Джон Уэйн

редактировать
Американский актер и режиссер

Джон Уэйн
Рекламное фото Джона Уэйна Уэйн, ок. 1965
РодилсяМэрион Роберт Моррисон. (1907-05-26) 26 мая 1907 г.. Винтерсет, Айова, США
Умер11 июня 1979 г. (1979 г.) -06-11) (72 года). Лос-Анджелес, Калифорния, США
Место отдыхаМемориальный парк Пасифик Вью, Ньюпорт-Бич, Калифорния. 33 ° 36 '34 "N 117 ° 51'12" Вт / 33,60953 ° N 117,85336 ° Вт / 33,60953; -117.85336
Другие именаМарион Митчелл Моррисон. 'Герцог'
Alma materУниверситет Южной Калифорнии
Род занятий
  • Актер
  • режиссер
  • продюсер
  • певица
Годы деятельности1926–77
Политическая партияРеспубликанка
Супруга (-и)Жозефина Саенс ​​(m.1933; див. 1945) ​. Эсперанса Баур ​​(m.1946; div. 1954) ​. Пилар Паллет ​(m.1954) ​
Дети7, включая Майкл, Патрик и Итан
Веб-сайтjohnwayne.com
Подпись
John Wayne's signature

Мэрион Роберт Моррисон (26 мая 1907 - 11 июня 1979), профессионально известный как Джон Уэйн по прозвищу Дюк, американский актер и режиссер, который популярной иконой благодаря своим главным ролям в Вестерн фильмы. Его карьера простиралась от эры немого кино 1920-х годов до Золотого Голливуда и, в конечном итоге, новой Новой волны, появившись в общей сложности в 179 фильмах и на телевидении. постановки. В течение трех десятилетий он был одним из лучших по кассовым сборам и появлялся со многими голливудскими звездами своей эпохи.

Уэйн родился в Винтерсете, штат Айова, но вырос в Южной Калифорнии. Он потерял футбольную стипендию Университета Калифорнии в результате случайного случая бодисёрфинга и начал работать в Fox Film Corporation. Он появлялся в основном в небольших ролях, но его первая главная роль пришла в Рауля Уолша в вестерне Большой след (1930), раннем широкоэкранном фильме, который потерпел крах.. Главные последовательности последовательностей в фильмах B в 1930-х годах, большинство из которых также были вестернами, но не стали популярными. Именно Джона Форда Дилижанс (1939) сделал Уэйна звездой мейнстрима, и всего он снялся в 142 фильмах. По одному биографу, «Джон Уэйницетворял для миллионов приграничное наследие нации».

Другие роли Уэйна в вестернах включают скотовода, ведущее свое стадо по тропе Чисхолм в Красной реке. (1948), ветеран Гражданской войны, племянница которого была похищена племенем команчей в The Searchers (1956), неуважаемый владелец ранчо, конкурирующий с адвокат ( Джеймс Стюарт ) за руку женщины в Человек, который стрелял в Либерти Вэлэнс (1962), и сварливый одноглазый маршал в True Grit ( 1969), за которую он получил премию Оскар за лучшую мужскую роль. Он также известен своими ролями в Тихом человеке (1952), Рио Браво (1959) с Дином Мартином и Самый длинный день (1962 г.). В своем последнем выступлении на экране он выступающего с раком в фильме «Стрелок» (1976). Он сделал свое последнее публичное появление на церемонии Оскар 9 апреля 1979 года, прежде чем в том же году скончался от рака желудка. Посмертно награжден Президентской медалью свободы, высшей гражданской наградой США.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Актерская карьера
    • 2.1 Начало кинокарьеры
    • 2.2 Дилижанс и годы войны
    • 2.3 Работа на радио
    • 2.4 Послевоенное время
    • 2.5 Дальнейшая карьера
  • 3 Политические взгляды
    • 3.1 Интервью Playboy 1971 года
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Наследие
    • 6.1 Награды, празднования и достопримечательности
    • 6.2 Культурный образ как американская икона
    • 6.3 Фонд рака Джона Уэйна
    • 6.4 Спор с Университетом Дьюка
  • 7 Фильмография
  • 8 пропущенных ролей
  • 9 наград и номинаций
    • 9.1 награды Академии
      • 9.1.1 лучшая мужская роль
      • 9.1.2 продюсер
    • 9.2 золотой глобус
    • 9.3 награда Brass Balls
    • 9.4 дополнительно Награды и награды
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Источники
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранние годы

Дом в Винтерсете, Айова, где родился Уэйн в 1907 году

Уэйн родился Мэрион Роберт Моррисон в мае 26 января 1907 г., 224 Южная Вторая улица в Винтерсете, штат Айова. Местная газета Winterset Madisonian сообщила на странице 4 выпуска от 30 мая 1907 года, что Уэйн весил 13 фунтов. (около 6 кг.) при рождении. Уэйн утверждал, что его второе имя было вскоре изменено с Роберта на Майкл, когда его родители решили назвать своего следующего сына Робертом, но обширные исследования не появились такого юридического изменения. Юридическим именем Уэйна оставалось Мэрион Роберт Моррисон его жизнь. Отец Уэйна, Клайд Леонард Моррисон (1884–1937), был сыном ветерана Гражданской войны в США Мэрион Митчелл Моррисон (1845–1915). Мать Уэйна, бывшая Мэри «Молли» Альберта Браун (1885–1970), была из округа Ланкастер, Небраска. У Уэйна было шотландское, английское и ирландское происхождение. Его прапрадед Роберт Моррисон (род. 1782) покинул графство Антрим, Ирландия вместе с матерью, прибывшей в Нью-Йорк в 1799 году, в конце концов поселившись в графстве Адамс, штат Огайо. Моррисоны были родом с острова Льюис в Внешних Гебридских островах, Шотландия. Он был воспитан пресвитерианцем.

Семья Уэйна переехала в Палмдейл, Калифорния, а затем в 1916 году в Глендейл на Изабель-стрит, 404, где его отец работал фармацевтом. Он учился в средней школе Союза Глендейл, где хорошо учился как в спорте, так и в учебе. Уэйн был частью футбольной команды своей старшей и ее команды дебатов. Он также был президентом Латинского общества и участвовал в спортивной колонке в школьной газете.

Местный пожарный на станции по пути в школу в Глендейле начал называть его «Маленьким герцогом», потому что он никогда никуда не ходил без его огромный эрдельтерьер, герцог. Он предпочел «Герцог» «Марион», и прозвище прижилось. Уэйн учился в средней школе Уилсона в Глендейле. Подростком он работал в магазине мороженого у человека, который подковал лошадей для голливудских студий. Он также был активным членом Ордена ДеМолея. Он играл в футбол за команду чемпиона лиги 1924 года средней школы Глендейла.

Уэйн подал заявление в США. Военно-морская академия, но не была принята. Вместо этого он учился в Университета Южной Калифорнии (USC) по специальности пред-юриспруденция. Он был членом братств троянских рыцарей и Сигма Чи. Уэйн также играл в футбольной командой USC под руководством тренера Ховарда Джонса. Сломанная травма ключицы свела на нет его спортивную карьеру; Позже Уэйн заметил, что он был слишком напуган реакцией Джонса, чтобы раскрыть истинную причину его травмы - несчастный случай, связанный с бодисёрфингом . Он потерял спортивную стипендию и, не имея средств, вынужден покинуть университет.

В качестве услуги тренеру Джонсу, который подарил звезде немого вестерна Тому Микс билеты на игры USC, режиссер Джон Форд и Микс наняли Уэйна в качестве помощника и помощника. Позже Уэйн приписывал свою прогулку, разговор и личность своему знакомству с Уяттом Эрпом, который был хорошими друзьями Тома Микса. Вскоре Уэйн перешел на эпизодические роли, установив давнюю дружбу с режиссером, сыгравшим большинством этих ролей, Джоном Фордом. В начале этого периода у него была небольшая, не указанная в титрах роль охранника в фильме 1926 года Барделис Великолепный. Уэйн также появился со своими товарищами по команде USC, играет в фильмах Браун из Гарварда (1926), The Dropkick (1927) и Salute (1929) и Создатель людей Колумбийского университета (снят в 1930 году, выпущен в 1931 году).

Актерская карьера

Начало кинокарьеры

С Маргерит Черчилль на широкоэкранном Большом пути ; Первая Джона Уэйна в роли роли (1930) Уэйн в роли «Поющего Сэнди» Сондерса в Всадники судьбы (1933) С Джин Роджерс и Уорд Бонд в конфликте (1936) С Маршей Хант в Родившейся на Западе (1937)

Работая на Fox Film Corporation в эпизодических ролях, Уэйн на экране был назван «герцогом Моррисоном» только один раз, в «166>словах и музыке (1929). Режиссер Рауль Уолш увидел, как он перемещает студийную мебель, воспользовавшись реквизитором, первой его ролью в Большой тропе (1930). В качестве псевдонима Уолш «Энтони Уэйн» после Войны за независимость генерала «Безумного» Энтони Уэйна. Руководитель Fox Studios Уинфилд Шихан отверг его как "слишком итальянский". Затем Уолш использовал «Джона Уэйна». Шихан согласился, и имя было установлено. Уэйн даже не присутствовал на обсуждении. Его зарплата была увеличена до 105 долларов в неделю.

Большой путь должен стать первым крупнобюджетным зрелищем на открытом воздухе в эпоху звука, сделанным по ошеломляющей на тот момент стоимостью более 2 миллионов долларов, с использованием сотен расширенных и широких пейзажей американских юго-запада, в то время еще почти безлюдные. Чтобы насладиться процессом захватывающими дух пейзажами, он был снят в двух версиях: стандартная 35 мм версия и другой в новом 70-миллиметровой пленки Grandeur с использованием инновационной камеры и объективов. Многие из зрителей, которые видели это в величии, встали и приветствовали. Однако лишь несколько кинотеатров были показаны для показа фильма в широкоэкранном режиме, и усилия были потрачены впустую. В то время фильм считался большим кассовым провалом, но был высоко оценен современными критиками.

После коммерческого провала фильма «Большая тропа» Уэйну отводили небольшие роли в фильмах высшего качества, в том числе Колумбия Обманщик (1931), в котором он играл труп. Он появился в сериале Три мушкетера (1933), обновленной версии романа Александра Дюма, в котором главными героями были солдаты французской армии. Иностранный легион в тогдашней Северной Северной Америки. Он играл главную роль, с его именем над названием во многих малобюджетных Povernity Row вестернах, в основном в Monogram Pictures и сериалах для Mascot Pictures Corporation. По собственным оценкам Уэйна, он появился примерно в 80 из этих конных опер с 1930 по 1939 год. В Riders of Destiny (1933) он стал одним из первых поющих ковбоев. фильма, правда, через дубляж. Уэйн также появился в некоторых из Трех месквитеров вестернов, название которых было пьесой по классике Дюма. каскадеры учили его верховой езде и другим западным навыкам. Каскадер Якима Канатт и Уэйн разработали и усовершенствовали трюки и приемы экранных кулачных боев, которые используются до сих пор.

Дилижанс и годы войны

Прорывная роль Уэйна пришлась на роль Джона Форда Дилижанс (1939). Из-за статуса Уэйна B-фильма и его послужного списка в малобюджетных вестернах на протяжении 1930-х годов Форд испытывал трудности с финансированием того, что должно было стать фильмом с бюджетом среднего уровня. После независимой защиты всех студий Форд заключил сделку с продюсером Уолтером Вангером, по которому Клэр Тревор - намного более крупная звезда в то время - получила наибольший счет. «Дилижанс» огромный успех у критиков и финансов, и Уэйн стал звездой мейнстрима. Актерский состав Луиза Платт заявила, что Форд сказал в то время, что Уэйн станет величайшей звездой из-за своей привлекательности как типичного «обывателя».

Рекламная фотография для Дом долгого путешествия (1940)

Вступление Америки в Вторая мировую войну привело к потоку поддержки военных действий со стороны всех слоев общества. исключение. Уэйн был освобожден от службы из-за своего возраста (34 на момент Перл-Харбора ) и семейного положения (классифицируется как 3-А - отсрочка по семейным обстоятельствам). Уэйн неоднократно писал Джону Форду, что хотел бы записаться на военную службу, в одном случае спрашивая, может ли он попасть в военную часть Форда. Уэйн не пытался помешать его реклассификации как 1-A (драфту допущен), но Republic Studios категорически сопротивлялись его потере, поскольку он был их единственным актером из списка лучших по контракту. Герберт Дж. Йейтс, президент Республики, угрожал Уэйну судебным иском, если он откажется от своего контракта, и компания Republic Pictures вмешалась в процесс выборочной службы, потребовавшую дополнительную отсрочки Уэйна.

С Джоан Блонделл в Lady for a Night (1942)

США Национальные архива показывают, что Уэйн действительно подавал заявку на службу в Управление стратегических служб (OSS), предшественник современного ЦРУ, и было принято в Заготовка, выделенная армией США для УСС. Уильям Дж. Донован, командующий УСС, написал Уэйну письмо, информирующее его принятое в полевую фотографическую группу, но письмо было отправлено в дом его бывшей жены Жозефины. Она никогда ему об этом не рассказывала. Уэйн совершил поездку по базам и больницам США в южной части Тихого океана в течение трех месяцев в 1943 и 1944 годах с USO. Во время этой поездки он выполнил запрос от Донована, чтобы выяснить, не мешает ли генерал Дуглас МакАртур, командующий юго-западнее части Тихого океана, или его сотрудники работе УСС. Позже Донован выдал Уэйну Свидетельство о прохождении службы OSS, чтобы увековечить его в миссию OSS.

По многим самой оценкам, его отказ от службы в армии позже стал болезненной частью его жизни. Его вдова предположила, что его патриотизм в последующие десятилетия из чувства вины, написав: «Он станет« суперпатриотом »на всю оставшуюся жизнь, пытаясь искупить свою вину за то, что осталось дома».

Файл: Ангел и Бадман 1947 John Wayne.ogv Воспроизвести медиа Уэйн (справа) играет в коротком отрывке из Ангел и Бадман (1947) (нажмите, чтобы играть)

Первым цветным фильмом Уэйна был Пастух холмов (1941), в котором он участвовал - снялся у своего давнего друга Кэрири. В следующем году он появился в своем единственном фильме режиссера Сесила Б. ДеМилля, Technicolor эпопее Жатва дикого ветра (1942), в котором он участвовал - отмечены звездыми Рэй Милланд и Полетт Годдард ; это был один из редких случаев, когда он играл персонажа с сомнительными ценностями.

Работа на радио

Как и большинство голливудских звезд своей эпохи, Уэйн был гостем в радиопрограммах, таких как: шоу Хедда Хоппер и Луэлла Парсонс Шоу. Он несколько раз появлялся в драматических ролях, в основном для радио своих собственных ролей в кино, в таких программах, как Театр режиссеров экрана и Lux Radio Theater. В течение года шести месяцев в 1942 году Уэйн снимался в своем собственном радио-приключенческом сериале «Три листа на ветер», продюсером которого был режиссер Тэй Гарнетт. В сериале, международном шпионско-детективном шоу, Уэйн сыграл Дэна О'Брайена, детектива, который использовал алкоголизм как маску для своих следственных действий. Шоу было задумано Гарнеттом как своего рода пилотная версия киноверсии, хотя фильм так и не был реализован. Похоже, что ни один эпизод сериала с Уэйна не сохранился, хотя демонстрационный эпизод с Брайаном Донлеви в главной роли действительно существует. Уэйн, а не Донлеви, сыграл роль на протяжении всего сериала, показываемого на NBC.

Послевоенный

Wake of the Red Witch (1948)

Режиссер Роберт Россен использовал главная в Все люди роль короля (1949) Уэйну. Уэйн отказался, считая сценарий во многом неамериканским. Бродерик Кроуфорд, который в итоге получил роль, получил Оскар 1949 года как лучший актер мужского пола, по иронии судьбы победив Уэйна, который был номинирован. для Пески Иводзимы (1949).

Он потерял главную роль Джимми Ринго в Стрелке (1950) в пользу Грегори Пека из-за его отказа работать в Columbia Pictures потому что его начальник, Гарри Кон, плохо обращался с ним много лет назад, когда он был молодым игроком по контракту. Он купил проект для Уэйна, но она была слишком глубокой, и она продал сценарий Twentieth Century Fox, в которой сыграла роль, которую он так хотел Уэйн, но ради которой он отказался уступить.

Один из самых популярных ролей Уэйна была в фильме Великий и могущественный (1954) режиссера Уильяма Веллмана по роману Эрнеста К. Ганн. Его изображение героического второго пилота получило широкое признание. Уэйн также изображал авиаторов в фильмах Flying Tigers (1942), Flying Leathernecks (1951), Island in the Sky (1953), The Wings of Орлы. (1957) и Jet Pilot (1957).

Он снялся почти в двух десятках фильмов Джона Форда за двадцать лет, в том числе Она носила желтую ленту (1949), Тихий человек (1952), Крылья орлов (1957) и Человек, стрелявший в Либерти Вэлэнс (1962) с Джеймсом Стюартом. Первый фильм, в котором он назвал кого-то «Пилигримом», Форда Искатели (1956), часто считается лучшим и наиболее сложным исполнением Уэйна.

Более поздняя карьера

Уэйн в Вызов идей (1961)

Уэйн был номинирован на звание продюсера Лучший фильм для фильма Аламо (1960), одного из двух фильмов, которые он снял. Другой был Зеленые береты (1968), единственный крупный фильм, сделанный во время Вьетнамской войны в поддержку войны. Уэйн хотел снять этот фильм, потому что в то время Голливуд мало интересовался созданием фильмов о войне во Вьетнаме. Во время съемок фильма «Зеленые береты» дегар, или горцы Центрального нагорья Вьетнама, жестокие борцы с коммунизмом, подарили Уэйну медный браслет, который он носил в фильме и во всех последующих фильмах. Уэйн, наконец, получил лучший актер Оскар за True Grit (1969), через два десятилетия после его единственной другой номинации.

26 апреля 1970 года CBS выпустил телевизионный специальный ролик Raquel! режиссера Дэвида Винтерса, в котором он был гостем. В главной роли Ракель Уэлч, а среди других гостей были Том Джонс и Боб Хоуп. В день премьеры сериал получил 51% акций в рейтинге National ARB Ratings и впечатляющий рейтинг Overnight New York Nielsen в размере 58%.

Уэйн взял на себя роль одноименного детектива в преступлении. драма McQ (1974). Его последним фильмом был Стрелок (1976), главный герой которого, Дж. Б. Букс, умирал от рака, от которого умер сам Уэйн три года спустя. «Стрелок» (1976) содержит множество сюжетных сходств с «Стрелком» почти тридцать лет назад, ролью, которую Уэйн хотел, но отверг.

Бэтжак, продюсерская компания, соучредителем которой был Уэйн, была назван в честь вымышленной судоходной компании Batjak в Wake of the Red Witch (1948), фильме по роману Гарленда Рорка. (Орфографическая ошибка, сделанная секретарем Уэйна, была разрешена с учетом вариации.) Батьжак (и его предшественник, Wayne-Fellows Productions) был рукой, с помощью которой Уэйн снял множество фильмов для себя и других звезд. Самыми известными постановками, не связанными с Уэйном, были Семь мужчин с настоящего момента (1956), положившие начало классическому сотрудничеству режиссера Бадда Боттичера и звезды Рэндольфа Скотта, а также Gun the Man Down (1956) с игроком по контракту Джеймсом Арнессом в качестве преступника.

В опросе «Десять самых прибыльных западных звезд» журнала Motion Picture Herald Уэйн был указан в 1936 и 1939 годах. Он появлялся в аналогичном опросе кассовых сборов в 1939 и 1940 годах. Хотя эти два опроса на самом деле являются лишь показателем. Из-за популярности звезд сериалов Уэйн также фигурировал в опросе «Десять лучших производителей денег» по всем фильмам с 1949 по 1957 и с 1958 по 1974 годы, заняв первое место в 1950, 1951, 1954 и 1971 годах. В списке Уэйн появлялся чаще, чем любая другая звезда, превосходя Клинта Иствуда (21), который занимает второе место.

В последующие годы Уэйн был признан своего рода американским природным ресурсом, и его различные критики его действий и его политики относились к нему с большим уважением. Эбби Хоффман, радикал 1960-х годов, отдал дань уважения необычности Уэйна, сказав: «Мне нравится целостность Уэйна, его стиль. Что касается его политики, ну… я полагаю, даже пещерные люди испытывали небольшое восхищение перед динозаврами. которые пытались их сожрать ". Рецензируя Ковбои (1972), Винсент Кэнби из The New York Times, который не особо интересовался фильмом, писал: «Уэйн, конечно,, изумительно несокрушимый, и он стал почти идеальной фигурой отца ».

Политические взгляды

На протяжении большей части своей жизни Уэйн был известным консерватором республиканцем в Голливуде, поддерживавшим антикоммунист позиции. Тем не менее, он голосовал за демократического президента Франклина Д. Рузвельта на президентских выборах 1936 года и выражал восхищение преемником Рузвельта, его коллегой-президентом-демократом Гарри С. Трумэн. Он участвовал в создании консервативного Кинематографического альянса за сохранение американских идеалов в феврале 1944 года и был избран президентом этой организации в 1949 году. Ярый антикоммунист и активный сторонник Дома Комитет по антиамериканской деятельности, он сделал Большого Джима Маклэйна (1952) с собой в качестве исследователя HUAC, чтобы продемонстрировать свою поддержку делу антикоммунизма. Его личные взгляды нашли выражение в качестве активного внутреннего поборника «Черного списка», отрицающего работу и подрывающего карьеру многих актеров и писателей, ранее выражавших свои личные политические убеждения. Рассекреченные советские документы показывают, что, несмотря на то, что он был фанатом фильмов Уэйна, советский лидер Иосиф Сталин, согласно некоторым источникам, планировал убийство Уэйна за его часто поддерживаемую антикоммунистическую политику. Уэйн был сторонником сенатора Джозефа Маккарти.

Уэйн встречается с президентом Ричардом Никсоном и Генри Киссинджером в Сан-Клементе, Калифорния, июль 1972 г.

Уэйн поддерживает вице-президента Ричард Никсон на президентских выборах 1960 года, но выразил свое видение патриотизма, когда Джон Ф. Кеннеди победил на выборах: «Я не голосовал за него но он мой президент, и я надеюсь, что он хорошо выполняет свою работу ». Он использовал свою звездную силу для поддержки консервативных идей, в том числе для мобилизации поддержки войны во Вьетнаме, продюсируя, руководя и играя главную роль в финансово успешном фильме Зеленые береты (1968). В 1960 году он присоединился к антикоммунистическому Обществу Джона Берча, но ушел после того, как организация осудила фторирование систем водоснабжения как коммунистический заговор.

Из-за его статуса как самая известная республиканская звезда Голливуда, богатые Техас Сторонники Республиканской партии попросили Уэйна баллотироваться на национальный пост в 1968 году, как и его друг и коллега-актер сенатор Джордж Мерфи. Он отказался, шутя, что не верил, что общественность всерьез рассмотрит актера в Белом доме. Вместо этого он поддерживал кампании своего друга Рональда Рейгана за губернатора Калифорнии в 1966 и 1970 годах. Его попросили стать кандидатом на пост кандидата от Демократической Алабамы губернатора Джордж Уоллес в 1968 году, но он сразу же отклонил предложение и активно выступал за Ричарда Никсона; Уэйн обратился к Республиканскому национальному съезду 1968 года в день его открытия.

Уэйн открыто расходился со многими консерваторами по вопросу о возвращении Панамского канала, поскольку он поддерживал Договор о Панамском канале в середине 1970-х годов; В то время как лидеры республиканцев, такие как Рейган, Джесси Хелмс и Стром Турмонд, хотели, чтобы США сохранили полный контроль над каналом, Уэйн и его коллеги-консерваторы Уильям Ф. Бакли считал, что панамцы имеют право на канал и встали на сторону президента Джимми Картера. Уэйн был близким другом панамского лидера Омара Торрихоса Эрреры, а первая жена Уэйна, Жозефина, была уроженкой Панамы. Его поддержка договора впервые в жизни принесла ему письма ненависти.

Интервью Playboy 1971 года

Джон Уэйн подписывает шлем PFC. Фонсел Уоффорд во время визита в Чу Лай, Южный Вьетнам в 1966 г.

В мае 1971 г. журнал Playboy опубликовал интервью с Уэйном, в котором он высказался его поддержка войны во Вьетнаме и его мнения о социальных проблемах и расовых отношениях в Соединенных Штатах:

с большим количеством чернокожих, наряду с их несогласием, есть немало негодования, и, возможно, это справедливо. Но мы не можем внезапно встать на колени и передать все руководству черных.... Я не думаю, что мы поступили неправильно, отняв эту великую страну у индейцев. Наше так называемое похищение этой страны у них было лишь вопросом выживания. Огромному количеству людей требовалась новая земля, и индейцы эгоистично пытались сохранить ее для себя.

В том же интервью Playboy Уэйн называет двух главных героев Midnight Cowboy «педиками». за якобы "любовь этих двух мужчин". Он также ответил на вопросы о том, социальные программы полезны для страны:

Я все об этом знаю. В конце двадцатых, когда я учился на втором курсе Университета Калифорнии, я сам был социалистом, но не тогда, когда ушел. Среднестатистический колледж идеалистически желает, чтобы у всех было мороженое и пирожные на каждый прием пищи. Некоторые люди просто не будут нести свой груз... Я верю в благосостояние - благотворительная программа работы. Я не думаю, что парень должен иметь возможность сидеть на заднице и получать пособие. Я хотел бы, чтобы люди, которые думают, что мир должен им заработать, продолжают жить в обществе ленивых и жалующихся людей. Я хотел бы знать, почему они оправдывают трусов, которые плюют в лицо полицейским, а затем бегут за судебными рыдающими сестрами. Я не могу понять этих людей, которые несут плакаты, чтобы спасти жизнь какого-то преступника, но не думают о невиновной жертве.

В марте 2019 года всплыло интервью Playboy, в результате которого прозвучали звонки в аэропорт Джона Уэйна. необходимо переименовать. Сын Джона Уэйна, Итан, защищал его, заявив: «Было бы несправедливо судить кого-то на основании интервью, которое используется вне контекста». Призыв к изменению аэропорта обратно на аэропорт округа Ориндж был возобновлен во время протестов Джорджа Флойда в июне 2020 года.

Точно так же в октябре 2019 года студенческие активисты USC призвали убрать выставку. посвящается актеру со ссылкой на интервью. В июле 2020 года было объявлено, что экспонат будет удален.

Личная жизнь

Уэйн был трижды женат и дважды развелся. Три его жены: одна из испанских американцев происхождения, Жозефина Алисия Саенс, и две из испаноязычных происхождения, Эсперанса Баур и Пилар Паллет. У него было четверо детей от Жозефины: Майкл Уэйн (23 ноября 1934 г. - 2 апреля 2003 г.), Мэри Антония «Тони» Уэйн ЛаКава (25 февраля 1936 г. - 6 декабря 2000 г.), Патрик Уэйн (родился 15 июля 1939 года) и Мелинда Уэйн Муньос (родился 3 декабря 1940 года). У него было еще трое детей от Пилар: Айсса Уэйн (родилась 31 марта 1956 года), Джон Итан Уэйн (родилась 22 февраля 1962 года) и Мариса Уэйн (родилась 22 февраля 1966 года).

Пилар была заядлой теннисисткой. В 1973 году она призвала его построить Теннисный клуб Джона Уэйна в Ньюпорт-Бич, Калифорния. В 1995 году клуб был продан Кену Стюарту, бывшему генеральному директору, и стал Palisades Tennis Club.

Уэйном с третьей женой Пилар Паллет в Knott's. Берри Фарм в 1971 году

Несколько детей Уэйна начали работать в кино и на телевидении. Сын Итан был объявлен как Джон Итан Уэйн в нескольких фильмах и сыграл одну из главных ролей в обновлении 1990-х годов телесериала Адам-12. Внучка Дженнифер Уэйн - участница кантри-группы Runaway June.

Его самый бурный развод был с Эсперансой Баур, бывшей мексиканской актрисой. Она считала, что Уэйн и его партнерша Гейл Рассел имели роман, но Уэйн и Рассел отрицали это утверждение. В ночь, когда закончился фильм Ангел и плохой человек (1947), была обычная вечеринка для актеров и съемочной группы, и Уэйн вернулся домой очень поздно. К тому времени, как он прибыл, Эсперанса была в пьяном гневе, и она попыталась застрелить его, когда он проходил через парадную дверь.

У Уэйна было несколько громких дел, в том числе с Мерл Оберон это длилось с 1938 по 1947 год. После разлуки с Пилар в 1973 году Уэйн завязал романтические отношения и жил со своим бывшим секретарем Пэтом Стейси (1941–1995) до своей смерти в 1979 году. Она опубликовала книгу о своей жизни с ним в 1983 год, под названием «Герцог: история любви».

Волосы Уэйна начали редеть в 1940-х годах, и к концу десятилетия он начал носить шиньон. Иногда его видели на публике без шиньона (например, согласно журналу Life, на похоронах Гэри Купера ). Во время выступления в Гарвардском университете студент спросил Уэйна: «Это правда, что ваш парик из настоящего мохера?» Он ответил: «Сэр, это настоящие волосы. Не мои, а настоящие».

Близкий друг, конгрессмен от Калифорнии Альфонсо Э. Белл-младший написал об Уэйне: «Герцога. личность и чувство юмора были очень близки к тому, что широкая публика видела на большом экране. Возможно, лучше всего это показано в этих словах, которые он выгравировал на мемориальной доске: «Каждый из нас представляет собой смесь некоторых хороших и некоторых не очень хороших качеств».. Рассматривая своих собратьев, важно помнить о хороших вещах... Мы должны воздерживаться от вынесения суждений только потому, что парень оказался грязным, тухлым ублюдком "

Джон и Итан Уэйн с Уолтером Ноттом в 1969 г.

Биограф Уэйна Майкл Манн описал его алкогольные привычки. Согласно мемуарам Сэма О'Стина «Переход к погоне», режиссеры студии знали, что нужно снимать сцены Уэйна до полудня, потому что к полудню он «был сильно пьян». Он был заядлым курильщиком сигарет с юных лет, и в 1964 году у него был диагностирован рак легких. Ему была сделана успешная операция по удалению всего левого легкого и четырех ребер. Несмотря на усилия его деловых партнеров, чтобы помешать ему публично рассказать о своей болезни из опасения, что это будет стоить ему работы, Уэйн объявил, что у него рак, и призвал общественность пройти профилактические осмотры. Пять лет спустя Уэйн был признан здоровым. Считается, что Уэйну придумал термин «Большая С» как эвфемизм для обозначени я рака.

Он был масоном, мастером масона в Marion McDaniel Lodge № 56 FAM, в Тусон, Аризона. Он стал масоном шотландского обряда 32-й степени, а позже присоединился к храму святыни Аль-Малаика в Лос-Анджелесе. Он стал участником Йоркского обряда. During the early 1960s, Wayne traveled often to Panama, and he purchased the island of Taborcillo off the coast. It was sold by his estate at his death.

Wayne's yacht, the Wild Goose, was one of his favorite possessions. He kept it docked in Newport Beach Harbor, and it was listed on the U.S. National Register of Historic Places in 2011.

Wayne was fond of literature, his favorite authors being Charles Dickens, Arthur Conan Doyle and Agatha Christie. His favorite books were David Copperfield, and Conan Doyle's historical novels The White Company and Sir Nigel.

In The Quiet Man, Wayne tells Michaeleen "Óge" Flynn he is six-foot "four and a half" (194 cm), a height which is backed up by his widow Pilar Wayne in her book John Wayne: My Life With the Duke.

Wayne wore the same revolver in all the westerns that he appeared in.

Death

Although he enrolled in a cancer vaccine study in an attempt to ward off the disease, Wayne died of stomach cancer on June 11, 1979, at the UCLA Medical Center. He was buried in the Pacific View Memorial Park Cemetery in Corona del Mar, Newport Beach. According to his son Patrick and his grandson Matthew Muñoz, who was a priest in the California Diocese of Orange, Wayne converted to Roman Catholicism shortly before his death. He requested that his tombstone read "Feo, Fuerte y Formal", a Spanish epitaph Wayne described as meaning "ugly, strong, and dignified". His grave, which was unmarked for 20 years, has been marked since 1999 with the quotation:

Tomorrow is the most important thing in life. Comes into us at midnight very clean. It's perfect when it arrives and it puts itself in our hands. It hopes we've learned something from yesterday.

Among the cast and crew who filmed The Завоеватель (1956) на локации около ул. Джордж, штат Юта,, 91 актер / съемочная группа в разное время заболела той или иной формой рака, в том числе звезды Уэйн, Сьюзан Хейворд, Агнес Мурхед, Педро Армендарис и режиссер Дик Пауэлл. Фильм снят на юго-западе штата Юта, к востоку от и в целом по ветру от места недавних испытаний ядерного оружия правительством США на юго-востоке Невады. Многие утверждают, что радиоактивные осадки от этих испытаний загрязнили место съемок и отравили съемочную группу, работавшую там. Несмотря на предположение, что рак легких Уэйна 1964 года и его рак желудка 1979 года были результатом ядерного заражения, он считал, что его рак легких был результатом его привычки курить шесть пачек в день.

Наследие

Награды, празднования и достопримечательности

Кадр из фильма из Команчеро (1961)

Неизменный статус Уэйна как культового американца был официально признан правительством США в виде две высшие гражданские награды. В свой 72-й день рождения 26 мая 1979 года Уэйн был награжден золотой медалью Конгресса. Голливудские деятели и американские лидеры всего политического спектра, в том числе Морин О'Хара, Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра, Майк Франкович, Кэт Эрин Хепберн, генерал и миссис Омар Брэдли, Грегори Пек, Роберт Стек, Джеймс Арнесс и Кирк Дуглас дал показания Конгрессу в поддержку награды. Роберт Олдрич, президент Гильдии Директоров Америки, сделал особенно примечательное заявление:

Вам важно знать, что я зарегистрированный демократ и насколько мне известно, не разделяют ни одной из политических взглядов Герцога. Однако независимо от того, болен он или здоров, Джон Уэйн выходит далеко за рамки обычного политического меткого оружия в этом сообществе. Благодаря его храбрости, достоинству, честности и талантам актера, силе лидера, теплоте человека на протяжении всей выдачи карьеры он имеет право занять уникальное место в сердцах и умах. В этой индустрии мы часто судим людей, иногда несправедливо, спрашивая, заплатили ли они свои взносы. Джон Уэйн платил свои взносы снова и снова, и я горжусь тем, что считаю его другом, мое правительство признало каким-то важным образом вклад, который внесер Уэйн.

Уэйн был посмертно награжден Президентская медаль свободы 9 июня 1980 г., врученная президентом Джимми Картером. Он присутствовал на инаугурационном балу Картера в 1977 году, «как член лояльной оппозиции», как он это описал. В 1998 году он был награжден премией «Военно-морское наследие» Мемориальным фондом ВМС США за поддержку военно-морского флота и вооруженных сил во время его кинокарьеры. В 1999 году Американский институт кино (AFI) назвал Уэйна 13-м среди величайших легенд мужского кино классического голливудского кино.

Самый устойчивый образ Уэйна - это изгнанный одиночка, которого он не устраивает та самая цивилизация, он помогает создать и сохранить... При его первом появлении мы обычно чувствуем очень замкнутого человека с какой-то раной, потерей или обидой из прошлого. В своих лучших проявлениях он гораздо ближе к трагическому видению жизни... проецируя таинственность, связанная с великой игрой.

- Историк кино Эндрю Саррис (1979)

Различные общественные места названы в честь Уэйна, включая аэропорт Джона Уэйна в округе Ориндж, Калифорния, где у входа стоит его бронзовая статуя длиной 9 футов (2,7 м); пристань для яхт Джона Уэйна, для которой Уэйн завещал землю, недалеко от Секима, Вашингтон ; Начальная школа Джона Уэйна (PS 380 ) в Бруклине, Нью-Йорк, которая может похвастаться мозаикой длиной 38 футов (12 м). художника из Нью-Йорка Нокса Мартина под названием «Джон Уэйн и американские рубежи»; и более 100 миль (160 км), названных «Тропа пионеров Джона Уэйна» в Государственном парке Айрон Хорс в Вашингтоне. Бронзовая статуя Уэйна, сидящего на лошади, больше обычного размера установлена ​​на уровне бульвара Ла Сьенега и бульвара Уилшир в Беверли-Хиллз, Калифорния, в бывшем офисе Great Western Savings and Loan Corporation. для которого Уэйн снял несколько рекламных роликов. В городе Марикопа, Аризона, часть Маршрута штата Аризона 347 называется John Wayne Parkway, который проходит через центр города.

В 2006 году друзья Уэйна и его бывшего делового партнера из Аризоны, Луи Джонсона, открыли мероприятие «Луи и герцог Классики» в пользу Фонда рака Джона Уэйна и Американского онкологического общества. Каждую осень в Casa Grande, штат Аризона проводится мероприятие для выходных, включающее турнир по гольфу, аукцион памятных вещей Джона Уэйна и командное соревнование по веревке.

Несколько торжеств состоялись 26 мая 2007 года, в годовщину столетия со дня рождения Уэйна. Празднование на месте рождения Джона Уэйна в Винтерсете, штат Айова, включало ужины в вагонетках, концерты Майкла Мартина Мёрфи и Riders in the Sky, ревю о Диком Западе в стиле Буффало. Шоу Билла «Дикий» и «Ковбойский симпозиум» с участием актеров, продюсеров и заказчиков Уэйна. Фильмы Уэйна постоянно показывались в местном кинотеатре. Основание для Нового музея места рождения Джона Уэйна и учебного центра было заложено на церемонии, на которой присутствовали более 30 членов семьи Уэйна, в том числе Мелинда Уэйн Муньос, Аисса, Итан и Мариса Уэйн. Позже в том же году губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и первая леди Мария Шрайвер или Уэйна в Зал славы Калифорнии, расположенный в Калифорнийском историческом музее., Женщины и искусство.

В 2016 году член парламента от республиканской партии Мэтью Харпер отметил 26 мая как «День Джона Уэйна» в Калифорнии. Эта резолюция отклонена 35 голосами против 20 из-за взглядов Уэйна на расу и его поддержки спорных организаций, таких как Общество Джона Берча и Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности.

Культурный образ как американская икона

С Люсиль Болл в Я люблю Люси, 1955

Уэйн поднялся за пределы типа признания известного актера до признания стойкой иконы, которые символизировали и передавали американские ценности и идеалы. Используя общение через немое кино и радио, Уэйн выполняет роль в создании национальной культуры из неблагополучных стран США. К середине своей карьеры он выбирает роли, которые не ставили под угрозу его образ за кадром. Уэйн воплотил символ сильной американской мужественности и сурового индивидуализма как в своих фильмах, так и в своей жизни. На вечеринке в 1957 году Уэйн столкнулся с актером Кирком Дугласом по поводу решения последнего сыграть роль Винсента Ван Гога в фильме Жажда, сказав жизни: «Господи, Кирк, как ты можешь сыграть такую ​​роль? Нас чертовски мало осталось. Нам нужно играть сильных, крутых персонажей. Не этих слабых педиков ». Актер Марлон Брандо особенно критиковал публичную личность Уэйна и культурную нечувствительность персонажей Уэйна, аргументируя в Шоу Дика Каветта, что «Мы [американцы] хотели бы видеть себя, как, возможно, видит нас Джон Уэйн.

Рост Уэйна как квинтэссенции фильма Герой войны начал формироваться через четыре года после Второй мировой войны, что мы - страна, которая выступает за свободу, за правоту, за справедливость ", прежде чем добавить, что" это просто не применимо. Войны, когда были выпущены «Пески Иводзимы» (1949). Его статус стал большим и легендарным, что когда японский <549, был положен на бетон, наносим песок из Иводзимы.>император Хирохито посетил Соединенные Штаты в 1975 году, он попросил встречу с Джоном Уэйном, символическим представителем бывшего врага его страны, когда советский лидер Никита Хрущев посетил Соединенные Штаты в 1959 году, он сделал две просьбы: посетить Диснейленд и встретиться с Уэйном.

Уэйн - единственный актер, появляющийся в каждом выпуске ежегодника. Харрис Полл из самых популярных киноактеров и актер, появившийся в списке после его смеха рти. Уэйн входил в первую десятку в этом опросе 19 лет подряд, начиная с 1994 года, через 15 лет после его смерти.

Онкологический фонд Джона Уэйна

Онкологический фонд Джона Уэйна был основан в 1985 году в честь Джона Уэйна, после того, как его семья предоставила его использование имени (и ограниченное финансирование) для продолжения борьбы с раком. Миссия фонда - «привнести мужество, силу и стойкость в борьбе с раком». Фонд предоставляет средства на инновационные программы, которые улучшают уход за больными раком, включая исследования, образование, осведомленность и поддержку.

Спор с Университетом Дьюка

Ньюпорт-Бич, Калифорния - John Wayne Enterprises, бизнес, управляемый наследниками Уэйна, продает продукты, в том числе Кентукки прямой бурбон, имеющий марку "Duke" и использующий Уэйна. Когда компания попыталась использовать товарный знак , изображенный на одной из бутылок, Университет Дьюка в Дарем, Северная Каролина, подал возражение. Согласно судебным документам, с 2005 года Дюк трижды помешать компании использовать торговую марку. Компания запросила декларацию, определяющую регистрацию своего товарного знака. В жалобе компании, поданной в федеральный суд, говорится, что университет «не владеет словом« герцог »во всех контекстах и ​​для всех целей». Официальная позиция заключалась в том, чтобы не возражать при условии, что имя с предложением рядом появится изображение Уэйна. 30 сентября 2014 года федеральный судья округа Ориндж, штат Калифорния, Дэвид Картер отклонил иск компании, решив, что истцы выбрали неправильную юрисдикцию.

Фильмография

Уэйн в роли подполковника. Бенджамин Х. Вандервурт в Самый длинный день (1962) Скриншот из Рио-Браво (1959)

Между 1926 и 1977 гг. Уэйн снялся в более чем 170 фильмах и стал одной из кассовых звезд Америки. Только Кларк Гейбл продал больше билетов, чем Уэйн, хотя цены на билеты, уплаченные за время их карьеры, не совсем соизмеримы. Хотя оба мужчины начали выступать на экране одновременно, рост известности Гейбла опередил Уэйна примерно на пятнадцать лет.

Пропущенные роли

  • Уэйн отказался от главной роли в фильме 1952 года Ровный полдень, потому что он чувствовал, что история является фильмом аллегорией против занесения в черный список, которую он активно поддерживает. В интервью 1971 года Уэйн сказал, что считает «Полдень» «самым неамериканским явлением, которое я когда-либо видел в своей жизни», и что он «никогда не пожалеет о, что помогал сценаристу Карлу Форману [ кто позже был внесен в черный список] за пределами страны ».
  • Согласно городскому легенде в 1955 году Уэйн отказался от роли Мэтта Диллона в многолетнем телесериале Gunsmoke и рекомендовал вместо него Джеймс Арнесс. Хотя он действительно выступает в роли Арнесса на роли и представил его в прологе к первому эпизоду, ни одна кинозвезда такого роста, как Уэйн, не рассматривает роль на телевидении в то время.
  • Биограф Терри Саузерна Ли Хилл написал, что роль майора TJ "Кинг" Конга в Доктор Стрэнджлав (1964) изначально был написан с учетом Уэйна, и что Стэнли Кубрик использовал ему роль после того, как Питер Селлерс воредил лодыжку время съемок; он немедленно отказался.
  • В 1966 году Уэйн принял роль майора Райсмана в Грязной дюжине (1967) и попросил Metro-Goldwyn-Mayer о некоторых изменениях в сценарии, но в итоге отказались от проекта, чтобы создать Зеленые береты. Его заменил Ли Марвин.
  • . Хотя Уэйн активно боролся за главную роль в Грязном Гарри (1971), Warner Bros. решили, что в 63 года он слишком стар. На 41-летнего роль Клинта Иствуда.
  • Режиссер Питер Богданович и сценарист Ларри Макмертри в 1971 году представили фильм под названием Улицы Ларедо, который сыграет одну из главных ролей Уэйна вместе с Джеймсом Стюартом и Генри Фондой. Они задумали его последний вестерн, который опустит занавес в голливудских вестернах. Стюарт и Фонд согласились появиться в нем, но после долгих размышлений Уэйн отказался от него, сославшись на то, что его персонаж был более неразвитым и неинтересным, чем у его коллег по фильму, что было в степени основано на рекомендации Джона Форда после просмотра сценария. Проект отложен примерно на двадцать лет, пока Макмертри не переписал и не расширил исходный сценарий, написанный в соавторстве с Богдановичем, чтобы снять роман и последующий телевизионный мини-сериал Одинокий голубь с Томми Ли Джонсом в Роль Уэйна и Роберт Дюваль, играющая роль, изначально написанная для Стюарта в популярном мини-сериале.
  • Мел Брукс проявил Уэйну роль Вако-Кида (в конечном итоге он выиграл Джин Уайлдер ) в Сверкающие седла (1974). Прочитав сценарий, Уэйн отказался, опасаясь, что диалог был «слишком грязным» для его семейного имиджа, но сказал Бруксу, что он будет «первым в очереди», чтобы посмотреть фильм.
  • Стивен Спилберг использует оба Уэйна и Чарльтон Хестон роль генерал-майора Джозефа Стилуэлла в 1941 (1979) с Уэйном, рассматриваемой также для эпизодической роли в фильме. Прочитав сценарий, Уэйн решил не участвовать из-за плохого состояния здоровья, но также призвал Спилберга не участвовать в этом проекте. И Уэйн, и Хестон считали фильм непатриотичным. Спилберг вспоминал: «[Уэйну] было действительно любопытно, и я отправил ему сценарий. По его мнению, это очень неамериканский фильм, и я не должен тратить свое время на его создание. Он сказал, «Вы знаете, это была важная война, и вы смеетесь над войной, унесшей тысячи жизней в Перл-Харборе. Не шутите о Второй мировой войне ».

Награды и номинации

Оскар

Уэйн был номинирован на три Оскара, выиграв один раз за лучшую мужскую роль в главной роли в 1969 году.

Лучшая мужская роль

номинанты категории за год, который был номинирован Уэйн, а победитель этого года выделен желтым цветом.

22-я премия Академии 42-я церемония вручения наград Оскар
АктерКиноАктерКино
Бродерик Кроуфорд Все люди короля Ричард Бертон Энн из Тысячи дней
Кирк Дуглас Чемпион Дастин Хоффман Полуночный ковбой
Грегори Пек Двенадцать часов Питер О 'Тул До свидания, мистер Чипс
Ричард Тодд Торопливое сердце Джон Войт Полуночный ковбой
Джон УэйнПески Иводзимы Джон УэйнПравда Грит

Продюсер

33-я церемония вручения подарков Оскар
ПродюсерФильм
Элмер Гэнтри
Джерри Уолд Сыновья и любовники
Джон УэйнАламо
Билли Уайлдер Квартира
Фред Зиннеманн The Sundowners

Золотой глобус

Премия «Золотой глобус» ежегодно вручается Ассоциация иностранной прессы Голливуда (HFPA) выдающиеся достижения в индустрии развлечений, как отечественных, так и зарубежных, и привлечь внимание широкой общественности к лучшему кино туры и телевидение. В 1953 году Уэйн был награжден Премией Генриетты (ныне прекращенной) за то, что он был любимцем мирового кино: мужчиной.

Премия Сесила Б. ДеМилля заслуги в жизни в кино - это ежегодная награда, вручаемая Голливудской ассоциацией иностранной прессы на церемонии вручения награды «Золотой глобус» в Голливуде. Он был назван в честь Сесила Б. Де Милля (1881–1959), одного из самых успешных режиссеров киноиндустрии; Джон Уэйн получил награду в 1966 году.

В 1970 году Уэйн получил премию «Золотой глобус» за исполнение в «Истинной выдержке».

Премия Brass Balls

В 1973 году The Harvard Lampoon, сатирическая газета, опубликованная студентами Гарвардского университета, пригласила Уэйна получить The Brass Balls Премия, созданная в его «честь», назвав его «крупнейшим мошенником в истории». Уэйн принял приглашение как шанс продвинуть недавно вышедший фильм «МакКью», армейский конвой Форт Девенс использовал отвезти его на Гарвард-сквер на бронетранспортере . Церемония прошла 15 января 1974 года в Театре на Гарвардской площади и награда была вручена в честь «выдающего мужского мужества и склонности Уэйна бить людей». Хотя конвой был встречен протестами со стороны членов Движения американских индейцев и других, некоторые из бросали снежки, Уэйн получил овации публики, когда вышел на сцену. В тот день было начато внутреннее расследование причастности армии.

Дополнительные награды и награды

  • 1970 г., получение ордена Почетного легиона ДеМолэ
  • 1970 г., получение награды «Золотая пластина» Американская академия достижений
  • 1973 год, награжден золотой медалью национального футбольного фонда
  • 1974 год, введен в должность в Национальном музее ковбоев и западного наследия
  • 1979 г., получил Золотую медаль Конгресса
  • 1980 г. Награжден Президентской медалью свободы, высшей гражданской наградой страны, президентом Джимми Картером
  • 1986 г. введен в Зал славы Демолея

См. Также

  • Портал биографии

Ссылки

Сноски

Цитаты

Источники

  • Робертс, Рэнди; Олсон, Джеймс С. (1995). Джон Уэйн: американец. Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-923837-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джоном Уэйном.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Джон Уэйн
Последняя правка сделана 2021-05-25 14:42:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте