Штурмовик

редактировать
Тактический военный самолет, который играет главную роль в атаке наземных или морских целей ВВС США A-10 Thunderbolt II штурмовик в полете

штурмовик, штурмовик или штурмовик - это тактический военный самолет, который имеет основную роль в нанесении авиаударов с большей точностью, чем бомбардировщики, и готов к встрече с сильными низкоуровневыми средствами ПВО при нажатии на атаку. Этот класс самолетов предназначен в основном для непосредственной авиационной поддержки и морских задач класса «воздух-земля», перекрывая задачу тактического бомбардировщика. Конструкции, предназначенные для неморских ролей, часто известны как штурмовики .

истребители, часто выполняют роль атакующих, хотя сами по себе они не считаются штурмовиками, хотя истребитель- бомбардировщик, переоборудованный из тех же самолетов, будет считаться частью этого класса. Ударные истребители, которые фактически заменили концепции истребителей-бомбардировщиков и легких бомбардировщиков, также мало отличаются от общей концепции штурмовика.

Специальные штурмовики как отдельный класс существовали в основном во время и после Второй мировой войны. Точная реализация варьировалась от страны к стране и обеспечивалась большим разнообразием дизайнов. В Соединенных Штатах и Великобритании штурмовики, как правило, были легкими бомбардировщиками или средними бомбардировщиками, иногда неся более тяжелое оружие прямой стрельбы, такое как североамериканский B- 25G Mitchell и de Havilland Mosquito Tsetse. В Германии и СССР, где они были известны как Schlachtflugzeug («боевой самолет») или sturmovik («штурмовик») соответственно, эту роль выполняли специально разработанные и тяжелобронированные самолеты, такие как Henschel Hs 129 и Ильюшин Ил-2. Немцы и Советы также использовали в этой роли легкие бомбардировщики: пушечные версии Junkers Ju 87 Stuka значительно превосходили по численности Hs 129, в то время как Петляков Пе-2 использовался для этого. роль, несмотря на то, что она не была специально предназначена для этого.

Во второй половине Второй мировой войны истребитель-бомбардировщик начал брать на себя многие функции нападения, переход, который продолжился в послевоенную эпоху. Реактивные модели с двигателем были относительно редки, но небезызвестны, например, Blackburn Buccaneer. США ВМС продолжали вводить новые самолеты в свою серию A -, но в основном они были похожи на легкие и средние бомбардировщики. Необходимость в отдельной категории штурмовиков была значительно уменьшена с введением высокоточных боеприпасов, которые позволили почти любому самолету выполнять эту роль, оставаясь при этом безопасным на большой высоте. Боевые вертолеты также заменили многие оставшиеся роли, которые могли выполняться только на более низких высотах.

С 1960-х годов были широко представлены только две конструкции специализированных штурмовиков: американский Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II и советский / российский Су-25 Лягушонок. Одной из аномалий, относящихся к этому классу, является Lockheed AC-130, у которого в качестве основного вооружения используются крупнокалиберные артиллерийские орудия, адаптированные для использования в самолетах, включая 105-мм гаубицу M102.

Разнообразие легких штурмовиков также было представлено в эпоху после Второй мировой войны, обычно на базе адаптированных учебно-тренировочных или других легких самолетов с неподвижным крылом. Они использовались в операциях по борьбе с повстанцами.

Содержание

  • 1 Определение и обозначения
    • 1.1 Определение и обозначения в США
    • 1.2 Другие обозначения
  • 2 История
    • 2.1 Первая мировая война
    • 2.2 1919–1939
    • 2.3 Мир Вторая война
    • 2.4 После Второй мировой войны
    • 2.5 Новейшая история
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Библиография

Определение и обозначения

Определение и обозначения в США

An A-1 Skyraiders из USAF

В настоящее время американские штурмовики обозначаются префиксом A-, как в " A-6 Intruder "и" A-10 Thunderbolt II ". Однако до конца Второй мировой войны обозначение A- было разделено между штурмовиками и легкими бомбардировщиками для самолетов USAAF (в отличие от префикса B- для средние или тяжелые бомбардировщики). ВМС США использовали отдельную систему обозначений и в то время предпочитали называть аналогичные самолеты-разведчики-бомбардировщики (SB) или торпедоносцы (TB или BT). Например, бомбардировщик-разведчик Douglas SBD Dauntless получил обозначение A-24 при использовании в USAAF. Только в 1946 году ВМС США и Корпус морской пехоты США начали использовать обозначение «атака» (A), когда они переименовали BT2D Skyraider и BTM Mauler соответственно в AD. Skyraider и AM Mauler.

Как и во многих классификациях самолетов, определение штурмовика несколько расплывчато и имеет тенденцию меняться со временем. Текущая военная доктрина США определяет его как самолет, который, скорее всего, выполняет задачу атаки, больше, чем любой другой вид миссии. Атакующая миссия, в свою очередь, означает тактические действия класса "воздух-земля" - другими словами, ни действия "воздух-воздух", ни стратегическая бомбардировка не считаются атакующей миссией. В лексиконе ВМС США альтернативное обозначение одного и того же вида деятельности - ударная миссия. Атакующие миссии в основном делятся на две категории: воздушный перехват и непосредственная поддержка с воздуха. В последние несколько десятилетий популярность многоцелевых истребителей значительно увеличилась. вызвало некоторую путаницу в различии между штурмовиком и истребителем. Согласно действующей в США системе обозначений, штурмовик (A) предназначен в первую очередь для задач класса «воздух-поверхность» (Атака: самолет, предназначенный для поиска, атаки и уничтожения наземных или морских целей) (также известных как «миссии атаки»).,

в то время как истребитель категории F включает в себя не только самолеты, предназначенные в первую очередь для ведения боя воздух-воздух, но и многоцелевые самолеты, предназначенные также для наземных атак.

RAF Harrier GR9 в полете, 2008 г.

«Истребители F были разработаны для перехвата и уничтожения других самолетов или ракет. Сюда входят многоцелевые самолеты, также предназначенные для задач наземной поддержки, таких как перехват и непосредственная поддержка с воздуха. Просто упомяну один пример среди Многие, F-111 "Aardvark" получил обозначение F, несмотря на то, что у него были лишь минимальные возможности полета в воздух. Только один самолет в текущем инвентаре ВВС США имеет простое, несмешанное обозначение "A": A -10 Thunderbolt II.

Другие обозначения

Британский дизайн тионы включали FB для истребителя-бомбардировщика и совсем недавно "G" для "наземной атаки", как в Harrier GR1 (что означает "наземная атака / разведка, Mark 1 ").

Имена в отчетах НАТО для советских / российских штурмовиков сначала начинались с буквы «B», что делало их бомбардировщиками, как в случае Ил-10 ' Зверь ». Но позже их обычно относили к истребителям («F») - возможно потому, что (начиная с Су-7 ) они были похожи по размеру и внешнему виду на советские истребители или были просто производными от них.

История

Первая мировая война

Штурмовик как роль определялся его использованием во время Первой мировой войны для поддержки наземных войск на полях сражений. Поддержка на поле боя обычно делится на непосредственную поддержку с воздуха и воздушную поддержку на поле боя, первая из которых требует строгого, а вторая - только общего взаимодействия с дружественными надводными силами. правда, такие самолеты поражали и цели в тылу. Такие миссии требовали полетов там, где ожидался легкий зенитный огонь, и работы на малых высотах для точного определения целей. Другие роли, в том числе легкие бомбардировщики, средние бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, разведчики, истребители, истребители-бомбардировщики могли наносить и наносили удары с воздуха по полям сражений. Все эти типы могли значительно повредить наземные цели при полете на малых высотах, будь то бомбометание, пулеметы или и то, и другое.

Штурмовики пришли, чтобы отойти от бомбардировщиков и истребителей. Хотя бомбардировщики можно было использовать на поле боя, их меньшая скорость делала их чрезвычайно уязвимыми для наземного огня, как и более легкие истребители. Живучесть штурмовиков была гарантирована их скоростью / мощностью, защитой (то есть броневыми панелями) и прочностью конструкции;

Германия была первой страной, которая произвела специализированные штурмовики (обозначенные класса CL и J-класс ). Введены в эксплуатацию осенью 1917 года, во время Первой мировой войны. Наиболее примечательным был Junkers J.I, который впервые предложил идею бронированной «ванны», которая была одновременно конструкцией фюзеляжа и защитой двигателя и экипажа. Британцы экспериментировали с серией Sopwith TF (называемой «окопными истребителями»), хотя они не участвовали в боях.

Последние сражения 1918 года на Западном фронте показали, что штурмовики являются ценным компонентом общевойсковой тактики. Непосредственная поддержка наземная обстрел (пулемет ) и тактическая бомбардировка пехоты (особенно при движении между окопами и вдоль дорог), пулеметные посты, артиллерия и соединения снабжения были частью силы союзных армий в сдерживании немецких атак и поддержке союзных контратак и наступлений. По общему признанию, цена для союзников была высока: Королевский авиационный корпус понес потери около 30% среди штурмовиков.

1919–1939

Boeing GA-1, ~ 1920

После Первой мировой войны было широко распространено мнение, что использование самолетов против тактических целей имеет мало пользы, кроме как для запугивания и подрыва морального духа противника; нападение на комбатантов, как правило, было гораздо более опасным для экипажей, чем их цели, проблема, которая постоянно становилась все более острой с продолжающимся совершенствованием зенитного оружия. В пределах диапазона типов, выполняющих функции атаки, пикирующие бомбардировщики все чаще рассматриваются как более эффективные, чем самолеты, предназначенные для обстрела с помощью пулеметов или пушек.

Тем не менее, в течение 1920-х годов, американские военные, в частности, закупили специализированные «штурмовики» и сформировали специальные подразделения, которые были обучены в первую очередь для этой роли. Инженерное подразделение армии США занялось проектированием штурмовиков. 1920 Boeing GA-1 представлял собой бронированный двухмоторный триплан для наземного обстрела с восемью пулеметами и около тонны броневых листов, а 1922 Aeromarine PG-1 был комбинированным Преследование (истребитель) и штурмовик с 37-мм пушкой. Авиация морской пехоты США применяла тактику непосредственной авиационной поддержки в банановых войнах. Хотя они не были пионерами тактики бомбометания с пикирования, авиаторы морской пехоты первыми включили ее в свою доктрину во время оккупации Соединенными Штатами Гаити и Никарагуа. Армейский авиакорпус США отличался созданием отдельного обозначения "A-" для типов атаки, отличного от "B-" и рядом с "B-" для типов бомбардировщиков и "P-" для преследования (позже замененного "F-" для истребителя) самолет. Первым обозначенным типом атаки, который будет использоваться USAAC, был Curtiss A-2 Falcon. Тем не менее, такие самолеты, включая замену A-2, Curtiss A-12 Shrike, были небронированы и очень уязвимы для огня ПВО.

Британские Королевские ВВС сосредоточились в первую очередь на стратегических бомбардировках, а не на наземных атаках. Однако, как и большинство авиационных вооружений того периода, он использовал штурмовики, названные «Армейское сотрудничество» на языке британских ВВС, которые включали в себя Hawker Hector, Westland Lysander и другие.

В течение 1930-х годов нацистская Германия начала выставлять на вооружение класс Schlacht («боевой»), такой как Henschel Hs 123. Более того, опыт немецкого легиона Кондор во время гражданской войны в Испании, против врага с небольшим количеством истребителей, изменил представления о наземных атаках. Несмотря на то, что они были оснащены в целом неподходящими конструкциями, такими как Henschel Hs 123 и пушечные версии Heinkel He 112, их вооружение и пилоты доказали, что самолеты были очень эффективное оружие даже без бомб. Это привело к некоторой поддержке в Люфтваффе создания самолета, предназначенного для этой роли, что привело к тендерам на новый «штурмовик». Это привело к появлению (в 1942 г.) уникального одноместного двухмоторного штурмовика - тихоходного, но тяжело бронированного и грозно вооруженного Henschel Hs 129 Panzerknacker ("Safecracker" / "Tank Cracker" ").

В Японии Императорский флот Японии разработал пикирующий бомбардировщик Aichi D3A (на основе Heinkel He 70 ) и Mitsubishi B5M легкий штурмовик. Оба, как и их американские коллеги, были легкобронированными типами и критически зависели от внезапных атак и отсутствия значительного сопротивления истребителей или ПВО.

Во время Зимней войны Советские ВВС использовали ССС Поликапов Р-5 и Поликарпов РЗ Ш., как штурмовик.

Ил-2 Штурмовик над Берлином, май 1945 года.

Пожалуй, наиболее заметным типом атаки, появившимся в конце 1930-х годов, была советская Ильюшин Ил-2 «Штурмовик», ставший самым массовым военным самолетом в истории.

По мере приближения Второй мировой войны концепция штурмовика не была четко определена, и различные авиаслужбы использовали много разных названий для самых разных типов, выполняя одинаковые роли (иногда в тандеме с не атакующими ролями. бомбардировщики, истребители, разведка и другие роли.

Армейское сотрудничество

Британская концепция легкого самолета, совмещающая все функции, требующие обширной связи с сухопутными войсками: разведка, связь, артиллерийское обнаружение, воздушное снабжение и, наконец, что не менее важно, случайные удары на поле боя.Концепция была похожа на передовую авиацию, использовавшуюся в Первой мировой войне, которую в Германской империи называли классом CL. В конце концов, опыт Королевских ВВС показал, что такие типы, как Westland Lysander неприемлемо уязвимы, и на смену им пришли более быстрые истребители для фоторазведки и легкие самолеты для обнаружения артиллерии.

Легкий бомбардировщик

Во время меж- период войны британцы считают Он сказал, что в будущей войне врагом будет Франция. В качестве легкого дневного бомбардировщика у них был Fairey Battle, который возник в спецификации 1932 года. Конструкцию в 1938 году на замену адаптировали как буксир-мишень. Последней британской спецификацией, выпущенной для легкого бомбардировщика, был B.20 / 40, описанный как "бомбардировщик ближнего действия армии", способный к пикированию и фоторазведке. Однако спецификация была отброшена до того, как самолет был запущен в производство.

Пикирующий бомбардировщик

В некоторых авиационных службах пикирующие бомбардировщики не оснащали штурмовики, а считались отдельным классом. В нацистской Германии Люфтваффе проводило различие между подразделениями Stuka (Sturzkampf-, «пикировочная бомбардировка»), оснащенными Junkers Ju 87 из Schlacht («боевой»), применяя такие типы бомбардировок / бомбардировок малой дальности, как как Henschel Hs 123 ).

Истребитель-бомбардировщик

Хотя это и не был синонимом класса штурмовиков, для этой роли обычно использовались истребители-бомбардировщики, которые, как оказалось, преуспели в этом, даже когда они были только с легкой броней. Королевские военно-воздушные силы и ВВС США отводили устаревшие истребители на эту роль, в то время как новейшие истребители служили перехватчиками и обеспечивали превосходство в воздухе.

. 168>ВМС США, в отличие от ВВС США, предпочли старый термин «разведчик-бомбардировщик» под обозначением «SB-», например Curtiss SB2C Helldiver.

Вторая мировая война

Republic P-47N Thunderbolt, выполнял боевые задачи во время Второй мировой войны

Junkers Ju 87 немецких Люфтваффе стал фактически синонимом непосредственной авиационной поддержки в начале месяцы Второй мировой войны. Военно-воздушные силы пустыни Британского Содружества, возглавляемые Артуром Теддером, стали первым тактическим формированием союзников, которое подчеркнуло роль атаки, обычно в форме однодвигательных Hawker Hurricane и Истребители-бомбардировщики Curtiss P-40 или специализированные «истребители танков», такие как Hurricane Mk IID, вооруженные двумя 40-мм орудиями Vickers S (в частности, 6-й эскадрильи RAF ).

Примерно в то же время массовое вторжение сил Оси вынудило советские военно-воздушные силы быстро расширить свои возможности поддержки армии, такие как Ильюшин Ил-2 Штурмовик. Женщины-пилоты, известные как «Ночные ведьмы », использовали устаревшие деревянные легкие учебно-тренировочные бипланы, Поликарпов По-2 и небольшие противопехотные бомбы в атаках с использованием «преследований», которые оказалось трудно противостоять.

Опыт военного времени показал, что плохо бронированные и / или легкие довоенные типы были недопустимо уязвимы, особенно для истребителей. Тем не менее, опытные экипажи могли быть очень успешными в этих типах, например, ведущий ас «Штука» Ганс-Ульрих Рудель, который забрал 500 танков, линкор, крейсер и два эсминца в 2300 боевых вылетах.

Bristol Beaufighter, созданный на базе устаревшего бомбардировщика RAF, стал универсальным двухмоторным штурмовиком и использовался почти на каждом театре военных действий, как для ударов с моря, так и для наземных атак. ну как у ночного истребителя.

Напротив, некоторые типы атак в середине войны возникли как модификации истребителей, включая несколько версий немецкого Focke-Wulf Fw 190, британского Hawker Typhoon и США Republic P-47 Thunderbolt. «Тайфун», который разочаровал как истребитель из-за плохих высотных характеристик, был очень быстрым на малых высотах и, таким образом, стал лучшим наземным штурмовиком Королевских ВВС. Он был вооружен четырьмя 20-мм пушками, усиленными сначала бомбами, затем ракетами. Точно так же P-47 был разработан и предназначен для использования в качестве высотного бомбардировщика

Junkers Ju 87B для сбрасывания бомб

эскорта, но постепенно эту роль сыграл североамериканский P-51 Mustang (из-за большей дальности и маневренности). P-47 был также тяжелее и надежнее, чем P-51, и поэтому считался «энергетическим истребителем »: идеальным для тактики высокоскоростного пикирования и набора высоты, включая обстрелы. Его вооружение из восьми пулеметов калибра 0,50 было эффективным против пехоты и легкой техники Оси как в Европе, так и в Тихоокеанском регионе.

В то время как пулеметов и пушек изначально было достаточно, эволюция хорошо бронированных танков требовала более тяжелого вооружения. Для усиления бомб были введены осколочно-фугасные ракеты, хотя эти неуправляемые снаряды по-прежнему были «недостаточно пригодными» из-за своей неточности. Для британского RP3 приемлемым считалось одно попадание за вылет. Однако даже близкое попадание ракеты могло привести к повреждению или ранению «слабых целей», а патрулирование реактивными самолетами союзников над Нормандией нарушило или даже полностью парализовало немецкое дорожное движение. Они также повлияли на моральный дух, потому что даже перспектива ракетного нападения нервировала.

Конечным усовершенствованием легкого штурмовика с пушками стало производство в 1944 г. небольших серий Henschel Hs 129 <249.>Б-3, вооруженный модифицированной 75-мм противотанковой пушкой ПАК 40. Это оружие, Bordkanone BK 7,5, было самым мощным орудием для стрельбы вперед, установленным на серийных военных самолетах во время Второй мировой войны. Единственным другим самолетом, оснащенным подобными орудиями на заводе, были 1420 морских ударных вариантов североамериканского B-25 Mitchell G / H, на которых была установлена ​​пушка M4 или облегченные версии того же пистолета T13E1 или M5. Это оружие, однако, заряжалось вручную, имело более короткие стволы и / или более низкую начальную скорость, чем у BK 7,5, и, следовательно, более низкую бронепробиваемость, точность и скорострельность. (За исключением версий Piaggio P.108, вооруженных 102-мм противокорабельной пушкой, BK 7,5 не имел себе равных в качестве авиационной пушки до 1971 года, когда появился четырехмоторный Lockheed AC-130 E Spectre; оснащен 105-мм гаубицей M102 - поступил на вооружение ВВС США.)

После Второй мировой войны

В послевоенную эпоху Самолеты-штурмовики с поршневыми двигателями оставались полезными, поскольку всем ранним реактивным самолетам не хватало выносливости из-за расхода топлива реактивных двигателей. Поршневые двигатели с более высокой мощностью, которые были слишком поздно для Второй мировой войны, все еще были способны противостоять реактивным самолетам, поскольку они могли как ускоряться, так и маневрировать. Истребители Royal Navy Hawker Sea Fury и американские Vought F4U Corsair и Douglas A-1 Skyraider эксплуатировались во время Корейская война, в то время как последний продолжал использоваться на протяжении Вьетнамской войны.

OA-37B Dragonfly из 169-й авиационной эскадрильи

Многие военно-воздушные силы после Второй мировой войны использовали неохотно принимали на вооружение реактивные самолеты с неподвижным крылом, разработанные специально для наземных атак. Хотя непосредственная авиационная поддержка и перехват остаются критически важными для современного поля боя, штурмовики менее привлекательны, чем истребители, в то время как летчики ВВС и военные планировщики испытывают определенное глубоко укоренившееся презрение к «грязевикам». На практике стоимость эксплуатации специализированного штурмовика труднее оправдать по сравнению с многоцелевым боевым самолетом . Реактивный штурмовик был разработан и использовался в эпоху холодной войны, например, палубный ядерный удар Douglas A-3 Skywarrior и североамериканский A-5 Vigilante, в то время как Grumman A-6 Intruder, F-105 Thunderchief, F-111, F-117 Nighthawk, LTV A-7 Corsair II, Сухой Су-25, A-10 Thunderbolt, Panavia Tornado, AMX, Dassault Étendard, Super Étendard и другие были разработаны специально для наземной атаки, удара, непосредственной поддержки и противотанковая защита работает, с небольшой способностью воздух-воздух или без нее.

Наземная атака все чаще становится задачей переоборудованных тренажеров, таких как BAE Systems Hawk или Aero L-39 Albatros, и многие учебные машины созданы с этой задачей в ум, как CASA C-101 или Aermacchi MB-339. Такие самолеты для борьбы с повстанцами популярны среди военно-воздушных сил, которые не могут позволить себе покупать более дорогие многоцелевые самолеты или не хотят рисковать тем немногими такими самолетами, которые у них есть, для легких наземных атак.. Распространение конфликтов низкой интенсивности в эпоху после Второй мировой войны также увеличило потребность в этих типах самолетов для проведения операций по борьбе с повстанцами и легких наземных атак.

Основное различие послевоенной авиации между США. Армия и США Военно-воздушные силы заключили, что последним обычно были выделены все самолеты, в то время как вертолеты находились под управлением первых; это регулировалось Ки-Уэстским соглашением 1948 года. Армия, желая иметь собственные ресурсы для поддержки своих войск в бою и столкнувшись с недостатком энтузиазма ВВС в отношении роли штурмовика, разработала специальный ударный вертолет .

Недавняя история

17 января 1991 года оперативная группа "Нормандия" начала атаку на два иракских зенитных ракетных объекта. TF Normandy под командованием LTC Ричарда А. «Дика» Коди состояла из девяти AH-64 Apache, одного UH-60 Black Hawk и четырех вертолетов Air Force MH-53J Pave Low. Целью этой миссии было создание безопасного коридора через систему ПВО Ирака. Атака имела огромный успех и открыла путь к началу бомбардировки союзников в рамках Operation Desert Storm.

An AH-64 Apache Королевских ВВС Нидерландов <327.>Одна проблема, связанная с Apache, возникла, когда часть этих вертолетов очень медленно развертывалась во время военного вмешательства США в Косово. Согласно Army Times, армия меняет свою доктрину, отдавая предпочтение штурмовикам, а не ударным вертолетам для глубоких ударных атак, потому что штурмовые вертолеты оказались очень уязвимыми для огонь из стрелкового оружия; Корпус морской пехоты США отметил аналогичные проблемы.

В конце 1960-х годов ВВС США запросили специальный самолет непосредственной авиационной поддержки (CAS), который стал Фэйрчайлд Республика A-10 Тандерболт II. Первоначально А-10 задумывался как противотанковое оружие (требования программы AX специально предусматривали установку на самолет большой вращающейся пушки для уничтожения массированных бронетанковых сил Варшавского договора ) с ограниченными возможностями. вторичная способность в ролях запрет и тактические бомбардировки. Сегодня он остается единственным специализированным штурмовиком с неподвижным крылом на военной службе США. Общий опыт США в войне в Персидском заливе, войне в Косово, Афганистане и войне в Ираке вызвал повышенный интерес в таком самолете. В настоящее время ВВС США исследуют замену A-10 и начали программу OA-X по закупке легкого штурмовика. Подобные советские Су-25 (Frogfoot) нашли успех в роли "летающей артиллерии" у многих военно-воздушных сил. Великобритания полностью сняла с вооружения BAE Harrier II в 2011 году и специализированный штурмово-разведывательный самолет Panavia Tornado в 2019 году. В 2018 году он получил F-35. и он сохраняет свой парк многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon.

См. Также

Ссылки

Примечания

Библиография

На Викискладе есть материалы, связанные с штурмовыми самолетами.
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:35:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте