Jaguar | |
---|---|
Jaguar французских ВВС завершил воздух дозаправка в воздухе над Адриатическим морем | |
Роль | штурмовик |
Национальное происхождение | Франция / Великобритания |
Производитель | SEPECAT (Breguet / BAC ) |
Первый полет | 8 сентября 1968 г. |
Введение | 1973 |
На пенсии | 2005 ( Франция) / 2007 (Великобритания) / 2014 (Оман) |
Статус | Находится на вооружении ВВС Индии |
Основные пользователи | ВВС Индии (текущий пользователь). Королевские военно-воздушные силы (исторические данные). ВВС Франции (исторические данные). Королевские военно-воздушные силы Омана (исторические данные) |
Произведены | 1968–1981 |
Количество построенных | 543 |
Стоимость единицы | долларов США 8 миллионов (2008 г.) |
SEPECAT Jaguar Англо-французский реактивный штурмовик первоначально использовался британскими Королевскими ВВС и ВВС Франции в роли непосредственной авиационной поддержки и ядерного удара. Он все еще находится на вооружении в модернизированной форме ВВС Индии.
Первоначально задуманный в 1960-х годах как учебно-тренировочный реактивный самолет с возможностью легкой атаки наземных целей, требования к самолету вскоре изменились и теперь включают: сверхзвуковые характеристики, разведка и тактический ядерный удар роли. Планировалось, что авианосный вариант будет использоваться во французском ВМС, но он был отменен в пользу более дешевой модели Dassault Super Étendard. Самолеты были произведены SEPECAT (Société Européenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique), совместным предприятием Breguet и British Aircraft Corporation, одна из первых крупных совместных англо-французских военных авиастроительных программ.
Jaguar экспортировался в Индию, Оман, Эквадор и Нигерию. С различными военно-воздушными силами, Jaguar использовался в многочисленных конфликтах и военных операциях в Мавритании, Чаде, Ираке, Боснии и Пакистан, а также обеспечение готовой платформы доставки ядерного оружия для Соединенного Королевства, Франции и Индии на протяжении второй половины холодной войны и в последующий период. Во время войны в Персидском заливе Jaguar получил высокую оценку за свою надежность и был ценным ресурсом для коалиции. Самолет служил в ВВС Франции в качестве основного ударно-штурмовика до 1 июля 2005 г., а также в ВВС Великобритании до конца апреля 2007 г. Его заменили на Panavia Tornado и <329.>Eurofighter Typhoon в RAF и Dassault Rafale в ВВС Франции.
Программа Jaguar началась в начале 1960-х годов в ответ на британское требование (Air Staff Target 362) в усовершенствованном учебно-тренировочном самолете сверхзвуковой для замены Folland Gnat T1 и Hawker Hunter T7, а также французское требование (ECAT или École de Co mbat et d'Appui Tactique, «Tactical Combat Support Trainer») на дешевый дозвуковой учебно-тренировочный самолет двойного назначения и легкий штурмовик для замены Fouga Magister, Lockheed T-33 и Дассо Мистер IV. В обеих странах несколько компаний представили свои проекты на торги: BAC, Hunting, Hawker Siddeley и Folland в Великобритании; Breguet, Potez, Sud-Aviation, Nord и Dassault из Франции. В мае 1965 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании для двух стран о разработке двух самолетов, учебно-тренировочного самолета на базе ECAT и более крупного AFVG (англо-французская изменяемая геометрия).
Cross -канальные переговоры привели к созданию SEPECAT (Société Européenne de Production de l'Avion d'École de Combat et d'Appui Tactique - "европейской компании по производству учебно-боевых самолетов и самолетов тактического обеспечения. ") в 1966 году в качестве совместного предприятия Breguet и British Aircraft Corporation по производству планера. Частично базируясь на Breguet Br.121, используя ту же базовую конфигурацию и инновационное шасси французской разработки, Jaguar был построен с использованием основных элементов дизайна от ВАС, в частности крыла и устройств большой подъемной силы.
Производство компонентов будет разделено между Breguet и BAC, а сами самолеты будут собираться на двух производственных линиях; один в Великобритании и один во Франции. Чтобы избежать дублирования работы, каждый компонент самолета имел только один источник. Британские версии легкой ударной / тактической поддержки были самой сложной конструкцией, требовавшей сверхзвуковых характеристик, превосходной авионики, передовой системы навигации и атаки большей точности и сложности, чем во французской версии, отображения движущейся карты, лазерного дальномера и отмеченной цели. искатель (ЛРМТС). В результате первоначальная конструкция Br.121 требовала более тонкого крыла, измененного фюзеляжа, более высокой задней кабины и двигателей дожигания. Создавая улыбающиеся лица для публики, поддерживая иллюзию общего дизайна, британский дизайн настолько отошел от французского дозвукового Breguet 121, что фактически стал новым дизайном.
Отдельное партнерство была сформирована между Rolls-Royce и Turbomeca для разработки турбовентиляторного двигателя Adour с дожиганием. Br.121 предлагался с двигателем Turbomeca Tourmalet для ECAT, но Breguet предпочла RR RB.172, и их совместное предприятие будет использовать элементы обоих. Новый двигатель, который также будет использоваться для AFVG, будет построен в Дерби и Тарнос.
Предыдущие совместные усилия Великобритании и Франции были сложными - программа AFVG закончилась отменой, и вокруг нее возникли разногласия. разработка сверхзвукового авиалайнера Concorde. В то время как техническое сотрудничество между ВАС и Breguet шло хорошо, когда Dassault приобрела Breguet в 1971 году, компания поощряла принятие собственных разработок, таких как военно-морской штурмовик Super Étendard и Mirage F1, за который она получит больше прибыли, чем англо-французский Jaguar.
Первоначальный план состоял в том, чтобы Великобритания закупила 150 тренировочных кроссоверов Jaguar "B", а их требованиям по забастовке удовлетворял усовершенствованный BAC-Dassault AFVG самолетов, с Францией закупить 75 учебных самолетов "E" (école) и 75 одноместных ударных самолетов "A" (appui). Компания Dassault предпочитала собственный самолет Mirage G совместной AFVG, а в июне 1967 года Франция отменила AFVG по соображениям экономии. Это оставило пробел в запланированных ударных возможностях RAF на 1970-е годы; В то же время, когда Франция отменила AFVG, Германия проявила серьезный интерес к Jaguar, и, таким образом, дизайн стал больше ориентирован на роль ударника низкого уровня.
ВВС Великобритании изначально планировали покупку 150 тренеров; однако, с отказом от тактического ударного самолета BAC TSR-2 и сверхзвукового истребителя V / STOL Hawker Siddeley P.1154 ВВС Великобритании все более пристально смотрели на свои будущие потребности в легких ударах и понимая, что теперь им нужно больше, чем просто опытные инструкторы с некоторыми дополнительными возможностями по борьбе с повстанцами. На тот момент ударный состав ВВС Великобритании должен был состоять из американских General Dynamics F-111 плюс AFVG для более легких ударов. Высказывались опасения, что и F-111, и AFVG были проектами с высокой степенью риска, а поскольку французы уже планировали нанести удар по Jaguar, появилась возможность представить серьезный резервный план для будущих ударных потребностей RAF - Jaguar. В результате к октябрю 1970 года требования ВВС изменились на 165 одноместных ударных самолетов и 35 учебных самолетов.
Jaguar должен был заменить McDonnell Douglas Phantom FGR2 в непосредственная поддержка с воздуха, тактическая разведка и тактические удары, позволяющие использовать Phantom для противовоздушной обороны. И французские, и британские требования к инструкторам претерпели значительные изменения, и в конечном итоге они были выполнены на Alpha Jet и Hawker Siddeley Hawk соответственно. Между тем французы выбрали Jaguar на замену Dassault Étendard IV на Aeronavale и увеличили свой заказ, включив в него первые 40 транспортных средств морской версии. Jaguar, Jaguar M, для Aeronavale. Из этих очевидно несопоставимых целей должен был получиться единственный и совершенно другой самолет: относительно высокотехнологичный, сверхзвуковой и оптимизированный для наземных атак в условиях высокой угрозы.
Первый из 8 сентября 1968 года поднялись в воздух восемь прототипов, двухместных, оснащенных двигателем Adour первой серийной модели. Этот самолет позже стал сверхзвуковым в своем третьем полете, но был потерян при посадке 26 марта 1970 года из-за возгорания двигателя. Второй прототип поднялся в воздух в феврале 1969 года. в общей сложности три прототипа появились в полете на Парижском авиасалоне в том же году. Первый французский прототип "A" поднялся в воздух в марте 1969 года. В октябре британский "S" совершил свой первый полет.
Опытный образец "M" поднялся в воздух в ноябре 1969 года. "M" имел усиленный планер, амортизатор и различная ходовая часть: сдвоенное переднее колесо и одно главное колесо. После испытаний во Франции он отправился в RAE в Терли для испытаний на авианосец с их наземной катапульты, после чего в июле 1970 года он прошел серию корабельных испытаний с французского авианосца Clemenceau. В результате этих испытаний возникли сомнения относительно реакции дроссельной заслонки в случае прерванной посадки; Судовые испытания также выявили проблемы с управлением самолетом при полетах с одним двигателем, хотя запланированные улучшения двигателя должны были исправить эти проблемы. "M" считался подходящей заменой для Etendard IV, но Aeronavale могла бы купить только 60 самолетов вместо 100.
Кроме того, Jaguar M был дорогим, что ограничивало размер сил французов. Флот мог себе позволить. В 1971 году компания Dassault предложила Super Étendard, утверждая, что это была более простая и дешевая разработка существующего Étendard IV, а в 1973 году ВМС Франции согласились заказать его вместо Jaguar, хотя рост стоимости Super Étendard означал, что только Приобретен 71 самолет из запланированных 100. M был отменен французским правительством в 1973 году.
Jaguar - ортодоксальный одноместный автомобиль. - сиденье, стреловидное крыло, двухмоторная конструкция моноплана, с высоким трехопорным убирающимся шасси. В исходной конфигурации он имел максимальную взлетную массу в классе 15 тонн; и мог управлять боевым радиусом только на внутреннем топливе в 850 км (530 миль), что давало Jaguar большую дальность действия, чем у конкурирующих самолетов, таких как Mikoyan MiG-27. Самолет имел узлы подвески, рассчитанные на внешнюю нагрузку вооружения до 10 000 фунтов (4500 кг), стандартное вооружение включало ракетную установку MATRA LR.F2, 100-мм бомбы BAP, противорадиолокационные ракеты MATRA AS37, ракеты AIM-9 Sidewinder., и кассетные бомбы Rockeye. Во время войны в Персидском заливе «Ягуары» ВВС Великобритании получили несколько новых видов оружия, в том числе высокоскоростные ракеты CRV7 и американские кассетные бомбы CBU-87 . Наконец, Jaguar был оснащен либо парой французских пушек DEFA, либо британскими пушками ADEN.
. У Jaguar International было необычное дополнительное оборудование для установки надкрыльных пилонов, используемых для ближнего боя. ракеты класса "воздух-воздух", такие как Matra R550 Magic или AIM-9 Sidewinder. Этот вариант высвободил пилоны под крылом для другого оружия и магазинов. При подготовке к операции «Гранби» в 1990 году «Ягуары ВВС Великобритании» приобрели надкрылья пилонов, но французские Ягуары не претерпели изменений. Ягуар 97 Королевских ВВС предназначался для установки ASRAAM на крылатых пусковых установках, но очистка этого оружия так и не была завершена из-за сокращения финансирования.
SEPECAT Jaguar оснащен турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Turbomeca Adour , который разрабатывался параллельно с Jaguar и в первую очередь для него. Между Rolls-Royce и Turbomeca было сформировано отдельное партнерство для разработки Adour, двухвального турбовентиляторного двигателя с форсажной камерой. Сдвоенные двигатели были выбраны по живучести; Основное внимание уделялось простоте обслуживания, так как замену двигателя можно было произвести в течение 30 минут. Для Jaguar требовался низкий байпас, способный обеспечивать большую тягу для взлета, сверхзвукового полета и "рывков" на малых высотах.
RAF Jaguar GR3 во время дозаправки в воздухе.Когда первый прототип Jaguar летал на 8 сентября 1968 года это был также первый полет двигателя. На начальном этапе разработки у двигателя Adour были проблемы со стабильностью системы форсажной камеры, и судовые испытания показали медленное время отклика дроссельной заслонки, что проблематично в ситуации прерванной посадки; Улучшения двигателя устранили эти проблемы до того, как Jaguar поступил на вооружение. На вооружение Франции Jaguar были введены с оригинальным двигателем Mk.101. RAF Jaguars поступил на вооружение с двигателем Mk.102, в основном с лучшим управлением дроссельной заслонкой на форсаже по сравнению с Mk.101. Позднее RAF переоборудовали свои Jaguar примерно в 1981 году на улучшенный Adour Mk.104, а в 1999 году - на Mk.106, каждый из которых обеспечивал более высокие характеристики.
Adour был разработан как с форсажным, так и без него. форсажные модели; BAE Hawk, который обогнал Jaguar, чтобы выполнить требования Air Staff Target 362, также использовал двигатель Adour без дожигания, разработанный для Jaguar. Двигатель Adour нашел применение в нескольких самолетах за рубежом, таких как McDonnell Douglas T-45 Goshawk, Mitsubishi T-2 и Mitsubishi F-1 (который напоминает Ягуар). Даже после выхода Jaguar на пенсию в Европе, Adour продолжает оставаться активным продуктом, в котором разрабатываются новые варианты. По состоянию на февраль 2013 года ВВС Индии рассматривали возможность оснащения 125 автомобилей Jaguar новыми двигателями Honeywell F125IN.
С самого начала Ягуар был оснащен системой навигации и атаки. В то время как версии A имели надежную двойную гироскопическую систему и доплеровский радар, заимствованный из Mirage IIIE, у GR1 была совершенно новая цифровая система с инерциальной навигационной системой и проекционным дисплеем, плюс LRMTS (лазерная система определения дальности и маркировки) в носу. Эти системы были на шаг выше современных технологий того времени, но их надежность была довольно низкой.
Со временем появилось гораздо больше систем, таких как Atlis II во французских самолетах, а в 1994–95 годах на некоторые GR1 были установлены системы лазерного целеуказания. Добавились ракеты типа AS-30 и даже противокорабельный Sea Eagle. Некоторые самолеты IAF имели радиолокационную систему Agave, специально предназначенную для нанесения ударов с моря. Позже Индия разработала систему DARIN для своего флота Jaguar с современной базой данных 1553 года.
Хотя на боевых действиях, таких как Война в Персидском заливе, «Ягуар» оказался механически более надежным, чем «Панавиа Торнадо», авионика самолета была помехой для выполнения задач. Из-за недостатков Jaguar A в навигации и обнаружении целей французские Jaguar должны были сопровождать разведывательный самолет Dassault Mirage F1 CR в качестве проводников. «Ягуар» стал ценным компонентом кампании, отряд ВВС Великобритании из 12 «Ягуаров» совершил 612 боевых вылетов без потерь самолетов.
Значительные изменения были внесены как во время войны, так и вскоре после нее. Из-за того, что устаревшие навигационные системы не могли обеспечить требуемую точность, как французские, так и британские Jaguar были быстро модифицированы приемниками глобальной системы позиционирования (GPS), новейшей технологией того времени. До 1995 г. кампании НАТО по бомбардировке Боснии и Герцеговины, известной как операция «Делиберит форс», дюжина «Ягуаров» была модернизирована с возможностью нести лазерный целеуказатель TIALD и переименован в Jaguar GR1B или T2B соответственно. Вскоре после этого RAF модернизировали свой парк Jaguar до общего стандарта, включив TIALD и возможность использовать новые разведывательные модули. Промежуточное обновление GR3 (Jaguar 96) добавило новый HUD, новый ручной контроллер и ручку, интегрированные GPS и TERPROM Terrain. Ссылочная навигация. В дальнейшем модернизированном Jaguar GR3A был представлен новый блок цифровой разведки EO GP1 (JRP), нашлемный прицел, улучшенные дисплеи в кабине, канал передачи данных и улучшенная совместимость с очками ночного видения .
A одиночный Jaguar был преобразован в Jaguar Active Control Technology (ACT) с электронным управлением и аэродинамическими изменениями планера; аэродинамическая нестабильность улучшила маневренность, и данные испытаний были использованы при разработке Eurofighter.
ВВС Франции получили первый серийный Jaguar в 1973, один из возможных 160 одноместных Jaguar As. Для обучения переоборудованию Франция также взяла 40 двухместных Jaguar E. Хотя Jaguar был способен нести одну ядерную бомбу AN-52, французское правительство не назначило никаких Jaguar для использования в Force de frappe, средство стратегического ядерного сдерживания Франции; эта задача была выполнена на Dassault Mirage IV, а затем на Mirage 2000-N. Вместо этого «Ягуарам» с ядерным оружием была отведена «достратегическая» роль, чтобы расчистить путь для стратегических ударных сил. Ядерная бомба Ан-52 была снята с вооружения в сентябре 1991 года, когда бывшие ядерные эскадрильи Escadron de Chasse 7 сконцентрировались на обычных атаках. Французские Jaguar также выполняли роль самолета Electronic Counter Measures (ECM), несущего на вооружении противорадиационную ракету Martel , способную оставаться в воздухе для подавления обороны противника в течение длительного периода времени. дозаправка в воздухе.
Французский Jaguar на взлетно-посадочной полосе, буксируемый.На французской службе Jaguar часто использовался для защиты национальных интересов в Африке в течение 1970-х, политика, иногда называемая «дипломатией Jaguar» (la дипломат дю Ягуара). Ягуары дебютировали в боях против сил Фронта ПОЛИСАРИО в Мавритании в декабре 1977 года в составе Операции Ламантин. В августе 1978 года была создана эскадрилья быстрого реагирования с обычным вооружением, предназначенная для развертывания в поддержку французских сил и интересов в любой точке мира.
Франция была вовлечена в конфликт в Чаде в течение много лет, и 2000 человек из Force d'Intervention вместе с вертолетами и «Ягуарами» были развернуты для защиты центрального Чада в 1978 году, дополнительные силы прибыли позже в составе Операции Тако. «Ягуары» вступили в бой в мае и июне 1978 года, в значительной мере способствуя остановке наступления войск Гукуни Уэддей из ФРОЛИНАТ, которые были разбиты. Один самолет был сбит, но пилот был поднят вертолетом.
Для поддержки дальнейших военных действий в регионе, известных как операция «Манта», «Ягуары» были отправлены в Банги., Центральноафриканская Республика, в 1983 году, прежде чем был перебазирован в Чад в международный аэропорт Нджамены. 25 января 1984 года «Ягуары» атаковали колонну повстанцев, отступавшую после набега на город. Один самолет был сбит, а пилот, капитан Мишель Крочи, погиб; Ливийцы отрицают свою причастность. Силы "Манта" были выведены в 1984 году в рамках соглашения о деэскалации, согласно которому как ливийские, так и французские войска должны были быть выведены из Чада. Ливийцы не соблюдали соглашение, и Jaguars вернулись в Чад в 1986 году в рамках операции Epervier, на этот раз с более сильной ролью. 16 февраля 1986 года 11 Jaguar в сопровождении истребителей Mirage F1 и при поддержке танкеров C-135F и самолетов Breguet Atlantic совершили налет на аэродром в Вади Дум, который ливийцы построили в Северном Чаде, применив противовзлетные бомбы БАП-100. В ответ на вторжение в Ливию 7 января 1987 года был нанесен еще один удар, когда «Ягуар» уничтожил ливийский радар ракетой «Мартель». «Ягуары», дислоцированные в Нджамене, были целью ливийского саботажа из-за их эффективности против вражеских сил, но попытки оказались безуспешными.
«Ягуары» из Франции были отправлены для участия в нескольких кампаниях коалиции в 1990-х годах с война в Персидском заливе 1991 г. до 1999 г. конфликт в Косово.
Франция также передала военное имущество коалиции ; В октябре 1990 года восемь самолетов Jaguar A вместе с несколькими самолетами-разведчиками Dassault Mirage F1 CR были отправлены на Ближний Восток, причем самолеты Mirages, имевшие более совершенную авионику, выступали в качестве направляющих для Jaguar. Из-за того, что устаревшие навигационные системы не могли обеспечить требуемую точность, как французские, так и британские Jaguar были быстро модифицированы приемниками GPS, RAF Tornado также требовали адаптации в меньшей степени. Французские силы Jaguar в Саудовской Аравии построили максимум 28 самолетов, которые выполнили 615 боевых вылетов, при этом один Jaguar был поврежден иракской ракетой класса "земля-воздух". Типичными целями были иракские бронетанковые части, ракетные объекты «Скад» и военно-морские корабли.
15 января 1991 года 12 французских «Ягуаров» бомбили авиабазу Ахмад аль-Джабер, Кувейт ; трое были повреждены в результате нападения, но все вернулись на базу. 26 января ВВС Великобритании «Ягуары» и «Торнадо» совершили налет на несколько батарей ракет «шелкопряд» в Кувейте, чтобы усилить впечатление о неминуемом десантном вторжении с целью освобождения страны. 30-го два «Ягуара» ВВС Великобритании ракетами и пушкой уничтожили десантный корабль типа «Полночный». Иракская республиканская гвардия, окопавшаяся на границе Кувейта и Саудовской Аравии, в течение нескольких недель подвергалась непрерывной интенсивной бомбардировке, чтобы деморализовать их, союзные Ягуары составляли часть доставляющих самолетов. «Ягуары» также выполнили важную разведку района боевых действий для сил Коалиции. «Ягуары» обеих стран были выведены из региона в марте 1991 г., по окончании «Бури в пустыне».
В Operation Deliberate Force, бомбардировочной кампании НАТО над Боснией в В 1995 году шесть Jaguar, базирующиеся в Италии, провели 63 ударных вылета. Последние французские «Ягуары» были выведены на пенсию в 2005 году, и их заменили в штурмовиках Dassault Rafale.
ВВС Великобритании приняли поставку первого из 165 одноместных Jaguar GR1 (служебное обозначение Jaguar S) в составе 54-й эскадрильи. в 1974 году. Они были дополнены 35 двухместными кроссовками Jaguar T2 (ранее Jaguar B). У Jaguar S и B была более совершенная система навигации / атаки, чем у моделей A и E, используемых военно-воздушными силами Франции, состоящая из Ferranti / Marconi NAVWASS (подсистема навигации и наведения оружия) и 10-позиционной системы управления оружием Plessey. Ягуары ВВС Великобритании использовались для быстрого развертывания и подкрепления в регионе, а другие летали в роли тактического ядерного удара, неся бомбу WE.177.
Начиная с 1975 года с 6-й эскадрильей, за которым следует 54-я эскадрилья, базирующаяся в RAF Coltishall, и «Shadow squadron », 226 OCU базирующаяся на RAF Lossiemouth, эскадрильи Jaguar были объявлены действующими в SACEUR с британским ядерным оружием WE.177. 14-я эскадрилья и 17-я эскадрилья базируется на RAF Bruggen, затем в 1977 году. 20-я эскадрилья и 31-я эскадрилья, также базирующаяся в RAF Bruggen, доставили силы RAF Jaguar в свои максимальная численность шести эскадрилий плюс OCU, каждый из двенадцати самолетов, оснащенных восемью WE.177 ядерным оружием. Еще две эскадрильи, 2-я эскадрилья и 41-я эскадрилья, базирующиеся в RAF Laarbruch и RAF Coltishall соответственно, в первую очередь занимались тактической разведкой. С 1975 года OCU выполняла роль оперативной эскадрильи на передовой, назначенной SACEUR, с 12 самолетами Jaguar, восемью ядерными бомбами WE.177 и разнообразным обычным оружием.
В апреле 1975 года один Jaguar использовался для проверки проходимости самолета на грубой взлетно-посадочной полосе, несколько раз приземляясь и взлетая с автомагистрали M55, последний испытательный полет был проведен с полной боевой нагрузкой; способность никогда не использовалась в эксплуатации, но считалась полезной, поскольку импровизированные взлетно-посадочные полосы могли быть единственными оставшимися взлетно-посадочными полосами в крупномасштабном европейском конфликте. В европейской войне высокой интенсивности роль Jaguar заключалась в поддержке сухопутных войск на континенте в сопротивлении советскому нападению на Западную Европу, поражая цели за пределами переднего края поля боя в случае эскалации конфликта. Очевидное несоответствие между количеством самолетов и ядерными бомбами было следствием того, что штабные планировщики Королевских ВВС пришли к выводу, что на ранней стадии обычных вооружений сократится треть ягуаров, в результате чего оставшиеся в живых численно будут достаточно сильными, чтобы доставить весь выделенный запас из 56 ядерных бомб.
Три Jaguar RAF во время операции Northern Watch в сентябре 1999 года.С декабря 1983 года 75 Jaguar GR1 и 14 T2 были обновлены в соответствии со стандартами GR1A и T2A с помощью систем навигации и атаки FIN1064, заменяющих исходный NAVWASS. Примерно в то же время большинство из них были переоборудованы двигателями Adour 104 и были оснащены способностью нести Sidewinder ракеты воздух-воздух или AN-ALQ-101 (V) -10 средства электронного противодействия стручки под крыльями.
силы RAF Jaguar были изменены в конце 1984 года, когда 17-я эскадрилья, 20-я эскадрилья и 31-я эскадрилья обменяла свои Jaguar на Tornado GR1, хотя их назначение в SACEUR и их роль в военное время остались неизменными. Два других подразделения RAF Germany, 14-я эскадрилья и 2-я эскадрилья, последовали их примеру в 1985 и 1989 годах соответственно, в результате чего оперативные силы Jaguar сконцентрировались в 6, 41 и 54 эскадрильях. в RAF Coltishall.
После иракского вторжения в Кувейт 9 августа 1990 года британское правительство направило на Ближний Восток 12 самолетов Jaguar GR1A и 12 Tornado F3 в рамках операции «Гранби», эти самолеты действовали с баз в Омане и Бахрейне. 23 августа 1990 года в этот регион была отправлена эскадрилья заградителей Tornado GR1, но Tornado GR1 было трудно поддерживать в рабочем состоянии при высоких температурах. Blackburn Buccaneers были отправлены в январе 1991 года в качестве лазера. обозначения наземного ударного самолета. Ягуары ВВС Великобритании получили несколько новых видов оружия во время войны в Персидском заливе, в том числе высокоскоростные ракеты CRV7 и американские кассетные бомбы CBU-87 , которые использовались ВВС Великобритании. Существующие бомбы BL755 были спроектированы для сброса на малых высотах и поэтому непригодны для операций на больших высотах, характерных для Персидского залива. Отряд ВВС Великобритании из 12 «Ягуаров» совершил 612 боевых вылетов, при этом ни один самолет не был потерян. XZ364 «Садман» совершил 47 вылетов; самое большое количество вылетов среди всех самолетов.
В 1994 году, чтобы удовлетворить острую потребность в увеличении количества самолетов, способных определять цели для бомб с лазерным наведением, 10 GR1A и два T2A были модернизированы с возможностью нести блок лазерного целеуказателя TIALD и , переименованный в как Jaguar GR1B и T2B соответственно. Оснащенные TIALD машины Jaguar GR1B были отправлены в Италию в августе для участия в операции Deliberate Force против сил боснийских сербов, которая использовалась для обозначения целей для «Харриеров» Королевских ВВС. Во время боснийских операций Jaguar 41-й эскадрильи совершил первый бомбардировочный налет британских ВВС в Европе с момента окончания Второй мировой войны пятьдесят лет назад.
RAF Jaguar использовался в качестве наземные учебные планеры Королевских ВВС в Косфорде.После успеха модернизации GR1B / T2B, ВВС приступили к реализации плана модернизации своего парка Jaguar до общего стандарта, включая улучшения, внесенные в некоторые самолеты во время войны в Персидском заливе, а также добавление возможность использования TIALD и новых разведывательных капсул. Обновление состояло из двух частей; Промежуточное обновление GR3 (Jaguar 96) добавило новый HUD, новый ручной контроллер и ручку, интегрированные GPS и TERPROM Terrain Ссылочная навигация. Он поставлялся в двух стандартах: для recce и TIALD. В дальнейшем модернизированном Jaguar GR3A (также известном как Jaguar 97) была представлена совместимость всего парка с TIALD и новая цифровая разведывательная установка EO GP1 (JRP), установленный на шлеме прицел, улучшенные дисплеи в кабине, канал передачи данных и улучшенное ночное видение совместимость с очками. Все GR3A впоследствии были переоборудованы с новым турбовентиляторным двигателем Adour 106 .
. Jaguars не принимал участие в войне в Ираке в 2003 году ; планировалось, что они будут действовать с баз в Турции, к северу от Ирака, но Турция отказала в доступе к своим авиабазам, и северная атака была отменена.
Требование Министерства финансов Великобритании о сокращении Военный бюджет привел к тому, что министр обороны Джефф Хун подробно рассказал о планах на 21 июля 2004 года вывести Jaguar к 2007 году. Ожидаемая дата вывода из эксплуатации - октябрь 2007 года - была перенесена всего за пять дней до 30 апреля 2007 года. 20 декабря 2007 года Jaguar, которым управляет Qinetiq, совершил последний в истории британский военный полет Jaguar.
После ухода с летной службы многие Jaguar продолжают служить в качестве наземных учебных самолетов, в первую очередь в RAF Cosford, используется при обучении монтажников RAF.
Индия была привлечена в качестве возможного покупателя Jaguar еще в 1968 году, но отказалась, частично на том основании, что еще не было ясно, будут ли сами французы и британцы принять самолет в эксплуатацию. У Индии уже был истребитель-бомбардировщик Marut, и она пыталась модернизировать его новыми двигателями, пока новый проект не рухнул. Десять лет спустя компания IAF стала крупнейшим экспортным заказчиком, заказав в 1978 году самолет на 1 миллиард долларов, причем после долгой и сложной оценки Jaguar был выбран впереди Dassault Mirage F1 и Saab Viggen.. Заказ включал 40 Jaguar, построенных в Европе на Warton, и 120 построенных по лицензии самолетов на Hindustan Aeronautics Limited (HAL) под местным названием Shamsher («Меч правосудия»).
В качестве временной меры 18 Royal Air Force Jaguar были переданы в аренду Indian Air Force, причем первые два самолета, предоставленных в аренду Western Air Command 27 июля 1979 года. Второй партией самолетов для ВВС Индии были 40 самолетов Jaguar International, построенных в Вартоне, первый самолет был поставлен в марте 1981 года. Третья партия была собрана еще 45 самолетов. HAL комплектов отправлено из Соединенного Королевства, первый комплект был отправлен в Индию в мае 1981 года. На следующих этапах в Индии будет построено больше самолетов с меньшим содержанием европейских компонентов. Всего HAL построила 80 самолетов.
Пара ВВС Индии Ягуаров, летящих в строю, помимо пары ВМС Индии Си Харриер и пара США ВМФ F / A-18 Super Hornets, пролетевший над авианосцем ВМС Индии INS Viraat во время учений Малабар.Индийские ягуары сильно отличались от ВВС Великобритании. ед. Двигатели Adour Mk 811 вскоре были приняты на производственную линию HAL (предыдущие модели Jaguar, произведенные в Великобритании, имели более раннюю версию Mk 804), давая 8 400 фунтов силы каждый. Над крыльями были R-550 Magic 1 или 2. Но что еще более важно, NAWASS, даже если он был очень современным по концепции, был заменен, потому что он был признан весьма ненадежным. RAF уже модернизировал систему современной INS Ferranti Type 1024, но Индии был предложен 1024E (экспортная, менее мощная версия). Поэтому IAF вместо этого занялась разработкой полностью новой системы навигационных атак под названием DARIN, которая объединила несколько технологий из Франции, Великобритании и других источников. Эта система была более надежной и точной, чем старый NAWASS, и все IAF Jaguar имели ее в качестве стандартной системы. Jaguar оказался дальнобойным, быстрым, стабильным и эффективным ударным самолетом на вооружении ВВС США. Еще одним важным обновлением стала версия Maritime Strike, оснащенная радаром (французская Agave) и мощными британскими противокорабельными ракетами, выпущенная в очень ограниченном количестве (12). Единственная реальная проблема с Jaguar - отсутствие мощности на высоте, особенно с тяжелыми боеприпасами на борту.
Индийские ягуары использовались для выполнения разведывательных миссий в поддержку Индийских миротворческих сил в Шри-Ланке в период с 1987 по 1990 год. Позже они играли активную роль в Каргильская война 1999 г. с Пакистаном, сбрасывающая как неуправляемые, так и лазерные бомбы, при этом ВВС определили свою роль как «ударный самолет глубокого проникновения». Ягуар также используется в небольшом количестве в качестве противокорабельного типа, оснащенный ракетой Sea Eagle. Jaguar остается важным элементом индийских вооруженных сил, поскольку, наряду с Mirage 2000, Jaguar был описан как один из немногих самолетов, способных выполнять роль ядерного удара с разумными шансами на успех. Утверждалось, что индийские военные решили не превращать Jaguar в активную ядерную платформу из-за отсутствия у него свободного пространства для размещения индийских ядерных бомб, сбрасываемых самотеком.
По мере старения самолета авионика рассматривалась как не хватает подходящих компонентов для наземной атаки, таких как радар для отслеживания местности, GPS-навигация или современные системы ночного полета; следовательно, в середине 1990-х годов было проведено несколько обновлений, включая добавление модуля прицеливания Litening. Индия разместила заказ на 17 дополнительных модернизированных самолетов Jaguar у компании Hindustan Aeronautics в 1999 году и еще 20 в 2001–2002 годах. ВВС Индии планируют модернизировать до 125 автомобилей Jaguar, начиная с 2013 года, путем модернизации авионики (включая многорежимный радар, автопилот и другие изменения) в рамках программы DARIN III и рассматривают возможность установки более мощных двигателей, Honeywell F125IN, для улучшения характеристик, особенно на средних высотах. Последняя программа обновления DARIN III (Display Attack Ranging Inertial Navigation) также была одобрена. В дополнение к новой авионике и оборудованию, установленному в рамках модернизации DARIN II, DARIN III будет иметь измененную архитектуру авионики, новую кабину с двойным SMD, твердотельный регистратор полетных данных и твердотельную систему видеозаписи, систему автопилота, интеграцию нового многоцелевого оборудования. режим радара на Jaguar IS (в настоящее время радар оснащается только Jaguar IM). Основные конструктивные изменения должны быть выполнены на корпусе самолета для размещения радара. Первые Jaguar, поставленные в IAF, были оснащены двумя Adour 804E; Дальнейшие поставки осуществлялись на базе Adour Mk811. Все нынешние Ягуары IAF оснащены Adour Mk811. Обновление DARIN III вызовет дополнительные проблемы с весом из-за добавления новой авионики и радара, что приведет к его недостаточной мощности. Позже IAF приняла решение не модернизировать двигатели из-за проблем с бюджетом
В начале разработки было решено, что Jaguar следует предлагать на экспорт. В 1969 году, когда самолет все еще находился на стадии разработки, были сделаны официальные попытки продать самолет в Швейцарию, Индию, Японию, Австралию, Нидерланды, Бельгию и Германию. Япония начала переговоры о лицензионном производстве Jaguar, но эти планы потерпели неудачу отчасти из-за высоких лицензионных платежей, требуемых SEPECAT. Предложение Турции построить Jaguar по лицензии для своих ВВС также не реализовалось. Попытки экспорта в Кувейт и Пакистан не привели ни к каким заказам. Кувейт изначально заказал 50 Jaguar и 16 Mirage 5, но вместо этого выбрал F1. Пакистан обратился в SEPECAT после того, как США отказались продавать их предпочтительный самолет, LTV A-7 Corsair II, из-за эмбарго на поставки оружия; В конечном итоге Пакистан остановил свой выбор на Mirage 5.
Jaguar были успешно проданы в ряд зарубежных стран, при этом Индия была крупнейшим оператором. Jaguar International был экспортной версией, которая продавалась в Эквадор, Нигерия и Оман. Эквадорские ВВС, единственный экспортный заказчик из Латинской Америки, приобрели 10 одноместных и 2 двухместных варианта, получивших официальное обозначение Jaguars ES и EB соответственно. Первый из двенадцати самолетов прибыл в январе 1977 года. Они использовались в основном для наземных атак, а иногда и для обеспечения превосходства в воздухе во время войны за Сенепа с Перу в 1995 году, но основная часть флота находилась в резерве. в случае более широкого конфликта с перуанцами. Нигерия заказала 13 одноместных вариантов SN и 5 двухместных вариантов BN; SEPECAT поставил первый из них в мае 1984 года. Последующий заказ на вторую партию из 18 самолетов был отменен. Некоторые из них были выведены из эксплуатации по соображениям экономии, а оставшиеся самолеты выставлены на перепродажу. Королевские ВВС Омана, как и Эквадор, заказали 10 одноместных и 2 двухместных варианта, обозначенных Jaguars OS и OB соответственно; первый был доставлен в марте 1977 года. Второй идентичный заказ на 12 самолетов был размещен в середине 1980-х годов; к ним добавились два подержанных экземпляра Indian и RAF. Последний из оманских самолетов был списан 6 августа 2014 года.
Больше выживших можно найти здесь: http://www.demobbed.org.uk/aircraft.php?type=631
Данные Jane's All The World's Aircraft 1980–81,
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
самолет сопоставимая роль, конфигурация и эпоха
Связанные списки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с SEPECAT Jaguar. |