Величайшая история из когда-либо рассказанных

редактировать
Фильм 1965 года
Величайшая история из когда-либо рассказанных
GREATSTO.jpg Афиша театрального релиза
РежиссерДжордж Стивенс
ПродюсерДжордж Стивенс
СценарийДжеймса Ли Барретта. Джордж Стивенс по роману Фултона Оурслера
В главных роляхМакс фон Сюдов. Дороти МакГуайр. Чарльтон Хестон. Хосе Феррер. Телли Савалас
МузыкаАльфред Ньюман
КинематографияЛоял Григгс. Уильям К. Меллор
ОтредактировалГарольд Ф. Кресс. Аргайл Нельсон младший. Фрэнк О'Нил
Производство. компанияДжордж Стивенс Продакшнс
РаспространяетсяUnited Artists
Дата выпуска
  • 9 апреля 1965 г. (1965-04-09) (Великобритания)
Продолжительностьот 137 до 260 минут
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
Бюджет20 миллионов долларов
кассовые сборы15,5 миллионов долларов

Величайшая история из когда-либо рассказанных - американец 1965 года эпический фильм продюсер и режиссер Джордж Стивенс. Это пересказ библейского повествования об Иисусе из Назарета, от Рождества до Вознесения. Наряду с актерским составом ансамбля , это последняя роль в фильме Клода Рейнса. Он получил пять номинаций на премию Оскар.

Содержание
  • 1 Сюжет
    • 1.1 Часть I
    • 1.2 Часть II
  • 2 Отливка
  • 3 Подготовка к производству
  • 4 Отливка
  • 5 Производство
  • 6 Маркетинг
  • 7 Освобождение и прием
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Сюжет

Часть I

Три мудреца (magi ) следуйте за ярко сияющей звездой из Азии в Иерусалим в поисках новорожденного царя. Их вызывает царь Ирод Великий, советники которого сообщают ему о Мессии, упомянутом в различных пророчествах. Когда Ирод вспоминает, что пророчество называет близлежащий Вифлеем местом рождения ребенка, он посылает туда волхвов, чтобы подтвердить существование ребенка, и тайно посылает стражу, чтобы они следовали за ними и «держали [его] в курсе». В Вифлееме волхвы находят супружескую пару - Марию и Иосиф - которые кладут своего новорожденного сына в ясли. Мария заявляет, что его зовут Иисус. местные пастыри наблюдают, как волхвы преподносят младенцу дары золота, ладана и мирры. Наблюдая за уходом далеких шпионов, маги уходят, поскольку голос ангела предупреждает Джозефа «забрать ребенка» и «бежать».

Шпионы информируют Ирода, который решает убить ребенка. Он приказывает убить каждого новорожденного мальчика в Вифлееме и умирает вскоре после того, как ему сообщили, что, по всей видимости, «ни одного живого». Однако Иосиф и Мария сбежали в Египет вместе с Иисусом; когда посланник сообщает им и другим о смерти Ирода, они возвращаются в свой родной город Назарет.

В Иерусалиме вспыхивает произраильский мятеж против сына Ирода, Ирода Антипы, но конфликт продолжается. быстро подавился. царство Ирода разделено, Иудея переходит под власть правителя, и Ирод становится тетрархом из Галилеи и реки Иордан. И он, и римляне убеждены, что Мессия, о котором плачут обеспокоенные люди, - это «тот, кто никогда не придет».

Много лет спустя пророк по имени Иоанн Креститель появляется и проповедует у Иордана, крестя многих приходящих покаяться. Когда ему является взрослый Иисус, Иоанн крестит его. Затем Иисус поднимается в близлежащие пустынные горы, где находит пещеру, в которой обитает таинственный отшельник - олицетворение сатаны. Темный Отшельник трижды искушает Иисуса, но каждое искушение преодолевается Иисусом, который уходит и продолжает восхождение, пока в его голове отзывается послание Иоанна.

Он возвращается в долину, где сообщает баптисту, что возвращается в Галилею. Четыре человека - Иуда Искариот и галилейские рыбаки Андрей, Петр и Иоанн - просят пойти с ним; Иисус приветствует их, обещая сделать их «ловцами человеков ». Когда они отдыхают под мостом, он дает притчи и другие учения, которые привлекают внимание проходящего мимо молодого человека по имени Иаков ; он просит присоединиться к ним на следующее утро, и Иисус приветствует его. Группа подходит к Иерусалиму, и Иисус говорит, что «будет время войти». Они отдыхают в доме в Вифании, где живут Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Лазарь спрашивает Иисуса, может ли он присоединиться к нему, но не может заставить себя оставить все, что у него есть; Перед уходом Иисус обещает Лазарю, что не забудет его.

Вскоре группа прибывает в Капернаум, где они встречают брата Иакова Матфея, сборщика налогов, которого Иисус вскоре просит присоединиться к ним. Поразмыслив, Мэтью делает это. В местной синагоге Иисус снова учит и чудесным образом помогает хромому снова ходить. Увидев это, многие начинают следовать за Иисусом в его путешествии и собираются, чтобы послушать его учения.

Между тем иерусалимские священники и фарисеи обеспокоены продолжающимся влиянием и проповедями Крестителя, в то время как правитель Понтий Пилат желает только сохранить мир. Поскольку Иорданом управляет Ирод, он позволяет священникам сообщить ему. Когда он слышит, что Креститель говорит о Мессии, Ирод посылает солдат, чтобы арестовать его. Симон Зилот сообщает Иисусу и его ученикам об аресте Крестителя; его приветствуют как одного.

Слава об Иисусе начинает распространяться по стране, и к нему присоединяются еще два человека, по имени Фаддей и Фома. В Иерусалиме священники с подозрением относятся к Иисусу и исцелению калек, и отправляют группу в Капернаум для расследования - среди них фарисеи Никодим и Иосиф Аримафейский. Ирод слышит слухи об армии из-за множества, следующих за Иисусом, и расспрашивает Иоанна Крестителя о нем. Ирод начинает думать об убийстве Крестителя при поддержке его жены - она ​​сама является бывшей женой брата Ирода, и Иоанн напал на нее за прелюбодеяние.

Вскоре Иисус просит вернуться в Капернаум другим человеком по имени Иаков. Толпы собираются и празднуют его возвращение, что замечают присутствующие фарисеи и вернувшийся Темный Отшельник. Затем Иисус защищает женщину, уличенную в прелюбодеянии, которая называет себя «Марией Магдалины ». Среди толпы, которая собирается, когда он уходит, больная женщина, которая исцеляется, когда прикасается к его одежде. Оба эти случая заставляют многих поверить в Иисуса.

Ирод начинает интересоваться Иисусом, и Креститель подтверждает, что Иисус сбежал от резни, устроенной отцом Ирода. Затем Ирод решает окончательно убить Крестителя, обезглавив, что происходит, когда Саломея, падчерица Ирода от первого брака его жены, танцует для него. Когда Креститель мертв, Ирод посылает солдат арестовать Иисуса.

Иисус читает проповедь на горе великому множеству, а Пилат и фарисеи слышат о многих чудесах Иисуса: превращение воды в вино, кормление пяти тысяч человек, и ходьба по воде. Во время отдыха Иисус спрашивает своих учеников, кто они и другие называют его: они дают много ответов, и Петр верит, что Иисус есть Мессия, побуждая Иисуса помазать его как «камень, на котором [он]] построит [свою] церковь ».

В Назарете люди отказываются верить в Иисуса и его чудеса и требуют увидеть своими глазами, приводя слепого по имени Арам и требуя, чтобы Иисус заставил его увидеть. Когда он этого не делает, люди испытывают отвращение, когда он называет себя Сыном Божьим, и на короткое время побивают его камнями. Иисус воссоединяется со своей матерью, а также с больным Лазарём и его сестрами. Андрей и Нафанаил сопровождают Лазаря домой в Вифанию, в то время как Иисус и другие бегут от приближающихся солдат Ирода, но не раньше, чем Иисус исцеляет зрение Арама. Узнав, что Лазарь умирает, Иисус отправляется не сразу в Вифанию, а к Иордану, где группа возносит молитву. Андрей и Нафанаил возвращаются, сообщая им, что Лазарь умер, а затем Иисус отправляется в Вифанию, где возвращает Лазаря к жизни, чудо, которое изумляет свидетелей иерусалимских граждан, но касается фарисеев.

Часть II

Иуда спрашивает, почему Мария Магдалина помазывает Иисуса дорогим маслом, и заявляет, что она готовит его к смерти. Затем Иисус надевает новую одежду и едет на осле в Иерусалим. Во дворе Храма Иисус прогоняет торговцев и менял, и большая толпа мешает фарисеям арестовать Иисуса, действие приказано, хотя это Пасха. Он преподает во дворе Храма и уходит, когда Пилат посылает солдат восстановить мир и закрыть ворота. В результате многие из толпы Храма погибают.

Пока ученики собираются, чтобы приготовить ужин, и принять участие в нем, Иуда уходит и обещает передать Иисуса фарисеям при условии, что ему не причинят вреда. Присутствие Темного Отшельника указывает на приближающуюся опасность. Когда Иуда возвращается к трапезе, Иисус объявляет всем, что один из них предаст его, что к утру Петр трижды отрицает, что он вообще знает Иисуса, и дает прощальная речь. Затем Иисус дает хлеб и вино ученикам и говорит Иуде, прежде чем он снова уйдет, «делай скорее то, что [он] должен делать».

Затем Иисус молится в Гефсимании, а Иуде платят тридцать сребреников, чтобы он вел солдат арестовать Иисуса. Когда они приходят, Иуда целует Иисуса, и Иисус приказывает Петру «положить обратно [свой] меч». Иисус предан суду перед синедрионом, и Арам появляется как один из допрошенных свидетелей. Большинство членов присутствует, поскольку Никодим, который отказывается участвовать, замечает, что многие (включая Иосифа Аримафейского) отсутствуют. Тем временем Отшельник находится снаружи и спрашивает ближайшего Петра, знает ли он Иисуса. Питер дважды отрицает это и уходит. Когда Каиафа спрашивает Иисуса, Христос ли он, ответ Иисуса заставляет участников осуждать его.

Фарисеи и Каиафа приводят Иисуса к уставшему Пилату, который после допроса Иисуса - и краткого разговора с его женой - не находит вины в Иисусе. Поскольку Галилея находится под властью Ирода, Иисуса посылают к Ироду, хотя он и его воины просто высмеивают его и отправляют обратно к Пилату. Когда Иисуса сопровождают обратно к Ироду, Отшельник продолжает наблюдать, а Петр снова отвергает Иисуса, а на него смотрит раскаявшийся Иуда.

Утром Пилат представляет Иисуса собравшейся толпе, и Отшельник начинает всевозможные крики о том, чтобы Иисуса распяли. Пилат предлагает компромиссы: просто бичевать Иисуса, а затем освободить узника по выбору толпы. Вместо этого они выбирают предполагаемого убийцу Варавву. Затем Пилат спрашивает Иисуса, есть ли ему что сказать; Иисус просто заявляет, что его царство «не от мира сего», что, как утверждают Отшельник и другие, является вызовом авторитету Римского императора. Не имея другого выбора, Пилат неохотно приказывает распять Иисуса.

Затем Иисус несет свой крест через Иерусалим, а толпа смотрит на него. Когда он падает в обморок, женщина вытирает ему лицо, и он успокаивает женщин Иерусалима. Вскоре солдаты позволяют человеку по имени Симон из Кирены помогать Иисусу нести крест, когда никто другой не хочет. На Голгофе Иисуса раздевают и прибивают к кресту, который затем поднимается между крестами двух других мужчин, в то время как Иуда бросает свое серебро в Храм и бросается в огонь рядом алтарь. Он просит Бога «простить их, потому что они не знают, что делают», и оставляет свою мать на попечение Иоанна. В то время как один из разбойников просит Иисуса спасти их, другой принимает его наказание и просит Иисуса вспомнить его, обещание, которое Иисус дал ему. Когда небо темнеет, Иисус спрашивает, почему Бог оставил его, ему предлагают вино в губке и он умирает, прежде чем разразится буря. Когда начинается землетрясение, центурион заявляет, что «воистину этот человек был сыном Бога».

Петр оплакивает Иисуса, когда он похоронен в гробнице Иосифа из Аримафеи. Фарисеи просят Пилата поставить стражу вокруг гробницы и запечатать ее, чтобы предотвратить возможную кражу трупа, которая потенциально могла бы исполнить пророчество о воскресении ; Пилат соглашается, но на утро третьего дня стражи обнаруживают, что гробница открыта и пуста. Между тем, хотя Фома ослабил веру, Мария Магдалина вместе с Петром и другими вспоминают пророчество и бегут смотреть пустую гробницу. Слухи быстро распространились по Иерусалиму, и это чудесное событие сбило с толку фарисеев. Каиафа утверждает, что «все это забудется через неделю», в то время как старший писец сомневается в этом.

Иисус возносится на небеса перед своими учениками, Марией Магдалиной, Никодимом, Иосифом Аримафейским и другими, оставляя их со своими последними повелениями, как тучи поглощают его. Затем он заявляет, что всегда будет с ними «даже до скончания века».

Актеры

Основные роли в фильме следующие:

Меньшие, известные роли (некоторые всего несколько секунд) были сыграны Майклом Ансара, Кэрролл Бейкер, Ина Балин, Роберт Блейк, Пэт Бун, Виктор Буоно, Джон Консидайн, Ричард Конте, Джон Кроуфорд, Сирил Делеванти, Джейми Фарр, Дэвид Хедисон, Ван Хефлин, Рассел Джонсон, Анджела Лэнсбери, Марк Ленард, Роберт Лоджия, Джон Луптон, Джанет Марголин, Сал Минео, Нехемия Персофф, Сидни Пуатье, Гэри Рэймонд, Мэриан Селдес, Дэвид Шейнер, Авраам Софаер, Пол Стюарт, Майкл Толан, Джон Уэйн и Шелли Уинтерс. Ричард Бакалян и Марк Кэвелл в неуказанных ролях сыграли воров, распятых с Иисусом.

Подготовка к съемкам

Величайшая история, которую когда-либо рассказывали, возникла в 1947 году как радиосериал в США, получасовые эпизоды навеяны Евангелиями. Сериал был адаптирован в роман 1949 года Фултоном Оурслером, старшим редактором Reader's Digest. Дэррилом Ф. Зануком, главой 20th Century Фокс приобрел права на экранизацию романа Оурслера вскоре после публикации, но так и не довел его до предварительной подготовки.

В 1958 году, когда Джордж Стивенс продюсировал и руководил Дневник Анны Франк в 20th Century Fox он узнал, что права на собственность Оурслера принадлежат студии. Стивенс создал компанию "The Greatest Story Productions" для съемок романа, и Fox установил бюджет в 10 миллионов долларов, что вдвое больше их предыдущего самого большого бюджета.

Предпроизводственный плакат 1960 года с Джоном Уэйном в роли Центурион

На создание сценария ушло два года. Стивенс сотрудничал с Иваном Моффатом, а затем с Джеймсом Ли Барреттом. Это был единственный раз, когда Стивенс получил статус сценария для фильма, который он направил. Рэй Брэдбери и Реджинальд Роуз рассматривались, но ни один из них не участвовал. Спрашивали поэта Карла Сэндберга, хотя неизвестно, были ли включены в него какие-либо из его работ. Сэндберг, однако, получил награду за «творческую ассоциацию».

Финансовые излишества начали расти еще на этапе подготовки к съемкам. Стивенс поручил французскому художнику Андре Жирару подготовить 352 масляных картины с библейскими сценами для использования в качестве раскадровки. Стивенс поехал в Ватикан, чтобы увидеть Папу Иоанна XXIII за советом.

В августе 1961 года компания 20th Century Fox вышла из проекта, отметив, что 2,3 миллиона долларов были потрачены без снятия каких-либо кадров. Стивенсу дали два года на то, чтобы найти другую студию, или 20th Century Fox вернет свои права. Стивенс перенес фильм в United Artists.

Между тем, MGM приступили к созданию своей собственной Technicolor эпопеи 1961 года о жизни Христа, Короля королей с Джеффри в главной роли. Хантер в роли Иисуса, который был снят в Испании, и почти на час короче, чем «Величайшая история, которую когда-либо рассказывали».

Кастинг

Для величайшей истории, которую когда-либо рассказывали, Стивенс взял на роль Иисуса шведского актера Макса фон Сюдова. Фон Сюдов никогда не снимался в англоязычных фильмах и был наиболее известен своими выступлениями в драматических фильмах Ингмара Бергмана. Стивенсу нужен был актер, неизвестный международной аудитории, свободный от светских и неблаговидных ассоциаций в сознании публики.

В «Величайшей истории из когда-либо рассказанных» был ансамбль известных актеров, многие из которых появлялись кратко или даже эпизодически.. Некоторые критики позже будут жаловаться, что большой актерский состав отвлекся от торжественности, особенно в появлении Джона Уэйна в роли римского центуриона, который комментирует Распятие своим известным голосом, заявив: «Воистину это человек был Сыном Божьим ».

Производство

Стивенс снял« Величайшую историю из когда-либо рассказанных »на юго-западе США, в Аризоне, Калифорнии, Неваде и Юте. Пирамидное озеро в Неваде представляло Галилейское море, озеро Моав в Юте использовалось для съемок Нагорной проповеди, а Долина Смерти в Калифорнии - это 40-дневное путешествие Иисуса в пустыню. Части фильма также были сняты в Лейк-Пауэлл, Каньонлендс и Мертвый конь в Юте.

Стивенс объяснил свое решение использовать США. а не на Ближнем Востоке или в Европе в 1962 году. «Я хотел получить эффект величия на фоне Христа, и ни одна из областей Святой Земли не сочетается с восторгом американского юго-запада... Я знаю, что Колорадо Это не Иордания и не Южная Юта, Палестина. Но мы намерены романтизировать этот район, и здесь это можно сделать лучше ».

Сорок семь декораций были построены на месте и в голливудских студиях, чтобы соответствовать видению Стивенса. Город Иерусалим был построен недалеко от северо-западного угла RKO «Сорок акров» к началу 1963 года и был снесен вскоре после завершения съемок в середине года.

Чтобы заполнить сцены с локациями статистами, Стивенс обратился к местным источникам. R.O.T.C. кадеты из средней школы Аризоны играли римских солдат после того, как 550 индейцев навахо из соседней резервации якобы не показали убедительного выступления. Другие источники утверждают, что они не задержались на съемочной площадке достаточно долго и ушли рано, чтобы принять участие в выборах племени. и Департамент благосостояния Аризоны предоставил инвалидам-получателям государственной помощи сыграть страдающих, которые искали исцеления у Иисуса.

Основная фотография была запланирована на три месяца, но длилась девять месяцев или более из-за многочисленных задержек и неудач, большинство из которых были из-за того, что Стивенс настаивал на съемках десятков повторных кадров в каждой сцене. Джозеф Шильдкраут умер до того, как закончил свою роль Никодима, потребовав переписать сцены вокруг его отсутствия. Кинематографист Уильям К. Меллор умер от сердечного приступа во время съемок; Верный Григгс, получивший премию Оскар за работу над классическим вестерном Стивенса 1953 года Шейн, был приглашен на замену. Джоанна Данхэм забеременела, что потребовало переделки костюмов и тщательно подобранного ракурса.

Большая часть постановки была снята зимой 1962–1963 годов, когда в Аризоне был сильный снегопад. Актер Дэвид Шейнер, сыгравший Джеймса Старшего, пошутил в интервью о сугробах: «Я думал, мы снимали Нанука с севера ». Стивенс также был вынужден поторопиться с эпизодом Иоанна Крестителя, который был снят в районе Глен-Каньон, который должен был стать озером Пауэлл с завершением плотины Глен-Каньон, и производство задержало проект.

Стивенс пригласил двух опытных кинематографистов. Жан Негулеско снимал сцены на улицах Иерусалима и сцены Рождества, а Давид Лин снял пролог с участием Ирода Великого. Бережливый бросил Клода Рейнса на роль Ирода.

К моменту завершения съемок в августе 1963 года Стивенс накопил шесть миллионов футов пленки Ultra Panavision 70 (около 1829 км или 1136 миль, примерно радиус Луны). Бюджет составил 20 миллионов долларов (что эквивалентно 167 миллионам долларов в 2019 году) плюс дополнительные расходы на монтаж и продвижение, что сделало его самым дорогим фильмом, снятым в США.

При первом запуске фильм рекламировался как показанный в Синерама. Хотя это было показано на сверхизогнутом экране, это было с одним проектором. True Cinerama требовала одновременной работы трех проекторов. Так в 60-е годы были представлены еще десяток фильмов.

