F-5A / B Freedom Fighter. F-5E / F Tiger II | |
---|---|
![]() | |
F-5E ВВС Швейцарии | |
Роль | Легкий истребитель |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Northrop Corporation |
Первый полет | F-5A: 30 июля 1959 г.. F-5E: 11 августа 1972 г. |
Введение | 1962 |
Статус | На вооружении |
Основные пользователи | ВМС США. ВВС Республики Китай. ВВС Республики Корея. ВВС Исламской Республики Иран |
Производство | 1959–1987 |
Количество построенных | A / B / C: 847. E / F: 1399 |
Стоимость единицы | F -5E: 2,1 млн долларов США |
Разработано из | Northrop T-38 Talon |
Варианты | Canadair CF-5. Shaped Sonic Boom Demonstration |
Разработан в | Northrop F -20 Tigershark. HESA Azarakhsh. HESA Saeqeh. HESA Kowsar |
The Northrop F-5 - это семейство сверхзвуковых истребителей легких, изначально разработанных как частный проект в конце 1950-х годов Northrop Corporation. Существуют две основные модели: оригинальные F-5A и варианты F-5B Freedom Fighter и широко обновленные F-5E и F-5F. Варианты Tiger II . Команда обернула истребитель с высокими аэродинамическими характеристиками вокруг двух компактных двигателей с высокой тягой General Electric J85, сосредоточив внимание на производительности и низкой стоимости обслуживания. Меньше и проще, чем современные модели, такие как McDonnell Douglas F-4 Phantom II, F-5 дешевле в приобретении и эксплуатации, что делает его популярным экспортным самолетом. Хотя этот самолет в первую очередь предназначена для использования в воздухе. F-5A поступил на вооружение в начале 1960-х годов. Во время холодной войны для союзников США до 1972 года было произведено более 800 экземпляров. Хотя в то время ВВС США (USAF) не нуждались в легком истребителе, они закупили примерно 1200 учебно-тренировочных самолетов Northrop T-38 Talon, которые базировались на истребитель Нропорта Н-156.
После победы в Международном конкурсе истребителей (программа, направленная на обеспечение американских союзников эффективными недорогими истребителями) в 1970 году компания Northrop представила второе поколение F-5E Tiger II в 1972 году. Эта модернизация включала более мощные двигатели., увеличенный запас топлива, увеличенная площадь крыла и улучшенные удлинители передней кромки для лучшей скорости разворота, дополнительная дозаправка в воздухе и улучшенная авионика, включая радар класса воздух-воздух. В основном используется американскими союзниками, но остается на вооружении США для поддержки учений. Он выполняет широкий спектр функций, будучи в состоянии выполнять обязанности как для воздушных, так и для наземных атак; тип широко использовался во время войны во Вьетнаме. Всего до окончания производства в 1987 году было построено 1400 Tiger II. В Хоторне, штат Калифорния, было произведено более 3800 F-5 и близких к ним усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов Т-38. Варианты F-5N / F находятся на вооружении ВМС США и Корпуса морских пехоты США в качестве тренажеров цель. По состоянию на 2014 год в эксплуатации находилось около 500 самолетов.
F-5 также был разработан в специальную разведывательную версию RF-5 Tigereye. F-5 также послужил отправной точкой для серии проектных исследований, созданных военно-морской истребитель Northrop YF-17 и F / A-18. Northrop F-20 Tigershark был усовершенствованным, пришедшим на смену F-5E, который в итоге был отменен, когда не появились экспортные покупатели.
Проектом руководил вице- президент Northrop по инженерным и вопросам авиаконструктора Эдгар Шмуэд, который до этого в North American Aviation был главным конструктором успешных Североамериканский P-51 Mustang и F -86. Сэйбер истребитель. Шмуед нанял сильную команду инженеров в Northrop и поставил перед ними цель переломить тенденцию развития истребителей в сторону большего размера и веса, чтобы предоставить самолет с высокими маневренностями, повышенной маневренностью и высокой надежностью, при этом преимуществе в стоимости по с современными. истребители. Понимая, что дорогие реактивные самолеты нельзя заменить несколько лет, он также потребовал «инженерной службы более 10 лет». Шмуед признал, что новый реактивный двигатель и аэродинамические технологии имеют решающее значение для достижения этих целей, такие как компактный, но высокий удельный вес турбореактивный двигатель General Electric J85 и недавно обнаруженное околозвуковое правило площади, чтобы уменьшить сопротивление. Двигатель J85 был разработан для приманки McDonnell ADM-20 Quail, установленной на Boeing B-52 Stratofortress. Этот двигатель с удельной массой от 6,25 до 7,5 по сравнению с различными версиями имеет заметное преимущество по сравнению с современниками, например, соотношение тяги к массе 4,7 у двигателя J79, используемого в F-4 Phantom.
Другой очень влиятельной фигурой был главный инженер Велко Гасич, который убедил Шмуеда, что для достижения максимальной производительности двигатели должны располагаться внутри фюзеляжа. Гасич также ввел концепцию «стоимости жизненного цикла» в конструкцию истребителя, которая легла в основу стоимости эксплуатации и длительного срока F-5. В исследовании компании Northrop говорится: «Применение передовых технологий было использовано для максимальной эффективности сил при минимальных затратах. Это стало философией Northrop при разработке легких учебно-тренировочных и истребительных самолетов Т-38 и F-5 ».
F-5 заработал репутацию реактивного самолета, который был трудно различить в воздухе, и когда его наконец видели, это часто происходило после того, как [F-5] убили ракету или орудие.- бывший Сингапур Начальник ВВС и пилот F-5, генерал-майор Нг Чи Кхерн.
Разработка F-5 была официально начата в середине 1950-х годов корпорацией Northrop Corporation для создания недорогого истребителя, не требующего особого обслуживания. Обозначение компании для первого проекта как N-156 предназначалось частично для удовлетворения требований ВМС США к реактивному истребителю для работы с его эскортным авианосцев, которые были слишком малы для эксплуатации реактивных истребителей ВМФ. Это требование исчезло, когда ВМС решили отозвать эскортные авианосцы; однако Northrop продолжила правила N-156, как двухместного усовершенствованного учебно-тренировочного самолета, обозначенного как N-156T, и одноместного истребителя, обозначенного как N-156F.
Н-156Т быстро стал выбран ВВС США в качестве замены Т-33 в июле 1956 года. 12 июня 1959 года был выпущен первый прототип самолета, который получил обозначение YT -38 Talon, выполнил свой первый полет. К моменту окончания производства в январе 1972 года всего было произведено 1158 Когтей. Разработка N-156F продолжалась как частное предприятие Northrop с меньшим приоритетом; 25 февраля 1958 г. Был оформлен заказ на три прототипа перспективного недорогого истребителя, который мог распространяться в рамках Программы военной помощи для распространения среди менее развитых стран. Первый N-156F пролетел на базе ВВС Эдвардс 30 июля 1959 года, превысив скорость звука в своем первом полете.
Хотя испытания N-156F оказались успешными, применимыми беспрецедентная надежность и доказавшее превосходство в роли наземных атак по сравнению с существующими в ВВС США North American F-100 Super Sabers, официальный к типу Northrop ослаб, и к 1960 году казалось, что программа была неудачной. Интерес возродился в 1961 году, когда армия США испытала его (вместе с Douglas A-4 Skyhawk и Fiat G.91 ) для разведки и ближнего боя. поддержка. Все три типа доказали свою пригодность во время боевых испытаний, эксплуатация боевых самолетов с неподвижным крылом, которые не согласились, хотя армии использовать боевые самолеты с неподвижным крылом, что повторилось с C -7 Caribou.
В 1962 году администрация Кеннеди возродила потребность в недорогом экспортном истребителе., выбрав N-156F в качестве победителя конкурса FX 23 апреля 1962 года, который использовал стал «F-5A» и был заказан в производство в октябре того же года. Он был назван в соответствии с системой обозначения самолетов США Tri-Service 1962 года, которая включает переустановку серии номеров истребителей. Northrop произвела в общей сложности 624 F-5A, включая три прототипа YF-5A, прежде чем производство закончилось в 1972 году. Еще 200 двухместных учебно-тренировочных самолетов F-5B без носовых пушек, но в остальном боеспособных, и 86 RF. Также были построены самолеты-разведчики 5А с четырехкамерным носом. Кроме того, Canadair построила 240 самолетов F-5 первого поколения по лицензии, CASA в Испании построила еще 70 самолетов.
В 1970 году Northrop выиграла международный конкурс истребителей (IFA) заменить F-5A лучшими характеристиками воздух-воздух по сравнению с самолетами, такими как советский МиГ-21. Получившийся в результате самолет, используемый известный как F-5A-21, стал F-5E. У него были более мощные (5000 фунтов) двигатели General Electric J85 -21, а также удлиненный и увеличенный фюзеляж, вмещающий больше топлива. Его крыло было оснащено увеличенными удлинителями передней кромки, что дало увеличенную площадь крыла и улучшенную маневренность. Авионика самолет была более сложной, в первую очередь включала радар (устанавливает Emerson Electric AN / APQ-153 ) (F- 5A и B не было радара). Он сохранил орудийное вооружение в виде двух пушек M39, по одной по бокам от носа F-5A. По запросу могут быть установлены различные комплекты авионики, включая специальные инерциальную навигационную систему, TACAN и ECM оборудование.
Первый F -5Eлся в воздух 11 августа 1972 года. Двойной учебно-боевой истребитель F-5F был предложен для первого полета 25 сентября 1974 года на базе ВВС Эдвардс с новым носом, который был на три фута длиннее, что в отличие от F-5B, на котором не установлена пушка, позволяла сохранить единственную пушку M39, хотя и с уменьшенным боекомплектом. Двухместное судно оснащено радаром Emerson AN / APQ-157, который является производным от радара AN / APQ-153, с двойной системой управления и индикацией для размещения экипажа из двух человек, и радар имеет такую же дальность действия. AN / APQ-153, около 10 морских миль. 6 апреля 1973 года 425-й TFS на базе ВВС Уильямс, штат Аризона, получил первый F-5E Tiger II.
A разведывательная версия RF-5E Tigereye с Также предлагался сенсорный блок в носовой части, заменяющий радар и одну пушку.
F-5E в итоге получил официальное название Tiger II; 792 F-5E, 146 F-5F и 12 RF-5E были построены Northrop. Еще больше было построено по лицензии за рубежом: 91 F-5E и -F в Швейцарии, 68 на Korean Air в Южной Корее и 308 на Тайване.
. F-5E оказался успешным. Боевые самолеты, состоящие на вооружении союзников США, но не имевшие боевые службы в ВВС США, хотя F-5A с модификациями, получившими обозначение F-5C, летали США во Вьетнаме. F-5E превратился в одномоторный F-5G, который был переименован в F-20 Tigershark. Он проиграл экспортным продажам F-16 в 1980-х годах.
F-5E претерпел многочисленные улучшения в течение срока службы наиболее значительным из которых стал новый радар с планарной решеткой Emerson AN / APQ-159 с диапазоном 20 морских миль для замены исходного AN / APQ-153. Аналогичные обновления радара были также предложены для F-5F, производного от AN / APQ-159, AN / APQ-167, чтобы заменить AN / APQ-157, но это было отменено. Последнее обновление радара включало Emerson AN / APG-69, который был преемником AN / APQ-159, с картографированием. Однако большинство стран предпочитают не проводить модернизацию по финансовым причинам, и радар очень мало используется в эскадрильях агрессоров ВВС США и ВВС Швейцарии.
Различные версии F-5 остаются на вооружении многих стран. Сингапур имеет около 49 модернизированных и переименованных в F-5S (одноместных) и F-5T (двухместных) самолетов. Обновления включают новый радар FIAR Grifo-F X-диапазона от Galileo Avionica (аналогичный по характеристикам AN / APG-69 ), обновленные кабины экипажа с многофункциональными дисплеями и совместимость с AIM-120 AMRAAM и Rafael Python ракеты воздух-воздух.
Один NASA F-5E получил измененную форму фюзеляжа для Использование в программе Shaped Sonic Boom Demonstration, выполняемой DARPA. Он хранится в Музее боевых птиц Valiant Air Command в Титусвилле, Флорида.
Королевские ВВС Таиланда (RTAF) провели обширную программу модернизации, в результате которой был переименован самолет в F-5T Tigris. Они вооружены ракетами Python III и IV; и оснащен системой сигнализации Dash, установленной на шлеме.
Подобные программы были выполнены в Чили и Бразилии с помощью Элбит. Чилийская модернизация, получившая название F-5 Tiger III Plus, включает в себя новый радар Elta EL / M-2032 и другие улучшения. Бразильская программа, переименованная в F-5M, мерный новый радар Grifo-F вместе с ограничениями модификаций авионики и кабины, включая шлем Dash. F-5M был оснащен новыми системами вооружения, такими как Beyond Visual Range Derby, Python IV ракета воздух-воздух малой дальности, СМКБ умная бомба и несколько других видов оружия.
Первый контракт на производство F-5A был заключен в 1962 году., первый зарубежный заказ, поступивший от Королевских ВВС Норвегии 28 февраля 1964 года. Он поступил на вооружение ВВС США на авиабазе Уильямс, где выполняла роль обучения пилотов. и наземная бригада для стран-заказчиков 30 апреля того же года. На тот момент еще не было объявлено, что лично сообщалось в значительных количествах самими ВВС США.
Это изменилось с испытаниями и ограниченным развертыванием в 1965 г. Предварительная боевая оценка F-5A началась летом 1965 года в Авиационном испытательном полигоне авиаза Эглин, Флорида, в рамках проекта Sparrow Hawk, к этому 24 июня из-за ошибки пилота был потерян один планер. В октябре 1965 года ВВС США начали пятимесячную боевую оценку F-5A под названием Skoshi Tiger. В общей сложности 12 самолетов были доставлены для испытаний в 4503-ю тактическую истребительную эскадрилью, и после модификации с зондом и тормозом воздушным дозаправочным оборудованием, броней и улучшенными приборами, были переименованы в F-5C. В течение следующих шести месяцев они несли боевое дежурство во Вьетнаме, совершив более 2600 боевых вылетов, оба из 3-го тактического истребительного авиаполка в Бьенхоа более Южный Вьетнам и с авиабазы Дананг, где операции выполнялись над Лаосом. Девять самолетов были потеряны во Вьетнаме, семь - от огня и два - в результате боевых действий. Несмотря на то, что этот самолет был объявлен успешным, поскольку в целом самолет был признан успешным, как F-100, но страдающий от меньшей дальности, программа просмотра большего количества F-5, чем серьезный просмотр типа для обслуживания США. С апреля 1966 года самолеты продолжали действовать в составе 10-й истребительной эскадрильи коммандос, количество которых увеличилось до 17. (Вслед за Скоши Тайгером ВВС Филиппин приобрели 23 модели F-5A и B в 1965 году. Vought F-8 Crusaders, в итоге заменили F-86 Sabre для противовоздушной обороны и наземной атаки.)
В июне 1967 года уцелевшие самолеты 10-й FCS были поставлены в ВВС Республики Вьетнам (RVNAF), которые ранее имели только штурмовик Douglas A-1 Skyraider. Эта новая эскадрилья RVNAF получила название 522-й истребительной эскадрильи. Президент Южного Вьетнама использует использование F-4 Phantom, используемое американцами, но RVNAF используется в основном наземную поддержку. После падения Сайгона в 1975 году захваченные образцы использовались в оперативных целях Вьетнамскими народными военно-воздушными силами (VPAF), в частности против красных кхмеров. Принимая во внимание характеристики, маневренность и размеры F-5, он мог бы показаться хорошим противником аналогичного МиГ-21 в воздушном бою; однако доктрина США заключалась в использовании тяжелых, более быстрых и дальних самолетов, таких как Republic F-105 Thunderchief и McDonnell Douglas F-4 Phantom II над Северным Вьетнамом. 41 F-5 был захвачен Народной армией Вьетнама, когда они нанесли поражение Южному Вьетнаму 30 апреля 1975 года; из захваченного оборудования Советский Союз получил полный F-5E, а также различные запасные части и вспомогательное оборудование; самолеты прибудут в Польшу и Россию для изучения авиационных технологий США, а другие будут списаны и выставлены в музеях Вьетнама.
F-5 был также принят в качестве «агрессора» противостоящих сил (OPFOR) для другой учебной роли из-за его небольшого размера и сходства характеристик с советским МиГ-21. В ходе реалистичных испытаний на авиабазе Неллис в 1977 году F-14, как Сообщается, показано несколько лучших показателей, чем 2: 1, по сравнению с более простым F-5, в то время как F-15 набрал немного меньше. В этих отчетах есть противоречие, другой источник сообщает, что «в течение первых трех недель испытаний F-14 и F-15 безнадежно превосходили и деморализовали»; после адаптации к качествам F-5 и внесения изменений в правила, чтобы искусственно отдать предпочтение ракетам с радарным наведением большой дальности, «F-14 показал себя немного лучше, чем безубыточные с F-5 в боях не-1 на 1; F-15 получили почти 2: 1 ". Документальный фильм« Великие самолеты »на канале Discovery (2012) сообщил, что на учениях ВВС США самолеты-агрессоры F-5 были достаточно конкурентоспособны по сравнению с более современными и Бывший швейцарский F-5N на вооружении эскадрильи агрессоров ВМС США VFC-111
F-5E служил в ВВС США с 1975 по 1990 год в США, дорогими истребителями, чтобы иметь небольшое неудобство в пределах видимости (WVR). состав 64-й эскадрильи агрессоров и 65-я эскадрилья агрессоров на базе ВВС Неллис в Неваде, с 527-й эскадрильей агрессоров в Королевских ВВС Олконбери в Великобритании и 26-й эскадрильей агрессоров на на базе ВВС Кларк на Филиппинах. Морские пехотинцы США закупили бывшие в употреблении F-5 у ВВС в 1989 году для замены своих F-21, которые служили с VMFT-401 на авиабазе морской пехоты Юма. ВМС США широко использовали F-5E в Военно-морской ис школе требителей (TOPGUN), когда она располагалась в NAS Miramar, Калифорния. Когда TOPGUN переехал, чтобы стать частью Военно-морской ударный и воздушный центр в NAS Fallon, Невада, командование отказалось от F-5, решив полагаться на VC-13 (переименованы в VFC-13 и которые уже использовали F-5), чтобы использовать свои F-5 в качестве использования. Бывшие эскадрильи используют такие как VF-43 в NAS Oceana, VF-45 в NAS Key West, VF- 126 в NAS Miramar и VFA-127 в NAS Lemoore также эксплуатировали F-5 вместе с другими типами самолетов для поддержки Dissimilar Air Combat Training (DACT).
Флот F-5 ВМС США продолжает модернизироваться с 36 малочисленными F-5E / F, закупленными в Швейцарии в 2006 году. Они были обновлены как F-5N / F с модернизированной авионикой и другими улучшенными системами. В настоящее время единственными подразделениями ВМС США и Корпуса морских пехоты США, летающими на F-5, являются VFC-13 в NAS Fallon, Невада, VFC-111 в NAS Ки-Уэст, Флорида, и VMFT-401 в MCAS Юма, Аризона. В настоящее время VFC-111 эксплуатирует 18 Northrop F-5N / F Tiger II. 17 из них - одноместные F-5N, а последний - F-5F "FrankenTiger", созданный в результате вживления старой передней части фюзеляжа F-5F в заднюю половину фюзеляжа более новой низкорамной модели. -часовой F-5E приобретен у ВВС Швейцарии. Всего было изготовлено три "FrankenTigers".
Согласно FAA, в США 18 частных F-5, включая Canadair CF-5D.
Октябрь 1974 г. ВВС Бразилии (FAB) заказали 36 F-5E и 6 самолетов F-5B от Northrop за 72 миллиона долларов. Первые три самолета прибыли 12 марта 1975 года. В 1988 году FAB приобрела 22 истребителя F-5E и четыре F-5F бывших в употреблении ВВС США истребителей-агрессоров. Всего 15 таких самолетов входили в первую партию из 30 самолетов, произведенных Northrop. В 1990 году FAB списала все оставшиеся пять F-5B; позже они были отправлены в бразильские музеи по всей стране.
В 2001 году Elbit Systems и Embraer начали работу над бразильской программой модернизации F-5 стоимостью 230 миллионов долларов. за восьмилетний период модернизировал 46 самолетов F-5E / F, переименованных в F-5EM и F-5FM. Модернизация была сосредоточена в нескольких областях: новые системы радиоэлектронной борьбы, радар Grifo F, система дозаправки в воздухе, INS / навигация на основе GPS, поддержка оружия, наведения и самообороны., HOTAS, ЖК-дисплеи, нашлемные дисплеи (HMD), радиолокационный приемник предупреждений, шифрованная связь, совместимость в кабине с очками ночного видения, бортовой кислород Система генерации (OBOGS) и различные обновления бортового компьютера. Одной из важных возможностей является безопасная связь с R-99 бортовыми платформами первого предупреждения и наземными станциями.
Внешне новый самолет имеет увеличенный носовой обтекатель, на котором размещаются более крупное радиолокационное оборудование. Первый F-5EM был передан 21 сентября 2005 года. 7 июля 2003 года были заказаны четыре модуля прицеливания Rafael Litening III стоимостью 13 миллионов долларов США для использования на F-5M вместе с тремя блоками постановки помех Rafael Sky Shield, заказанными 5 июля 2006 года на сумму 42 миллиона долларов США.
В 2009 году FAB купила восемь одноместных и три двухместных подержанных самолета F-5F в компании Джордан в сделке на 21 миллион долларов. Эти самолеты были построены между 1975 и 1980 годами. 14 апреля 2011 года с Embraer и Elbit был подписан контракт на сумму 153 миллиона долларов на модернизацию дополнительных F-5, закупленных у Иордании, и на поставку еще одного авиасимулятора в качестве продолжения подписанного контракта. в 2000 году. Эти F-5 получат ту же конфигурацию, что и первоначальные 46 F-5, которые в настоящее время завершают процесс модернизации. Первая поставка этой второй партии модернизированных истребителей запланирована на 2013 год с предполагаемым использованием до 2030 года.
Эфиопия получила из США 10 F-5A и два F-5B, начиная с 1966 г. В дополнение к этому, в Эфиопии была учебная эскадрилья, оснащенная не менее чем восемью Lockheed T-33 Shooting Stars. В 1970 году Иран передал Эфиопии по крайней мере F-5A и B. В 1975 году было достигнуто еще одно соглашение с США о поставке ряда военных самолетов, включая 14 F-5E и три F-5F; позже в том же году восемь F-5E были переданы, в то время как другие были наложены эмбарго и переданы эскадрилье агрессора ВВС США из-за изменившейся политической ситуации. США также отозвали свой персонал и разорвали дипломатические отношения. Эфиопские офицеры наняли ряд израильтян для обслуживания американского оборудования.
Эфиопские истребители F-5 участвовали в боевых действиях против сомалийских войск во время Огаденской войны (1977–1978). Основным сомалийским истребителем был МиГ-21МФ, поставленный в 1970-х годах, при поддержке МиГ-17 Микояна-Гуревича, поставленных в 1960-х годах Советским Союзом. Эфиопские самолеты F-5E использовались для завоевания превосходства в воздухе, поскольку они могли использовать ракету класса «-воздух» AIM-9 B, в то время как F-5A использовались для воздушного пресечения и авиаудар. В течение этого периода эфиопские F-5E проходили тренировки против эфиопских F-5A и F-86 Sabers (имитирующие сомалийские МиГ-21 и МиГ-17).
17 июля 1977 года два F-5 находились в боевых условиях. воздушное патрулирование в районе Харера, когда поблизости были обнаружены четыре сомалийских МиГ-21МФ. В бою два МиГ-21 были сбиты, и два других столкнулись в воздухе, уклонившись от ракеты AIM-9B. Более подготовленные пилоты F-5 быстро завоевали превосходство в воздухе Сомалийскими ВВС, сбив несколько самолетов, в то время как другие сомалийские самолеты были потеряны из-за противовоздушной обороны и инцидентов. Записи указывают на то, что эфиопские F-5 из 9-й истребительной эскадрильи «с 20 июля по 1 сентября 1977 года сбили 13 МиГ-17 и 12 МиГ-21. Все самолеты были сбиты сайдвиндерами (AIM-9) ». Однако по крайней мере три F-5 сбиты силами ПВО во время атак на базы снабжения в западном Сомали.
Эфиопские пилоты, летавшие на F-5, так и на МиГ-21, считали, что F-5 лучшим истребителем из-за его маневренности на низких и средних скоростях и того намного факта, что им было легче летать, что позволяло пилоту сосредоточиться на бою, а не на управлении своим самолетом. Этот эффект был усилен низким качеством обучения пилотов. Советами, которые обеспечивают ограниченное время полета и установлены исключительно на взлете и посадке, без практической подготовки в воздушном бою.
Лучший пилот Эфиопии и национальный герой - тот, кому приписывают сбитые 6 (или 7) Сомалийские МиГи, что сделало его самым успешным пилотом F-5 в истории.
Имперские ВВС Ирана (IIAF) получили обширное вооружение США в 1960-1970-х гг. Иран получил свои первые 11 F-5A и два F-5B в феврале 1965 года, которые были объявлены в боевой готовности в июне 1965 года. В конечном итоге к 1972 году Иран получил 104 F-5A и 23 F-5B. С января 1974 года с первой эскадрильей из 28 человек. F-5F, Иран получил в общей сложности 166 F-5E / F и 15 дополнительных RF-5A, поставки закончились в 1976 году. Получив F-5E и F, Иран начал продавать свои запасы F-5A и B другим странам., включая Эфиопию, Турцию, Грецию и Южный Вьетнам; к 1976 году многие из них были проданы, за исключением нескольких F-5B. F-5 также использовались пилотажной группой IIAF, Golden Crown.
. После иранской революции в 1979 году новые ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) были частично успешны в сохранении истребителей на вооружении во время ирано-иракской войны в 1980-х годах, и простой F -5 имел хорошую боевую готовность до конца войны. Первоначально Иран брал запчасти из зарубежных источников; позже он смог использовать свою новую авиастроительную промышленность для полетов самолетов.
F-5 IRIAF принимали активное участие в самолето-пролетах "воздух-воздух" и "воздух-земля". Иранские F-5 участвовали в воздушных боях с иракскими МиГ-21 Микоян-Гуревич, МиГ-23 Микоян-Гуревич МиГ-25 Микоян-Гуревич, Су-20/22, Mirage F-1 и Super Etendards. Точные данные о боевых действиях неизвестны, поскольку из иракских, иранских, западных и российских источников известно множество различных заявлений. Сообщается, что F-5E IRIAF, пилотируемый майором Ядоллой Джавадпуром, сбил МиГ-25 6 августа 1983 года. Российские источники утверждают, что первое подтвержденное уничтожение МиГ-25 произошло в 1985 году.
В течение первых лет службы иранский истребитель F-5 имел преимущество в ракетной технологии, используя усовершенствованные версии ИК-поисковой системы Sidewinder, позже утраченные с поставками новых ракет и истребителей в Ирак.
Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company в настоящее время производит три самолета: Azarakhsh, Saeqeh и Kowsar, производных от F-5.
Начало с 16 октября 2011 года во время операции Линда Нчи, ВВС Кении F-5 поддерживали кенийские силы, сражавшиеся в Сомали против бомбардировок исламистов Аль-Шабаба в Сомали и опася сухопутные войска.
В 1975, Королевские ВВС Малайзии получили 14 F -5E и два F-5B. В 1982 году было получено четыре F-5F, два F-5B, которые уже находились на вооружении Малайзии, были переданы Королевским ВВС Таиланда. В 1983 году RMAF получила два RF-5E Tigereye. Впечатление, два F-5E и F-5F были заказаны в качестве устаревшей замены. F-5E был первым сверхзвуковым истребителем на вооружении Королевских ВВС Малайзии и заменил прежний RAAF CAC Sabre в качестве основного истребителя ПВО Королевских ВВС Малайзии на протяжении 1980-х и в начале. 90-е. Он также служил второстепенным штурмовиком вместе с Douglas A-4 Skyhawk. Два F-5E и один F-5F были потеряны в результате аварии, двое погибших. В 2000 году все F-5 RMAF были дезактивированы, но в 2003 году они были повторно задействованы как эскадрилья тактической воздушной разведки и резерв. Было предложено несколько пакетов модернизации для продления срока службы самолета, но ни один не был взят. В 2015 году F-5 были выведены из эксплуатации, но некоторые остались на хранении.
В 1982 году ВВС Мексики получили 10 F-5E и два F-5F после того, как покупка 24 IAI Kfir C.1 была заблокирована США, потому что Kfir использовала двигатель J79 американского производства. Эти истребители дополнили Lockheed T-33 и de Havilland Vampire Mk.I (полученные намного раньше), два первых боевых реактивных самолета в Мексике. F-5 дал Мексике свой первый сверхзвуковой боевой самолет, и в нем была сформирована 401-я авиационная эскадрилья. 16 сентября 1995 г., после более 30 безаварийных полетов военного парада, F-5E столкнулся в воздухе с тремя Т-33 Lockheed во время военный парад за Независимость Мексики, в результате которого погибли 10 человек. По состоянию на сентябрь 2016 года в составе ВВС Мексики есть три истребителя F-5 Tigers, которые находятся в боевой готовности.
Три F-5A были участвовал в неудавшейся попытке марокканского переворота 1972 года, атаковав в воздухе Боинг 727 короля Хасана II Марокко, прежде чем нанести обстрел и бомбить военный аэродром и королевский дворец.
Марокко использовало 28 F-5A / B и 2 RF-5A в Войне в Западной Сахаре за Западную Сахару. В 1980-х годах Марокко получило 16 F-5E и четыре F-5F, сражаясь против Фронта ПОЛИСАРИО. Угрозы включали несколько зенитных систем SA-6, и несколько F-5 были потеряны во время конфликта. Начиная с 1990 года, Марокко получило еще 12 F-5E из США, в общей сложности 24 F-5E были модернизированы до стандарта F-5TIII.
Королевские ВВС Нидерландов (RNLAF) получили 75 одноместных истребителей F-5A и 30 двухместных F-5B кросовки. Они были построены по лицензии в Канаде соответственно как NF-5A и Bs на производственной линии CL-226 1969 года. Эти самолеты равнялись канадским Версии CF-5A и CF-5D с более мощными двигателями. Первый NF-5A был передан в октябре 1969 года на авиабазу Твенте 313-й эскадрилье, действующей в качестве подразделения оперативного переоборудования. Последний самолет был передан в марте 1972 года. NF-5A летали под голландской регистрацией K-3001 / K-3075, а NF-5B - под K-4002 / K-4030. Они действовали на авиабазе Твенте (OCU, 313 и 315 эскадрилий), на авиабазе Эйндховен (314 кв. М) и на авиабазе Гильзе-Риджен (316 кв.
Во время перехода RNLAF F-16 самолеты NF-5 и B хранились на авиабазах Gilze-Rijen и Woensdrecht. 60 самолетов были проданы Турции, 11 Греции и 7 Венесуэле. Некоторые оставшиеся самолеты были списаны в музеях или использовались в технических школах. NF-5A и B находились в эксплуатации с 1971 по 1991 год.
Королевские ВВС Норвегии получили 108 истребителей Freedom: 16 RF-5A, 78 F-5A и 14 F-5B. Первые 64 были получены в качестве военной помощи. Они использовались шестью эскадрильями, первая и последняя - 336-я э скадрилья, получившая первый самолет в феврале 1966 года (официальная церемония передачи через месяц) и деактивировавшаяся в августе 2000 года. Три самолета продолжали летать до 2007 года, обслуживая Kongsberg Defense Aerospace для испытаний в программе «Глаз тигра», поддерживающей норвежской противокорабельной ракеты Penguin. Полученные в военной помощи самолеты были переданы Греции и Турции. Из самолетов, купленных норвежским правительством, девять были использованы в обмен с властями США на подводные лодки класса Коббен.
. В октябре 2011 года пять одноместных F-5A были переданы школам технического обслуживания самолетов по всей стране; включая средние школы Скедсмо, Сола, Будё и Бардуфосс, а также учебный центр Королевских ВВС Норвегии в аэропорту Кристиансанн, Кьевик. Самолет был разобран в аэропорту Мосс, Ригге перед доставкой в школу. Из десяти норвежских F-5 восемь двухместных F-5B по состоянию на 2011 год все еще продавались, шесть из хранились в Норвегии, а два - в США. Два самолета в США были одобрены к продаже американскому бизнесмену Россу Перо-младшему в 2008 году, но сделка была заблокирована правительством США. Трое выживших выставлены в Коллекции самолетов Вооруженных сил Норвегии, двое в Norsk Luftfartsmuseum в Будё и один в Музее Flyhistorisk, Сола, около Ставангера.
ВВС Филиппин приобрели 37 F-5A и F-5B с 1965 по 1998 год. F-5A / B использовались 6-й тактической истребительной эскадрильей (Cobras) 5-го истребительного авиаполка и Blue Пилотажная группа Diamonds, пришедшая на замену F-86F Sabre, ранее использовавшаяся в 1965 г. г. и 1968 году соответственно. F-5 также подверглись модернизации, в результате чего были излишки радаров AN / APQ-153, которые были подвергнуты значительному ремонту в конце 1970-х годов, чтобы продлить их срок службы еще на 15 лет.
В 2005 году Филиппины списали свой оставшийся флот F-5A / B, в том числе получено из Тайваня и Южной Кореи.
Республика Корейские ВВС (ROKAF) приобрели F-5A / B в 1965 году, а F-5E - в августе 1974 года. Варианты KF-5 были построены Korean Air по лицензии в период с 1982 по 1986 год. Всего было закуплено 214 самолетов F-5.
В настоящее время ROKAF эксплуатирует 170 F-5E / F и KF-5E / F. F-5E / F и KF-5E / F должны быть заменены на FA-50 и FX Phase 3.
Сингапур является важным оператором Вариант F-5E / F, первый заказанный самолет в 1976 году во время массового расширения вооруженных сил города-государства; поставка этой первой партии из 18 F-5E и трех F-5F была завершена к концу февраля 1979 г., оснащенная только что сформированный No. 144-я эскадрилья «Черный воздушный змей» на авиабазе Тенгах. В конце 1979 года был размещен заказ еще на шесть F-5E, которые были поставлены к 1981 году. В 1982 году был размещен заказ еще на три F-5F, которые были доставлены в сентябре 1983 года в RAF Leuchars. в Шотландии, где они были захвачены пилотами ВВС Республики Сингапур (RSAF). В 1983 году этот тип взял на себя обязанности по воздушному перехвату из подразделения Mirage IIIOs Королевских ВВС Австралии (ротация между №3 75-я эскадрилья РАФ ), дислоцированная в Тенгахе.
Еще один заказ на шесть F-5E был размещен в 1985 году, они были доставлены в том же году и поступят в оснастить вновь созданный Нет. 149-я эскадрилья Шикра в Тенгахе. В следующем году RSAAF разместила заказ на последнюю партию из трех F-5F и F-5E, которые были поставлены в декабре 1987 года и июле 1989 года соответственно. Стремясь модернизировать свои военно-воздушные силы, Королевские ВВС Иордании выставили на продажу семь F-5E в 1994 году, позже они были приобретены Сингапуром.
С 1990 по 1991 год с использованием приспособлений и инструментов, закупленных у Northrop., Singapore Aircraft Industries (SAI, ныне ST Aerospace ) преобразовала установку F-5E в вариант RF-5E Tigereye. Впервые они были использованы для переоборудования, которое в 1992 году обменяли свои старые Hawker Hunter FR.74S на более новые Tigereyes и к тому времени базировались на авиабазе Пайя Лебар, после 144-я эскадрилья перебазировалась туда в 1986 году. К июню 1993 года все три эскадрильи были переброшены на базу, что позволяет консолидировать операции сингапурских F-5E / F в Пайя Лебар.
В 1991 году SAI получила контракт как генеральный подрядчик по модернизации всех самолетов RSAF F-5E / F (включая 7 бывших иорданских F-5E); Elbit Systems была субподрядчиком, ответственным за системную интеграцию. Обновления включают в себя новый многорежимный радар диапазона X (итальянский FIAR Grifo-F, с ракетой сверх видимой дальности и обзор / сбивание возможности), модернизированная кабина с новыми базами данных MIL-STD-1553R, GEC / Ferranti 4510 Head-up display / система доставки оружия, два BAE Systems MED- 2067 Многофункциональные дисплеи, Litton LN-93 инерциальная навигационная система (аналог ST Aerospace A-4SU Super Skyhawk ) и Ручное управление газом и рукоятью (HOTAS) для снижения нагрузки на пилота. Как сообщается, также были установлены радарный приемник и система противодействия Elisra SPS2000 .
Кроме того, была удалена 20-мм пушка M39 правого борта, установленная в носовой части, чтобы освободить место для дополнительной авионики ( из-за этого была удалена единственная пушка на двухместных), а для улучшения маневренности модернизированный самолет получил более крупный краевые корневые расширения (LERX). Процесс начался в марте 1996 года и был завершен к 2001 году, получив новое обозначение F-5S / T. В 1998 году восемь RF-5E также получили модернизацию (кроме РЛС) и были переименованы в RF-5S. По имеющимся данным, каждый модернизированный F-5S / T стоил 6 миллионов сингапурских долларов.
К концу 2009 года самолет наработал в Сингапуре более 170 000 часов летного времени, и только два F-5E были потеряны в отдельных авариях (в 1984 и 1991 годы). По состоянию на июнь 2011 года только 141 и 144 эскадрилья остались на RF-5S и F-5S / T, поскольку с тех пор 149-я эскадрилья официально перешла на McDonnell Douglas F-15SG Strike Eagles 5 апреля 2010 г. 144-я эскадрилья, последняя эскадрилья, эксплуатирующая F-5E, расформирована в сентябре 2015 г. после того, как F-5S был списан. F-5 остается учебным в ВСВС.
ВВС Швейцарии управляет 22 самолетами F-5E и четырьмя F-5F. по сравнению с пиковыми значениями 98 и 12 в 1981 году. Они были выбраны в основном из-за их превосходных характеристик, пригодности для уникальной миссии ВВС Швейцарии и низкого качества обслуживания в час полета.
Ожидалось, что эти самолеты будут заменены на Saab JAS 39 Gripen, но в мае 2014 года на референдуме швейцарцы приняли решение не покупать Gripens.
В обозримом будущем швейцарские ВВС продолжают использовать свои нынешние F-5. Швейцарские ВВС и швейцарская партия планируют запустить 18 моделей F-5E и четыре модели F-5F. Это также будет дальнейшее продолжение эксплуатации Patrouille Suisse на F-5E до 2018 года.
ВВС Китайской Республики (ROCAF, ВВС Тайваня) получили свою первую партию из семи F-5A и двух F-5B в рамках Программы военной помощи США в 1965 году. К 1971 году ROCAF использовала 72 F-5A и 11 F-5B. В течение 1972 года США заимствовали 48 самолетов F-5A ROCAF для предоставления в долг ВВС Республики Вьетнам до вывода американских войск из Вьетнама. К 1973 году большинство предоставленных F-5A не находились в летном состоянии, поэтому США решили вернуть Тайваню 20 F-5A, взяв девять F-5A из резервов США и отремонтированы 11 из Южного Вьетнама. К маю 1975 года Тайваню было выпущено еще 28 новых F-5E. К 1973 году тайваньская AIDC начала местное производство первой партии из 100 F-5E, первой из шести серийных серий Peace Tiger. К концу 1986 года, когда производственная линия закрылась после завершения Peace Tiger 6, AIDC произвела 242 F-5E и 66 F-5F. В свое время Тайвань был крупнейшим оператором этого типа, имея на складе 336 F-5E / F. Последняя партия F-5E / F от AIDC отличалась акульим носом F-20.
С появлением 150 F-16, 60 Mirage 2000-5 и 130 F-CK-1 в середине и начале В конце 1990-х годов F-5E / F стали истребителями второй линии на вооружении ROCAF и в настоящее время время в основном снимаются с вооружения, поскольку вооружения переоборудованы в новые истребители, поступающие на ROCAF. Семь летных часов F-5E были отправлены в ST Aerospace для преобразования их в стандарт RF-5E для выполнения разведывательной роли, ранее выполнявшейся уходящим на пенсию Lockheed RF-104G в составе ROCAF. По состоянию на 2009 год только около 40 ROCAF F-5E / F все еще остаются на вооружении в качестве обучающих, а около 90–100 F-5E / F находятся в резерве. Остальные снятые с вооружения F-5E / F либо списываются, либо используются в приманок, окрашенных в цвета, поставляются истребителями F-16, Mirage 2000-5 или F-CK-1, и размещены вокруг транспортных самолетов.
Тайвань также пытался модернизировать флот F-5E / F с помощью программы AIDC Tiger 2000/2001. Первый полет состоялся 24 июля 2002 года. Программа предусматривает замену РЛС F-5E / F на РЛС F-CK-1 GD-53 и позволяла истребителю нести один TC-2 BVRAAM по центральной линии. Но отсутствие интереса со стороны ROCAF в конечном итоге убило программу. Единственный прототип выставлен в AIDC в Центральном Тайване.
Пилоты ROCAF F-5E / F видели только боевые действия в воздухе не над Тайванем, а в Северном Йемене. В 1979 году конфликт между Северным Йеменом и Южным Йеменом побудил США 14 F-5E / F Северному Йемену для усиления своей противовоздушной обороны. Ни один пилот в Северном Йемене не знал, как управлять F-5E / F (в то время в эксплуатации находились только МиГ-15), США и Саудовская Аравия договорились о наличии 80+ пилотов ROCAF F-5E, наземного экипажа и противовоздушной армии. подразделения обороны, отправленные в Северный Йемен в составе 115-й эскадрильи ВВС Северного Йемена в Сане, использованные шесть F-5E / F. Еще восемь самолетов эксплуатировались с апреля 1979 года по май 1990 года. Пилотируемые ROCAF F-5E / F убили несколько человек в нескольких воздушных боях, но наземные радиолокационные расчеты и зенитные подразделения также пострадали от воздушных атак с юга. Йемен, самолеты которыми пилотировали советские экипажи. Эта операция известна как Программа «Колокол мира» в Саудовской Аравии и 大漠 計畫 (буквально «Программа Великой пустыни») на Тайване.
Когда Южный Вьетнам был захвачен силами Северного Вьетнама 30 апреля 1975 года, около 877 самолетов были захвачены. захвачены коммунистами. Из этого числа 87 были зарегистрированы как F-5A, а 27 - как F-5E. В ноябре того же года Советам была предложена возможность выбрать из захваченного американского оборудования. Советы быстро загрузили полный F-5 вместе с двумя полными запасными двигателями, всеми без исключения запчастями и всем наземным транспортом на ожидающий советский грузовой корабль. Были отправлены в Польшу некоторые из F-5, оставшихся после войны во Вьетнаме, были отправлены в Польшу, были отправлены в Польшу, а затем в Советский Союз для углубленного изучения авиационных технологий США, в то время как другие были отправлены в музеях Вьетнама. 935-й истребительный авиационный полк 372-й авиационной дивизии ВПАФ был единственным в мире подразделением, которое летало на истребителях МиГ-21 и F-5. В конце концов, из-за отсутствия частей все захваченные самолеты были остановлены, но в мае 2017 года было объявлено, что Вьетнам рассматривает возможность ремонта некоторых из этих самолетов и их возвращения в эксплуатацию.
После реорганизации ВВС Венесуэлы в конце 1960-х годов правительство осознало, что пришло время заменить устаревшие de Havilland Vampires и Яды, действовавшие в то время, а также последний выживший F-86 Sabers на действующей службе. В 1971 году 54 CF-5A канадской постройки были сданы на хранение после того, как RCAF не смогла принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5A и два CF-5D. В 1972 году, когда все самолеты были доставлены, F-86, Venoms и Vampires были окончательно списаны.
F-5 стал первым военным в Венесуэле, способным летать на сверхзвуковой скорости. После судебного спора между Canadair и Northrop, еще два CF-5D были построены и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой оперативной базой была авиабаза генерала Рафаэля Урданета в Маракайбо. После 1974 года флот был переведен на авиабазу Teniente Vicente Landaeta Gil в Баркисимето.
. В 1979 году, после нескольких модернизаций оборудования связи, навигации и приближения, самолеты были переименованы в VF-5, получив название CF-5, как VF-5A и CF-5D как VF-5D. Венесуэльские F-5 могут также нести такое вооружение, как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы Mk.82 и M117 и 70-мм ракетные установки.
В 1991 году, когда напряженность между Колумбией и Венесуэлой чуть не привела к конфликту, ВВС начала еще одну программу модернизации F-5, названную «Proyecto Grifo» (Проект Грифон). Некоторые из них (VF-5D номер 5681 и VF-5A номер 9124) были отправлены в Сингапур для испытаний, затем возвращены для модернизации остальных планеров. В том же году был приобретен парк из четырех самолетов NF-5B и одного NF-5A для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.
В 1992, во время попытки государственного переворота против Карлоса Андреса Переса, 3 F-5 были потеряны в результате взрыва повстанцами OV-10 Bronco. Авиабаза Баркисимето. В результате неудачного переворота программа модернизации была отложена на год, и в конце концов она была собрана в 1993 году. Флот оборудованы инсталляционными лазерными навигационными системами (аналогичными системами венесуэльских F-16), МКФ, HUD, зондами для дозаправки и модернизированными двигателями с расчетным сроком службы. 22 года.
В 2002 году были произведены небольшие модернизации оставшихся F-5. Флот эксплуатировался до 2010 года, когда вместо них была поставлена партия Hongdu JL-8. К концу 2010 года стало известно, что по крайней мере один VF-5D находится в летном состоянии; неизвестно, находятся ли еще самолеты в рабочем состоянии.
С 1972 по 2002 год было потеряно 9 венесуэльских F-5.
Саудовская Аравия использовала F-5E во время войны в Персидском заливе, выполняя задачи прямой авиационной поддержки и воздушного перехвата против иракских подразделений в Кувейте. Один Королевские ВВС Саудовской Аравии F-5E был потерян в результате наземного огня 13 февраля 1991 года, пилот погиб.
Греческие ВВС были первыми европейскими ВВС, получившими истребитель свободы. Первые F-5A были поставлены в 1965 году и в течение следующих 8 лет в общей сложности около 70 F-5A / B. В 1975 году ВВС Греции закупили еще 10 F-5A / B у Ирана, и примерно в тот же период еще одна партия из 10 F-5A / B была приобретена у Иордании. Еще 10 самолетов были приобретены в 1986 году, а последние 10 самолетов NF-5A были закуплены в Нидерландах в 1991 году. Общее количество находящихся в эксплуатации самолетов F-5 (включая бывшие иранские машины, 34 RF-5A и 20 F-5Bs) в ВВС Грецииывалось 120 самолетов, с 1965 по 2002 год, когда последний F-5 списан около и этот тип вышел из эксплуатации в ВВС Греции.
AeroGroup, частная коммерческая компания в США эксплуатирует CF-5B в качестве вводного самолета-истребителя для обучения и других вспомогательных служб. Изначально было закуплено 17 самолетов у правительства Канады с одобрения Госдепартамента США, а затем импортировано в США в 2006 году.
С 2013 года тунисские F-5 использовались в ударных миссиях в поддержку майора военные наступления в приграничном районе горы Чаамби против Ансар аш-Шариа и боевиков, связанных с Аль-Каидой.
По сравнению с более поздними истребителями улучшенный F-5E имел ряд недостатков; К ним наступление предельное ускорение, обратная видимость и доля топлива, а также отсутствие за пределами видимости (BVR) после того, как такие ракеты с радиолокационным наведением стали надежными в 1980-х годах. F-5G, позже переименованный в F-20 Tigershark, был направлен на устранение этих недостатков, сохраняя при этом небольшие размеры и низкую стоимость для создания конкурентоспособного истребителя. По сравнению с F-5E он имел на 60% больше мощности, большую скорость высоты и ускорение, лучшую видимость из кабины, более современные радар и возможности BVR, а также конкурентоспособные характеристики с истребителями набора четвертого поколения. Как и F-5, он имел лучшую рентабельность, имел минимум необходимых характеристик по сравнению с его конкурентами для выполнения своей миссии по обеспечению превосходства в воздухе. Например, в 1960-х и начале 1970-х годов отсутствие у F-5 ракеты BVR не было значительным недостатком, коэффициент поражения такой ракетл примерно 8-10%, эффективность и потеря неожиданности (предупреждение с помощью радара для противник) стоимость их ношения практически не оправдалась. К началу 1980-х годов американская ракета с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow в версии "M" реально превышала 60% -ный коэффициент риска и была интегрирована в F-20. Бригадный генерал Чак Йегер, летчик-испытатель и первый человек, преодолевший звуковой барьер, назвал F-20 "лучшим истребителем". Несмотря на свои характеристики и рентабельность, F-20 проиграл зарубежным продажам по сравнению с аналогичным по мощности и более дорогим F-16, в больших количествах закупался ВВС США и считался имеющим большую поддержку.
Основные элементы конструкции Northrop YF-17 восходят к основанному на F-5 внутреннему проекту Northrop N-300. N-300 отличался более длинным фюзеляжем, небольшими удлинениями передней кромки (LERX) и более мощными турбореактивными двигателями GE15-J1A1. Крыло было перемещено выше на фюзеляже для повышения гибкости боеприпасов. Далее Н-300 превратился в P-530 Cobra. Форма крыла P-530 в плане и носовая часть были аналогичны F-5, с трапециевидной формой, образованной за счет стреловидности 20 ° по линии четверти хорды, и нескатывающейся задней кромкой, но превышали площадь вдвое. В то время как YF-17 потерял свою заявку на участие в легком истребителе ВВС США, его превратили в более крупный McDonnell Douglas F / A-18 Hornet.
Единственный бывший USN F-5E был модифицирован для проведения исследований по снижению шума от сверхзвукового полета за счет создания ударных волн, создаваемых самолетом.
Данные Джейн "All the World's Aircraft" 1976–77, The Complete Book of Fighters, Quest for Performance
Gener Все характеристики ки
Рабочие характеристики
Вооружение .
Avionics .
Связанная разработка
Самолет сравнимого размера д, конфигурация и эпоха
Связанные списки
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Northrop F-5. |