Серия учебно-тренировочных самолетов
Lockheed T-33 Shooting Star (или T-Bird ) - дозвуковой американский учебно-тренировочный реактивный самолет. Он был произведен Lockheed и совершил первый полет в 1948 году. Т-33 был разработан на основе Локх eed P-80 / F-80 начиная с TP-80C / TF-80C в разработке, затем обозначался T-33A . Первоначально использовался ВМС США как ТО-2, затем ТВ-2, а после 1962 года Т-33Б . Последний эксплуатант Т-33, ВВС Боливии, снял этот тип в июле 2017 года после 44 лет службы.
Содержание
- 1 Проектирование и разработка
- 2 История эксплуатации
- 2.1 Авиация США Силы и ВМС США
- 2.2 Использование в военных целях другими странами
- 2.3 Использование в гражданских целях
- 3 Варианта
- 4 Бывшие операторы
- 5 Выставленные самолеты
- 6 Известные происшествия и происшествия
- 7 Технические характеристики (T-33A)
- 8 См. Также
- 9 Ссылки
- 10 Внешние ссылки
Проектирование и разработка
Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80 / F-80 за счет удлинения фюзеляжа чуть более чем на 3 фута (1 м) и добавления второго сиденья, приборов и управление полетом. Первоначально он был обозначен как вариант P-80 / F-80, TP-80C / TF-80C .
. Конструкторские работы по Lockheed P-80 начались в 1943 году. первый полет 8 января 1944 года. Вслед за Bell P-59, P-80 стал первым реактивным истребителем, поступившим на полную эскадрилью в ВВС США. Когда на вооружение поступили более совершенные самолеты, F-80 взял на себя другую роль - тренировку пилотов. Двухместный реактивный Т-33 был разработан для обучения пилотов, уже имеющих квалификацию для работы на винтовых самолетах.
Первоначально обозначенный как TF-80C, Т-33 совершил свой первый полет 22 марта 1948 года с пилотом-испытателем Lockheed Тони Левье за штурвалом. Производство в Lockheed велось с 1948 по 1959 год. ВМС США использовали Т-33 в качестве наземного учебно-тренировочного самолета, начиная с 1949 года. Он получил обозначение TV-2, но был переименован. Т-33Б в 1962 году. ВМС эксплуатировали несколько бывших ВВС США P-80C как TO-1, замененных на TV-1 около года. позже. Несущая версия семейства P-80 / T-33 была впоследствии разработана Lockheed, что в конечном итоге привело к созданию в конце 1950-х - 1970-х годах T2V-1 / T-1A SeaStar. Два прототипа TF-80C были модифицированы как прототипы для всепогодного двухместного истребителя, который стал F-94 Starfire. Всего было произведено 6557 Т-33: 5691 из них Lockheed, 210 - Kawasaki и 656 - Canadair.
История эксплуатации
США ВВС и ВМС США
Двухместная машина Т-33 зарекомендовала себя как перспективный тренажер и использовалась для решения таких задач, как управление дроном и буксировка цели. США ВВС начали постепенно выводить Т-33 из обязанностей по обучению пилотов на передовой в Командовании авиационной подготовки в начале 1960-х, как Cessna T-37 Tweet и Самолет Northrop T-38 Talon начал замену в рамках программы подготовки пилотов бакалавриата (UPT). Т-33 использовался для обучения курсантов из Военно-воздушной академии в Петерсон-Филд (ныне база ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс). Т-37 заменил Т-33 для обучения в Академии в 1975 году. Последний Т-33, использовавшийся для повышения квалификации, был заменен 8 февраля 1967 года на Craig AFB, Алабама. Аналогичная замена также произошла в США. ВМС с ТВ-1 (также переименованный в Т-33 в 1962 г.), а также более совершенные самолеты, такие как Североамериканский Т-2 Бакай и Дуглас ТА-4 Скайхок II Вышел на линию. Версии Т-33 ВВС США и ВМС США использовались в 1970-х и 1980-х годах вместе с ВВС США и ВМС США в качестве служебных самолетов и учебных курсов, при этом некоторые из бывших самолетов ВМС США использовались в качестве полномасштабных воздушных целей для испытаний ракет класса «воздух-воздух». от морской авиации и испытаний ракет земля-воздух с военно-морских судов. Несколько Т-33 были переданы ВВС США McDonnell F-101 Voodoo, Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart, включая аналогичным образом оснащенные подразделения Национальной гвардии в составе Командования воздушно-космической обороны в качестве инструкторов и тренировочных самолетов-призраков. Другие позже перешли в Tactical Air Command, а TAC получил Air National Guard F-106 и McDonnell-Douglas F-4 Phantom II в аналогичной роли, пока они были окончательно списаны, последний вариант NT-33 был снят с вооружения в апреле 1997 года.
Военное использование другими странами
Некоторые Т-33 сохранили два пулемета для обучения стрельбе, а в в некоторых странах Т-33 даже использовался в бою: Кубинские ВВС использовали их во время вторжения в залив Свиней, убив несколько человек. Разведывательный самолет RT-33A, выпускаемый в основном для использования за рубежом, имел камеру, установленную в носовой части, и дополнительное оборудование в задней кабине. Т-33 продолжали летать в качестве учебных курсов, буксировки дронов, боевых и тактических имитационных тренировок, «взломать» самолеты, средства радиоэлектронного противодействия, а также тренировочные и испытательные платформы ведения войны вплоть до 1980-х годов.
ВВС США Разведывательный самолет Lockheed RT-33, сбитый в декабре 1957 года, выставлен в
Гирокастер,
Албания USAF Lockheed NT-33A
The T. -33 служил в более чем 30 странах и продолжает работать в качестве инструктора в меньших военно-воздушных силах. Canadair построила 656 Т-33 по лицензии для службы в ВСВС - канадские вооруженные силы как CT-133 Silver Star, а Kawasaki произведено 210 в Японии. Среди других операторов были Бразилия, Турция и Таиланд, которые широко использовали Т-33.
В 1980-х годах была предпринята попытка модифицировать и модернизировать Т-33 как Boeing Skyfox, но отсутствие заказов привело к отмене проекта. Около 70% планера Т-33 осталось в Skyfox, но он был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Garrett AiResearch TFE731-3A .
В конце 1990-х годов 18 T-33 Mk-III и T-33 SF-SC из ВВС Боливии отправились в Канаду для модернизации на Kelowna Flightcraft. Была установлена новая авионика, выполнен детальный осмотр и обновление фюзеляжа и крыльев. Большая часть самолетов вернулась в начале 2001 г. и оставалась в эксплуатации до тех пор, пока этот тип не был официально списан 31 июля 2017 г.
21 июня 1996 г. 1 T-33A-5-LO (учебно-тренировочный TR-602) с Hellenic Военно-воздушные силы, пилотируемые командиром эскадрильи Иоаннисом Курацоглу, успешно перехватили турецкий F-16C, нарушивший Афинский РПИ, выполнив маневры на малой высоте с большой перегрузкой.
Использование в гражданских целях
Ограниченное количество Т-33 находились в частной собственности, два из них использовались Boeing в качестве истребителей. В 2010 году один Т-33, принадлежащий компании Boeing, использовался в качестве истребителя во время первого полета Boeing 787. В первом полете Boeing 737 MAX-7 16 марта 2018 года также участвовал самолет-погонщик Т-33. В первом полете Boeing 777-9 25 января 2020 года также был зафиксирован самолет-преследователь Т-33, взлетавший с KBFI и встречавший 777-9 в KPAE, он остановился на KMWH и снова взлетел, чтобы преследовать 777-9 на обратном пути в KBFI, облетев гору Рейнир перед их посадкой. Актер и пилот Майкл Дорн владел Т-33.
Варианты
- TP-80C
- Первоначальное военное обозначение США для двухместного учебно-тренировочного самолета Lockheed Model 580. для ВВС США. Обозначение было изменено на TF-80C 11 июня 1948 года после создания ВВС США в качестве отдельной военной службы в 1947 году, а затем на Т-33А 5 мая 1949 года; 20 построено.
- Т-33А
- Двухместные учебно-тренировочные самолеты для ВВС США и поставлены иностранным военно-воздушным силам в рамках Программы военной помощи, 5871 включая 699 передан ВМС США как TV-2.
- AT-33A
- Переделки T-33A для экспорта в качестве варианта непосредственной поддержки, оснащенного подкрыльевыми пилонами и узлами подвески для бомб и ракеты. Также использовался в первоначальной программе подготовки истребителей на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико, примерно в 1972-1975 годах.
- DT-33A
- Это обозначение было присвоено ряду T-33A, преобразованных в дроны управления..
- NT-33A
- Это обозначение было присвоено ряду T-33A, преобразованных в специальные испытательные самолеты.
- QT-33A
- Это обозначение передано в число Т-33А, переоборудованных в беспилотные летательные аппараты-мишени для ВМС США.
- РТ-33А
- Т-33А, модифицированных перед поставкой в качестве одноместного разведывательного варианта; 85 построено, в основном для экспорта в рамках Программы военной помощи.
- Т-33Б
- Изменение обозначения ТВ-2 ВМС США в 1962 году.
- DT-33B
- Переназначение директора дронов ВМС США TV-2D в 1962 г.
- DT-33C
- Переназначение цели TV-2KD ВМС США в 1962 г.
- ТО-1 / ТВ-1
- США ВМС обозначение P-80C, 50 переданных USN в 1949 году как учебно-тренировочные реактивные самолеты (технически не T-33 Shooting Star)
- TO-2
- Обозначение ВМС США для 649 T -33При отвлечении от производства ВВС США. Двухместный учебно-тренировочный самолет наземного базирования для ВМС США. Первые 28 были поставлены как ТО-2 до того, как ВМФ изменил обозначение на ТВ-2 . Уцелевшие самолеты ВМС США и Корпуса морской пехоты были переименованы в Т-33В 18 сентября 1962 года.
- TV-2
- Изменение обозначения TO- 2 после того, как были построены первые 28.
- TV-2D
- TV-2, модифицированные в качестве управляющих дронов, позже переименованные в DT-33B.
- TV-2KD
- ТВ-2, модифицированные как радиоуправляемые цели, могли летать как одноместные паромы, позже переименованные в DT-33C.
Канада
- Silver Star Mk 1
- Канадское обозначение для Т-33А, поставлено 20.
- Silver Star Mk 2
- Канадское обозначение для Т-33А, который стал прототипом Silver Star Mk 3.
- T -33AN / CT-133 Silver Star Mk 3
- Т-33AN - это силовой вариант Т-33А компании Rolls-Royce Nene для Королевских ВВС Канады ; 656, построенный Canadair с фирменным наименованием CL-30. Позднее канадское военное обозначение было изменено с Т-33AN на CT-133.
Другое
- L-245
- Фюзеляж одного Lockheed с более мощным двигателем. Позже был разработан в T2V SeaStar.
- Aérospatiale Pégase
- Canadair T-33AN был модифицирован компанией Aérospatiale с крылом S17a толщиной 17%.
- Boeing Skyfox
- Комплексная модернизация и проект модернизации двигателя на 2 ТРДД Garrett TFE-731. Единственный прототип остается припаркованным без двигателей на Rogue Valley International (MFR) в Медфорд, Орегон.
Бывшие операторы
Т-33 ВВС Бельгии
T- 33 тайваньских ВВС на авиабазе Синьчжу, 2012.
Т-33 Падающая звезда ВВС Греции
Т-33А ВВС Мексики
Т-33 ВВС Португалии
Т -33 ВВС Республики Корея
Т-33 ВВС Испании
Т-33 ВВС Филиппин
Т-33, принадлежащих бывшим
Имперским ВВС Ирана (IIAF)
Т-33 ВВС Франции в 1980 году на авиабазе 705 в Туре
Т-33 в Саудовской Аравии
Т-33А
Сил самообороны Японии Для операторов самолетов канадского производства см. Canadair CT-133 Silver Star.
- Бельгия
- Бельгийские ВВС (38 × T-33A, 1 × RT-33A, эксплуатируемые с 1952 г.)
- Боливия
- Боливийские ВВС - Боливия приобрела 15 Т-33AN у Канады в 1973–74, закупив еще 5 у Канады в 1977 году и 18 Т-33SF у Фран. в 1985 г. 18 машин были модернизированы до Т-33-2000 в 2000–2001 гг. На пенсии в 2017 г.
- Бразилия
- Бирма
- ВВС Бирмы - 15 самолетов AT-33A для использования в качестве учебно-тренировочных и для непосредственной авиационной поддержки.
- Канада
- Чили
- Китайская Республика
- Колумбия
- Куба
- Дания
- Доминиканская Республика
- Эквадор
- Сальвадор
- Франция
- ВВС Франции - 163 x T-33A и RT-33A (также 61 канадский T -33AN)
- Германия
- Греция
- ВВС Греции - T-33A, RT-33A и AT-33AN канадского производства
- Гватемала
- Гондурас
- ВВС Гондураса - T-33A и RT-33A
- Индонезия
- Иран
- Италия
- ВВС Италии эксплуатировали 60 Lockheed T-33A и 14 Lockheed RT-33A с 1952 по 1982 год
- Япония (все в отставке)
- Ливийская Арабская Джамахирия
- Мексика
- Мексиканские ВВС - 50 единиц AT-33A
- Т-33 Уругвайских ВВС Нидерланды
- Никарагуа
- Никарагуанские ВВС Компания FAN получила от правительства США четыре самолета AT-33A после неудачного вторжения в залив Свиней в 1961 году. Уволена со службы в 1979 году.
- Норвегия
- Пакистан
- ВВС Пакистана - T-33A, RT-33A
- Парагвай
- Парагвайские ВВС эксплуатировали шесть самолетов AT-33A, подаренных Тайванем в 1990 году. Эти самолеты принадлежали 2-й группе Grupo Aerotáctico (GAT). Истребительная эскадрилья получила название «Индиос». Они были выведены из эксплуатации в 1998 году.
- Перу
- Филиппины
- Португалия
- ВВС Португалии Т-33А и один РТ-33А ( все в отставке)
- Саудовская Аравия
- Сингапур
- ВВС Республики Сингапур : 12 бывших ВВС Франции Т-33А поставлены в 1980 г., за ним последовали еще 8 в 1982 году.
- Южная Корея
- ВВС Республики Корея : Т-33А впервые представлен Время: август 1955 года. Он также служил в пилотажной группе ROKAF Black Eagles
- Испания
- Таиланд
- Турция
- ВВС Турции - T-33A и RT-33A
- США
- Уругвай
- Югославия
- Югославские ВВС - Управляли 125 Падающими звездами в четырех вариантах Ианты: 25 Т-33А, 22 РТ-33А, 70 ТВ-2 и 8 ТТ-33А
Выставка самолетов
Многочисленные Т-33 сохранились как музейные и памятные экспонаты.
Известные происшествия и происшествия
- 10 августа 1955 г.
- Учебно-тренировочный самолет ВВС Т-33 разбился на ферме в 10 милях к юго-востоку от штата Индиана Терре-Хот. Капитан Ли Джеттон и 1-й лейтенант Гарри Сойер Холл были убиты. Самолет следовал по маршруту с авиабазы Максвелл, штат Алабама, до города Чанут, штат Иллинойс. Сообщается, что самолет взорвался перед тем, как упасть на кукурузное поле в четверти мили к востоку от маршрута 159.
- 20 мая 1958
- An Air National Guard Lockheed T- 33A был вовлечен в столкновение в воздухе с Capital Airlines Flight 300, Виккерс-виконт, над Брансуиком, Мэриленд.
- 23 ноября 1963 г.
- A Королевский канадский флот (RCN) Canadair CT-133 Silver Star в военно-морском учебном полете с двумя членами экипажа на борту врезался в густой лесной горный район горы Страчан на территории, которая сейчас известна как Кипарисовая гора. Два члена экипажа RCN были убиты.
- 27 июля 1965 г.
- A ВВС США (USAF) Lockheed T-33A разбился возле Алленспарк, Колорадо во время полета низко и медленно возле грозы, чтобы проверить недавно купленную землю. Оба пассажира, майор Джей. Э. Карри и 1-й лейтенант Дональд Дарби были убиты.
- 20 августа 1971
- Матюр Рахман был пилотом-инструктором на Базе Масрур ВВС США в 1971 году. Он планировал перебежать Индия с самолетом для участия в Освободительной войне Бангладеш. 20 августа 1971 года пилот-офицер Рашид Минхас должен был лететь на учебно-тренировочном реактивном Lockheed T-33 . Рахман увидел, что Минхас собирается взлететь, и попросил присоединиться к нему, он запрыгнул на место инструктора. Он попытался угнать Т-33 в воздухе из Карачи, Пакистан, в Индию, чтобы присоединиться к освободительному движению. Минхас отправил сообщение на диспетчерскую вышку, что его угнали. Минхас боролся с Рахманом за управление и разбил самолет на территории Пакистана, что привело к гибели обоих пилотов. Самолет никогда не пересекал воздушное пространство Индии и разбился около границы, а только в Пакистане.
Технические характеристики (T-33A)
Данные Lockheed Aircraft с 1913 года
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 37 футов 9 дюймов (11,51 м)
- Размах крыла: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
- Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
- Площадь крыла : 234,8 кв. Фута (21,81 м)
- Профиль :NACA 65-213
- Масса пустого: 8,365 фунтов (3794 кг)
- Масса брутто: 12,071 фунтов (5,475 кг)
- Максимальный взлетный вес: 15 061 фунт (6832 кг)
- Силовая установка: 1 × Allison J33-A-35 турбореактивный двигатель с центробежным потоком, 5400 фунтов-силы (24 кН) тяга для взлета с впрыском воды
- 4,600 фунтов-силы (20,461,82 Н), максимальная продолжительная, сухая
Характеристики
- Максимальная скорость: 600 миль / ч (970 км / ч, 520 кН) на уровне моря
- Крейсерская скорость: 455 миль / ч (732 км / ч, 395 кН)
- Диапазон: 1275 миль (2052 км, 1108 нм)
- Практический потолок: 48000 футов (15000 м))
- Скороподъемность: 4870 фут / мин (24,7 м / с)
Вооружение .
- Узлы подвески: 2 с грузоподъемностью 2000 фунтов (907 кг) бомб или ракет (AT-33 ),
См. Также
Соответствующая разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки