AIM-7 Sparrow | |
---|---|
AIM-7 Sparrow на базе ВВС США Музей. | |
Тип | Полуактивная радиолокационная ракета класса "воздух-воздух" средней дальности |
Место происхождения | США |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1958– настоящее время |
Используется | Австралия, Канада, Египет, Греция, Иран, Ирак, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Кувейт, Малайзия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань, Турция, Великобритания, США |
История производства | |
Производитель | Raytheon |
Стоимость единицы | 125 000 долл. США |
Произведено | AIM-7D: 1959 AIM-7F: 1976 AIM-7M: 1982 |
№построено | 70,000+ |
Варианты | Sparrow I: AIM-7A Sparrow II: AIM-7B Sparrow III: AIM-7C, AIM-7D, AIM-7E, AIM-7E2 / Skyflash / Aspide, AIM-7F, AIM-7M, AIM-7P, RIM-7M |
Технические характеристики | |
Масса | 510 фунтов (230 кг ) |
Длина | 12 футов (3,7 м) |
Диаметр | 8 дюймов (200 мм) |
Боевая часть | Фугасное взрыв- осколочные AIM-7F / M: 88 фунтов (40 кг) |
Двигатель | AIM-7A / B / C - твердотопливная ракета Aerojet 1.8KS7800 AIM-7D / E - Твердотопливная ракета Rocketdyne MK 38 / MK 52 AIM-7F / M / P - Твердотопливный двигатель Hercules MK-58 |
Размах крыла | 0,81 м (2 фута 8 дюймов) (AIM- 7A / B) |
Эксплуатационная дальность | AIM-7C: 22 километра (14 миль) AIM-7D: 39 километров (24 мили) AIM-7E / E2: 43 километра ( 27 миль) AIM-7F / M / P: 85 километров (53 мили) |
Максимальная скорость | AIM-7A / B: Мах 2,5 AIM- 7C / E / F: Mach 4 |
Система наведения | полуактивный радар |
Запуск платформа | Самолет: |
Модель AIM-7 Sparrow- американская полуактивная радиолокационная система самонаведения ракета класса «воздух-воздух» средней дальности, эксплуатируемая ВВС США. , ВМС США и Корпус морской пехоты США, а также другие различные военно-воздушные силы и флот. Sparrow и его производные были основной ракетой класса "воздух-воздух" вне зоны видимости (BVR) на Западе с конца 1950-х до 1990-х годов. Он остается на вооружении, хотя постепенно отказывается от использования в авиации в пользу более совершенного AIM-120 AMRAAM.
Ранний Sparrow был предназначен в первую очередь для использования против более крупных целей, особенно бомбардировщиков, и имел множество эксплуатационных ограничений. в других целях. Против небольших целей необходимость получения сильного отраженного радиолокационного сигнала затрудняла достижение захвата на эффективной дальности ракеты. Поскольку собственный радар запускающего самолета должен был быть наведен на цель на протяжении всего боя, это означало, что в бою истребитель против истребителя вражеский истребитель часто приближался в пределах дальности инфракрасных самонаводящихся ракет, в то время как Самолет-старт должен был продолжить полет к своей цели. Кроме того, ранние модели были эффективны только против целей примерно на той же или большей высоте, ниже которой отражения от земли становились проблемой.
Для решения этих проблем был разработан ряд модернизированных конструкций Sparrow. В начале 1970-х годов RAF разработали версию с инверсным моноимпульсным ГСН и улучшенным двигателем, известную как Skyflash, а ВВС Италии представил аналогичный Aspide. Оба имели возможность вести огонь по целям ниже запускающего истребителя («смотреть вниз, сбивать»), были более устойчивы к контрмерам и намного точнее на конечных этапах. Затем эта базовая концепция стала частью модели US Sparrows в модели M (для моноимпульса), а некоторые из них были позже обновлены как модель P, последняя из которых производилась в США. Продажа Aspides в Китай привела к производству PL10 местного производства. Силы самообороны Японии также используют ракеты Sparrow, хотя они постепенно выводятся из эксплуатации и заменяются на Mitsubishi AAM-4.
Sparrow также использовались в качестве основы для ракета земля-воздух, RIM-7 Sea Sparrow, которая используется рядом военно-морских сил для противовоздушной обороны своих кораблей. Выстреливаемая на малой высоте и летящая прямо по цели через нижние слои атмосферы, дальность действия ракеты в этой роли значительно снижается. После ухода Sparrow с роли воздух-воздух для решения этой проблемы была создана новая версия Sea Sparrow, в результате чего были выпущены гораздо более крупные и более мощные RIM-162 ESSM.
пилоты НАТО, использующие краткий код Fox One в радиосвязи для подачи сигнала о запуске полуактивной радиолокационной самонаводящейся ракеты, такой как Sparrow.
Sparrow появился из конец 1940-х годов ВМС США программа по разработке управляемого ракетного оружия для использования в воздухе. В 1947 году ВМС заключили контракт с Sperry на создание лучевой версии стандартной 5-дюймовой (127 мм) HVAR, стандартной неуправляемой воздушной ракеты под Хотшот проекта. Первоначально оружие называлось КАС-1, затем AAM-2, а с 1948 года AAM-N-2. Планер разработан Douglas Aircraft Company. Диаметр HVAR оказался недостаточным для электроники, что привело к тому, что Дуглас расширил планер ракеты до 8 дюймов (203 мм) в диаметре. Опытный образец оружия начал летные испытания без двигателя в 1947 году, а первый воздушный перехват был произведен в 1952 году.
После продолжительного цикла разработки первоначальный AAM-N-2 Sparrowпоступил на ограниченную боевую службу в 1954 г. - специально модифицированный всепогодный ночной авианосец Douglas F3D Skyknight. В 1956 году к ним присоединились истребители McDonnell F3H-2M Demon и Vought F7U Cutlass . По сравнению с современными версиями Sparrow I был более обтекаемым и имел планер в форме пули с длинным заостренным носом.
Воробей I был ограниченным и довольно примитивным оружием. Ограничения наведения по лучу (которые были связаны с оптическим прицелом на одноместных истребителях и радаром с ночными истребителями) ограничивали ракету атаками по прямым курсам и делали ее практически бесполезной против маневрирующей цели. Всего было выпущено около 2000 патронов.
Еще в 1950 году Дуглас исследовал оснащение Sparrow активным радиолокационным искателем, первоначально известным как XAAM-N-2a Sparrow II, оригинал, задним числом ставший Воробей I. В 1952 году ему был присвоен новый код ААМ-Н-3. Активный радар сделал Sparrow II оружием типа «выстрелил и забыл», позволяя вести огонь по нескольким целям одновременно.
К 1955 году Дуглас предложил продолжить разработку, намереваясь стать основным оружием для F5D Skylancer перехватчика. Позже он был выбран, с некоторыми противоречиями, в качестве основного оружия для канадского сверхзвукового перехватчика Avro Arrow вместе с новой системой управления огнем Astra. Для использования в Канаде и в качестве второго источника для ракет США была выбрана Canadair для производства ракет в Квебеке..
Небольшой размер носовой части ракеты и AN / APQ-64 диапазона K -радар ограничил производительность, и он никогда не работал при тестировании. После значительных разработок и испытательных стрельб в США и Канаде, Douglas отказался от разработки в 1956 году. Canadair продолжала разработку до тех пор, пока Arrow не был отменен в 1959 году.
Подвариант вооруженного Sparrow I. с той же ядерной боеголовкой, что и MB-1 Genie, был предложен в 1958 году, но вскоре после этого был отменен.
Одновременно с разработкой Sparrow I в 1951 году Raytheon начал работу над полуактивная радиолокационная станция самонаведения версия ракет семейства Sparrow, AAM-N-6 Sparrow III. Первое такое оружие поступило на вооружение ВМС США в 1958 году.
AAM-N-6aбыл аналогичен -6, но использовался новый Тиокол Жидкостный ракетный двигатель с улучшенными характеристиками. Он также включал изменения в электронику наведения, чтобы сделать ее эффективной на более высоких скоростях закрытия. -6a был также выбран для вооружения истребителей ВВС F-110A Spectre (F-4 Phantom ) в 1962 году, известных им как AIM-101. Он был запущен в производство в 1959 году, всего было построено 7500 машин.
Еще одна модернизация - твердотопливный двигатель Rocketdyne для AAM-N-6b, производство которого началось в 1963 году. Новый двигатель значительно увеличил максимальную дальность полета до 35 километров (22 миль). для лобовых атак.
В течение этого года ВВС и ВМФ согласовали стандартизированные соглашения об именах для своих ракет. Воробьи стали серией AIM-7. Первоначальный Sparrow I и прерванный Sparrow II превратились в AIM-7Aи AIM-7B, несмотря на то, что оба они вышли из строя. Модели -6, -6a и -6B стали соответственно AIM-7C, AIM-7Dи AIM-7E.
Было произведено 25000 самолетов AIM-7E, которые широко использовались во время войны во Вьетнаме, где его характеристики обычно считались разочаровывающими. Смешанные результаты заключались в сочетании проблем с надежностью (усугубляемых тропическим климатом), ограниченной подготовки пилотов в боях истребитель с истребителем и ограничительных правил ведения боя, которые обычно запрещали бои в режиме BVR (за пределами видимости). P k (вероятность уничтожения) AIM-7E составлял менее 10%; Американские летчики-истребители сбили 59 самолетов из 612 обстрелянных воробьев. Из 612 выпущенных ракет AIM-7D / E / E-2 97 (или 15,8%) поразили свои цели, в результате чего было убито 56 (или 9,2%). Два убитых были убиты за пределами видимости.
В 1969 году была представлена улучшенная версия E-2 с подрезанными крыльями и различными изменениями взрывателя. Считающийся «воробьем воздушного боя», AIM-7E-2 был предназначен для использования на более коротких дистанциях, где ракета все еще летела на высоких скоростях, и в лобовом аспекте, что делало его гораздо более полезным в условиях визуальных ограничений, налагаемых на помолвки. Тем не менее, его коэффициент убийства составлял всего 13% в бою, что привело к практике стрельбы по всем четырем одновременно в надежде увеличить вероятность убийства. Его худшая тенденция заключалась в преждевременном детонации примерно в тысяче футов перед запускающим самолетом, но у него также было много отказов двигателя, беспорядочные полеты и проблемы с взрывателями. Версия E-3 включала дополнительные изменения во взрыватель, а E-4 отличался модифицированной ГСН для использования с F-14 Tomcat.
ракетные самолеты | Модель | Сбитый самолет | Комментарии |
---|---|---|---|
F-4C Phantom II | AIM-7D | 1 МиГ-17 | 555-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS) |
F-4C | AIM-7E | 3 МиГ-17, 10 МиГ-21 | 389-й ТФС, 433-й ТФС, 480-й ТФС, 555-й ТФС |
F-4D | AIM-7E | 4 МиГ-17, 2 МиГ-21 | 433 TFS, 435 TFS, 555 TFS |
F-4D | AIM-7E-2 | 18 МиГ-21, 3 МиГ-19 | 4-й ТФС, 13-й ТФС, 34-й ТФС, 523-й ТФС, 555-й ТФС |
F-4E | AIM-7E-2 | 8 МиГ-21, 1 МиГ- 19 | 4-я TFS, 35-я TFS, 58-я TFS, 366-я TFS, 555-я TFS |
Ракетный самолет | Модель | Самолет сбит | Комментарии |
---|---|---|---|
F-4B Phantom II | AIM-7D | 4 МиГ-17 (включает 2 вероятных) | Истребители США, запущенные с USS Ranger CV-61, USS Midway CV-41, USS Coral Море CV-43 |
F-4B | AIM-7E | 2 Ан-2 (Антонов Бипланы ), 2 МиГ-21, 1 истребитель МиГ-17 | , запущенный с USS Constellation CV-64 и USS Enterprise CVN-65 |
F-4J | AIM-7E-2 | 1 МиГ-21 | Истребители США, запущенные с USS Saratoga CV-60 |
Категория | USAF | USN | Комбинированные |
---|---|---|---|
Ан-2 | Н / Д | 2 | 2 |
МиГ-17 | 8 | 5 | 13 |
МиГ-19 | 4 | Н / Д | 4 |
МиГ-21 | 38 | 3 | 41 |
Всего | 50 | 10 | 60 |
Усовершенствованные версии AIM-7 были разработаны в 1970-х годах в попытке устранить ограничения оружия. AIM-7F, поступивший на вооружение в 1976 году, имел двухступенчатый ракетный двигатель для большей дальности, твердотельную электронику для значительного повышения надежности и боеголовку большего размера. Даже эту версию можно было улучшить, и British Aerospace и итальянская фирма Alenia разработали усовершенствованные версии Sparrow с лучшими характеристиками и улучшенной электроникой, такие как BAe Skyflash и Алениа Аспид соответственно.
Самая распространенная на сегодняшний день версия Sparrow, AIM-7M, поступила на вооружение в 1982 году и имела новый инвертированный моноимпульсный ГСН (соответствующий возможностям Skyflash), активный радар бесконтактный предохранитель, цифровое управление, улучшенное сопротивление ECM и улучшенные характеристики на малых высотах. Он был использован с хорошими преимуществами в 1991 войне в Персидском заливе, где он совершил множество убийств ВВС США в воздухе. Из 44 выпущенных ракет 30 (68,2%) поразили намеченные цели, в результате чего было убито 24/26 (54,5% / 59,1%). 19 убийств было убито за пределами видимости.
AIM-7Pво многом похож на версии M и был в первую очередь программой модернизации существующих ракет серии M. Основные изменения коснулись программного обеспечения, улучшающего низкоуровневую производительность. Последующая модернизация Block II добавила новый задний приемник, позволяющий ракете получать поправку на средний курс от запускающего самолета. Первоначально планы предусматривали обновление всех версий M, но в настоящее время выпускаются P по мере необходимости, чтобы заменить M, утерянные или удаленные из инвентаря.
Финальной версией ракеты должна была стать AIM-7R, которая добавляла самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящуюся самонаводящейся в неизменном виде. Общее сокращение бюджета привело к его отмене в 1997 году.
В настоящее время производство Sparrow прекращается в связи с появлением активной РЛС AIM-120 AMRAAM, но вполне вероятно оставаться в строю несколько лет.
AAM-N-2 (AIM-7A) | AAM-N-3 (AIM-7B) | 'AIM-7C | AIM-7E | AIM-7F | AIM-7M / P | RIM-7M / P | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина | 3,74 м (147,3 дюйм) | 3,85 м (151,7 дюйма) | 3,66 м (144 дюйма) | ||||
Размах крыла | 0,94 м (37 дюймов) | 1,02 м (40 дюймов) | |||||
Размах ласта | 0,88 м (34,8 дюйма) | ? | 0,81 м (32 дюйма) | 0,62 м (24,3 дюйма) | |||
Диаметр | 0,203 м (8 дюймов) | ||||||
Вес | 143 кг (315 фунтов) | 176 кг (389 фунтов) | 172 кг (380 фунтов) | 197 кг (435 фунтов) | 231 кг (510 фунтов) | ||
Скорость | Мах 2,5 | Мах 4 | |||||
Диапазон | 10 км (5,4 нм) | 7 км (4 нм) | 11 км (6 нм) | 30 км (16 нм) | 70 км (38 морских миль) | 26 км (14 морских миль) | |
Силовая установка | Aerojet 1.8KS7800 твердотопливная ракета | Rocketdyne MK 38 / MK 52 Твердотопливная ракета | Геркулес MK 58 Твердотопливная ракета двойной тяги | ||||
Боевая часть | 20 кг (45 фунтов) | 30 кг (65 фунтов) Ракета непрерывного действия MK 38 d | 39 кг (86 фунтов) MK 71 сплошной стержень | 40 кг (88 фунтов) WDU-27 / B осколочно-взрывной |
Пожар австралийского F-18A Hornet ракета AIM-7 Sparrow.
AIM-7E загружается на Hawaii ANG F-4C в 1980 г.
AIM-7F на 37-й TFW F-4G в 1988 г.
Wings устанавливается на AIM-7
AIM-7M загружается
В рамках программы Avro Canada CF-105 Arrow компания Canadair (ныне Bombardier ) сотрудничала с Douglas Aircraft Company в разработке Sparrow II (AAM-N-3 / AIM-7B). После того, как Дуглас отказался от этой программы, Canadair продолжил ее до завершения проекта Arrow.
AAM-N-3 Sparrow II был уникален тем, что имел полностью активную радиолокационную систему наведения. В ракете были объединены радарный передатчик и приемник, что избавляло пилота от необходимости удерживать самолет наведенным на цель после запуска ракеты, в отличие от полуактивных ракет с радиолокационным самонаведением (SARH), которые требуют непрерывного радиолокационное наведение на протяжении всего полета. Это позволяло самолету, который стрелял из AAM-N-3, отвернуться, преследовать другие цели и / или уйти от возможных ответных ракет, выпущенных самолетом противника в течение времени, необходимого Sparrow для достижения цели. Несмотря на значительные преимущества этой конструкции над наведением SARH, все последующие модели Sparrow использовали полуактивное радиолокационное наведение.
Для размещения активной радиолокационной системы наведения AAM-N-3 Sparrow II имел гораздо больший объем. чем его предшественник. Его размер впоследствии стал прецедентом для всех будущих вариантов Sparrow.
В 1959 году Canadair завершила производство пяти ракет на базе планеров Douglas и построила две модели с нуля, когда программа была отменена с отменой проекта. Arrow.
Skyguard I - зенитная система, использующая наземные пусковые установки AIM-7 Sparrow.
Итальянская компания Finmeccanica (теперь Leonardo SpA ), Alenia Difesa лицензировала технологию AIM-7E Sparrow из США и выпустила собственную улучшенную версию под названием Aspide.
LY-60 / FD-60 / PL-10 - это семейство ракет КНР, разработанных Шанхайской академией науки и технологий, в значительной степени основанных на итальянской ракете Aspide - версии Sparrow. Существует четыре варианта базовой конструкции, три из которых - земля-воздух и одна - воздух-воздух.
Советский Союз приобрел AIM-7 в 1968 году, и команда Вымпел начала копировать его как К-25. Ракета не поступала в производство, поскольку считалось, что R-23 обладает большей универсальностью, дальностью, логикой обработки сигналов и помехоустойчивостью. Работа над К-25 закончилась в 1971 году, но анализ «Воробья» позже был использован для разработки конструкции Вымпел Р-27, особенно сервомеханизмов и подвижных крыльев.
British Aerospace (BAe) лицензировала технологию AIM-7E2 в 1970-х, выпустив Skyflashракета. Skyflash использовал моноимпульсный полуактивный искатель Marconi XJ521 вместе с усовершенствованной электроникой. Он был оснащен ракетным двигателем Aerojet Mk52 mod 2 (позже - Rocketdyne Mk38 mod 4). Skyflash поступил на вооружение Королевских ВВС (RAF) на их Phantom FG.1 / FGR.2 в 1978 году, а позже - на Tornado F3. Skyflash также экспортировался в Швецию для использования на их истребителях Viggen.
Обновленная версия с активным радиолокационным искателем, названная Active Sky Flash, была предложена BAe и Thomson-CSF, но не получила финансирования, потому что RAF выбрал другой ракеты.
Sparrow состоит из четырех основных частей: секции наведения, боеголовки, управления и ракетного двигателя (в настоящее время твердотопливный ракетный двигатель Hercules MK-58 ). Он имеет цилиндрический корпус с четырьмя крыльями в средней части и четырьмя хвостовыми стабилизаторами. Хотя внешние размеры Sparrow оставались относительно неизменными от модели к модели, внутренние компоненты более новых ракет представляют собой значительные улучшения со значительно расширенными возможностями. Боевая часть - типа сплошной стержень.
Как и в случае с другими полуактивными ракетами с радиолокационным наведением, ракета не генерирует радиолокационные сигналы, а вместо этого попадает в отраженные непрерывно-волновые сигналы от радара стартовой платформы. Приемник также обнаруживает радар наведения, что позволяет проводить сравнения, которые повышают устойчивость ракеты к пассивным помехам.
Самолет-пускатель освещает цель своим радаром. В радарах 1950-х годов это были устройства сопровождения одиночной цели, использующие рупор нутационного как часть антенны. Это привело к смещению луча в виде небольшого конуса. Обработка сигнала будет применяться для определения направления максимальной освещенности и, таким образом, выработки сигнала для направления антенны к цели. Ракета обнаруживает отраженный сигнал от цели с помощью антенны с высоким коэффициентом усиления аналогичным образом и направляет всю ракету в сторону сближения с целью. Система наведения ракеты также измеряет часть светового сигнала через направленные назад волноводы . Сравнение этих двух сигналов позволило логическим схемам определить сигнал истинного отражения цели, даже если цель должна была выбрасывать отражающие радар чафф.
На Викискладе есть материалы, связанные с AIM-7 Sparrow . |
Викискладе есть материалы, связанные с RIM -7 Sea Sparrow . |