Маркетинг

Маркетинговая кампания включала экспонаты, созданные для церквей и воскресных школ, универмагов, начальных и средних школ. Смитсоновский институт организовал передвижную выставку реквизита, костюмов и фотографий, которая объехала музеи по всей стране. Рекламные материалы, доступные группам, определенным для сегментации рынка, включали школьные учебные пособия, детские книги и переиздание оригинального романа Оурслера. Превью фильма были показаны ведущим промышленникам, психологам, правительственным чиновникам, религиозным лидерам и официальным лицам из организаций мальчиков и девочек-скаутов.

Выпуск и прием

Премьера фильма «Величайшая история, которую когда-либо рассказывали» состоялась в феврале 15 августа 1965 года, через 18 месяцев после окончания съемок, в театре Warner Cinerama в Нью-Йорке. Критическая реакция на фильм после его премьеры разделилась. В свою пользу Variety назвала фильм «большим, мощным кинофильмом, демонстрирующим огромный кинематографический ресурс». The Hollywood Reporter заявил: «Джордж Стивенс создал новый, благоговейный и важный фильм с его взглядом на это важное событие в истории человечества».

Однако Босли Кроутер в The New York Times писала: «Самая отвлекающая ерунда - это появление знакомых лиц в так называемых эпизодических ролях, разрушающих иллюзию». Шана Александер в Лайф заявила: «Темп был настолько ошеломляющим, что я чувствовал себя не воодушевленным - а мешком с песком!» Джон Саймон - позже известный как часто резкий театр и кинокритик Нью-Йорка - писал: «Богу не повезло в самой великой истории, которую когда-либо рассказывали. Его единородный сын оказался занудой». Брюс Уильямсон в Playboy также назвал фильм «большой ветреной занудой».

Брендан Гилл написал в The New Yorker :

Если бы предмет не был священным в оригинале мы отреагировали бы на картинку самым благотворительным образом, посмеиваясь над ней от начала до конца; лишив нас христианского милосердия, мы можем только сидеть и угрюмо восхищаться той энергией, благодаря которой в течение более четырех часов торжественно сохраняется нота безмятежной пошлости.

Стивенс сказал интервьюеру New York Times: «У меня потрясающе удовлетворение тем, что работа была сделана - до ее завершения - так, как я хотел, так, как я знаю, что это должно было быть сделано. Теперь это принадлежит публике… и я предпочитаю позволить им судить ». Отзывы о фильме по-прежнему неоднозначны, так как в настоящее время он имеет рейтинг 41% на Rotten Tomatoes на основе 22 обзоров.

Первоначальное время показа составляло 4 часа 20 минут (260 минут). Время пересматривали трижды до 3 часов 58 минут (238 минут); до 3 часов 17 минут (197 минут) для Великобритании и, наконец, до 2 часов 17 минут (137 минут) для общего выпуска в США. С коммерческой точки зрения фильм не имел успеха (к 1983 году он собрал менее 8 миллионов долларов, возможно, 17 процентов от суммы, необходимой для безубыточности), а его неспособность наладить контакт с аудиторией на долгие годы препятствовала созданию библейских эпосов.

Для выпуска DVD 2001 года была представлена ​​3-часовая 19-минутная (199 минут) версия вместе с документальным фильмом «Он гуляет с красотой» (2011), в котором подробно рассказывается о бурной истории производства фильма.

Даже со смешанным «Величайшая история, которую когда-либо рассказывали» была номинирована на пять премий Оскар:

Награды
ПремияДата церемонииКатегорияПолучательРезультат
Оскар 18 апреля 1966 г. Лучшая операторская работа, цвет Уильям С. Меллор (посмертная номинация ) и Верный Григгс Номинация
за лучшую художественную работу - декорации, цвет Художественное оформление: Ричард Дэй, Уильям Дж. Кребер и Дэвид С. Холл (po номинация sthumous ). Декорации: Рэй Мойер, Фред М. Маклин и Норман Рокетт
Лучший дизайн костюмов, цвет Марджори Бест и Витторио Нино Новарезе
Лучшие эффекты, специальные визуальные эффекты Дж. Макмиллан Джонсон
Лучшая музыка, партитура - в основном оригинальный Альфред Ньюман

Фильм отмечен Американским институтом кино в следующих списках:

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Величайшая история из когда-либо рассказанных
Последняя правка сделана 2021-06-10 09:04:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте