|
История ВВС Ирана можно разделить на две фазы - до Исламской революции и после нее.
Имперские ВВС Ирана (IIAF) были ответвлением Имперских вооруженных сил Ирана и были созданы Реза Шахом, шахом Ирана, в 1920 году. Он начал работать с первыми полностью обученными пилотами 25 февраля 1925 года. Первая попытка Ирана закупить самолеты у США в 1920-х годах провалилась из-за отказа Вашингтона поставить оборудование из-за Мировая война Я договор. До Второй мировой войны авиационный парк IIAF полностью состоял из европейских самолетов, в основном британских и немецких. Однако после скоординированного британского и советского вторжения в Иран во время Второй мировой войны в ответ на заявление Реза Шаха о нейтралитете, базы IIAF были оккупированы Союзники и все существующие самолеты IIAF были либо уничтожены, либо демонтированы вторгшимися Советами и Британией. Нескольким иранским самолетам удалось подняться в воздух во время вторжения, и они начали безуспешные воздушные бои с Королевскими ВВС.
Примерный боевой порядок для ВВС 1946 года можно найти в «Боевом самолете Джейн времен Второй мировой войны». Сообщается, что два полка базируются недалеко от Тегерана. После Второй мировой войны IIAF начал медленно восстанавливать свой инвентарь, причем самолеты в основном поставлялись из Соединенных Штатов и Великобритании. В 1958 году была сформирована национальная пилотажная команда, получившая название «Золотая Корона » и являвшаяся частью IIAF, она просуществовала до 1978 года. Генерал-лейтенант Надер Джаханбани считается основателем Золотой короны и обычно считается «Отец IIAF». В 1960-х годах IIAF приобрела 90 Canadair Sabre истребителей у RCAF, но они были переданы в ВВС Пакистана.
В 1960-х и 1970-х гг. Военно-воздушные силы использовались в рамках совместной программы воздушного шпионажа Ирана и США против бывшего Советского Союза. Он состоял из двух частей, известных как Project Dark Gene и Project Ibex.
IIAF направили авиацию в Оман в 1970-х годах, когда Иран оказывал военную помощь этой стране во время восстания Дофара. В ходе этого конфликта повстанцами был сбит один иранский F-4 Phantom II.
В 1976 году Имперские ВВС Ирана отреагировали на инцидент с НЛО над иранской столицей Тегераном.
Позже, в 1970-х, IIAF стали единственной военной силой, кроме ВМС США, которая была оснащена F-14 Tomcat. Следовательно, он также стал единственным другим оператором ракеты «воздух-воздух» AIM-54 Phoenix. После иранской революции 1979 года некоторые из этих самолетов были не в рабочем состоянии из-за отсутствия необходимых запчастей, из-за американского эмбарго на поставки оружия и повреждений, нанесенных самолетам во время вторжения в Ирак (Иранско-иракская война ). Некоторые из них были возвращены в строй из-за локального производства запасных частей иранского производства с обратной технологией, а также из-за «каннибализма» (процесс снятия рабочих частей с поврежденных самолетов и их использования для ремонта других).
В это время Соединенные Штаты учредили программы «Spellout», «Peace Ruby» и «Peace Net» для улучшения / модернизации системы ПВО Ирана. Помимо радаров противовоздушной обороны, сеть была подключена с помощью микроволновых сетей прямой видимости и тропосферных сетей.
Первая эскадрилья F-4D Phantom II в Иране, 1971 год.В 1976 году IIAF также разместили заказ на более 150 F-16 Fighting Falcon истребителей., но поставки так и не были осуществлены из-за свержения шаха аятоллой Хомени во время революции. Эти самолеты продолжили службу в ВВС Израиля.
Свержение шаха во время Исламской революции в феврале 1979 г. сопровождалось изменениями в организации Иранские военные. Военно-воздушные силы были переименованы в ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) и в значительной степени унаследовали оборудование и структуру бывших IIAF. Из-за натянутых отношений с Западом Иран был вынужден закупить новое оборудование у Бразилии, Советского Союза / России и Китайской Народной Республики.
Однако он потерял большинство своих ведущих офицеров в ходе постреволюционного хаоса, а также из-за преследования тех, кого считали лояльными шаху, проамериканскими или в другом месте новым правительством в Тегеране. Другой его персонал также был уничтожен чистками, многие пилоты были удалены или покинули военно-воздушные силы. Это привело к тому, что военно-воздушные силы были плохо подготовлены к ирано-иракской войне.
Серия чисток и принудительных выходов на пенсию, как следствие иранской революции 1979 года, привело к сокращению численности персонала службы вдвое в период с февраля 1979 года по июль 1980 года, в результате чего IRIAF плохо подготовился к Ирану - Война в Ираке (также называемая «1-й войной в Персидском заливе»). Внезапные удары иракской авиации по шести иранским аэродромам и четырем другим военным объектам, нанесенные днем 22 сентября 1980 года, стали полной неожиданностью и вызвали шок у переименованной в IRIAF, которая находилась в процессе реорганизации после иранской революция, завершившаяся годом ранее. Тем не менее ВВС Исламской Республики Иран нанесли ответный удар, нанеся удары по иракским аэродромам, объектам нефтяной промышленности и объектам связи с участием до 146 истребителей-бомбардировщиков. Помимо ударов по иракским аэродромам, IRIAF удалось нанести ущерб иракским предприятиям по добыче и экспорту нефти; в результате Багдад решил прекратить экспорт нефти на несколько лет.
После недельной противовоздушной кампании и из-за критической ситуации на земле в провинции Хузестан, IRIAF были брошены в сухопутное сражение, в основном в районах Хорремшехра, Ахваза, и Дезфул. Здесь действия IRIAF удивили наиболее информированных наблюдателей, нанеся авиаудары по бронетехнике и колоннам снабжения. Из-за больших потерь в войсках и бронетехнике, превосходства Ирана в воздухе и перебоев в системах снабжения иракцы были вынуждены прекратить наступление, а затем вступили в чрезвычайно ожесточенные наземные сражения против иранских наземных войск.
Первая эскадрилья пилотов F-14 Tomcat ВВС Исламской Республики Иран на авиабазе Шираз.Однако IRIAF заплатила высокую цену за этот успех, потеряв за это время десятки своих лучших пилотов и самолетов. между сентябрем и декабрем 1980 года. Хотя в последующие месяцы уровень готовности IRIAF значительно увеличился, его общая роль и влияние снизились, поскольку духовное правительство пыталось сделать упор в боях на Корпус стражей исламской революции (КСИР), но также попытались создать для этой службы отдельное авиационное подразделение.
После успешного освобождения большей части иранских территорий, захваченных иракцами, в конце весны 1982 г. положение IRIAF полностью изменилось. Из авиации, которая по своей природе была наступательной, она в основном была переведена на противовоздушную оборону и, что относительно редко, выполняла задачи летучих бомбардировок по целям промышленного и военного значения в Ираке. Одновременно IRIAF пришлось научиться поддерживать и поддерживать в рабочем состоянии свой большой парк самолетов и вертолетов американского производства без посторонней помощи из-за американских санкций. Вернувшись к оборудованию, приобретенному в США в 1970-х годах, иранцы начали создавать свою собственную аэрокосмическую промышленность; их усилия в этом направлении до недавнего времени оставались в значительной степени непризнанными.
Однако IRIAF смог получить ограниченное количество запасных частей и вооружения для своих самолетов американского производства, когда Иран смог закупить американские запчасти и оружие для своих вооруженных сил во время Ирана. –Контрольное дело. Доставка шла через Израиль, а позже и из США.
С 1984 по 1985 год IRIAF столкнулся с все более организованным и оснащенным противником, поскольку иракские ВВС, усиленные поставками современных истребителей-бомбардировщиков из Франции и Советского Союза, начали многочисленные наступательные операции. против иранских населенных пунктов, промышленных инфраструктур, электростанций и центров экспорта нефти. Они стали более известными как «Танковая война» и «Война городов». Для защиты от увеличивающегося числа ударов иракской авиации IRIAF сильно опирался на свой большой флот, состоящий из истребителей Grumman F-14 Tomcat превосходства в воздухе. Tomcats в основном использовались для защиты стратегически важного острова Харг (главный узел экспорта иранской нефти) и Тегерана. В период с 1980 по 1988 гг. Только в этих районах было проведено более 300 боевых действий воздух-воздух против истребителей, истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков IQAF.
Столкнувшись с тем фактом, что он не мог получить замену для оборудования, потерянного в то, что превратилось в войну на истощение против Ирака, до конца конфликта IRIAF оставались ориентированными на оборону, сохраняя свои уцелевшие активы в качестве «существующей силы». С середины 1987 года IRIAF столкнулся также с истребителями ВМС США над Персидским заливом. Ряд столкновений, имевших место в период с июля 1987 года по август 1988 года, довели до предела доступные средства IRIAF, исчерпав его возможности по защите воздушного пространства Ирана от иракских воздушных ударов.
Сразу после окончания ирано-иракской войны IRIAF был частично переоборудован. построено за счет ограниченных закупок истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 из Советского Союза, а также истребителей F-7 М и FT-7 из Китай. Хотя эти типы являются долгожданным подкреплением, они никогда не заменяли более старые американские модели F-4 Phantom или F-14 Tomcats (теперь единственная авиация в мире, продолжающая использовать истребители) или даже Нортроп F-5 Тигр II. Вместо этого IRIAF продолжил усилия по поддержанию этих типов в эксплуатации и начал ряд проектов с намерением восстановить и модернизировать их.
Попытка России продать Ирану большое количество МиГ-27, МиГ-31 и Туполев Ту-22М. в 1993 году был испорчен отсутствием интереса и денег со стороны Ирана.
В соответствии с предполагаемым соглашением (для этого нет никаких доказательств) между режимами Багдада и Тегерана в феврале 1991 г. значительное количество иракских авиалиний Самолеты Force (IrAF) были эвакуированы на иранские аэродромы, чтобы избежать разрушений в 1991 г. в Персидской войне в Персидском заливе. Соглашение заключалось в том, чтобы Иран вернул их после войны, но иранцы конфисковали эти самолеты вместо этого, потребовав их в качестве военных репараций за ирано-иракскую войну.
IRIAF задействовал все из 36 Су-24МК, 7 Су-25 и 24 Mirage F.1BQ и F.1EQ вылетели из Ирака, в то время как все остальные типы, включая 40 Су-20/22 и не менее десяти МиГ-23 разных версий - хранились.
Точный текущий состав IRIAF трудно определить, но оценки существуют. Многие самолеты, принадлежащие иракским ВВС, укрылись в Иране во время войны в Персидском заливе в 1991 году, и многие из них были приняты на вооружение IRIAF или разобраны на запчасти.
Из-за постоянной нехватки запасных частей, с которой столкнулись ВВС, в конце 1980-х годов было принято решение развивать местную аэрокосмическую промышленность для поддержки ВВС.
В 2002 году Иран при сотрудничестве Украины успешно начал производство Иран-140; лицензионный вариант транспортного самолета Антонов Ан-140. Одновременно Иран начал строительство двух истребителей 100% отечественного производства, модернизированных с использованием технологий от F-14 Tomcat и F-5 Tiger II. Боевики получили названия Азарахш и Шафак.
. С тех пор страна также стала самодостаточной в производстве вертолетов. Страна утверждает, что способна производить старый американский боевой вертолет AH-1 Cobra. Кроме того, Иран также серийно производит вертолеты Bell Helicopter Bell 212 и Bell 206 вертолеты. Они известны соответственно как Шабавиз 2-75 и.
В отличие от многих других стран с современной авиацией, Иран был вовлечен в напряженную и длительную войну. Восьмилетний конфликт с Ираком дал IRIAF возможность создать несколько испытанных в боях и закаленных пилотов-истребителей. Хотя информация о IRIAF в лучшем случае труднодоступна, два человека выделяются как лучшие иранские асы-истребители.
Джалил Занди - самый успешный пилот-истребитель Ирана. На американском F-14 Tomcat он одержал 11 воздушных побед, 8 из которых подтверждены западными источниками. Сюда входят 4 МиГ-23, 2 Су-22, 2 МиГ 21 и 3 Mirage F1. Эти цифры делают его самым успешным пилотом иранского истребителя, самым успешным пилотом F-14 Tomcat и последним (и последним), кто претендовал на статус аса.
Ядолла Джавадпур управлял F-5 Freedom Fighter, другим реактивным самолетом американского производства, и заявил, что пять иракских самолетов были сбиты; два достоверно подтверждены. Это делает его асом и самым успешным пилотом истребителя F-5, но его наибольшая известность случилась 6 августа 1983 года, когда он сбил иракский МиГ-25. Это было значительным достижением для пилота F-5, поскольку МиГ-25 - гораздо более крупный и быстрый самолет со значительным преимуществом в высоте. Другим подтвержденным его убийством был Су-20 17 октября 1980 года.
Боинг 707 Императорских ВВС Ирана заправляет Боинг-747 IIAF.
На Wikimedia Commons есть материалы, относящиеся к ВВС Ирана. |