Lockheed T-33

редактировать
Серия учебно-тренировочных самолетов
T-33 Shooting Star
Arctic Thunder 160729-F-YH552- 021.jpg
Демонстрационный полет Т-33 в 2016 году
РольУчебный самолет
ПроизводительLockheed
КонструкторКларенс «Келли» Джонсон
Первый полет22 марта 1948 года
В отставке31 июля 2017 г. (ВВС Боливии )
Основные пользователиВВС США. ВМС США. Силы самообороны ПВО Японии. ВВС Германии
Произведено1948–1959
Построено6,557
Разработано на основеLockheed P-80 Shooting Star
ВариантыLockheed T2V SeaStar. Canadair CT-133 Silver Star
Разработан вLockheed F-94 Starfire. Boeing Skyfox

Lockheed T-33 Shooting Star (или T-Bird ) - дозвуковой американский учебно-тренировочный реактивный самолет. Он был произведен Lockheed и совершил первый полет в 1948 году. Т-33 был разработан на основе Локх eed P-80 / F-80 начиная с TP-80C / TF-80C в разработке, затем обозначался T-33A . Первоначально использовался ВМС США как ТО-2, затем ТВ-2, а после 1962 года Т-33Б . Последний эксплуатант Т-33, ВВС Боливии, снял этот тип в июле 2017 года после 44 лет службы.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Авиация США Силы и ВМС США
    • 2.2 Использование в военных целях другими странами
    • 2.3 Использование в гражданских целях
  • 3 Варианта
    • 3.1 Канада
    • 3.2 Другое
  • 4 Бывшие операторы
  • 5 Выставленные самолеты
  • 6 Известные происшествия и происшествия
  • 7 Технические характеристики (T-33A)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Проектирование и разработка

Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80 / F-80 за счет удлинения фюзеляжа чуть более чем на 3 фута (1 м) и добавления второго сиденья, приборов и управление полетом. Первоначально он был обозначен как вариант P-80 / F-80, TP-80C / TF-80C .

. Конструкторские работы по Lockheed P-80 начались в 1943 году. первый полет 8 января 1944 года. Вслед за Bell P-59, P-80 стал первым реактивным истребителем, поступившим на полную эскадрилью в ВВС США. Когда на вооружение поступили более совершенные самолеты, F-80 взял на себя другую роль - тренировку пилотов. Двухместный реактивный Т-33 был разработан для обучения пилотов, уже имеющих квалификацию для работы на винтовых самолетах.

Первоначально обозначенный как TF-80C, Т-33 совершил свой первый полет 22 марта 1948 года с пилотом-испытателем Lockheed Тони Левье за штурвалом. Производство в Lockheed велось с 1948 по 1959 год. ВМС США использовали Т-33 в качестве наземного учебно-тренировочного самолета, начиная с 1949 года. Он получил обозначение TV-2, но был переименован. Т-33Б в 1962 году. ВМС эксплуатировали несколько бывших ВВС США P-80C как TO-1, замененных на TV-1 около года. позже. Несущая версия семейства P-80 / T-33 была впоследствии разработана Lockheed, что в конечном итоге привело к созданию в конце 1950-х - 1970-х годах T2V-1 / T-1A SeaStar. Два прототипа TF-80C были модифицированы как прототипы для всепогодного двухместного истребителя, который стал F-94 Starfire. Всего было произведено 6557 Т-33: 5691 из них Lockheed, 210 - Kawasaki и 656 - Canadair.

История эксплуатации

США ВВС и ВМС США

Двухместная машина Т-33 зарекомендовала себя как перспективный тренажер и использовалась для решения таких задач, как управление дроном и буксировка цели. США ВВС начали постепенно выводить Т-33 из обязанностей по обучению пилотов на передовой в Командовании авиационной подготовки в начале 1960-х, как Cessna T-37 Tweet и Самолет Northrop T-38 Talon начал замену в рамках программы подготовки пилотов бакалавриата (UPT). Т-33 использовался для обучения курсантов из Военно-воздушной академии в Петерсон-Филд (ныне база ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс). Т-37 заменил Т-33 для обучения в Академии в 1975 году. Последний Т-33, использовавшийся для повышения квалификации, был заменен 8 февраля 1967 года на Craig AFB, Алабама. Аналогичная замена также произошла в США. ВМС с ТВ-1 (также переименованный в Т-33 в 1962 г.), а также более совершенные самолеты, такие как Североамериканский Т-2 Бакай и Дуглас ТА-4 Скайхок II Вышел на линию. Версии Т-33 ВВС США и ВМС США использовались в 1970-х и 1980-х годах вместе с ВВС США и ВМС США в качестве служебных самолетов и учебных курсов, при этом некоторые из бывших самолетов ВМС США использовались в качестве полномасштабных воздушных целей для испытаний ракет класса «воздух-воздух». от морской авиации и испытаний ракет земля-воздух с военно-морских судов. Несколько Т-33 были переданы ВВС США McDonnell F-101 Voodoo, Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart, включая аналогичным образом оснащенные подразделения Национальной гвардии в составе Командования воздушно-космической обороны в качестве инструкторов и тренировочных самолетов-призраков. Другие позже перешли в Tactical Air Command, а TAC получил Air National Guard F-106 и McDonnell-Douglas F-4 Phantom II в аналогичной роли, пока они были окончательно списаны, последний вариант NT-33 был снят с вооружения в апреле 1997 года.

Военное использование другими странами

Некоторые Т-33 сохранили два пулемета для обучения стрельбе, а в в некоторых странах Т-33 даже использовался в бою: Кубинские ВВС использовали их во время вторжения в залив Свиней, убив несколько человек. Разведывательный самолет RT-33A, выпускаемый в основном для использования за рубежом, имел камеру, установленную в носовой части, и дополнительное оборудование в задней кабине. Т-33 продолжали летать в качестве учебных курсов, буксировки дронов, боевых и тактических имитационных тренировок, «взломать» самолеты, средства радиоэлектронного противодействия, а также тренировочные и испытательные платформы ведения войны вплоть до 1980-х годов.

ВВС США Разведывательный самолет Lockheed RT-33, сбитый в декабре 1957 года, выставлен в Гирокастер, Албания USAF Lockheed NT-33A

The T. -33 служил в более чем 30 странах и продолжает работать в качестве инструктора в меньших военно-воздушных силах. Canadair построила 656 Т-33 по лицензии для службы в ВСВС - канадские вооруженные силы как CT-133 Silver Star, а Kawasaki произведено 210 в Японии. Среди других операторов были Бразилия, Турция и Таиланд, которые широко использовали Т-33.

В 1980-х годах была предпринята попытка модифицировать и модернизировать Т-33 как Boeing Skyfox, но отсутствие заказов привело к отмене проекта. Около 70% планера Т-33 осталось в Skyfox, но он был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Garrett AiResearch TFE731-3A .

В конце 1990-х годов 18 T-33 Mk-III и T-33 SF-SC из ВВС Боливии отправились в Канаду для модернизации на Kelowna Flightcraft. Была установлена ​​новая авионика, выполнен детальный осмотр и обновление фюзеляжа и крыльев. Большая часть самолетов вернулась в начале 2001 г. и оставалась в эксплуатации до тех пор, пока этот тип не был официально списан 31 июля 2017 г.

21 июня 1996 г. 1 T-33A-5-LO (учебно-тренировочный TR-602) с Hellenic Военно-воздушные силы, пилотируемые командиром эскадрильи Иоаннисом Курацоглу, успешно перехватили турецкий F-16C, нарушивший Афинский РПИ, выполнив маневры на малой высоте с большой перегрузкой.

Использование в гражданских целях

Ограниченное количество Т-33 находились в частной собственности, два из них использовались Boeing в качестве истребителей. В 2010 году один Т-33, принадлежащий компании Boeing, использовался в качестве истребителя во время первого полета Boeing 787. В первом полете Boeing 737 MAX-7 16 марта 2018 года также участвовал самолет-погонщик Т-33. В первом полете Boeing 777-9 25 января 2020 года также был зафиксирован самолет-преследователь Т-33, взлетавший с KBFI и встречавший 777-9 в KPAE, он остановился на KMWH и снова взлетел, чтобы преследовать 777-9 на обратном пути в KBFI, облетев гору Рейнир перед их посадкой. Актер и пилот Майкл Дорн владел Т-33.

Варианты

TP-80C
Первоначальное военное обозначение США для двухместного учебно-тренировочного самолета Lockheed Model 580. для ВВС США. Обозначение было изменено на TF-80C 11 июня 1948 года после создания ВВС США в качестве отдельной военной службы в 1947 году, а затем на Т-33А 5 мая 1949 года; 20 построено.
Т-33А
Двухместные учебно-тренировочные самолеты для ВВС США и поставлены иностранным военно-воздушным силам в рамках Программы военной помощи, 5871 включая 699 передан ВМС США как TV-2.
AT-33A
Переделки T-33A для экспорта в качестве варианта непосредственной поддержки, оснащенного подкрыльевыми пилонами и узлами подвески для бомб и ракеты. Также использовался в первоначальной программе подготовки истребителей на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико, примерно в 1972-1975 годах.
DT-33A
Это обозначение было присвоено ряду T-33A, преобразованных в дроны управления..
NT-33A
Это обозначение было присвоено ряду T-33A, преобразованных в специальные испытательные самолеты.
QT-33A
Это обозначение передано в число Т-33А, переоборудованных в беспилотные летательные аппараты-мишени для ВМС США.
РТ-33А
Т-33А, модифицированных перед поставкой в ​​качестве одноместного разведывательного варианта; 85 построено, в основном для экспорта в рамках Программы военной помощи.
Т-33Б
Изменение обозначения ТВ-2 ВМС США в 1962 году.
DT-33B
Переназначение директора дронов ВМС США TV-2D в 1962 г.
DT-33C
Переназначение цели TV-2KD ВМС США в 1962 г.
ТО-1 / ТВ-1
США ВМС обозначение P-80C, 50 переданных USN в 1949 году как учебно-тренировочные реактивные самолеты (технически не T-33 Shooting Star)
TO-2
Обозначение ВМС США для 649 T -33При отвлечении от производства ВВС США. Двухместный учебно-тренировочный самолет наземного базирования для ВМС США. Первые 28 были поставлены как ТО-2 до того, как ВМФ изменил обозначение на ТВ-2 . Уцелевшие самолеты ВМС США и Корпуса морской пехоты были переименованы в Т-33В 18 сентября 1962 года.
TV-2
Изменение обозначения TO- 2 после того, как были построены первые 28.
TV-2D
TV-2, модифицированные в качестве управляющих дронов, позже переименованные в DT-33B.
TV-2KD
ТВ-2, модифицированные как радиоуправляемые цели, могли летать как одноместные паромы, позже переименованные в DT-33C.

Канада

Silver Star Mk 1
Канадское обозначение для Т-33А, поставлено 20.
Silver Star Mk 2
Канадское обозначение для Т-33А, который стал прототипом Silver Star Mk 3.
T -33AN / CT-133 Silver Star Mk 3
Т-33AN - это силовой вариант Т-33А компании Rolls-Royce Nene для Королевских ВВС Канады ; 656, построенный Canadair с фирменным наименованием CL-30. Позднее канадское военное обозначение было изменено с Т-33AN на CT-133.

Другое

L-245
Фюзеляж одного Lockheed с более мощным двигателем. Позже был разработан в T2V SeaStar.
Aérospatiale Pégase
Canadair T-33AN был модифицирован компанией Aérospatiale с крылом S17a толщиной 17%.
Boeing Skyfox
Комплексная модернизация и проект модернизации двигателя на 2 ТРДД Garrett TFE-731. Единственный прототип остается припаркованным без двигателей на Rogue Valley International (MFR) в Медфорд, Орегон.

Бывшие операторы

Т-33 ВВС Бельгии T- 33 тайваньских ВВС на авиабазе Синьчжу, 2012. Т-33 Падающая звезда ВВС Греции Т-33А ВВС Мексики Т-33 ВВС Португалии Т -33 ВВС Республики Корея Т-33 ВВС Испании Т-33 ВВС Филиппин Т-33, принадлежащих бывшим Имперским ВВС Ирана (IIAF) Т-33 ВВС Франции в 1980 году на авиабазе 705 в Туре Т-33 в Саудовской Аравии Т-33А Сил самообороны Японии

Для операторов самолетов канадского производства см. Canadair CT-133 Silver Star.

Бельгия
Боливия
  • Боливийские ВВС - Боливия приобрела 15 Т-33AN у Канады в 1973–74, закупив еще 5 у Канады в 1977 году и 18 Т-33SF у Фран. в 1985 г. 18 машин были модернизированы до Т-33-2000 в 2000–2001 гг. На пенсии в 2017 г.
Бразилия
Бирма
Канада
Чили
Китайская Республика
Колумбия
Куба
Дания
Доминиканская Республика
Эквадор
Сальвадор
Франция
Германия
Греция
Гватемала
Гондурас
Индонезия
Иран
Италия
  • ВВС Италии эксплуатировали 60 Lockheed T-33A и 14 Lockheed RT-33A с 1952 по 1982 год
Япония (все в отставке)
Ливийская Арабская Джамахирия
Мексика
Т-33 Уругвайских ВВС Нидерланды
Никарагуа
  • Никарагуанские ВВС Компания FAN получила от правительства США четыре самолета AT-33A после неудачного вторжения в залив Свиней в 1961 году. Уволена со службы в 1979 году.
Норвегия
Пакистан
Парагвай
  • Парагвайские ВВС эксплуатировали шесть самолетов AT-33A, подаренных Тайванем в 1990 году. Эти самолеты принадлежали 2-й группе Grupo Aerotáctico (GAT). Истребительная эскадрилья получила название «Индиос». Они были выведены из эксплуатации в 1998 году.
Перу
Филиппины
Португалия
Саудовская Аравия
Сингапур
Южная Корея
Испания
Таиланд
Турция
США
Уругвай
Югославия
  • Югославские ВВС - Управляли 125 Падающими звездами в четырех вариантах Ианты: 25 Т-33А, 22 РТ-33А, 70 ТВ-2 и 8 ТТ-33А

Выставка самолетов

Многочисленные Т-33 сохранились как музейные и памятные экспонаты.

Известные происшествия и происшествия

10 августа 1955 г.
Учебно-тренировочный самолет ВВС Т-33 разбился на ферме в 10 милях к юго-востоку от штата Индиана Терре-Хот. Капитан Ли Джеттон и 1-й лейтенант Гарри Сойер Холл были убиты. Самолет следовал по маршруту с авиабазы ​​Максвелл, штат Алабама, до города Чанут, штат Иллинойс. Сообщается, что самолет взорвался перед тем, как упасть на кукурузное поле в четверти мили к востоку от маршрута 159.
20 мая 1958
An Air National Guard Lockheed T- 33A был вовлечен в столкновение в воздухе с Capital Airlines Flight 300, Виккерс-виконт, над Брансуиком, Мэриленд.
23 ноября 1963 г.
A Королевский канадский флот (RCN) Canadair CT-133 Silver Star в военно-морском учебном полете с двумя членами экипажа на борту врезался в густой лесной горный район горы Страчан на территории, которая сейчас известна как Кипарисовая гора. Два члена экипажа RCN были убиты.
27 июля 1965 г.
A ВВС США (USAF) Lockheed T-33A разбился возле Алленспарк, Колорадо во время полета низко и медленно возле грозы, чтобы проверить недавно купленную землю. Оба пассажира, майор Джей. Э. Карри и 1-й лейтенант Дональд Дарби были убиты.
20 августа 1971
Матюр Рахман был пилотом-инструктором на Базе Масрур ВВС США в 1971 году. Он планировал перебежать Индия с самолетом для участия в Освободительной войне Бангладеш. 20 августа 1971 года пилот-офицер Рашид Минхас должен был лететь на учебно-тренировочном реактивном Lockheed T-33 . Рахман увидел, что Минхас собирается взлететь, и попросил присоединиться к нему, он запрыгнул на место инструктора. Он попытался угнать Т-33 в воздухе из Карачи, Пакистан, в Индию, чтобы присоединиться к освободительному движению. Минхас отправил сообщение на диспетчерскую вышку, что его угнали. Минхас боролся с Рахманом за управление и разбил самолет на территории Пакистана, что привело к гибели обоих пилотов. Самолет никогда не пересекал воздушное пространство Индии и разбился около границы, а только в Пакистане.

Технические характеристики (T-33A)

Данные Lockheed Aircraft с 1913 года

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 37 футов 9 дюймов (11,51 м)
  • Размах крыла: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
  • Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
  • Площадь крыла : 234,8 кв. Фута (21,81 м)
  • Профиль :NACA 65-213
  • Масса пустого: 8,365 фунтов (3794 кг)
  • Масса брутто: 12,071 фунтов (5,475 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 15 061 фунт (6832 кг)
  • Силовая установка: 1 × Allison J33-A-35 турбореактивный двигатель с центробежным потоком, 5400 фунтов-силы (24 кН) тяга для взлета с впрыском воды
4,600 фунтов-силы (20,461,82 Н), максимальная продолжительная, сухая

Характеристики

  • Максимальная скорость: 600 миль / ч (970 км / ч, 520 кН) на уровне моря
  • Крейсерская скорость: 455 миль / ч (732 км / ч, 395 кН)
  • Диапазон: 1275 миль (2052 км, 1108 нм)
  • Практический потолок: 48000 футов (15000 м))
  • Скороподъемность: 4870 фут / мин (24,7 м / с)

Вооружение .

  • Узлы подвески: 2 с грузоподъемностью 2000 фунтов (907 кг) бомб или ракет (AT-33 ),

См. Также

Соответствующая разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с T-33 Shooting Star.
Последняя правка сделана 2021-05-28 05:17:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте