F-105 Thunderchief | |
---|---|
F-105D Thunderchief летит с шестнадцатью бомбами 750 фунтов (340 кг) на пяти узлах подвески. | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Республика Авиация |
Первый полет | 22 октября 1955 г. |
Вступление | 27 мая 1958 года |
На пенсии | 25 февраля 1984 г. |
Основной пользователь | ВВС США |
Произведено | 1955–1964 |
Количество построенных | 833 |
Республика F-105 Thunderchief был американский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, используемый ВВС США. Способный развивать скорость 2 Маха, он выполнил большинство ударных бомбардировок в первые годы войны во Вьетнаме ; это был единственный американский самолет, который был выведен из боя из-за высоких потерь. Первоначально он проектировался как одноместный бомбардировщик с ядерным оружием ; двухместная версия Wild Weasel была позже разработана для специализированной роли противовоздушной обороны противника (SEAD) против зенитных ракетных комплексов. F-105 был широко известен своими экипажами как «Thud».
Как продолжение североамериканского F-100 Super Sabre, способного к Маха 1, F-105 также был вооружен ракетами и вращающейся пушкой; тем не менее, его конструкция была рассчитана на высокоскоростное проникновение на малую высоту, несущее внутри единственное ядерное оружие. Впервые совершив полет в 1955 году, Thunderchief поступил на вооружение в 1958 году. Одномоторный F-105 мог нести большую бомбовую нагрузку, чем некоторые американские тяжелые бомбардировщики времен Второй мировой войны, такие как Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator. F-105 был одним из основных штурмовиков войны во Вьетнаме ; совершено более 20 000 самолето-вылетов Thunderchief, потеряно 382 самолета, в том числе 62 боевых (небоевых) потерь (из 833 произведенных). Хотя они менее маневренны, чем истребители МиГ меньшего размера, F-105 ВВС США убили 27,5 человек.
Во время войны одноместный F-105D был основным самолетом, доставляющим тяжелые бомбовые нагрузки по различным военным целям. Между тем, два сиденья F-105F и F-105G Wild Weasel варианты стали первыми специализированные ЮВАО платформы, борьбу против советской -Встроенный S-75 Двины ( по классификации НАТО : SA-2 Guideline) ракеты земля-воздух. Два пилота Wild Weasel были награждены Почетной медалью за атаку зенитно-ракетных комплексов в Северном Вьетнаме, при этом один из них в тот же день сбил два МиГ-17. Опасные миссии часто требовали, чтобы они были «первыми - последними», подавляя противовоздушную оборону противника, пока штурмовики выполняли свои задачи и затем покидали район.
Когда Thunderchief поступил на вооружение, это был самый большой одноместный одномоторный боевой самолет в истории, весивший около 50 000 фунтов (23 000 кг ). Он мог превышать скорость звука на уровне моря и достигать 2 Маха на большой высоте. F-105 мог нести до 14 000 фунтов (6 400 кг) бомб и ракет. Позднее Thunderchief был заменен в качестве ударного самолета над Северным Вьетнамом на McDonnell Douglas F-4 Phantom II и General Dynamics F-111 Aardvark с поворотным крылом. Однако варианты F-105 "Wild Weasel" оставались на вооружении до 1984 года после того, как были заменены специализированным F-4G "Wild Weasel V".
Republic Aviation запустила Thunderchief как внутренний проект по замене RF-84F Thunderflash, в котором сначала использовались характерные воздухозаборники у корней крыла, чтобы освободить место для камер в носовой части. Группа разработчиков под руководством Александра Картвели изучила около 108 конфигураций, прежде чем остановилась на большом одномоторном AP-63FBX (Advanced Project 63 Fighter Bomber, Experimental), а именно AP-63-31. Новый самолет был предназначен в первую очередь для сверхзвукового проникновения на малую высоту, чтобы доставить одиночную ядерную бомбу внутреннего базирования. Особое внимание уделялось маловысотной скорости и летным характеристикам, дальности полета и полезной нагрузке. Самолет будет оснащен большим двигателем и относительно небольшим крылом с высокой нагрузкой на крыло для стабильной езды на малых высотах и меньшим сопротивлением на сверхзвуковых скоростях. Традиционные характеристики истребителя, такие как маневренность, были второстепенными.
Республика YF-105A, AF Ser. № 54-0098, первый из двух прототиповПоначалу с энтузиазмом ВВС США заключили с Республикой контракт на поставку 199 самолетов в сентябре 1952 года. Однако к марту 1953 года ВВС США сократили заказ до 37 истребителей-бомбардировщиков и девяти самолетов тактической разведки, сославшись на приближающийся конец авиалайнера. Корейская война. К тому времени, когда в октябре 1953 года был завершен макет F-105, самолет стал настолько большим, что от предназначенного для него турбореактивного двигателя Allison J71 отказались в пользу более мощного Pratt amp; Whitney J75. В ожидании длительной разработки двигателя ожидалось, что первый самолет будет использовать меньший Pratt amp; Whitney J57. Ближе к концу 1953 года вся программа была отменена ВВС США из-за ряда задержек и неопределенностей в отношении самолета. Однако 28 июня 1954 года ВВС США официально заказали 15 F-105 (два YF-105A, четыре YF-105B, шесть F-105B и три RF-105B) под обозначением системы вооружения WS-306A.
Опытный образец YF-105A впервые поднялся в воздух 22 октября 1955 года, а второй YF-105A последовал за ним 28 января 1956 года. Несмотря на то, что он был оснащен менее мощным двигателем J57-P-25 с форсажем мощностью 15 000 фунтов силы (67 кН ). тяги, первый прототип развил скорость 1,2 Маха в первом полете. (Предполагалось, что J75 будет генерировать 24 500 фунтов силы (109 кН) с форсажной камерой.) Оба самолета имели обычные воздухозаборники в корневой части крыла и плоские фюзеляжи, типичные для ранних реактивных самолетов; Республика рассматривала прототипы как не отражающие истинные возможности самолета из-за многочисленных изменений до производства. Недостаточная мощность и аэродинамические проблемы с трансзвуковым сопротивлением, а также опыт Convair с их F-102, привели к изменению конструкции фюзеляжа, чтобы он соответствовал правилу площади, придав ему характерную «осиную талию». В сочетании с характерными воздухозаборниками с изменяемой геометрией прямой стреловидности, которые регулировали поток воздуха к двигателю на сверхзвуковых скоростях, и двигателем J75, эта модернизация позволила F-105B развивать скорость 2,15 Маха.
В марте 1956 года ВВС США разместили еще один заказ на 65 F-105B и 17 RF-105B. Для проведения ядерной миссии, в МА-8 Система управления огнем, AN / APG-31 в диапазоне РЛС и К-19 прицел, чтобы позволить бросить бомбардировки были интегрированы. Первый предсерийный YF-105B поднялся в воздух 26 мая 1956 года. Пять из учебных вариантов F-105C были добавлены к плану закупок в июне 1956 года, а затем были отменены в 1957 году. Разведывательный вариант RF-105 был отменен в июле 1956 года. Первый серийный F-105B был принят на вооружение ВВС 27 мая 1957 года. В июне 1957 года компания Republic Aviation потребовала присвоить F-105 название Thunderchief, продолжая последовательность самолетов компании, получивших название Thunder: P-47 Thunderbolt, F. -84 Thunderjet и F-84F Thunderstreak. Месяц спустя ВВС США сделали это название официальным.
Чтобы выполнить требования ВВС по всепогодной атаке, Republic в 1957 году предложила вариант F-105D. Эта версия отличалась увеличенной носовой частью и обтекателем, в которых размещалась система бомбометания / навигации AN / ASG-19 Thunderstick. AN / ASG-19 был разработан на основе радара Autonetics R-14A, который работал в режимах как воздух-воздух, так и воздух-земля, и доплеровского навигационного радара AN / APN-131. В кабине F-105D имелись приборные дисплеи с вертикальной лентой для работы в неблагоприятных погодных условиях. Также была добавлена возможность нести ядерное оружие TX-43. Также была возобновлена разработка разведывательной машины RF-105 на базе F-105D. Первая модель D совершила свой первый полет 9 июня 1959 года. Планы по созданию более 1500 F-105D были прерваны, когда министр обороны Роберт Макнамара решил оснастить этим типом не более семи боевых крыльев. В ноябре 1961 года производство было сокращено в пользу ВВС, принявших на вооружение ВМС F-4 Phantom II, а в более долгосрочной перспективе - General Dynamics F-111 Aardvark программы TFX.
Последние 143 построенных Thunderchief представляли собой двухместный учебно-тренировочный вариант F-105F. Основанная на F-105D, эта модель была на 31 дюйм (79 см) длиннее, чтобы обеспечить место для задней кабины; в остальном самолет имел такие же летно-технические характеристики, что и предыдущий F-105D. Всего до окончания производства в 1964 году было построено 833 F-105. F-105 был разработан для короткой ядерной кампании, что привело к недостаткам, которые стали очевидны в длительной войне с применением обычных вооружений, таким как плохая компоновка гидравлики и топливные баки. не были самоуплотняющимися. Последующие модернизации повысили надежность и боеспособность существующих F-105D. В ответ на угрозу зенитных ракет (ЗРК), возникшую в небе над Вьетнамом, десятки F-105F были преобразованы в противорадиолокационные самолеты « Wild Weasel », кульминацией которых стал F-105G.
F-105 представлял собой среднеплан с крылом и оперением со стреловидностью 45 °. Одноместный двигатель питался от двух воздухозаборников в корневой части крыла, оставляя носовую часть свободной для обтекателя, в котором размещался многомодовый радар. В его фюзеляже было место для 1184 галлонов США (4480 л ) топлива и имелся внутренний бомбовый отсек. Размер бомбоотсека составлял 15 футов 10 дюймов (4,83 м) на 32 дюйма (0,81 м) на 32 дюйма (0,81 м); Первоначально он был разработан для перевозки единственного ядерного оружия, но обычно вмещал дополнительный топливный бак на 350 галлонов США (1300 л). Он имел четыре подкрыльевых и один центральный пилон; два внутренних пилона крыла и центральные пилоны были способны принимать топливо из сбрасываемых баков на 450 и 650 галлонов США (1700 и 2500 л). Две внешние сухие станции были подключены для ракет или бомб. Одна 20-миллиметровая 6-ствольная пушка типа Gatling M61 Vulcan (первоначально обозначавшаяся T-171E3) была установлена в левой части носовой части. Ракета "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 Sidewinder могла нести на каждом из внешних пилонов крыла.
F-105 был разработан в первую очередь для перехвата на малых высотах, и его скорость на малых высотах была его самым большим преимуществом при борьбе с истребителями противника, такими как МиГ-17 / J-5 и МиГ-21. F-105 одержал 27,5 побед в воздухе. Основываясь на боевом опыте, F-105D был обновлен с улучшенным катапультным сиденьем, дополнительной броней, улучшенными прицельными приспособлениями и модулями электронного противодействия (ECM) на крыльях.
Бывший пилот F-86 Sabre из Северной Америки Джерри Ноэль Хоблит вспоминал, как трепетал перед размером F-105, увидев его впервые; ему не удавалось дотянуться до губки воздухозаборника даже при прыжке с разбега. У F-105 была просторная кабина с хорошей обзорностью и компоновкой (особенно после введения «ленточных» приборов); передовую электронику было легко изучить и использовать. Взлет и посадка часто выполнялись в диапазоне 230 миль в час (370 км / ч). В интерцепторы при условии, хороший контроль крена на всех скоростях и отличительные четыре лепестка воздушные тормоза (которые также открыты немного, когда дожигатель был занят, чтобы обеспечить больший поток выхлопных газов), были весьма эффективными даже при сверхзвуковых скоростях. Потеря управления из-за вращения или осложнений из-за неблагоприятного рыскания требовала целенаправленных усилий со стороны пилота, и самопроизвольное восстановление вращения было быстрым.
Первоначальная реакция сообщества пилотов-истребителей на их новый самолет была вялой. Из-за своих огромных размеров и трудностей на начальном этапе эксплуатации F-105 получил множество нелестных прозвищ. Помимо вышеупомянутого «Thud», прозвища включали «Squat Bomber», «Lead Sled» и «Hyper Hog» и / или «Ultra Hog». Последние два названия произошли от предшественников F-105, Republic F-84 Thunderjet и F-84F Thunderstreak, по прозвищам «Боров» и «Супер Боров» соответственно. По словам пилотов и экипажей F-105, прозвище «Thud» было навеяно персонажем «Chief Thunderthud» из телесериала Howdy Doody.
Наступательные возможности самолета саркастически назывались «тройной угрозой» - он может бомбить вас, атаковать вас или упасть на вас. Положительные стороны, такие как отзывчивое управление F-105, высокие характеристики на высокой скорости и малой высоте, а также наличие электроники, покорили некоторых пилотов. Для некоторых «Thud» был выражением нежности; задним числом RF-84F Thunderflash стал известен как «Мать Грома». Пилот F-105 полковник Джек Бротон сказал об этом прозвище: «Стук оправдал себя, и имя, которое первоначально произносилось с насмешкой, стало одним из самых уважаемых в воздушном сообществе».
Задние кабины нескольких двухместных F-105F были модифицированы по проекту Commando Nail с применением РЛС Р-14А и радиолокационного прицела с высоким разрешением. Эти самолеты использовались для всепогодных и ночных ударов на малых высотах по особо опасным целям подразделением 13-й тактической истребительной эскадрильи (1966–1975), получившей название «Рейдеры Райана», начиная с апреля 1967 года. Некоторые из этих самолетов позже были переоборудованы в стандарт Wild Weasel III.
Чтобы предотвратить атаки МиГов, несколько F-105F были также оснащены системой подавления связи Hallicrafters QRC-128 в рамках проекта Combat Martin. Силы перехватчиков Северного Вьетнама следовали советской доктрине противовоздушной обороны, с пилотами под жестким руководством наземных диспетчеров по радиосвязи. QRC-128, получивший прозвище «Компьютер полковника», заполнил заднюю кабину F-105F. Он возвращал голосовые сообщения по радиоканалу обратно после задержки, что приводило к неприятным искажениям. Однако при первом использовании Combat Martin Агентство национальной безопасности США (АНБ), отвечающее за стратегическую сигнальную разведку США, приказало ВВС прекратить и немедленно воздержаться, поскольку АНБ полагало, что разведывательные данные, полученные путем мониторинга каналов перевесили преимущества их заклинивания.
Опыт Вьетнама продемонстрировал потребность в улучшенных визуальных и слепых способностях бомбардировки. В марте 1968 года ВВС заказали разработку модернизированной системы бомбометания и навигации, включающей инерциальную систему навигации Singer-General Precision, усовершенствования навигационного радара AN / APN-131 и твердотельные схемы для радара R-14A. который был переименован в Р-14К. Кроме того, цифровой приемник дальней навигации AN / ARN-92 заменил проблемный приемник AN / ARN-85. Дополнительная авионика размещалась в длинном приподнятом спинном отсеке. Модифицированная система бомбометания / навигации была известна как Thunderstick II. F-105 с этой системой могли достичь вероятности круговой ошибки бомбардировки (CEP) 50 футов (15 м) с высоты 15 000 футов (4600 м). Хотя первые самолеты Thunderstick II взлетели в 1969 году, они не использовались во Вьетнаме. Всего эту модификацию получили 30 F-105D.
В 1965 году ВВС США начали эксплуатировать двухместные североамериканские F-100F Super Sabre, специально оборудованные для задач по подавлению противовоздушной обороны (SEAD) во Вьетнаме. Эти самолеты, получившие прозвище «Дикая ласка», одержали ряд побед над северовьетнамскими радарами зенитно-ракетных комплексов. Вторым членом экипажа был штурман, обученный как офицер радиоэлектронной борьбы (EWO), чтобы расшифровывать информацию с датчиков и направлять пилота к целям. Однако F-100F был промежуточным решением, поскольку его ограниченная полезная нагрузка часто требовала нескольких самолетов для нанесения успешного удара; ему также не хватало скорости и выносливости, чтобы эффективно защищать F-105.
F-105F с макетом вооружения август 1964 г.; в том числе 20-мм (0,79 дюйма) пушечные снаряды, 2,75-дюймовые (70-мм) ракеты, ракеты «Буллпап» и «Сайдвиндер», бомба общего назначения, кассетные бомбы, пусковые установки LAU-3A, осветительные установки и дозаторы соломы и десантные баки.Получившийся в результате EF-105F Wild Weasel III (обозначение EF широко использовалось, но неофициально) дополнило свои датчики и оборудование электронного подавления противорадиационными ракетами AGM-45 Shrike и обычными бомбами, придав ему наступательные возможности, которых не хватало в F-100F. Первый из этих самолетов вылетел 15 января 1966 года, и они начали прибывать в Юго-Восточную Азию в мае, выполнив свой первый полет 6 июня 1966 года, пять из которых были приписаны к 13-му TFS в Коратском RTAFB и еще шесть - к 354-му TFS в Takhli RTAFB.
В типичной ранней миссии один EF-105F будет сопровождать один или два вылета F-105D, чтобы обеспечить защиту от огня противника с земли. Хотя эта стратегия была эффективной в сокращении потерь F-105D, самолеты Weasel понесли тяжелые потери: пять из первых 11 были потеряны в июле и августе 1966 года. В результате атак в условиях повышенного риска Ласки действовали в полете охотников-убийц «Железной руки». смешанных одноместных и двухместных Thunderchief, подавляющих объекты во время атак ударной группы и атакующих других в пути. Осенью 1967 года EF-105F начали модернизироваться до окончательной версии Wild Weasel Thunderchief - F-105G.
F-105G включал в себя значительное количество новой авионики SEAD, включая модернизированную систему радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW), которая потребовала изменения законцовок крыла. Чтобы освободить подвесные узлы подвески для дополнительного вооружения, электронные средства противодействия Westinghouse AN / ALQ-105 были постоянно установлены в двух длинных блистерах на нижней стороне фюзеляжа. Тридцать самолетов были оснащены пилонами для установки противорадиационной ракеты AGM-78 Standard. В типичном полете F-105G нес два шрайка на подвесных пилонах, один Standard на внутреннем пилоне, уравновешенный топливным баком на 450 галлонов США (1700 л) с другой стороны и центральной линией 650 галлонов США (2500 л). топливный бак.
F-105B | F-105D | F-105F / G | |
---|---|---|---|
Стоимость единицы НИОКР | 2716 пропорционально на самолет | ||
Планер | 4 914 016 | 1,472,145 | 1 524 000 |
Двигатель | 328 797 | 244 412 | 290 000 |
Электроника | 141 796 | 19 346 | 251 000 |
Вооружение | 232 913 | 167 621 | 154 000 |
Боеприпасы | 32 021 | 19 346 | 21 000 |
Стоимость авиаперелета | 5 649 543 | 2,14 миллиона | 2,2 миллиона |
Стоимость модификации к 1973 г. | 261 793 | 282 687 | 701645 плюс 1803 для переоборудования F-105G |
Стоимость за час полета | 1,020 | 1,020 | |
Стоимость обслуживания за час полета | 718 | 809 | 808 |
Примечания: Вышеуказанные расходы указаны в долларах США приблизительно на 1960 год и не скорректированы с учетом инфляции.
F-105B поступил на службу ВВС США с Air Command Tactical «s триста тридцать пятого тактической истребительной эскадрильи из 4 - го тактического истребительного крыла в августе 1958 года, хотя эскадра не стала полностью функционировать до 1959 года 11 декабря 1959 г. F-105B пилотируемый Бригадный генерал Джозеф Мур (командир 4-го тактического истребительного авиакрыла) установил мировой рекорд - 1 216,48 миль в час (1958 км / ч) на дистанции 62 миль (100 км). Проблемы с авионикой и системой управления огнем МА-8 возникли на раннем этапе; обычно F-105 требовал 150 часов обслуживания на каждый час полета. Большинство этих проблем были решены в Project Optimize. Отсутствие запасных частей привело к тому, что в 1960 году весь флот F-105B был ненадолго остановлен. В 1964 году модифицированные F-105B с балластом, заменявшим пушку, фюзеляж и усиление крыла для высшего пилотажа, и добавлением дымогенератора, ненадолго летели вместе с самолетом. Демонстрационная команда ВВС США Thunderbirds. После всего лишь шести показов, смертельная авария из-за чрезмерной нагрузки на планер привела к повторному представлению F-100 Super Sabre.
К 1964 году F-105B был переведен в эскадрильи ВВС США Национальной гвардии (ANG). На передовой его заменили полноценным F-105D, усовершенствованная РЛС NASARR R-14A и система управления огнем AN / ASG-19 Thunderstick сделали его всепогодным. РЛС R-14A также добавила радар для уклонения от местности, в то время как была установлена совершенно новая приборная панель, заменяющая прибор с круговой шкалой на вертикальные ленточные приборы, которые было легче читать в бою. Чтобы разместить новый радар с гораздо большей антенной, передняя часть фюзеляжа была изменена, увеличив общую длину на 16 дюймов (41 см).
Republic F-105D из 36-го авиакрыла, базирующегося в Битбурге, Западная Германия, в 1962 году.F-105D поступил на вооружение 335-го TFS в сентябре 1960 года, хотя он не был полностью готов к эксплуатации на F-105D до начала 1961 года. Первые зарубежные подразделения F-105 сформированы в Западной Германии в 1961 году, а 36-й тактический истребительный авиаполк располагался в Авиабаза Битбург в мае и 49-й тактический истребительный авиаполк на авиабазе Шпангдалем в октябре. Оба крыла играли главную роль в тактическом ядерном ударе НАТО. F-105D также был развернут в Тихом океане: 18-й тактический истребительный авиаполк в Кадене на Окинаве был преобразован в 1962 году, а 8-й тактический истребительный авиаполк - в 1963 году.
Как и F-105B, ранняя карьера F-105D была сопряжена с проблемами технического обслуживания и отказами в полете. Происхождение прозвища «Thud» было неясным; некоторые утверждают, что это означало звук падения F-105 на землю. Весь парк F-105D был остановлен в декабре 1961 года, а затем снова в июне 1962 года. Многие из проблем были решены в ходе производственного цикла, и к 1964 году первые F-105D были модернизированы с этими исправлениями в рамках проекта Look Alike, хотя отказы двигателей и проблемы с топливной системой сохранялись до 1967 года.
Тем временем ВВС США постепенно меняли ожидаемую миссию F-105 с ядерного запрета на обычные бомбардировки. В похожи друг на друга модернизации увеличена емкость воздушного судна от четырех до 16 обычных 750 фунтов (340 кг) бомб на подкрыльевых и Фюзеляж осевой линии и узлы подвески добавили оборудование для запуска AGM-12 буллпап ракет воздух-земля. В июне 1961 года F-105D доставил 15 430 фунтов (7000 кг) обычных бомб во время испытаний ВВС США - в то время рекорд для одномоторного самолета с полезной нагрузкой в три раза тяжелее американских четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков времен мировой войны. II, таких как Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator, хотя для длительных миссий потребуется дозаправка в воздухе. Один из F-105D был назван Memphis Belle II в честь знаменитого B-17 времен Второй мировой войны.
Несмотря на тяжелый ранний срок эксплуатации, F-105 стал доминирующим штурмовиком в начале войны во Вьетнаме. F-105 мог нести вдвое большую бомбовую нагрузку дальше и быстрее, чем F-100, который использовался в основном в Южном Вьетнаме. В предзнаменовании его роли Wild Weasel, первая боевая миссия F-105D войны включала нападение 14 августа 1964 года на объект зенитной артиллерии на Plaine des Jarres. Эта миссия выполнялась самолетами 36-го TFS, 6441-го тактического истребительного авиаполка, дислоцированного с авиабазы Йокота, Япония, на королевской базе ВВС Таиланда Корат, Таиланд. Первый «Громовой платок», потерянный на войне, также произошел во время этой миссии, хотя пилоту удалось вернуть самолет в Корат. Первая ударная миссия состоялась 13 января 1965 года, когда был разрушен мост Бен Кен в Лаосе. В начале 1965 года дополнительные эскадрильи F-105 были переброшены на авиабазы Корат и Тахли в Таиланде. В начале операции Rolling Thunder в марте 1965 года на эти базы было отправлено большое количество F-105D для участия в интенсивных бомбардировках.
F-105D Thunderchief ВВС США сбит над Северным Вьетнамом.3 апреля 1965 года 79 самолетов, в том числе 45 F-105 Thunderchief, были отправлены на мост Тхань Хоа, получивший прозвище «Челюсть дракона». На следующий день вражеские МиГи были встречены во время второго захода на мост; В общей сложности восемь МиГ-17 столкнулись с 46 F-105 в сопровождении МиГКАП, состоящего из 21 самолета F-100 Super Sabre. МиГ-17 уклонились от сопровождения, используя высоту и облачный покров, вместо этого сосредоточив внимание на загруженных бомбами Thunderchief. Два «Громовых платка» были потеряны МиГ-17; третий, предположительно погибший в результате наземного огня, позже был заявлен Севером как сбитый МиГ-17. Единственным вероятным убийством МиГ-17 был истребитель F-100. Один пилотируемый F-105 едва ускользнул. Начальник штаба ВВС США генерал Джон П. МакКоннелл «сошёл с ума», узнав, что два F-105 были сбиты дозвуковыми северновьетнамскими МиГами времен Корейской войны. Мост Тханьхоа оказался устойчивым к бомбардировкам с воздуха; Было выполнено несколько вылетов, чтобы повредить мост, как F-105, так и самолеты ВМС США.
24 июля 1965 года четыре Фантома McDonnell F-4C ВВС США приняли участие в авиаударе по складу боеприпасов Дьен Бен Фу и заводу боеприпасов Ланг Чи к западу от Ханоя. Один был сбит и три были повреждены ракетами SA-2. Через два дня президент Джонсон отдал приказ атаковать все известные позиции SA-2, которые были обнаружены за пределами 30-мильной зоны отчуждения. Утром 27 июля 48 самолетов F-105 участвовали в атаке операции «Весна высокая». Но вьетнамцы знали, что прибывают американские самолеты, и установили на этом месте много 23-мм и 37-мм зенитных орудий. Эти зенитные орудия были смертельными на близком расстоянии, и вьетнамцы сбили шесть самолетов, в то время как более половины оставшихся самолетов США пострадали от огня с земли. На обоих площадках ЗРК не было ракет и оборудования, а настоящие СА-2 вьетнамцы заменили выкрашенными в белый цвет связками бамбука. Операция Spring High уничтожила две бесполезные цели ценой шести самолетов и пяти пилотов.
В декабре 1966 года летчики МиГ-21 921-го полка ВВС Вьетнама заявили, что они без потерь сбили 14 F-105.
Во время типичного боевого вылета в Северном Вьетнаме F-105D нес два крыловых топливных бака на 450 галлонов США (1700 л), топливный бак на 390 галлонов США (1500 л) в бомбоотсеке и пять 1000 фунтов (450 кг).) или шести 750-фунтовых (340 кг) бомб, а также требовалась дозаправка в воздухе, направляясь в Ханой и иногда возвращаясь из него на расстоянии 700 миль (1100 км). F-105, летящие в окрестностях Ханоя, обычно путешествовали по гористой местности по прозвищу Thud Ridge, чтобы уклоняться от средств ПВО, окружающей город. Полковник Джек Бротон, пилот F-105 во Вьетнаме, отметил, что необходимость полетов вблизи Ханоя не оставляла «места для ошибки».
Расположение хребта Тэд ( 21 ° 16′47 ″ с.ш., 105 ° 49′37 ″ в.д. / 21,27972 ° с.ш.105,82694 ° в. / 21.27972; 105,82694 ) и аэродрома МиГ на его южной оконечности.11 августа 1967 года F-105D из 335-й тактической истребительной эскадрильи при поддержке F-105 Wild Weasels из 338-й тактической истребительной эскадрильи совершили первую из многих успешных атак на мост Пола Думера через Красную реку. Полеты на малых высотах и бомбометание с пикирования заставляли F-105 попадать в зону действия зенитных орудий Северного Вьетнама, иногда попадая под сильный огонь.
F-105 ВВС США сопровождали F-4, чтобы защитить их от истребителей противника. Тем не менее, Thunderchief официально засчитал 27,5 побед в воздухе над самолетами VPAF за счет потери 17 самолетов истребителями противника (пилоты Северного Вьетнама утверждали, что сбили еще 23 F-105, но ни один из них не был подтвержден ВВС США.). Все победы были на МиГ-17. Из них 24,5 были сбиты артиллерийским огнем (одна победа разделилась с F-4), а три - ракетами AIM-9 Sidewinder. Один F-105F неофициально считается сбитым тремя МиГами - одним ракетой «воздух-воздух», вторым - артиллерийским огнем, а третьим - сбросом центральной стойки, полной бомб, прямо на путь удивленного МиГа.
31 мая 1968 года в Академии ВВС США состоялась церемония открытия в честь выпускников, служивших во Вьетнаме. F-105, который был собран из частей десяти различных F-105, которые служили во Вьетнаме, был помещен на постоянную статическую экспозицию. В церемонии приняли участие весь кадетский корпус, суперинтендант и комендант кадетов USAFA, представитель Republic Aircraft, представители прессы и другие. В завершение церемонии четыре F-105 с авиабазы МакКоннелл должны были пролететь строем на высоте 1000 футов над землей, а затем поодиночке пролететь на высоте 250 футов. Формовочная часть прошла по плану. Но командир полета, подполковник Джеймс «Блэк Мэтт» Мэтьюз, вернулся для одиночного прохода и превысил скорость звука на расстоянии менее 100 футов. Последовавший за этим звуковой удар разбил сотни окон, и пятнадцать человек получили порезы.
Два пилота Wild Weasel получили Почетную медаль :
Когда производство F-105 было прекращено, во время войны во Вьетнаме этот тип был заменен другими самолетами, в первую очередь F-4 Phantom II. В октябре 1970 года 355-й тактический истребительный авиаполк, который базировался в RTAFB в Тахли, Таиланд, и был последним подразделением F-105D в Юго-Восточной Азии, начал возвращаться в США. война. Их постепенно заменили F-4G Wild Weasel IV.
Thunderchief был быстро выведен из эксплуатации ВВС США после окончания войны во Вьетнаме. Из 833 построенных F-105 в целом 395 F-105 были потеряны в Юго-Восточной Азии, в том числе 334 (296 F-105D и 38 двухместных) потеряны в результате боевых действий противника и 61 - в результате боевых происшествий. После войны ВВС США начали передачу оставшихся самолетов в подразделения резерва ВВС (AFRES) и Национальной гвардии ВВС США (ANG). К концу 1970-х годов эти стареющие Thunderchief становились все сложнее в обслуживании. Последние F-105Gs с 128th Tactical Fighter Squadron в Грузии ANG были изъяты 25 мая 1983. Последний полет F-105 Thunderchief была самая AFRES 466 Tactical Fighter Squadron с F-105Ds 25 февраля 1984 года.
Данные из «Великой книги истребителей», «Поиски производительности», стандартные характеристики самолетов США: F-105D-31, Jane's All the World's Aircraft 1969-70 гг.
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Авионика
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Внешний образ | |
---|---|
Republic F-105D Thunderchief в разрезе | |
Вырезка в высоком разрешении Republic F-105D Thunderchief от Flight Global. |