Nanchang Q-5

редактировать
Q-5 / A-5
BAF Nanchang A-5.jpg
A-5 ВВС Бангладеш
РольШтурмовик
Национальное происхождениеКитайская Народная Республика
ПроизводительNanchang Aircraft Mfg. Co.
Первый полет10 июня 1965 г.
Введение1970
В отставке2011 г. ВВС Пакистана. 2015 г. ВВС Бангладеш. 2017 г. ВВС НОАК
СтатусСнят с производства. Активная служба.
Основные пользователиВВС НОАК (в прошлом). ВВС Пакистана (в прошлом). ВВС Мьянмы. ВВС Бангладеш (исторические данные)
Произведено1969–2012
Построено1300 (приблизительно)
Разработано на основеShenyang J-6

Наньчан Q-5 (китайский : 强 -5; пиньинь : Цян-5; отчетное имя НАТО : Фантан ), также известный как А-5 в его экспортных версиях, представляет собой китайский -дельный одноместный реактивный двигатель наземный- штурмовик. на базе Советского МиГ-19. Однако самолет в основном используется для непосредственной авиационной поддержки.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Эксплуатационная история
  • 3 Варианты
    • 3.1 Внутренние варианты
    • 3.2 Экспортные варианты
  • 4 Текущие операторы
  • 5 Бывшие операторы
  • 6 Технические характеристики (Q-5D)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Дизайн и разработка

КНР с энтузиазмом пользовалась МиГ-19, который производился на местном уровне под названием Shenyang J-6 с 1958 года. В августе 1958 года Народно-освободительная армия запросила разработка реактивного штурмовика для поддержки с воздуха.

Лу Сяопэн был назначен главным дизайнером этого проекта. Лу также разработал истребитель J-12. Несмотря на то, что он был основан на МиГ-19, новый проект, получивший обозначение Qiangjiji-5 (пятый проект штурмовика), имел более длинный фюзеляж, размер для уменьшения околозвукового Перетащите и разместите внутренний оружейный отсек длиной 4 м (13 футов). Воздухозаборники были перенесены на борта фюзеляжа, чтобы освободить место в носовой части для планируемой цели РЛС (который фактически так и не был установлен). Были внедрены новые крылья с большей площадью и уменьшенной стреловидностью. В Q-5 используются двигатели Liming Wopen WP-6 A (Tumansky RD-9 ) от J-6, турбореактивные. Редизайн потребовал некоторой скорости на большой высоте, но Q-5 так же быстр, как МиГ-19 / J-6 на низком уровне, во многом благодаря фюзеляжу с ограниченными зонами.

Q-5 в Военном музее Китайской народной революции.

Постоянное вооружение Q-5 было сокращено до двух 23-мм пушек типа 23-1 с боекомплектом 100 патронов на ствол, установленных в корни крыла. В дополнение к оружейному отсеку предусматривалось два пилона под каждым крылом и две пары тандемных пилонов под двигателями. В общей сложности 1000 кг (2205 фунтов) боеприпасов можно было нести внутри, а еще 1000 кг - снаружи. На многих самолетах оружейный отсек теперь используется в основном для вспомогательного топливного бака.

Производственные чертежи были завершены в 1960 году, что позволило начать строительство прототипов, но политический климат в Китае привел к тому, что проект был отменен в 1961 году. Небольшая команда поддерживала программу, пока ее работа не возобновилась всерьез в Наньчане. Первый полет, наконец, произошел 10 июня 1965 года. Серийное производство началось в 1969 году, а поставка эскадрильи началась в 1970 году.

Было выпущено около 1000 самолетов, из них 600 - это обновленный Q-5A. Небольшое количество, возможно, несколько десятков, Q-5A были модифицированы для установки ядерного оружия ; Считается, что они сохраняют свой внутренний оружейный отсек. На дальнемагистральном Q-5I, представленном в 1983 году, вместо внутреннего отсека вооружения был добавлен топливный бак, что компенсировалось наличием двух дополнительных подкрыльевых пилонов. Некоторые из этих самолетов служат в составе ВМФ НОАК и, очевидно, были оснащены радаром для наведения противокорабельных ракет. Последующие незначительные обновления включают Q-5IA с новой системой прицеливания орудия / бомбы и авионикой, а также Q-5II с радиолокационным приемником предупреждения (RWR).

В 1980-х годах самолет экспортировался в такие страны, как Пакистан, Бангладеш, Мьянма, и часто был известен как A- 5 в этих странах.

Планы модернизированного Q-5 / A-5 с западным оборудованием и новыми системами навигации и атаки были в значительной степени отменены после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, но самолет продолжает эксплуатироваться. Это способный легкий штурмовик, хотя его ограниченные системы навигации и доставки оружия уступают более современным самолетам.

В последние годы PLAAF начал выводить на рынок новые модели Q-5, которые включают в себя некоторые технологии, разработанные во время отмененных проектов Q-5M и Q-5K. Q-5 представляет собой установленный на носу лазерный дальномер, а также, вероятно, будет установлен лазерный целеуказатель, поскольку самолет, как утверждается, может доставлять бомбы с лазерным наведением. Считается, что вариант Q-5A способен доставлять ядерные боеприпасы. Q-5D - это модернизация с новой авионикой, включая HUD и новую систему навигации. Сообщается, что над моделями Q-5E и Q-5F ведутся работы, хотя в настоящее время о них мало что известно. Один из них потенциально мог быть новым двухместным автомобилем, который был замечен на нескольких фотографиях, хотя двухместный автомобиль мог иметь обозначение Q-5J.

История операций

Военно-воздушные силы Судана использовали свои ударные самолеты А-5 во время войны в Дарфуре.

В марте 2015 года ВВС Мьянмы Самолеты A-5C совершили вылеты против армии Национального демократического альянса Мьянмы, случайно сбросили бомбы на китайскую деревню в округе Гэнма, Юньнань на границе с Китаем, убив 4 сельских жителя, из которых НОАК в ответ развернули HQ-12 ракеты земля-воздух и истребители.

20 апреля 2017 года были замечены два Q-5 в Бохайском заливе практикует авиаудары по наземным целям в связи с ростом напряженности на Корейском полуострове.

Варианты

Варианты местного производства

Q-5 Старые Q-5 на палубе Minsk, в парке развлечений Minsk World Старый Q-5 под номером 0064 Вид на Наньчан Q-5
  • Q-5: Первоначальный серийный вариант с 6 пилонами, по два под каждым крылом и два под фюзеляжем, был заменен на Q-5A.
  • Q-5Jia: Q-5 модифицирован для перевозки ядерных бомб, было построено очень ограниченное количество. Радар 317Jia был протестирован в рамках программы усовершенствования. Один из таких самолетов в настоящее время выставлен в авиационном музее в Пекине.
  • Q-5Yi: Торпедоносец для военно-морского флота, изготовлено всего несколько. Обсуждалась и противокорабельная ракета YJ-8, но программа была отменена из-за проблем с бюджетом, хотя ракета была хорошо разработана, после чего были проведены испытательные пуски ракет с ракетного катера Тип 24. В восьмидесятых годах YJ-81 был однажды установлен для испытаний, но это предложение было вскоре отвергнуто, когда было решено позволить JH-7 взять на себя роль.
  • Q-5I (Q-5A): Q-5 с внутренний отсек оружия заменен внутренним топливным баком, что увеличивает запас топлива более чем на 70%. Как и все предыдущие варианты Q-5, навигация по-прежнему оставалась узким местом, в результате чего самолетам приходилось летать дольше в более сложных схемах поиска при дальних ударах. Однако эта проблема несколько уменьшается за счет увеличения запаса топлива. Был установлен оригинальный лазерный дальномер типа 79Y4 , разработанный Институтом № 613.
  • Q-5IA (Q-5B): Улучшенный Q-5I, радиолокационный приемник предупреждения и добавлены ракетницы, оригинальный прицел Q-5 был разработан заводом № 5311 и назван SH-1, сокращенно от She-Hong (Shoot-Bomb-1 / 射 轰 -1), который только имел ограниченные возможности, потому что атаки могли проводиться только под фиксированным углом. Завод № 5311 разработал улучшенную версию Ш-1И (射 轰 -1 甲), позволяющую вести атаку под разными углами. Добавлен дополнительный внешний пилон под каждым крылом для ракет PL-2 / PL-5 класса воздух-воздух, бомб или ракетных пусковых установок.
  • Q-5II (Q-5C): Q-5I со всенаправленным приемники радиолокационной сигнализации. Позже для решения навигационной задачи на нескольких самолетах была установлена ​​импульсная доплеровская РЛС Тип 205.
  • Q-5III: Внешнеторговый вариант, экспортное название A-5III / A-5C, Project Long6 (Dragon Six). Всего 10 пилонов, по 1 дополнительному пилону под каждым крылом для ракет класса "воздух-воздух" R-550 / AIM-9. См. Также экспортные варианты.
  • Q-5 с собственной системой навигации / атаки: Project CC, Q-5I с собственной доплеровской навигационной системой Type 205, лазерным дальномером Q5HK-15 и SH-1IIA зрение. Годом позже в систему были включены проекционный дисплей и компьютер данных по воздуху. Вся система была окончательно одобрена в 1992 году, и несколько лет спустя соответствующая технология была применена к Q-5D.
  • Q-5IV (Q-5M, Q-5D (старый)): Project CI. Совместный китайско-итальянский проект по модернизации Q-5II с итальянской авионикой от ударного истребителя AMX International AMX. Авионика будет включать радар для измерения дальности, проекционный дисплей, инерциальную навигационную систему, компьютер данных о воздухе и двойные центральные компьютеры, интегрированные через двойное резервирование Шина данных MIL-STD-1553 B. Завершение строительства и первые поставки должны были состояться соответственно в конце 1988 и начале 1989 года. Изменение на 28,8% по сравнению с ближайшей более ранней версией. Были добавлены два центральных компьютера типа Q-5M и новые приемники радиолокационной сигнализации RW-30 . Добавлены лазерный дальномер ALR-1 и проекционный дисплей QHK-10 Head-Up Display разработки Института № 613. Хотя на проект повлияли протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989, он был одобрен для продолжения Китаем и Италией в 1992 году, в программу были включены новые элементы модернизации, такие как IFIR, ELINT и т. Д. Из-за потери времени он не был запущен в производство. См. Также варианты экспорта.
  • Q-5D (C): Демонстрационный образец композитного материала для Q-5D (старый).
  • Q-5IIGai (Q-5K, Q-5E (старый)): Проект CF, совместный китайско-французский проект модернизации Q-5II с французской авионикой, такой как VE110 проекционный дисплей, ULIS91 инерциальная навигационная система, лазерный дальномер TMV630 и другая электрооптика. Как и Q-5M / A-5M, проект был отменен после протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Поэтому для достижения дальнейшего прогресса использовалось некоторое местное оборудование, такое как доплеровский радар, глушитель и т. Д. Он был прекращен в 1993 году.
  • Q-5D: Временный штурмовик, представленный во время кризиса Тайваньского пролива 1996 года, отдельная доплеровская навигационная система и GPS Q- 5C был заменен интегрированной системой доплеровской навигации / GPS DG-1. Другие системы включали лазерный дальномер / искатель маркированной цели ALR-1 и проекционный дисплей QHK-10 Head-Up Display. Новый прицел для оружия, SH-1II (射 轰 -1 乙), заменил старый SH-1I (射 轰 -1 甲), и № 5311 Factory удалось успешно интегрировать этот прицел с новым лазером . дальномер и навигационный радар Тип 205.
  • Q-5E: Новый пилон с возможностью установки бомб с лазерным наведением, например LS-500J LGB, улучшена система управления огнем. Лазерный блок отсутствует на самолете из-за его веса.
  • Q-5F: Держатель блока лазерного целеуказателя, специальный большой нижний правый пилон, установленный для блока лазерного наведения, который всегда ошибочно распознается как полупогруженный электрооптический Капсюль наведения.
  • Q-5G: Q-5E с закрытым топливным баком для решения проблемы дальности.
  • JQ-5J: Тандемный двухместный Q-5. Производитель заявил, что его можно использовать в качестве переднего воздушного управления, как и OA-10A, и для передачи информации о наведении через каналы передачи данных. Заднее сиденье на 286 миллиметров выше, чем переднее сиденье, позволяет пилоту на заднем сиденье иметь поле обзора 5 градусов, а капот открывается вправо. При использовании в качестве инструктора управление задней кабиной может иметь приоритет над управлением передней кабины.
  • Q-5L - Модернизированный Q-5C с системами видения LLLTV / FLIR для дневного / ночного видения возможности. На носовой части были установлены инфракрасные камеры и телекамеры. Другие улучшения включают Head Up Display, GPS Rx, INS, TACAN и дозаторы мякины / факела. Вооружение включает китайские планирующие бомбы LS-500J с лазерным наведением и дальностью действия 12 км. Опциональный нижний топливный бак.
  • Q-5N - Модернизированный Q-5D с той же программой модернизации, что и Q-5L, основное отличие - навигационная система Q-5D.

Экспортные варианты

  • A-5 : Экспортное обозначение версии Q-5 в Северная Корея в 70-х годах, появившееся в китайских СМИ. Обозначение содержит более одного варианта, поскольку китайская военная помощь Северной Корее является длительной, но неясно, является ли эта экспортная версия производной от Q-5, Q-5A, Q-5I или Q-5IA.
  • A- 5IIA: Модифицированная версия Q-5II, продана в Судан.
  • A-5IIIK: Экспортная версия Q-5III продана в Мьянма.
  • A-5III / A-5C : Экспортная версия с западным оборудованием по запросу клиентов, таким как летные приборы производства Rockwell Collins и западное катапультное кресло производства Martin-Baker. Добавлена ​​возможность стрелять западными ракетами, такими как R550 Magic или AIM-9 Sidewinder. Экспортировано в Пакистан.
  • A-5IIIA: Экспортировано в Бангладеш. В 2008 году самолеты A-5C ВВС Бангладеш были модернизированы для стрельбы штурмовыми боеприпасами LS-6 и LT-2, что повысило их ударную способность.
  • A-5IV / A-5M: Экспортная версия Q-5M с более западное оборудование, такое как летная аппаратура производства Rockwell Collins и западное катапультное кресло производства Martin-Baker. Добавлена ​​возможность стрелять западными ракетами, такими как R550 Magic или AIM-9 Sidewinder. Мьянма заказала, но после продления программы выбрала IIIK. По оценке ВВС Пакистана в 1990 году.
Текущие операторы

Мьянма

  • ВВС Мьянмы получили 36 самолетов в период с 1994 по 2000 год. 21 самолет остается в эксплуатации по состоянию на декабрь 2019 года.

Северная Корея

Судан

  • Суданские ВВС - по состоянию на декабрь 2019 года в строю осталось 20 самолетов А-5.
Бывшие операторы

Бангладеш

Китайская Народная Республика

Пакистан

Технические характеристики (Q-5D)

Данные Wilson

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 15,65 м (51 фут 4 дюйма)
  • Размах крыла: 9,68 м (31 фут 9 дюймов)
  • Высота: 4,33 м (14 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 27,95 м (300,9 кв. Футов)
  • Масса пустого: 6375 кг (14 054 фунта)
  • Масса брутто: 9 486 кг (20 913 фунтов)
  • Максимальная взлетная масса: 11 830 кг (26 081 фунт)
  • Силовая установка: 2 × Liming Wopen-6A турбореактивный двигатель с дожиганием, тяга 29,42 кН (6610 фунт-сила) каждый сухой, 36,78 кН (8270 фунтов-силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 1210,23 км / ч (752,00 миль / ч, 653,47 кН)
  • Максимальная скорость: 1,12 Маха
  • Диапазон: 2,000 км (1200 миль, 1100 миль)
  • Боевая дальность: 400 км (250 миль, 220 миль) ло-лоу-лоу с максимальной полезной нагрузкой
600 км (370 миль; 320 нм) привет-лоу-привет
  • Практический потолок: 16 500 м (54 100 футов)
  • Скороподъемность: 103 м / с (20 300 футов / мин)
  • Нагрузка на крыло: 423,3 кг / м (86,7 фунт / кв.фут)

Вооружение .

См. Также
  • Авиационный портал

Связанные разработки

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Наньчан Q-5.
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:04:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте