Феодор Студит

редактировать
Феодор Студит
Studite.jpg Святой Феодор Студийский: мозаика XI века из Монастыря Неа Мони, Хиос
Монах
Родился759
Умер826
Почитается вВосточной Православной Церкви. Восточно-католических церквях. Римско-католическая церковь
Праздник 11 ноября (восток), 12 ноября (запад)

Феодор Студит (также известный как Theodorus Studita, Святой Феодор Студийский и святой Феодор Студиум ; 759–826) был византийским греком монахом и настоятелем монастыря Студиос в Константинополь. Он сыграл важную роль в возрождении как византийского монашества, так и классических литературных жанров в Византии. Он известен как ревностный противник иконоборчества, одного из нескольких конфликтов, которые привели его к разногласиям как с императором, так и с патриархом.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Семья и детство
    • 1.2 Ранняя монашеская карьера
    • 1.3 Конфликт с Константином VI
    • 1.4 Игумен Студитов
    • 1.5 Конфликт с Никифором
    • 1.6 Реабилитация при Майкле I
    • 1,7 Второй иконоборчество
    • 1,8 Последние годы
  • 2 Наследие
  • 3 Работы
  • 4 Комментарий к Теодору
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Исследования
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Семья и детство

Феодор родился в Константинополе в 759 году. Он был старшим сыном крупного финансового чиновника в дворцовая бюрократия и Феоктист, потомок выдающейся константинопольской семьи. Брат Феоктиста, дядя Теодора Платон, был важным чиновником в финансовой администрации империи. Таким образом, семья контролировала значительную часть, если не всю, финансовую администрацию империи во время правления Константина V (годы правления 741–775). У Феодора было два младших брата (Иосиф, позже архиепископ Фессалоники, и Евфимиос) и одна сестра, имя которой мы не знаем.

Это часто предполагалось что семья Феодора принадлежала к партии иконоборцев в течение первого периода византийского иконоборчества. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих это, и их высокое положение в имперской бюрократии того времени делает любую позицию открыто иконоборца крайне маловероятной. Более того, когда Платон оставил свой пост и стал священником в 759 году, он был рукоположен настоятелем, который, если он сам не был активно иконоборцем, по крайней мере, не оказал никакого сопротивления иконоборческой политике Константина V. Семья в целом был, скорее всего, безразличен к вопросу об иконах в тот период.

Согласно более поздней агиографической литературе, Феодор получил образование, соответствующее положению его семьи, и с семи лет его обучал частный репетитор, в конечном итоге сосредоточившись на в частности по теологии. Однако неясно, были ли эти возможности доступны даже самым благополучным византийским семьям восьмого века, и возможно, что Феодор был хотя бы частично самоучкой.

Ранняя монашеская карьера

После смерти императора Льва IV (годы правления 775–780) в 780 году дядя Феодора Платон, который с 759 года жил монахом в монастыре Символола в Вифинии, посетил Константинополь и убедил всю семью своей сестры Феоктистой принять монашеский постриг. Феодор вместе со своим отцом и братьями отплыл обратно в Вифинию с Платоном в 781 году, где они приступили к преобразованию родового имения в религиозное учреждение, которое стало известно как монастырь Саккудион. Платон стал настоятелем нового фонда, а Феодор был его «правой рукой». Эти двое стремились организовать монастырь согласно писаниям Василия Кесарийского.

. В период регентства Эйрены аббат Платон стал сторонником Патриарха Тарасия, и был членом партии иконописцев Тарасия на II Никейском соборе, где почитание икон было объявлено православным. Вскоре после этого сам Тарасий рукоположил Феодора в священники. В 794 году Феодор стал настоятелем монастыря Саккудион, а Платон отказался от повседневной деятельности монастыря и посвятил себя молчанию.

Конфликт с Константином VI

Также в 794 году император Константин VI (годы правления 776–797) решил расстаться со своей первой женой, Марией Амнии, и жениться на кубикуларии Марии (фрейлины ), Феодот, двоюродный брат Феодора Студита. Хотя Патриарх, возможно, изначально сопротивлялся такому развитию событий, поскольку развод без доказательств супружеской неверности со стороны жены мог быть истолкован как незаконный, в конечном итоге он уступил. Брак Константина и Феодота был отмечен в 795 году, хотя и не патриархом, как обычно, а неким Иосифом, священником Святой Софии.

Далее последовала несколько неясная цепь событий (так- названный "спор Мохи" от греческого moichos, "прелюбодей"), в котором Теодор инициировал протест против брака из монастыря Саккудион и, по-видимому, потребовал отлучения не только священника Иосифа, но и всех, кто получил от него причастие, которое, поскольку Иосиф был священником императорской церкви, косвенно включало в себя императора и его двор. Однако это требование не имело официального веса, и Константин, похоже, попытался помириться с Теодором и Платоном (которые из-за его брака стали его родственниками), пригласив их навестить его во время пребывания в императорских банях в Пруса в Вифинии. В этом случае ни один не появился.

В результате имперские войска были отправлены в монастырь Саккудион, и община была рассеяна. Феодор был подвергнут порке и вместе с десятью другими монахами сослан в Салоники, а Платон был заключен в тюрьму в Константинополе. Монахи прибыли в Салоники в марте 797 года, но там пробыли недолго; в августе того же года Константин VI был ослеплен и свергнут, а его мать Ирина, новая императрица, сняла ссылку.

Настоятель Студитов

Монастырь Студиос, изображенный в рукописи XI века

После воцарения Ирины священник Иосиф был лишен должности, а Феодорос был принят в императорском дворце. Затем монахи вернулись в монастырь Саккудион, но были вынуждены вернуться в столицу либо в 797, либо в 798 году из-за набега арабов на Вифинию. В это время Ирина предложила Феодору возглавить древний Студий монастырь в Константинополе, что он принял. Затем Феодор приступил к строительству различных мастерских в монастыре, чтобы гарантировать автаркию, построить библиотеку и скрипторий, а также восстановить и украсить церковь. Он также сочинил серию стихов о обязанностях различных членов общины, которые, вероятно, были написаны и выставлены в монастыре. Кроме того, он составил правило управления монастырем и сделал сообщество Студий центром обширной конгрегации зависимых монастырей, включая Саккудион. Он поддерживал связь с этими другими монастырями, прежде всего, благодаря своей потрясающей литературной продукции (письма, а также катехизисы ), которые достигли в то время количественного пика, и разработал систему посланников, которая была настолько сложной, что напоминала частная почтовая служба.

К этому периоду можно также отнести так называемые иконофильные эпиграммы, ямбик акростихи, составленные Теодором и заменившие «иконоборческие эпиграммы», которые были ранее экспонировалась на Chalke воротах Большого дворца. Было высказано предположение, что они были заказаны Ирэн, как еще один знак ее благосклонности к Теодору, хотя также возможно поручение под руководством Михаила I Рангабе (годы правления 811–813); во всяком случае, они были удалены в 815 г. Львом V Армянином (годы правления 813–820) и заменены новыми «иконоборческими» стихами.

В 806 г. умер Патриарх Тарасий, и император Никифор I (годы правления 802–811) начал искать себе замену. Представляется вероятным, что Платон в это время выдвинул имя Теодора, но вместо него был выбран Никифор, мирянин, занимавший ранг асекретиса в имперской бюрократии. Выбор Никифора вызвал немедленный протест со стороны студитов, в частности Теодора и Платона, которые возражали против возведения мирянина на патриархальный престол. Феодор и Платон были заключены в тюрьму на 24 дня, прежде чем император Никифор позволил им вернуться в свои конгрегации.

Конфликт с Никифором

Император Никифор вскоре потребовал, чтобы его новый патриарх реабилитировал священника Иосифа, который был служил на свадьбе Константина и Феодота, возможно, потому, что Иосиф способствовал мирному разрешению восстания Бардана Туркоса. В 806 году патриарх Никифор созвал синод для рассмотрения дела, на котором присутствовал Феодор. Синод принял решение вновь принять Иосифа в священство, против чего Феодор в то время не возражал.

Таким образом, отношения между студийским настоятелем и патриархом, похоже, изначально были спокойными, и это впечатление усиливается. по выбору (806/807) брата Феодора, Иосифа, архиепископом Салоник. Однако вскоре после этого рукоположения, возможно, в 808 году, Теодор начал выражать свое нежелание общаться с реабилитированным священником Иосифом или, если уж на то пошло, с кем-либо еще, кто сознательно связан с ним, поскольку он считал реабилитацию неканонической. Как и в первом споре по поводу священника Иосифа, этот отказ распространялся не только на Иосифа, но и на тех, кто с ним общался, включая патриарха и самого императора.

В начале 808 года Теодорос предложил в серии писем к объяснить свое положение императору и, кроме того, совершить обычный проскинезис у его ног, от чего Никифор отказался, вместо этого отправившись в летнюю военную кампанию. Зимой того же года брат Феодора Иосиф посетил его в Константинополе, но отказался присутствовать на рождественской мессе в Святой Софии, на которой должны были присутствовать император, патриарх и священник Иосиф. В результате его лишили архиепископства. Примерно в то же время небольшая военная дивизия была отправлена ​​в монастырь Студиос, чтобы арестовать Феодора, Иосифа и Платона. Затем в январе 809 года состоялся синод, на котором Феодор и его последователи были преданы анафеме как раскольникам. После этого Теодор, Иосиф и Платон были изгнаны на Принцевы острова : Теодор в Халк, Иосиф в Прот и Платон в Оксея.

Феодор вел обширную литературную деятельность в изгнании, писал многочисленные письма корреспондентам, в том числе своему брату, различным студитским монахам, влиятельным членам семьи и даже Папе Льву III. Он также продолжал составлять катехизисы для студитской общины, а также ряд стихов.

Реабилитация при Михаиле I

В 811 году новый император Михаил I Рангабе призвал студитов из ссылки. Священник Иосиф был еще раз лишен сана, а Феодор, по крайней мере внешне, примирился с патриархом Никифором.

Однако есть признаки того, что определенное соперничество между студийским аббатом и патриархом сохранялось. В 812 году Михаил I решил преследовать некоторых еретиков в Фригии и Ликаонии, а именно павликиан и «афинганов» (иногда отождествляемых с цыганами ). Теодор и Никифор были вызваны к императору, чтобы обсудить законность наказания за ересь смертью, Теодор возражал против, а Никифор - за. Говорят, что победу одержал Феодор.

Второе дело касалось мирного договора, предложенного Булгарским крамом (годы правления 803–814), также в 812 г., согласно которому византийцы и болгарские государства должны обмениваться беженцами. Вполне вероятно, что Крум добивался возвращения некоторых болгар, которые предали его византийцам. В этом случае Феодор выступил против обмена, поскольку он потребовал бы, чтобы христиане были превращены в варваров, в то время как Никифор убеждал императора принять договор. И снова мнение Теодора возобладало, хотя на этот раз с серьезными последствиями; Крам напал и взял Мезембрию в ноябре того же года. Михаил возглавил военную кампанию против болгар в 813 году, закончившуюся поражением, в результате чего в июле он отрекся от престола и Лев V был коронован императором.

4 апреля 814 года дядя Феодора Платон умер в монастыре Студиос после продолжительной болезни. Феодор написал длинную похоронную речь «Laudatio Platonis», которая остается одним из важнейших источников в истории семьи.

Второй иконоборчество

Мозаика Феодора Студита, находящаяся в Хосиос Лукас.

В самом начале своего правления император Лев V столкнулся с новым болгарским наступлением, которое достигло стен Константинополя и опустошило большие участки Фракии. Это закончилось смертью Крума 13 апреля 814 г. и последовавшей за этим внутренней борьбой за власть. Однако, поскольку предыдущие 30 лет, прошедшие с момента утверждения иконопочитания на Синоде 787 г., были для Византии чередой военных катастроф, Лев решил вернуться к политике более успешной династии Исавров. Он переименовал своего сына в Константина, проводя параллель с Львом III (годы правления 717–741) и Константином V, и, начиная с 814 года, начал обсуждать с различными священнослужителями и сенаторами возможность возрождения иконоборческой политики исавров. Это движение встретило сильное сопротивление со стороны Патриарха Никифора, который сам собрал вокруг себя группу епископов и настоятелей и поклялся им поддерживать почитание изображений. Спор достиг апогея в споре между двумя сторонами перед императором в Большом дворце на Рождество 814 года, на котором присутствовали Теодор и его брат Иосиф, которые встали на сторону иконофилов.

Лев твердо держался. своим планом возродить иконоборчество, и в марте 815 г. патриарх Никифор был лишен должности и сослан в Вифинию. В этот момент Феодор остался в Константинополе и взял на себя ведущую роль в оппозиции иконоборцев. 25 марта, в Вербное воскресенье, он приказал своим монахам пройти через виноградник монастыря, держа иконы так, чтобы их могли видеть за стенами соседи. Эта провокация вызвала только упрек со стороны императора.

Был избран новый патриарх, Феодот, и в апреле в соборе Святой Софии был созван синод, на котором иконоборчество было вновь введено как догма. Феодор написал серию писем, в которых призвал «всех, ближних и дальних» восстать против решения синода. Вскоре после этого он был сослан по приказу императора в Метопу, крепость на восточном берегу озера Аполлония в Вифинии. Вскоре после этого Лео удалил стихи Теодора с Халкских ворот и заменил их новым набором «иконоборческих» эпиграмм.

Пока Феодор находился в изгнании, руководство студитской общиной взял на себя аббат Леонтий, который для время заняло позицию иконоборца и привлекло к своей партии многих отдельных монахов. Однако в конце концов его вернули на вечеринку иконописцев. Ситуация студитов отражала общую тенденцию, когда ряд епископов и аббатов сначала желали достичь компромисса с иконоборцами, но затем, в период между 816 и 819 годами, отказались от позиции иконоборцев, движение, которое, возможно, было мотивировано мученической кончиной монах-студит Фаддайос. Именно во время этого подъема иконоборческих настроений Теодор начал сочинять свою собственную полемику против иконоборцев, Refutatio, концентрируясь, в частности, на опровержении аргументов и критике литературных достоинств новых иконоборческих эпиграмм на Халке.

В первый год изгнания Теодор пользовался широким влиянием, прежде всего благодаря массовой кампании по написанию писем. Соответственно, в 816 году он был переведен в Бонету, крепость в более отдаленной анатолической тематике, откуда он, тем не менее, оставался в курсе событий в столице и поддерживал регулярную переписку. Эта продолжающаяся деятельность привела к императорскому приказу о том, чтобы Теодора избили, но его похитители отказались выполнить. В 817 г. Феодор написал два письма Папе Пасхалу I, которые были подписаны несколькими товарищами-иконофилами-аббатами, в первом из которых он просил созвать антиконский Синод; последовали письма Патриархам Александрии и Иерусалима, а также другим «иностранным» священнослужителям. В результате император приказал, по крайней мере, еще раз высечь Феодора, и на этот раз приказ был выполнен, в результате чего Теодор сильно заболел. После выздоровления Теодор был переведен в Смирну. Однако в начале 821 года Лев V пал жертвой ужасного убийства у алтаря церкви Св. Стефана в императорском дворце ; Вскоре после этого Феодор был освобожден из ссылки.

Последние годы

После освобождения Теодор вернулся в Константинополь, путешествуя по северо-западу Анатолии и встречаясь по пути с многочисленными монахами и настоятелями.. В то время он, кажется, полагал, что новый император, Михаил II (годы правления 820–829), примет политику, поддерживающую иконы, и выразил эту надежду в двух письмах к Михаилу. Императорская аудиенция была организована для группы священнослужителей-иконописцев, включая Теодора, на которой, однако, Майкл выразил свое намерение «оставить церковь такой, какой он ее нашел». Настоятелям было разрешено поклоняться изображениям, если они того пожелали, пока они оставались за пределами Константинополя. Теодор вернулся в Анатолию, что, по-видимому, было своего рода добровольным изгнанием.

Деятельность Теодора в последние годы его довольно трудно проследить. Он продолжал писать многочисленные письма в поддержку использования икон и, по-видимому, оставался важным лидером оппозиции имперскому иконоборчеству. Он присутствовал на собрании «более сотни» священнослужителей-иконоборцев в 823 или 824 году, которое закончилось спором между студитами и хозяином, неким Иоанником, который, возможно, представлял борьбу за власть внутри движения. Феодор также выступал против второго брака Михаила II с монахиней Евфросинией, дочерью Константина VI, хотя и в очень умеренной манере и без страсти или влияния мухианских споров.

Годы Теодора ссылка, регулярный пост и исключительные усилия взяли свое, и в 826 году он серьезно заболел. В этом году он продиктовал своему ученику Наукратиосу свой Завет, форму духовного руководства для будущих настоятелей монастыря Студиос. Он умер 11 ноября того же года во время службы мессы, очевидно, в монастыре Святого Трифона на мысе Акритас в Вифинии. Восемнадцать лет спустя его останки вместе с останками его брата Иосифа были возвращены в монастырь Студиос, где они были похоронены рядом с могилой их дяди Платона.

Наследие

Возрождение Теодора монастыря Студиос оказал большое влияние на более позднюю историю византийского монашества. Его ученик, Наукратий, восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века студитские аббаты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и императорской власти. Элементы Завета Феодора были дословно включены в typika некоторых ранних афонских монастырей. Наиболее важными элементами его реформы были акценты на общежитии (общинной) жизни, ручном труде и четко определенной административной иерархии.

Теодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, через свою библиотеку и скрипторий, которые, безусловно, превзошли все другие современные византийские церковные учреждения в этом отношении. Сам Феодор сыграл ключевую роль в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и ортодоксальной верой. После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей.

После «триумфа Православия» (т.е. восстановления икон) в 843 г. Феодор стал одним из великих героев иконоборческой оппозиции. В Византии не было формального процесса канонизации, но вскоре Феодора признали святым. На латинском Западе возникла традиция, согласно которой Феодор признал папское первенство на основании своих писем Папе Пасхалу I, и он был формально канонизирован католической церковью. Его праздник - 11 ноября на Востоке и 12 ноября на Западе.

Работы

Теодор был чрезвычайно плодовитым автором; Среди его наиболее важных работ:

  • Его письма, которые передают много личных подробностей, а также освещают ряд его исторических событий. Эд. с резюме на немецком языке Георгиосом Фатуросом, Theodori Studitae Epistulae (= CFHB 31) (Берлин, 1992) [два тома]. ISBN 3-11-008808-8.
  • Его стихи, которые представляют собой важный этап в возрождении классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пауля Спека, Theodoros Studites: Jamben auf verschiedene Gegenstände (= Supplementa Byzantina 1) (Берлин, 1968).
  • Катехезы, два сборника обращений к его монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник ("magna") изд. А. Пападопулос-Керамеус, Теодори Studitae Magna Catachesis (Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре, С.П.Н. et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis (Париж, 1891), французский перевод Анн-Мари Мор, Petites catéchèses (= Les Pères dans la foi 52) (Париж, 1993).
  • Похоронная речь его матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадис и Дж. М. Фезерстоун, «Установление священного происхождения: погребальный катехизис Феодора Студита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», М. Грюнбарт, изд., Театрон: rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter-Studi. 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN 3-11-019476-7.
  • Похороны его дяди Платона (Theodori Studitae Oratio funebris в Platonem ejus patrem spiritualem, PG 99, pp. 803–850).
  • Различные полемические дискурсы, связанные с вопросом поклонения изображениям, в частности Theodori praepositi Studitarum Antirrhetici adversus Iconomachos, PG 99, 327B-436A и Theodori Studitae Refutatio et subversio impiorum poematum Ioannis, Ignatii, Sergii, et Stephani, Recentium christomachorum Cf. подборка, переведенная Кэтрин Рот, «На святых иконах» (Crestwood, 1981). ISBN 0-913836-76-1
  • Его Завет, продиктованный его ученику Наукратиосу в конце его жизни: PG 99, 1813-24. Английский перевод Тимоти Миллера, в J. Thomas и A.C. Hero, ред., Visantine Monastic Foundation Documents (= Dumbarton Oaks Studies 35) (Вашингтон, 2000), I.67–83. ISBN 0-88402-232-3 ; Доступно на сайте.
  • Проповедь по апостолу Варфоломею, изд. с итальянским переводом Джорджо ди Мария в V. Giustolisi, ed., Tre laudationes bizantine in onore di San Bartolomeo apostolo (Палермо, 2004).
Комментарий к Теодору

Как также упоминал Кирби Страница в книге «Иисус или христианство» Чарльз Лоринг Брейс сообщает нам в «Геста-Кристи», что только в 9 веке Теодор принял первое зарегистрированное противостояние рабству:

Нет прямого слова Однако против рабства исходил великий Учитель [Иисус Христос]. Лишь в девятом веке после этого один из его скромных последователей, святой Феодор Студийский (Константинопольский), осмелился провозгласить заповедь: «Не имей раба ни для домашней работы, ни для работы на полях, ибо человек создан по образу Бога ".

Ссылки

Цитаты

Исследования

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:11:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте