Святой. Савва Освященный | |
---|---|
Средневековый икона Святого Саввы Освященного | |
Преподобный Отец; Аббат | |
родился | 439. Кесария Мазака, Каппадокия |
Умер | 5 декабря 532. Иерусалим, Palaestina Prima |
Почитается в | Восточной Православной церкви. Католической церкви |
Майор святыня | Монастырь Святого Саввы, Кедронская долина |
Праздник | 5 декабря |
Атрибуты | Одет как монах, часто держит патериссу (посох аббата) |
Святой Савва Освященный (439 –532), каппадокийский -сирийский монах, священник и святой, проживавший в основном в Палестина Прима. Он был основателем нескольких монастырей, в первую очередь того, который известен как Мар Саба. Имя святого происходит от арамейского : סַבָּא Sabbāʾ «старик».
Святой Савва родился в семье Иоанна, военачальника, и Софии, в Муталаске около Кесарии Каппадокийской. Название деревни не имеет значения на греческом языке, но с арамейского «Мата ла зха» переводится как «Деревня Победы».
Отправляясь в Александрию по военным делам, его родители оставили своего пятилетнего сына на попечение дяди. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он поступил в соседний монастырь епископа Флавиана Антиохийского. Одаренный ребенок быстро научился читать и стал знатоком Священного Писания. Саббас сопротивлялся давлению своих родителей, чтобы тот вернулся в мир и вступил в брак. В 17 лет он принял монашеский постриг и впоследствии провел десять лет в монастыре епископа Флавиана.
После этого Савва отправился в Иерусалим, а оттуда в монастырь святого Евфимия Великого. Но Евфимий послал Саввы к Авве, главе ближайшего монастыря со строгим общежитием. Савва жил в послушании в этом монастыре до тридцати лет.
После смерти старца Феоктиста его преемник благословил Савву уединиться в пещере. Однако по субботам он покидал свою обитель и приходил в монастырь, где участвовал в богослужении и ел с братией. Через некоторое время Савва получил разрешение вообще не покидать свою обитель и прожил в пещере в изоляции пять лет.
Евфимий внимательно руководил жизнью молодого монаха и, видя его духовную зрелость, начал брать его с собой в пустыню. Они отправлялись в путь каждый 14 января и оставались там до Вербного воскресенья. Евфимий называл Савву старейшиной и поощрял его возрастать в монашеских добродетелях.
Когда Евфимий умер (ок. 473 г.), Савва удалился из лавры (скопление келий или пещер для отшельников, с церковью, а иногда и трапезной в центре) и переехал в пещеру около монастыря св. Герасима Иорданского. Через несколько лет вокруг Саввы начали собираться ученики в поисках монашеской жизни. По мере увеличения числа монахов возникла Великая Лавра. Традиционная датировка основания этой лавры в Кедронской долине, к югу от Иерусалима, - 484 год. Поскольку некоторые из его монахов выступили против его правления и потребовали священника в качестве своего настоятеля, противодействие продолжалось, и он удалился в здание, построенное им около Фекоа. В лаврах молодые монахи вели общежитие, а старшие - полувыставшие,, каждый в своей хижине на территории лавры, посещая только торжественные церковные службы.
Яростный противник монофизитов и оригенистов, он пытался повлиять на императоров против них, лично призвав императора Анастасия I в Константинополь в 511 г. и Юстиниан I в 531.
Савва основал еще несколько монастырей. Утверждают, что по молитвам Саввы произошло много чудес: в лавре хлынул источник воды, во время засухи пролился обильный дождь, а также были исцеления больных и одержимых.
Патриарх Иерусалимский Салустий рукоположил его в 491 году и назначил его архимандритом всех монастырей в Палестине Прима в 494 году. Савва составил первое монашеское правило церковных служб, так называемый Иерусалим Типикон, для руководства всеми византийскими монастырями. Он умер в 532 году. Его праздник - 5 декабря.
Мощи Саввы были захвачены крестоносцами в XII веке в результате Войны святого Сабаса и остались в Италии в Церковь Святого Антония в Венеции, пока Папа Павел VI не вернул их монастырю в 1965 году в качестве жеста доброй воли по отношению к православным.
Жизнь Саввы написана его учеником Кириллом Скифопольским. Главный современный авторитет находится в работах Wetzer и Welte Kirchenlexikon (изд. 2) и Römische Quartalschaft, vii; см. также Pierre Helyot, Histoire des ordres Religieux (1714 г.), I.C.16, и Orden u. Kongregationen (1907 г.), i, §10.
Его Великая Лавра долгое время оставалась самым влиятельным монастырем в тех краях и произвела на свет несколько выдающихся монахов, среди которых Святой Иоанн Дамаскин. Сейчас он известен как монастырь Мар Саба. Ему посвящена церковь Сан-Саба в Риме.
Река Сан-Саба в Техасе и другие объекты в этом районе названы в честь Саббаса; он был назван так потому, что Хуан Антонио Бустильо-и-Себальос открыл реку в день святого Сабвы, 5 декабря 1732 года, и назвал ее Рио-де-Сан-Саба-де-лас-Нуэсес («Река Святого Сабвы Грецкие орехи ").
Викиисточник содержит оригинальные произведения, написанные или о:. Савбас |