Семантрон

редактировать
Русский монах, играющий семантрон

семантрон или семандрон (Греческий : σήμαντρον) или семантерион (σημαντήριον), также называемый xylon (ξύλον) (румынский : toacă; русский : било, bilo; болгарский, македонский, сербский : клепало, klepalo; арабский : ناقوس, nāqūs) ударный инструмент, используемый в монастырях для призыва монахов к молитве или в начале процессии.

Содержание
  • 1 Происхождение и использование
  • 2 История
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
Происхождение и использование
Портативный семантрон в, Fitionești, Румыния. За доской виден молоток. Деревянный семантрон в Старой Руссе музей, Россия Неподвижный деревянный семантрон в, Метеоре, Греция Металлический семантрон, висящий в монастыре Нямц, Румыния

. Инструмент бывает трех основных разновидностей: переносной, состоящий из длинной деревянной доски, удерживаемой в не- доминирующей рукой и ударил деревянным молотком в доминирующей; более крупный и тяжелый неподвижный деревянный брусок, подвешенный на цепях и пораженный одним или двумя молотками; и фиксированная разновидность металла, часто имеющая форму подковы и поражаемая металлическим молотком.

В переносной деревянной форме, в центре длины инструмента, каждый край слегка выдвинут, чтобы игрок мог за него ухватиться. левой рукой, в то время как он или она держит небольшой деревянный (или иногда железный) молоток справа, чтобы бить им в разные части и под разными углами, издавая громкие, несколько музыкальные звуки (κροῦσμα, кромсма). Несмотря на свою простоту, инструмент, тем не менее, производит сильный резонанс и множество различных интонаций, в зависимости от толщины места удара и интенсивности используемой силы, так что можно получить довольно тонкие результаты.

Фиксированный деревянный семантрон изготавливается из длинного, хорошо строганного куска дерева, обычно сердцевина клена (но также бука ), длиной от 12 футов (3,7 м) и выше, 1 / 2 футов (46 см) в ширину и 9 дюймов (23 см) в толщину. Обладая левантийским и египетским происхождением, его использование процветало в Греции и на горе Афон, прежде чем распространилось среди восточно-православных в странах, где сейчас Болгария, Румыния, Молдова, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и Северная Македония. Он предшествует и заменяет колокольчики (впервые представленные на Востоке в 865 г. венецианцами, которые дали дюжину Михаилу III ), которые использовались для вызова молящиеся к молитве.

Металлический семантрон, меньшего размера, чем деревянный, обычно вешается у входа в католикон (главный храм монастыря). Металлическая разновидность изготавливается из железа или латуни (ἁγιοσίδηρα, hagiosidera / клепало, klepalo); образованные из слегка изогнутых металлических пластин, они издают звук, похожий на звук гонга.

. В традиционном монашеском ритуале перед каждой службой назначенный игрок берет деревянный семантрон и, встав перед западный конец католикона наносит по нему три сильных и отчетливых удара молотком. Затем он обходит церковь снаружи, поворачиваясь к четырем сторонам и играя на инструменте, нанося удары различной силы по разным частям дерева с неравномерными интервалами, всегда завершая «мелодию» тремя ударами, подобными ударам по дереву. начало. Там, где есть металлический семантрон, принято наносить удары после того, как деревянный семантрон был воспроизведен. Семантрон звучит каждую полночь для ночных офисов (Midnight Office и Matins ); это делается с помощью зажигалки для свечей (κανδηλάπτης, кандилаптис). Семантра обычно подвешивается цепями к вешалке в проуллионе (крыльце католикона) или, возможно, за дверью трапезной или на дереве во дворе.

История
Переносной деревянный семантрон, стоящий в католиконе монастыря Джурджевский монастырь, Сербия Несъемный деревянный семантрон под колоколами в Кэпушненской церкви, Румыния Другой фиксированный деревянный семантрон в монастыре Лупца, Румыния

Продолжая повседневно использовать в монастырях и иногда показывая на похоронах из-за их глубоких нот, звучащих через большие промежутки времени, как и в других службах, семантра сыграла свою роль в истории православия. Их происхождение восходит к началу VI века, когда семантрон заменил трубу как средство созыва в монастырях Палестины и Египта, в том числе Св. Екатерины на Синае ; ритмы ударов по дереву вскоре были наделены слуховой памятью о ритмических звуках более ранних труб, иконография трубных звуков в конечном итоге была перенесена в звук русских колоколов. Радость, проявленная в Константинополе по поводу перевода мощей св. Анастасия, проявилось в избиении ксилы. В житии св. Феодосия архимандрита, написанного Иоанном Мосхом, читается о некоторых евтихийских монахах из партии Северус, который, чтобы побеспокоить святого своей преданностью, «бил в дрова» в необычный час. Св. Сабас поднялся в своих молитвах «до часа удара».

Использовалась большая и меньшая семантра, сначала звучало меньшее, затем большее, затем - железное. Теодор Вальсамон в трактате на эту тему сравнивает звучание малой, большой и железной семантры с проповедью Закона и Евангелия, и Последняя труба. Он также говорит, что собрания созывались тремя семантрами в монастырях и только одной большой семантрой в приходских церквях. Более того, он подчеркивает сохранение семантрона на Востоке как символическое проявление различия с латинским Западом (остается неясным, есть ли некоторые изолированные практики на Западе, такие как баскский чалапарта связаны с до расколом литургией); в Византии использование колоколов на самом деле набирало обороты только после Четвертого крестового похода, а во время Падения Константинополя семантра все еще превосходила колоколов на пять отношение к одному. Семантры, судя по их размеру и форме, представляли собой грозное оружие, и иногда их использовали со смертельным исходом в церковных драках. Одна из причин, по которой семантра продолжает использоваться, в частности, в юго-восточной Европе, заключается в том, что звон в колокола был запрещен в Османские времена при исламском правлении, что заставило монастыри использовать семантрон; затем эта практика стала обычным явлением, хотя в Болгарии она в значительной степени вышла из употребления после обретения независимости.

В России техника игры на било была сохранена в колокольных рубриках, и его все еще можно было услышать в более отдаленных сельских районах во время революции. Сегодня его использование ограничено Алтайским краем и Сибирью, а также старообрядческими скитами, причем последние сохраняют отчужденность к посторонних, которые характеризовали группу с тех пор, как она откололась от основной части Русской Православной Церкви (см. Раскол ). Кроме того, семантрон может использоваться, потому что монастырь не может позволить себе колокол.

сирийцы православные почитают семантрон, основываясь на древней традиции, которая Ной изобрел это. Согласно этой истории, Бог сказал ему: «Сделай себе колокол из самшита, не подверженного тлению, трех локтей в длину и полторы ширины, а также молоток из того же дерева. Ударьте по этому инструменту три раза в день: один раз утром, чтобы призвать руки к ковчегу, один раз в полдень, чтобы позвать их к обеду, и один раз вечером, чтобы пригласить их отдохнуть ». Сирийцы задействуют свою семантру, когда литургия вот-вот начнется и когда пора созвать людей на общую молитву. Их традиция также связывает звук дерева с деревом Эдемского сада, из-за которого Адам упал, сорвав его плод, и с прибиванием гвоздей к дереву креста. Иисуса Христа, искупившего преступление Адама.

Ссылки
Библиография
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Семантроны.
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:39:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте