F-84 Тандерджет | |
---|---|
ВВС США F-84E Thunderjet | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Республика Авиация |
Первый полет | 28 февраля 1946 г. |
Вступление | Ноябрь 1947 г. |
В отставке | 1964 (USAF) 1974 ( Югославия ) |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 7 524 |
Варианты | Republic F-84F Thunderstreak Republic XF-84H Thunderscreech Republic XF-91 Thunderceptor |
Республика F-84 Тандерджет был американский турбореактивный истребитель-бомбардировщик самолет. Созданный в 1944 году как предложение ВВС США (USAAF) о «дневном истребителе», F-84 впервые поднялся в воздух в 1946 году. Несмотря на то, что он поступил на вооружение в 1947 году, Thunderjet столкнулся с таким количеством проблем с конструкцией и двигателем, что самолет 1948 года В обзоре ВВС США заявили, что они не могут выполнить ни один из аспектов намеченной миссии, и рассматривают возможность отмены программы. Самолет не был рассмотрен в полном объеме до 1949 F-84D модели и дизайн созрела лишь с окончательным F-84g не введена в 1951 г. В 1954 г. с прямым крылом Тандерджет присоединился стреловидным крылом F-84F Thunderstreak истребителей и Самолет фоторазведки RF-84F Thunderflash.
Thunderjet стал основным ударным самолетом ВВС США во время Корейской войны, совершив 86 408 боевых вылетов и уничтожив 60% всех наземных целей в войне, а также восемь истребителей МиГов советской постройки. Более половины из 7524 произведенных F-84 служили для стран НАТО, и это был первый самолет, который летал с демонстрационной группой ВВС США Thunderbirds. USAF Стратегическое авиационное командование было F-84 Thunderjets в эксплуатации с 1948 по 1957.
F-84 был первым серийным истребителем, в котором использовалась дозаправка в воздухе, и первым истребителем, способным нести ядерное оружие - ядерную бомбу Mark 7. Модифицированные F-84 использовались в нескольких необычных проектах, включая стыковку FICON и Tom-Tom с базовыми бомбардировщиками B-29 Superfortress и B-36, а также экспериментальный турбовинтовой XF-84H Thunderscreech.
Номенклатура F-84 может несколько сбивать с толку. Модели с прямым крылом от F-84A до F-84E и F-84G назывались Thunderjet. F-84F Thunderstreak и РЧ-84F были разные взрыв -пакет самолетов со стреловидными крыльями. XF-84H Thunderscreech (не официальное название) был экспериментальной турбовинтовой версией F-84F. Версия со стреловидным крылом F-84F была задумана как небольшая вариация обычного Thunderjet с несколькими различными деталями, поэтому она сохранила базовый номер F-84. Задержки производства F-84F привели к тому, что был заказан еще один вариант с прямым крылом; это был F-84G.
В 1944 году главный конструктор Republic Aviation Александр Картвели начал работу над турбореактивным двигателем, заменяющим поршневой истребитель P-47 Thunderbolt. Первоначальные попытки перепроектировать Р-47 для установки реактивного двигателя оказались тщетными из-за большого поперечного сечения первых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором. Вместо этого Картвели и его команда спроектировали новый самолет с обтекаемым фюзеляжем, в основном занятым турбореактивным двигателем с осевым компрессором и топливом, хранящимся в довольно толстых неперекрытых крыльях.
11 сентября 1944 года ВВС США опубликовали Общие эксплуатационные требования к дневному истребителю с максимальной скоростью 600 миль в час (521 кН, 966 км / ч), боевым радиусом 705 миль (612 морских миль, 1135 км) и вооружением шести. 0,50 дюйма (12,7 мм) или четыре пулемета 0,60 дюйма (15,2 мм). Кроме того, новый самолет должен был использовать осевой турбореактивный двигатель General Electric TG-180, который поступил в производство как Allison J35.
11 ноября 1944 года Республика получила заказ на три прототипа нового XP-84 - модель AP-23. Поскольку дизайн обещал высокую производительность к Lockheed -Встроенный P-80 Shooting Star и Республики имел большой опыт в создании одноместных истребителей, никакой конкуренции не было проведено по контракту. Название Thunderjet было выбрано, чтобы продолжить традицию Republic Aviation, начатую с P-47 Thunderbolt, с акцентом на новый метод движения. 4 января 1945 года, еще до того, как самолет поднялся в воздух, ВВС США расширили свой заказ до 25 служебных испытаний YP-84A и 75 серийных P-84B (позже модифицированных до 15 YP-84A и 85 P-84B).
Между тем, испытания в аэродинамической трубе, проведенные Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, выявили продольную нестабильность и коробление обшивки стабилизатора на высоких скоростях. Вес самолета, вызывающий серьезную озабоченность, учитывая низкую тягу первых турбореактивных двигателей, рос так быстро, что ВВС США были вынуждены установить предел полной массы в 13 400 фунтов (6080 кг). Результаты этих предварительных испытаний были включены в третий прототип, получивший обозначение XP-84A, который также был оснащен более мощным двигателем J35-GE-15 с тягой 4000 фунтов силы (17,79 кН).
Первый прототип XP-84 был доставлен на армейский аэродром Мурок (ныне база ВВС Эдвардс ), где он впервые совершил полет 28 февраля 1946 года под управлением майора Уоллеса А. «Уолли» Лиена. В августе к нему присоединился второй прототип, оба самолета использовали двигатели J35-GE-7 мощностью 3745 фунтов силы (16,66 кН). 15 YP-84A, доставленные на Паттерсон Филд (современная база ВВС Райт-Паттерсон ) для эксплуатационных испытаний, отличались от XP-84 тем, что имели модернизированный двигатель J35-A-15, несущий шесть машин M2 Browning диаметром 0,50 дюйма (12,7 мм). орудия (четыре в носу и по одному в корне каждого крыла), а также наличие топливных баков на законцовках крыла, вмещающих 226 галлонов США (856 л) каждый.
Из-за задержек с поставкой реактивных двигателей и производством XP-84A Thunderjet прошел лишь ограниченные летные испытания к тому времени, когда серийные P-84B начали выпускаться с завода в 1947 году. В частности, влияние танков на законцовках крыла на Управление самолетом изучено недостаточно. Позже это оказалось проблематичным.
После создания ВВС США Законом о национальной безопасности 1947 года обозначение Pursuit было заменено на Fighter, и P-84 стал F-84.
F-84 были назначены в 27-е истребительное авиационное крыло, 27-е истребительное эскортное крыло, 27-е стратегическое истребительное авиационное крыло, 31-е истребительное эскортное крыло, 127-е дневное истребительное авиакрыло, 127-е истребительное эскортное крыло, 127-е стратегическое истребительное крыло, 407-е стратегическое истребительное крыло и 506-е стратегическое истребление. Крыло Стратегического авиационного командования с 1947 по 1958 год.
F-84B, который отличался от YP-84A только наличием более скорострельных пулеметов M3, вступил в строй в составе 14-й истребительной группы в Доу-Филд, Бангор, штат Мэн, в декабре 1947 года. Немедленно последовали ограничения на полеты, ограничившие максимальную скорость до 0,8 Маха из-за для контроля реверса и ограничения максимального ускорения до 5,5 g (54 м / с²) из-за сморщивания обшивки фюзеляжа. Проблема усугубляется нехваткой запчастей и трудностями в обслуживании, поэтому самолет получил прозвище «Кошмар механика». 24 мая 1948 года весь флот F-84B был остановлен из-за поломки конструкции.
Р-84Б 48-й истребительной эскадрильи 14-й истребительной группы, 1948 год.Обзор 1948 года всей программы F-84 обнаружил, что ни один из самолетов F-84B или F-84C не может считаться работоспособным или способным выполнять какой-либо аспект своей предполагаемой миссии. Программа была спасена от отмены, потому что F-84D, производство которого шло полным ходом, удовлетворительно устранил основные неисправности. Взлет F-80 показал, что, хотя у Shooting Star был более короткий разбег, лучшая скороподъемность на малой высоте и превосходная маневренность, F-84 мог нести большую бомбовую нагрузку, был быстрее, имел лучшие высотные характеристики и больший диапазон. В качестве временной меры ВВС США в 1949 году выделили 8 миллионов долларов США на модернизацию более 100 всех F-84B, в первую очередь усиление крыльев. Несмотря на полученные улучшения, к 1952 году F-84B был выведен из эксплуатации.
F-84C признаки несколько более надежная J35-A-13 двигателя и имел некоторые технические усовершенствования. Будучи практически идентичным F-84B, модель C имела все те же дефекты и прошла аналогичную программу структурной модернизации в 1949 году. Все F-84C были сняты с действующей службы к 1952 году.
Конструкционные улучшения были произведены на заводе-изготовителе в F-84D, который поступил на вооружение в 1949 году. Крылья были покрыты более толстой алюминиевой обшивкой, топливная система была подготовлена к зиме и позволяла использовать топливо JP-4, а также более мощный J35-A-17D. был установлен двигатель мощностью 5000 фунтов-силы (22,24 кН). Было обнаружено, что непроверенные топливные баки законцовки крыла способствовали разрушению конструкции крыла, вызывая чрезмерное скручивание во время маневров с большим перегрузкой. Чтобы исправить это, снаружи танков были добавлены небольшие треугольные ребра. F-84D был выведен из эксплуатации ВВС США в 1952 году и покинул службу Национальной гвардии ВВС США (ANG) в 1957 году.
Первым эффективным и полностью оснащенным Thunderjet была модель F-84E, которая поступила на вооружение в 1949 году. Самолет имел двигатель J35-A-17, дополнительное усиление крыла, удлинение фюзеляжа на 12 дюймов (305 мм) перед крыльями и 3 шт. в (76 мм) удлинении в кормовой части крыльев для увеличения кабины и отсека авионики, прицела A-1C с радаром APG-30 и обеспечения дополнительной пары топливных баков на 230 галлонов (870 л), которые будут размещаться под крылом пилоны. Последний увеличил боевой радиус с 850 до 1000 миль (с 740 до 870 миль; с 1370 до 1610 км).
Одним из улучшений первоначальной конструкции F-84 были ракетные стойки, которые складывались заподлицо с крылом после запуска 5-дюймовых ракет HVAR, что уменьшало лобовое сопротивление по сравнению с более старыми фиксированными монтажными стойками. Это нововведение было принято на вооружение и на других американских истребителях-бомбардировщиках.
Португальский F-84 загружается боеприпасами в 1960-х годах на авиабазе Луанда во время португальской колониальной войны.Несмотря на улучшения, показатели эксплуатации F-84E оставались низкими: в любой момент времени работало менее половины самолетов. В первую очередь это было связано с острой нехваткой запчастей для двигателей Allison. Ожидалось, что F-84E будут налетать 25 часов в месяц, имея 100 часов между капитальными ремонтами двигателей. Фактический налет для корейской войны и развертывания сил НАТО быстро превысил объем поставок и способность Allison производить новые двигатели. F-84E был выведен из эксплуатации ВВС США в 1956 году и оставался с агрегатами ANG до 1959 года.
Самым совершенным F-84 с прямым крылом был F-84G, который поступил на вооружение в 1951 году. На самолете были установлены заправочная стрела в левом крыле, автопилот, система посадки по приборам, двигатель J35-A-29 с мощностью 5560 фунтов силы (24,73 кН). тяги, отличительного каркасного фонаря (также модифицированного для более ранних типов) и способности нести одну ядерную бомбу Mark 7. F-84G был выведен из состава ВВС США в середине 1960-х годов.
Начиная с начала 1960-х годов, самолет использовался Força Aérea Portuguesa (FAP) во время португальской колониальной войны в Африке. К 1972 году все четыре действующих самолета F-84 дополняли FAP в Анголе.
Типичные для большинства ранних реактивных самолетов взлетные характеристики Thunderjet оставляли желать лучшего. В жаркое корейское лето с полной боевой нагрузкой самолету обычно требовалось 3000 м взлетно-посадочной полосы для взлета даже с помощью баллонов RATO (два или четыре из них были перевезены, каждый создавал тягу в 1000 фунтов-сил (4,4 кН). в течение 14 секунд). Все самолеты, кроме головного, были скрыты густым дымом от ракет. Ранние F-84 нужно было отрывать от земли на скорости 160 миль в час (140 узлов, 260 км / ч), удерживая ручку управления полностью назад. Посадки производились с одинаковой скоростью. Для сравнения, североамериканский P-51 Mustang приземлился со скоростью примерно 120 миль в час (100 узлов, 190 км / ч). Несмотря на «горячие» посадочные скорости, Thunderjet легко управлялся по приборам, а боковой ветер не представлял большой проблемы.
Запуск ракет F-84E.Благодаря толстому прямому крылу Thunderjet быстро достиг предела Маха 0,82 на полном газе и малой высоте. Самолет обладал достаточной мощностью, чтобы летать быстрее, но превышение предела Маха на малых высотах привело к резкому увеличению тангажа и разрушению конструкции, что привело к отрыву крыльев. На высоте более 15 000 футов (4600 м) F-84 мог лететь быстрее, но за счет сильного удара. Однако воздушной скоростью было достаточно легко управлять, чтобы сделать возможными безопасные бомбардировки с пикирования с высоты 10000 футов (3000 м). Ограничение максимальной скорости оказалось проблемой против советских МиГ-15 Микоян-Гуревич в Корее. Более медленный, чем МиГ, F-84 также не мог круто разворачиваться с максимальной мгновенной разворотной нагрузкой всего 3 G с последующей быстрой потерей скорости. Один пилот F-84E, которому приписывают два уничтожения МиГа, одержал вторую победу, умышленно вылетев на своем самолете по тангажу. Преследовавшие его МиГи не смогли проследить за резким маневром, и один из них врезался в землю. К счастью для пилота F-84E, самолет не распался, но корпус самолета сильно покоробился. F-84 был устойчивой орудийной платформой, а компьютерный прицел помогал в точной стрельбе и бомбардировке. Пилоты хвалили самолет за легендарную надежность Republic.
Пилоты прозвали Thunderjet «Ведущими салазками». Его также называли «Железным ломом», «дырой, высасывающей воздух», «Боровом» («Сурок») и «Самым быстрым трехколесным велосипедом в мире», «Любящей землю шлюхой», как свидетельство его длинных взлетных бросков. Согласно легендам о F-84, все самолеты были оснащены «детектором», который при прохождении V 2 будет искать грязь в конце взлетно-посадочной полосы. Как только устройство почувствовало запах грязи, включалось управление, и пилот позволял летчику оторваться от земли. В том же ключе было предложено переносить мешок с грязью в переднем отсеке шасси. Достигнув V 2, пилот сваливал грязь под колеса, обманывая детектор.
Thunderjet отличился во время Корейской войны. Хотя F-84B и F-84C не могли быть развернуты, поскольку их двигатели J35 имели ресурс всего 40 часов, F-84D и F-84E вступили в бой с 27-й истребительной эскортной группой 7 декабря 1950 года. им поручено сопровождение бомбардировщиков B-29 Superfortress. Первая победа Thunderjet в воздухе была одержана 21 января 1951 года ценой двух F-84. F-84 был поколением позади советского МиГ-15 Микояна-Гуревича со стреловидным крылом и превосходил его, особенно когда на МиГах летали более опытные пилоты, а противовоздушная миссия МиГ вскоре была возложена на F-86 Sabre.. Как и его знаменитый предшественник, P-47, F-84 перешел на низкоуровневую функцию запрета, в которой он преуспел.
Танкер КБ-29М заправляет F-84E над Кореей. F-84E могли заправлять только баки законцовок крыла по отдельности. F-84G-26-RE Thunderjet 51-16719 в составе 3600-й воздушной демонстрационной группы (USAF Thunderbirds), 1954 год.F-84 совершил 86 408 вылетов, сбросив 55 586 тонн (50 427 метрических тонн ) бомб и 6 129 тонн (5 560 метрических тонн) напалма. ВВС США заявили, что истребители F-84 несут ответственность за 60% всех наземных целей, уничтоженных во время войны. Известные операции F-84 включали атаку 1952 года на плотину Суй-хо. Во время войны F-84 стал первым истребителем ВВС США, использовавшим дозаправку в воздухе. В воздушном бою пилоты F-84 были убиты восемью МиГ-15 против заявленных советскими потерями 64 самолетов. Общие потери составили 335 моделей F-84D, E и G. По данным ВВС США за 1953 год, во время корейской войны было потеряно 358 F-84, в том числе 249 в боевых вылетах и 109 небоевых потерь.
Примечательный инцидент произошел 10 марта 1953 года, когда два F-84E отклонились от воздушного пространства Германии в воздушное пространство Чехословакии. Два чешских истребителя МиГ-15 перехватили самолет ВВС США и сбили один. Он разбился на немецкой стороне границы, и пилот успешно катапультировался.
В 1961 году португальские ВВС отправили в Анголу 25 оставшихся истребителей F-84G. Там они сформировали Esquadra 91 (91-я эскадрилья), базирующаяся на авиабазе Луанда. С тех пор F-84 использовались на ангольском театре военных действий Португалии за границей, в основном, для нанесения ударов с воздуха по сепаратистским партизанам.
Последние F-84 эксплуатировались в Анголе до 1974 года.
К середине 1960-х годов F-84 / F-84F был заменен на F-100 Super Sabre и RF-84F на RF-101 Voodoo в подразделениях ВВС США, переведенных на службу в Воздушную национальную гвардию. Последний F-84F Thunderflash ушел из АНГ в 1971 году. Три RF-84F ВВС Греции, снятые с вооружения в 1991 году, были последними действующими F-84.
F-84B | F-84C | F-84D | F-84E | F-84G | F-84F | RF-84F | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Планер | 139 863 | 139 863 | 150 846 | 562 715 | 482 821 | ||
Двигатель | 41 654 | 41 654 | 41 488 | 146 027 | 95 320 | ||
Электроника | 7 165 | 7 165 | 4 761 | 9 623 | 21 576 | ||
Вооружение | 23,559 | 23,559 | 37 433 | 41 713 | 63 632 | ||
Боеприпасы | 2 719 | 9 252 | 4,529 | ||||
Стоимость авиаперелета | 286 407 за первые 100 163 994 за следующие 141 | 147 699 | 212 241 | 212 241 | 237 247 | 769 300 | 667 608 |
Стоимость за час полета | 390 | ||||||
Стоимость обслуживания за час полета | 185 | 185 |
Примечания: Стоимость указана приблизительно в 1950 долларах США и не скорректирована с учетом инфляции.
Данные из Энциклопедии самолетов и ракетных систем ВВС США
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Авионика
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи