Douglas A-4 Skyhawk

редактировать
Авианосный штурмовик

A-4 (A4D) Skyhawk
Дуглас A-4E Skyhawk из VA-164 в полете Вьетнам на 21 Нет ноябрь 1967 (6430101).jpg
A-4E ВМС США Скайхок из VA- 164, с USS Oriskany, направляющий для атаки цели в Северном Вьетнаме в ноябре 1967 года.
Рольштурмовик, истребитель, самолет-агрессор
Национальное происхождениеСША
ПроизводительDouglas Aircraft Company. Макдоннелл Дуглас
Первый полет22 июня 1954 г.; 66 лет назад (1954-06-22)
Введение1 октября 1956 г.; 64 года назад (1956-10-01)
в отставкеUSMC (1998), ВМС США (2003). ВВС Израиля (2015). Королевские ВВС Новой Зеландии (2001)
СтатусВ ограниченном обслуживании с пользователями за пределами США
Основные пользователиВМС США (исторический). Корпус морских пехоты США ( исторический). ВВС Израиля (исторический). ВВС Аргентины (исторический)
Произведено1954–1979
Количество построенных2960
Стоимость единицы2,8–3,8 млн долларов США
ВариантыLockheed Martin A-4AR Fightinghawk. McDonnell Douglas A-4G Skyhawk. ST Aerospace A-4SU Super Skyhawk

Douglas A-4 Skyhawk - это одноместный субзвуковой несущийся легкий штурмовик, Образ для ВМС США и Корпуса морских пехоты США в начале 1950-х. треугольник, одноместный турбореактивный двигатель Skyhawk был разработан и произведен Douglas Aircraft Company, а McDonnell Douglas. Первоначально он имел обозначение A4D в соответствии с системой обозначений до 1962 года ВМС США.

Skyhawk - это относительно легкий самолет с максимальной взлетной массой 24 500 фунтов (11 100 фунтов). кг) и имеет максимальную скорость 670 миль в час (1080 км / ч). Пять узлов подвески цикла различных ракеты, бомбы и другие боеприпасы. Он способен нести бомбовую нагрузку, эквивалентную бомбовую нагрузку бомбардировщика Боинг B-17 Второй мировой войны, и может доставлять ядерное оружие с помощью низковысотной системы бомбометания и «чердака» доставка техники. Первоначально на А-4 устанавливался турбореактивный двигатель Wright J65 ; Начиная с A-4E, использовался двигатель Pratt Whitney J52.

Скайхоки сыграли ключевые роли в войне во Вьетнаме, Судного дня и войне за Фолклендские острова. Спустя 60 лет после первого полета самолета в 1954 году, некоторые из 2960 произведенных (по февраль 1979 года) остаются на вооружении аргентинских ВВС и бразильской морской авиации.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 США
      • 2.1.1 Эпоха войны во Вьетнаме
      • 2.1.2 Обучение и противник
    • 2.2 Израиль
    • 2.3 Аргентина
      • 2.3.1 Фолклендская война
      • 2.3.2 Послевоенный
    • 2.4 Кувейт
    • 2,5 Австралия
    • 2,6 Новая Зеландия
    • 2,7 Индонезия
    • 2,8 Малайзия
    • 2,9 Бразилия
    • 2, 10 Другие
  • 3 варианта
    • 3.1 Оригинальные производственные варианты
    • 3.2 Модернизированные, модифицированные и экспортные варианты
  • 4 Эксплуатанты
    • 4.1 Бывшие эксплуатанты
  • 5 Демонстрируемые самолеты
  • 6 Технические характеристики (A -4D-5 / A-4E Skyhawk)
  • 7 Заметные появления в СМИ
  • 8 См.
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Также Примечания
    • 9.2 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Дизайн и разработка
Прототип XA4D-1 в 1954 году Второй серийный A4D -1

Skyhawk был разработан Эдом Хайнеманном из Douglas Aircraft в ответ на США. Военно-морской флот требует реактивного штурмовика для замены более старого Дуглас А.Д. Skyraider (позже переименованный в A-1 Skyraider). Хайнеманн выбрал дизайн, который минимизировал бы его размер, вес и сложность. В результате получился самолет, который весил только половину от спецификации ВМФ. У него было настолько компактное крыло, что его не нужно было складывать для размещения авианосца. Первые 500 серийных экземпляров стоят в среднем 860 000 долларов каждый, что меньше максимума ВМФ в один миллион долларов. Миниатюрный Skyhawk вскоре получил прозвища «Самокат», «Kiddiecar», «Bantam Bomber», «Tinker Toy Bomber» и, благодаря своей скорости и маневренности, «Hot-Rod» Heinemann. 15 октября 1955 года прототип XA4D-1 установил мировой рекорд скорости 695 163 миль в час.

Самолет имеет обычную конструкцию после Второй мировой войны, с низко установленным треугольным крылом, трехколесный велосипед ходовая часть и один турбореактивного двигатель в хвостовой части фюзеляжа, с двумя воздухозаборниками по бокам фюзеляжа. Хвостовое оперение крестообразной конструкции с горизонтальным стабилизатором, установленным над фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 20-мм (0,79 калибра) пушки Colt Mk 12, по одной в корне крыла, на 100 патронов на пушку (A-4M Skyhawk II и типы на базе A-4M имеют 200 выстрелов на пушку), а также большое количество разнообразных бомб, ракет и ракет, размещенных на узлах подвески под центральными линией фюзеляжа и узлах подвески под каждым крылом (используется по одному на крыло, позже по два).

треугольное крыло не требует сложного складывания законцовки крыла, что позволяет сэкономить около 200 фунтов (91 кг). Его лонжероны были изготовлены из цельной поковки, охватывающей оба законцовки крыла. Предкрылки передней кромки были разработаны для автоматического падения с помощью скорости подачи силы тяжести и давления воздуха, что позволяет экономить пространство и за счет отсутствия исполнительных двигателей и переключателей. Точно так же основная ходовая часть не проходила через основной лонжерон крыла, сконструированная таким образом само колесо находилось внутри крыла, а шасси размещались в обтекателе под крылом. Таким образом, конструкция крыла была легче при той же общей прочности. Руль направления был построен из единой панели, усиленной внешними нервюрами.

A4D Skyhawk со снятой задней частью фюзеляжа и установленным двигателем, Авиабаза морской пехоты Ивакуни, Япония, 1959

Доступ к турбореактивному двигателю для обслуживания или был осуществлен путем снятия задней части части фюзеляжа и извлечения двигателя. Это устранило необходимость в дверях доступа с их петлями и защелками, что еще больше снизило вес и сложность. Это противоположно тому, что часто происходит при проектировании самолетов, когда небольшое увеличение веса в одной области приводит к увеличению веса в других областях для мощи, создаваемая потребность в более тяжелых и тяжелых двигателях, большем крыле и оперении. область и т. Д. В замкнутом круге.

A4D-2 (A-4B) заправка F8U-1P (RF-8A)

A-4 стал пионером концепции «приятель» «дозаправка в воздухе. Это позволяет уменьшить потребность в самолетах-заправщиках - специальное преимущество для стрелкового оружия или при работе в удаленных местах. Это позволяет повысить эксплуатационную гибкость и защиту от удара из строя самолета-заправщика, хотя эта процедура снижает эффективную силу на борту авианосца. Назначенный А-4 снабжения будет иметь установленный в центре «магазин для приятелей», большой внешний топливный бак с барабаном для шланга в кормовой части и выдвижной тормозной бак для заправки топливом. Этот самолет заправили без вооружения и запустили первым. Штурмовик должен быть вооружен по максимуму и иметь столько топлива, сколько позволяет ограничения по максимальной взлетной массе, намного меньше, чем полный бак. После взлета они продолжали доливать свои топливные баки из танкера, используя фиксированный дозаправочный зонд А-4 на правом борту носовой части самолета. После этого они могли совершить боевой вылет как с полным вооружением, так и с топливом. А-4 редко использовался для боевых действий на вооружении США после того, как танкер KA-3 Skywarrior стал использоваться на борту более крупных авианосцев. Универсальность возможностей и отказ от Skywarrior означали, что Boeing F / A-18E / F Super Hornet теперь включает эту возможность.

Тепловой щит кабины для доставки ядерного оружия

А-4 также разработан, чтобы иметь возможность совершить аварийную посадку в случае отказа гидравлической системы на два сбрасываемых бака, которые почти всегда находились на борту этих самолетов. Такие посадки к незначительным повреждениям носовой части самолета, которые можно было отремонтировать менее чем за час.

ВМС заключили контракт на этот тип 12 июня 1952 года, и первый прототип впервые вылетел с базы ВВС Эдвардс, Калифорния 22 июня 1954 года. в эскадрильи ВМФ и Корпуса морских пехоты (в и VMA-224 соответственно) началось в конце 1956.

Skyhawk оставался в производстве до 1979 года, было построено 2960 самолетов, в том числе 555 двухместных кроссовки. Последний серийный А-4, А-4М эскадрильи морских пехоты ВМА-331, имел бортах фюзеляжа флаги всех стран, эксплуатирующих А-4.

История эксплуатации

США

Skyhawk оказался относительно распространенным экспортным самолетом ВМС США послевоенной эпохи. Из-за своего небольшого размера он мог эксплуатироваться с более старых, меньших авианосцев Второй мировой войны, которые все еще использовались многочисленными военно-морскими силами в 1960-х годах. Эти старые корабли часто не могли вместить новые истребители ВМФ, такие как F-4 Phantom II и F-8 Crusader, которые были быстрее и мощнее, чем A-4, но значительно крупнее и тяжелее, чем старые военно-морские истребители.

ВМС использовали А-4 как в регулярном флоте, так и в военно-морском резерве легких штурмовых эскадрильях (Вирджиния). Хотя использование А-4 в качестве учебно-тренировочного самолета и самолета продолжалось и в 1990-е годы, ВМС начали выводить его из своих передовых ударных эскадрилий в 1967 году, причем последние (Super Foxes из VA-55/212/164) были в отставке в 1976 году.

ВМС США TA-4J Skyhawk из TW-3 на палубе USS Lexington, 1989 г.

Корпус морских пехоты не принял бы замену военного самолета ВМС США, LTV A-7 Corsair II, вместо этого оставив Skyhawks на вооружении как регулярной морской пехоты, так и резерва морской пехоты ударных эскадрилий (VMA), и заказав новую модель A-4M. Последний USMC Skyhawk был поставлен в 1979 году, и они использовались до середины 1980-х годов, прежде чем их заменили столь же компактные, но более универсальные STOVL AV-8 Harrier II.

VMA- 131, Группа 49 морской авиации (Diamondbacks) списала свои последние четыре OA-4M 22 июня 1994 года. Учебные версии Skyhawk оставались на вооружении ВМФ, однако, обретая новую жизнь с появлением "обучения цели" ", где маневренный А-4 использовался в качестве замены для МиГ-17 Микоян-Гуревич в разнородной учебно- боевой техники (DACT). Он служил в этой роли в TOPGUN до 1999 года.

A-4F Skyhawk из пилотажной группы Blue Angels ВМС США в 1975 году

Проворные характеристики A- 4 также сделали его подходящим для замены McDonnell Douglas F-4 Phantom II, когда ВМС сократили свои самолеты для демонстрационной команды Blue Angels, пока McDonnell Douglas F / A-18 Hornets не были доступны в 1980-е гг. Последние модели Skyhawk ВМС США, модели TA-4J, входящие в состав составной эскадрильи VC-8, оставались в боевом применении для буксировки целей и в качестве самолетов использования для боевой подготовки на военно-морской базе Roosevelt Roads. Эти самолеты были выведены из эксплуатации 3 мая 2003 года.

«Скайхоки» были любимы экипажами за их выносливость и маневренность. Эти характеристики, наряду с их низкой стоимостью приобретения и эксплуатации, также являются простыми услугами, способными использовать A-4 в американских и международных вооруженных силах. Помимо США, по крайней мере еще три страны использовали А-4 «Скайхок» в боевых действиях (Аргентина, Израиль и Кувейт).

Эпоха Вьетнамской войны

ВА-146 A-4C над Тонкинским заливом в августе 1964 года; USS Kearsarge парят внизу.

Skyhawks был основным легким штурмовиком ВМС США, использовавшимся над Северным Вьетнамом в первые войны во Вьетнаме ; Позже они были вытеснены A-7 Corsair II в роли атаки ВМС США. «Скайхокс» нанес несколько первых авиаударов США во время конфликта, и считается, что морской пехотинец «Скайхок» сбросил на страну последние американские бомбы. Среди известных военно-морских авиаторов, летавших на Skyhawk, были лейтенанты-коммандеры Эверетт Альварес-младший и Джон Маккейн, а также командир Джеймс Стокдейл.. 1 мая 1967 года самолет A-4C Skyhawk, пилотируемый лейтенант-командиром Теодором Р. Шварцем из VA-76 на борту авианосца USS Bon Homme Richard, сбил МиГ ВВС Северного Вьетнама. -17 с неуправляемой ракетой Зуни в качестве единственной победы Skyhawk в воздухе во Вьетнамской войне.

С 1956 года Navy Skyhawk был первым самолетом, который был развернут за пределами США вооружены AIM-9 Sidewinder. В ударных миссиях, что было обычной ролью «Скайхока», вооружение класса «воздух-воздух» использовалось для целей самообороны.

В начале и середине 1960-х стандартные эскадрильи A-4B Skyhawk ВМС США были назначены для обеспечения защиты истребителей противолодочных боевых самолетов, работающих с некоторых класса Essex США Противолодочные авианосцы, эти самолеты сохранили свои возможности атаковать с земли и с моря. Модель A-4B не использовала РЛС класса "воздух-воздух" и требовала визуального распознавания целей и наведения либо с корабля флота, либо с самолета Grumman E-1 Tracer AEW.

Легкие и безопасные для посадки на небольших палубах, Скайхоки позже также будут играть аналогичную роль, летнюю с австралийских, аргентинских и бразильских модернизированных легких противолодочных авианосцев времен Второй мировой войны, которые не могли управлять современными большими истребителями. Основное вооружение класса «воздух-воздух» состояло из 20-мм внутренних пушек Colt и способности нести ракету AIM-9 Sidewinder на обеих подкрыльевых узлах подвески, а на некоторые из них были добавлены еще два подкрыльных узла подвески. Самолет выполнен на общей вместимости четырех ЗРК.

A-4E ВМС США атакует поезд в Северном Вьетнаме ракетой Zuni.

Первая боевая потеря A-4 произошла 5 августа 1964 года, когда младший лейтенант степень Эверетт Альварес, из VA-144 на борту USS Constellation, был сбит при атаке вражеских торпедных катеров в Северном Вьетнаме. Альварес благополучно катапультировался после попадания огня зенитной артиллерии (AAA) и стал первым военно-морским военнопленным США в войне; он был освобожден в качестве военнопленного 12 февраля 1973 года. Последняя потеря А-4 во Вьетнамской войне произошла 26 сентября 1972 года, когда морской пехоты США капитан Джеймс П. Уолш, морской пехотинец VMA-211, при поддержке с воздухом авиабазы ​​Бьенхоа, Южный Вьетнам, был поражен наземным огнем во время битвы при Ан -Локе. Капитан Уолш благополучно катапультировался и был последним морским пехотинцем США, взятым в плен во время войны. Он был освобожден в качестве военнопленного 12 февраля 1973 года.

Хотя первые A-4E были запущены во Вьетнаме в начале 1965 года, A-4C продолжали цикл до конца 1970 года. 1 июня 1965 года Шорт-аэродром Чу Лай для тактической поддержки (SATS) был официально открыт с прибытием восьми A-4 Skyhawks с Cubi Point, Филиппинские острова. Группа приземлилась с помощью тросов, дозаправилась и взлетела с помощью JATO с топливом и бомбами для поддержки боевых частей морской пехоты. Скайхоки входили в состав морской ударной эскадрильи VMA-225 и VMA-311.

вооруженных A-4F на USS Hancock в 1972 году

29 июля 1967 года авианосец USS Forrestal вёл боевые действия в Тонкинском заливе во время войны во Вьетнаме. Ракета Зуни дала осечку, попав во внешний танк А-4. Топливо из протекающего бака загорелось, вызвав массивный пожар, который горел в течение нескольких часов, в результате чего погибли 134 моряка и получили ранения 161.

Во время войны 362 A- 4 / TA-4F Skyhawks были потеряны по всем причинам. ВМС США потеряли 271 A-4, Корпус морской пехоты США потерял 81 A-4 и 10 TA-4F. В общей сложности 32 А-4 был потерян из-за ракет класса «земля-воздух» (ЗРК), и один А-4 был потерян в воздушном бою с МиГ-17 25 апреля 1967 года.

Учебная и противодействующая роль

A-4 Skyhawk в двухместной конфигурации TA-4J был введен в учебную роль, заменив TF-9J Cougar. TA-4J десятилетиями служил передовым учебно-тренировочным самолетом с бело-оранжевой маркировкой, пока его не заменил Т-45 Ястреб-тетеревятник. Дополнительные TA-4J были назначены для подготовки по приборам RAG на всех основных реактивных базах ВМФ под RCVW-12 и RCVW-4. Изначально группы RAG по приборам обеспечивали подготовку авиаторов ВМФ по переходу на другой самолет в тот период, когда в морской авиации еще было много винтовых самолетов, также ежегодно проводилось обучение по приборам и проверочные поездки для авиаторов ВМФ. Назначенные модели TA-4J были установлены складными капюшонами, поэтому обучаемые летчик были установлены навыки полетов по приборам без каких-либо посторонних указаний. Это были VF-126 в NAS Miramar, Калифорния; VA-127 (позже VFA-127; НАС ФАЛЛОН, Невада) в НАС Лемур, Калифорния; VF-43 в NAS Oceana, Вирджиния; и VA-45 (позже VF-45) в NAS Сесил Филд, Флорида, до его более позднего переезда в NAS Ки-Уэст, Флорида.

A-4F противника VFC-13 в NAS Fallon в 1993 году

Дополнительные одноместные A-4 Skyhawk также были назначены в состав составных эскадрилий (VC) по всему миру для обеспечения обучения и других услуг развернутым подразделениям. К ним относятся VC-1 в NAS Barbers Point, Гавайи; VC-7 в NAS Miramar, Калифорния; VC-5 в NAS Cubi Point, Республика Филиппины ; VC-8 на NS Roosevelt Roads, Пуэрто-Рико; VC-10 в NAVBASE Гуантанамо-Бэй, Куба и эскадрильи военно-морского резерва VC-12 (позже VFC-12) в NAS Oceana, Вирджиния и VC-13 (позже VFC-13) в NAS Miramar, Калифорния, до его последующего перемещения в NAS Fallon, Невада.

С новым акцентом на обучении боевому маневрированию в воздухе (ACM), вызванным созданием Военно-морской школы истребителей (TOPGUN ) в 1969 году, доступность A -4 «Скайхока» как в приборной тряпке, так и в составной эскадрилье на основных реактивных базах представляли собой готовый ресурс проворных «Скайхоков», которые стали предпочтительным суррогатом МиГ-17 для TOPGUN. В то время F-4 Phantom только начинал использовать весь свой потенциал в качестве истребителя и не проявил себя так хорошо, как ожидалось, против меньших северных вьетнамских МиГ-17 и МиГ-21 противников. TOPGUN представил понятие разнородной подготовки к воздушному бою (DACT) с использованием модифицированных A-4E / Fs. Модифицированный самолет, получивший название «Мангуст», лишился спинной горки, 20-мм пушки с боеприпасами и внешних магазинов, хотя иногда сохранялась центральная линия. Предкрылки были зафиксированы.

Небольшие размеры Skyhawk и превосходная управляемость на малой скорости в руках хорошо обученного летчика сделали его идеальным для обучения авиаторов флота тонкостям DACT. В конце концов, эскадрильи начали демонстрировать яркие схемы окраски типов угроз, обозначающие их переход к основной роли подготовки противников. Чтобы лучше выполнять роль противника, в эту роль были включены одноместные модели A-4E и F, но главным противником Skyhawk был Super Fox, оснащенный усиленным двигателем J52-P-408. Этот вариант поступил на вооружение в 1974 году с VA-55 / VA-164 / VA-212 в последнем круизе USS Hancock и был вариантом, который Голубые Ангелы выбрали в 1973 году.

Излишек бывшей морской пехоты США. В результате Skyhawks версии A-4M использовались как VF-126, так и TOPGUN. Несмотря на то, что A-4 был дополнен F-5E, F-21 (Kfir), F-16 и F / A-18 в В роли противника A-4 оставался жизнеспособным суррогатом угрозы до тех пор, пока в 1993 году его не сняли с производства VF-43 и вскоре после этого VFC-12. Последними операторами флота A-4 были VC-8, которые отказались от своих Skyhawk в 2003 году.

A-4M также использовался Оперативно-техническим отделом (OMD) в роли противника, базирующимся в NAS. Даллас, Техас, для военно-морского резерва. Многие из летчиков, которые управляли четырьмя самолетами, были прикреплены к NAS Dallas, в том числе командир аэродрома. Эти самолеты сыграли важную роль в обучении и разработке ACM для истребительных эскадрилий морского резерва VF-201 и VF-202, летающих на F-4 Phantom II, а затем на Grumman F-14 Tomcat. Подразделение также выполнило несколько миссий, связанных с буксировкой целей в NAS Key West, Флорида; NAS в Кингсвилле, Техас, и развертывания в NAS Miramar, Калифорния, и NAS Fallon, Невада для поддержки противника. Отряд находился под оперативным командованием Крыла материально-технического обеспечения командующего флотом (CFLSW), также базирующегося в NAS Dallas.

Израиль

IAF A-4N на статическом дисплее. Обратите внимание на удлиненную выхлопную трубу.

Израиль был крупнейшим экспортным покупателем Skyhawks. Skyhawk был первым американским военным самолетом, предложенным для ВВС Израиля, что ознаменовало собой момент, когда США переняли у Франции роль главного военного поставщика Израиля. Поставки начались после Шестидневной войны, и вскоре A-4 составили костяк наземных войск ВВС США. В Службе ВВС A-4 Skyhawk назывался Ayit (иврит : עיט, для Eagle ).

. Они стоили всего четверть от стоимости Phantom II и несли на себе больше бомб. Начиная с 1966 года, Израиль закупил 217 самолетов А-4, а также еще 46, которые были переданы американскими подразделениями в рамках операции «Никель-Грасс», чтобы компенсировать большие потери во время войны Судного дня.

Авиационный самолет Израиля А- 4F Skyhawk на выставке

В конце 1960-х и 1970-х годах Skyhawk израильских ВВС были основными штурмовиками в Войне на истощение и Войне Судного дня. бомбардировки во время Войны Судного дня и значительная часть тактических боевых вылетов. ACIG.org утверждает, что по меньшей мере 9 А-4 Skyhawks были сбиты МиГ-21 и МиГ-17 <38.>во время войны Судного дня. Официальные израильские источники утверждают, что только пять самолетов ВВС Израиля любого типа были сбиты в ходе дуэлей воздух-воздух

В мае 1970 года израил ьский Skyhawk пилотирует полковник Эзра До Тан сбил два МиГ-17 над южным Ливаном (один - неуправляемыми ракетами, другой - 30-мм пушкой), хотя на лобовом стекле Skyhawk нет режима «воздух-воздух». Однако до трех Skyhawk было сбито египетскими истребителями МиГ-21, плюс два были сбиты пилотируемыми советскими войсками МиГ-21 во время Войны на истощение.

Специальная версия А-4 была разработана для IAF, А-4Н. Это был А-4Е с улучшенной авионикой и двигателем с улучшенной тягой J52-P-8A. Вооружение состояло из спаренных 30-мм пушек DEFA вместо 20-мм пушек Colt Mk.12. Более поздние модификации включали выступ авионики и удлиненную выхлопную трубу, реализованную в Израиле компанией IAI. Удлиненная выхлопная труба обеспечивала лучшую защиту от ракет класса "земля-воздух" с тепловым наведением. Всего было поставлено 90 A-4H, которые были основным штурмовиком Heyl Ha'avir (Israels Air Force) в Войне на истощение.

IAF A-4H ожидали утилизации в 2009 году после выхода на пенсию

В начале 1973 года На вооружение поступил улучшенный A-4N Skyhawk для Израиля, основанный на моделях A-4M, используемых Корпусом морской пехоты США. Различные модели Skyhawk выполняли бомбардировки во время Войны Судного дня и значительную часть тактических вылетов. Они также атаковали в ходе операции «Мир для Галилеи», и один из них сбил сирийский МиГ-17.

IAF также использовала двухместные модели для операций, а также для повышения квалификации и переподготовки. Первые учебные модели прибыли в 1967 году с первой партией Skyhawk. Во время войны Судного дня боевой порядок Skyhawk был усилен моделями TA-4F и TA-4J. В 2003 году ВВС США выбрали RADA Electronic Industries Ltd. для модернизации своего парка учебно-тренировочных самолетов А-4 системами доставки оружия, навигации и обучения. Интеграция многофункционального и проекционного дисплея позволила создать усовершенствованный учебно-боевой истребитель для будущих пилотов-истребителей ВВС США.

Согласно acig.org, Сирия заявила, что два израильских А-4 Skyhawk были сбиты сирийцами МиГ-23 над северным Ливаном 26 апреля 1981 года. Однако официальные статистические данные ВВС Израиля не указывают на какие-либо сбитые израильские военные самолеты после войны Судного дня, и в этот день не сообщалось о потерях самолетов.

Во время Ливанской войны 1982 года израильский А-4, пилотируемый Аароном Ачиазом, был сбит над Ливаном SA-7 6 июня 1982 года. Израиль сообщил, что это был один из двух самолетов. самолет, сбитый над долиной Бекаа во время воздушных боев с 6 июня 1982 г. по 11 июня 1982 г., в которых приняли участие 150 самолетов, в том числе в бою 9 июня 1982 г., известном как операция «Крот-крикет 19»..

В октябре 2008 года из-за проблем с техническим обслуживанием было решено, что флот A-4 Skyhawk будет выведен и заменен более современными самолетами, способными одинаково хорошо выполнять учебные задачи и, при необходимости, оказывать непосредственную поддержку и пресекать цели. на поле боя. Некоторые из израильских А-4 были позже экспортированы в Индонезию. Skyhawks были заменены на F-16 в боевых ролях, но все еще используются для обучения пилотов. Все оставшиеся самолеты А-4 должны были быть полностью выведены из эксплуатации к 2014 году, поскольку ВВС принимают поставку самолетов Alenia Aermacchi M-346 Master. Последний раз Скайхоки использовались в боевых действиях в ВВС Израиля в 2012 году, когда они сбросили листовок над Газой в 2012 году.

В июле 2013 года Израиль начал программу под названием Teuza (смелость) для цель превращения некоторых военных баз в лот для продажи устаревшего оборудования ЦАХАЛа. Старые модели, которые не подходят для современных высокотехнологичных сил Израиля, будут проданы или проданы на металлолом, если не будет покупателей. Среди предлагаемых самолетов A-4 Skyhawk.

13 декабря 2015 года все оставшиеся израильские A-4 Skyhawk были выведены из эксплуатации. Церемония вывода на пенсию состоялась на базе Хацерим ЦАХАЛ.

Аргентина

Аргентина была первым иностранным пользователем Skyhawk и с 1965 года поставила около 130 самолетов А-4. ВВС Аргентины получили 25 самолетов A-4B в 1966 году и еще 25 в 1970 году, все они были отремонтированы в Соединенных Штатах компанией Lockheed Service Co. до их поставки как A-4P, хотя в местном масштабе они все еще назывались A -4В. Они имели три пилона вооружения и служили в 5-й воздушной бригаде (исп. V Brigada Aérea). В 1976 году 25 A-4C были заказаны для замены F-86 Sabre, все еще находящихся на вооружении 4-й воздушной бригады (исп. IV Brigada Aérea). Они были приняты техниками ВВС в Рио-Куарто, Кордова, и переведены в состояние полета. Модель C имела пять пилонов и могла использовать ракеты AIM-9B Sidewinder воздух-воздух.

ВМС Аргентины A-4Q 0655/3-A-202 в 2007 г.

ВМС Аргентины также купил Skyhawk, известный как A-4Q, в виде 16 A-4B плюс два в качестве запасных частей, модифицированных пятью пилонами для вооружения и несущими сайдвиндер AIM-9B. Они были получены в 1971 году для замены Grumman F9F Panther и Grumman F9F Cougar, использовавшихся с авианосца ARA Veinticinco de Mayo 3-й истребительной / штурмовой эскадрильей ( Испанский: 3ra Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque).

США ввели эмбарго на запасные части в 1977 году из-за Грязной войны, поддержав поправку Хамфри-Кеннеди к Закону об иностранной помощи 1976 года, администрация Картера наложила эмбарго на продажу оружия и запасных частей в Аргентину и на обучение ее военного персонала (которое было прекращено в 1990-х годах при президентстве Карлоса Менема, когда Аргентина стала основным союзником, не входящим в НАТО ). Катапультные кресла не работали, и было много других механических неисправностей. Несмотря на это, A-4 все еще хорошо служили в 1982 Фолклендской войне.

Фолклендской войне

Аргентинские ВВС A-4C, май 1982

Во время Фолклендской войны 1982 года Аргентина развернула 48 боевых самолетов Skyhawk (26 A-4B, 12 A-4C и 10 A-4Q). Вооруженные неуправляемыми бомбами и лишенные какой-либо электронной или ракетной самообороны ВВС Аргентины Skyhawks потопили эсминец Type 42 Coventry и нанесли различные повреждения на нескольких других: фрегат Тип 21 Антилопа (впоследствии затонул при попытке обезвреживания неразорвавшихся бомб), RFA Sir Galahad (впоследствии затоплен во время войны могила), Type 42 Glasgow, фрегат типа Leander Argonaut, Type 22 фрегат Broadsword и RFA Sir Tristram.

ВМС Аргентины A-4Q, летевшие с Рио-Гранде, военно-морской авиабазе Огненная Земля, также принимали участие в бомбардировках британских кораблей, уничтожая Type 21 Пылкий.

Всего 22 Skyhawk (10 A-4B, девять A-4C и три A-4Q) были потеряны по всем причинам в шестинедельной войне. Эти потери включают восемь потерь от британских Sea Harrier, семь от ракет класса "земля-воздух" с кораблей, четыре от ракет класса "земля-воздух" и зенитного огня (в том числе от одного до "дружественный огонь ") и три - до аварий.

Послевоенный

A-4AR Fightinghawk, 2006

После войны выжившие A-4P и A-4C ВВС Аргентины были модернизированы в рамках программы Halcón (по-испански «сокол») с 30-мм (1,2 дюйма) пушками DEFA, ракетами класса «воздух-воздух» и другими второстепенными деталями, и были объединены в 5-ю воздушную бригаду. Все они были сняты с вооружения в 1999 году и заменены на 36 значительно улучшенных Lockheed Martin OA / A-4AR Fightinghawk (перестроенных и модернизированных ранее USMC A-4M). Несколько планеров TA-4J и A-4E также были поставлены по программе A-4AR, в основном для использования в качестве запасных частей. A-4AR находился на вооружении с конца 1990-х по 2016 год, когда большая часть парка была остановлена ​​из-за пригодности к эксплуатации и возраста. Небольшое количество планеров оставалось на вооружении для ограниченных ролей. Три самолета были потеряны в результате аварий.

В 1983 году США наложили вето на поставку Израилем 24 самолетов A-4H для ВМС Аргентины в качестве замены A-4Q. A-4Q были окончательно выведены из эксплуатации в 1988 году.

Кувейт

Кувейтские A-4KU на линии полета в 1991 году

ВВС Кувейта Skyhawks сражались в 1991 году во время операции «Буря в пустыне». Когда Ирак вторгся в Кувейт, имевшиеся в наличии «Скайхоки» выполнили боевые задачи против наступающих иракских сил с пустынных дорог после захвата их баз. Двадцать четыре из 29 A-4KU, оставшихся на вооружении Кувейта (36 были поставлены в 1970-е годы), улетели в Саудовскую Аравию. The escaped Skyhawks (along with escaped Dassault Mirage F1s ) operated as the Free Kuwait Air Force, flying 1,361 sorties during the liberation of Kuwait. Twenty-three A-4s survived the conflict and the Iraqi invasion, with only one A-4KU (KAF-828, BuNo. 160207) shot down by Iraqi radar-guided SAM on 17 January 1991. The pilot, Mohammed Mubarak, ejected and was taken prisoner. The remaining Kuwaiti Skyhawks were later sold to Brazil, where they served aboard the aircraft carrier NAe São Paulo until prior to its decommissioning in February 2017.

Australia

Twenty A-4G skyhawks were operated by the Royal Australian Navy for operation from HMAS Melbourne. These aircraft were acquired in two batches of 10 Skyhawks in 1967 and 1971, and were primarily used to provide air defence for the fleet. Ten of the A-4Gs were destroyed in accidents, and all of the survivors were sold to the Royal New Zealand Air Force in 1984.

New Zealand

A RNZAF A-4K in 1982

In 1970, 10 A-4K single-seat aircraft and 4 TA-4K were delivered to the Royal New Zealand Air Force, joining 75 Squadron. These were joined by 8 A-4G Skyhawk and 2 TA-4Gs from the Royal Australian Navy in 1984, which allowed a second Skyhawk-equipped squadron, 2 Squadron, to form. In 1986, Project Kahu was launched to upgrade New Zealand's Skyhawks with new avionics, including an AN/APG-66 NZ radar based on that used by the F-16, and weapons, as a lower-cost alternative to buying new replacements. All 10 ex-RAN and the 12 surviving original RNZAF aircraft were converted to the A-4K Kahu standard.

In 2001 the three Air Combat Force squadrons (Nos 2, 14, and 75) were disbanded and the Skyhawks put into storage awaiting sale. They were maintained, with occasional servicing flights, and then moved to RNZAF Base Woodbourne, where they were preserved in protective latex.Draken International signed an agreement with the New Zealand government in 2012 to purchase eight A-4Ks and associated equipment for its adversary training services. Six were former RAN A-4G airframes which as carrier aircraft had logged significantly fewer flying hours. These were subsequently relocated to the U.S. at Draken's Lakeland Linder International Airport facility in Lakeland, Florida. The other A-4K aircraft were given to museums in New Zealand and Australia.

Indonesia

Due to the declining relationship between В Индонезии и Советском Союзе не хватало запасных частей для военной техники, поставляемой Коммунистическим блоком. Вскоре большинство из них было списано. Военно-воздушные силы Индонезии (TNI-AU) приобрели A-4 Skyhawks для замены своих Ил-28 Beagles и Tu-16 Badgers в ходе тайной операции с Израилем, поскольку обе страны не поддерживали дипломатических отношений. Эти A-4 были выбраны потому, что ЦАХАЛ планировал списать свои эскадрильи A-4. A-4 служил в ВВС Индонезии с 1982 по 2003 год.

Малайзия

В 1982 году Малайзия закупила 80 отремонтированных A-4C и A-4L в рамках программы модернизации под названием PERISTA. Сорок самолетов были модернизированы системой бомбометания с угловой скоростью Hughes AN / ASB-19, возможностью дозаправки в воздухе и увеличенной полезной нагрузкой, а остальные хранились в Соединенных Штатах в качестве резерв и на запчасти. Эта модифицированная версия была переименована в A-4PTM (характерно для Малайзии ).

Самолет был доставлен в Королевские ВВС Малайзии (RMAF) в декабре 1984 года, где они служили в 6-й и 9-й эскадрильях RMAF на авиабазе Куантан. Во время эксплуатации они страдали от частых проблем с техническим обслуживанием и высокой аварийности. В 1995 году они были окончательно выведены на пенсию и заменены на BAE Systems Hawks.

Бразилия

По состоянию на 2014 год последним клиентом Skyhawk была Бразилия. В 1997 году Бразилия заключила контракт на 70 миллионов долларов на покупку 20 A-4KU и трех TA-4KU Skyhawk из Кувейта. Кувейтские Skyhawks, модифицированные A-4M и TA-4J, поставленные в 1977 году, были одними из последних моделей, построенных Дугласом. Самолет был выбран Бразилией из-за малого времени полета, отличного физического состояния и выгодной цены. ВМС Бразилии переименованы в AF-1 и AF-1A Falcões (Hawks), кувейтские Skyhawks прибыли в Арраял-ду-Кабу 5 сентября 1998 года.

18 января 2001 года самолет AF-1, застрявший на борту бразильского авианосца Минас-Жерайс, был позже успешно катапультирован, в результате чего авианосные силы Бразилии снова заработали спустя почти два десятилетия. Чтобы заменить стареющий Минас-Жерайс, Бразилия 15 ноября 2001 года приобрела излишки французского авианосца Foch. Переименованный в Сан-Паулу, "новый" авианосец прошел обширную модернизацию, прежде чем вступить в строй в 2003 году. Минас-Жерайс был списан и отправлен в отставку в том же году.

14 апреля 2009 г. Embraer подписал контракт на модернизацию 12 самолетов ВМС Бразилии, девяти самолетов AF-1 (одноместных) и трех самолетов AF-1А (одном). Это обновление восстановит работоспособность 1-й эскадрильи перехватчиков и штурмовиков ВМФ. Программа включает в себя восстановление самолетов и их систем, а также внедрение новой авионики, радаров, системки энергии и автономных систем выработки кислорода. Первый из 12 модифицированных Skyhawk был доставлен 27 мая 2015 года. Embraer заявила, что модификации позволяют самолету оставаться в эксплуатации до 2025 года.

В 2017 году ВМС Бразилии сообщили, что пересматривают общее количество самолетов. будет модернизирован до стандарта AF-1B / C из-за бюджетных ограничений и вывода из эксплуатации Сан-Паулу. Два AF-1B были поставлены в 2015 году, а еще два самолета неизвестного типа должны быть поставлены в 2017 году. Считается, что, несмотря на потерю своего единственного авианосца, ВМФ хочет сохранить опыт авианосных операций и, следовательно, будет не расторгать контракт сразу.

Другое

Discovery Air A-4

Top Aces, ранее Discovery Air Defense Services, частная канадская компания, с которой канадские вооруженные силы, Австралийские силы обороны и Бундесвер для обеспечения воздушного боя и подготовки истребителей импортировали и зарегистрировали десять самолетов A-4N и TA-4J. Компания Discovery модернизировала и модифицировала самолеты, чтобы они могли обучаться электронной войне. Top Aces также использует A-4N по контракту для обучения Вооруженных сил Германии (Бундесвера). Еще один крупный гражданский пользователь А-4 для поддержки вооруженных сил - базирующаяся в США Draken International, которая эксплуатирует бывшие новозеландские А-4K в составе разнообразного парка самолетов. A-4 ранее использовались в качестве поддержки в Германии на Tracor Flight Systems.

Варианты
VA-81 A4D-2 на USS Forrestal в 1962 году. A-4B в Бесстрашный музей море-воздух-космос
США ВМС A-4B (A4D-2)
A-4C приземлился на USS Kitty Hawk в 1966 году. ВВС Республики Сингапур A-4SU Super Skyhawk RNZAF A-4K TA-4F Skyhawk из VA-164 на борту авианосца USS Hancock в начале 1970-х гг. х A-4G из VF-805 принимает провод на борт HMAS Melbourne в 1980 году ВМС Бразилии AF-1 (A-4KU) Военно-морской резерв A-4L VA -203 A-4M VMA-322 OA-4M of MAG-32 в 1990 году ВВС Аргентины A-4AR Fightinghawk

Оригинальные серийные варианты

XA4D-1
Первоначальный прототип, один построен.
YA4D -1
Летные испытания опытных образцов и предсерийных самолетов; переименован в Я-4А в 1962 году, затем А-4А, построено 19.
А4Д-1 [А-4А]
Первоначальная серийная версия; переименован в A-4A в 1962 году, построено 166.
A4D-2 [A-4B]
Усиленный самолет и добавлены возможности дозаправки в воздухе, улучшенная навигация системы управления полетом, обеспечение для ракеты AGM-12 Bullpup ; переименован в A-4B в 1962 году, построено 542.
A4D-2N [A-4C]
Версия A4D-2 для ночных / неблагоприятных погодных условий, с АН / ППГ -53А радар, автопилот, система малой бомбардировки ЛАБС. двигатель Wright J65 -W-20 с взлетной тягой 8 200 фунт-сила (36 кН ); переименован A-4C в 1962 году, построено 638.
A4D-3
Предлагается усовершенствованная версия авионики, не построено.
A4D-4
Предложен дальнобойный вариант с новыми крыльями; не построено.
A4D-5 [A-4E]
Крупная модернизация, включая новый двигатель Pratt Whitney J52-P-6A мощностью 8400 фунтов-силы (37 кН) тяги, усиленный планер с двумя пилонами вооружения (всего пять), улучшенная авионика, с TACAN, доплеровский навигационный радар, радиолокационный высотомер, вычислитель бомбометания и система бомбометания AJB-3А на малых высотах. Многие позже были модернизированы с двигателем J52 - P - 8 с тягой 9300 фунтов силы (41 кН); переименован A-4E в 1962 году, построено 499.
A4D-6
Предлагаемая увеличенная версия A4D-5, не построена.
A -4F
Доработка A-4E с дополнительной авионикой, размещенной в выступе на задней части фюзеляжа (эта функция позже была модернизирована на A-4E и некоторые A-4C), интерцепторы на крыле для уменьшения разбегания при посадке, рулевое управление носовым колесом и более мощный двигатель J52-P-8A с тягой 9300 фунтов-силы (41 кН), позже модернизированный на вооружении до J52-P-408 с мощностью 11 200 фунтов-силы (50 кН), построено 147 машин. Некоторые служили в акробатической команде Голубые Ангелы с 1973 по 1986 год.
A-4G
Восемь самолетов, построенных для Королевского австралийского флота с небольшими вариациями от A-4F; в частности, они не оснащены «горбом» авионики. Впервые восемь A-4F были модифицированы в соответствии с этим стандартом для РАН. Существенно, что A-4G был модифицирован для установки четырех подкрыльных ракет Sidewinder AIM-9B, что повысило их обороноспособность. Продан в 1984 году Королевским ВВС Новой Зеландии и позже перестроен в проект KAHU как A-4Ks.
A-4H
90 для ВВС Израиля на базе A-4F. Используется 30-мм (1,18 дюйма) пушка DEFA мощностью 150 выстрелов вместо 20-мм (0,79 дюйма) орудий США. Позже некоторые A-4E были локально модифицированы в соответствии с этим стандартом. Впоследствии был модифицирован удлиненными реактивными патрубками для ракет с тепловым наведением.
A-4K
10 самолетов для Королевских ВВС Новой Зеландии. В 1990-х годах они были модернизированы в рамках проекта KAHU с новой радиолокационной станцией и авионикой, предоставлением для AGM-65 Maverick, AIM-9 Sidewinder и GBU-16 Paveway II бомба с лазерным наведением. РНЗАФ также перестроил A-4C и 10 A-4G до стандарта A-4K.
A-4M Skyhawk II
Специальная морская версия с улучшенной авионикой и более новым J52-P-408 двигатель с тягой 11 200 фунтов силы (50 кН), увеличенная кабина, система МКФ. Позже было построено 158.
A-4N
117 модифицированная система бомбометания по угловой скорости (ARBS) с телеуправлением и лазерным точечным слежением Hughes AN / ASB-19 -4M для ВВС Израиля.
TA-4F
Тренажер-переоборудование - стандартный A-4F с дополнительным сиденьем для инструктора, построено 241.
TA-4G
два новых учебно-тренировочные версии A-4G и еще две модификации ТА-4Ф.
TA-4H
25 учебных версий A-4H. Модернизирована более современной авионикой.
TA-4J
Специальная версия учебно-тренировочного самолета на базе A-4F, но без систем вооружения и с пониженным двигателем, 277 построено новых, и большинство TA- Позже 4F были преобразованы в эту конфигурацию.
TA-4K
Четыре учебные версии TA-4J. Пятый, нелетающий образец дисплея был позже собран в Новой Зеландии из запчастей.

Модернизированные, модифицированные и экспортные варианты

TA-4E
Два A-4E, модифицированные как прототипы учебно-тренировочной версии.
EA-4F
Четыре TA-4F преобразованы для обучения ECM.
A-4L
Восстановлено 100 самолетов A- 4C для резервов морских пехоты и резервных эскадрилий ВМФ. Оснащен авионикой A-4F (включая «горб» фюзеляжа), но с двигателем J-65 и трехпилонным крылом.
ОА-4М
23 ТА-4Ф, модифицированных для Обязанности передового управления воздушным движением.
A-4P
Реконструированные A-4B, проданные аргентинским ВВС, известным аргентинцам как A-4B.
A-4Q
Модернизированные A-4B проданы ВМС Аргентины.
A-4Y
Предварительное обозначение A-4M, модифицированных с помощью ARBS.. Обозначение никогда не использовалось ВМС США или Корпусом морских пехоты.
A-4AR Fightinghawk
36 A-4M, отремонтированных для Аргентины.
OA-4AR Fightinghawk
Отремонтированная двухместная тренировочная версия для Аргентины. 129>
CA-4F
Предлагаемый вариант с двумя сиденьями для Королевского военно-морского флота Канады на базе A-4E с конформным верхним топливным баком вместо горба авионики, он должен F2H- 3 Банши на HMCS Бонавентура. Канада не проявила особого интереса, и поэтому он не был запущен в производство.
А-4КУ
30 модифицированных А-4М для ВВС Кувейта. Бразилия закупила 20 таких подержанных и переименовала их в AF-1. В настоящее время используется ВМС Бразилии на несении службы.
ТА-4KU
Три учебно-тренировочные версии вышеуказанного. Бразилия приобрела некоторые из этих бывших в употреблении и переименовала их в AF-1A.
A-4PTM
40 A-4C и A-4L, отремонтированных для Королевских ВВС Малайзии, включающий в себя многие функции A-4M (PTM означает «Свой Малайзии» »).
ТА-4ПТМ
Уникальная версия учебно-тренировочного самолета для Королевских ВВС Малайзии. Переоборудован из планера A-4C / L с 28-дюймовой заглушкой фюзеляжа и второй кабиной, аналогично TA-4F / J (PTM означает особенный для Малайзии).
A-4S
50 A-4B, реконструированных для ВВС Республики Сингапур.
TA-4S
Семь учебно-тренировочных версии вышеуказанного. В отличие от тренажеров TA-4 с общей кабиной для курсаанта и пилота-инструктора, они были по существу перестроены. с фюзеляжной заглушкой 28 дюймов (710 мм), вставленной в переднюю часть фюзеляжа, и отдельной выпуклой кабиной (обеспечивающей лучший круговой обзор) для инструктора, сидящего за пилотом-курсантом.
A-4S-1
50 A- 4C, реконструированные для ВВС Республики Сингапур.
TA-4S-1
Восемь учебных версий вышеупомянутых. Они были обозначены как TA-4S-1, чтобы отличать его от предыдущей партии из семи планеров.
A-4SU Super Skyhawk
Сильно модифицированная и обновленная версия A-4S-1, специально предназначенная для ВВС Республики Сингапур, оснащенная General Electric F404 non-afterbu Rning турбовентиляторный двигатель и модернизированная электроника.
TA-4SU Super Skyhawk
Значительно модифицированная и обновленная версия TA-4S и TA-4S-1 в соответствии со стандартом TA-4SU.
AF-1 / 1A
Обозначение ВМС Бразилии применяемым к 23 самолетам A-4KU и TA-4KU, приобретенным у ВВС Кувейта.
AF-1B / C
ВМС Бразилии модернизированная версия AF-1 / 1A на Embraer и AEL Sistemas. Переход с аналоговой на цифровую авионику, новые радиолокационные системы, улучшенное оборудование и вооружение.
Операторы
Аргентина
  • ВВС Аргентины - использовать модернизированную версию A-4AR в качестве истребителя. и инструктором истребителей.
Бразилия
  • ВМС Бразилии - 4 модернизированных A-4KU в эксплуатации и 3 A-4KU для обучения.
США
  • Draken International - владеет и управляет 7 бывшими Новой Зеландии A / TA-4K и 6 бывшими израильскими A-6N.
  • АэроГруп, частная американская коммерческая компания, эксплуатирующая ранее принадлежавшие А-4 самолеты.
  • A-4L, LLC - Владеет семьей и в настоящее время эксплуатирует три A-4L (A4D-2N) Skyhawk, базирующиеся в региональном аэропорту KGYI North Texas / Perrin Field в Денисон, штат Техас.

Бывшие операторы

Аргентина
Австралия
Индонезия
Израиль
  • ВВС Израиля - ушел с передовой в 2008 г., выбыл из тренировочных полетов в Декабрь 2015 г.
Кувейт
Малайзия
Новая Зеландия
Сингапур
  • ВВС Республики Сингапур ушли в отставку в 2005 г. и были переведены во Францию ​​(авиааза Казо) в качестве передовых учебных самолетов. Skyhawks были сняты с тренировочных полетов 2013 года и заменены Alenia Aermacchi M-346. 1 RSAF A-4SU был передан в дар Институт технического образования (ITE College Central) для профессиональной подготовки и обучения.
США
Выставленные самолеты
A-4Q ВМС Аргентины в качестве охранника ворот в Мар-дель-Плата

Учитывая количество военно-воздушных Сил, эксплуатирующих Skyhawk, значительное их количество сохранилось.

Сохранившиеся A-4 можно найти в следующих странах:

  • Аргентина
  • Австралия
  • Франция
  • Индонезия
  • Израиль
  • Япония
  • Малайзия
  • Кувейт
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Сингапур
  • Объединенные Состояния
Технические характеристики (A-4D-5 / A-4E Skyhawk)
Цветовая схема A-4 Skyhawk A / B / C Цветовая схема A-4 Skyhawk E / F / M

Данные из Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I, Глобальная безопасность: A4D (A-4) Skyhawk

Общие характеристики

Характеристики

  • Максимальная скорость: 585 кН (673 миль / ч, 1083 км / ч) на уровне моря
  • Диапазон: 1008 нм (1160 миль, 1867 км)
  • Дальность полета: 2194 морских миль (2525 миль, 4063 км)
  • Пределы перегрузки: + 8-3
  • Скороподъемность: 5750 футов / мин (29,2 м / с)
  • Зарядка крыла: 62,4 фунта / кв. Фут (305 кг / м)
  • Тяга / масса : 0,526

Вооружение .

Avionics . Типовая авионика, установленная на A-4s

Примечательные проявления на носителе
См. Также
  • Авиационный портал

Соответствующие разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпоха

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Библиография

Дополнительная литература
  • Падин, Нуньес и Хорхе Феликс. Макдоннелл Дуглас A-4C Skyhawk, Том 21 (Серия Fuerza Aérea). Баия Бланка, Аргентина Fuerzas Aeronavales, 2011 ISBN 978-987-1682-11-9.
  • Падин, Нуньес и Хорхе Феликс. Макдоннелл Дуглас A-4Q и A-4E Skyhawk, Volume 31 (Serie Aeronaval) Bahía Blanca, Argentina Fuerzas Aeronavales, 2013. ISBN 978-987-1682-23-2.
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть относится к A-4 Skyhawk.
Последняя правка сделана 2021-05-18 14:18:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте