Макс фон Сюдов | |
---|---|
Фон Сюдов на Каннском кинофестивале 2016 | |
Родился | Карл Адольф фон Сюдов ( 1929-04-10)10 апреля 1929 г. Лунд, Швеция |
Умер | 8 марта 2020 г. (2020-03-08)(90 лет) Сейан, Вар, Франция |
Гражданство | Шведский (1929–2002) французский (2002–2020) |
Альма-матер | Королевский драматический театр |
Занятие | Актер |
Активные годы | 1948–2018 |
Супруг (а) | Кристина Олин ( М. 1951; отд. 1979) Екатерина Бреле ( М. 1997) |
Дети | 4 |
Родители) | Карл Вильгельм фон Сюдов (отец) |
Макс фон Сюдов ( / v ɒ н ы я д oʊ / ; шведский: [fɔn sy̌ːdɔv] ( слушать ) , родился Карл Адольф фон Сюдов, 10 апреля 1929 - 8 марта 2020) был шведско-французский актер. У него 70-летняя карьера в европейском и американском кино, телевидении и театре, где он снялся в более чем 150 фильмах и нескольких телесериалах на нескольких языках. Он стал гражданином Франции в 2002 году и последние два десятилетия своей жизни прожил во Франции.
Способный в ролях, начиная от флегматичного, созерцательные главных героев к сардоническим художникам и угрожающим, часто ликующим злодеям, фон Сюды были впервые замечены на международном уровне для игры рыцаря четырнадцатого века Антониус Блок в Ингмар Бергман «s Седьмой печати (1957), который показывает знаковые сцены его персонажа, бросающего вызов Смерти на партию в шахматы. В общей сложности он снялся в одиннадцати фильмах Бергмана, среди которых были «Девственная весна» (1960) и « Сквозь темное стекло» (1961), оба лауреаты премии « Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Четверть века спустя он снялся в фильме Билле Августа « Пелле Завоеватель» (1987), получившем третье место.
Фон Сюдов сделал его американский дебют фильма, как Иисус Христос в Джорджа Стивенса «библейском эпическом фильме The Greatest Story Ever Told (1965) и пошел на звезды в таких фильмах, как Уильям Фридкин » s The Exorcist (1973), Сидней Поллак «s Three Days Кондора (1975), научно - фантастического фильма флэш Гордон (1980), Strange Brew (1983), Дэвида Линча 's Dune (1984), Вуди Аллен ' s Ханна и ее сестры (1986) Стивена Спилберга «s Minority Report (2002), Мартин Скорсезе «s Остров проклятых (2010), Ридли Скотт 's Робин Гуд (2010), и JJ Abrams ' Star Wars: The Force Пробуждение (2015). Он также имел вспомогательную роль в HBO «s Игра престолов как трехглазый Raven, за которую он получил Primetime Emmy Award номинации.
За свою карьеру фон Сюдов был дважды номинирован на премию Оскар за свои роли в фильмах «Пелле-завоеватель» (1987) и « Чрезвычайно громко и невероятно близко» (2011). В 1954 году он получил премию Королевского фонда Швеции в области культуры, в 2005 году был удостоен звания Командора искусств и литературы, а 17 октября 2012 года был удостоен звания кавалера почетного легиона.
Карл Адольф фон Сюдов родился 10 апреля 1929 года в Лунде, Швеция. Его отец, Карл Вильгельм фон Зюдов, был этнологом и профессором фольклористики в Лундском университете. Его мать, баронесса Мария Маргарета Рапп, была школьной учительницей. Фон Сюдов имел частично немецкое происхождение. Предок по отцовской линии, Давид Сюдов («фон» или «фон» было добавлено позже к фамилии семьи), эмигрировал из Померании в регион Кальмар в 1724 году. Его мать также была частично померанского происхождения. Фон Зюдов вырос как лютеранец, но в 1970-х стал агностиком.
Фон Сюдов учился в Соборной школе Лунда, где выучил английский в раннем возрасте. Первоначально предполагалось, что он будет заниматься юридической карьерой, он заинтересовался актерским мастерством после просмотра постановки « Сон в летнюю ночь» во время классной поездки в Мальмё, что побудило его основать любительскую театральную группу вместе со своими друзьями еще в школе.
Фон Сюдов два года служил в шведской армии в армейском квартирмейстерском корпусе, где он принял имя «Макс» в честь звездного артиста блошиного цирка, который он видел. По окончании службы фон Сюдов учился в Королевском драматическом театре (Драматен) в Стокгольме, где он тренировался с 1948 по 1951 год. Во время своего пребывания в Драматене он помог создать театральную группу, в которую входила актриса Ингрид Тулин. Он дебютировал на сцене в небольшой роли в пьесе Гете « Эгмонт», которую считал «почти катастрофой», но получил хорошие отзывы за свою игру.
В « Драматене» фон Сюдов дебютировал на экране в фильмах Альфа Шёберга « Только мать» ( Bara en mor, 1949) и « Мисс Джули» ( Fröken Julie, 1951). В 1951 году, фон Сюдов присоединился к Norrköping - Linköping муниципальный театр, который появляется в девяти пьес, включая Гюнта. В 1953 году он перешел в Городской театр в Хельсингборге, сыграв одиннадцать ролей за два года, в том числе Просперо в «Буре» и главную роль в пьесе Пиранделло « Генрих IV». Театральные работы фон Сюдова снискали ему признание критиков, а в 1954 году он получил премию Королевского фонда Швеции в области культуры - грант для молодых многообещающих актеров.
В 1955 году фон Сюдов переехал в Мальмё и поступил в городской театр Мальме, главным режиссером которого в то время был Ингмар Бергман. Фон Сюдов ранее пытался сыграть небольшую роль в « Тюрьме Бергмана» ( Fängelse, 1949), но директор отверг это предложение. Первым фильмом Бергмана и фон Сюдова была «Седьмая печать» ( Det sjunde Inseglet, 1957), в которой фон Сюдов изобразил Антониуса Блока, разочаровавшегося рыцаря 14-го века, возвращающегося из крестовых походов в пораженную чумой Швецию. Сцена, в которой его персонаж играет в шахматы со Смертью, стала культовым моментом в кино. Фон Сюдов снялся в 11 фильмах Бергмана. В «Волшебнике» ( Ansiktet, 1958) фон Сюдов сыграл Фоглера, странствующего иллюзиониста 19-го века, который хранит молчание на протяжении большей части фильма. В «Девственном источнике» ( Jungfrukällan, 1960) он сыграл средневекового землевладельца, который замышляет отомстить мужчинам, изнасиловавшим и убившим его дочь. В « Сквозь темное стекло» ( Såsom i en spegel, 1961) он изобразил мужа женщины- шизофреника, которого сыграла Харриет Андерссон. В этот период он также сыграл роли в таких фильмах, как « Дикая клубника» ( Smultronstället, 1957), « Грани жизни» ( Nära livet, 1958) и « Зимний свет» ( Nattvardsgästerna, 1963). Фильмы с фон Сюдовым в главной роли были представлены Швецией на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке за пять из шести лет, с 1957 по 1962 год. При Бергмане фон Сюдов также продолжил свою сценическую карьеру, сыграв Кирпича в фильме « Кот на раскаленной крыше», «Пир». в Пер Гюнте, Альцесте в Мизантропе и Фаусте в Урфаусте. В его компании были Гуннар Бьёрнстранд, Ингрид Тулин, Биби Андерссон и Гуннель Линдблом, которые часто сотрудничали с Бергманом на экране.
Несмотря на свой растущий авторитет, фон Сюдов в начале своей карьеры ограничивал свою работу исключительно Швецией, постоянно отклоняя предложения поработать за границей. На Каннском кинофестивале 1959 года к нему впервые обратились с просьбой сняться в американских фильмах, но он отказался от предложения, заявив, что он «доволен Швецией» и «не собирается начинать международную карьеру». Он также отверг возможность играть роль титульного для доктора Нет (1962) и капитан фон Трапп в Звуки музыки (1965). В 1965 году фон Сюдов наконец принял предложение Джорджа Стивенса и дебютировал на международном уровне, сыграв Христа в эпопее «Величайшая история, которую когда-либо рассказывали». Он принял роль вопреки совету Бергмана, провел шесть месяцев в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, готовясь к роли, и принял среднеатлантический акцент. Фильм познакомил фон Сюдова с более широкой аудиторией, но в конечном итоге по кассовым сборам оказался ниже ожиданий. Затем он сыграл пилота-пылесоса в «Награде» (1965) и фанатичного миссионера на Гавайях (1966). За свое выступление на Гавайях фон Сюдов получил свою первую номинацию на «Золотой глобус ». Однако, к своему собственному разочарованию, фон Сюдов часто играл злодейские роли, такие как неонацистский аристократ в Меморандуме Квиллера (1966), русский полковник в Кремлевском письме (1970), дотошный и элегантный международный убийца в Три дня Кондора (1975), Император Мин Безжалостный в фильме « Флэш Гордон» (1980) и заклятый враг Джеймса Бонда Эрнст Ставро Блофельд в « Никогда не говори никогда больше» (1983).
В конце 1960-х - начале 1970-х годов фон Сюдов часто снимался в паре с Лив Ульманн в фильмах Бергмана. В фильме 1968 года « Час волка» ( Vargtimmen) фон Зюдов сыграл художника, живущего на изолированном острове, со своей беременной женой, которую играет Ульманн. В том же году они появились в драме « Стыд» (« Скаммен») о паре (оба бывшие музыканты), живущей на ферме на острове во время войны. Фон Зюдов и Ульманн вернулись в фильм Бергмана 1969 года «Страсть Анны» ( En passion). В 1971 и 1972 годах фон Сюдов снова снимался вместе с Ульманном в эпической дуологии Яна Троелла «Эмигранты» ( Утвандрарна) «Новая земля» ( Нюбиггарна), рассказывающей о шведской крестьянской семье, эмигрировавшей в Америку в середине 19 века.
В 1971 году фон Сюдов снялся в первом англоязычном фильме Бергмана « Прикосновение», сыграв доктора, у жены которого роман. В 1973 году фон Сюдов снялся в одном из своих самых коммерчески успешных фильмов - «Экзорцист» Уильяма Фридкина (1973). Он сыграл отца Ланкестера Меррина, титульного священника-иезуита в фильме, что принесло ему вторую номинацию на «Золотой глобус». Он повторил роль в продолжении фильма « Экзорцист II: Еретик» (1977). В 1977 году фон Сюдов дебютировал на Бродвее вместе с Эйлин Аткинс и Биби Андерссон в пьесе Пера Олова Энквиста « Ночь трибад» о писателе Августе Стриндберге. В 1981 году он снялся с Энн Бэнкрофт в пьесе Тома Кемпински « Дуэт для одного» о виолончелистке Жаклин дю Пре. Фон Сюдов дебютировал на британской сцене в The Old Vic в 1988 году в роли Просперо в The Tempest, роль, которую он впервые сыграл в Швеции три десятилетия назад.
В 1980-х годах, помимо « Флэша Гордона» и « Никогда не говори никогда снова», фон Сюдов появился в фильмах Джона Милиуса « Конан-варвар» (1982), « Полет орла» Яна Троелла (1982), « Рика Мораниса и Дэйва Томаса ». « Странное пиво» (1983), « Дюна» Дэвида Линча (1984) и « Ханна и ее сестры» Вуди Аллена (1986). В 1985 году фон Сюдов был членом жюри 35-го Берлинского международного кинофестиваля. В фильме Билле Августа « Пелле-завоеватель» 1987 года фон Сюдов изобразил обедневшего шведского рабочего, который привез своего сына в Данию, чтобы попытаться построить лучшую жизнь для себя. Эта роль принесла ему международное признание и часто считается одной из лучших ролей в его карьере. За свою игру фон Сюдов получил номинацию на лучшую мужскую роль на 61-й церемонии вручения премии Оскар ; фильм получил премию «Лучший фильм на иностранном языке» как официальный фильм Дании на «Оскар». В 1988 году фон Сюдов совершил свой единственный режиссерский набег на фильм « Катинка», основанный на романе Германа Банга « Вед Веджен». Фильм получил награду Guldbagge Awards за лучший фильм и лучшую режиссуру, но не получил широкого распространения за пределами Швеции. В 1989 году фон Сюдов снялся в телефильме « Красный король, белый рыцарь», за который получил свою первую номинацию на премию «Эмми». Он также озвучивал Виго Карпатского в фильме 1989 года «Охотники за привидениями II».
Фон Сюдов и Бергман не работали вместе долгое время. Роль в « Фанни и Александр» Бергмана (1982) была написана специально для фон Сюдова, но его агент потребовал слишком большую зарплату. Фон Сюдов сожалел о том, что упустил эту роль. В конце концов, они воссоединились в 1991 году с фильмом «Лучшие намерения» режиссера Билле Августа по сценарию Бергмана. В 1996 году фон Зюдов последний раз появился в фильме Бергмана « Личные признания» режиссера Лив Ульманн по сценарию Бергмана. В 1997 году фон Сюдов сыграл нобелевского лауреата норвежского писателя и сочувствующего нацистам Кнута Гамсуна в биографическом фильме « Гамсун». На протяжении оставшейся части 1990-х фон Сюдов также снимался в таких фильмах, как « Отец» (1990), « Пробуждение» (1990), « До конца света» (1991), « Нужные дела» (1993), « Судья Дредд» (1995) и « Падающий снег». Кедры (1999). За роль в фильме « Отец» фон Сюдов получил премию Австралийского института кино за лучшую мужскую роль.
В 2002 году фон Зюдов добился одного из своих самых больших коммерческих успехов, сыграв режиссера PreCrime вместе с Томом Крузом в фантастическом триллере Стивена Спилберга « Отчет о меньшинствах». В 2004 году фон Сюдов появился в телеадаптации саги « Кольцо Нибелунгов ». Шоу установило рекорды рейтингов и позже было выпущено в США как Dark Kingdom: The Dragon King. В 2007 году он снялся в кассовом хите « Час пик 3» в роли одного из антагонистов вместе с Джеки Чаном и Крисом Такером и сыграл отца главного героя в «Водолазном колоколе и бабочка», адаптации мемуаров Джулиана Шнабеля. Жан-Доминик Боби. В 2009 году фон Сюдов снялся в драматическом сериале «Тюдоры».
В 2010 году фон Сюдов сыграл зловещего немецкого врача в « Острове проклятых » Мартина Скорсезе и слепого отчима Робин Гуда сэра Уолтера Локсли в « Робин Гуде» Ридли Скотта. Он получил свою вторую номинацию на премию Оскар за роль немого пожилого съемщика в фильме Стивена Долдри « Чрезвычайно громко и невероятно близко» (2011) по роману Джонатана Сафрана Фоера.
В апреле 2013 года фон Сюдов был отмечен на фестивале классических фильмов Тернера (TCM) в Голливуде, где были показаны два его классических фильма: « Три дня кондора» и «Седьмая печать».
Фон Сюдов озвучил фальсификатор произведений искусства в мартовском эпизоде сериала «Симпсоны» 2014 года. В 2015 году он сыграл исследователя Лора Сан Текка в « Звездных войнах: Пробуждение силы». В 2016 году он присоединился к HBO серии Игра престолов как трехглазый Raven. За свое выступление фон Сюдов получил свою вторую номинацию на премию «Эмми» за прайм-тайм.
В дополнение к своей работе в кино и на телевидении фон Сюдов также совершал набеги на видеоигры. Он озвучил Эсберна, наставника главного героя The Elder Scrolls V: Skyrim (2011), и рассказал о дебютном трейлере игры. Он также озвучил игру Ghostbusters: The Video Game 2009 года и повторил свою роль Лора Сан Текки в Lego Star Wars: The Force Awakens (2016).
В 2018 году фон Сюдов снялся в фильме Томаса Винтерберга « Курск», также известном как «Командование», основанном на реальной истории катастрофы подводной лодки «Курск». Его последней ролью в кино должна была стать военная драма Николаса Димитропулоса « Эхо прошлого».
Фон Сюдов женился на актрисе Кристине Инге Бритте Олин в 1951 году. У них было два сына, Клас и Хенрик, которые появились с ним в фильме « Гавайи». Пара развелась в 1979 году. Позже фон Сюдов женился на французском документалисте Катрин Бреле в 1997 году и усыновил двух взрослых сыновей Бреле, Седрика и Ивана, от ее предыдущего брака.
Фон Зюдов переехал в Париж после женитьбы на Бреле. В 2002 году он стал гражданином Франции, после чего ему пришлось отказаться от шведского гражданства.
Сообщалось, что фон Сюдов был либо агностиком, либо атеистом. В 2012 году он сказал Чарли Роузу в интервью, что Ингмар Бергман сказал ему, что свяжется с ним после смерти, чтобы показать ему, что есть жизнь после смерти. Когда Роуз спросил фон Сюдова, слышал ли он что-либо от Бергмана, он ответил, что слышал, но предпочел не вдаваться в подробности о точном значении этого утверждения. В том же интервью он охарактеризовал себя как сомневающийся в юности, но заявил, что это сомнение исчезло, и указал, что он согласился с верой Бергмана в загробную жизнь.
Фон Сюдов умер 8 марта 2020 года в своем доме в Провансе, Франция, в возрасте 90 лет; причина не была указана. У него остались жена и четыре сына.
Он был номинирован на две премии «Оскар» за роли в фильмах Билле Августа « Пелле завоеватель» (1987) и Стивена Далдри « Чрезвычайно громко и невероятно близко» (2011). В возрасте 82 лет фон Сюдов был одним из старейших номинантов на премию Оскар. Сюдов также получил две номинации на премию « Золотой глобус» и две номинации на премию «Эмми». В 1982 году он получил приз за лучшую мужскую роль на Венецианском международном кинофестивале за роль в фильме « Полет орла». Он также является лауреатом 3 премий Guldbagge Awards и получил фестивальный трофей Каннского кинофестиваля в 2004 году.