Даров, начиная с Гесперинона (вечерни), которая всегда ей предшествует.
После литургий следует собрание Священных Таин (таинств и сакраменталиев) с различными правилами, канонами и благословениями. Сначала обряд воцерковления матери после рождения ребенка (euchai eis gynaika lecho), адаптированный к различным условиям, затем определенные «Каноны апостолов и отцов» относительно крещения, молитвы над Катехуменами, Обряд Крещения с последующим омовением (apolousis) ребенка семь дней спустя; Экзорцизмы из Св. Василия и св. Иоанн Златоуст и Обряд освящения мира (мирона) в Великий Четверг. Затем следуют богослужения для диакона, священника и епископа (есть второй чин рукоположения в епископы «по изложениям святейшего Господа Митрофана, митрополита Нисского»), благословение игумена (настоятеля) и других настоятелей монастырей, молитва за тех, кто начинает служить в Церкви, и обряды для второстепенных орденов (читатель, певец и иподиакон ).
Далее следуют обряды пострижения монахов или монахинь, назначение священника исповедником (пневматикос) и способ слышания исповеди, произносимые молитвы над лицами, приносящими торжественную клятву, за тех, кто несет канонические наказания, и за тех, кто освобожден от них.
Затем идет сборник молитв о различных нуждах. Далее следует длинный гимн Богородице для «прощения грехов», написанный монахом Евфимием, и мы подходим к обрядам обручения, брака (так называемого «венчания»), Стефанома, из наиболее яркой особенности церемонии), молитвы о снятии корон через восемь дней, обряд вторых браков (так называемый «дигамий», дигамия, при котором люди не венчаются) и очень долгий помазание больных (к agion elaion), предписанное семью священниками.
Далее, освящения для новых церквей и antimensia (ефрейтор с мощами, использованный для Божественной литургии ; действительно своего рода переносной алтарь), церемония омовения алтаря в Великий четверг, возведение Ставропигиона (монастыря, который освобожден от контроля местного епископа, будучи вместо этого подчиняются непосредственно Патриарху или Синоду епископов ), Малому благословению вод (hagiasmos) и Великому благословению вод (используется в Theophany ), за которым следует причастие, состоящее из последующего купания (nipter).
После одной или двух церемоний, таких как обряд преклоненной молитвы (gonyklisis) вечером Пятидесятницы, экзорцизма и смерти, существуют отдельные похоронные службы, используемые для мирян, монахов, священников, детей и любые похороны, происходящие во время Яркой недели. Затем следует разный сборник молитв и гимнов (отмеченных euchai diaphoroi), Каноны покаяния против землетрясений, во время эпидемий и войн, а также два, адресованные Богородице. Завершают книгу еще несколько молитв по разным поводам.
В современной Евхологии, однако, обычно добавляются «Апостолы» (чтение из Посланий ) и Евангелие для Великих праздников (они взяты из двух книг, которые содержат весь сборник литургических уроков), и, наконец, устройство двора Вселенского Патриарха с рубричными указаниями для их различных обязанностей во время литургии.
Таким образом, Евхологион - это руководство для епископов, священников и диаконов. Он содержит только краткие отзывы хора, у которого есть свои собственные хоровые книги (Horologion для фиксированных частей службы, и Triodion, Pentecostarion, Octoechos и Menaion для проперов ).
Самым древним документом Константинопольского устава (который похож на Антиохийский устав ) является Евхологион Барберини (гр. 336), греческий манускрипт, написанный около 790 г. н.э.
Первое печатное издание было опубликовано в Венеции в 1526 году. За ним последовало другое, также в Венеции, в 1638 году Евхологиона, использованное Жак Гоар для своего издания. Другое издание было опубликовано в Венеции в 1862 году, и оно составляет основу нынешнего издания Великого Евхологиона, такого как издание, опубликованное Астиром в Афинах в 1970 году. Текст венецианского издания 1862 года стал основой издания, опубликованного в Бухаресте. в 1703 году. Седьмое издание под редакцией Спиридиона Зербоса было напечатано в 1898 году в типографии Phoenix press (typographeion ho Phoinix) в Венеции, официальной греческой православной типографии.
Православные церкви, использующие другие литургические языки, имеют печатные машины (как правило, в столице страны, Москве, Бухаресте, Иерусалиме) для своих переводов. Евхологион был впервые переведен на церковнославянский язык в IX веке. Окончательная версия Евхологиона, используемая в Украинской Православной Церкви, была подготовлена Петром Могилой и опубликована в 1646 году (переиздана в Париже в 1988 году). Это издание содержит около 20 обрядов местного происхождения, которые не выполняются в других восточных церквях (например, службы по обнаружению святых мощей и благословению монастырей).
Проректор Алексиос Мальцев из русского посольства церкви в Берлине редактировал Евхологион на старославянском и немецком языках с примечаниями (Вена, 1861, перепечатано в Берлине, 1892).
Полный «Евхологион» в нескольких томах был напечатан в Москве Синодальной прессой в 1902 году.
Греко-католики используют издание Пропаганда и имеют сборник (микрон euchologion), содержащий только литургии, апостолов и евангелий, крещение, брак, помазание и исповедь (Рим, 1872). Дж. Гоар, О. П., отредактировал Евхологион с очень полными примечаниями, пояснениями и иллюстрациями (Euchologion, sive Rituale Græcorum, 2-е изд., Venice, fol., 1720), который стал стандартным справочным изданием для католиков византийского обряда.
евхологии также встречаются среди коптских, армянских и восточно-сирийских церквей, которые отличаются от Византийский. Евхологион епископа Серапиона, современника св. Афанасий (ок. 293 - 373), содержит тексты из Александрийского обряда.