Титул архимандрит (греч : ἀρχιμανδρίτης, латинизированный : archimandritēs), в основном использовавшийся в восточно-православной и восточно-католической церквях, первоначально относился к верховному настоятелю (игумен, греческое : ἡγούμενος, причастие в настоящем глагола, означающее вести), которого епископ назначил надзирать за несколькими «обычными» настоятелями и монастырями, или настоятелю какого-нибудь особенно большого и важного монастыря.
Он также используется исключительно как почетный титул, не имеющий никакого отношения к какому-либо фактическому монастырю, и дается духовенству в знак уважения или благодарности за служение Церкви. Этот особый знак уважения дается только тем священникам, которые приняли обеты безбрачия, то есть монахам. Выдающееся женатое духовенство может получить титул протоиерея.
Термин происходит от греческого языка: первый элемент от ρχι архи- означает «высший» или от архонта «правитель»; и второй корень от μάνδρα mandra, означающий «ограждение» или «загон», «перо» и обозначающий «монастырь» (сравните использование слова «стадо» для «собрания»).
Этот титул широко используется с V века, но впервые упоминается в письме к Епифанию с префиксом Panarium (ок. 375), но Lausiac History of Palladius может свидетельствовать о его обычном использовании в IV веке применительно к святому Пахомию.
, когда надзор за монастырями перешел к другому епископу чиновник - Великий Сакеллариос («ризничий ») - титул архимандрита стал почетным для настоятелей важных монастырей (по сравнению с обычным настоятелем, игуменом ).
Первоначально в некоторых случаях она служила дополнительным названием: например, в рукописях 1174 года Киевский пещерный монастырь упоминается как «игумен-архимандрит».
В 1764 году Русская Православная Церковь организовала свои монастыри и причислила их к одному из трех классов, присуждая только настоятелям глава монастырей второй или первой степени титул архимандрита. Настоятели монастырей третьего класса должны были называться игуменами.
Обязанности игумена и архимандрита одинаковы; однако во время богослужения игумен носит простую мантию, а мантию архимандрита украшают сакральные тексты; архимандрит также носит митру и пастырский посох (патерица ).
Русская Православная Церковь обычно выбирает своих епископов из числа архимандритов.
Архимандрит - это священник, который принял монашеский постриг и теоретически должен быть рукоположен в епископа. Церкви, находящиеся под духовной юрисдикцией четырех Восточно-Православных Патриархатов, обычно требуют, чтобы такой монашеский священник имел университетскую степень по теологии, прежде чем он будет возведен в сан архимандрита. Иногда от требования отказываются, если священник может показать выдающиеся достижения в других академических областях, таких как гуманитарные науки или естествознание.
Архимандрит, который не исполняет обязанности настоятеля, имеет стиль «Достопочтенный архимандрит», в то время как тот, кто исполняет обязанности аббата, использует стиль «Достопочтенный архимандрит».
Это слово встречается в Regula Columbani (ок. 7), а du Cange приводит несколько других случаев его использования в латинских документах, но на Западе оно никогда не входило в моду; тем не менее, из-за связи с греческим и славянским христианством, название иногда появляется на юге Италии и Сицилии, а также в Хорватии, Венгрии и Польше.
| title =
()